Семинар-практикум для воспитателей «Формы работы по воспитанию у детей экологической культуры»

  • docx
  • 25.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала seminar_po_ekologii.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад компенсирующего вида № 47 "Вишенка"

муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

           295024, Республика Крым, город Симферополь, улица 60 лет Октября, 23А,

 

 

Семинар-практикум для воспитателей

«Формы работы по воспитанию у детей экологической культуры»

 

Картинки по запросу экология

Воспитатель: Бдуленко Марина Романовна

 

Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии. Совершенствовать умение работать в команде. Развивать сплоченность, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Задачи: 1. Внедрение нововведений в педагогический процесс;

 2. Повышение профессиональной компетентности педагогов в плане достижения качественно более высоких результатов образовательного процесса через экологическое воспитание дошкольников.

 3. Выявление проблем в работе педагогов по воспитанию экологической культуры дошкольников.

План проведения семинара:

 1. Информационная часть.

2. Практическая часть. обобщить экологические знания воспитателей. 

 

Ход семинара:

 

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы проводим для вас семинар-практикум на тему: «Формы работы по воспитанию у детей экологической культуры»

 

Сегодня одним из стратегически важных вопросов образования является экологическое воспитание подрастающего поколения.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагают деятельный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям. Например, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Содержание образовательной области «Познание» направлено на формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.); о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов; расширение кругозора детей.

Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом.

Образовательная область «Физическое развитие» направлена на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников

Взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым

На сегодняшний день экологическая обстановка в мире ухудшается, поэтому экологическое воспитание выходит на первый план.

- Экологическая культура –это не только эмоциональное восприятие,

(умение увидеть сломанную ветку дерева, разоренный муравейник, желание помочь живому существу), но и конкретные действия.

«Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытием первой почки посаженного растения», - писал М.Пришвин.

Формирование бережного отношения к окружающей природе способствует привлечение дошкольников к посильному труду.

Задачи экологического воспитания:

воспитание экологической культуры: содержание в порядке территории мини-центра; посильная помощь в очистке близлежащих участков (леса, парка, берега реки); реставрация книг (экономное природопользование)

формирование навыков взаимодействия с растениями и животными:

уход за домашними животными и комнатными растениями; работа в цветнике и на огороде; посадка деревьев и кустарников.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе.

Дошкольный возраст наиболее благоприятный в плане формирования экологической культуры. Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поможет установить  тесный контакт между педагогами нашего детского сада.

 

 (Педагоги делятся на две команды).

 

Конкурс №1

1.Скажите, пожалуйста, что же такое ЭКОЛОГИЯ(Экология - это наука об организмах в окружающей их среде. Название происходит от двух греческих слов: «экос» - дом, местопребывание и «логос» - наука. Все существа на Земле живут не сами по себе, а во взаимодействии друг с другом и со средой, которая их окружает. Эти-то взаимодействия и изучает экология.)

 

2.Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)

 3.Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)

4. Назовите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию.(Занятия; экскурсии; беседы; наблюдения; прогулки; труд в цветнике, огороде, уголке природы; экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).

6.Назовите формы работы с родителями по экологическому воспитанию? (Консультации, круглые столы, выставки поделок из природного материала, родительские собрания).

 

Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания приведу примеры различных инновационных направлений:

1.     «Экологические игры»

Экологическая игра помогает педагогу в более доступной форме донести до детей смысл сложных природных явлений; развивает познавательные способности у детей; уточняет, закрепляет, расширяет имеющиеся у детей представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.

Содержанию сюжетно-ролевых игр придаётся экологический характер: « В лес за грибами и ягодами», «На рыбалку вместе с дедом », « Путешествие по горам», « К бабушке на грядку» и т.д.

Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации («Я – цветок ромашка», «Я - осенний дождь», «Я - маленький лягушонок», « Я- фермер» и другие) дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности. Предоставляют детям возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует. 

2. «Письмо-жалоба»

Интересным приёмом в работе с детьми, является получение писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода - те, кто нуждается в помощи и защите человека. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, лесу, реке и т.д. Как нужно оберегать и охранять природу – своего края и всей планеты. 

