дизайн экологической тропы

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 28.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной работе речь идёт об оформление экологической тропы, где размещаются баннеры с познавательно-развлекательной информацией. Баннер должен привлечь внимание посетителя экологической тропы с помощью графических средств и различных уровней подачи и размещения информации. Учитывается шрифт, цвет и размещение объектов. Человек страдает от недостатка достоверной систематизированной информации, а отыскивать её не позволяет постоянный недостаток свободного времени. Из этого тупика помогает человечеству выйти QR-код. С одной стороны, он скрывает ненужную для определённого человека информацию, с другой стороны, может содержать в себе относительно большое количество полезной информации для тех, кому она нужна, и позволяет экономить время на её поиске.
Иконка файла материала дизайн экологической тропы.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Вадская средняя общеобразовательная школа"

 

 

 

 

 

 

 

«Дизайн оформления экологической тропы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2025г

 

 

Оглавление

 

1.

Введение (цель, задачи, актуальность работы, гипотеза, проблема, их обоснование, методы исследования)………………

Стр

3-4

2.

 

Теоретическая часть………………………………………………...

4-10

2.1.

Физико-географическая характеристика района исследования….

4-5

2.2.

Баннер экологической тропы………………………………………

5-6

2.3.

Подбор цвета  и объектов на баннере……………………………..

6-7

2.4.

Процесс кодирования информации………………………………..

8

3.

Практическая часть ………………………………………………..

9-10

3.1.

Описание методики и результатов анкетирования……………….

9

3.2.

Создание собственного QR-кода…………………………………..

10

4.

Заключение …………………………………………………………

10

5.

Список использованных источников и литературы……………...

11

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Введение

Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды  экологическая тропа, которая позволяет наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их. На экологической тропе  размещаются  баннеры с  познавательно-развлекательной информацией. Баннер должен привлечь внимание посетителя экологической тропы с помощью графических средств и различных уровней подачи и размещения информации. 

Человек страдает от недостатка достоверной систематизированной информации, а отыскивать её не позволяет постоянный недостаток свободного времени.

Из этого тупика помогает человечеству выйти QR-код. С одной стороны, он скрывает ненужную для определённого человека информацию, с другой стороны, может содержать в себе относительно большое количество полезной информации для тех, кому она нужна, и позволяет экономить время на её поиске.

 

Цель:  Передать информацию на баннере с помощью визуальных образов и кодирования QR-кодов, как быстрого способа передачи информации.

 

Задачи:

·                   Изучить литературу по данной теме;

·                   Подобрать логотип и шрифт для создания уникальности баннера

·                   Правильно подобрать цвет и объект на баннере;

·                    Изучить процесс кодирования информации;

 

Актуальность

Размещение на баннерах познавательно-развлекательной информации расширит кругозор обучающихся и сделает маршрут более увлекательным. Также такие баннеры помогают:

Привлечь внимание к вопросам охраны окружающей среды. Это способствует развитию чувства причастности к решению вопросов сохранения природы и формированию активной позиции в области охраны окружающей среды.  Пробудить любовь к природе и желание её беречь. У посетителей тропы появляется чувство ответственности за её судьбу. 

 

Гипотеза:  при создании тропы, необходимо создать баннеры позволяющие повысить уровень экологической культуры обучающихся,  с помощью разработанного дизайна.

 

 

Проблемы, при оформлении баннеров на экологической тропе:

·         Перегрузка тропы искусственными элементами или, наоборот, их нехватка. Точные нормативы количества стендов, информационных столбов или лавочек для отдыха на единицу пути могут затруднить проектирование экологической тропы. 

·         Несоответствие места и информации.

Методы исследования

  • Анализ научно-популярной литературы. Позволяет получить теоретические знания по теме проекта. 
  • Иллюстративные методы. С их помощью результаты работы можно представить в виде рисунков и других наглядных материалов. 
  • Анкетирование. С его помощью можно узнать мнение людей о значимости окружающей среды и их готовности предпринять меры для улучшения её состояния. 
  • Наблюдения в природе. С их помощью можно изучить особенности экологических систем и других природных объектов, которые будут включены в маршрут тропы. 

 

2.     Теоретическая часть.

 

2.1.     Физико-географическая характеристика района исследования.

Вадский округ расположен в центре южной части Нижегородской области и граничит с Арзамасским, Шатковским, Дальнеконстантиновским районами, городским округом Перевозский.

Площадь округа — 74200 га. Общая длина границ 167 километров. Вадский округ включают в себя 46 населенных пунктов. Численность населения - 13290 чел. Административный центр – село Вад (численность населения 6320 чел.). Расстояние до областного центра 110 км.

