СДВГ. Приемы работы

  • Исследовательские работы
  • Памятки
  • Педсоветы
  • Работа в классе
  • Работа с родителями
  • Руководства для учителя
  • Особые потребности
  • docx
  • 03.09.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала СДВГ. Приемы работы.docx
СДВГ Определение Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Симптомы  трудности концентрации внимания (невнимательность)  гиперактивность  импульсивность Наличие шести или более из перечисленных симптомов невнимательности и которые сохраняются на протяжении по меньшей мере шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам говорит о предполагаемом СДВГ и необходимости обратиться к невропатологу для уточнения или постановки диагноза. гиперактивности, НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ  1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из- за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.  2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.  3. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращенную к нему речь.  4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание). 15. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.  6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).  7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).  8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.  9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях. ГИПЕРАКТИВНОСТЬ  1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.  2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.  3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.  4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.  5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».  6. Часто бывает болтливым.  ИМПУЛЬСИВНОСТЬ  1. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.  2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. 23. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры). Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребёнка до семи лет. Проблемы, вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома). обусловленные Причины  Точная причина возникновения СДВГ не известна, но существует несколько теорий.  •Общее ухудшение экологической ситуации.  • Инфекции матери во время беременности и действие лекарств, алкоголя, наркотиков, курения в этот период.  •Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).  •Угрозы выкидыша.  •Хронические заболевания матери.  • Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение.  • Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.  • Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств.  • Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать как факторы, нарушающие нормальную работу мозга. Лечение/коррекция  СДВГ и его лечение вызывает много споров. В существовании СДВГ сомневается ряд медиков, учителей, политиков, родителей и средств массовой информации. Одни считают, что СДВГ не существует вообще, другие верят, что существуют генетические и физиологические причины данного состояния. В связи с этим сформировалось несколько мифов об этом заболевании. 3Мифы о СДВГ 1.Это не заболевание, а неправильное воспитание. Это миф, что пару поведенческих приемов может исправить СДВГ, лечение этого синдрома это комплексная система, в том числе и медикаментозное лечение (нужно оно или нет, определяет детский невролог). Либо у ребенка не СДВГ. 2. На западе такого заболевания (синдрома) нет, т.е. такой диагноз не ставят. В западном варианте классификации болезней симптоматика СДВГ прописывается, что-то меняется, что-то убирается, что- то добавляется, т.к. научные открытие, медицина, психология не стоят на месте и постоянно ведутся новые исследования. 3. Можно вылечить без таблеток. Если имеется легкий вариант СДВГ, то можно его скорректировать поведенческими и воспитательными приемами, но, на самом деле, с легкими вариантами мало кто обращается. Если врач считает, что будет полезным пропить медикаментозный курс, то стоит к нему прислушаться. 4. Таблетки делают только хуже. Если ребенку действительно становится хуже, то про это а) нужно сказать своему лечащему врачу и скорректировать лечение б) получить консультацию у другого врача. Нужно понимать, что хуже делают какие-то конкретные таблетки, возможно, это неправильно подобранное лечение. 5. С возрастом ребенка само все пройдет. Гиперактивность, а вот импульсивность, сложности с самоконтролем, сложности с концентрацией внимания никуда не денутся, и могут только усугубиться. 6. С такими детьми нужно быть строгим, жестким, их «строить», а то совсем от рук отобьются и сядут на шею. и пройдет, возможно, 4Любому ребенку от родителей нужна любовь, поддержка и принятие их такими как они есть. Для ребенка с СДВГ, которого и так со всех сторон дергают, это еще более важно, чтоб дома была принимающая и любящая атмосфера. 7. СДВГ можно лечить гомеопатией, остеопатией, китайской народной медициной, отсутствием сахара в рационе пищи и пр. Научно подтвержденных данных, что все эти методы помогают, нет. Мало того, исследования проводились, например, на гомеопатии и есть результат, что эффекта от гомеопатии нет. 8. Обязательно нужно ходить к психологу (водить ребенка к психологу). Нет, не обязательно. Психолог может помочь, но это не панацея. Есть семьи, которые успешно справляются без помощи психологов. 