СДВГ
Определение
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
(сокращённо СДВГ) — неврологическо-поведенческое
расстройство развития, начинающееся в детском возрасте.
Симптомы
трудности концентрации внимания (невнимательность)
гиперактивность
импульсивность
Наличие шести или более из перечисленных симптомов
невнимательности и
которые
сохраняются на протяжении по меньшей мере шести
месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о
недостаточной адаптации и несоответствии нормальным
возрастным характеристикам говорит о предполагаемом
СДВГ и необходимости обратиться к невропатологу для
уточнения или постановки диагноза.
гиперактивности,
НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ
1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-
за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных
заданиях, в выполняемой работе и других видах
деятельности.
2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении
заданий или во время игр.
3. Часто складывается впечатление, что ребёнок не
слушает обращенную к нему речь.
4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться
предлагаемых инструкций и справиться до конца с
выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на
рабочем месте (что никак не связано с негативным или
протестным поведением, неспособностью понять задание).
15.
Часто испытывает сложности в организации
самостоятельного выполнения заданий и других видов
деятельности.
6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий,
которые требуют длительного сохранения умственного
напряжения (например, школьных заданий, домашней
работы).
7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома
(например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши,
книги, рабочие инструменты).
8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
9. Часто проявляет забывчивость в повседневных
ситуациях.
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и
стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
2. Часто встает со своего места в классе во время уроков
или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность:
бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких
ситуациях, когда это неприемлемо.
4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься
чем-либо на досуге.
5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя
так, «как будто к нему прикрепили мотор».
6. Часто бывает болтливым.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ
1. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав
их до конца.
2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных
ситуациях.
23. Часто мешает другим, пристает к окружающим
(например, вмешивается в беседы или игры).
Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и
невнимательности начинают вызывать беспокойство
окружающих в возрасте ребёнка до семи лет.
Проблемы,
вышеперечисленными
симптомами, возникают в двух и более видах окружающей
обстановки (например, в школе и дома).
обусловленные
Причины
Точная причина возникновения СДВГ не известна, но
существует несколько теорий.
•Общее ухудшение экологической ситуации.
• Инфекции матери во время беременности и действие
лекарств, алкоголя, наркотиков, курения в этот период.
•Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).
•Угрозы выкидыша.
•Хронические заболевания матери.
• Преждевременные, скоротечные или затяжные роды,
стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом,
кесарево сечение.
• Родовые осложнения (неправильное предлежание плода,
обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника
плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.
• Любые заболевания младенцев с высокой температурой и
приёмом сильнодействующих лекарств.
• Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет,
заболевания почек могут выступать как факторы,
нарушающие нормальную работу мозга.
Лечение/коррекция
СДВГ и его лечение вызывает много споров. В
существовании СДВГ сомневается ряд медиков, учителей,
политиков, родителей и средств массовой информации. Одни
считают, что СДВГ не существует вообще, другие верят, что
существуют генетические и физиологические причины
данного состояния. В связи с этим сформировалось несколько
мифов об этом заболевании.
3Мифы о СДВГ
1.Это не заболевание, а неправильное воспитание.
Это миф, что пару поведенческих приемов может исправить
СДВГ, лечение этого синдрома это комплексная система, в
том числе и медикаментозное лечение (нужно оно или нет,
определяет детский невролог). Либо у ребенка не СДВГ.
2. На западе такого заболевания (синдрома) нет, т.е. такой
диагноз не ставят.
В западном варианте классификации болезней симптоматика
СДВГ прописывается, что-то меняется, что-то убирается, что-
то добавляется, т.к. научные открытие, медицина,
психология не стоят на месте и постоянно ведутся новые
исследования.
3. Можно вылечить без таблеток.
Если имеется легкий вариант СДВГ, то можно его
скорректировать поведенческими и воспитательными
приемами, но, на самом деле, с легкими вариантами мало кто
обращается. Если врач считает, что будет полезным пропить
медикаментозный курс, то стоит к нему прислушаться.
4. Таблетки делают только хуже.
