СДВГ
Определение
Синдром   дефицита   внимания   и   гиперактивности
(сокращённо   СДВГ)   —   неврологическо-поведенческое
расстройство развития, начинающееся в детском возрасте.
Симптомы
 трудности концентрации внимания (невнимательность)
 гиперактивность 
 импульсивность
  Наличие шести или более из перечисленных симптомов
невнимательности   и  
  которые
сохраняются   на   протяжении   по   меньшей   мере   шести
месяцев   и   выражены   настолько,   что   свидетельствуют   о
недостаточной адаптации и несоответствии нормальным
возрастным   характеристикам   говорит  о   предполагаемом
СДВГ   и   необходимости   обратиться   к   невропатологу   для
уточнения или постановки диагноза.
гиперактивности,
НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ
 1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-
за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных
заданиях,   в   выполняемой   работе   и   других   видах
деятельности. 
 2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении
заданий или во время игр. 
 3.   Часто   складывается   впечатление,   что   ребёнок   не
слушает обращенную к нему речь. 
 4.   Часто   оказывается   не   в   состоянии   придерживаться
предлагаемых   инструкций   и   справиться   до   конца   с
выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на
рабочем   месте   (что   никак   не   связано   с   негативным   или
протестным поведением, неспособностью понять задание). 
15.
  Часто   испытывает   сложности   в   организации
самостоятельного   выполнения   заданий   и   других   видов
деятельности. 
 6.   Обычно   избегает   вовлечения   в   выполнение   заданий,
которые   требуют   длительного   сохранения   умственного
напряжения   (например,   школьных   заданий,   домашней
работы). 
 7.   Часто   теряет   вещи,   необходимые   в   школе   и   дома
(например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши,
книги, рабочие инструменты). 
 8. Легко отвлекается на посторонние стимулы. 
 9.   Часто   проявляет   забывчивость   в   повседневных
ситуациях. 
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
 1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и
стопах; сидя на стуле, крутится, вертится. 
 2. Часто встает со своего места в классе во время уроков
или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте. 
 3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность:
бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких
ситуациях, когда это неприемлемо. 
 4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься
чем-либо на досуге. 
 5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя
так, «как будто к нему прикрепили мотор». 
 6. Часто бывает болтливым. 
 ИМПУЛЬСИВНОСТЬ
 1. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав
их до конца. 
 2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных
ситуациях. 
23.   Часто   мешает   другим,   пристает   к   окружающим
(например, вмешивается в беседы или игры). 
Некоторые   симптомы   импульсивности,   гиперактивности   и
невнимательности   начинают   вызывать   беспокойство
окружающих в возрасте ребёнка до семи лет. 
Проблемы,
вышеперечисленными
симптомами, возникают в двух и более видах окружающей
обстановки (например, в школе и дома). 
обусловленные
 
 
Причины
 Точная причина возникновения СДВГ не известна, но 
существует несколько теорий.
 •Общее ухудшение экологической ситуации. 
 • Инфекции матери во время беременности и действие 
лекарств, алкоголя, наркотиков, курения в этот период. 
 •Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору). 
 •Угрозы выкидыша. 
 •Хронические заболевания матери. 
 • Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, 
стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, 
кесарево сечение. 
 • Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, 
обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника 
плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям. 
 • Любые заболевания младенцев с высокой температурой и
приёмом сильнодействующих лекарств. 
 • Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, 
заболевания почек могут выступать как факторы, 
нарушающие нормальную работу мозга. 
Лечение/коррекция
 СДВГ   и   его   лечение   вызывает   много   споров.   В
существовании   СДВГ   сомневается   ряд   медиков,   учителей,
политиков, родителей и средств массовой информации. Одни
считают, что СДВГ не существует вообще, другие верят, что
существуют   генетические   и   физиологические   причины
данного состояния. В связи с этим сформировалось несколько
мифов об этом заболевании.
3Мифы о СДВГ  
1.Это не заболевание, а неправильное воспитание. 
Это миф, что пару поведенческих приемов может исправить
СДВГ, лечение этого синдрома это комплексная система, в
том числе и медикаментозное лечение (нужно оно или нет,
определяет детский невролог). Либо у ребенка не СДВГ. 
2. На западе такого заболевания (синдрома) нет, т.е. такой
диагноз не ставят. 
В западном варианте классификации болезней симптоматика
СДВГ прописывается, что-то меняется, что-то убирается, что-
то   добавляется,   т.к.   научные   открытие,   медицина,
психология не  стоят  на месте  и  постоянно   ведутся  новые
исследования. 
3. Можно вылечить без таблеток. 
Если   имеется   легкий   вариант   СДВГ,   то   можно   его
скорректировать   поведенческими   и   воспитательными
приемами, но, на самом деле, с легкими вариантами мало кто
обращается. Если врач считает, что будет полезным пропить
медикаментозный курс, то стоит к нему прислушаться. 
