Семинар – практикум для воспитателей «Формы работы с родителями воспитанников по теме «Домашний театр»»
Цель: Расширить теоритические знания и практические умения воспитателей в вопросах организации работы с родителями воспитанников.
Задачи: 1.Развивать профессиональную компетентность, поддерживать и активизировать творческий потенциал педагогов; систематизировать и углублять знания по данной теме.
2. Формировать способность быстро и логически мыслить, культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединенными одной задачей и родителями воспитанников.
3. Использовать полученные знания и практические умения в профессиональной деятельности.
Форма проведения: семинар-практикум
Участники: педагоги ГКУЗ Специализированный дом ребёнка
Ход мероприятия:
Добрый день, уважаемые педагоги, я рада видеть вас на нашей сегодняшней встрече.
Мы сегодня собрались, поиграть, повеселиться,
Добротой своей поделиться, пошутить и посмеяться,
В чем-то посоревноваться!
Сегодня мы поговорим о значении театрализованной деятельности и театрализованных игр в жизни ребенка и о том, как заинтересовать родителей этим вопросом.
С поступлением в детский сад в жизни ребенка происходят большие перемены, которые далеко не всегда бывают радостными и желанными для него. В детском саду все не так, как дома: более строгий распорядок дня, незнакомые взрослые и дети, непривычные требования. Но главное – разлука с мамой. Все это может вызвать у малыша напряженность, неуверенность, тревожность.
Как же облегчить детям привыкание к новым условиям жизни? Самое лучшее, что может предпринять воспитатель – позабавить малышей, развеселить их, поскорее отвлечь от всего, что омрачает их пребывание среди незнакомых людей. Сделать это можно с помощью совместных театрализованных игр.
Блиц-опрос по теме семинара-практикума.
Цель: актуализировать знания воспитателей об игровой деятельности дошкольников.
•Условно все игры детей дошкольного возраста можно разделить на 2 группы. Назовите их. (Сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами)
•Какие игры относятся к играм с правилами? (дидактические и подвижные игры)
•Какие игры относятся к сюжетно-ролевым (творческим)? (игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, игры-забавы, театрализованные игры)
•Театрализованная игра очень тесно связана с сюжетно – ролевой игрой и является её разновидностью. Они обе имеют общую структуру (строение). Назовите основные элементы этой структуры? (замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое взаимодействие, правила)
•Назовите различие между сюжетно-ролевой и театрализованной играми. (В сюжетно-ролевых играх дети отражают жизненные явления, а в театрализованных берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, а в театрализованной игре продуктом является поставленный спектакль или инсценировка).
Виды театрализованных игр
Итак, уважаемые коллеги, мы все знаем, что театрализованные игры делятся на 2 основные группы: режиссёрские игры и игры – драматизации.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и так далее.
К играм – драматизациям относятся игры, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка), который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Значение театрально-игровой деятельности для развития личности ребенка
- В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются представления детей об окружающем мире;
- Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;
- Происходит развитие различных анализаторов;
- Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;
- Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
- Развивается эмоционально-волевая сфера;
- Происходит коррекция поведения;
- Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
- Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
- Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.
Использование театрализованных игр. Обмен мнениями с педагогами.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться в непосредственно образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
- Как Вы понимаете «Использование театрализованной игры в НОД?»
(Во время НОД педагог включает ТИ как игровой приём и форму обучения детей. Во время НОД вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения НОД способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры).
- Как Вы понимаете «Использование ТИ в свободной совместной деятельности детей и воспитателей во время режимных моментов»?
(Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых уголках, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией).
- Как Вы понимаете «Использование ТИ в самостоятельной деятельности детей?»
(В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей).
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, педагоги могут решать комплекс взаимосвязанных задач, связанных с познавательным, социальным, речевым, эстетическим развитием и развитием движений.
- Какие формы работы с родителями Вы используете по организации театрализованной деятельности?
Родительские собрания, консультации, дни открытых дверей, проведение досугов, тематических вечеров, например: «Любимые сказки», «Театральные встречи» и так далее, праздники, совместное творчество, оформление фотовыставки, беседы, домашние сочинение сказок и различных историй и их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов, костюмов, наглядно-информационный.
Сегодня мы рассмотрим несколько форм работы с родителями по организации театрализованной деятельности детей в условиях дошкольного учреждения и дома.
1.Консультация с использованием электронной презентации
Цель: Расширение знаний родителей о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми по данному направлению.
