Все мы живые люди, со своими достоинствами и недостатками, а потому нет и никогда не существовало семей, в которых проблем не было бы вовсе. В сущности, все зависит от того, каким именно способом имеющиеся проблемы разрешаются. И, как ни странно, именно способы разрешения проблем, а вовсе не их содержание, в первую очередь влияют на формирование характера и личностных особенностей подрастающих в данной семье детей.
Для пояснения этого тезиса приведу два коротеньких примера. Проблема одна — тяжелая болезнь одного из членов семьи.
Семейные проблемы и их влияние на ребенка
Все мы живые люди, со своими достоинствами и недостатками, а потому нет и
никогда не существовало семей, в которых проблем не было бы вовсе. В
сущности, все зависит от того, каким именно способом имеющиеся проблемы
разрешаются. И, как ни странно, именно способы разрешения проблем, а вовсе
не их содержание, в первую очередь влияют на формирование характера и
личностных особенностей подрастающих в данной семье детей.
Для пояснения этого тезиса приведу два коротеньких примера. Проблема одна
— тяжелая болезнь одного из членов семьи.
В одной семье, которую я очень хорошо знала с детства, отец (для меня — дядя
Женя) попал в тяжелую автомобильную аварию, в результате которой был
полупарализован и с трудом передвигался по квартире. Прежнюю профессию
(он был геологом) ему, разумеется, пришлось оставить. С помощью жены и
друзей он переучился на бухгалтера и весьма успешно работал на дому. Много
времени уделял воспитанию двоих детей. В доме часто собирались друзья и
бывшие сослуживцы отца, с которыми он выпивал, играл в шахматы и преферанс.
Выпив, дядя Женя неизменно брал гитару и проникновенным голосом пел старые
туристские и бардовские песни. Друзьятеологи нестройно подпевали. На глазах
у многих наворачивались слезы. Жена дяди Жени садилась рядом с мужем и
легонько поглаживала его по плечу. Дети приносили из кухни очередную миску
огурцов домашней засолки, аккуратно сберегая рассол и сливая его в отдельную
баночку. Все свое детство я была уверена, что на свете мало таких счастливых и
гармоничных семей, как у дяди Жени, и искренне и светло завидовала их
счастью.
В другой знакомой мне семье отец, крупный ответственный работник,
перенервничав на работе, перенес тяжелый приступ ишемической болезни
сердца и предынфарктное состояние. Выписывая его из больницы, врачи
посоветовали соблюдать режим, не перенапрягаться, побольше отдыхать и
бывать на свежем воздухе. С этого момента жизнь семьи (до этого вполне
спокойная и благополучная) превратилась в кошмар. Соблюдению режима отца
была подчинена вся жизнь всех членов семьи. Когда отец отдыхал, жена, теща и
дети ходили по квартире на цыпочках. Отцу готовились отдельные диетические
блюда, в которых он, согласно диагнозу, вроде бы и не нуждался. Шумные
застолья, которые так любил глава семьи, были решительно отменены как
безусловно вредные для здоровья. Когда подрастающий сын пробовал
обращаться к отцу со своими проблемами, мать шипела на него:
— Ты что, не понимаешь, что отцу нельзя волноваться!
Отец сперва вяло возражал жене, а потом привык к такому «щадящему» режиму
и, если не хотел о чемто думать или говорить, томно отмахивался:
— Чтото я сегодня нехорошо себя чувствую…
Дочка ошибок брата не повторяла и все свои проблемы старалась решать, не
привлекая родителей и не ставя их в известность. В результате всего этого у
мальчика развился тяжелый невроз навязчивых состояний, а девочка в поисках
эмоционального принятия и тепла ушла в уличную компанию, в пятнадцать лет
забеременела, сделала криминальный аборт, после которого ее с трудом спасли,
и, едва дождавшись восемнадцати лет, выскочила замуж за первого
подвернувшегося кавалера. А вскоре после дочкиного замужества ушел из семьи
и отец, неожиданно для всех женившись на женщине намного моложе его.Большинство знакомых безоговорочно осудило его бессердечность,
предательство по отношению к жене, которая буквально «подняла его на ноги»,
«отдала ему всю молодость» и вообще «столько для него сделала».
