Щелочные металлы

  • doc
  • 18.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 7 урок.doc

«Щелочные  металлы»

9 класс

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала с мультимедийной поддержкой. На уроке сочетаются фронтальный, групповой и индивидуальный виды работы учащихся.

Методы урока: проблемные, поисково-исследовательские, самостоятельная работа     учащихся.

Оборудование: персональный компьютер с Windows Media Player, мультимедийный    проектор, интерактивная доска, программы для запуска презентации на компьютере: MS Office Power Point, фрагменты из коллекции образовательных интернет ресурсов.

Цели урока

Образовательные:

·       на основе атомного строения металлов, физических и химических свойств, показать черты сходства и различия щелочных металлов;

·       проследить межпредметные связи химии с биологией, физикой, медициной, используя области применения основных соединений щелочных металлов;

·       раскрыть значение и роль щелочных  металлов в жизни человека.

Развивающие:

·     способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся: наблюдать, сравнивать химические элементы, высказывать суждения об их свойствах, обобщать, делать выводы;              

·     продолжить формирование навыков самообразования: умение работать с книгой, инструкцией, тестом.

Воспитательные:

·       воспитание интереса к предмету и таких нравственных качеств как аккуратность, дисциплина, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.

План урока и распределение времени урока

·           Организационный момент (1 мин)

·        Вводное слово (2 мин)

·        Актуализация знаний (5мин)

·        Сообщение темы и плана урока (4 мин)

·        Работа по плану объясняемой  темы (23 мин)

·        Закрепление: тестирование (8 мин)

·           Домашнее задание (2 мин)

Ход урока

I Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку учащихся (наличие тетрадей, учебников).

II Вводное слово: мы изучаем раздел, металлы, и вы знаете, что металлы имеют большое значение в жизни современного человека. На прошлых уроках мы рассмотрели  общие сведения о металлах: положение в периодической таблице, особенности строения атомов, изучили общие физические и химические свойства, а также общие способы получения металлов. Сегодня приступаем к изучению наиболее ярких представителей в химическом отношении, самых активных щелочных металлов. Для того чтобы усвоить материал урока, нам необходимо вспомнить наиболее важные вопросы, которые рассматривали на предыдущих уроках.

III Актуализация знаний учащихся в виде беседы по вопросам:

·        На какие две большие группы происходит деление химических элементов?

·        Где находятся металлы в ПСХЭ Д.И. Менделеева?

·        Каковы особенности строения атомов металлов?                                               

·        Как особенности строения атома влияют на физические свойства?

·        Как особенности строения металлов влияют на их химические свойства?

IV Сообщение темы и плана урока:

·       Оформление даты и темы урока в тетрадях

·       Знакомство с планом урока

1.    Положение щелочных металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева

2.    История открытия щелочных металлов

3.    Строение атомов химических элементов I группы главной подгруппы

4.    Физические свойства щелочных металлов

5.    Химические свойства щелочных металлов

6.    Биологическое значение щелочных металлов

7.    Подведение итогов: тестирование

8.    Домашнее задание

VI Работа по плану объясняемой темы:

1. Положение щелочных металлов в ПСХЭ – беседа по вопросам:

·        Где располагаются щелочные металлы в ПСХЭ Д.И. Менделеева?

·       Перечислите щелочные металлы.

·       Почему данные металлы назвали щелочными?

·       2. История открытия щелочных металлов: заранее подготовленный ученик рассказывает о хронологии открытия щелочных металлов и представляет свою презентацию темы   

·        1807 г. в Англии Гемфри Дэви открыл калий и натрий

·        1817 г. в Швеции Август Арфедсон открыл литий

·        1860 – 1861 г.г. в Германии Роберт Бунзен и Густав Кирхгоф открыли рубидий

·        1939 г. во Франции Маргарита Перей открыла радиоактивный элемент франций, который назвала в честь своей страны - Франции

3. Строение атомов химических элементов I группы главной подгруппы учащиеся заполняют таблицу: «Общая характеристика химических элементов  I группы главной подгруппы» и делают выводы по заполненной таблице (приложение)

Название и символ элемента

Состав атомного ядра

Число валентных электронов

Число энергетических уровней

Характерные степени окисления

Li – литий

p = 3, n = 4

1

2

+1

Na – натрий

p = 19, n = 20

1

3

+1

Rb – рубидий

p = 37, n = 48

1

4

+1

Cs – цезий

p = 55, n = 78

1

5

+1

Fr – франций

p = 87, n = 136

1

6

+1

 