Задачи: 1.Познакомить родителей с особенностями организации и педагогическом руководстве театрализованной деятельностью в детском саду.
2.Расширить представления родителей о разновидностях театров для детей.
Материал и оборудование: компьютерная установка и проекционный экран для показа презентаций; выставка разных видов театра.
План консультации:
1.Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника
2.Задачи по развитию театрализованной деятельности в младшей возрастной группе и особенности педагогического руководства театрализованной игрой в условиях дошкольного учреждения.
3.Использование театрализованных игр в работе с детьми. Показ электронной презентации.
4.Творческое задание «Играем в театр дома».
5.Подведение итогов консультации.
Ход консультации
1.Значение театрализованных игр в развитии дошкольников.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет ТЕАТР. «Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир». В этих словах из программы Мерзляковой «Волшебный мир театра» отражается вся суть и значение театрализованной игры.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.
Развивающий потенциал театрализованной игры огромен.
Она активизирует мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию ребёнка. В игре ребенок совершенствует свою речь: осваивает богатство родного языка, его выразительные средства; использует различные интонации, старается говорить четко.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Огромны и воспитательные возможности театрализованной деятельности. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему миру, характер, интересы. Во многих детских пьесах детям показывают уроки доброты, трудолюбия, желание делом помочь товарищам; в то же время лентяи, зазнайки, неумейки высмеиваются, их поведение вызывает у детей отрицательное отношение.
В процессе театрализованной деятельности у детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Современные исследователи пишут, что театрализованная игра может быть и диагностическим средством психического состояния ребёнка, его личности. Игра может выступать также и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Наблюдение за игрой детей даёт педагогу массу информации, как об игре ребёнка, так и о нём самом.
Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек именно такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
2.Задачи по развитию театрализованной деятельности в младшей возрастной группе и особенности педагогического руководства театрализованной игрой в условиях дошкольного учреждения
В младшей группе необходимо формировать интерес детей к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.
В дальнейшем важно стимулировать их желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Ступени работы следующие:
• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
• Бессловесная игра-импровизация с одним персонажем но текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая...», «Заинька, попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).
• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три .медведя»).
• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка...», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.
Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.
Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).
Вторая грyппa умений обеспечивает первичное становление позиции «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.
Третья группа умений – это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.
3.Использование театрализованных игр в работе с детьми.
Показ электронной презентации.
Для осуществления театрализованной деятельности в ДОУ необходимы различные виды театров, которые способны, с одной стороны, удивить ребенка интересной игрушкой, привлечь его внимание игрой, занимательным сюжетом, выразительной интонацией, движениями. С другой стороны, для ребенка главное – получить радость от общения с взрослыми, сверстниками.
Сегодня я хочу познакомить Вас с разными видами кукольных театров, которые «живут» в наше группе.
Знакомство родителей с разными видами кукольных театров
Показ электронной презентации
4.Творческое задание «Играем в театр дома»
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства. И сейчас мы с Вами, уважаемые взрослые проявим свое творчество и фантазию, превратимся на миг в маленьких детей и поиграем в театрализованную игру.
Проводится театрализованная игра по сказке «Теремок» с использованием масок-шапочек.
Дорогие артисты! Какие вы молодцы! Сколько радости и восторга! А если перенести этот спектакль домой и разыграть его вместе со своими родными - маленькими и большими? А если вместе с детьми создать свой кукольный театр? Я думаю, что Вы уже знаете ответы на мои вопросы. Уважаемые взрослые, превратимся в волшебников и попробуем создать разные виды театров для наших малышей. Ведь только творческая семья может воспитать творческую личность!
5.Подведение итогов консультации.
Уважаемые мамы и папы! В ходе нашей встречи мы еще раз убедились в огромном развивающем потенциале театрализованных игр в детском возрасте. Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности: речевой, двигательной, музыкальной, художественной. Через различные виды детской театральной деятельности проходит самореализация ребенка, он переносится в сказочный, увлекательный мир познает, что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учится перевоплощаться в роль, используя разные средства выразительности: мимику, пантомимику, интонацию.
Закончить нашу встречу хочется замечательными словами Б. М. Теплова: «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»
2. Семинар – практикум «Театр наш друг и помощник»
Цель: Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду.
Задачи:
1. Содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению родителей в жизнедеятельность группового сообщества.
2. Развитие творческих способностей родителей.
3. Закреплять умение родителей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказки.
План проведения мероприятия:
1. Развитие детей в театрализованной деятельности - доклад.
