Конспект урока
группа / класс 1
возраст обучающихся 7-8 лет
ТЕМА ЗАНЯТИЯ Щит и герб
Цель для педагога: |
способствовать формированию уважения к подвигу, к истории Отечества и христианским ценностям; развитию исторической памяти, познавательной активности.
|
Цель для обучающихся: |
|
||||||
Задачи для педагога: |
1) познакомить учеников младших классов с яркой исторической личностью Георгием Победоносцем; 2)рассказать о чудесах, связанных с именем Георгия Победоносца; 3)привлечь внимание подрастающего поколения к истории Христианства; 4)сохранять и развивать традиции служения Родине и Православию; 5)выявлять и поддерживать художественно и литературно одарённых детей. |
Задачи для обучающихся: |
|
||||||
Термины, понятия |
Духовный подвиг, воины Христовы, воинская доблесть, ратный подвиг, герб |
||||||||
Планируемые результаты: |
Формируемые компетентности |
Универсальные учебные действия (для школ и дополнительного образования) |
|||||||
Знать: Уметь: Владеть: |
Личностные: самоопределение - принимать и осваивать социальную роль обучающегося; смыслообразование – осознавать значение учебной деятельности и личностный смысл учения. Регулятивные: планирование - выполнять задания в соответствии с поставленной целью, ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника. Познавательные: общеучебные - выделять и формулировать познавательную цель; предметные - понимать, что такое духовный мир, воинская доблесть, ратный подвиг, оценивать смысл христианских ценностей, как иерархической системы,приведение соответствующих примеров; логические - подведение под понятие на основе выделения существенных признаков. Коммуникативные: инициативное сотрудничество -рассказывать о святом воине с опорой на материалы учебника и собственные представления. |
||||||||
Организация пространства |
|||||||||
Межпредметные связи |
Формы организации, методы, приёмы работы |
Ресурсы |
|||||||
|
Формы организации: Методы и приёмы: наглядный, словесный, практический, объяснительно-иллюстративный, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля. |
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, Наглядно-демонстрационный материал слайд-презентация, карточки с заданиями, иконы, георгиевские ленты |
|||||||
Цель этапа: |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
стр. книги |
Формируемые УУД |
|||||
|
I этап. Самоопределение к деятельности
|
|
|
||||||
формирование ценностного отношения к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. |
Учитель встречает и приветствует обучающихся и гостей |
Дети под музыку входят в класс |
|
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам |
|||||
|
|
|
|||||||
I этап. Целеполагание |
|||||||||
актуализировать знания, пробудить познавательный интерес, помочь определить направления в изучении темы. |
1.Чтение стихотворения «Россия,
Русь, куда я не взгляну…, Россия,
Русь! Храни себя, храни! 2. Вступительная беседа - Многие из вас, ребята, уже были в храме Божием и видели там множество икон, на которых изображены Спаситель, Богородица, святые угодники. Сегодня мы поговорим с вами о святом, которого чаще всего изображают в воинском снаряжении, верхом на белом коне, с копьём, убивающим дракона. Верхом на коне, Под копытом – дракон, Копьё вонзается в пасть! На помощь спешит согрешающим он И тем, кто в грех может впасть! - Может быть, кто-то из вас знает имя этого святого воина? - Кто догадался, какова тема нашего урока? Должен ли человек знать про героев старины минувшей? Почему? У нас вопрос помощник. На какие бы вопросы вы хотели получить ответ сегодня на уроке? |
Дети отвечают на поставленный вопрос (Георгий Победоносец) Дети формулируют тему Ответы детей Дети формулируют вопросы по теме занятия |
|
Регулятивные: целеполагание. Познавательные: самостоятельное формулирование проблемы и познавательной цели. Предметные: расширение кругозора и культурного опыта школьника. Личностные: взаимодействие с участниками учебной деятельности.