3. « Кейс – технология».

Метод « Кейс – технология»- это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Кейс -технологии развивают коммуникативные компетенции в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, и нужно найти правильный ответ, аргументируя свои доводы.. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?»

Игра «Узнай по объявлениям» знакомит с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания), развивает логическое мышление. Дети внимательно слушают объявление, и отгадывают о ком идёт речь (животное или птица).

Примеры объявлений:

- Я болотная ягода, оранжевого цвета. Состою из множества сочных шариков.

- Потерялось хвойное деревце, которое скидывает хвою на зиму.

- Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

- Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

Деловая игра «Хорошо – плохо» совершенствует знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растений: « Комар – это хорошо или плохо?», « Болото - это хорошо или плохо», «Деревья без листьев зимой – это хорошо или плохо?» и так далее.

Деловая игра « Охотники» показывает детям, что в природе всё связано между собой. Я предлагается одному ребёнку разложить в определенной последовательности животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.

Деловая игра «Что будет, если …?» помогает узнать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу, развивает умения делать выводы и умозаключения. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под лимонада? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку первоцветов? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет если не потушить костер в лесу?

Деловая игра «Береги природу». На столе или доске располагаются картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Убирается одна из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убираем птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д. 

 «Игровые Обучающие Ситуации»

Игровые обучающие ситуации (ИОС) со сказочными героями: « Жар-птица беседует с детьми о деревьях», «Вини – Пух идет на луг за медом», «Человек Рассеянный знакомится с комнатными растениями», «Чиполлино проводит опыты с луком». Игровые обучающие ситуации типа путешествий также пробуждают познавательный интерес к природе. Путешествия это собирательное название различного рода игр в посещение, поездки, походы. Посещая интересные места - леса, зоопарка, музеи, фермы, дети в игровой форме получают новые знания о природе. 

 «Диалог с природой»

Использование приёма диалога с природой - нацеливает на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности. Диалоги осуществляются в различных вариантах - "секретные" (дети "один на один" общаются с природой) или "открытые" (устные обращения). «Спросим у реки, какая рыба в ней живёт», «Спроси у бабочки, на какие растения она сегодня опускалась».

 «Метод экологической идентификации»

«Метод экологической идентификации» - отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением. Например, обыгрывание ситуации «Я - муравей… », «Я – сломанное дерево… », «Я - птенчик, выпавший из гнезда … », « Я- засохшее комнатное растение».

 «Метод моделирования».

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель моделирования в экологическом воспитании - обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях. Познание дошкольниками явлений природы или свойств объектов природы может проходить ещё путём практического моделирования, т. е. экспериментирования. Используя предметы - заместители дети делают выводы, почему у рыб обтекаемая форма, почему животные имеют защитную окраску, для чего хищникам нужны когти. 

 «Мнемотехника»

Заниматься мнемотехникой лучше с детьми 4-5 лет, когда у них уже накоплен основной словарный запас, используя алгоритмы процессов ухода за комнатными растениями, посадка семян и т. д. Обучение строится от простого к сложному. Работу лучше начинать с простейших мнемоквадратов, затем переходить к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам. Мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение явлений природы, некоторых действий, персонажей сказки, то есть можно нарисовать то что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Примером может служить мнемотаблица: «Путешествие капельки», «Почему пришла весна», «Кому необходима вода», «Кому нужен лес» и т.д. 

 «Проектно - исследовательская деятельность»

Проектно - исследовательская деятельность также частью работы по экологическому образованию и воспитанию детей. Дошкольники прирожденные исследователи. Это возраст, когда ребенок хочет познать все, ему интересны природные объекты, явления, взаимосвязи в природе. Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников на экологическом материале позволит педагогам формировать ключевые компетентности у ребенка: умение увидеть проблему, искать и находить информацию, работать в группе, рассказывать о результатах, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь. 

 «Экологические акции»

«Посади дерево - сохрани лес», «Сохраним ели», «Сбережем лес от пожаров», «Кормушки для птиц», «Чистая территория- чистый дом», «Сдай макулатуру-сохрани дерево», «Эко-сумка для семьи».

