Семинар – практикум для родителей
«Умеете ли вы общаться с вашим ребенком»
Учитель начальных классов :Шишкина С.Е.
Цель:
1. Стимулировать полноценное общение родителей и детей.
2. Повышение родительской компетентности в вопросе общения со своим
ребенком.
3. Установление доверительных отношений между педагогом и
родителями.
Задачи :
1. Расширить знания родительского коллектива об общении.
2. Раскрыть значение доверительного общения.
3. Формирование у родителей интереса к процессу воспитания ребенка
путем участия в ролевых играх.
1. Вступление
Уважаемые родители, я очень рада видеть вас на нашем родительском собрании.
Тема нашей сегодняшней встречи «Умеете ли вы общаться со своим ребенком?
У каждого сидящего здесь разные судьбы,
разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех
— это наши дети. Один из известных педагогов говорил, «что дети — это наше
будущее, правильное их воспитание — это наше счастливое будущее, плохое
воспитание — это наше горе и слёзы». Какими они вырастут, выйдут в мир
взрослости во многом зависит от нас с вами. Как и что нужно сделать, чтобы наши
дети были счастливы, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были
откровенны. Я предлагаю вам сегодня поговорить о нашем общении с детьми.
Сегодня мы будем работать плодотворно и эффективно, и для этого нам необходимо обсудить правила работы. А правила нашей встречи следующие:
1. Каждый имеет право высказаться по теме разговора и быть услышанным.
2. У нас нет зрителей, работают все.
3. Мы хорошие друзья, воспитанные люди, умеем хранить свои секреты, и не сплетничаем.
Принимаем правила? Хорошо. Приступаем к работе
2.Работа над понятием «Общение»
Упражнение «Закончи предложение»
Для начала давайте выясним, что для вас общение с вашим ребенком? Я начинаю предложение, а вы его продолжаете
«Общение с моим ребенком - это… »
Подведем итог: ваши дети любимы вами, интересны вам.
Итак, общение — это главное условие для развития
и жизни человека.
Не всегда порой мы знаем выход из сложившихся
ситуаций. Мы живём в очень сложное время. Детям хочется тепла, ласки,
понимания, а мы часто пытаясь заработать на хлеб насущный, приходим домой
уставшими, на общение часто уже не способными. Растёт стена непонимания
недоверия, возникают конфликты. А по данным социального опроса установлено, что
за сутки родители ребёнку уделяют всего 18 минут. Это ли не парадокс!
Иногда дети утомляют взрослых и вызывают недовольство.
Существует 2 формы обращения к другому человеку: «Ты – сообщения» и «Я – сообщения».
Ты – сообщения» часто нарушают коммуникацию, т.к. вызывают у ребенка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что родитель всегда прав.
«Я – сообщения» побуждают ребенка изменить поведение.
3Работа над понятиями «Я - высказывание», «Ты - высказывание»
Упражнение «Выбери адекватный ответ»
Я сейчас вам раздам карточки с описанием ситуаций и вариантами ответов. Необходимо выбрать вариант адекватный ситуации. Поделиться своим опытом выхода из данных ситуаций.
Ситуация 1.
Вы заняты очень важным делом. К вам обращается ребенок и просит помочь ему с домашним заданием. Ваша реакция?
Не сейчас: видишь, я работаю.
Это ты учишься в школе, а не я, сам делай свое домашнее задание
Я сейчас работаю, но скоро освобожусь, и обязательно тебе помогу.
Ситуация 2
Вы заходите в комнату и видите, что ребенок устроил свалку из своих вещей. Вы сердитесь. Ваша реакция?
Сколько раз я тебе говорила, что надо наводить порядок!
Меня сердит, когда ты не убираешь свои вещи на место.
Ты опять устроил свалку, ну и неряха!
Ситуация 3
Ребенок приходит с улицы грязный. Ваша реакция?
Вечно ты приходишь с улицы как поросенок!
Посмотри, каким чистым приходит с улицы Миша (Сережа, а ты!
Меня обижает и сердит, когда ты приходишь домой грязным.
Ситуация 4
Встретившись с коллегой по работе, вы разговорились. Ваш ребенок то и дело прерывает Вас: «Мама (папа, пойдем! » Ваша реакция?
Ты что, не видишь, я разговариваю!
Мне трудно разговаривать, когда меня прерывают!
Не мешай нам разговаривать.
Итак. В данной ситуации наиболее эффективным будет я высказывание, хотя оно дается наиболее трудно родителям. Не надо переходить на личности, нужно оценивать ситуацию.
Когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он был умным…. А может быть, с его помощью воплотить свои несбывшиеся мечты. Но, к сожалению, так в жизни не бывает.
Каждый ребенок уникален. И ваши дети не исключение. В них есть то, что вам нравится и то, что вы хотели бы изменить. И ваша задача принять своего ребенка, без каких либо условий, такого, какой он есть.
Следующая ваша задача выделить положительные стороны вашего ребенка.
Упражнение «Цветок»
Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание ребенка к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к нему по имени. А как вы называете своего ребенка?
Предлагаю заполнить лепестки. В сердцевине предложенного вам цветка запишите имя своего ребенка. На листочках положительные качества ребенка, а на лепестках ласковые слова.
Обсуждение: лепестков много и видимо Вам очень трудно подобрать ласковые слова. Охарактеризовать качества ребенка с положительной стороны.