2. Презентация на тему: «Что же такое театрализованная деятельность в детском саду».
3. Играем, как дети - практика.
А) Волшебные средства понимания.
Б) Игры со скороговорками
В) Пальчиковые игры со словами.
Г) Пантомимические этюды и упражнения.
4. Драматизация сказок «Колобок» и «Курочка Ряба».
5. Подведение итогов семинара, раздача памятки на тему: «Домашний театр».
Подготовительный этап:
1. Разработка сценария.
2. Подготовка необходимого оборудования и материала для проведения семинара - практикума.
3. Оформления выставки: «Разные виды театра».
4. Подготовка памятки для родителей.
5. Оформление цитат:
Константин Сергеевич Станиславский «Театр начинается с вешалки».
Николай Гоголь «Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
Вольтер «Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге».
Александр Герцен «Театр – высшая инстанция для решения жизненных вопросов».
Ход мероприятия:
Добрый вечер уважаемые родители! Очень рада видеть вас на нашей очередной встрече. Сегодня у нас очень плодотворная работа, и я думаю, что вы с пользой проведете это время. Итак, тема нашей встречи «Театр - наш друг и помощник». Проведём нашу встречу в виде семинара-практикума. Сначала я вас познакомлю с теорией, а затем перейдём к практике.
1.Развитие детей в театрализованной деятельности
Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир».
На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берет на себя педагог, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческим свойствами, воспринимать происходящее, как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. Сегодня, когда на фоне избыточной информации, обильных разнообразных впечатлений остро ощущается эмоциональное недоразвития детей, значение театрального жанра заключается еще и в том, что он эмоционально развивает личность. Ведь зачастую родителям бывает некогда почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!
(Предварительно было проведено анкетирование родителей. Результаты анкетирования оглашаются перед родителями).
В условиях дошкольного учреждения работа по театрализованной деятельности проводится регулярно и системно. Сейчас я хочу Вас познакомить с элементами этой работы.
2. Презентация на тему: «Что же такое театрализованная деятельность в детском саду».
Уважаемые родители! Сейчас поиграем с вами так, как мы играем с детьми на занятии по театрализованной деятельности. Но вначале ответьте на вопросы.
* Если бы все люди не могли говорить, но знали слова, как бы они понимали друг друга? (С помощью жестов, мимики, позы туловища)
* Меняется ли голос человека в зависимости от его настроения? Как?
* Можем ли мы узнать о настроении человека, не видя его лица? Как? (По позе, жестам.)
* Можем ли мы назвать интонацию, мимику, пантомимику (жесты, поза человека) «волшебными» средствами понимания?
* Вспомните, какие жесты вы знаете и используете при общении? (Приветствие, прощание и другие)
3. Играем, как дети - практика.
Ну что, давайте поиграем! Предлагаю разделиться на две команды.
Игра «Иностранец»
Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти: первой команде - кинотеатр, второй - кафе.
Игра «Мимика»
С помощью мимики выразите первая команда: горе, удивление, вторая команда: радость, страх.
Игра «Покажите, как вы умеете»
Используя мимику и жесты, вы должны изобразить то что, написано в карточках. Первой команде: как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм, за шахматной доской), второй команде: как вы сидите у телевизора (комедия), на рыбалке (клюет).
Игры со скороговорками (играют обе команды вместе)
Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). (Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы).
Варианты скороговорок: даны в карточках.
Пальчиковые игры со словами
Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память.
«Мы капусту солим»
Мы капусту рубим, рубим, мы морковку трём, трём
Мы посоли, мы посолим, и пожмём, пожмём, пожмём,
И в кадушечку кладём.
Музыкальная пауза. Логоритмическое упражнение под музыку «Жираф»
Пантомимические этюды и упражнения.
Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений.
(Покажите, как: первая команда-вратарь ловит мяч; вторая команда-зоолог ловит бабочку).
Вот мы так плавненько переходим к драматизации сказок, у каждой команды своя сказка, свои атрибуты и элементы костюмов, пожалуйста, распределите роли, выберите необходимые атрибуты и попробуем показать сказки.
4. Драматизация сказок «Колобок» и «Курочка Ряба»
Посмотрите, какие вы молодцы! Сколько в вашем выступлении было артистизма! А способствовало всё этому ваша сплочённость, взаимовыручка. Молодцы!