Если ребенку действительно становится хуже, то про это а)
нужно сказать своему лечащему врачу и скорректировать
лечение б) получить консультацию у другого врача. Нужно
понимать, что хуже делают какие-то конкретные таблетки,
возможно, это неправильно подобранное лечение.
5. С возрастом ребенка само все пройдет.
Гиперактивность,
а вот
импульсивность, сложности с самоконтролем, сложности с
концентрацией внимания никуда не денутся, и могут только
усугубиться.
6. С такими детьми нужно быть строгим, жестким, их
«строить», а то совсем от рук отобьются и сядут на шею.
и пройдет,
возможно,
4Любому ребенку от родителей нужна любовь, поддержка и
принятие их такими как они есть. Для ребенка с СДВГ,
которого и так со всех сторон дергают, это еще более важно,
чтоб дома была принимающая и любящая атмосфера.
7. СДВГ можно лечить гомеопатией, остеопатией, китайской
народной медициной, отсутствием сахара в рационе пищи и
пр.
Научно подтвержденных данных, что все эти методы
помогают, нет. Мало того, исследования проводились,
например, на гомеопатии и есть результат, что эффекта от
гомеопатии нет.
8. Обязательно нужно ходить к психологу (водить ребенка к
психологу).
Нет, не обязательно. Психолог может помочь, но это не
панацея. Есть семьи, которые успешно справляются без
помощи психологов.
9. Таких детей нужно учить в специализированных школах.
Если помогать, поддерживать ребенка, если адаптировать
под него учебный процесс, то такие дети могут вполне
успешно учиться в общеобразовательных школах.
Навыки преодоления трудностей у детей с СВДГ
на различных возрастных стадиях развития
Беседуя с детьми, важно иметь в виду его нынешние
умственные возможности и уровень его развития. По мере
взросления можно помогать детям и подросткам открывать
для себя все более и более сложные понятия относительно
СДВГ. Вот некоторые рекомендации в соответствии с
симптомами и возрастом:
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
5-8 лет: Привить знания и понимание, где и как приемлемо
дать физический выход избытку энергии.
5(например,
9-13 лет: Учить постепенно сдерживаться, чтобы обеспечить
выход чрезмерной энергии.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ
5-8 лет: Выучить понятия: Стой/Думай/Действуй. Учить на
примерах, как применять эти понятия на практике.
9-13 лет: Учить отчитываться перед самим собой о случаях
импульсивного поведения в обществе.
14 лет и старше: Обсудить общественные и личные
последствия социального импульсивного поведения ребенка
(например, употребления алкоголя, излишней сексуальной
активности). Научить, как и куда лучше направить
импульсивную энергию
использование
как средства повышения
спортивных занятий
самообладания и самодисциплины).
НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ (ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ)
5-8 лет: Учить правильно реагировать на знаки учителя.
9-13 лет: Учить распознавать отвлекающие факторы.
14-17 лет: Распознавать особенности социальной среды,
которые способствуют вниманию. И напротив, распознавай
особенности, которые отвлекают.
БЕСПОРЯДОК
5-8 лет: Брать на себя ответственность собирать и разбирать
портфель. Учить пользоваться списком для выполнения
простых действий или ежедневных заданий.
9-13 лет: Ежедневно записывать домашние задания.
14-17 лет: Раз в неделю наводить порядок в шкафу.
УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ
5-8 лет: Вычёркивать из списка выполненные задания.
6Тренировать точность.
9-13 лет: Учить располагать задания по степени их важности.
Оценивать время, необходимое для выполнения коротких
заданий.
14-17 лет: Учить контролировать темп долгосрочных
проектов.
Самостоятельно
планировать задания.
Приемы работы по минимизации трудностей в
обучении детей с СДВГ
Представим несколько приемов работы для снижения
влияния на ребенка триады симптоматики.
•
Правила поведения в классе должны быть ясными,
краткими, их следует регулярно повторять вместе с
учеником, например, перед каждым уроком или каждым
учебным днем. Старайтесь, чтобы ребенок не только слушал,
но и повторял правила, инструкции, задания, когда Вы их ему
даете. Убедитесь в том, что ученик их понял. Правила
должны быть представлены наглядно в классе (например, в
виде списка).
