Семинар-практикум «Дидактические игры как средство обучения дошкольников»
Оценка 4.9

Семинар-практикум «Дидактические игры как средство обучения дошкольников»

Оценка 4.9
Семинары
docx
другое
Детсад
16.02.2024
Семинар-практикум «Дидактические игры как средство обучения дошкольников»
Материал направлен на систематизацию и углубление знаний педагогов об основных функциях, видах, структуре дидактической игры. Педагоги имеют возможность попрактиковаться с играми из развивающего пособия «Дары Фребеля», играми по финансовой грамоте, словесными играми и различными способами их организации.
Семинар.docx

Семинар-практикум

«Дидактические игры как средство обучения дошкольников»

 

Подготовила: старший воспитатель

Евстигнеева А.А.

 

Цель: систематизировать и углубить знания педагогов об основных функциях, видах, структуре дидактической игры, совершенствовать знания и навыки педагогов по методике организации дидактических игр и руководству данным видом деятельности, дать рекомендации педагогам по планированию дидактических игр в работе с детьми.

Форма проведения: круглый стол

 

Ход мероприятия.

I.             Вступительное слово.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. Следует помнить, что игра – это ведущий вид деятельности дошкольников, а большое значение для их развития имеет дидактическая игра.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Го для дошкольников воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Для дидактических игр характерно наличие задачи обучающего характера.

Воспитанников привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, достичь результата.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько дошкольник овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает дошкольника быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.

Учитывая то, что игра является самым любимым и желанным видом детской деятельности и имеет огромное развивающее значение.

1.     Игра для ребенка – это радость и удовольствие.

2.     Игра облегчает адаптационный период.

3.     Игра помогает установить доверительные отношения с ребенком.

4.     Игра способствует становлению целенаправленной деятельности.

5.     Игра – окно в мир взрослой жизни.

6.     Игра способствует развитию речи.

7.     Игра имеет значение для умственного развития.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

ü игры с предметами (игрушками, природным материалом);

ü настольно-печатные;

ü словесные.

II. Подготовка к проведению игр.

Выбирая игру к занятию, необходимо руководствоваться содержанием программы и учитывать принципы построения системы игр: дидактический, психологический и общественно-нравственный.

Большинство предлагаемых дидактических игр решают задачи пополнения, закрепления или систематизации знаний, полученных в процессе прямого обучения. Поэтому воспитателю нужно учитывать, знаком ли детям данный материал, какова степень его усвоения. Дело в том, что в игре дошкольникам необходимо уметь оперировать полученными знаниями.

Психологический принцип построения системы игр предполагает, чтобы при их выборе учитывались возрастные возможности и интересы детей. Замечено, что слишком простые игры, как и слишком трудные, не вызывают у воспитанников интереса, следовательно, игра по степени сложности должна соответствовать уровню психического развития детей.

В соответствии с общественно-нравственным принципом игры строятся так, чтобы у детей формировались общественные качества. На занятиях сначала используются игры, в которых дошкольник действует в одиночку, затем игры, которые помогают выработать умение включаться в действие для совместного решения дидактической задачи группы детей. При этом воспитатель должен обращать внимание на воспитание у дошкольников чувства ответственности за свои действия перед другими детьми. По мере усвоения программного материала игру можно усложнять, увеличив количество предметов для ее проведения, изменив темп (ускорив его), заменив наглядный материал на словесный, введя элементы соревнования и т.д.

На одном занятии в зависимости от содержания и поставленных задач могут проведены одна или несколько игр. Длительность игр может быть от 3 – 5 до 15 минут.

С учетом использования времени и степени сложности игрового действия различают игры-миниатюры, которые занимают 3 – 5 минут, игры – эпизоды (5 – 10 минут), и игры-занятия.

Игры-миниатюры, как правило, требуют большого напряжения внимания, быстрой ориентировки («Какая буква в начале слова», «Подбери слово», «Скажи наоборот» и др.) Они могут проводиться в середине занятия, в конце и изредка, некоторые из них – в начале. В середине занятия игры-миниатюры могут использоваться и вместо физкультминутки.

