"Семейные ценности в религиозных культурах"

  • Разработки курсов
  • doc
  • 20.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Семейные ценности в религиозных культурах.doc

Технологическая карта урока

Тема урока: Семейные ценности в религиозных культурах.

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель: формирование представления о роли семьи в традиционных религиях.

Задачи урока:

1.Образовательные:

- знакомство с понятиями семья, семейные ценности; раскрытие отношения к семье в традиционных религиях; формировать уважительное отношение к семье, семейным ценностям; умение объективно оценивать себя и других;

2.Развивающие:

- создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развитие умения работать с учебником, словарём и компьютерными ресурсами для получения наиболее точной полной информации; развивать познавательный интерес к предмету;

3.Воспитательные:

- формировать уважительное отношение к семье;

- воспитывать ответственность по отношению к членам семьи;

- воспитывать через примеры урока понятие «дружной, счастливой семьи»

Планируемые результаты:

  • Личностные: формирование позитивного отношения к семье как основе человеческой жизни.
  • Предметные: Осознание ценности семьи и семейных взаимоотношений.
  • Метапредметные: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, удерживать цель деятельности до получения её результата; извлекать информацию из учебного текста, взаимодействовать с окружающими в групповой работе.

 

Предполагаемый результат:

- учащиеся имеют четкое представление о понятиях «семья» и «семейные ценности», формируется понятие уважения и заботливого отношения между членами  семьи;

-  умеют давать оценку различным жизненным ситуациям и поступкам;

-  способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей;

-  умеют  работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.

 

 

 

 

 

 

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Примечание (планируемые результаты)

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

- Послушайте сказку Василия Александровича Сухомлинского «Цветок и лепесток».

Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»

 Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.

 – Ты кто? – спрашивает Муравей.

 – Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.

 – Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.

 Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.

 

- Почему погиб лепесток?

- Какой вывод можно сделать для нас?

- Только все вместе мы сильны и можем многого добиться.

- Я предлагаю взяться за руки и передать своё тепло и поддержку друг другу.

Стоя в кругу, слушают сказку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

 

Берутся за руки.

Личностные УУД:

Психологический настрой на совместную работу

2.

Постановка учебной задачи. Цель: создание условий для постановки учебной задачи через проблемную ситуацию; активизацию мыслительной деятельности учащихся, развитие творческой активности, и через  заинтересованность в предстоящей работе.

 

 Каждая группа получает конверт с заданием: 1, 2, 3 группы - собери четверостишье-загадку и назови отгадку (стихи разрезаны по строчкам);

4 группа – собрать стихотворение из четверостиший.

(Конверты под № 1.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Постарайтесь определить тему нашего сегодняшнего занятия.

- Что мы можем узнать, изучая эту тему?

 

Ребята составляют 3 загадки:

3.Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (семья)

 

2.Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна семья!

 

1.Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

 

4 группа

1.Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

 

2.Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна семья!

 

3..Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (семья)

 

 

- Мы будем говорить о семье.

 

- Что такое семья, для чего создают семьи, как члены семьи  должны относиться друг к другу, как складываются отношения в семьях разных религий.

 

Познавательные УУД:

- логические:  установление причинно-следственных связей, Регулятивные УУД:

- целеполагание

Личностные УУД:

- развитие интереса к изучению предмета, формирование понятия важности семьи, её значения. Коммуникативные УУД:

развитие умения работать в группе, принимать совместное решение

3.

Открытие новых знаний.

Цель:  создание условий для выявления обучающимися новых знаний о семье, об отношении основных мировых религий к понятию «семья», развития умений находить ответы на проблемные вопросы; определение основных семейных ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка.

Создание проблемной ситуации.

- Так, что же такое семья?

- Как вы понимаете значение этого слова?

Работа со словарями.

Найдите в словарях  С. И. Ожегова и Д.Н. Ушакова значение слова семья?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление кластера.

- Давайте определим, какие важные задачи должна решать семья.

 - У каждой группы в конверте лежат различные задачи. Выберите только ту, которую должна решать семья.

(Конверты под № 2.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебным текстом.

- Как вы думаете, отношение к семье в разных религиях различное или везде одинаковое?

- Давайте познакомимся с текстом и узнаем это.

 

 

 

 

 

- Есть ли какие-то различия в отношении к семье?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Семьи могут быть только у человека?

- Изобразите отношения в семье животных.

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

Словарь Ожегова С.И.: 

1.      Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

 

Словарь Ушакова Дмитрия Николаевича:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

 

Итак, семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге, сплочённые общими интересами. А самое главное – они родные друг другу.

 

 

 

 

 

1 группа – Заботиться о старших.

2 группа – Воспитывать детей.

3 группа – Вести общее хозяйство.

4 группа – Организовывать досуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 группа – Православие.

2 группа – Иудаизм.

3 группа – Ислам.

4 группа – Буддизм.

Представители групп рассказывают об отношении к семье в каждой религии.

 

 

 

Отвечают на вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 группа – уважительное отношение к старшим в медвежьей семье.

2 группа – заботливое отношение к детям в семье слонов.

3 группа – радостное настроение от встречи друг с другом в кошачьей семье.

4 группа – изобразите счастье в заячьей семье.

 

 

 

Познавательные:

Развитие познавательной активности;

Развитие способности анализировать и систематизировать материал.

Регулятивные:

Развитие умения принимать смысл поставленной задачи.

Личностные УУД:

- развитие интереса к родному языку, осознание семейных ценностей.

Коммуникативные УУД:

развитие умения работать в коллективе, принимать высказывания других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

 

1. Извлекать информацию из текста.

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

5. Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

6. Устанавливать причинно-следственные связи.

4.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: Создание условий для  усвоения детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (в парах,  группах).

Работа с фотографией.

(работа в группе)

- Посмотрите на фотографию семьи одной из религиозных культур.

- Что вы можете сказать о ней?

- Как относятся здесь друг к другу?

 

Работа с таблицей.

(работа в парах)

(Конверты под № 3.)

 

Создание мини-проекта.

(работа в группе)

1 группа – Вспоминают и записывают пословицы о семье.

2 группа – Выполняют рисунок дружной семьи.

3 группа – Записывают эпитеты, подходящие к слову «семья».

4 группа – Составляют синквейн по теме урока.

 

1 группа – Православие.

2 группа – Иудаизм.

3 группа – Ислам.

4 группа – Буддизм.

 

 

 

 

 

Заполняют таблицу, сверяют с оригиналом.

 

 

 

1 группа – Пословица.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

2 группа – Рисунок.

3 группа – Эпитеты.

4 группа – Синквейн.

1.Слово

2.Два прилагательных

3.Три глагола

4.Фраза – отношение к теме

5.Слово – синоним для первого

Семья

Дружная, трудолюбивая

Любит, понимает, помогает

Самое ценное для человека

Забота

Защищают проект.

 

Познавательные УУД: структурирование знаний

Коммуникативные УУД: умение вести диалог в группе

Регулятивные УУД:

 волевая саморегуляция

Личностные УУД:

формирование морально-нравственных ценностей, развитие творческих способностей.

4.

Рефлексия.

 

Знакомство с праздником.

- 8 июля празднуется праздник «День семьи, любви и верности».

Его символом является ромашка.

Видео о семье.

 

Закончи фразу.

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Я думал, что…

Смайлик в виде ромашки.  

 

Семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность – нашу семью.

Слушают и смотрят видео.

 

 

 

 

 

Высказывают своё мнение.

 

5.

Домашнее задание.

 

1.Свой синквейн

2.Правила поведения в семье

3.Пословицы о семье.