На территории Вадского муниципального округа имеются лесные ресурсы.

Общая площадь лесов в районе 11 001 гектар.

Лесистость района — 14,8 %.

В Вадском лесничестве запасы древесины составляют 50 300 м3, из них:ель — 1 400 м3, лиственница— 500 м3, дуб— 7 900 м3, липа— 300 м3, берёза— 12 400 м3, осина— 13 300 м3.

 На территории леса Вадского муниципального округа Арзамасского межрайонного лесничества Вадского участкового лесничества  квартал 24 выдел 10,16,21,25 открыта экологическая тропа «Дубрава» 2 октября 2024г. Приложение 1.

 

При обустройстве экологических троп сложился определенный стандарт минимального информационного обеспечения. Он состоит из информационных стендов - баннеров. Однако не существует правила, согласно которому мы не можем придумать что-то свое. Как и в литературе, на экологической тропе хороши все жанры, кроме скучного. Хорошее впечатление оставляют у посетителей наши разработанные баннеры.

 

2.2.          Баннер экологической тропы.

Баннер для экологической тропы — это наглядная карта, на которой схематично отмечено местоположение объектов, обитающих и произрастающих на данной территории.  Баннер размещается на металлокаркасе, который устанавливается в землю. Каркас глубоко втыкается в землю, благодаря чему конструкция устойчива к ветрам. Количество баннеров предусмотренных для экологической тропы одиннадцать, у каждого баннера название и визуальные образы, но всех их объединяет шрифт – логотип, цвет и QR-код несущий определённую информацию.

Для успешного оформления баннеров на экологической тропе рекомендуется:[1]

·         правильно подобрать шрифт

·         делать сообщение кратким, использовать короткие предложения.

После решения вопросов, связанных с технологиями изготовления и используемыми материалами, можно приступать к созданию макетов оформления стендов. Появление компьютеров существенно упростило эту работу. Теперь это под силу любому человеку, овладевшему графическими редакторами (Photoshop, CorelDRAW, Xara, PowerPoint). С их помощью, используя понравившиеся фрагменты рисунков, фотографий и текста, можно сделать на экране эскизы будущего оформления. Компьютер позволяет легко экспериментировать с размерами и компоновкой отдельных фрагментов, шрифтами, цветовым решением.

Виды шрифтов.

Один из видов шрифтов – Times. Это хороший шрифт с засечкой («засечка» – это черточка, которая ставится в местах, где буква начинается и заканчивается).

Еще один шрифт – Helvetica. Это – четкий шрифт без засечки, удобный для чтения.

Рекомендуемые размеры шрифта:

Высота букв:

Чтение с расстояния в:

1 см

1 м

2 см

2 м

7 см

10 м

11 см

20м

 

Название каждого баннера было сразу определено «Дубрава», это связано рядом расположенным памятником природы.

В верхнем правом углу помещён герб, который символизирует, что экологическая тропа расположена на территории Вадского муниципального округа. Приложение 1.

 

2.2. Подбор цвета  и объектов на баннере.

Выбор цветовых решений должны соответствовать тематике маршрута. 

Преобладающий цвет баннера – белый. Универсальный цвет, который дарит ощущение комфорта. На стенде имеется зелёный цвет.

Исторически зелёный нам очень привычен ― нашим далёким предкам приходилось внимательно приглядываться, чтобы обнаружить плоды среди листвы, а до того, как люди переехали жить в города, зелёный цвет полей и лесов окружал их ежедневно. При взгляде на зелёный глаза расслабляются, а мозг успокаивается. Именно поэтому зелёный воспринимается как один из самых комфортных цветов, он способен гасить эмоции и создавать умиротворяющую атмосферу.[2]

 

Информационные стенды  Приложение 2

 

Ø Остановочные пункты экологической тропы «Вход на тропу» Вход на экологическую тропу начинается у стенда с картой всего маршрута и правилами поведения.

Ø Грибная поляна. Тематическая площадка знакомит посетителей с разнообразием мира грибов, многообразием их форм, способов существования и применения, а также с наукой о грибах – микологией.

Ø Древесные растения Дубравы. В дубраве можно встретить множество видов древесных растений, таких как дуб, ясень, клен, бук, ольха и многие другие.

