Методическая разработка классного часа
Тема «Семейные реликвии - что это такое?»
Выполнил(а):
Классный руководитель
ГБПОУ «Самарское
хореографическое училище(колледж)»
Иванова Зоя Ивановна
г. Самара, 2024 год
Актуальность
В современном мире, где технологии развиваются с невероятной скоростью, а ценности подвергаются постоянной переоценке, семейные реликвии приобретают особую актуальность. Они становятся своеобразным якорем, связывающим нас с прошлым, напоминая о корнях и истории рода.
План-конспект классного часа
Цель: познакомить учащихся с понятием "семейная реликвия"
сохранить преемственность поколений через семейную
реликвию;
развить интерес к истории своей семьи и семейным традициям; воспитать бережное
отношение к семейным ценностям;
Задачи мероприятия:
Образовательные - Дать определение понятию "семейная реликвия". Обсудить, чем реликвия отличается от обычного старого
предмета.
Показать разнообразие семейных реликвий. Это
могут быть фотографии, письма, украшения, предметы быта, документы, награды и
т.д.
Объяснить ценность семейных реликвий.
Они хранят историю семьи, связывают поколения, формируют чувство
принадлежности к роду.
Научить бережному отношению к реликвиям. Обсудить,
как правильно хранить старинные предметы, как оцифровать фотографии и
документы.
Воспитательные- Воспитать уважение к семейным ценностям и традициям.
Воспитать интерес к истории своей семьи.
Воспитать чувство гордости за своих
предков.
Развивающие - развить
навыки исследования. Ученики могут
провести небольшое исследование истории своей семьи, расспросить
родственников о реликвиях.
Развить творческое мышление.
Ученики могут придумать историю о своей реликвии, нарисовать ее, написать
стихотворение или рассказ.
Развить коммуникативные навыки.
Ученики могут поделиться своими историями с одноклассниками, обсудить
важность семейных ценностей.
Форма проведения, обоснование выбора: информационная беседа, интерактивные методы, раздаточный
Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов:
Для достижения планируемых результатов выбрана технология критического мышления, которая состоит из трех фаз:
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)
Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме)
Коммуникационная (применение полученных знаний на практике)
Методы: аналитические методы рефлексии и саморефлексии
Ход занятия
Вступительная часть:
-Здравствуйте ребята, уважаемая комиссия и гости.
- Сегодня мы поговорим о том, что такое семейные реликвии?
- Что вам приходит на ум, когда вы слышите это словосочетание? (Ученики высказывают свои предположения)
- Семейные реликвии – это предметы, которые имеют особую ценность для семьи, потому что они передаются из поколения в поколение. Это могут быть различные вещи: драгоценности, портреты, старинные книги, предметы интерьера, семейное дерево, письма, документы и многое другое. Каждая семья сохраняет свои реликвии с целью сохранить и передать историю своего рода, а также сохранить связь с прошлым и уважение к предкам.
- А что такое ценность? ( это то что люди считают важным в жизни значимость, полезность)
- Ценности бывают духовные (нематериальные, неосязаемые : песни навыки, традиции , рецепты, знания и др) и материальные (семейные фотографии, особо чтимые, дорогие вещи, оставшиеся после известных, уважаемых или дорогих вам людей. Вещи, с которыми связаны события, воспоминания).
-Сохранение семейных реликвий является важной задачей для каждой семьи. Это помогает сохранить историческую и культурную ценность предметов, а также сохранить и передать историю своей семьи. Хранение реликвий также позволяет семье чувствовать себя связанной с предками и создает уникальную атмосферу в доме. Реликвии хранят в себе не только материальную ценность, но и духовную. Они напоминают нам о наших корнях, о тех, кто был до нас. Через реликвии мы можем прикоснуться к истории своей семьи, узнать о жизни наших предков, их судьбах, радостях и горестях.
Основная часть
-Так что же такое семейная реликвия? ( это вещь, свято хранимая как память о прошлом )
Примеры семейных реликвий( 2 слайд)
Семейная реликвия Эмоциональное значение
Старинное кольцо Унаследовано от прабабушки, символизирует принадлежность к семье и ее историю
Фотографии предков Позволяют ощутить присутствие предков, вызывают чувства гордости и благодарности
Старинная книга Хранит историю и знания предков, связанные с особыми событиями и значимыми моментами в жизни семьи.
