Семинар «Использование интерактивной доски на уроках иностранного языка»
Цель семинара: познакомить учителей с возможностями интерактивной доски, показать практическое применение на уроках.
Участники семинара: учителя английского языка .
Ход семинара
В последнее время всё больше и больше педагогов-практиков понимают, что использование информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися. Больших результатов можно достичь, применяя данные технологии в преподавании иностранных языков в средней школе. Особенно актуально использовать информационные технологии учителями гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением, где активно, начиная с младших классов, изучаются иностранные языки. Использование проекционной техники в сочетании с аудиосредствами даёт возможность привлечь на занятиях при объяснении нового материала тезисы, таблицы, видео - и справочные материалы, при анализе текстов – схемы и данные электронных словарей. Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала. С помощью специальных программ или баз данных мы в процессе занятия можем обратиться практически к любому оригинальному тексту на изучаемом языке. Однако такие возможности при наличии связки компьютер-проектор-экран реализуются только в режиме просмотра. Для проверки письменных заданий и при анализе текста приходиться вновь обращаться к обычным меловым или маркерным доскам. Здесь педагог нередко сталкивается с объективными трудностями: нередко аудитория с мультимедиа-проектором может быть оснащена только экраном или маркерной доской, поверх которой устанавливается экран. Таким образом, затрудняется одновременное использование и доски и экрана.
В контексте вышесказанного поистине революционным изобретением является интерактивная доска SMART BOARD. Используя такую доску, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.
I. Возможности использования интерактивных досок в среде Smart Notebook на уроках английского языка.
Для интерактивной доски Smart Board разработана универсальная программа SmartNotebook. Имея представление о функциях работы в этой программе, можно сориентироваться в работе на ИД любого производителя.
Преимущества этой программы:
· она очень удобна для предварительной подготовки материалов (информационного ряда), который будет использован учителем на ИД;
· она обладает богатыми техническими возможностями для такой подготовки;
· она имеет дружественный, простой и удобный русскоязычный интерфейс;
· она же является и сценой, на которой подготовленные материал будет транслироваться и «жить»;
· материалы, подготовленные в этой программе, можно использовать на любой ИД;
· в ее состав входит обширная коллекция готовых объектов (картинок, фонов, интерактивных элементов и т.д.), которая постоянно обновляется, ее можно пополнять и собственными коллекциями;
· она никак не «привязана» к компьютеру, соединенному с ИД, ее можно установить на любом ПК, в том числе и домашнем;
· программа и элементы ее сопровождения бесплатны и доступны на сайте производителя;
· имеется уже достаточно большое количество материалов методического характера, посвященных использованию именно этой программы.
Если использовать привычную терминологию, Smart Notebook - это программа, позволяющая изготовлять своего рода «презентацию» к уроку, состоящую из отдельных страниц (обстановок, сцен, слайдов), сменяющих друг друга в произвольном порядке. Норазличия принципиальны! Слайд обычной презентации – неизменен. Каждая же страница «презентации» Notebook – это отдельная сцена, на которой какие-то объекты и обстановки уже могут быть заранее подготовлены и размещены, а какие-то будут создаваться учителем и учениками непосредственно в процессе урока. Объекты будут перемещаться, появляться, создаваться, изменяться. На каждой такой сцене в процессе урока разыгрывается маленький спектакль, в котором учитель – главный режиссер.
Созданная в Notebook «презентация» сохраняется традиционным способом в файл с расширением .notebook. Однако существует возможность ее экспорта в файл обычной презентации в формате PowerPoint, Web-страницы, документа PDF или просто графического изображения. Готовить материалы к уроку с использованием интерактивной доски можно на любом компьютере, где установлена программа Smart Notebook, затем созданный файл-презентацию нужно переместить на ПК, непосредственно соединенный с интерактивной доской (при помощи флэшки, локальной сети) и - проводить урок.
Каждая страница Notebook в процессе урока интерактивна, с ней могут работать учитель и ученики, изменяя ее содержание, внося любой текст, перемещая, удаляя и добавляя различные объекты с помощью набора предоставленных инструментов. И все это непосредственно у доски! Просто нужно привыкнуть к мысли, что если Вы, работая в программе за компьютером, все действия выполняете мышкой, то на доске те же действия производят, используя (в зависимости от модели доски) либо специальные маркеры, либо вообще любой предмет, не царапающий доску. В том числе и палец.
Перед учителем, который хочет научиться использование интерактивную доску «на все сто» стоят последовательно следующие задачи:
· найти и установить на свой ПК программу Smart Notebook, выполнить обновление коллекций для учителя в ее составе;
· научиться (технически!) работать в среде этой программы, сидя за компьютером;
· освоить практические приемы работы с программой, находясь непосредственно у доски;
· научиться технически изобретательно и методически грамотно применять полученные умения и навыки при подготовке и проведении урока или иного мероприятия.
II. Преимущества и недостатки интерактивных досок.
Преимущества для педагогов
Электронная доска SMART позволяет осуществлять:
· Полноценную работу по переводу текста и отдельных предложений с указанием связей и взаимоотношений между словами;
· Набор посредством виртуальной клавиатуры любого текста задания в любом приложении и его демонстрацию в режиме реального времени;
· Не только знакомство с тестовыми заданиями в режиме просмотра, но и показательное тестирование отдельного ученика или группы учеников для всей аудитории, если в школе отсутствует компьютерный класс или он не может быть предоставлен учителю в данный момент.
· Работа с доской в полной мере позволяет реализовать принцип наглядности;
· Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
· Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
· Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления.
