Семинар-практикум для педагогов «Многообразие
способов развития мелкой моторики у детей»
Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Задачи: Показать значимость мелкой моторики в формировании и развитии устной речи детей дошкольного
возраста.
Показать многообразие развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Познакомить с нетрадиционными приёмами развития мелкой моторики у детей.
Этапы развития мелкой моторики.
Группы упражнений по развитию мелкой моторики рук.
Виды деятельности педагогов детского сада по формированию мелкой моторики.
Часть II Выполнение творческих заданий. Итог семинара-практикума.
Оборудование: цветной картон, ножницы, карандаши, прищепки, грецкие орехи, зубная щётка, мячик- ёжик, бусы, верёвочки, пробки, расчерченный картон, платочки, сухой бассейн (миска, крупа), игрушки из киндер-сюрпризов, карточки.
«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» Н.А. Бернштейн Часть I. Моторика — сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение руки и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба).
О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того,
доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
На сегодняшнем семинаре мы по- говорим о традиционных и нетрадиционных формах развития мелкой моторики, о массаже кистей рук и о том, какие виды работы над совершенствованием мелкой моторики все мы ис- пользуем в своей практике.
Этапы развития мелкой моторики: этап. Развитие общей моторики,
подвижности кистей (хлопки в ладоши, шлепки ладонями по твердой поверхности и своему телу).
этап. Продолжение развития общей моторики, подвижности кистей рук, начало развития подвижности пальцев рук (сжимать и разжимать пальцы рук в кулак, движения кулачками; ставить ладошки ребром на поверхность стола, отстукивание ре- бром ладони по поверхности стола).
этап. Развитие подвижности пальцев (развитие указательного и большого пальцев рук; игры «Мотайки»).
этап. Дальнейшее развитие подвижности пальцев (исполнение движений «пальчики здороваются»,
«пальчики кланяются», а также предыдущих этапов; исполнение движений
«гармошка»).
этап. Дальнейшее развитие подвижности пальцев (развитие подвижности пальцев рук – указательного, среднего и мизинца).
этап. Совершенствование мелких движений рук (выполнение разнообразных движений всеми пальцами рук и каждым в отдельности: соединение и разъединение пальцев, «построение» разнообразных фигур и т.д.).
Упражнения для развития мелкой моторики можно условно разделить на три группы.
Первая группа. Упражнения для кистей рук: развивают подражательную способность; учат напрягать и расслаблять мышцы; развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
учат переключаться с одного движения на другое.
Вторая группа. Упражнения для пальцев условно статические:
совершают полученные навыки на более высоком уровне и требуют бо- лее точных движений.
Третья группа. Упражнения для пальцев динамические:
развивают точную координацию движений;
учат сгибать и разгибать пальцы рук;
учат противопоставлять большой палец остальным.
Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.
Эффективность упражнений только при регулярных занятиях, и дли- тельностью не более 5 минут.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.