Актуальность темы исследования.
Тему для исследования я выбрала не случайно. Она актуальна для всех третьеклассников. Мне и моим сверстникам предстоит изучать таблицу умножения, от прочного усвоения таблицы умножения зависит дальнейшее успешное изучение всех школьных дисциплин.
Цель работы:
Найти быстрые и эффективные способы заучивания таблицы умножения.
Задачи исследования:
Ознакомиться с научной литературой по теме “Таблица умножения”.
Провести анкетирование среди учащихся 3-4 классов по теме “Таблица умножения”.
Провести эксперимент в классе.
Объект исследования: таблица умножения.
Гипотеза исследования: я предполагаю, что изучение таблицы умножения можно облегчить с помощью различных способов запоминания.
Методы исследования:
изучение печатных материалов
опрос учащихся
анализ и сравнение полученных данных
мониторинг результатов
эксперимент.
Передо мной таблица умножения: 10 столбиков по 10 примеров в каждом. Все это мне предстоит запомнить?! Как этого добиться?
Я решила обратиться к ребятам, которые все это уже проходили и проходят. Совместно с родителями составили анкеты, результаты анкетирования обработали.
Выводы
Большинство опрошенных испытывали трудности при заучивании таблицы умножения.
Те способы запоминания (а основной способ, указанный в опросе, это “зубрежка”) не рациональные, т.к. 60 % учащихся, до сих пор ошибаются в результатах табличного умножения.
Самой сложной таблицей, как показал опрос, является таблица умножения числа 6, 7, 8 и 9.
Без прочного знания таблицы умножения дальше успешно учиться в школе невозможно.
.
.
.
.
Секреты таблицы умножения
Обработав с родителями результаты анкетирования, я поняла, что было бы полезно знать способы эффективного запоминания таблицы умножения.
И просмотрела, изучала разные пособия, чтобы найти быстрый способ.
.
.
Что такое умножение?
Предположим, что ко мне в гости придут все мои одноклассники и друзья – 28 человек. Я захотела каждому дать по 3 яблока.
Сколько яблок мне надо купить?
Можно посчитать сколько потребуется яблок, сложив по три 28 раз:
3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 84
Но считать так очень долго, легко сбиться и ошибиться.
Можно поступить по-другому: заменить сложение умножением!
.
.
Что такое умножение?
Предположим, что ко мне в гости придут все мои одноклассники – 28 человек. Я захотела каждому дать по 3 яблока.
Сколько яблок мне надо купить?
3 х 28 = 84
То есть по 3 возьмём 28 раз. Получим 84.
Вот так можно очень быстро посчитать,
если знать таблицу умножения!
В этом смысл умножения – считать быстро!
.
.
Таблица умножения на
Эта таблица имеет свои особенные «секреты». В разряде
единиц можно увидеть ритмический рисунок, который связан
с чередованием чётного и нечетного множителей.
5 ∙ 2 = 10
5 ∙ 3 = 15
5 ∙ 4 = 20 0, когда множитель чётное число
5 ∙ 5 = 25
5 ∙ 6 = 30
5 ∙ 7 = 35 5, когда множитель нечётное число
5 ∙ 8 = 40
5 ∙ 9 = 45
.
.
Умножать на 5 просто!
Допустим, нам нужно умножить 5 на 7
Положим перед собой руки.
Оставим прямыми 7 пальчиков (то число, которое нужно умножить на 5)
Каждый пальчик равен 5 единицам
Будем загибать пальчики по два и считать десятки.
5 х 7 = 10 + 10+ 10 + 5 = 35
Таблица умножения на
6 ∙ 0 = 0 6 ∙ 5 = 3 0
6 ∙ 1 = 6 6 ∙ 6 = 3 6
6 ∙ 2 = 1 2 6 ∙ 7 = 4 2
6 ∙ 3 = 1 8 6 ∙ 8 = 4 8
6 ∙ 4 = 2 4 6 ∙ 9 = 5 4
На первый взгляд кажется, что в этой таблице нет ничего
особенного. Но, присмотревшись, можно увидеть…
Цифры единиц образуют ритмический рисунок
- 0, 6, 2, 8, 4.