5. Подведение итогов семинара
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Важно участие родителей в театрализованной деятельности детей в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и так далее. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках. В любом случае, совместная работа педагогов и родителей по развитию театрализованной деятельности способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
3. Педагогическая гостиная «Куклы для детей и взрослых»
Цель: способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду.
Задачи: - вовлечение пап и мам в жизнедеятельность группового сообщества;
-содействовать сплочению родительского коллектива,
-развитие творческих способностей родителей.
-познакомить родителей с правилами кукловождения,
Форма проведения: Педагогическая гостиная.
Оборудование: куклы Би-ба-бо для сказки «Теремок» заготовки рукавички из ткани, старые игрушки, элементы декора, игольницы, цветные нитки, ширма.
План проведения мероприятия:
1.Знакомство со средой группы
2.Мини – лекция «Домашний театр Би-ба-бо»
3.Совместная продуктивная деятельность родителей
4.Театрализация сказки родителями
5.Подведение итогов, обратная связь
Ход встречи в Педагогической гостиной
1.Знакомство со средой группы
Добрый вечер уважаемые родители. Сегодня у нас очередная встреча в Педагогическо гостиной на тему «Домашний театр». Давайте пройдемся по группе и посмотрим, во что и где играют наши дети. Останавливаемся в зоне кукольного театра.
Большое спасибо всем родителям, кто откликнулся на нашу просьбу и помог материально пополнить базу уголка театрализованной деятельности!
Теперь у нас есть несколько видов театра: театр картинок, настольный театр, театр масок, тактильный театр, пальчиковый театр, варежковый театр, магнитный, театр оригами, театр вязаных кукол, театр помпонов, театр на нитках, деревянный театр, театр би-ба-бо. Так же имеются у нас ширмы и различные домики. Кроме видов театра, изготовленного своими руками, имеется и театр фабричного производства, который также востребован детьми. Все это способствует театральной деятельности детей, умению перевоплощаться, способности к импровизации, коммуникативности и расширению словарного запаса. Давайте пройдем в группу и сядем за столы.
2.Мини – лекция «Домашний театр Би-ба-бо»
Сейчас я вам хочу рассказать о домашнем театре, который можно легко сделать своими руками и подарить минутки счастья своим детям. Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность. Семейный театр – особая среда для развития творческих способностей детей.
Это ключ к нравственному развитию ребенка, который открывает новую грань деятельности, приобщает не только к искусству мимики и жеста, но и к культуре общения. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Театральная деятельность активно применяется в детском саду, но, сколько радости получает ребенок, когда его папа вдруг становится волком, мама – лисой, а дедушка – медведем!
Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.
Куклы би-ба-бо. Способ их действия заключается в том, что они надеваются на руку. На указательный палец - головка куклы, а большой палец и средний служат руками. Для них шьются платья, украшенные деталями (кармашек, фартучек, поясок). Головки можно изготовить из поролона, бумажной массы, ткани, папье-маше, старой игрушки.
Для изготовления головок из ткани подойдет любой трикотаж: старые чулки, колготки; ненужные вафельные полотенца, окрашенные анилиновым красителем или гуашью, разведенной в воде. Для головы вырезать круг, собрать его по периметру на нитку, слегка стянуть, набить ватой и стянуть окончательно. Нос в форме маленького шарика делается по тому же принципу, что и голова; волосы из мочалки, ниток, разных тканей. Кто из вас знает, как правильно держать такую куклу и показывать театр?
Общие правила кукловождения (Е. А. Антипова)
1. Куклу следует держать на определенном уровне по отношению к ширме. Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться на 3/4 своей высоты.
2. Когда кукла выполняет движения, ее руки должны быть прижаты к туловищу.
3. Держать куклу следует прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном кисти руки. Талия куклы приходится как раз на запястье руки.
4. Отводя куклу на второй план, надо поднимать ее выше.
5. Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить ее, согнув в запястье, потом опереть запястье на то место, куда сажается кукла. Когда сидевшая ранее кукла встает, она сначала наклоняется вперед, выпрямляется и одновременно приподнимается до выпрямленного положения.
Если у куклы нет ног, сажая ее на край ширмы, на место воображаемых колен поставить снизу свободную руку, прикрыв ее одеждой куклы.
6. Движения куклы и слова должны быть обращены к определенному объекту внимания.
7. Говорящая кукла должна подчеркивать наиболее важные слова движениями головы или рук.
8. Когда одна кукла говорит, остальные должны быть неподвижны: иначе непонятно, кому принадлежат слова.
9. Характер актера передается кукле.
