Краевое государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Норильский педагогический колледж»
Специальность 44.02.01. «Дошкольное образование»
Семинар - практикум для родителей
По дисциплине: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Выполнила:
Баранова Е.А
Норильск, 2020
Семинар - практикум для родителей
«Роль словесных дидактических игр в развитии речи детей 4-5 лет».
Цель: развитие компетентности родителей в использовании дидактических игр для развития речи ребенка в семье.
Задачи:
1. Расширить представления родителей о роли словесных (речевых) дидактических игр в развитии речи детей.
2. Формировать практические умения родителей по проведению речевых игр с ребенком в семье.
3. Гармонизация детско-родительских отношений средствами совместных речевых игр.
Оборудование и материалы: 3 стульчика, 3 мяча, коврики. Картинки. Музыкальный центр.
Предварительная работа:
Подбор пособий, игр, методической литературы по теме. Оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей. Репетиция с детьми. Задание для родителей, подготовить 3 игры по брошюре.
План проведения семинара-практикума:
1. Вступительное слово педагога.
2. Практическая часть.
3. Заключительная часть.
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово: (На фоне звучит спокойная мелодия), педагог: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня у нас необычная встреча. Мы будем говорить о развитии речи детей, и играх, которые в этом помогают.
Сообщение педагога на тему «Роль дидактических игр в развитии речи детей 4-5 лет».
Каковы особенности речевого развития ребенка 4-5 лет?
1. Ребенок постигает звуковое и слоговое строение слова; знакомится с ударением; с синонимами и антонимами; со словесным составом предложения.
2. Ребенок способен к диалогу и монологу.
Дидактическая игра – это специально созданная игра, которая помогает решать образовательные задачи в игровой форме. Одновременно в такой игре происходит развитие мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать как индивидуально, так и в подгруппе детей.
Цель нашей встречи сегодня – показать вам, как можно использовать речевые игры для развития речи вашего ребенка. Обращаю ваше внимание на то, что речевые игры имеют следующие достоинства:
1) Они проводятся в паре (вы и ваш ребенок, а это общение с ребенком, которое он очень любит и ценит);
2) В эти игры можно играть, когда и где угодно: по дороге в детский сад и из детского сада, на остановке, когда вы ждете автобус, или, когда вы ждете приема у врача, в поезде, на отдыхе и т. д.;
3) Они не требуют специальной подготовки и материалов. нужно только ваше желание поиграть с ребенком.
2. Практическая часть:
Показ речевых игр с мячом (воспитатель и дети). Педагог: сейчас я попрошу встретить наших детей (заходят дети с младшим воспитателем). Мы хотим вам показать несколько интересных и несложных игр.
- Прошу 3 детей (называет их имена) сесть на эти стульчики и взять мячи. Дети садятся и берут мячи в руки. Первая игра называется «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук». Я буду говорить слова и если в слове есть звук Р, то вы хлопаете ладошкой по мячу. Воспитатель называет слова, а дети действуют в соответствии с задачей.
Молодцы! А теперь поиграем в игру «Я знаю три названия животных». Сядьте на пол, на коврик. Нам нужен только 1 мяч. Вы будете катать его друг другу и называть по одному животному. Дети перекатывают мяч друг другу и называют животных. Молодцы! Хорошо знаете названия животных! И еще одна игра «Я знаю три названия фруктов». Дети перекатывают мяч друг другу и называют фрукты. Молодцы, спасибо.
- Дорогие родители, вариантов таких игр может быть масса, главное ваше время и желание. А сейчас я хочу попросить родителей, которые подготовились дома, как они играют в речевые игры со своим ребенком.
1-ая пара (родитель и ребенок) показывают игру «Писатель. Вариант 1. Описание продукта питания, который может расти».
Методика показа: родитель и ребенок становятся в центре комнаты лицом к другим родителям и детям. Ребенок показывает зрителям картинку с предметом, который он загадал (например, морковь). Родитель начинает задавать вопросы, а ребенок на них отвечает:
Что это? Где растёт? Какой на вкус? Какого цвета? Какой формы? И т.д. После того, как ребенок ответит на все вопросы, родитель называет предмет.
2-ая пара показывают игру «Писатель. Вариант 2. Описание посуды». Методика показа та же самая, что в варианте 1.
3-я пара показывают игру «Придумай слово». Составление словосочетаний. Взрослый говорит ребенку, что можно придумывать из одного слова другие слова, но очень на него похожие. Например, можно сказать бутылка из-под молока, а можно - молочная бутылка. Далее взрослый называет слова, а ребёнок пытается образовать от них новые конструкции. Примерный лексический материал:
Кисель из клюквы - клюквенный кисель; суп из овощей - овощной суп; переход для пешеходов - пешеходный переход; шкаф для книг - книжный шкаф; варенье из брусники - брусничное варенье; и т.д.
3. Заключительная часть
Подведение итогов. Оценивание игр. Раздача брошюр родителям.
- Сегодня я приготовила для вас брошюры «Дидактические игры для развития речи детей 4-5 лет для использования в семейном воспитании». Эти игры не надо специально готовить, для них не нужны специальные материалы и оборудование. В них можно играть с ребенком в любом месте. Рефлексия:
Воспитатель задает вопросы. Родители или дети отвечают на них:
Что полезного в играх для развития речи детей? Какая игра вам особенно понравилась? Вы будете играть в эти игры? Педагог:
Спасибо всем за участие в нашем семинаре! По дороге домой, можете поиграть в одну из речевых игр, о которой вы узнали на нашей встрече. Всего вам доброго!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.