4. Таблетки делают только хуже. 
Если ребенку действительно становится хуже, то про это а)
нужно   сказать   своему   лечащему   врачу   и   скорректировать
лечение б) получить консультацию у другого врача. Нужно
понимать, что хуже делают какие-то конкретные таблетки,
возможно, это неправильно подобранное лечение. 
5. С возрастом ребенка само все пройдет. 
Гиперактивность,
  а   вот
импульсивность,   сложности   с   самоконтролем,   сложности   с
концентрацией внимания никуда не денутся, и могут только
усугубиться. 
6.   С   такими   детьми   нужно   быть   строгим,   жестким,   их
«строить», а то совсем от рук отобьются и сядут на шею. 
  и   пройдет,
  возможно,
4Любому ребенку от родителей нужна любовь, поддержка и
принятие   их   такими   как   они   есть.   Для   ребенка   с   СДВГ,
которого и так со всех сторон дергают, это еще более важно,
чтоб дома была принимающая и любящая атмосфера.
7. СДВГ можно лечить гомеопатией, остеопатией, китайской
народной медициной, отсутствием сахара в рационе пищи и
пр. 
Научно   подтвержденных   данных,   что   все   эти   методы
помогают,   нет.   Мало   того,   исследования   проводились,
например, на гомеопатии и есть результат, что эффекта от
гомеопатии нет. 
8. Обязательно нужно ходить к психологу (водить ребенка к
психологу). 
Нет,   не   обязательно.   Психолог   может   помочь,   но   это   не
панацея.   Есть   семьи,   которые   успешно   справляются   без
помощи психологов. 
9. Таких детей нужно учить в специализированных школах. 
Если   помогать,   поддерживать   ребенка,   если   адаптировать
под   него   учебный   процесс,   то   такие   дети   могут   вполне
успешно учиться в общеобразовательных школах. 
Навыки преодоления трудностей у детей с СВДГ
на различных возрастных стадиях развития 
          Беседуя с детьми, важно иметь в виду его нынешние
умственные возможности и уровень его развития. По мере
взросления можно помогать детям и подросткам открывать
для себя все более и более сложные понятия относительно
СДВГ.   Вот   некоторые   рекомендации   в   соответствии   с
симптомами и возрастом: 
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
5-8 лет: Привить знания и понимание, где и как приемлемо
дать физический выход избытку энергии. 
5(например,
9-13 лет: Учить постепенно сдерживаться, чтобы обеспечить
выход чрезмерной энергии. 
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ
5-8   лет:   Выучить   понятия:   Стой/Думай/Действуй.   Учить   на
примерах, как применять эти понятия на практике. 
9-13 лет: Учить отчитываться перед самим собой о случаях
импульсивного поведения в обществе. 
14   лет   и   старше:   Обсудить   общественные   и   личные
последствия социального импульсивного поведения ребенка
(например,   употребления   алкоголя,   излишней   сексуальной
активности).   Научить,   как   и   куда   лучше   направить
импульсивную   энергию  
  использование
  как   средства   повышения
спортивных   занятий  
самообладания и самодисциплины). 
НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ (ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ)
5-8 лет: Учить правильно реагировать на знаки учителя. 
9-13 лет: Учить распознавать отвлекающие факторы. 
14-17   лет:   Распознавать   особенности   социальной   среды,
которые способствуют вниманию. И напротив, распознавай
особенности, которые отвлекают. 
БЕСПОРЯДОК
5-8 лет: Брать на себя ответственность собирать и разбирать
портфель.   Учить   пользоваться   списком   для   выполнения
простых действий или ежедневных заданий. 
9-13 лет: Ежедневно записывать домашние задания. 
14-17 лет: Раз в неделю наводить порядок в шкафу. 
УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ
5-8 лет: Вычёркивать из списка выполненные задания. 
6Тренировать   точность.
9-13 лет: Учить располагать задания по степени их важности.
Оценивать   время,   необходимое   для   выполнения   коротких
заданий. 
14-17   лет:   Учить   контролировать   темп   долгосрочных
проектов.
  Самостоятельно
планировать задания.
Приемы   работы   по   минимизации   трудностей   в
обучении детей с СДВГ
Представим   несколько   приемов   работы   для   снижения
влияния на ребенка триады симптоматики.
•
Правила   поведения   в   классе   должны   быть   ясными,
краткими,   их   следует   регулярно   повторять   вместе   с
учеником,   например,   перед   каждым   уроком   или   каждым
учебным днем. Старайтесь, чтобы ребенок не только слушал,
но и повторял правила, инструкции, задания, когда Вы их ему
даете.   Убедитесь   в   том,   что   ученик   их   понял.   Правила
должны быть представлены наглядно в классе (например, в
виде списка).