— Я же еще молодой мужик, — объяснял он всем желающим его выслушать. — Я
же не инвалид какойнибудь. Не могу я всю жизнь жить как в вату завернутый. И
объяснить ей ничего не могу. Пусть я подлец последний, но лучше уж жить
подлецом, чем в коробке лежать елочной игрушкой — так я думаю. И жена моя
теперешняя так же считает. Может, мы еще ребенка родим. И воспитаем его как
надо. Техто я, по слабости своей, упустил. Вот за этото мне прощения точно нет
и не будет…
Из этих коротеньких подлинных историй становится совершенно ясным, что
именно отношение к проблеме, а вовсе не сама проблема влияет на воспитание и
психоэмоциональное состояние детей. В первой из описанных семей болезнь
отца была гораздо тяжелее и фатальнее, и жизнь семьи вроде бы должна была
нарушиться гораздо сильнее. Но этого не произошло, потому что члены семьи
сумели не просто поддержать друг друга, но и выработать применительно к
изменившимся обстоятельствам новое единство. Второй семье сделать этого не
удалось, что привело к фактическому распаду семьи, растянувшемуся на много
лет и искалечившему судьбы обоих детей.
Довольно часто матери моих пациентов (а иногда и они сами) красочно
рассказывают мне о том, как семейная обстановка вызвала те или иные
нарушения психологического развития их детей. Иногда это действительно
связано напрямую и не вызывает никаких сомнений. Например, если отец из
воспитательных соображений запугивает нервного, ослабленного ребенка, а у
него потом появляются страхи и ночной энурез, то все здесь более менее ясно.
Но вот уже с такой, увы, широко распространенной бедой, как пьянство одного
из родителей, далеко не все так просто. Иногда матери прямо заявляют:
— Ну да, отец у нас пьет, вот от этого и все проблемы. И учится сын плохо, и
грубит, и с мальчишками дерется, и из дома убегает, и курит, и вот, пятьсот
рублей из тумбочки украл…
Вот здесь уже возникают сомнения. Никакой прямой связи между пьянством
отца и агрессивностью, неуспеваемостью и вороватостью ребенка нет. Есть
множество семей, в которых пьют отцы, но дети при этом нормально учатся,
сидят дома и совершенно неагрессивны, наоборот, зачастую они отличаются
именно повышенной стеснительностью и робостью при контактах с другими
людьми.
А есть и вовсе удивительные на первый взгляд случаи (и их достаточно много).
Ребенок растет в атмосфере постоянных скандалов, мать неустанно, всеми
доступными ей способами борется с пьянством отца, над головой ребенка
регулярно летают тарелки, разговаривают в доме только криком, небольшие
победы сменяются оглушительными поражениями, вся парадная в курсе
происходящего, сердобольные соседи подкармливают ребенка в период
кризисов, иногда он ночует у друзей. Так продолжается годами. И вот наш
ребенок вырастает. Отец к старости либо стихает, либо попросту умирает от
осложнений хронического алкоголизма. Мать с наслаждением нянчит внуков,
отдыхая от войны, которую она вела в течение двадцати с лишним лет. И вот что
удивительно: вспоминая свое детство, наш бывший ребенок уверен, что оно у
него было вполне обычным, рядовым. Никаких особых проблем он в своем
детстве не видит, и, если его случайно занесет к психотерапевту, которыйначнет «раскрывать глаза» своему клиенту, тот страшно удивится. И вправду:
человек считает нормальным то, что окружает его с самого раннего детства.
Ребенок, выросший на поле боя, в пороховом чаду, будет весьма настороженно
относиться к оглушительной тишине и утреннему аромату цветущего сада.
Поэтому, когда мне говорят, что причиной нервного расстройства у ребенка
являются напряженные отношения его матери со свекровью (которые сложились
за шесть лет до рождения ребенка), я не тороплюсь принять это на веру.
«Так как же, в конце концов, семейные проблемы влияют на детей?» — спросит
нетерпеливый читатель. Или автор берется доказать, что они вообще никак на
них не влияют?
Разумеется, влияют. И для оценки этого влияния нам придется вернуться к одной
из первых глав этой книжки и вспомнить, что с самых первых дней своей жизни
все дети — великолепные имитаторы. То есть они не только способны
подражать всему, что видят вокруг себя, но и охотно это делают. В любом
возрасте. Но подражают они на первом и на тринадцатом году жизни,
разумеется, разному. Кроме того, по мере взросления дети учатся не только
слепо имитировать, но и оценивать происходящее, и отсюда рождается так
называемое подражание «от противного», т. е. когда дочь говорит:
— Когда я вырасту и у меня будут собственные дети, я буду им все разрешать,
что мне сейчас мама запрещает!
Или мальчикподросток, сын алкоголика, заявляет:
— Эту гадость, водку, никогда в рот не возьму! Уж ято знаю, сколько от нее бед.
