Урок ОРКСЭ, тема "Храм"
Оценка 4.9

Урок ОРКСЭ, тема "Храм"

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
религиоведение
4 кл
07.11.2019
Урок ОРКСЭ, тема "Храм"
Публикация является частью публикации:
урок 14.docx

Модуль: Основы православной культуры

Тема урока: Храм.

Цель урока:дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

1.       Познакомить с понятием «православный храм».

2.       Познакомить учащихся с назначением и устройством православного храма.

3.       Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

4.       Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

5.       Закрепить представление о том, что культура есть еще и система запретов во имя доброго развития личности.

6.       Воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Планируемые УУД:

Личностные:

развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

воспитание доверия и уважения к истории и культуре России.

Предметные:

знание, понимание и принятие обучающимися ценностей культурных традиций православной России;

осознание ценности и духовности в человеческой жизни;

формирование первоначальных представлений о храмах и их роли в истории и современности России.

Метапредметные:

умение добывать информацию из различных источников;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения;

умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог;

умение планировать, контролировать и оценивать результаты своей деятельности и деятельности партнёра, вносить коррективы;

владение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Оборудование урока:

- Кураев А.В. Основы духовно – нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учеб.пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2014.

- Основы православной культуры. 4–5 классы: Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева. М.: Просвещение, 2014.

- Интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация.

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности:

1-2 мин

(1 слайд)

Пусть этот день несет нам

Радость общения,
Наполнит сердце
Благородными чувствами.

 

Ученики поворачиваются друг к другу, улыбаются, настраиваются на работу

Личностные УУД:
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

5-8 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(2 слайд)

Какое главное  правило человеческих отношений вы узнали на прошлом уроке? (Во всём,как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними)

Что такое неосуждение?( Проявление милосердия к человеку) .

Человека нужно любить даже если он совершает плохие поступки, помогать ему исправить его ошибки.

Любовь  - основание христианской жизни. Без неё христианский подвиг и все добродетели лишаются смысла.

Кто такие  православные христиане? (Человек, который принял учение Иисуса Христа) (христианин)

Православный храм испокон веку был опорой для русского человека. Место радости и скорби; местом, которое объединяло людей и примиряло с ним же самим, успокаивало и вселяло надежду.

(3 слайд)

Послушайте загадку, которая поможет определить тему нашего урока.

Его я видел много раз,

Но близко так – впервые.

Смотрю, не отрывая глаз,

На главки золотые.

На колокольню, на кресты,

На голубя на крыше…

 

Ему оттуда, с высоты,

Кажусь я ростом ниже.

На купол солнце льёт

Сиянье золотое,

И, кажется, что он поёт

Застывшей красотою.

(Татьяна Шорохова)

Дети слушают и отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД:
преобразовывать информацию из одной формы в другую; выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Выявление места и причины затруднения.

 

 

 

 

Что означает слово «храм»? (разные варианты ответов)

Ребята, как вы думаете,  что мы должны узнать сегодня на уроке, определите цель нашего урока. (Ответы детей)

Цель нашего урока познакомить с понятием «православный храм».

(4 слайд)

Тема «Храм»

Давайте попробуем ответить на вопрос « Что такое православный храм?»

Определяют тему урока, дают свое объяснение слову «храм». (Предполагаемые ответы: « Храм – это здание, в котором люди молятся, ставят свечки. В храме обычно происходят обряды крещения, венчания,  отпевания.  В храме много икон.  В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чем-то»).

Формулируют цель урока.

1) получить знания о назначении православного храма;
2) познакомиться с устройством православного храма.

Регулятивные УУД:
определение и формирование темы урока и цели своей деятельности на уроке с помощью учителя, планирование своей деятельности.

Личностные УУД: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Сегодня мы будем работать по следующему плану

1.Используя словари Даля  и Ожегова, попробуем ответить на вопрос Что такое «Храм»

2. Что можно и чего нельзя делать в храме?

Совместно с учителем составляют план.

Личностные УУД: развитие умения высказывать  свое отношение,  выражать свои эмоции.
Коммуникативные УУД: оценка действий сверстников; умение оформлять свои мысли в устной речи в соответствии с грамматическими  и синтаксическими нормами родного языка; умение высказывать свое мнение на основе личностных ценностей.

5.  Реализация построенного проекта.