Эти памятки останутся у вас, а я предлагаю, вместе сделать по одной игрушке Би-ба-бо в ваш домашний театр.
3.Совместная продуктивная деятельность родителей
На столах заготовки из ткани, нитки, игольницы, элементы декора, старые пластмассовые и резиновые игрушки.
(Совместная деятельность родителей 10 минут)
4.Театрализация сказки «Теремок» родителями
5.Подведение итогов, обратная связь
Давайте сделаем выводы из нашей встречи:
1.Использовать информацию, полученную на родительском собрании, в рамках развития детей в театрализованной деятельности.
2.Поддерживать интерес детей к театральной деятельности в детском саду и дома.
3.Позаботиться родителям о технических средствах (диски, кассеты), способствующих развитию творческого потенциала детей.
Заполнение листов – отзывов.
4. Игровая программа «Играем в театр»
Цель: систематизирование знаний родителей о театрализованной деятельности.
Задачи: Продолжать формировать у родителей навыки по организации и проведению театрально-игровой деятельности.
Учить работать с рекомендуемыми методическими источниками, отбирая нужную информацию.
Развивать умение родителей дискуссировать, во время ответов опираться на личный педагогический опыт.
Форма проведения: игра КВН
Оборудование: эмблемы команд, ручка, листы бумаги на каждую команду, кроссворд «Театральные термины» на две команды, чёрный ящик, яблоко, карточки с заданиями, текст сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса и журавль», музыкальные сигналы, оценочные листы для жюри.
Ход игры:
Ведущая: В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства. В ходе нашей встречи мы еще раз убедимся в огромном развивающем потенциале театрализованных игр в детском возрасте. Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности: речевой, двигательной, музыкальной, художественной. Через различные виды детской театральной деятельности проходит самореализация ребенка, он переносится в сказочный, увлекательный мир познает, что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учится перевоплощаться в роль, используя разные средства выразительности: мимику, пантомимику, интонацию.
И сейчас мы с вами, уважаемые взрослые, проявим свое творчество и фантазию, превратимся на миг в маленьких детей и поиграем в разные театрализованные игры.
В игре КВН будут соревноваться две команды.
«Чудесные шляпки» (Ф.И.О.)__________
«Волшебные маски» (Ф.И.О.) _________
Представление жюри: (Ф.И.О.)__________
Критерии оценки работы команд (0-5 баллов)
Время.
Активность группы.
Творчество и компетентность участников.
Полнота ответов.
Конкурс 1 «Представление команд»
Название команды, девиз, приветствие команде соперников
Конкурс 2 «Разминка»
Вопрос 1: В нашем родном городе, Ульяновске работает несколько прекрасных театров, назовите их?
Вопрос 2: Какие произведения составляют основу репертуара Ульяновского областного театра кукол?
Вопрос 3: Разгадывание кроссворда «Театральные термины»
А.Оформление сцены и спектакля художником, общий вид места действия (Декорация)
Б. Место, где представляют пьесу (Сцена)
В. Список пьес, включенных в сезонную афишу (Репертуар)
Г.Искусство изменения внешности актера специальными красками, которые наносятся на лицо, предварительно смазанные красками, и легко снимаются (Грим)
Ведущая: Для осуществления театрализованной деятельности в ДОУ необходимы различные виды театров, которые способны, с одной стороны, удивить ребенка интересной игрушкой, привлечь его внимание игрой, занимательным сюжетом, выразительной интонацией, движениями. С другой стороны, для ребенка главное – получить радость от общения с взрослыми, сверстниками.
Конкурс 3 «Театр сказок»
Участникам команд предлагаю с помощью средств пантомимы изобразить отрывки из известных сказок: соперники угадывают. Оценивается уровень исполнения, время размышлений.
Задание для первой команды: Используя пантомимические средства, показать отрывки из сказок: «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь».
Задание для второй команды: Используя пантомимические средства, показать отрывки из сказок: «Теремок», «Три медведя».
Конкурс 4 «Педагогические ситуации»
Уважаемые команды, решите педагогические ситуации.
Ситуация 1 – для первой команды. Дети разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь». Они распределили роли и начали представление, но по ходу действия возник спор о том, кому из героев что говорить. Сюжет «рассыпается», и дети постепенно теряют интерес к игре.
Вопросы:
Как разрешить сложившуюся ситуацию?
Назовите свои действия в данной ситуации, чтобы игра была продолжена.