Насколько трудно было выполнять задание? Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение? А может было легко с этим справиться?
Таким образом, ласковые слова или «Я люблю тебя», ребенок хочет слышать всегда от своих самых близких людей. Именно эти слова питают все существование и развитие личности малыша - это ПЕРВЫЙ СЕКРЕТ воспитания и общения.
ВТОРОЙ СЕКРЕТ предлагает известный семейный терапевт Вирджиния Сатир. Она рекомендует обнимать ребёнка несколько раз в день. И считает, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день!
Для того, чтобы ребёнок развивался интеллектуально, - 12 раз в день!
Ребёнок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним не случилось, и каким бы он не был. Это питает его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает должных знаков, то появляются отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания. Каждому ребенку, необходимы объятия для того, чтобы почувствовать свою НуЖНОСТЬ.
А для того чтобы узнать ТРЕТИЙ СЕКРЕТ воспитания и общения с ребенком предлагаю принять участие в эксперименте, и вы убедитесь, как необходимо гуманно (с уважением, бережно, внимательно, приветливо, искренне, трогательно) относиться к своему ребенку.
Упражнение «Стаканы»
Перед Вами три стакана с чистой водой. Представим, что каждый из них - это ребенок, родившийся с чистыми чувствами, у которого еще не сформировались или только начинают формироваться взгляды на мир и представления о нем.
Возьмем первый стакан и оставим его неизменным. Что происходит в этом стакане? Мы не знаем наверняка, что-то может в него попасть без нашего внимания.
Во второй стакан бросим кусочек черной краски и размешаем его. Что произошло в стакане? Вода стала грязной и темной.
В третьей стакан добавим золотой порошок. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла золотыми искорками.
Так происходит и в воспитании ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания и надзора, он может развиваться и дальше. Но в каком направлении?
Когда мы вкладываем в ребенка только «грязь» - крик, нарекания, недовольство им, оскорбления и унижения то ребенок начинает тем же отвечать нам.
Когда же мы вкладываем в ребенка внимание, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам доброжелательностью, нормальным гармоничным развитием своей личности. Такова суть ТРЕТЬЕГО СЕКРЕТА общения
Тест "Какой вы родитель".
А какой же вы родитель?
Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому вам предлагается тест-игра .Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми:
Фразы Балл
1. Сколько тебе повторять? 2
2.
Посоветуй мне, пожалуйста! 1
3. Не знаю, чтобы я без тебя делала! 1
4. И в кого ты только такой уродился! 2
5. Какие у тебя замечательные друзья 1
6. Ну, на кого ты похож? 2
7. Я в твои годы! 1
8. Ты моя опора и помощник (ца) 2
9. Ну что за друзья у тебя! 2
10. О чем ты только думаешь! 2
11. Какой (какая) ты у меня умница! 1
12. А как ты считаешь, сынок (доченька? 1
13. У всех дети как дети, а ты! 2
14. Какой (какая) ты у меня сообразительная (ый! 1
Подсчитайте общее количество баллов. Если вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения, способствуют становлению его личности. Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимания его проблем, попытка перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка. 11 баллов и выше вы непоследовательны в общении с ребенком. Его развитие подвержено случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!
Обобщение
Мы, родители, должны любить своих детей, без каких -либо на то условий, безусловно. Выражение родительской любви точно передал в своем высказывании известный педагог С.Соловейчик:
«Где не хватает терпения, надо бы постараться понять, где не понимаю - постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю»
Для создания доверительных отношений с вашим ребенком необходимы:
- похвала;
- выражение радости и благодарности;
- совместные развлечения ( прогулки, экскурсии, рисунки и т.д.);
- проявление уважения;
- ласка (добрые слова и прикосновения)
И самое главное, никогда не воспитывайте в плохом настроении, оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях только хорошее, разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше доброй ссоры».
В минуты сильнейшего раздражения на ребёнка
сядьте напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его от макушки
до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем это закончится?
В минуты сильнейшего гнева посмотрите на себя в
зеркало. Я уверена вы себе не понравитесь, и вам расхочется кричать на ребёнка,
а тем более бить его. Только доверие, обсуждение создавшейся ситуации и
совместный поиск разрешения конфликта.
В заключении мне хотелось раздать вам памятку для родителей.
Памятка родителям о воспитании детей
· Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
· Принимайте ребенка таким, какой он есть - со всеми его достоинствами и недостатками.
· Опирайтесь на положительные качества ребенка, верьте в его возможности.
· Старайтесь внушать ребенку веру в себя и свои силы.
· Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.
· Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
· Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
· Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
· Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален
Но , Право выбора остается за каждым из вас!
.Рефлексия
У нас с вами сегодня получился очень насыщенный разговор. Вы понимаете, что очень многие темы мы просто с вами не затронули. Я попрошу вас оценить сегодняшнюю нашу работу. Будьте добры, напишите ответы на три предложения:
АНКЕТА-ОТЗЫВ
1. Ваши впечатления от родительского собрания______________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что Вам больше всего понравилось?______________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Желаете ли чтобы родительские собрания проходили в такой форме? ___________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарю Вас за помощь!
Упражнение «Аплодисменты»
Уважаемые родители, сегодня мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.
До новых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.