«Щелочные металлы»
9 класс
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала с мультимедийной поддержкой. На уроке сочетаются фронтальный, групповой и индивидуальный виды работы учащихся.
Методы урока: проблемные, поисково-исследовательские, самостоятельная работа учащихся.
Оборудование: персональный компьютер с Windows Media Player, мультимедийный проектор, интерактивная доска, программы для запуска презентации на компьютере: MS Office Power Point, фрагменты из коллекции образовательных интернет ресурсов.
Цели урока
Образовательные:
· на основе атомного строения металлов, физических и химических свойств, показать черты сходства и различия щелочных металлов;
· проследить межпредметные связи химии с биологией, физикой, медициной, используя области применения основных соединений щелочных металлов;
· раскрыть значение и роль щелочных металлов в жизни человека.
Развивающие:
· способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся: наблюдать, сравнивать химические элементы, высказывать суждения об их свойствах, обобщать, делать выводы;
· продолжить формирование навыков самообразования: умение работать с книгой, инструкцией, тестом.
Воспитательные:
· воспитание интереса к предмету и таких нравственных качеств как аккуратность, дисциплина, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.
План урока и распределение времени урока
· Организационный момент (1 мин)
· Вводное слово (2 мин)
· Актуализация знаний (5мин)
· Сообщение темы и плана урока (4 мин)
· Работа по плану объясняемой темы (23 мин)
· Закрепление: тестирование (8 мин)
· Домашнее задание (2 мин)
Ход урока
I Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку учащихся (наличие тетрадей, учебников).
II Вводное слово: мы изучаем раздел, металлы, и вы знаете, что металлы имеют большое значение в жизни современного человека. На прошлых уроках мы рассмотрели общие сведения о металлах: положение в периодической таблице, особенности строения атомов, изучили общие физические и химические свойства, а также общие способы получения металлов. Сегодня приступаем к изучению наиболее ярких представителей в химическом отношении, самых активных щелочных металлов. Для того чтобы усвоить материал урока, нам необходимо вспомнить наиболее важные вопросы, которые рассматривали на предыдущих уроках.
III Актуализация знаний учащихся в виде беседы по вопросам:
· На какие две большие группы происходит деление химических элементов?
· Где находятся металлы в ПСХЭ Д.И. Менделеева?
· Каковы особенности строения атомов металлов?
· Как особенности строения атома влияют на физические свойства?
· Как особенности строения металлов влияют на их химические свойства?
IV Сообщение темы и плана урока:
· Оформление даты и темы урока в тетрадях
· Знакомство с планом урока
1. Положение щелочных металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева
2. История открытия щелочных металлов
3. Строение атомов химических элементов I группы главной подгруппы
4. Физические свойства щелочных металлов
5. Химические свойства щелочных металлов
6. Биологическое значение щелочных металлов
7. Подведение итогов: тестирование
8. Домашнее задание
VI Работа по плану объясняемой темы:
1. Положение щелочных металлов в ПСХЭ – беседа по вопросам:
· Где располагаются щелочные металлы в ПСХЭ Д.И. Менделеева?
· Перечислите щелочные металлы.
· Почему данные металлы назвали щелочными?