•
 Делайте так, чтобы ученик сидел рядом с учителем, но
вдалеке от отвлекающих внимание мест (от дверей,  окон,
зоны отдыха, шкафов с игрушками и т.д.). 
•
на его поведение. 
Замечайте   те   моменты,   когда   ученик   ведет   себя
•
правильно,
  Игнорируйте
невыраженное   и   неразрушительное   нежелательное
поведение, например, суетливость. 
•
Используйте   поощрения   и   награды   прежде,   чем
прибегать   к   наказаниям.   Чаще   используйте   поощрения   и
награды,   чем   наказания.   Так   Вы   сделаете   учебу   в   школе
более   приятной,   создадите   дополнительную   мотивацию   к
лучшему   обучению,   поддержите   в   ребенке   чувство
безопасности. 
Давайте ребенку частую и немедленную обратную связь
  и   немедленно   поощряйте.
7•
Давайте ученику небольшие передышки-переменки, во
время которых он сможет подвигаться. Давайте ему на это
время задания, например, стереть с доски, отнести записку в
кабинет директора, принести воды, собрать тетради, раздать
материал и так далее. 
Позволяйте   ученику   быть   двигательно   беспокойным.
•
Разрешайте ученику стоять во время урока рядом с партой,
если это позволяет ему концентрироваться на теме урока. 
•
Приклейте список правил класса на парту ученику так,
чтобы он их мог постоянно видеть. Помогайте ему следить за
расписанием,   вместе   просматривая   его   в   течение   дня
несколько раз. Помогайте готовиться к каждому переходу из
одной классной комнаты в другую. 
•
Снизьте количество отвлекающих стимулов, таких как
шумы, визуальные стимулы (рисунки, схемы, книги на полках
и   т.д.),   суета   (некоторым   детям   с   СДВГ   прослушивание
негромкой музыки может помочь концентрироваться на том,
что он делает). 
•
Снизьте, насколько это возможно, учебную нагрузку на
ребенка.   Разбивайте   большую   работу   на   несколько
небольших заданий. 
•
Давайте краткие инструкции из одного или двух этапов.
Не   перегружайте   заданиями   и   информацией   –   прямо
говорите что хотите, чтобы ученик сделал.
•
Позволяйте ребенку держать в руках маленький мягкий
мячик или набитую бусинками игрушку – что-то, с чем он мог
бы   манипулировать.
  Иногда   небольшая   тактильная
стимуляция позволяет ребенку с СДВГ лучше фокусировать
внимание. 
•
Если школьные правила позволяют, можно попробовать
разрешить ребенку жевать жевательную резинку. Некоторым
детям   это   позволяет   сбрасывать   энергию   и   сохранять
внимание.  
8Используйте   таймеры,
  песочные   часы,
Удалите отвлекающие факторы 
•
Не лишайте в виде наказания ученика перемены! Детям
с СДВГ двигательная активность позволяет отдохнуть и на
следующем уроке лучше концентрировать внимание. 
•
  речевые
подсказки, чтобы показывать детям, сколько у них осталось
времени на выполнение задания. 
•
Найдите   ученику   помощника   –   доброго   и   зрелого
одноклассника,   который   мог   бы   помогать   ребенку   с   СДВГ
возвращаться к заданиям тогда, когда он отвлекается.
•
Шумные   коридоры,   отсутствие   тишины   в   помещении   для
занятий и звуки с улицы могут отвлекать внимание ребёнка.
Поэтому   так   важна   правильная   спокойная   обстановка   во
время   занятий.   Вы   можете   предложить   ребёнку   с   СДВГ
беруши,   световой   фильтр   в   виде   очков.   Это   снизит
  Также
восприимчивость   к   внешним   раздражителям.
эффективным
надувные
балансировочные   диски   для   сидения,   которые   снижают   и
скрип стульев при движениях сидящего на них ученика. 
Постоянно   тренируйте   чувство   равновесия.   Главное
•
слово   при   тренировках   равновесия   –   ПОСТОЯННО.   Сферы
концентрации   внимания   и   равновесия   настолько   тесно
связаны,   что   неуклонно   появляются   всё   новые   и   новые
приспособления,
  чтобы   ребёнок   мог   заниматься   и
одновременно удерживать баланс тела в изменчивой среде.
Используйте   всевозможные   способы   для  развития   навыков
равновесия.   Это   необязательно   должны   быть   сложные
тарзанки или полосы препятствий в игровых центрах или на
площадках. Тем более что наилучший период для занятий на
равновесие – это время непосредственно перед уроком. 
Есть немало средств для тренировки равновесия в домашних
условиях,   среди   которых   и   те,   которые   используются   во
время   занятий   за   столом.   Большой   фитнес   мяч,   батут,
  надувная   балансировочная
балансировочная   доска,
средством
 
 
остаются
 
9полусфера, растяжка на ножки стола для балансировки ног
во время сидения. 
