Семинар-практикум
«Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников»
Подготовила и провела
Старший воспитатель
Наталья Владимировна Цыцулина
Цель семинара:
Дать профессиональные знания педагогам ДОО о том, как помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Ход:
Вступительное слово (актуальность выбора темы семинара)
В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых, трудных для понимания финансовых инструментов, вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными для большинства стран мира. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей.
Международная практика свидетельствует о том, что в современных условиях необходимы серьезные и целенаправленные преобразования в сфере повышения финансовой грамотности населения. Инициатором данных преобразований выступает государство через утверждение Национальной стратегии повышения финансовой грамотности населения и привлечения к ее реализации государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, финансовых организаций, общественных и частных организаций и других заинтересованных сторон.
Под финансово грамотным поведением понимается сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия ответственных решений на финансовом рынке.
Акцентированию вашего внимания на данном направлении работы как раз и посвящен наш сегодняшний семинар.
Как научить детей планировать финансы и экономить
Существует несколько специальных правил, которых нужно обязательно придерживаться, чтобы ребенок научился планировать финансы и правильно экономить.
Для более качественного освоения основ финансовой грамотности важно давать ребенку (уже старшего дошкольного возраста, на этапе подготовке к школе, карманные деньги. Если у детей будет свой бюджет, то они научатся его правильно планировать и экономить. Ошибка, которую допускают многие родители – это выдают денежные средства за хорошее поведение и забирают за плохое. В голове ребенка должна выстроиться чёткая схема, что деньги выдаются только за качественный труд. Ребенок должен с самого раннего детства понимать цену деньгам.
Как научить детей контролировать финансы
Важно с детства научить ребенка контролировать свои расходы. Каждый взрослый понимает, что чем меньше денег, тем бережнее к ним отношение – эта установка обязательно должна находиться в голове ребенка. С того момента, как дети получают в распоряжение карманные деньги, важно начать все показывать на своем примере, ведь, если ребенок неуправляемо и необдуманно тратит много денег – то это, в первую очередь, ошибка родителей.
Правила, которых нужно придерживаться, чтобы ребенок
научился контролировать свои финансы:
1. Детей необходимо брать с собой в магазины. В случае функционирования ДОУ необходимо планировать (забытые, к сожалению) тематические экскурсии в магазин). Перед отправлением, важно рассказать ребенку о том, какое количество денег берется с собой и о покупках, которые нужно совершить. В магазине, детей важно ознакомить с ценами на товары и показать сравнение со стоимостью в других аналогичных заведениях. Можно попросить дитя, чтобы он проанализировал и сам решил в каком магазине наиболее низкие цены на подобные товары. (такая работа – сравнительная может быть организована в рамках предварительной подготовки к экскурсии, например с использованием мультимедийной презентации (виртуального похода в разные магазины).
2. Нужно рассказать ребенку о положительных аспектах накопления денежных средств.
3. Лучше всего составлять планирование бюджета вместе с ребенком (это в семье). А в детском саду эту модель общения возможно отрабатывать с помощью сюжетно ролевых игр.
4. Всё необходимо показывать на примере. Допустим, продемонстрировать, что простое выключение за собой света ведет к некоторой экономии бюджета. Деньгами, которые он сэкономит, можно наградить ребенка.
5. Для того чтобы дети более качественно и правильно контролировали свои расходы можно предложить вести им собственный журнал расходов, в котором они будут отмечать все покупки. Ребенка можно мотивировать тем, чтобы предложить ему вести такой журнал вместе. (в игре так же возможно включение данного приема).
6. Важно сообщить детям о том, что информация о личных расходах –это вещь строго конфиденциальная, поэтому её не стоит сообщать своим друзьям, знакомым.
Рекомендации которые нам необходимо дать родителям
Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.
Когда вы идете с ребенком в магазин, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.
Возьмите ребенка в банк.
Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.
Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.
Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги.
5. Научите детей зарабатывать деньги.
Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья. (Каска)
Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.
Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги.
Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.
Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы (неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений. (Шехтер)
Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.
Жертвуя деньги на благотворительные цели, вы тем самым помогаете ребенку понять, почему люди делятся друг с другом и делают друг другу подарки.
Такие «уроки радости» многим детям запоминаются на всю жизнь. Когда они становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное удовольствие и удовлетворение.
Кроме того, передача пожертвований может стать естественным поводом для обсуждения с детьми непреходящих жизненных ценностей.
Будьте для ребенка примером.
На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства.
