Семинар - практикум для педагогов «Профессиональное «выгорание» педагога: причины и профилактика»
Оценка 4.8

Семинар - практикум для педагогов «Профессиональное «выгорание» педагога: причины и профилактика»

Оценка 4.8
docx
02.07.2024
Семинар - практикум для педагогов «Профессиональное «выгорание» педагога: причины и профилактика»
Эмоциональное выгорание.docx

 

 

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                         детский сад №5города Кропоткин

муниципального образования Кавказский район,

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

 

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГА: ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила:

педагог-психолог

Храпунова Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

Методическая разработка предназначена для проведения семинара - практикума для педагогов по теме «Профессиональное «выгорание» педагога: причины и профилактика». Разработка включает материалы для формирования у воспитателей представлений о синдроме профессионального выгорания и его последствиях; методики, позволяющие участникам занятия на основе рефлексии выявить у себя признаки выгорания, степень его выраженности, а также упражнения и рекомендации профилактического характера. К методической разработке прилагается презентация для наглядного обеспечения проводимого занятия и раздаточный материал.

Данная разработка составлена педагогом-психологом образовательного учреждения для проведения занятия с педагогическим коллективом, может быть использована в образовательных учреждений для организации профилактической работы, а также педагогами с целью самообразования.

Мотивация

В настоящее время сохраняет свою актуальность проблема профессионального выгорания в среде специалистов, по роду своей деятельности осуществляющих многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми. В своей работе они испытывают большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в постепенном эмоциональном утомлении и опустошении, развитии стресса. К числу данной группы риска относятся сотрудники системы образования - педагоги, психологи, логопеды.

Предлагаемая работа ориентирована на оказание психологической помощи и поддержки педагогам, ежедневно переживающим сильные  эмоциональные и интеллектуальные, а иногда, и физические перегрузки, способствующие проявлению у них синдрома профессионального выгорания. Теоретический и практический материал данной разработки помогут воспитателям правильно оценить их эмоциональные ресурсы, осознать возможные причины их неудовлетворенности в профессиональной деятельности, определить возможные пути и методы саморегуляции.

 У педагога-психолога, проводящего это занятие, появляется уникальная возможность в ненапряженной безоценочной ситуации наблюдать за коллегами, за различными реакциями на простые задания, проявлениями защиты, сопротивления, игнорирования и т.п.

Занятие целесообразно проводить через 3-4 месяца после начала учебного года, когда уже все вернулись на свои рабочие места после отпусков, втянулись в учебный процесс сами, и практически завершилась адаптация воспитанников и их родителей.

Но, иногда, можно такое занятие использовать для работы под одного «клиента». Если вы в обычной рабочей обстановке заподозрили что-то неладное с кем-то из коллектива. Чтобы не усугублять напряжение и стресс предложением индивидуальной встречи, проведите занятие для всех педагогов.

Ежегодно в стабильном коллективе такое занятие для всех проводить не надо. Возможно: отдельно для новых сотрудников. А через 2-3 года – многое поменяется!

Тема мероприятия: «Профессиональное «выгорание» педагогов: причины и профилактика».

Цели мероприятия:

·        познакомить воспитателей с понятием профессионального выгорания, симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения и способами профилактики;

·        формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов;

·        развивать систему профилактики эмоционального выгорания в педагогической среде;

·        формировать у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности.

Форма организации мероприятия: семинар-практикум с элементами тренинга.

Наглядный и раздаточный материал: презентация, бланки для работы (приложение № 1 – 6), цветные карандаши, фломастеры, листы белой и цветной бумаги, распечатки методики В.В. Бойко (приложение № 7).

Участники мероприятия: педагоги, педагог-психолог.

Продолжительность мероприятия: 60 минут

 

 

План проведения мероприятия.

 

Этап мероприятия

Содержание

Участники

Время

1.Организационный момент

Приветствие участников мероприятия, знакомство с темой занятия, озвучивание его целей.

Педагог-психолог

2 мин

2.Пожелание на будущее

Педагоги формулируют для себя как специалисту пожелания на ближайшие 5 лет.

Педагоги

2 мин

3. Упражнение «Баланс реальный и желательный»

Педагоги обозначают секторами внутри кругов соотношения работы, домашних дел и личной жизни в действительности и в идеальном представлении. Проводится обсуждение.

Педагог-психолог,

педагоги

5 мин

4. Теоретическая часть

Педагог-психолог знакомит воспитателей с понятием профессионального выгорания, его влиянием на эффективность профессиональной деятельности преподавателя, с составляющими синдрома выгорания.

Педагог-психолог,

педагоги

5 мин

5. «Поле самодиагностики»

Педагоги оценивают себя по степени выраженности или частоте проявления того или иного признака выгорания. Проводится обсуждение.

Педагог-психолог,

педагоги

7 мин

6.Стадии профессионального выгорания

Педагоги знакомятся со стадиями профессионального выгорания.

Педагог-психолог,

педагоги

4 мин

7. Упражнение «Удовлетворение от работы»

Педагоги озвучивают те барьеры, которые мешают им получать удовлетворение от профессиональной деятельности, определяется значимость личностных факторов в неудовлетворенности специалиста.

Педагог-психолог,

педагоги

10 мин

8. Упражнение «8 ассоциаций»

Педагоги  подбирают ассоциации к понятию «моя работа». Проводится обсуждение.

Педагог-психолог,

педагоги

6 мин

9. Упражнение «Я работаю преподавателем»

Педагоги  изображают себя: в начале трудового пути,  в настоящее время, через 5 лет. Проводится обсуждение.

Педагог-психолог,

педагоги

6 мин

10. Профилактика профессионального выгорания

Педагоги  определяют для себя 10 дел, доставляющих им удовольствие, определяются способы эффективной саморегуляции

Педагог-психолог,

педагоги

6 мин

11.Психологическая поддержка и обратная связь

Педагоги  формулируют пожелания друг для друга и впечатления о пошедшем занятии.

Педагог-психолог,

педагоги

5 мин

12.Заключение

Подведение итогов

Педагог-психолог

2 мин

 

 

Литература:

 

1.     Монина Г.В., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Издательство «Речь», 2006.

2.     Романова Е.С., Горохова М.Ю. Личность и эмоциональное выгорание. // Вестник практической психологии образования. - № 1. – 2004.

3.     Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме. //  Журнал практического психолога. - № 5. – 1998.

4.     Филина С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы. //  Школьный психолог - № 36. – 2003.

 

 


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5города

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5города

Пояснительная записка. Методическая разработка предназначена для проведения семинара - практикума для педагогов по теме «Профессиональное «выгорание» педагога: причины и профилактика»

Пояснительная записка. Методическая разработка предназначена для проведения семинара - практикума для педагогов по теме «Профессиональное «выгорание» педагога: причины и профилактика»

Занятие целесообразно проводить через 3-4 месяца после начала учебного года, когда уже все вернулись на свои рабочие места после отпусков, втянулись в учебный процесс сами,…

Занятие целесообразно проводить через 3-4 месяца после начала учебного года, когда уже все вернулись на свои рабочие места после отпусков, втянулись в учебный процесс сами,…

Упражнение «Баланс реальный и желательный»Педагоги обозначают секторами внутри кругов соотношения работы, домашних дел и личной жизни в действительности и в идеальном представлении

Упражнение «Баланс реальный и желательный»Педагоги обозначают секторами внутри кругов соотношения работы, домашних дел и личной жизни в действительности и в идеальном представлении

Психологическая поддержка и обратная связь

Психологическая поддержка и обратная связь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.07.2024