 «Экологические тропинки»

Создание экологических тропинок на территории детского сада является средством обучения и экологического воспитания дошкольников, учитывающего региональный компонент, Работа дошкольников на экологической тропе организована по следующим направлениям: поисковое, инвентаризационное, учебно-исследовательское, практическое природоохранное, просветительско-пропагандистское.

«Экологический ай - стоппер»

«Экологический ай - стоппер» ловушка для глаза - яркий, неординарный, выделяющийся элемент или необычный способ подачи информации, привлекающий внимание. Многих современных детей отличает «клиповое мышление», воспитанное экранной культурой телевизоров, компьютеров и айфонов. Для привлечения их внимания необходимо что-то необычное, яркое, бросающееся в глаза, то есть визуальный раздражитель, не позволяющий пройти мимо, обратить внимание, приковать взгляд к экологическим объектам, интерес к которым мы хотим в ребенке пробудить.

Ай - стопперами могут быть необычные предметы, куклы, панно, интригующие надписи, которые дети 5-7 лет уже вполне могут прочитать. Сильнейший ай-стоппер – это цвет, особенно яркий, ведь именно цвет предмета человеческий глаз различает быстрее всего. Также используются разнообразные нестандартные и смешные изображения животных, растений, людей. Такой приём успешно применяется в Центрах и уголках самостоятельной активности детей для побуждения их к самостоятельной исследовательской деятельности, а также на экологической тропе (здесь ай -стопперы могут одновременно служить указателями). Это могут быть как различные виды плакатов, информационных листков: «Ядовитые растения и грибы», «Опасные насекомые», «Береги родную природу - не оставляй после себя мусор!» и т.д. 

«Экологический сторисек»

Экологический сторисек «мешок историй»– это интересный современный вариант такой традиционной формы работы с детьми, как «чтение вслух». Как выглядит «мешок историй»? Это настоящий полотняный мешок или рюкзачок, внутри которого находится хорошая иллюстрированная книга. Дополняют книгу мягкие игрушки, реквизит, научно-популярная, энциклопедическая литература по теме, аудиокассета или компакт-диск, дидактическая либо развивающая игра, и многое другое.

Формат «экологического сторисека» предполагает выбор какой-либо детской экологической художественной книги для чтения вслух и подготовку комплекта методических материалов к этой книге, что, несомненно, поможет сделать чтение более интересным, а процесс усвоения экологических знаний - увлекательным.

 «Экологический микрофон».

В ходе беседы дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную экологическую тему. Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются. В конце игры обобщаются все высказывания. Микрофон позволяет детям свободно выражать свои мысли и чувства. С помощью микрофона активизируются слабоактивные дети группы - «Говорит тот, у кого микрофон». Эта форма работы помогает Ф формировать у детей осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, а так же развивает критическое мышление дошкольников. 

 СОРСИ

Современная сюжетно - отобразительная развивающая спортивная игра, включающая в себя синтез различных видов деятельности, объединённых одним общим сюжетом. Игра состоит из испытаний, каждое испытание включает в себя два этапа: двигательный и познавательный. Испытание проходит в течение 5-7 минут. СОРСИ экологической направленности можно включать в итоговые мероприятия в виде эстафет: «Соберем съедобные грибы и ягоды», «Поможем затушить возгорание в лесу», «Чистая земля, чистая река», «Животные «Красной книги» и другие». 

 «Информационные технологии»

В работе с дошкольниками очень часто сталкиваешься с недостатком информации и наглядного материала. Одним из наиболее доступных средств использования компьютерных технологий в обучении дошкольников являются мультимедийные презентации, дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи (записи голосов птиц, млекопитающих, шум и голоса леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.). Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации, при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия. 

«Творческие объединения»

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Именно дети дошкольного возраста, с их желанием познать окружающий мир, имеют большие возможности, для развития нравственной позиции по отношению к родному краю. Поэтому, инновационным в работе воспитателя  можно считать создание творческого объединения по познавательно исследовательской деятельности « Познавай-ка», где для ребёнка предоставляется полная свобода для проявления познавательной, эмоциональной, социальной и моторной активности в процессе экспериментирования. 