Что же является составляющей эффективного финансового воспитания?
Личный пример!
Важный момент – личный пример. Если вы будете рассказывать ребенку, о том, как важно разумно и бережно расходовать ресурсы, иметь цели и настойчивость в движении к ним, разделать нужное и желаемое. Но сами никогда там не делали, у вас нет порядка в ваших финансовых планах, вы не всегда последовательны в движении к ним – толку от разговоров будет мало. Придется начать с себя и гармонизировать сначала свою жизнь. Будьте сами финансово грамотными.
Нет негативным эмоциям!
Нет, негативным эмоциям. Был ли у кого-то из вас негативный опыт обращения с деньгами? Возможно, рынок обманул ваши ожидания? Неудачно вложили деньги?
Такое возможно и неизбежно будет случаться. При этом если у вас, когда то где-то что-то не получилось, рынок обманул ваши ожидания - это не повод формировать у ребенка негативное отношение к деньгам. Никогда не наказывайте деньгами, и не поощряйте ими. Деньги это всего лишь средство реализации наших планов и относиться ним нужно ровно и продуманно.
Сделайте процесс живым и интересным!
Формируя у ребенка основы разумного финансового поведения не нужно читать ему вместо сказок «Экономикс» на ночь или рассказывать о финансовых инструментах. Проводите опыты и эксперимент. Нарисуйте вместе личный финансовый план вашего ребенка. Путь он поделиться с вами планами на будущее – где он будет жить, кем будет работать, на чем ездить, как отдыхать – отличная основа для обсуждения здоровых финансовых привычек. Проводите наглядные расчеты – сравните сколько «Хочу сейчас киндер - сюрпризов» умещается в покупке «Желанной игрушки». Делайте покупки вместе по списку – ребенок будет учиться разделять желаемое и необходимое. Вместе подводите ежемесячный аудит семейного бюджета. Накопите на что-нибудь – наблюдайте, как прирастает ваше богатство. Устройте конкурс на «самый оригинальный способ экономии». Купите ценную бумагу в режиме реального времени следите за ее поведением. Есть много способов сделать процесс живым и интересным.
Дайте право на собственные ошибки!
Для того чтобы ребенок мог испытать на практике полученные знания, ему нужны личные деньги и право на собственные ошибки. Путь лучше он в 6-7 лет спустит все на шоколадки и поймет, что так на велосипед не накопить! Чем в свои 40 поймет, что если каждый день прожигать жизнь, то ничего нажить не удастся. Карманные деньги крайне важны в финансовом воспитании. Сколько стоит давать на карманные расходы? Ровно столько, сколько нужно ребенку и комфортно вам регулярно выделять из бюджета. Обязательно обсудите с ребенком, на что он может тратить карманные деньги, чтобы вы оба честно понимали правила игры. Начинать можно с небольших сумм на баловство, и по мере роста умений ребенка и его взросления можно увеличивать зону его ответственности и поле для экспериментов.
Успехов Вам в процессе формирования финансовой грамотности!
Деловая игра группы «Азбука финансов»
Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через взаимодействие с семьей и педагогом посредством игры.
Задачи:
Сформировать элементарные экономические знания у родителей
Привить бережное и экономное отношение детей к деньгам, через взаимодействие с семьей
Привить бережное и экономное отношение детей к деньгам, через взаимодействие с семьей
Обучить своих детей правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов
Родители делятся на две команды (путем жеребьёвки). На каждое задание дается 5 мин. На правильный ответ (выделен синим цветом) дается один балл. Выигрывает та команда, которая соберет больше балов.
Актуализация знаний. Финансовая разминка.
ЗАДАНИЕ 1. Игра «Кто больше знает финансовых терминов?».
Команда на выданном бланке должна за 2 минуты записать безошибочно как можно больше терминов.
По истечению времени команды обмениваются друг с другом бланками. Чужая команда подсчитывает доход команды – соперника, при этом обязательно учитывается соответствие написанных слов с заданной тематикой и грамотностью.
За каждый правильный термин дается 1 балл.
Как вы думаете, какую роль играют деньги в нашей жизни?
"Ничто не содействует в такой мере, как деньги, установлению среди людей дурных законов и дурных нравов, деньги поселяют раздоры в городах и изгоняют людей из жилищ, деньги обращают мысли людей самых благородных ко всему постыдному и гибельному для человека. "
Древнегреческий философ Софокл так говорил 2 тыс. лет назад о деньгах.