Но не только деревья делают лес таким живописным местом. Множество видов кустарников и травянистых растений, таких как жимолость, калина, бузина, ландыш, лесной зверобой и многие другие, также вносят свой вклад в разнообразие лесной флоры

Ø Вредители леса. Основой классификации вредителей леса на группы является среда обитания, характер питания, характер наносимых повреждений. В зависимости от указанных критериев выделяют:

·                     вредителей листвы и хвои;

·                     стволовых вредителей;

·                     вредителей корней;

·                     вредителей плодов и семян

Ø Птичья столовая. Рассмотрим виды кормушек и попробуем сами их сделать.   Очень важно познакомить с некоторыми важными экологическими закономерностями: влияние количества и доступности корма на поведение и образ жизни зимующих птиц; зависимость выживания зимующих птиц от продолжительности зимнего периода.
Наглядно показывать существование причинно-следственных связей в природе, пробудить интерес к наблюдению за жизнью зимующих птиц, обосновать необходимость подкормки птиц вплоть до весеннего оживления природы, способствовать возникновению чувства и желания помогать зимующим птицам.

Ø Птичья поляна. На уютной лесной поляне можно увидеть искусственные гнездовья для птиц (сов и синиц), информационные таблички об интересных фактах из жизни пернатых, а для самих лесных обитателей оставить вкусное лакомство.

Ø Следы птиц и зверей. Под следами люди обычно понимают отпечатки ног животных на почве или на снегу, там, где они прошли или пробежали. Но погрызенная лосем на стволе осины кора – это тоже след. По нему мы с достаточной уверенностью можем определить, что здесь какое-то время назад был лось. Расклеванная дятлом шишка, оставленные зайцем фекальные шарики, разрытая кабаном почва, останки рябчика, пойманного и съеденного ястребом-тетеревятником, нора в земле – тоже следы, помогающие выяснить состав фауны данной местности, позволяющие, не видя самих обитателей, получить о их жизни и взаимоотношениях интересные сведения.

Ø Лекарственные травы. Основная задача остановочного пункта – пропаганда знаний о разнообразии лекарственных растений региональной флоры и их свойствах. На остановочном пункте экскурсанты узнают о наиболее известных лекарственных растениях. На стенде около тематической экспозиции представлена краткая информация об этих растениях, а также история развития лекарственного растениеводства, правила сбора и использования растительного сырья.

Ø Игра «Лесная шкатулка». Подведение итога нашей экотропы, участники награждаются дипломами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.  Процесс кодирования информации

 

Понятие «QR-код» зародилось в Японии в 1994 году. Тогда компания «Denso-Wave», которая входила в состав крупной организации Toyota, нуждалась в необходимости разработки этих кодов. Изначально QR-код использовали исключительно в промышленных целях. После, область их применения была значительно расширена, заняв определенное место в нашей жизни.

QR-код (англ. QuickResponseCode) — код быстрого отклика, предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на смартфоне; QR-код – это прямой наследник штрих-кода. Приложение1

«QR» символизирует мгновенный доступ к информации, хранимой в коде. На первый взгляд может показаться, что QR-код не способен вместить в себя большое количество информации. Но на самом деле вместимость такого кода достаточно велика и зависит от того, в каком виде информацию в него хотят закодировать. В маленькую графическую картинку вмещаются:

·                   Цифры - 7089 символов;

·                   цифры и буквы (включая кириллицу) - 4296 символов;

·                   двоичный код - 2953 байт;

·                   иероглифы - 1817 символов.

Создать QR-код не сложно. С учетом того, что эти коды не были лицензированы, каждый желающий может не только использовать, но и создавать их совершенно бесплатно. Для создания и продвижения QR кодов имеется множество сервисов и программ. Коды сохраняются в виде графического изображения форматах (JPEG, PNG или TIFF), можно распечатать, вставить в документ, отправить по электронной почте, опубликовать в сети интернет.

Для распознавания QR кодов разработано множество программ и различных сервисов. Распознавать коды можно следующим образом:

ü    С помощью камеры мобильного телефона и программы, установленной на него;

ü    С помощью WEB камеры и программного обеспечения обычного компьютера/ноутбука

ü    С помощью онлайн сервиса или программы, в которую можно загрузить графическое изображение, содержащее код или указать ссылку на страничку с кодом.

Во всех существующих программах, которые считывают и декодируют QR коды, реализован алгоритм обнаружения QR кода на изображении, полученном с камеры. Затем реализована стандартная процедура декодирования информации из QR- кода.

QR-коды также набирают популярность. Их можно использовать в учебной, внеурочной деятельности.

В игровой деятельности очень популярны в наше время различного рода квесты, в которых QR-коды могут выступать как задания для прохождения квеста.

 

3.     Практическая часть

 

3.1 Описание методики и результатов анкетирования

 

Для поиска ответа, я провел анкетирование, проанализировал собранную информацию, обобщил результаты и сделал вывод, который помог получить ответ на поставленный вопрос.

Всего в анкетировании приняли участие 24 человек, обучающиеся 11 класса МАОУ «Вадская СОШ».