В начале занятия проводятся только те игры, в которых проверяются конкретные знания и умения, приобретенные на предыдущих занятиях, а также происходит концентрация внимания дошкольников («Перекличка», «Узнай по голосу» и т.д.).

Игры-эпизоды, в которых надо уметь сравнивать предметы и их изображения, объединять предметы по одному или нескольким признакам («Найди своих друзей», «Кому что нужно», «Что у нас в портфеле» и т.д.) лучше проводить в конце занятий, когда дети устают от серьезных видов работы.

Дидактическая игра требует от участников значительного напряжения внимания, памяти, поэтому при ее проведении воспитатель должен наблюдать за играющими и при появлении у дошкольников первых признаков переутомления закончить игру.

Игры-занятия придают игровую форму всему занятию.

К играм необходимо готовить различные игровые атрибуты или игровое оборудование. Часть материалов заготавливается заранее воспитателем либо совместно с дошкольниками. Игровыми атрибутами могут быть буквы, наборы картинок, карточки, игрушки, геометрические фигуры, песочные часы, колокольчик, фишки и многое другое. Оживление игровому действию придают песочные часы. Видя, как убывает песок, участники игры стараются уложиться в более короткие сроки, быстрее выполнить поставленную задачу.

Необходимо продумать форму организации детей в процессе игры, обеспечив активность каждого участника. Игры чаще всего проводятся за столами, когда воспитанники одновременно манипулируют игрушками, карточками, выкладывают геометрические фигуры; группируют предметы по определенному признаку.

Многие игры построены с учетом потребности детей в движении. Они содержат задания отыскать предметы («Дойди до флажка», «Найди цветок для бабочки»), находить и по секрету сообщать воспитателю («Найди и промолчи»); определять предметы на ощупь («Чудесный мешочек»).

III. Практическая часть

Я предлагаю Вам попрактиковаться с некоторыми дидактическими играми.

Игры с «Дарами Фребеля». Педагогам предлагается проявить фантазию, играя с набором «Поверхность», «Прямая и кривая линия», «Точка», «Кривая», «Цветные тела».

Игры экономического содержания:

«Различие и потребности». Цель: дать детям представления о потребностях; показать различие между мужскими и женскими потребностями.

Кроссворды, загадки на закрепление финансовых терминов.

Предлагаю вашему вниманию несколько загадок.

1.     Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Все найдется на прилавке - 

От одежды до булавки. (Супермаркет)

 

Все, что в жизни продается,

Одинаково зовется:

И крупа, и самовар

Называются… (товар).

Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам… (продавцы)

«Маршруты товаров»

Цель. Развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.)

Материал. Картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», «Бытовая техника», «Сельхозпродукты» и т. д.

Содержание. Каждый ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам с названием магазина.

«Где пригодится»

Цель: уточнить использование данного продукта.

Правила: соединить линиями кушанья и растения, из которых они готовятся.

Материал: слева на карте изображены растения, справа — готовые блюда.

Слева: яблоко, земляника, огурец, рис, морковь

Справа: гречневая крупа, плов, салат, каша, варенье, повидло, сок.

 «Чудесный мешочек» (сундучок)

Воспитатель-педагог либо воспитанник достаёт различные предметы из мешочка (сундучка), называют предмет либо знакомятся с новым предметом. Данную игру можно применять в каждой образовательной области, заранее продумав ее цель и в разной интерпритации.

Сейчас я вам предлагаю проверить свои знания по музейной педагогике через отгадывание загадок. После вашего ответа я достаю из сундучка предмет:

Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка ты откуда?

Видно, с севера пришла

И цветами расцвела

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

(Гжель)

 

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые

А может, солнцем залитые.

(Хохлома)

 

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня.

Собачки, гусары и рыбы…

А ну, назови-ка меня!

(Дымка)

 

Нас слепили мастера,

Нас раскрашивать пора!

Кони, барышни, барашки

Длинношеи и стройны.

Сине-красные полоски

На боках у нас видны.

(Филимоновские игрушки)

 

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Раз, два, три, четыре, пять…

Даже всех не сосчитать!

Загляделася старушка-

а в руках - одна игрушка.