1 Словари В. И.Даля и  С.И.Ожегова

У каждого человека есть дом, в котором он живет вместе со своими родственниками. Это общий дом для всех членов одной семьи. Есть общий дом и для верующих в Бога людей.

(5 слайд)

Этот дом называется ХРАМОМ. Верующие во Христа любят свой дом, потому что в храме душа верующего находит спокойствие и защиту.

Древнерусские зодчие стремились выделять храмы, церкви среди остальных городских зданий. Для строительства выделялось самое высокое место, чтобы храм было видно издалека.

      Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место.

      Здание храма  завершается сверху куполом, изображающим собой небо.  

   Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

     Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

   Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

    Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и  чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

(6 слайд)    

 Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Колокольный звон

    Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».

     Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

(7 слайд)

Давайте посмотрим как устроен храм внутри

Православный храм разделен на 3 части :

1.Притвор – место, где раньше стояли люди, которые готовились к крещению.

2.Вторая самая большая часть – место прихожан, собиравшихся на церковную службу.

Везде висят иконы, горят свечи, лампадки.

 Обратимся к учебнику с.48-49

(8-10 слайды)

3.Центральная стена – иконостас. За ним алтарь.

Обратимся к учебнику с. 50-51

- Ребята, как вы поняли, что такое иконостас?

(ответы учащихся).

В иконостасе 3 двери, ведущие в алтарь.

Дети слушают учителя и отвечают на вопросы.

Личностные УУД: развитие умения высказывать  свое отношение,  выражать свои эмоции.
Коммуникативные УУД: оценка действий сверстников; умение оформлять свои мысли в устной речи в соответствии с грамматическими  и синтаксическими нормами родного языка; умение высказывать свое мнение на основе личностных ценностей.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

 

Как называется центральная дверь?

(Царские врата, через них могут ходить только священнослужители.Через две другие: северные и южные – помощники священнослужителя)

- Какие иконы в иконостасе присущи всегда?

( Слева – от Царских врат икона Спасителя, справа – икона Богоматери).

- Какое самое главное место в храме?

(Алтарь).

–По каким признакам мы отличаем православный храм от других зданий?

 У него есть купол, на котором находится крест.

 «Храмы нашего города». Давайте вспомним как называются храмы , которые вы видите и  прослушаем небольшую справку  про каждый из них.

Никольский храм

Храм Николая Чудотворца является небольшим храмом, который располагается в округе города Липецк. Имеет свою очень интересную историю. Впервые упоминание о храме было в 1890 году. именно этот год считается годом постройки храма. Он был возведен строго в русском стиле. Архитектором здания стал И. Машков. Позднее храм был освящен во имя чудотворца Николая. Само здание было примкнуто к Тюремному замку, но его, к сожалению, в послереволюционные времена снесли. Самый крупный колокол на колокольне весил в среднем около семи тонн.

В советские времена перенес то же, что и большинство храмов и церквей в стране. Его решили закрыть местные власти в 1918 году. Хотя на самом деле храм работал и после этого года. В 1922 году у храма забрали все ценные вещи, которые по подсчетам историков достигали в 480 тысяч рублей в цене. Только после этого храм был окончательно закрыт и разорен. Само здание отдали в пользование в качестве тюрьмы. За это время здание храма очень сильно испортилось, стало аварийным и полуразрушенным.

В 1991 году власти города решили вернуть православный храм верующим горожанам. Было решено начать его реставрацию, которая завершилась к 1994 году. Теперь на территории храма возведено здание в два этажа, в котором располагаются библиотека и воскресная школа.

Евдокиевская церковь в Липецке является памятником архитектуры и одним из самых красивых зданий в городе. Строительство ее началось еще в 1817 году, окончательно построили в 1818 году. Название храму дали во имя преподобной Евдокии. Рядом с храмом находится кладбище, которое теперь носит название Евдокиевское кладбище.

Позже было принято построить на территории храма трапезную церковь, но колокольня еще достаточно долгое время стояла отдельно.

На протяжении всего XIX века идет возвышение храма. Саму церковь построили в строго классическом стиле. В послереволюционное время почти все храмы закрывались, а некоторые подвергались сносу и разрушению. Эту участь постигла и Евдокиевская церковь, ее закрыли в 1918 году и передали здание в пользование в качестве хранилища зерна. Однако, по документам церковь закрыли только в 1935 году. Позднее в советские времена приняли решение отдать здание церкви для кинопроката, потом архива, а далее в ней и вовсе располагалось похоронное бюро.