-У великих и знаменитых людей тоже были семейные реликвии. Например…
(3 слайд)
-Этот перстень с сердоликом А.С. Пушкина. Он был его талисманом, семейной реликвией. Незадолго до гибели поэт передал свой перстень своему приятелю - Василию Жуковскому.
(4 Слайд)
- У М.Ю. Лермонтова тоже была священная вещь. Это икона Иоанна Воина, которую Лермонтову подарила его бабушка перед поездкой на Кавказ.(4 слайд)
( 5 слайд)
- Реликвия Достоевского- Евангелие. Оно было подарено ему женами декабристов.
-В каждой семье существуют памятные и дорогие сердцу вещи, доставшиеся от предыдущих поколений. Это могут быть старые фотографии, письма, открытки и другие памятные предметы. Они не дают нам забыть наших предков, сохраняют историю семью, переходят порой из поколения в поколение. Это не обязательно материально ценные вещи, главная их ценность-это память о родных и близких людях, способ не забыть их.
В моей семье также есть вещи, которые нам дороги и мы бережно храним их- это наши семейные реликвии.
- Перед вами– Павловопосадский платок, платок моей бабушки. Его подарил ей дедушка в 1955 году. ( 6 слайд)
Платок – необходимый предмет в доме с древних времен. На Руси одним из оберегов являлся женский платок. С душой и заботой, теперь является нашей семейной реликвией. До раскулачивания в богатых семьях в распоряжении барышень было по сорок платков.
Швейная машинка –досталась моей маме от бабушки, еще вполне в рабочем состоянии. (7 слайд)
-Памятные семейные реликвии есть и в семьях нашего класса и они сейчас с нами поделятся.
Лиза Кошелева(8,9 слайд)
Мои предки были глубоко верующими людьми( староверами)
Сестры прапрадедушки, Комарова Артема Васильевича, Марфа и Александра, были служительницами церкви в г. Орле, жили в царские времена, но в тот период, когда уже не было крепостного права.
Во время своего венчания с Пресняковой Прасковьей Ивановной, получил в подарок священный крест. Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году (в доме прапрадедушки и прапрабабушки был штаб немецких захватчиков). Прасковья Ивановна и моя прабабушка Комарова Ксения Артемовна были угнаны в Германию. С собой взяли самое дорогое, священный крест и иконы. Прошли пешком по России, Белоруссии, Польше до города Гановер в Германии.
Сохранить реликвию нужно было любой ценой. 11 апреля 1945 г, их освободила Красная Армия, священная реликвия вернулась на Родину.
Крест: высота – 42см, ширина – 19 см (бронза, эмаль) – тяжёлая ноша, но дорогая сердцу
После смерти прапрабабушки крест остался в семье моей прабабушки Минеевой Ксении Артёмовны и ее мужа Минеева Ивана Ивановича, в настоящий момент эта реликвия находится в моей семье.
Мой прадедушка во время войны был командиром артиллерийской батареи и его заслуженные награды также хранятся в моей семье.
Вероника Ерастова (10,11 слайд)
В семье Вероники Ерастовой с 1935 года находится Книга Антона Павловича Чехова. В следующем году, ей исполнится 90 лет. Она была подарена прадеду Северу Петровичу на 10- летие. Еще есть золотое кольцо с александритом, которое подарил Север Петрович своей супруге Клавдие Романовне. Они были участниками Великой Отечественной войны и по возвращении создали семью. На 50 летний юбилей он преподнес ей его и в 2023 году был юбилей кольца – 50 лет.
Ариана Севрюгина (12 слайд)
Статуэтка перешла мне от бабушки. В 50-е годы она училась балету в Ленинграде, но к сожалению не смогла доучиться по семейным обстоятельствам. В 17 лет переехала в другой город. Статуэтку ей подарили, когда она уходила из училища.