•
Делайте так, чтобы ученик сидел рядом с учителем, но
вдалеке от отвлекающих внимание мест (от дверей, окон,
зоны отдыха, шкафов с игрушками и т.д.).
•
на его поведение.
Замечайте те моменты, когда ученик ведет себя
•
правильно,
Игнорируйте
невыраженное и неразрушительное нежелательное
поведение, например, суетливость.
•
Используйте поощрения и награды прежде, чем
прибегать к наказаниям. Чаще используйте поощрения и
награды, чем наказания. Так Вы сделаете учебу в школе
более приятной, создадите дополнительную мотивацию к
лучшему обучению, поддержите в ребенке чувство
безопасности.
Давайте ребенку частую и немедленную обратную связь
и немедленно поощряйте.
7•
Давайте ученику небольшие передышки-переменки, во
время которых он сможет подвигаться. Давайте ему на это
время задания, например, стереть с доски, отнести записку в
кабинет директора, принести воды, собрать тетради, раздать
материал и так далее.
Позволяйте ученику быть двигательно беспокойным.
•
Разрешайте ученику стоять во время урока рядом с партой,
если это позволяет ему концентрироваться на теме урока.
•
Приклейте список правил класса на парту ученику так,
чтобы он их мог постоянно видеть. Помогайте ему следить за
расписанием, вместе просматривая его в течение дня
несколько раз. Помогайте готовиться к каждому переходу из
одной классной комнаты в другую.
•
Снизьте количество отвлекающих стимулов, таких как
шумы, визуальные стимулы (рисунки, схемы, книги на полках
и т.д.), суета (некоторым детям с СДВГ прослушивание
негромкой музыки может помочь концентрироваться на том,
что он делает).
•
Снизьте, насколько это возможно, учебную нагрузку на
ребенка. Разбивайте большую работу на несколько
небольших заданий.
•
Давайте краткие инструкции из одного или двух этапов.
Не перегружайте заданиями и информацией – прямо
говорите что хотите, чтобы ученик сделал.
•
Позволяйте ребенку держать в руках маленький мягкий
мячик или набитую бусинками игрушку – что-то, с чем он мог
бы манипулировать.
Иногда небольшая тактильная
стимуляция позволяет ребенку с СДВГ лучше фокусировать
внимание.
•
Если школьные правила позволяют, можно попробовать
разрешить ребенку жевать жевательную резинку. Некоторым
детям это позволяет сбрасывать энергию и сохранять
внимание.
8Используйте таймеры,
песочные часы,
Удалите отвлекающие факторы
•
Не лишайте в виде наказания ученика перемены! Детям
с СДВГ двигательная активность позволяет отдохнуть и на
следующем уроке лучше концентрировать внимание.
•
речевые
подсказки, чтобы показывать детям, сколько у них осталось
времени на выполнение задания.
•
Найдите ученику помощника – доброго и зрелого
одноклассника, который мог бы помогать ребенку с СДВГ
возвращаться к заданиям тогда, когда он отвлекается.
•
Шумные коридоры, отсутствие тишины в помещении для
занятий и звуки с улицы могут отвлекать внимание ребёнка.
Поэтому так важна правильная спокойная обстановка во
время занятий. Вы можете предложить ребёнку с СДВГ
беруши, световой фильтр в виде очков. Это снизит
Также
восприимчивость к внешним раздражителям.
эффективным
надувные
балансировочные диски для сидения, которые снижают и
скрип стульев при движениях сидящего на них ученика.
Постоянно тренируйте чувство равновесия. Главное
•
слово при тренировках равновесия – ПОСТОЯННО. Сферы
концентрации внимания и равновесия настолько тесно
связаны, что неуклонно появляются всё новые и новые
приспособления,
чтобы ребёнок мог заниматься и
одновременно удерживать баланс тела в изменчивой среде.
Используйте всевозможные способы для развития навыков
равновесия. Это необязательно должны быть сложные
тарзанки или полосы препятствий в игровых центрах или на
площадках. Тем более что наилучший период для занятий на
равновесие – это время непосредственно перед уроком.
Есть немало средств для тренировки равновесия в домашних
условиях, среди которых и те, которые используются во
время занятий за столом. Большой фитнес мяч, батут,
надувная балансировочная
балансировочная доска,
средством
остаются
9полусфера, растяжка на ножки стола для балансировки ног
во время сидения.