В 1996 году местные власти приняли решение вернуть церковь верующим. Его подвергли реставрации и храм вновь смог открыть свои двери.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

У него есть купол, на котором находится крест.

 

 

 

 

 

 

 

Выступление ученика с заранее подготовленным сообщением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление ученика с заранее подготовленным сообщением

Коммуникативные УУД:
развитие умения слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме; владение диалогической формой общения

7.Самостоятельная работа с самопроверкой.

8. Включение в систему знаний.

Выберите те  слова которые относятся к теме храм.

Природа, звонарь, радость, свеча, дом, отец, канун, икона, Родина, алтарь, картина, замок, крест, колыбельная, кадило, стихи, Царские врата, молитва).

Проверьте по образцу.

У кого выполнено задание без ошибок. Молодцы

У кого допущены ошибки поставьте вопрос.

 

 

Познавательные УУД:
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
пересказывание небольшого текста;
выводы в результате совместной работы класса и учителя.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Закройте глаза и послушайте

Восстановить в России надо храмы,

Чтоб возродить святую прежде Русь,

И раны нашей пережитой драмы,

Все зарастут травой и былью пусть.

Пусть над Россией чистым будет небо

Твои глаза пусть смотрят к нам с небес.

Пусть в каждом доме много будет хлеба,

И чтобы нас не путал больше бес.

И пусть звонят колокола России,

Пусть все плохое сгинет в прах и пух,

Чтоб дети нас за все, за все простили,

А в нас живет пусть воскрешенья дух.

- Что автор стихотворения просит возродить? (Храмы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД: развитие умения высказывать  свое отношение,  выражать свои эмоции.
Коммуникативные УУД: оценка действий сверстников; умение оформлять свои мысли в устной речи в соответствии с грамматическими  и синтаксическими нормами родного языка; умение высказывать свое мнение на основе личностных ценностей.

Регулятивные  УУД: анализировать свою деятельность на уроке, оценивать ее.

 

 

  Список литературы:

https://www.metod-kopilka.ru

https://www.2rf.ru

https://www.открытыйурок.рф

https://infourok.ru

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Модуль: Основы православной культуры

Модуль: Основы православной культуры

Родину; воспитание доверия и уважения к истории и культуре

Родину; воспитание доверия и уважения к истории и культуре

Оборудование урока: - Кураев

Оборудование урока: - Кураев

Этапы урокаДеятельность учителя

Этапы урокаДеятельность учителя

Какое главное правило человеческих отношений вы узнали на прошлом уроке? (Во всём,как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними)

Какое главное правило человеческих отношений вы узнали на прошлом уроке? (Во всём,как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними)

Какое главное правило человеческих отношений вы узнали на прошлом уроке? (Во всём,как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними)

Какое главное правило человеческих отношений вы узнали на прошлом уроке? (Во всём,как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними)

Богу, благодарит его или просит о чем-то»)

Богу, благодарит его или просит о чем-то»)

Коммуникативные УУД: оценка действий сверстников; умение оформлять свои мысли в устной речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение высказывать свое мнение…

Коммуникативные УУД: оценка действий сверстников; умение оформлять свои мысли в устной речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение высказывать свое мнение…

Словари В. И.Даля и С.И.Ожегова

Словари В. И.Даля и С.И.Ожегова

Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав

Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав

Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон»

Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон»

В иконостасе 3 двери, ведущие в алтарь

В иконостасе 3 двери, ведущие в алтарь

Храм Николая Чудотворца является небольшим храмом, который располагается в округе города

Храм Николая Чудотворца является небольшим храмом, который располагается в округе города

Само здание отдали в пользование в качестве тюрьмы

Само здание отдали в пользование в качестве тюрьмы

Позже было принято построить на территории храма трапезную церковь, но колокольня еще достаточно долгое время стояла отдельно

Позже было принято построить на территории храма трапезную церковь, но колокольня еще достаточно долгое время стояла отдельно

Самостоятельная работа с самопроверкой

Самостоятельная работа с самопроверкой

Твои глаза пусть смотрят к нам с небес

Твои глаза пусть смотрят к нам с небес

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Рефлексия учебной деятельности на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2019