· Возможность перемещения объектов на доске, их группировка по определённым признакам. Позволяет работать с написанным текстом, экономя время.
· Возможность вынести ключи решений на доску. Их можно временно спрятать за каким-либо объектом на рабочем слайде или поместить на следующий слайд.
· Значительно экономит время при подготовке к урокам за счет встроенных функций ПО;
· Удобна при работе в большой аудитории;
· Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
· Программа SMART VIDEO позволяет просматривать видеоматериалы, которые, как известно, значительно расширяют объём воспринимаемой информации, без обращения к прикладным программам.
· Учителя иностранного языка имеют преимущества перед учителями других предметов, так как наш предмет разносторонний, охватывает многие области: географию, историю, литературу, экономику, экологию, биологию, математику, физику и химию тоже и многое другое. Поэтому мы можем использовать программное обеспечение доски и её возможности в полном объёме!
· Учителя иностранного языка имеют хорошую возможность интерактивного использования видеофрагментов и изображений страноведческого характера для приобщения учащихся к культуре стран изучаемого языка.
Преимущества для учащихся
· Делает занятия интересными и является мощным инструментом для развития мотивации к обучению.
· Предоставляет больше возможностей для активного участия в учебном процессе.
· Облегчает понимание сложного материала в результате более ясного, эффективного и динамичного его представления.
· Способствует развитию творчества и самостоятельности учащихся.
· Возможность вырезать и стирать объекты с экрана, копировать и вставлять их, отменять или возвращать действия придает учащимся больше уверенности: они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад, что-то изменить или исправить.
Таким образом, используя интерактивную доску, мы можем организовать постоянную работу учащихся в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся на уроке. Необходимо учесть и важный психологический момент: современные школьники, у которых дома обычно есть компьютеры с многочисленными играми и телевизоры с агрессивным видеорядом, привыкают подобным образом воспринимать окружающую действительность. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками аудирования и говорения, что обеспечивает в конечном счете эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка.
У интерактивных досок есть как защитники, так и противники, которые убеждены, что интерактивная доска имеет «эффект игрушки», мотивирует учащихся на несколько уроков, а после этого становится им неинтересной. Но чаще всего противниками использования нового оборудования выступают учителя, которые сами с интерактивными досками не работают.
Среди недостатков или возможных трудностей, можно отметить:
· недостаточно приспособленное для педагогов программное обеспечение досок;
· невозможность обновления существующего ПО из-за отсутствия выхода в Интернет;
· наличие нескольких разных типов интерактивных досок, программы которых несовместимы;
· наличие чисто технических проблем: при скачках напряжения или отказе доски по неизвестной причине далеко не все учителя сумеют найти верное решение проблемы;
· интерактивные доски намного дороже, чем стандартные доски или же проектор с экраном;
· поверхность интерактивных досок может повредиться, замена поврежденной поверхности также очень дорогостоящая услуга (в России такой ремонт, возможно, будет равноценен покупке новой доски);
· если к интерактивной доске разрешен удаленный доступ, то некоторые пользователи могут передать на экран нежелательное сообщение или рисунок;
· необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.
Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества.
III. Опыт применения интерактивной доски на уроках английского языка.
· Можно использовать на уроке в качестве наглядно-иллюстративного метода, как грамматический тренажер. При отработке грамматического материала используются приемы: «Найди ошибку», «Убери лишнее», «Заполнение пробелов», «Текст с пропусками», «Создание схем», «Лингвистические игры».
· Коммуникативную ценность при обучении говорению имеют задания «Незаконченное предложение», «Соотнесение реплик в диалоге», «Установление соответствий». Полезной при создании подобных заданий является флэш-анимация, готовые схемы можно найти в интернете и заполнить их необходимым тематическим материалом.
· При введении лексического материала наиболее эффективными являются такие приемы как: « Распределение на группы», «Убери лишнее», «Сопоставление», «Заполнение пробелов».
· При обучении письменной речи и правописанию мною используются задания «Заполнение пробелов», «Восстановление деформированного текста», «Текст с пропусками».
· Большим подспорьем выступают функции «Шторка», которая позволяет быстро и эффективно организовывать контроль, и «Прозрачность», благодаря которой можно высвечивать правильные варианты.
· Учащиеся могут одновременно видеть, слышать, читать, произносить, писать, играть, петь, смотреть фильмы, работать с различными дисками и многое другое.
· Большинство учащихся всех классов прекрасно владеют компьютером, поэтому готовят самостоятельно различные работы в разных программах, в том числе и проекты по изучаемым темам. Созданы презентации по самым различным темам в программе Power Point «Здоровый образ жизни», «Пищевая пирамида», «Защита природы», «Англо-говорящие страны», «Человек, которым я восхищаюсь»и другие.
Я считаю, что использование интерактивной доски на уроках английского языка позволяет активно вовлекать учащихся в учебную деятельность, повышает мотивацию обучения, стимулирует творческую активность и способствует развитию личности ребенка, расширяет возможности предъявления учебной информации, является наиболее эффективным и экономным во времени, помогает учащимся подготовиться к сдаче тестов, экзаменов, ЦТ.
Литература
Каримова Я.Г. Инновационные методы преподавания с использованием Интерактивной доски и флипчартов как средств мотивации учащихся, Творческая педагогика. – 2011. - №3. – С. 94-99.
Шпак Валентина Викторовна. Возможности использования интерактивной доски на уроках английского языка . Режим доступа : http://festival.1september.ru/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.