Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»
Консультация для родителей
Подготовила педагог-психолог Макушина Ю.Н.
За последние десятки лет отношение общества к людям с ограниченными возможностями здоровья очень изменилось. Педагогика и психология стала находить иные подходы к воспитанию и обучению детей с нарушением интеллекта. Такие дети не просто отстают от сверстников, а существенно отличаются от них. Познавательная и эмоциональная сфера детей с умственной отсталостью имеет признаки стойкой недоразвитости.
Умственная отсталость характеризуется качественными изменениями всей психики и личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. У ребенка с умственной отсталостью страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.
Дети с нарушением интеллекта, так же как и нормотипичные, способны к развитию и обучению. Все зависит от степени слабоумия умственно отсталого ребенка. Дети с легкими формами отставания в развитии (дебильность, имбицильность) успешно обучаются в специализированных коррекционных учебных заведениях. В наиболее тяжелых случаях (идиотия) дети не имеют возможности общаться со сверстниками, они не проявляют интереса к окружающему, но если ребенок будет воспитываться в любви и заботе, то элементарные навыки развития он приобретет.
Появление в семье ребенка с нарушением интеллекта, оказывает влияние на все сферы жизни родителей. Чем глубже степень умственной отсталости у ребенка, тем более значимыми являются эти изменения. Кроме медицинского обслуживания и помощи при решении бытовых вопросов, ребенку необходимо дать образование и воспитание. Значимая роль при обучении и воспитании ребенка с нарушением умственного развития, становлении его личности, принадлежит его семье.
Главной задачей воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья – является их социализация и интеграция в социальную среду.
Огромная роль в успешной и безболезненной социализации ребенка с ОВЗ принадлежит родителям. Ни в коем случае не нужно стараться минимизировать контакт особенного ребенка с окружающей средой. Напротив, при любой возможности нужно стараться брать ребенка с собой и вырабатывать у него навыки поведения в социуме. Ребенок должен учиться общаться с окружающими людьми, учиться выражать ко всему происходящему свое эмоциональное отношение. Родителям не стоит постоянно одергивать ребенка, при не совсем адекватной реакции на происходящее. А также не переживать по этому поводу самим. Нужно научиться принимать своего ребенка, таким, какой он есть. Понять и принять особого ребенка, - самая первая и главная задача семьи.
Как правильно воспитывать и обучать ребенка, имеющего
интеллектуальные нарушения.
Воспитывая, ребенка с отклонениями в развитии, родители должны задуматься о его будущем. Если предполагается, что ребенок всю жизнь пробудет жить только в семье, нигде не работая, то ему достаточно иметь элементарные навыки самообслуживания и бытового труда. Если у ребенка есть, какие-то перспективы на будущее, то надо заранее готовить к ним ребенка.
В одних случаях, родители сразу же знают, что в семье появился ребенок с отклонениями в развитии. Уже с первых дней жизни такой ребенок должен получать квалифицированную помощь, консультации врачей и специалистов. В других случаях сразу распознать умственную отсталость бывает невозможно (последствие перенесенных в раннем детстве инфекционных заболеваний, травм). Чем раньше родители обратят внимание на отставание ребенка в развитии, тем раньше будет поставлен диагноз и начнется коррекционная работа.
Одним из основных направлений коррекционной работы с умственно отсталыми дошкольниками является формирование у них положительного отношения к общению с взрослыми и сверстниками. Ребенок должен чувствовать, что ему рады, он не одинок. Задача родителей поддерживать своего ребенка, быть доброжелательными и терпеливыми, но вместе с тем, требовательными и строгими.
В первую очередь важно развивать у ребенка элементарные культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания и элементарного бытового труда. Дети с легкой умственной отсталость быстро учатся правильно кушать, умываться, ходить в туалет, одеваться.
Занимаясь с ребенком, родителям следует воспитывать у него интерес к окружающему миру. Чем шире эти познания, тем лучше будет развита речь у ребенка, его сенсорное восприятие, эмоциональные реакции. У детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Поэтому, важны различные игры, направленные на знакомство с предметами, их формой, величиной, цветом, а так же обучение простым действиям с ними.
Обучение элементарным навыкам бытового труда детей с нарушение интеллекта, происходит в ситуациях повседневной жизни семьи. Ребенка нужно включать в совместную деятельность с родителями: готовить еду, мыть посуду, стирать белье, убирать квартиру. Привлекая ребенка к выполнению несложных поручений, родители будут способствовать развитию ребенка, формированию у него положительных черт характера.
Еще один важный момент; умственно отсталые дети не должны быть изолированы от своих нормально развивающихся сверстников. Общаясь с ними, они расширяют свой социальный опыт, учатся доброжелательности. Общение с нормально развивающимися детьми — это одна из ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии. Сегодня одна из приоритетных задач организации дошкольного образования – это социализация и сопровождение детей с ОВЗ. Поэтому, родителям не нужно бояться отдавать ребенка с нарушениями в развитии в дошкольные организации. Чем раньше ребенок начнет взаимодействовать с окружающими людьми, тем успешнее будет его социализация в обществе.
Детям с умственной отсталостью вполне можно привить общепринятые нравственные нормы. Нравственное воспитание умственно отсталых детей направлено на формирование таких понятий как добро и зло, мотивирует детей быть добрыми и стараться делать добро.
Трудовые занятия так же очень важны для развития детей с умственной отсталостью. Многие дети с удовольствием мастерят что-то своими руками, любят творчество. Родители могут организовывать любые занятия, требующие ручного труда (аппликация, рисование, выжигание, шитье и д.р.)
Многие дети с отклонениями в развитии, вырастая, хорошо адаптируются социально. Одни из них живут в семьях, проявляя заботу и внимание к своим близким. Другие — создают собственные семьи, воспитывают детей. Большинство стремится выполнять посильную работу, которая дает им возможность чувствовать себя полезными и нужными людьми.
Простые рекомендации родителям, которые позволят грамотно подойти к вопросам воспитания и развития ребенка с умственной отсталостью
Знакомьте ребенка со всеми предметами, которые его окружают.
Называйте основные свойства предметов, учите использовать предметы в повседневной жизни.
Называйте животных, здания, транспорт, которые встречаются во время прогулки.
Привлекайте ребенка к выполнению посильных трудовых поручений.
Рассказывайте о том, что употребляется в пищу. Из чего можно приготовить еду.
Формируйте у малыша положительную самооценку. Хвалите его.
Во время общения вызывайте положительные эмоции.
Максимальное внимание уделяйте телесному контакту с малышом.
Расширяйте круг общения.
Учите малыша рассматривать предметы, сравнивать их.
Учите определять время года, суток и погодные явления.
Рассказывайте ребенку о членах его семьи.
Совместно рассматривайте книги и иллюстрации.
Вместе с ребенком рисуйте, лепите, вырезайте.
Не предъявляйте к ребенку повышенные требования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.