|
|||||
II этап. Актуализация опорных знаний и умений |
|||||||||
Помочь
активно воспринимать изучаемый материал, соотнести «старые» знания с
«новыми». |
Ребята вопросов было много, все они интересные. Кто из вас сможет ответить на поставленные вопросы? Достаточно ли у вас знаний, чтобы ответить на все вопросы? Вы хотели бы узнать больше о святом Георгии Победоносце? 1.Просмотр мультфильма из цикла Православный мульткалендарь https://www.youtube.com/watch?v=MaHVjDuAQz8 2.Инсценировка событий, посвященных подвигу Георгия Победоносца. Дети: 1-й ученик: Георгий Победоносец происходил из знатного рода. За свою веру он был заточён в темницу на 30 лет. Но произошло чудо – богатырь освободился и поехал выручать своих сестёр, которые находились в неволе, пасли диких зверей, волков. Сами девушки были грязные, нечёсаные. 2-й ученик: Но брызнул на них Георгий чудесной водой, и они стали здоровые и красивые. 3-й ученик: Волки признали его своим хозяином. Все животные, увидев, какой силой обладает богатырь, признали его своим повелителем. 4-й ученик: Змей не хотел с этим мириться и стал бороться с богатырем, и был убит Георгием Победоносцем.
Учитель: Змей в народных сказаниях – это злые силы, которые мучают, обманывают людей. Сейчас мы покажем эту легенду. Входят девочки в русских костюмах, водят хоровод, поют: Пойдем
девочки во луга-лужочки, (В конце хоровода выбегает взрослый (родитель или учитель-помощник), держа в руках змея, и набрасывает на девочек прозрачную белую ткань, девочки приседают.Звучит музыка И.Ф. Стравинского из балета «Жар-птица», «Пляс поганого царства») Змий: Будете пасти волков лютых, да ухаживать за гадами ползучими. (Змий «улетает». На белом коне появляется ученик, изображающий Георгия Победоносца, «брызгает» на девочек водой, покрывало спадает, девочки кланяются своему спасителю и убегают, заслышав музыку змия. Появляется змий, «борется» с богатырём, затем берёт зонт, к которому пришиты из поролона маленькие змеи, олицетворяющие змеиное царство, кружит им вокруг себя. На заднем фоне два ученика, изображая пламя, выполняют упражнения с красными лентами). Учитель: Вынимал
Георгий саблю острую, (Змий становится на колено, богатырь взмахивает мечом и «убивает» его.) Учитель: И победил Георгий злую силу в виде змия, и народ стал считать его покровителем зверей, хранителем домашнего скота.
|
Кто - нибудь из детей сможет ответить на некоторые вопросы Ответы детей
|
|
Регулятивные: сохранять заданную цель, способность к организации, планированию различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой).
Коммуникативные: умение высказывать собственную точку зрения, организовывать совместную деятельность, деловое сотрудничество, проводить ролевые игры, объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развивать способность к связной логически целесообразной форме речи.
Познавательные общеучебные: умение анализировать информацию, моделировать символ мира, составлять устные высказывания, структурировать полученные знания, адекватно оценивать свои действия, умение работать со схемами и моделями, установка на поиск решения проблем.
Личностные: готовность и способность к саморазвитию и самообучению, самоконтролю и самооценке; умение осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками; понимание особой роли Росси в мировой истории; воспитывать чувство гордости за национальные достижения, уважительное отношение к своей стране и её истории, любовь к родному краю, городу, школе и семье, гуманное отношение и толерантность к людям. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе и обществе. Предметные: осознание целостности окружающего мира, умение обнаруживать и устанавливать элементарные связи и зависимости в обществе; расширять знания о нашей стране – России; формировать умение использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; расширять кругозор и культурный опыт школьника; формировать умение воспринимать мир не только рационально, но и образно; овладевать методом наблюдения и исследования.
