Воспитание на семейных духовных ценностях и традициях как одно из важных направлений формирования нравственных качеств ребенка
Актуальность статьи:
Современное общество столкнулось со снижением нравственности. Существует острая необходимость в возрождении традиционных семейных ценностей, тесном взаимодействии семьи и школы в процессе формирования нравственных качеств ребенка.
Цель статьи:
Рассмотреть понятие семейного воспитания, влияния традиций семьи на формирование личности; взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания детей.
Формирование духовно- нравственных основ личности- одна из главных задач современного общества.
Человек появляется на свет и начинает свою жизнь в семье. Именно в семье зарождаются основы его характера, ребенок получает первые уроки любви, милосердия… В.А. Сухомлинский считал, что «родительская педагогика, т.е. элементарный круг знаний матери и отца о том, как существо, родившееся от человека, становится человеком,- это фундамент, основа всей педагогической теории и практики.»
По своей природе семейное воспитание основано на чувстве. Ласка, забота, терпимость, великодушие, умение прощать, чувство долга-вот какая нравственная атмосфера должна царить в любящей семье.
Замечено, что недополучивший родительской любви ребенок вырастает озлобленным, неуживчивым, черствым. И, наоборот, из-за чрезмерной любви, почитания развиваются черты эгоиста, изнеженности, избалованности.
Важно, чтобы ребенок был с кем-то связан узами взаимного долга, уважения, заботы. Если ребенок живет собственными интересами,заботами, не отдает, а только получает то, что дают ему старшие, он становится бессердечным.
Традиционные семейные ценности-это фундамент, на котором выстраивается сплоченная сущность конкретной семьи. Среди них можно выделить:
-доверительное общение;
-уважение-и к старшим, и к младшим;
-следование ритуалам;
-ответственность;
-прощение;
-честность;
-значимость для родных;
-щедрость;
-любовь.
К сожалению, в наши дни семейные традиции и обычаи являются редкостью, и очень немногие семьи могут ими похвастаться. Занятость или нежелание родителей уделять этому время, по мнению психологов, очень негативно сказывается на формировании личности ребенка.
Для чего же необходимы семейные традиции?
Во-первых, они дают ребенку ощущение стабильности (Семья в полном составе собирается за ужином, обговаривая общие дела).
Во-вторых, помогают понять, что он- личность (На семейном совете к ребенку тоже прислушиваются).
Семейные традиции и обычаи являются символом чего- то вечного, дают ощущение близости и сплоченности всех членов семьи.
Развитие и воспитание ребёнка в семье требует множества деятельностных ситуаций, в которых происходит формирование личности, заданной ориентации.
Главная нагрузка на обеспечение связи с семьёй ложится на плечи классного руководителя. Свою деятельность он организует через родительский комитет, родительские собрания, а также через учителей, работающих в данном классе. Важной частью практической деятельности классного руководителя по поддержанию контактов с семьёй является регулярное личное посещение учащихся дома, изучение условий жизни на месте, согласование и координация с родителями совместных мер по усилению воспитательного воздействия, предотвращению нежелательных результатов. Традиционной функцией классного руководителя является просвещенческая: многие семьи нуждаются в педагогических советах, профессиональной поддержке. Постоянная тема для обсуждения на родительских собраниях - соблюдение единства требований семьи и школы. Для этого берутся конкретные аспекты координационного плана, анализируется их выполнение, намечаются пути устранения появившихся рассогласований. Острой проблемой является нравственное воспитание подрастающих поколений, различные аспекты которой приходится обсуждать на родительских собраниях. К сожалению, именно непрофессиональная работа с родителями чаще всего подрывает авторитет педагога и школы. Родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим контактам, только видя заинтересованность классного руководителя судьбой их детей.
Темы взаимоотношений семьи и школы очень удачно коснулся Л. Кассиль. «Когда случается что-то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одни утверждают: это школа виновата, она обо всём должна позаботиться, ей принадлежит главная роль в воспитании. А другие, напротив, считают, что школа в основном всё-таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те, и другие не правы. Если говорить образно, то семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега - ведь и моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан берегу. Семья даёт ребёнку, как бы первичное оснащение, первичную подготовку к жизни, которую школа всё- таки не может дать, потому что необходимо непосредственное соприкосновение с миром близких, окружающих ребёнка, миром очень родным, очень привычным, очень нужным, миром, к которому ребёнок с самых первых лет привыкает и с которым считается. А уже потом рождается известное чувство самостоятельности, которое школа должна не подавлять, а поддерживать.»
Таким образом, роль семьи в воспитании детей огромна. В отличие от социальных институтов, семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств. Семейные духовные ценности и традиции являются основой развития личности. Максимальное сближение семьи и школы- основная задача педагогов при воспитании всесторонне, гармонично развитого человека, способного успешно адаптироваться в сложной социальной среде и реализовать себя в профессиональном, гражданском и семейном аспектах.
Список литературы:
1.Гайворонская, Н. И. Взаимодействие школы и семьи в воспитании / Н. И. Гайворонская. // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012.
2.Сухомлинский В.А. Сто советов учителю.- К.: Рад.школа,1984.-254 с.
3.Янкина Н.В.,Шубная В.Ф.,Кшадиеваи.С., Влияние семьи на духовно- нравственное развитие личности ребенка//Всероссийская научно- практическая конференция ( Сыктывкар,3.10.2017.): сборник докладов/ сост.:Н.Г.Торлопова. ГОУДПО «КРИРО»,2017
4. https://sites.google.com/site/nacfak1/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.