Предложенные вопросы анкеты:

1)      Вы были на экологической тропе «Дубрава»?

2)      Вам нравиться дизайн оформления баннеров?              

          3)      Знаете ли вы, что такое  QR-код?

4)      Как пользоваться QR-кодом?

5)      Знаете ли вы, как пользоваться программой для считывания QR-кода?

Результаты анкетирования можно посмотреть в Приложении 3

Обучающиеся нашей школы знают про загадочный квадратик с QR-кодом, видели его в разных местах и  умеют им пользоваться.
QR-код аббревиатура qr Quick Response code — «код быстрого отклика»; сокр. QR code) — тип матричных штриховых кодов это основное достоинство qr кодов легкое распознание сканирующим оборудованием в том числе фотокамера мобильного телефона
как же сделать qr код?
сейчас я покажу несколько сайтов для создания qr кодов
для начала разберемся какие qr коды бывают
бывают всего на всего двух видов статика и динамика
статические можно сделать только один раз
динамические дают больше возможностей сделав его один раз можно поменять его начинку
что можно зашить в qr код? можно зашить огромное количество информации в том числе интернет адрес
как считать qr код? 1 возьмите телефон 2 откройте камеру 3 наведите на qr код 4 перейдите по ссылке
как же создать qr код?
3 сайта для создания qr кодов
1. QR 
Coder.ru
2. QRCC
3. QR Code Generator
1 находим URL сайта или изображения
2 вставляем в строчку на сайте
3 нажимаем создать QR код
4 QR код готов и появился на экране

 

3.2 Создание собственного QR-кода

 

Алгоритм создания кода одинаков для всех сервисов:

1. Задайте, что именно вы хотите «закодировать» в QR-код: URL, текст, телефонный номер или SMS. От данного выбора зависит что программа-сканнер вашего телефона будет делать с полученной информацией после сканирования: открывать браузер, звонить или открывать программу редактирования SMS-сообщений.

2. Введите данные.

3. Сгенерируйте код нужного размера и цвета.

Сервисы, с помощью которых можно создавать QR-коды:

v qrcoder.ru

v qrcc.ru

v qr-code-generator.com

Можно создать цветной QR-код или с градиентом, с логотипом или картинкой-фоном.

Я воспользовался сайтом qrcode.tec-it.com и создал собственный QR-код, который содержит   необходимую информацию для каждого баннера.

QR-коды глубоко вошли в нашу повседневную жизнь.

 

4.     Заключение

 

Выдвинутые мною в начале исследования гипотеза подтвердилась.

 Гипотеза:  при создании тропы, необходимо создать баннеры позволяющие повысить уровень экологической культуры обучающихся,  с помощью разработанного дизайна.

Баннеры привлекают к себе внимание, удачно подобранный цвет, расположение объектов с  QR-кодом.

QR – код это новый способ кодирования, с помощью которого   можно легко и быстро находить нужную информацию.

Баннеры позволяют повысить уровень экологической культуры обучающихся,  с помощью разработанного дизайна. Наша экологическая тропа «Дубрава» работает, проведены экскурсии для педагогов нашей школы, обучающихся начального и среднего звена  школы МАОУ «Вадской СОШ» и школ расположенных на территории Вадского муниципального округа. Приложение

Экологическая тропа – это своеобразный учебно–просветительский кабинет в природных условиях, сочетающий в себе возможность образования, воспитания и отдыха.

 

 

 

 

 

 

 

 

5.     Список использованных источников и литературы

 

 

1.     Большаков, А. И. Экология и дизайн: Создание гармоничного пространства. – СПб.: Питер, 2018.

2.     Михайлова, Л. А. Принципы проектирования экологических троп. – Саратов: Научный мир, 2020.

3.     Морозов, И. В. Элементы экологической устойчивости в дизайне. – Уфа: УГНТУ, 2019.

4.     Петров, В. А. Создание и развитие экотроп. – Тюмень: Вектор, 2021.

5.     Тихонов, Р. А. Экологические тропы: идея и реализация. – Санкт-Петербург: ЛГТУ, 2021.

 

 

 

Электронные ресурсы

 

1.     Сайт создания qr-кодов: http://qrcoder.ru/

2.     Сайт считывания qr-кодов: http://decodeit.ru/qr

3.     Технология QR-кодов // Технические характеристики QR-кодов: http://qr-code.creambee.ru/blog/post/qr-specification/.

4.     Экологические тропы: стенды и указатели https://ecosystema.ru/03programs/tro/12.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] https://ecosystema.ru/03programs/tro/12.htm

[2] https://skillbox.ru/media/design/psihologia-zelenogo/?ysclid=m5m3onmjyt228656755