· 2. История открытия щелочных металлов: заранее подготовленный ученик рассказывает о хронологии открытия щелочных металлов и представляет свою презентацию темы
· 1807 г. в Англии Гемфри Дэви открыл калий и натрий
· 1817 г. в Швеции Август Арфедсон открыл литий
· 1860 – 1861 г.г. в Германии Роберт Бунзен и Густав Кирхгоф открыли рубидий
· 1939 г. во Франции Маргарита Перей открыла радиоактивный элемент франций, который назвала в честь своей страны - Франции
3. Строение атомов химических элементов I группы главной подгруппы учащиеся заполняют таблицу: «Общая характеристика химических элементов I группы главной подгруппы» и делают выводы по заполненной таблице (приложение)
Название и символ элемента |
Состав атомного ядра |
Число валентных электронов |
Число энергетических уровней |
Характерные степени окисления |
Li – литий |
p = 3, n = 4 |
1 |
2 |
+1 |
Na – натрий |
p = 19, n = 20 |
1 |
3 |
+1 |
Rb – рубидий |
p = 37, n = 48 |
1 |
4 |
+1 |
Cs – цезий |
p = 55, n = 78 |
1 |
5 |
+1 |
Fr – франций |
p = 87, n = 136 |
1 |
6 |
+1 |
Выводы:1) На внешнем энергетическом уровне атомы этих элементов содержат по одному электрону
2) В подгруппе от лития к цезию радиусы атомов увеличиваются, так как возрастает число электронных слоев, следовательно, усиливаются и восстановительные свойства
3) Во всех своих соединениях щелочные металлы проявляют степень окисления +1
Упражнение сравните атомы элементов, поставив знаки >, < или = вместо * (приложение)
I вариант
А) заряд ядра
Li * Rb ; Na * Al
Б) число электронных слоев
Li * Rb ; Na * Al
В) число электронов на внешнем уровне
Li * Rb ; Na * Al
Г) радиус атома
Li * Rb ; Na * Al
Д) восстановительные свойства
Li * Rb ; Na * Al
II вариант
А) заряд ядра
K * Ca ; Na * Rb
Б) число электронных слоев
K * Ca ; Na * Rb
В) число электронов на внешнем уровне
K * Ca ; Na * Rb
Г) радиус атома
K * Ca ; Na * Rb
Д) восстановительные свойства
K * Ca ; Na * Rb
4. Физические свойства щелочных металлов щелочные металлы-это простые вещества, для которых также, как и для всех металлов, характерна металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Металлическая связь возникает за счет отдачи одного электрона атомом металла и образованием иона металла с положительным зарядом: М0 – 1е → М+1. Наличие металлической связи и металлической кристаллической решетки обуславливает следующие физические свойства щелочных металлов: серебристо – белые, мягкие, обладают блеском, легкие, их плотность меньше 5 г/см3 и возрастает от лития к цезию, легкоплавкие, их температура, наоборот, от лития к цезию уменьшается.
5. Химические свойства щелочных металлов щелочные металлы быстро окисляются на воздухе, поэтому их хранят под слоем керосина, а литий в вазелине, так как из-за своей легкости он в керосине всплывает. Щелочные металлы активно взаимодействуют почти со всеми неметаллами (хлором, водородом, серой, кислородом). При взаимодействии с кислородом лития образуется оксид, а натрий и калий в данном случае образуют пероксиды. Все щелочные металлы активно реагируют с водой. Скорость химических реакций зависит от природы реагирующих веществ: так, скорость реакции взаимодействия лития с водой меньше, чем натрия, и еще меньше, чем калия. Взаимодействие рубидия и цезия с водой протекает так быстро, что происходит. Уравнения же реакций щелочных металлов с растворами кислот и солей записывать не принято (так как они взаимодействуют с водой).
Упражнение составить уравнения реакций взаимодействия с кислородом (приложение) (работа у доски)
I вариант:
А) лития
Б) натрия
II вариант:
А) калия
Б) лития
Реакцию Б) рассмотреть как ОВР: определить степени окисления, составить электронный баланс, расставить коэффициенты.
Упражнение дать характеристику реакции Б) по плану (приложение) (самостоятельно)
6. Биологическое значение щелочных металлов (видео)
7) Подведение итогов: тестирование по вариантам
I вариант:
1) Число электронов на внешнем уровне у атомов щелочных металлов:
А) 1
Б) 2
В) 3
Г) 4
2) Тип химической связи в простом веществе литии:
А) ионная
Б) ковалентная полярная
В) ковалентная неполярная
Г) металлическая
3) Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме лития:
А) 2е, 3е
Б) 2е, 4е
В) 2е, 8е, 1е
Г) 2е, 8е, 3е
4) Наименее энергично взаимодействует с водой:
А) калий
Б) литий
В) натрий
Г) рубидий
5) Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:
А) калий
Б) литий
В) натрий
Г) рубидий
II вариант:
1) Вид химической связи в простом веществе натрии:
А) ионная
Б) ковалентная полярная
В) ковалентная неполярная
Г) металлическая
2) Радиус атомов элементов I группы главной подгруппы с увеличением заряда ядра:
А) изменяется периодически
Б) не изменяется
В) увеличивается
Г) уменьшается
3) Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме лития:
А) 2е, 3е
Б) 2е, 1е
В) 2е, 4е
Г) 2е, 8е, 1е
4) Наиболее энергично взаимодействует с водой:
А) калий
Б) литий
В) натрий
Г) цезий
5) Простое вещество с наименее выраженными металлическими свойствами:
А) калий
Б) литий
В) натрий
Г)
рубидий
8. Домашнее задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.