Вероника Селезнева (13 слайд)
Наша семейная реликвия - икона Серафима Саровского. Эта икона передается по женской линии из поколения в поколение. И сейчас она хранится у моей бабушки в городе Бугуруслан. Эта икона и бабушка, благословляют меня перед началом учебного года . Серафим Саровский – один из самых почитаемых православных святых. Он прожил долгую и славную жизнь, посвятив себя служению Богу и помощи простым людям.
Мария Третьякова (14,15 слайд)
Эту похоронку моя бабушка хранит как память о своем дяде, Голеве Константине Антоновиче, который геройски погиб в борьбе с фашистскими захватчиками 17 марта 1944 года. Еще в нашей семье хранятся боевые медали моего прапрадеда Голева Антона Владимировича.
Виктория Шашкина (16 слайд)
Эта икона моей прабабушки, ей больше ста лет. Её передала соседка, в благодарность за помощь во время болезни. В настоящее время, она хранится в нашей семье.
- Может кто то из нашей уважаемой комиссии или гостей хочет рассказать о своей семейной реликвии?
-Всем спасибо.
Заключение
-Одной из важных ролей семейных реликвий является сохранение семейной истории и традиций. Они являются своего рода «книгой» семьи, объединяющей предыдущие поколения с текущими. Семейные реликвии помогают сохранить память о прошлом и передать его будущим поколениям.
-Памятки
-В заключении я хочу прочитать вам стихотворение
«Семейные реликвии»
В старом сундуке хранятся,
Тайны прошлых лет таятся.
Фотографии, письма,
Бабушкины кружева.
Вот часы с цепочкой длинной,
Деда верного, старинны.
В них история семьи,
Отголоски старины.
Медаль деда за отвагу,
Защищавшего державу.
Платье мамино цветное,
В нём кружилась, молодое.
Каждая вещь память хранит,
Сердце трепетно обнимает.
В них тепло любимых рук,
Предков дорогих, родных подруг.
Берегите реликвии эти,
Они наше прошлое, как лето.
В них истории нить не порвётся,
Род ваш сильный не прервётся!
- На этом, классный час окончен,
Список использованных источников:
· интернет ресурсы;
· фотографии из личного семейного архива;
· фотографии из семейных архивов студентов.
Памятка по уходу за семейными реликвиями
1. Храните реликвии в защищенном от воздействия влаги и солнечного света месте. Элементы влаги и ультрафиолетового излучения могут повредить реликвии, вызывая выцветание, разрушение материалов и появление плесени. Ящики и контейнеры с кислотной бумагой или специальными консервационными материалами помогут защитить реликвии от влаги и ультрафиолетового света.
2. Регулярно очищайте реликвии от пыли и грязи, используя мягкую щетку или чистую сухую ткань. Избегайте использования агрессивных моющих средств или воды, так как они могут повредить материалы.
3. Избегайте контакта реликвий с кислотными и химическими веществами, такими как кожа, продукты питания, дезинфекционные средства и т.д. Эти вещества могут вызвать коррозию и разрушение реликвий.
4. Регулярно проверяйте состояние реликвий, обращая внимание на признаки повреждения, такие как трещины, осыпание краски или разрушение материалов. При обнаружении проблем, обратитесь к профессионалам по консервации и реставрации, чтобы предотвратить дальнейшее повреждение.
5. Храните семейные реликвии вместе с информацией о их происхождении и значимости. Это поможет сохранить исторические данные и предоставит будущему поколению контекст о происхождении и значениях реликвий.
6. Поместите семейные реликвии в специальные хранительные контейнеры или на подставки, чтобы предотвратить их случайное повреждение или падение.
7. Постоянно к контролируйте условия хранения реликвий, такие как температура и влажность. Идеальные условия хранения варьируются в зависимости от типа реликвии, но обычно рекомендуется сохранить их при температуре от 18 до 24 градусов Цельсия и относительной влажности от 40% до 60%.
8.Помните, что самое важное в сохранении семейных реликвий — это предоставление им безопасного и надежного места хранения. Важно быть осторожным и бережными с этими ценными наследиями, чтобы они могли принести радость и вдохновение вам и вашим будущим поколениям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.