- А как вы думаете, виноваты ли деньги во всех тех преступлениях, в которых их обвиняет Софокл?
Обсуждение с двумя командами
Вывод: в современном мире деньги могут способствовать добру, а могут помогать или даже совершать зло. Все зависит от того, в чьих руках они находятся.
ЗАДАНИЕ 2. «Продолжите предложение»
Если взрослые вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то …
a. у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.
b. это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям.
c. это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей действительности. Часто у детей в такой ситуации снижается самооценка.
Часто в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны…
a. говорить ребенку твердое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа.
b. удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар по бюджету семьи
c. предложите ему что-либо взамен, поддержите ласковым словом, телесным контактом.
ЗАДАНИЕ 3. «Кто последний?»
Книги, фильмы, мультфильмы, способствующие развитию финансовой грамотности дошкольников. (команды по очереди называют, проигрывает та команда, от которой не поступило очередного названия)
Буратино, Дюймовочка, Бременские музыканты, Ослиные уши, Сказка о золотой рыбке, Сказка о попе и его работнике Балде, Золушка, Морозко, Цветик-Семицветик, Конек-Горбунок, Огниво, Кот в сапогах, Фиксики-Копилка, Сказка о золотом петушке, Фунтик и т. д
Просмотр фрагментов мультфильмов, затрагивающий вопрос ознакомления с финансами.
ЗАДАНИЕ 4. «У кого больше» (обзор)
Перечислить игры, способствующие развитию финансовых манипуляций. (выигрывает та команда, которая перечислила большее количество)
«Денежный поток», «Капитал», «Инвестор 2000» и «Монополии», «Секреты богачей», «Крысиные бега», ОНЛАЙН-ИГРА «Финансовая грамота»
ЗАДАНИЕ 5. Игра «Верю - не верю»
Каждой команде по очереди задается вопрос, а они должны ответить верят или нет.
1. Верите ли вы, что существовали «съедобные «деньги»?
(Да. Съедобными деньгами считалось зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура бананов).
3. Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики?
(Нет. На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис, куниц)
4. Верите ли вы, что в бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов Океании есть «Остров каменных денег»?
(Да. В бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов Океании есть огромный регион Микронезии, включающий архипелаг Каролинских островов. На западе этого архипелага лежит небольшой остров с кратким названием Яп, известный всему миру как «Остров каменных денег».)
5. А как называются Немецкие деньги?
Английские? Т. д.
7. продолжи пословицу:
Чужие деньги считать — не разбогатеть.
Деньги — гости: то нет, то горсти.
Лишняя денежка карману не в тягость.
Копейку сберег — рубль получил, рубль сберег — капитал нажил.
Время — деньги.
«Финансовая грамотность. Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников».
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще одним важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.
Не стоит пренебрегать финансовым обучением Вашего ребенка, так как это может определить его будущее. И если Вы не отнесетесь к этому со всей серьезностью, плоды придется пожинать не только ему, но и Вам.
У многих воспитание заканчивается фразой: «Деньги на деревьях не растут» или «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». Финансовое воспитание подразумевает под собой не просто разговоры, но и реальные действия. Дети не способны понять все из разговоров. Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не будет. Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка.
В качестве средства формирования основ экономической культуры эффективно использовать дидактические игры. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.
В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.
В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.
Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В процессе экспериментальной работы дидактические игры включались в содержание занятий и проводились вне их. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т. д.
В результате исследования мы пришли к выводу, что дидактические игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
«Денежный поток»
Цель игры: развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой жизни.
«Монополия»
Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов, когда другие игроки оказываются на этих полях.
«Бюджет моей семьи»
Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.
Вывод: Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.
Игра «Поле чудес» (с педагогами – предполагается использование данной игры с детьми, родителями)
Обыгрывание игры «Финансовый поезд»
Как использовать отдельные игры мы увидели, но в ДОУ возможно проведение и специально организованных занятий. Такой цикл занятий нами разработан. И сегодня педагоги подготовительной к школе группы представят вашему вниманию одно из занятий.
Рефлексия «Позолоти ручку»: Как повлиял сегодняшний семинар на корректировку работы с дошкольниками. Насколько актуален для вас этот вопрос? Что вы «вынесли» для себя из данного семинара?
Рекомендации семинара:
1. Педагогам ДОО изучить теоретические материалы по методике ознакомления дошкольников основам финансовой грамотности
2. Активно включать в НОД с детьми старшего дошкольного возраста
3. Включить в план работы с родителями мероприятия по данному направлению.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.