•
Постоянно тренируйте совместную координацию рук и
глаз. Подбрасывать и ловить, но не мяч, а лёгкий шарф (!)
Это намного легче для ребёнка, однако терапевтический
эффект остаётся выраженным. Всего лишь 5 минут перед
любыми занятиями, требующими концентрации внимания, и
вы удивитесь положительному результату!
•
Правильное расположение стола и осанка. То, как
расположено сидение стула, и какова осанка ребёнка во
время занятий, играет не последнюю роль в готовности его
организма к усилиям по фокусировки внимания. Используйте
наклонное сидение стула, или специальную подставку на
сидение – с воздухом внутри. Это приводит ребёнка в
состояние повышенного внимания из-за активного наклона к
столу и над ним.
Также эффективным способом для длительного чтения
может стать кресло-мешок,
проприоцептивной
которое мягко работает
чувствительностью,
предоставляя ребёнку полную
информацию о положении его тела, тем самым убирая
внешние раздражители (от непонимания «где я», которое
часто испытывают дети с СДВГ или РАС).
•
Утяжелители и давление. Воздействие тяжестью на
сенсорную систему приводит к уменьшению реакции на
внешние раздражители и высвобождает силы для
фокусировки внимания. К вашим услугам жилеты и пояса с
утяжелителями, а также утяжелённая подушка на колени.
•
Перерывы в занятиях на сенсорную активность. Не
просто перемены, непонятно, чем заполненные, когда
ребёнок либо бесцельно бегал, либо оставался сидеть за
столом или партой. Заполните перерывы в занятиях
активностью с разным сенсорным воздействием.
Это могут быть игры с сенсорными коробками, в песке, с
водой, с сумочкой, где собраны любимые сенсорные игрушки
с
10Любой вибрационный массаж,
ребёнка (фигурки, например, геометрические, коробочки).
Или отвлечение с максимальной пользой для крупной
моторики – детский спортивный уголок, гамак или кресло-
мешок в качестве мата для валяния. Такие перерывы
освежают способности ребёнка к фокусировке внимания.
или
•
упражнения с самостоятельной вибрацией для детей
постарше. Это будит внимание, тонизирует тело и улучшает
концентрацию в ближайший последующий период.
• Жевание. Жевание жвачки, если ребёнок умеет не
проглатывать её. Или использование подручных средств,
которые можно сосать, жевать, кусать. Или специальные
девайсы сродни прорезывателю зубов для малышей.
Любая возможность жевать для ребёнка с СДВГ может быть
опробована как способ сконцентрировать внимание. И порой
просто удивительно, как меняется способность ребёнка к
концентрации на задаче только потому, что ему разрешили
жевать во время занятия.
•
Займите руки, в том числе чаще рисуйте. Как бы вам не
претила мысль об отмывании всего и вся от красок и
фломастеров, лишать ребёнка возможности рисовать нельзя.
Тем самым вы перекрываете ему путь и к улучшению
способности сосредотачивать внимания.
Также к вашим услугам мелкие девайсы для занятых рук –
чётки, резинки, губки, пластилин – в общем, всё что
перебирается, мнётся, закручивается, растягивается и легко
трансформируется прочими способами.
Глубокое дыхание. К вашим услугам мыльные пузыри всех
форматов и любые духовые инструменты – от свистка и
дудочки до губной гармошки.
Для уверенности в прогрессе в развитии ребёнка,
запомните, что УМЕНИЕ СОСРЕДОТАЧИВАТЬСЯ – это
способность, КОТОРОЙ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ. Достаточно
вроде бы небольших, но ежедневных шагов для тренировки
по концентрации внимания,
и ребёнок будет
Вибрация.
11демонстрировать явные успехи в течение длительного
времени.
Список использованной литературы
1. corhelp.ru перевод с дополнениями
2. logopedprofiportal.ru
http://logopedprofiportal.ru/online-
course/sdvg
3. Медицинский форум http://forums.rusmedserv.com/
4. МКБ 10. Международная классификация болезней 10-го
https://mkb-10.com/index.php?pid=4442
пересмотра
12