А вот теперь и представим себе, что же и как именно может повлиять на
ребенка. Попробуйте составить список ваших семейных проблем. Рядом с
каждым пунктом попробуйте коротко описать тот способ, которым эта проблема
в вашей семье решается. А потом, учитывая способность и склонность детей к
имитации, прикиньте возможную зону влияния.
Для примера приведу (с любезного разрешения автора) список, составленный
мамой одного из моих клиентов. А потом попробуем вместе сделать из него
выводы.
Итак, исследуемая нами семья состоит из шести человек. Бабушка, мать отца.
Отец и мать. Двое их детей — Люба, 13 лет, и Римма, 4 года. Неженатый брат
отца, Валентин — студент, 22 года. Проблемы семьи, в описании матери, таковы:
1. У отца есть постоянная любовница, с которой он вместе работает. Она
разведена, имеет сынаподростка. Иногда отец ездит к ней на дачу помочь
по хозяйству. Пару раз даже брал с собой Любу. Любе нравится тетя Тоня,
но с ее сыном она дерется. Отец утверждает, что между ним и Тоней нет
ничего, кроме дружбы, но вся семья, кроме Риммы, знает истинное
положение вещей. Уходить из семьи отец вроде бы не собирается.
Способ, которым решается проблема:
Все, включая жену, делают вид, что все нормально. Пару раз жена пыталась
устроить скандал, муж не оправдывался и не обвинял, просто уходил из дома.
Люба первая вслух сформулировала опасение, что отец оставит семью, и в
категорических выражениях потребовала, чтобы мать «вела себя нормально».
2. В ранней юности Валентин, брат отца, употреблял наркотики. Родители
(тогда еще был жив дедушка) упорно лечили его, а потом, чтобы вырвать
из наркоманской среды, отправили Валентина на север, к старшему брату
отца. Там Валентин нормально закончил школу, поступил в институт.Потом перевелся в СанктПетербург. Сейчас Валентин живет нормальной
студенческой жизнью, правда, отличается крайней необщительностью.
Вся семья отчаянно боится, что он снова сядет на иглу.
Способ, которым решается проблема:
О прошлом Валентина в семье не упоминают, хотя именно его выходки привели к
смерти отца (три инфаркта почти подряд). Мать, брат и невестка стараются
познакомить Валентина с хорошей девушкой, чтобы он создал свою семью и
окончательно остепенился. Но пока все их попытки терпят неудачу.
3. В семье был еще один ребенок — Ира, старшая сестра Риммы и младшая
Любы. Девочка была тяжело и неизлечимо больна с самого рождения и
умерла в возрасте пяти лет. Почти всю свою жизнь она провела в
больницах, но Люба очень хорошо помнит сестру и до сих пор хранит ее
пинетки и облезлую плюшевую собаку. Когда было принято решение о
рождении Риммы, все носильные вещи Иры, по совету суеверных соседей,
сожгли в печке на даче. Для Риммы покупали все новое. Люба сумела
сохранить свои реликвии, несмотря на слезные просьбы матери, и хранит
их до сих пор.
Способ, которым решается проблема:
В семье каждый год отмечается годовщина смерти Иры (так же, как и годовщина
смерти дедушки). В другое время об Ире не говорят, чтобы не травмировать
мать. Римма не знает о том, что у нее была еще одна сестра, и думает, что Ира
жила когдато давно.
А теперь закройте нижележащие строчки и попробуйте догадаться, с какими
проблемами обратилась ко мне мама Любы.
Попробовали? И что у вас получилось?
А вот что было на самом деле.
Всю семью неимоверно достало Любино вранье. Люба врет на каждом шагу,
иногда даже непонятно, зачем. На все попытки борьбы или уговоров она
замыкается в себе, и тогда вообще невозможно никак судить о том, что
происходит в ее жизни. В школе она также рассказывает какието
фантастические истории о событиях в семье, и встревоженные учителя звонят
домой, чтобы узнать, правда ли то, что папу Любы унесло на льдине вместе с
рыбаками и носило шесть дней, пока их спасли, и им от голода пришлось есть
мелко порезанные сапоги, а теперь он лежит в больнице, потому что ему
пришлось сделать операцию, чтобы эти самые застрявшие в желудке сапоги
удалить, а Люба целыми днями сидит у его постели, потому что мама занята с
Риммой и на работе… Отец, мать и бабушка бледнеют, краснеют и обливаются
потом, выслушивая такие истории. Всем стыдно за Любу, только Валентин
однажды сказал, загадочно усмехаясь: «Так вам и надо!», но пояснить свои
слова отказался. Учителя сначала советовали отдать девочку в театральный
кружок (Люба наотрез отказалась), а потом начали поговаривать о психиатре.