 

Конкурс №2. «Экологическая разминка»

Командам предлагаются вопросы, кто быстрее ответит, тот и выигрывает.

 У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)

Наука о животных (Зоология)

Какой цветок цветёт без листьев? (Мать и мачеха).

Какие птицы выводят птенцов 3 раза за лето? (Воробьи, овсянки).

Разноцветные грибы? (Сыроежки).

Самец кукушки (Кукух)

 

Конкурс № 3 Решение педагогических ситуаций.

Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздать каждой команде по 1 ситуации). На решение отводится 5 минут.

I. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…»

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

 

II. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

- Это еще что за капризы! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

 

Конкурс № 4 Угадай-ка.

1.     Цветущее растения клумб, у которого семена похожи на коготок / ноготки/

2.     Лесная ягода темно-синего или фиолетового цвета, пачкает рот и руки /черника/

3.     Колючий кустарник с розовыми цветами и красными плодами. Помогает при простуде /шиповник/

4.     Народная медицина относит его к могучим лекарственным растениям. Даже в названии этого растения говорится о его силе / девясил/.

5.     Дикорастущее растение с воронкообразными цветами от красного до пурпурно-фиолетового цвета, цветет в апреле-мае, его название носит доктор в сказке «Приключения Незнайки и его друзей» /медуница/

6.     Высокое растение, которое специально выращивают на полях. Его стебли и листья идут на корм скоту, а желтые початки с удовольствием едят взрослые и дети / кукуруза/

7.Не огонь, а жжется / крапива/

8.В народе это растение называют козьи рожки, собачки. Сорняк. Растет повсеместно. На Руси издревле им  лечили разнообразные кожные заболевания, отит, детские диатезы. Золотушной травой назвали потому, что ею лечили в основном золотуху /череда/

9.Нежные цветы с широкими зелеными листьями и белыми мелкими похожими на колокольчики душистыми цветами, растущими на одном стебельке. Цветет в мае / ландыш/

    10.Лесное растение, красные ягоды которого помогают при простуде.  Растет «в лесу над водою» /калина/

11.Я капелька лета на тоненькой ножке, плетут для меня кузовки и лукошки. Кто любит меня, тот и рад поклониться. А имя дала мне родная землица./земляника/

12.Растение, которое можно встретить  на лугах, его листья похожи на лапки гуся /лапчатка/

 

Конкурс № 5 Творческое задание «Поэтический конкурс»

Каждой команде надо назвать пословицы и поговорки о природе.

1. Весна красна цветами, а осень пирогами.

2. Увидел грача – весну встречай.

3. Готовь сани летом, а телегу зимой.

4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

5. Любишь кататься – люби и саночки возить.

6. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

7. Яблоко от яблони недалеко падает.

 

 

Конкурс № 5 «Угадай по пантомиме»

 Педагогам предлагается с помощью пластики, мимики, жестов изобразить какое-либо животное или птицу. Отгадывает команда соперников.

Индюк;

Страус;

Белка;

Сова;

Медведь;

Лиса;

Заяц;

Пингвин

Шуточная игра «Концовки обманки». 

Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:

1. Знает девочка любая, что морковка ……. (голубая, оранжевая).

2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).

3. Ночью каждое оконце слабо освещает ….. (солнце, луна).

4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).

5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось ….. (два, три).

6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно ….. (четыре, пять).

7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).

8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).

9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).

10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).

11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).

12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова).

 

 

Подведение итогов.

На этом наш семинар – практикум подходит к концу, надеемся, что он был для вас интересным и полезным. Желаю вам  успехов  в работе по формированию у наших детей  основ экологической культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип проекта : информационно-творческий.

Участники проекта : дети средней группывоспитатели, родители.

Срок реализации: краткосрочный (месяц)

Актуальность проекта : Тема проекта «Природа родного края».

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природевоспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Цель: Знакомить детей с природой родного края. Формирование у детей познавательного интереса к природе родного края, предпосылок экологического сознания, организации творческой деятельности. Убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Задачи:

Систематизировать знания об окружающем мире.

Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.

Воспитывать любовь к природе родного краявосприятие её красоты и многообразия.

Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.

Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире своего края.

Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.

Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.