Если второй множитель чётное число, то он
указывает на цифру единиц в произведении.
Таблица умножения 6-ти богата поэтическими
строчками:
« шестью четыре – двадцать четыре »,
« шестью шесть – тридцать шесть »,
« шестью восемь – сорок восемь ».
6 ∙ 2 = 1 2
6 ∙ 4 = 2 4
6 ∙ 6 = 3 6
6 ∙ 8 = 4 8
6 ∙ 4 = 24
6 ∙ 6 = 36
6 ∙ 8 = 48
6 ∙ 2 = 12
6 ∙ 3 = 18
6 ∙ 4 = 24
6 ∙ 5 = 30 сумма 66
6 ∙ 6 = 36
6 ∙ 7 = 42
6 ∙ 8 = 48
6 ∙ 9 = 54
Легко найти пары
произведений с
одинаковой
суммой 66
Для лёгкости запоминания трудных случаев можно вернуться
к рифме. Зная, что 7 ∙ 4 = 28, представить 7 ∙ 8 = 7 ∙ 4 + 7 ∙ 4 =
= 28 + 28 = 56. Из этого образуется рифма: « Семью восемь –
два раза по двадцать восемь ».
Выделяются пары
произведений с
одинаковой
суммой - 77
7 ∙ 2 = 14
7 ∙ 3 = 21
7 ∙ 4 = 28
7 ∙ 5 = 35 сумма77
7 ∙ 6 = 42
7 ∙ 7 = 49
7 ∙ 8 = 56
7 ∙ 9 = 63
Сколько случаев останется неизученными перед знакомством
с этой таблицей? Совсем мало. Тогда можно эту таблицу
связать с уже изученными на 2 и 4.
8 ∙ 2 = 16
8 ∙ 3 = 24
8 ∙ 4 = 32
8 ∙ 5 = 40 сумма 88
8 ∙ 6 = 48
8 ∙ 7 = 56
8 ∙ 8 = 64
8 ∙ 9 = 72
Легко найти пары с одинаковой
суммой - 88
Все произведения чётные числа.
В разряде единиц ритмический
повтор цифр – 0, 8, 6, 4, 2.
8 ∙ 0 = 0 8 ∙ 5 = 4 0
8 ∙ 1 = 8 8 ∙ 6 = 4 8
8 ∙ 2 = 1 6 8 ∙ 7 = 5 6
8 ∙ 3 = 2 4 8 ∙ 8 = 6 4
8 ∙ 4 = 3 2 8 ∙ 9 = 7 2
.
.
Лучше запомнить некоторые примеры помогут
«узелки на память»
Чай пили три букашкиИ разбили по три чашки.Что разбито, то не склеить…Трижды три — выходит девять.
Целый день твердит в квартиреГоворящий какаду:- Трри умножить на четырре,Трри умножить на четырре…Двенадцать месяцев в году.
Стал Фома оладьи есть:Восемнадцать — трижды шесть.
Трижды семь — двадцать один:На носу горячий блин.
.
.
Вывод
В результате проведенного исследования я узнала, что существует много различных приёмов, чтобы можно было легче запомнить таблицу умножения и лишь 12 примеров могут вызвать затруднения при запоминании.
Изучая, проверяя на собственном опыте все описанные способы, я, незаметно для себя, выучила таблицу умножения.
.
.
http://beginnerschool.ru/gen_rules/tablitsa-umnozheniyа - таблица умножения
2. http://www.liveinternet.ru/users/4963904/post300859304 - М.А. Остапенко Таблица умножения за 7 дней
3. http://www.sunhome.ru/journal/133059 - древние таблицы умножения
4. http://i-pankratov.livejournal.com/5836.html - таблица Пифагора
5. http://citaty.info/man/pifagor - Пифагор
6. http://www.dreamstime.com/stock-image-funny-cartoon-numbers-0 image13023101 - числа
7. http://www.housewife.ilyichevsk.net/site/detskay/umnojenie.html - картинки, таблица умножения в стихах
Источники
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.