Выводы:1) На внешнем энергетическом уровне атомы этих элементов содержат по  одному электрону  

         2) В подгруппе от лития к цезию радиусы атомов увеличиваются, так как возрастает число электронных слоев, следовательно, усиливаются и восстановительные свойства

 3) Во всех своих соединениях щелочные металлы проявляют степень  окисления  +1

Упражнение сравните атомы элементов, поставив знаки >, < или =  вместо *   (приложение)


I вариант

А) заряд ядра

Li * RbNa * Al

Б) число электронных слоев

Li * RbNa * Al

В) число электронов на внешнем уровне

Li * RbNa * Al

Г) радиус атома

Li * RbNa * Al

Д) восстановительные свойства

Li * RbNa * Al

II  вариант

А) заряд ядра

K * CaNa * Rb

Б) число электронных слоев

K * CaNa * Rb

В) число электронов на внешнем уровне

K * CaNa * Rb

Г) радиус атома

K * CaNa * Rb

Д) восстановительные свойства

K * CaNa * Rb             


4. Физические свойства щелочных металлов щелочные металлы-это простые вещества, для которых также, как и для всех металлов, характерна металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Металлическая связь возникает за счет отдачи одного электрона атомом металла и образованием иона металла с положительным зарядом: М0 – 1е   →   М+1. Наличие металлической связи и металлической кристаллической решетки обуславливает следующие физические свойства щелочных металлов: серебристо – белые, мягкие, обладают блеском, легкие,  их плотность меньше 5 г/см3 и возрастает от лития к цезию, легкоплавкие, их температура, наоборот, от лития к цезию уменьшается.

5. Химические свойства щелочных металлов щелочные металлы быстро окисляются на воздухе, поэтому их хранят под слоем керосина, а литий в вазелине, так как из-за своей легкости он в керосине всплывает. Щелочные металлы активно взаимодействуют почти со всеми неметаллами (хлором, водородом, серой, кислородом). При взаимодействии с кислородом лития образуется оксид, а натрий и калий в данном случае образуют пероксиды. Все щелочные металлы активно реагируют с водой. Скорость химических реакций зависит от природы реагирующих веществ: так, скорость реакции взаимодействия лития с водой меньше, чем натрия, и еще меньше, чем калия. Взаимодействие рубидия и цезия с водой протекает так быстро, что происходит. Уравнения же реакций щелочных металлов с растворами кислот и солей записывать не принято (так как они взаимодействуют с водой).

Упражнение составить уравнения реакций взаимодействия с кислородом (приложение) (работа у доски)


I вариант:

А) лития

Б) натрия

II вариант:

А) калия

Б) лития


Реакцию Б) рассмотреть как ОВР: определить степени окисления, составить электронный баланс, расставить коэффициенты.

Упражнение дать характеристику реакции Б) по плану (приложение) (самостоятельно)

6. Биологическое значение щелочных металлов (видео)

7) Подведение итогов: тестирование по вариантам

I вариант:

1) Число электронов на внешнем уровне у атомов щелочных металлов:


А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4


2) Тип химической связи в простом веществе литии:


А) ионная

Б) ковалентная полярная

В) ковалентная неполярная

Г) металлическая


3) Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме лития:


А) 2е, 3е

Б) 2е, 4е

В) 2е, 8е, 1е

Г) 2е, 8е, 3е


4) Наименее энергично взаимодействует с водой:


А) калий

Б) литий

В) натрий

Г) рубидий


5) Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:


А) калий

Б) литий

В) натрий

Г) рубидий



II вариант:

1) Вид химической связи в простом веществе натрии:


А) ионная

Б) ковалентная полярная

В) ковалентная неполярная

Г) металлическая


2) Радиус атомов элементов I группы главной подгруппы с увеличением заряда ядра:


А) изменяется периодически

Б) не изменяется

В) увеличивается

Г) уменьшается


3) Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме лития:


А) 2е, 3е

Б) 2е, 1е

В) 2е, 4е

Г) 2е, 8е, 1е


4) Наиболее энергично взаимодействует с водой:


А) калий

Б) литий

В) натрий

Г) цезий


5) Простое вещество с наименее  выраженными металлическими свойствами:


А) калий

Б) литий

В) натрий

Г) рубидий

8. Домашнее задание