(Матрешки)

«Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Красный -мак, огонь, флаг

Оранжевый -апельсин, морковь, заря

Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа

Зелёный-огурец, трава, лес

Голубой -небо, лёд, незабудки

Синий- колокольчик, море, небо

Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

Игра «Поем вместе»

Участники сидят в кругу. Условия: педагог предлагает спеть песню, например, «Голубой вагон» или «Улыбка». Причем, если ведущий хлопает в ладоши 1 раз, все поют – громко. Если ведущий хлопает 2 раза, все продолжают петь тихонько, про себя. Если ведущий хлопает в ладоши 1 раз, все снова продолжают петь громко. И так несколько раз, пока кто-нибудь не ошибается. Кто ошибается, сам становиться ведущим.

В настоящее время актуальным остается вопрос безопасности детей. Мне хочется остановиться на безопасности дорожного движения.

«Игра в слова»

1.  Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к светофору. Объясните

выбор каждого слова.

Словарь: три глаза, стоит на улице, перекресток, голубой свет, одна нога, желтый свет, красный свет, переход через улицу, помощник пешехода, зеленый свет, стоит дома.

2. Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к пассажиру.  Объясните выбор каждого слова.

Словарь: автобус, маршрут, остановка, дорога, купание, чтение, сон, билет,

кондуктор, перелет на самолете, пешеход, сиденье, салон, кровать.

В работе со старшими дошкольниками можно применять также ребусы.

Я вам предлагаю побыть на месте дошкольников и отгадать ребусы.

 

(Регулировщик)

(Перекресток)

Мы с вами сейчас поиграли в дидактические игры по разным образовательным областям и вспомнили как можно разнообразить игровую деятельность.

Вы уже обратили внимание, что в нашем зале оформлена выставка настольно-печатных игр разных возрастных групп. Я предлагаю вам познакомиться с наработками коллег. (Просмотр выставки).

IV. Заключение.

Игра вырабатывает у воспитанников умение выделять в окружающем мире существенное, характерное, помогает ему глубже и полнее осознать явления действительности. Игра способствует развитию творческого воображения, которое необходимо для последующей учебной деятельности дошкольников.

Игра формирует у детей волевые качества: умение подчинять свои действия определенным правилам, согласовывать свое поведение с задачами коллектива. Наконец, в игре ребенок овладевает нравственными нормами и правилами поведения, играющими решающую роль в формировании его личности.

Игра – важное средство умственного воспитания. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок, воспитанник размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили. Таким образом через игру закрепляется и углубляется интерес детей к профессиям, воспитывается уважение к труду.

 Правильное руководство играми имеет решающее значение в развитии психики ребенка, в формировании его личности.

 

Список литературы.

1.     В.Ю. Бабчинская «Семинары-практикумы для ДОО». – Волгоград: Учитель. 2017

2.     Г.П. Поварницина, Ю.А. Киселева «Финансовая грамотность дошкольника». – изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель.

3.     https://ped-kopilka.ru/blogs/olga-stanislavovna-sredina/zagadki-o-narodnyh-promyslah.html

https://triptonkosti.ru/4-kartinki/rebusy-po-pdd-dlya-doshkolnikov-v-kartinkah-s-otvetami.html


 

Скачано с www.znanio.ru

Семинар-практикум «Дидактические игры как средство обучения дошкольников»

Семинар-практикум «Дидактические игры как средство обучения дошкольников»

Учитывая то, что игра является самым любимым и желанным видом детской деятельности и имеет огромное развивающее значение

Учитывая то, что игра является самым любимым и желанным видом детской деятельности и имеет огромное развивающее значение

Скажи наоборот» и др.) Они могут проводиться в середине занятия, в конце и изредка, некоторые из них – в начале

Скажи наоборот» и др.) Они могут проводиться в середине занятия, в конце и изредка, некоторые из них – в начале

Это крупный магазин, У него не счесть витрин

Это крупный магазин, У него не счесть витрин

Голубыми, синими, Нежными, красивыми

Голубыми, синими, Нежными, красивыми

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному

Регулировщик) (Перекресток)

Регулировщик) (Перекресток)

Список литературы. 1.

Список литературы. 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2024