Понятно, что в Любином случае мы имеем дело с прямой имитацией.
Единственные способы разрешения проблем, которые смогла почерпнуть Люба в
своей родной семье, — это ложь (пионерская дружба папы и тети Тони) или
умолчание (наркомания Валентина и смерть Иры). Именно их, творчески развив,
она и использует в своей повседневной жизни. Естественно, что для борьбы с
хроническим Любиным враньем необходимо было дать в руки девочке еще какиенибудь способы для разрешения имеющихся в ее жизни конфликтов.
Посоветовавшись с мамой, мы остановились на жизни и смерти Иры. Это было
очень нелегким решением, но матери Любы не хотелось затрагивать интересы
других членов семьи. На следующем приеме в моем кабинете состоялся очень
нелегкий разговор. Впервые мать откровенно говорила о том, кем была и
остается для нее так рано ушедшая дочь, как она снится ей по ночам, как просит
поговорить с ней…
— Мне тоже! Мне тоже! — закричала словно замороженная до этого момента
Люба. — Я же помню, как она просила: «Расскажи мне чтонибудь, не уходи!» А я
во двор убегала, к девчонкам! — Люба разразилась рыданиями, но испугавшись,
что не успеет высказаться, снова взяла себя в руки. — Я же не знала, что она
умрет! Почему вы мне тогда не сказали?! Я бы сидела с ней, и игрушки бы все
отдала, если бы я знала!
— Я не хотела расстраивать тебя. Ты же была еще маленькая…
— Как это — расстраивать?! Но она же все равно умерла! И теперь она мне
снится, а я ничего не могу сделать! Не могу ей ничего рассказать!
— Мы лечили ее… Мы делали все, что могли, — сдавленным от рыданий голосом
сказала мама. — Мы в Москву ездили к специалистам. Они подтвердили, что все
правильно, что больше ничего сделать нельзя. А я теперь думаю, может быть, за
границей…
— Вы делали, а я… а я… — Люба больше не могла сдержать слез. — Я же могла
с ней играть, сидеть… но я же… я же… не знаала!!!
Мать и дочь рыдали в объятиях друг друга, я сама с трудом удерживалась от
слез, рассматривая небольшую фотографию худенькой девочки с недетски
серьезным взглядом — фотографию Иры.
— Пусть она будет! — вдруг твердо сказала Люба, отстранившись от матери. —
Я ее помню, и ты, и Римке расскажем. Фотографию увеличим, повесим. Пусть
она всегда будет, и говорить о ней…
Я, понимая всю почти кощунственную неуместность жеста, но не придумав
ничего лучшего, подмигнула заплаканной матери. Мать Любы печально
кивнула…
Недавно она снова была у меня на приеме. На этот раз поводом для
консультации стала Римма — ее неуживчивость и необщительность в детском
саду. Римма — это отдельная история, но я, разумеется, спросила и о Любе.
Мать рассказала мне, что общаться с Любой теперь стало гораздо легче, что она
меньше врет, сочиняет какието истории и записывает их в толстые тетрадки. Об
Ире теперь в семье говорят свободно, и это принесло матери огромное
облегчение. По собственной инициативе Люба разрушила и другое семейное табу
— привела к Валентину своего парня, который баловался наркотиками.
— Ты знаешь, что это такое, — сказала она дяде. — Мне никто не рассказывал,
но я сама знаю. Ты смог както перестать. Теперь помоги ему. И мне, потому что я
его люблю и жить без него не могу, — с нормальным четырнадцатилетним
радикализмом закончила она.
Ошеломленный Валентин, поставленный перед фактом, вынужден был о чемто
говорить с лохматым сумрачным подростком. Люба сидела напротив, аккуратно
сложив руки на коленях, и то ласково смотрела на своего затрапезного
кавалера, то с надеждой — на дядю. Единственное, что мог рассказать
подростку Валентин, — это свою собственную историю. Так он и поступил. Впроцессе рассказа увлекся, разволновался. Люба подошла к нему, повзрослому
погладила по голове:
— Валечка, я так горжусь тобой, — прошептала она. — Ты обязательно нам
поможешь.
После этого случая Валентин както оттаял, перестал дичиться людей, у него
появилась девушка. После окончания института они собираются пожениться.