Ситуация 2 – для второй команды. Дети решают разыграть сказку «Колобок», распределяют между собой роли, но одному ребенку роль не достается. Со словами: «Я тоже хочу играть!» расстроенный ребенок садится на стул.
Вопросы:
Ваши дальнейшие действия по оптимизации данной игровой ситуации?
Подготовьте рекомендации по предупреждению подобных ситуаций в группе малышей.
Конкурс 5 «Сказка-загадка»
Игроки каждой команды загадывают сказку-загадку друг другу, из которой убежали все существительные (работа с готовым текстом – сказка «Пузырь, соломинка и лапоть», сказка «Лиса и журавль»)
Конкурс 6 «Черный ящик» задание для всех команд
Внимание! Вопрос!
Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это… (Яблоко)
Подсказка: Этот предмет есть в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне»
Конкурс 7 «Сказочные примеры»
Игрокам команд предлагается решить нетрудные примеры, в результате должно получится название сказки, в которой есть все слагаемые. Каждая команда получает по два задания
Задание для первой команды:
Кушак + Утюги + Книжка + Мочалка + Крокодил = ? (К.И. Чуковский «Мойдодыр»)
Мельница + Король + Людоед + Заяц + Мышь = ? ( Шарль Перро «Кот в сапогах»)
Задание для второй команды:
Санки + Розы + Олень + Ворон + Девочка = ? (Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева»)
Зеркало + Терем + Пёс + Яблоко + Гроб = ? (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»)
Конкурс 8 «Блиц-турнир»
Капитан команды, который быстрее нажмёт на сигнал-игрушку, после заданного вопроса, первый отвечает на вопрос
1. Сколько встреч было у старика и рыбки? (Шесть)
2.Первый банкрот Поля чудес (Буратино)
3. Какая сказочница подарила нам встречу с Мужчиной в самом расцвете лет? (Астрид Линдгрен)
4. Героиня русской сказки, девочка из снега (Снегурочка)
5. Этот автор любит в своих сказках описывать различных насекомых, животных, предметы быта (Корней Чуковский)
6. Пушкинское дубовое украшение (Цепь)
7. Разговор двух людей (Диалог)
8. Личный транспорт Бабы Яги (Ступа)
9. Кто полгода сидит без обеда (Медведь)
10. Кто из писателей «вырастил» аленький цветочек? (Сергей Аксаков)
11. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (Сказка)
12. Кто из великих русских поэтов любил сказки с детства, и сам написал несколько сказок в стихах? (А.С. Пушкин)
Подведение итогов жюри.
Ведущая: Дорогие участники команд! Сегодня Вы на некоторое время вернулись в детство и стали участниками театрализованных игр. Воспитатели в детском саду учат Ваших малышей «играть в театр», но и Вы, родители, должны уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Необходимо поощрять желание детей придумать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста.
Подведение итогов семинара
Уважаемые педагоги! В ходе нашего семинара-практикума мы еще раз убедились в огромном развивающем потенциале театрализованных игр в детском возрасте. Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности: речевой, двигательной, музыкальной, художественной. Через различные виды детской театральной деятельности проходит самореализация ребенка, он переносится в сказочный, увлекательный мир познает, что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учится перевоплощаться в роль, используя разные средства выразительности: мимику, пантомимику, интонацию.
Очень важно донести это до родителей воспитанников.
Постоянный контакт с семьёй позволит пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга. И не маловажно, что совместная работа с родителями, положительно влияет на климат группы и всестороннее развитие детей.
Надеюсь, что рассмотренные сегодня формы работы с родителями по организации театрализованной деятельности детей в условиях дошкольного учреждения и дома будут использованы коллегами для выстраивания взаимоотношений с родителями, которые из наблюдателей, постепенно переходят в активных участников нашей совместной педагогической деятельности.
Использованная литература:
1.Доронов Т. Н. Играем в театр.- М., 2004
2.Киселева И. Е. Педагогические условия становления социокультурного опыта ребёнка дошкольника в театрализованной деятельности.- Ростов-на-Дону, 2005
3.Кряжева Н. А. Развитие эмоционального мира детей.- М., 2002
4.Театр в дошкольном учреждении.-Ульяновск, 2006
5.Царенко Л. Я. От потешек к пушкинскому балу.- М., 1999
6.Шадрина Л. Г. Искусство театра в детском саду.- Ульяновск,2001
7.Усанова О.Н. Куклотерапия как форма психокоррекции детей.- СПб., 2003
8.Юстус И. В. Мир глазами театра: Программа занятий для детского сада.- Ульяновск,1994
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.