9. Таких детей нужно учить в специализированных школах. Если помогать, поддерживать ребенка, если адаптировать под него учебный процесс, то такие дети могут вполне успешно учиться в общеобразовательных школах. Навыки преодоления трудностей у детей с СВДГ на различных возрастных стадиях развития Беседуя с детьми, важно иметь в виду его нынешние умственные возможности и уровень его развития. По мере взросления можно помогать детям и подросткам открывать для себя все более и более сложные понятия относительно СДВГ. Вот некоторые рекомендации в соответствии с симптомами и возрастом: ГИПЕРАКТИВНОСТЬ 5-8 лет: Привить знания и понимание, где и как приемлемо дать физический выход избытку энергии. 5(например, 9-13 лет: Учить постепенно сдерживаться, чтобы обеспечить выход чрезмерной энергии. ИМПУЛЬСИВНОСТЬ 5-8 лет: Выучить понятия: Стой/Думай/Действуй. Учить на примерах, как применять эти понятия на практике. 9-13 лет: Учить отчитываться перед самим собой о случаях импульсивного поведения в обществе. 14 лет и старше: Обсудить общественные и личные последствия социального импульсивного поведения ребенка (например, употребления алкоголя, излишней сексуальной активности). Научить, как и куда лучше направить импульсивную энергию использование как средства повышения спортивных занятий самообладания и самодисциплины). НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ (ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ) 5-8 лет: Учить правильно реагировать на знаки учителя. 9-13 лет: Учить распознавать отвлекающие факторы. 14-17 лет: Распознавать особенности социальной среды, которые способствуют вниманию. И напротив, распознавай особенности, которые отвлекают. БЕСПОРЯДОК 5-8 лет: Брать на себя ответственность собирать и разбирать портфель. Учить пользоваться списком для выполнения простых действий или ежедневных заданий. 9-13 лет: Ежедневно записывать домашние задания. 14-17 лет: Раз в неделю наводить порядок в шкафу. УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ 5-8 лет: Вычёркивать из списка выполненные задания. 6Тренировать точность. 9-13 лет: Учить располагать задания по степени их важности. Оценивать время, необходимое для выполнения коротких заданий. 14-17 лет: Учить контролировать темп долгосрочных проектов. Самостоятельно планировать задания. Приемы работы по минимизации трудностей в обучении детей с СДВГ Представим несколько приемов работы для снижения влияния на ребенка триады симптоматики. • Правила поведения в классе должны быть ясными, краткими, их следует регулярно повторять вместе с учеником, например, перед каждым уроком или каждым учебным днем. Старайтесь, чтобы ребенок не только слушал, но и повторял правила, инструкции, задания, когда Вы их ему даете. Убедитесь в том, что ученик их понял. Правила должны быть представлены наглядно в классе (например, в виде списка). • Делайте так, чтобы ученик сидел рядом с учителем, но вдалеке от отвлекающих внимание мест (от дверей, окон, зоны отдыха, шкафов с игрушками и т.д.). • на его поведение. Замечайте те моменты, когда ученик ведет себя • правильно, Игнорируйте невыраженное и неразрушительное нежелательное поведение, например, суетливость. • Используйте поощрения и награды прежде, чем прибегать к наказаниям. Чаще используйте поощрения и награды, чем наказания. Так Вы сделаете учебу в школе более приятной, создадите дополнительную мотивацию к лучшему обучению, поддержите в ребенке чувство безопасности. Давайте ребенку частую и немедленную обратную связь и немедленно поощряйте. 7• Давайте ученику небольшие передышки-переменки, во время которых он сможет подвигаться. Давайте ему на это время задания, например, стереть с доски, отнести записку в кабинет директора, принести воды, собрать тетради, раздать материал и так далее. Позволяйте ученику быть двигательно беспокойным. • Разрешайте ученику стоять во время урока рядом с партой, если это позволяет ему концентрироваться на теме урока. • Приклейте список правил класса на парту ученику так, чтобы он их мог постоянно видеть. Помогайте ему следить за расписанием, вместе просматривая его в течение дня несколько раз. Помогайте готовиться к каждому переходу из одной классной комнаты в другую. • Снизьте количество отвлекающих стимулов, таких как шумы, визуальные стимулы (рисунки, схемы, книги на полках и т.д.), суета (некоторым детям с СДВГ прослушивание негромкой музыки может помочь концентрироваться на том, что он делает). • Снизьте, насколько это возможно, учебную нагрузку на ребенка. Разбивайте большую работу на несколько небольших заданий. • Давайте краткие инструкции из одного или двух этапов. Не перегружайте заданиями и информацией – прямо говорите что хотите, чтобы ученик сделал. • Позволяйте ребенку держать в руках маленький мягкий мячик или набитую бусинками игрушку – что-то, с чем он мог бы манипулировать. Иногда небольшая тактильная стимуляция позволяет ребенку с СДВГ лучше фокусировать внимание. • Если школьные правила позволяют, можно попробовать разрешить ребенку жевать жевательную резинку. Некоторым детям это позволяет сбрасывать энергию и сохранять внимание. 