•
Постоянно тренируйте совместную координацию рук и
глаз. Подбрасывать и ловить, но не мяч, а лёгкий шарф (!)
Это   намного   легче   для   ребёнка,   однако   терапевтический
эффект  остаётся  выраженным.   Всего   лишь   5  минут  перед
любыми занятиями, требующими концентрации внимания, и
вы удивитесь положительному результату! 
•
Правильное   расположение   стола   и   осанка.   То,   как
расположено   сидение   стула,   и   какова   осанка   ребёнка   во
время занятий, играет не последнюю роль в готовности его
организма к усилиям по фокусировки внимания. Используйте
наклонное   сидение   стула,   или   специальную   подставку   на
сидение   –   с   воздухом   внутри.   Это   приводит   ребёнка   в
состояние повышенного внимания из-за активного наклона к
столу и над ним. 
Также   эффективным   способом   для   длительного   чтения
может стать кресло-мешок, 
  проприоцептивной
которое   мягко   работает  
чувствительностью,
  предоставляя   ребёнку   полную
информацию   о   положении   его   тела,   тем   самым   убирая
внешние   раздражители   (от   непонимания   «где   я»,   которое
часто испытывают дети с СДВГ или РАС). 
•
Утяжелители   и   давление.   Воздействие   тяжестью   на
сенсорную   систему   приводит   к   уменьшению   реакции   на
внешние   раздражители   и   высвобождает   силы   для
фокусировки внимания. К вашим услугам жилеты и пояса с
утяжелителями, а также утяжелённая подушка на колени. 
•
Перерывы   в   занятиях   на   сенсорную   активность.   Не
просто   перемены,   непонятно,   чем   заполненные,   когда
ребёнок   либо   бесцельно   бегал,   либо   оставался   сидеть   за
столом   или   партой.   Заполните   перерывы   в   занятиях
активностью с разным сенсорным воздействием. 
Это   могут   быть   игры   с  сенсорными   коробками,   в  песке,   с
водой, с сумочкой, где собраны любимые сенсорные игрушки
с
10Любой   вибрационный   массаж,
ребёнка   (фигурки,   например,   геометрические,   коробочки).
Или   отвлечение   с   максимальной   пользой   для   крупной
моторики – детский спортивный уголок, гамак или кресло-
мешок   в   качестве   мата   для   валяния.   Такие   перерывы
освежают способности ребёнка к фокусировке внимания. 
  или
•
упражнения   с   самостоятельной   вибрацией   для   детей
постарше. Это будит внимание, тонизирует тело и улучшает
концентрацию в ближайший последующий период. 
• Жевание.   Жевание   жвачки,   если   ребёнок   умеет   не
проглатывать   её.   Или   использование   подручных   средств,
которые   можно   сосать,   жевать,   кусать.   Или   специальные
девайсы сродни прорезывателю зубов для малышей. 
Любая возможность жевать для ребёнка с СДВГ может быть
опробована как способ сконцентрировать внимание. И порой
просто   удивительно,   как   меняется   способность   ребёнка   к
концентрации на задаче только потому, что ему разрешили
жевать во время занятия. 
•
Займите руки, в том числе чаще рисуйте. Как бы вам не
претила   мысль   об   отмывании   всего   и   вся   от   красок   и
фломастеров, лишать ребёнка возможности рисовать нельзя.
Тем   самым   вы   перекрываете   ему   путь   и   к   улучшению
способности сосредотачивать внимания. 
Также к вашим услугам мелкие девайсы для занятых рук –
чётки,   резинки,   губки,   пластилин   –   в   общем,   всё   что
перебирается, мнётся, закручивается, растягивается и легко
трансформируется прочими способами. 
Глубокое дыхание. К вашим услугам мыльные пузыри всех
форматов   и   любые   духовые   инструменты   –   от   свистка   и
дудочки до губной гармошки. 
                   Для уверенности в прогрессе в развитии ребёнка,
запомните,   что   УМЕНИЕ   СОСРЕДОТАЧИВАТЬСЯ   –   это
способность,   КОТОРОЙ   МОЖНО   НАУЧИТЬСЯ.   Достаточно
вроде бы небольших, но ежедневных шагов для тренировки
по   концентрации   внимания,
  и   ребёнок   будет
Вибрация.
11демонстрировать   явные   успехи   в   течение   длительного
времени.
Список использованной литературы
1. corhelp.ru  перевод с дополнениями
2. logopedprofiportal.ru
 http://logopedprofiportal.ru/online-
course/sdvg
3. Медицинский форум http://forums.rusmedserv.com/
4.  МКБ 10. Международная классификация болезней 10-го
https://mkb-10.com/index.php?pid=4442
пересмотра 
12