Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5города Кропоткин
муниципального образования Кавказский район,
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГА: ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА»
Составила:
педагог-психолог
Храпунова Е.В.
Пояснительная записка.
Методическая разработка предназначена для проведения семинара - практикума для педагогов по теме «Профессиональное «выгорание» педагога: причины и профилактика». Разработка включает материалы для формирования у воспитателей представлений о синдроме профессионального выгорания и его последствиях; методики, позволяющие участникам занятия на основе рефлексии выявить у себя признаки выгорания, степень его выраженности, а также упражнения и рекомендации профилактического характера. К методической разработке прилагается презентация для наглядного обеспечения проводимого занятия и раздаточный материал.
Данная разработка составлена педагогом-психологом образовательного учреждения для проведения занятия с педагогическим коллективом, может быть использована в образовательных учреждений для организации профилактической работы, а также педагогами с целью самообразования.
Мотивация
В настоящее время сохраняет свою актуальность проблема профессионального выгорания в среде специалистов, по роду своей деятельности осуществляющих многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми. В своей работе они испытывают большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в постепенном эмоциональном утомлении и опустошении, развитии стресса. К числу данной группы риска относятся сотрудники системы образования - педагоги, психологи, логопеды.
Предлагаемая работа ориентирована на оказание психологической помощи и поддержки педагогам, ежедневно переживающим сильные эмоциональные и интеллектуальные, а иногда, и физические перегрузки, способствующие проявлению у них синдрома профессионального выгорания. Теоретический и практический материал данной разработки помогут воспитателям правильно оценить их эмоциональные ресурсы, осознать возможные причины их неудовлетворенности в профессиональной деятельности, определить возможные пути и методы саморегуляции.
У педагога-психолога, проводящего это занятие, появляется уникальная возможность в ненапряженной безоценочной ситуации наблюдать за коллегами, за различными реакциями на простые задания, проявлениями защиты, сопротивления, игнорирования и т.п.
Занятие целесообразно проводить через 3-4 месяца после начала учебного года, когда уже все вернулись на свои рабочие места после отпусков, втянулись в учебный процесс сами, и практически завершилась адаптация воспитанников и их родителей.
Но, иногда, можно такое занятие использовать для работы под одного «клиента». Если вы в обычной рабочей обстановке заподозрили что-то неладное с кем-то из коллектива. Чтобы не усугублять напряжение и стресс предложением индивидуальной встречи, проведите занятие для всех педагогов.
Ежегодно в стабильном коллективе такое занятие для всех проводить не надо. Возможно: отдельно для новых сотрудников. А через 2-3 года – многое поменяется!
Тема мероприятия: «Профессиональное «выгорание» педагогов: причины и профилактика».
Цели мероприятия:
· познакомить воспитателей с понятием профессионального выгорания, симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения и способами профилактики;
· формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов;
· развивать систему профилактики эмоционального выгорания в педагогической среде;
· формировать у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности.
Форма организации мероприятия: семинар-практикум с элементами тренинга.
Наглядный и раздаточный материал: презентация, бланки для работы (приложение № 1 – 6), цветные карандаши, фломастеры, листы белой и цветной бумаги, распечатки методики В.В. Бойко (приложение № 7).
Участники мероприятия: педагоги, педагог-психолог.
Продолжительность мероприятия: 60 минут
План проведения мероприятия.
Этап мероприятия |
Содержание |
Участники |
Время |
1.Организационный момент |
Приветствие участников мероприятия, знакомство с темой занятия, озвучивание его целей. |
Педагог-психолог |
2 мин |
2.Пожелание на будущее |
Педагоги формулируют для себя как специалисту пожелания на ближайшие 5 лет. |
Педагоги |
2 мин |
3. Упражнение «Баланс реальный и желательный» |
Педагоги обозначают секторами внутри кругов соотношения работы, домашних дел и личной жизни в действительности и в идеальном представлении. Проводится обсуждение. |
Педагог-психолог, педагоги |
5 мин |
4. Теоретическая часть |
Педагог-психолог знакомит воспитателей с понятием профессионального выгорания, его влиянием на эффективность профессиональной деятельности преподавателя, с составляющими синдрома выгорания. |
Педагог-психолог, педагоги |
5 мин |
5. «Поле самодиагностики» |
Педагоги оценивают себя по степени выраженности или частоте проявления того или иного признака выгорания. Проводится обсуждение. |
Педагог-психолог, педагоги |
7 мин |
6.Стадии профессионального выгорания |
Педагоги знакомятся со стадиями профессионального выгорания. |
Педагог-психолог, педагоги |
4 мин |
7. Упражнение «Удовлетворение от работы» |
Педагоги озвучивают те барьеры, которые мешают им получать удовлетворение от профессиональной деятельности, определяется значимость личностных факторов в неудовлетворенности специалиста. |
Педагог-психолог, педагоги |
10 мин |
8. Упражнение «8 ассоциаций» |
Педагоги подбирают ассоциации к понятию «моя работа». Проводится обсуждение. |
Педагог-психолог, педагоги |
6 мин |
9. Упражнение «Я работаю преподавателем» |
Педагоги изображают себя: в начале трудового пути, в настоящее время, через 5 лет. Проводится обсуждение. |
Педагог-психолог, педагоги |
6 мин |
10. Профилактика профессионального выгорания |
Педагоги определяют для себя 10 дел, доставляющих им удовольствие, определяются способы эффективной саморегуляции |
Педагог-психолог, педагоги |
6 мин |
11.Психологическая поддержка и обратная связь |
Педагоги формулируют пожелания друг для друга и впечатления о пошедшем занятии. |
Педагог-психолог, педагоги |
5 мин |
12.Заключение |
Подведение итогов |
Педагог-психолог |
2 мин |
Литература:
1. Монина Г.В., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Издательство «Речь», 2006.
2. Романова Е.С., Горохова М.Ю. Личность и эмоциональное выгорание. // Вестник практической психологии образования. - № 1. – 2004.
3. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме. // Журнал практического психолога. - № 5. – 1998.
4. Филина С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы. // Школьный психолог - № 36. – 2003.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.