8Используйте таймеры, песочные часы, Удалите отвлекающие факторы • Не лишайте в виде наказания ученика перемены! Детям с СДВГ двигательная активность позволяет отдохнуть и на следующем уроке лучше концентрировать внимание. • речевые подсказки, чтобы показывать детям, сколько у них осталось времени на выполнение задания. • Найдите ученику помощника – доброго и зрелого одноклассника, который мог бы помогать ребенку с СДВГ возвращаться к заданиям тогда, когда он отвлекается. • Шумные коридоры, отсутствие тишины в помещении для занятий и звуки с улицы могут отвлекать внимание ребёнка. Поэтому так важна правильная спокойная обстановка во время занятий. Вы можете предложить ребёнку с СДВГ беруши, световой фильтр в виде очков. Это снизит Также восприимчивость к внешним раздражителям. эффективным надувные балансировочные диски для сидения, которые снижают и скрип стульев при движениях сидящего на них ученика. Постоянно тренируйте чувство равновесия. Главное • слово при тренировках равновесия – ПОСТОЯННО. Сферы концентрации внимания и равновесия настолько тесно связаны, что неуклонно появляются всё новые и новые приспособления, чтобы ребёнок мог заниматься и одновременно удерживать баланс тела в изменчивой среде. Используйте всевозможные способы для развития навыков равновесия. Это необязательно должны быть сложные тарзанки или полосы препятствий в игровых центрах или на площадках. Тем более что наилучший период для занятий на равновесие – это время непосредственно перед уроком. Есть немало средств для тренировки равновесия в домашних условиях, среди которых и те, которые используются во время занятий за столом. Большой фитнес мяч, батут, надувная балансировочная балансировочная доска, средством остаются 9полусфера, растяжка на ножки стола для балансировки ног во время сидения. • Постоянно тренируйте совместную координацию рук и глаз. Подбрасывать и ловить, но не мяч, а лёгкий шарф (!) Это намного легче для ребёнка, однако терапевтический эффект остаётся выраженным. Всего лишь 5 минут перед любыми занятиями, требующими концентрации внимания, и вы удивитесь положительному результату! • Правильное расположение стола и осанка. То, как расположено сидение стула, и какова осанка ребёнка во время занятий, играет не последнюю роль в готовности его организма к усилиям по фокусировки внимания. Используйте наклонное сидение стула, или специальную подставку на сидение – с воздухом внутри. Это приводит ребёнка в состояние повышенного внимания из-за активного наклона к столу и над ним. Также эффективным способом для длительного чтения может стать кресло-мешок, проприоцептивной которое мягко работает чувствительностью, предоставляя ребёнку полную информацию о положении его тела, тем самым убирая внешние раздражители (от непонимания «где я», которое часто испытывают дети с СДВГ или РАС). • Утяжелители и давление. Воздействие тяжестью на сенсорную систему приводит к уменьшению реакции на внешние раздражители и высвобождает силы для фокусировки внимания. К вашим услугам жилеты и пояса с утяжелителями, а также утяжелённая подушка на колени. • Перерывы в занятиях на сенсорную активность. Не просто перемены, непонятно, чем заполненные, когда ребёнок либо бесцельно бегал, либо оставался сидеть за столом или партой. Заполните перерывы в занятиях активностью с разным сенсорным воздействием. Это могут быть игры с сенсорными коробками, в песке, с водой, с сумочкой, где собраны любимые сенсорные игрушки с 10Любой вибрационный массаж, ребёнка (фигурки, например, геометрические, коробочки). Или отвлечение с максимальной пользой для крупной моторики – детский спортивный уголок, гамак или кресло- мешок в качестве мата для валяния. Такие перерывы освежают способности ребёнка к фокусировке внимания. или • упражнения с самостоятельной вибрацией для детей постарше. Это будит внимание, тонизирует тело и улучшает концентрацию в ближайший последующий период. • Жевание. Жевание жвачки, если ребёнок умеет не проглатывать её. Или использование подручных средств, которые можно сосать, жевать, кусать. Или специальные девайсы сродни прорезывателю зубов для малышей. Любая возможность жевать для ребёнка с СДВГ может быть опробована как способ сконцентрировать внимание. И порой просто удивительно, как меняется способность ребёнка к концентрации на задаче только потому, что ему разрешили жевать во время занятия. • Займите руки, в том числе чаще рисуйте. Как бы вам не претила мысль об отмывании всего и вся от красок и фломастеров, лишать ребёнка возможности рисовать нельзя. Тем самым вы перекрываете ему путь и к улучшению способности сосредотачивать внимания. Также к вашим услугам мелкие девайсы для занятых рук – чётки, резинки, губки, пластилин – в общем, всё что перебирается, мнётся, закручивается, растягивается и легко трансформируется прочими способами. Глубокое дыхание. К вашим услугам мыльные пузыри всех форматов и любые духовые инструменты – от свистка и дудочки до губной гармошки. Для уверенности в прогрессе в развитии ребёнка, запомните, что УМЕНИЕ СОСРЕДОТАЧИВАТЬСЯ – это способность, КОТОРОЙ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ. Достаточно вроде бы небольших, но ежедневных шагов для тренировки по концентрации внимания, и ребёнок будет Вибрация. 11демонстрировать явные успехи в течение длительного времени. Список использованной литературы 1. corhelp.ru перевод с дополнениями 2. logopedprofiportal.ru http://logopedprofiportal.ru/online- course/sdvg 3. Медицинский форум http://forums.rusmedserv.com/ 4. МКБ 10. Международная классификация болезней 10-го https://mkb-10.com/index.php?pid=4442 пересмотра 12