|
|||||
III этап. Основной этап |
|||||||||
|
1. Беседа о гербе и щите Святой Георгий почитается на Руси как покровитель русского воинства. Его изображали на княжеских печатях и монетах. - А сейчас, заглянем в чудесный мешочек, что же там лежит? - Что это? - Рассмотрите изображение копейки, что на ней изображено? - Почему она называется копейка? Где вы еще могли видеть изображения Георгия Победоносца? - С 19 века изображение святого Георгия на белом коне стало гербом Москвы, а позже появилось на государственном гербе Российской империи. На современном гербе изображён молодой всадник , пронзающий копьем змия, а не христианский святой – с нимбом, в сияющих одеждах и на белом коне. В 1731 году при царице Анне Иоанновне была установлена воинская награда в честь святого – крест Георгия Победоносца. Во время войны в армии служились молебны пред иконами святого о даровании победы. Иконки святого Георгия распространялись среди солдат для поддержания духа в борьбе «за веру, царя и отечество». Отличившимся рядовым раздавали георгиевские кресты. Имена и фамилии Георгиевских кавалеров увековечены занесением их на мраморные доски в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца в Москве. Россия помнит своих героев по именам, хранит о них память веками. - 6 мая - Русская Православная Церковь совершает память святого великомученика Георгия, покровителю Русской земли, небесного покровителя русского православного воинства и столицы России – Москвы. Мы празднуем 9 мая Победу, а война закончилась раньше, 6 мая, на Георгия Победоносца. Господь избрал командующего армией - победительницей маршала Георгия Константиновича Жукова, хотя были не менее заслуженные. Но Георгий Жуков отличался тем, что он имел глубокое религиозное чувство, был благоговейным человеком и всю войну провоевал с иконой – благословением от матери, и Господь избрал его из множества. И то, что время нашей победы в Великой Отечественной войне пришлось на майские дни памяти св. Георгия Победоносца, а командующий – победитель, маршал Жуков, носил имя, полученное им во Святом крещении - Георгий, говорит о Промысле Божьем. За победу заплачена цена большой крови миллионов советских людей, но свершилась она явно с помощью Божьей. В годы Великой Отечественной войны, продолжая боевые традиции русской армии, 8 ноября 1943 года был учрежден орден Славы трех степеней. В наше время появилась интересная традиция, связанная с этим древним символом. Молодежь, в преддверии праздника День Победы, повязывает георгиевскую ленту на одежду в знак уважения, памяти и солидарности с героическими русскими солдатами, отстоявшими свободу нашей страны в далекие 40-е годы. Черно-оранжевые цвета Георгиевской ленты стали в России символом военной доблести и славы. 2.Раскрашивание георгиевских ленточек.
|
|
|
Личностные: Регулятивные: Познавательные: Коммуникативные: |
|||||
IV этап. Итоги занятия. Рефлексия |
|||||||||
помочь самостоятельно обобщить изученный
материал, определить направления изученного материала. |
- Итогом наших знаний будет тест знаний. Вопросы: С именем Святого Георгия связаны слова: а) Победоносец; б) Великомученик; в) Святой воин. 2. Сюжет предания рассказывает о победе Георгия Победоносца над: а) змеем; б) львом; в) медведем. 3. Изображения Святого Георгия можно встретить на: а) монетах; б) ордене; в) гербе. 4. Изображение Георгия Победоносца можно встретить на гербе города: а) Белгорода; б) Нижневартовска; в) Москвы. Рефлексия. Самым интересным на занятии было… Мне понравилось… Сегодня на уроке я узнал(а)… Я научился… Я был бы рад… закрасьте смайлик: на
уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно — весёлый
человечек; затруднялся при выполнении заданий — печальный; было трудно
работать – грустный. |
|
|
Регулятивные: сохранять заданную цель, способность к организации, планированию различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой).
Коммуникативные: умение высказывать собственную точку зрения, организовывать совместную деятельность, деловое сотрудничество, проводить ролевые игры, объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развивать способность к связной логически целесообразной форме речи.
Познавательные общеучебные: умение анализировать информацию, моделировать символ мира, составлять устные высказывания, структурировать полученные знания, адекватно оценивать свои действия, умение работать со схемами и моделями, установка на поиск решения проблем.
Личностные: готовность и способность к саморазвитию и самообучению, самоконтролю и самооценке; умение осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками; понимание особой роли Росси в мировой истории; воспитывать чувство гордости за национальные достижения, уважительное отношение к своей стране и её истории, любовь к родному краю, городу, школе и семье, гуманное отношение и толерантность к людям. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе и обществе. Предметные: осознание целостности окружающего мира, умение обнаруживать и устанавливать элементарные связи и зависимости в обществе; расширять знания о нашей стране – России; формировать умение использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; расширять кругозор и культурный опыт школьника; формировать умение воспринимать мир не только рационально, но и образно; овладевать методом наблюдения и исследования.
|
|||||
Используемая литература:
При наличии в приложениях оформляются дополнительные материалы (схемы, рисунки, слайды и пр.)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.