Семинар-практикум
«Использование инновационных технологий
в коррекционно-педагогической работе
с дошкольниками с ОНР»
Подготовила: учитель-логопед 1 квалификационной категории МБДОУ «Ясли-сад комбинированного типа № 40 г. Донецка» Гецевич Е. Г.
Цель:
- применение инновационных технологий в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками;
- представление опыта работы взаимодействия специалистов МБДОУ по решению образовательных задач;
- презентация опыта внедрения инновационных форм работы в коррекционно-педагогическую работу.
Задачи:
- познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей;
- определить рамки возможного использования данных технологий в МБДОУ;
- дать рекомендации по созданию условий для эффективного использования инновационных форм работы в дошкольном учреждении;
- ознакомить с результатами использования инновационных форм работы в коррекционно-педагогической практике МБДОУ «Ясли - сада комбинированного типа № 40 г. Донецка».
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
ВСТУПЛЕНИЕ
Актуальность.
Упражнение «Ваши ожидания».
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Видео-презентация «Использование инновационных технологий в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с ОНР» (Новизна внедрения заключается в объединении двух методов сказко- и пескотерапии в коррекционно-образовательном процессе).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (II части)
1. Представление опыта использования методов сказко-, пескотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми младшей группы в 2021-2022 уч. гг. (Игра-занятие «В гостях у петушка»).
2. Представление опыта использования методов сказко-, пескотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми средней группы в 2022-2023 уч. гг. (пересказ сказки «Зайка Забияка» с использованием песочницы).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Совместное обсуждение полученных результатов, возможности использования других инновационных форм работы.
Определение рамок использования инновационных технологий в МБДОУ.
Определение направления дальнейшей деятельности в данном направлении.
Упражнение «Придумай сказку, используя 3 предмета на выбор».
Подведение итогов семинара.
Упражнение «Аплодисменты по кругу».
«Использование инновационных технологий
в коррекционно-педагогической работе
с дошкольниками с ОНР»
«Чудеса, конечно, случаются, но
над этим приходится очень много работать»
(афоризм)
В настоящее время чрезвычайно актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Это не удивительно, ведь сейчас мы переживаем один из самых сложных, динамичных периодов своей истории. Увеличилось количество семей, имеющих официальные доходы ниже прожиточного минимума. Лишь 14 % детей практически здоровы, в то же время половина имеют отклонения в состоянии здоровья, а 35 % страдают хроническими заболеваниями.
В книге « Сердце отдаю детям» В.А. Сухомлинский писал о том, что многие дети предрасположены к различным неврозам. Он отмечал, что система педагогических воздействий, эффективная в воспитании взрослых к этим детям совершенно не применима, что болезненное состояние психики и поведения ребенка снимается в результате только совместных действий врачей и педагогов. Особенно это важно для детей – логопатов.
Таким образом, главным лекарством становятся совместные усилия медиков, логопедов, психологов, педагогов, а также отцов и матерей, чьи действия должны носить конкретный характер системы индивидуально – педагогических мероприятий по коррекции речи.
Если представить общество как организм, то ребенок – это его сердце. Детство – это экологическая ниша нашего общества, нашей духовности. Важно эту нишу сохранить, иначе экология погибнет, а общество потеряет свою духовность.
Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно- психического развития. Исследования ряда педагогов, занимающихся проблемным ребенком (И. П. Павлов, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия) показали, что поражение речевого аппарата нередко сочетается с отклонением в физическом, психическом и социально- личностном развитии.
ОСОБЕННОСТИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОНР
· Особенности физического развития: нарушение общей и мелкой моторики, расторможенность и заторможенность мышечного напряжения, повышенная утомляемость, заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости, нарушение темпоритмической организации движений.
· Особенности психического развития: нарушение оптико- пространственного праксиса, неустойчивость внимания, расстройство памяти (особенно слуховой), несформированность мышления, задержка развития воображения.
· Особенности социально-личностного развития: пассивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, недостаточная критичность или переоценка своих возможностей.
В связи с этим в нашем дошкольном учреждении я активно внедряю инновационные формы и методы оздоровления детей.
При организации и проведении таких логопедических занятий решаются все виды задач: оздоровительные, образовательные, воспитательные и коррекционные.
Цель использования инновационных здоровьесберегающих технологий в логопедической практике не только в сохранении и укреплении здоровья дошкольников, но и в создании целостной системы работы, направленной на коррекцию и нормализацию нарушенных функций.
Задачи:
Развитие психофизических возможностей детей.
Развитие выразительной, связной речи.
Развитие эмоционально – личностной сферы.
Развитие артикуляционного аппарата, голоса, просодической стороны речи.
Развитие сенсомоторных возможностей детей.
Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедической группы. Опыт работы убедительно доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с сетью интегративных связей. Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности МДОУ как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надежный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка.
Система методов по внедрению педагогики оздоровления предусматривает работу по нескольким направлениям: логопедическое, психолого- педагогическое, коррекционно- педагогическое, физкультурно- оздоровительное, музыкальное.
Ведущим направлением коррекционной педагогики является логопедическое. Логопед проводит медико-педагогические консилиумы, способствует логопедизации режимных моментов, активизирует обмен информацией, практическим опытом. В логопедическом направлении представлены инновационные здоровьесберегающие технологии, которые применяются специалистами в своей коррекционной работе.
Я хочу представить Вашему вниманию опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в таких видах деятельности, как песочная терапия и сказкотерапия.
В мастер-классе представлены фрагменты занятий, которые является частью общей работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с использованием этих же методов.
Новизна внедрения заключается в объединении двух методов сказко- и пескотерапии в коррекционно-образовательном процессе. В тесном сотрудничестве с педагогом- психологом и воспитателями логопедической группы. Совместном выборе сказок. В практическом использовании педагогами игр и упражнений в повседневной работе с дошкольниками имеющими нарушения речи.
I часть
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
«Истоки способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
нити – ручейки, которые питают источник
творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в
детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самоосознавания и развивает самооценку, учится работать в коллективе.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.
Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:
Обучающие игры. Такие игры направлены на развитие
тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное
ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный
запас слов, восприятие
различного темпа речи, высоту и силу голоса, работаем над дыханием. Происходит
развитие внимания и памяти, фонематического слуха. Главное, идет обучение
письму и чтению.
Познавательные игры. С их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
Проективные игры. Направлены на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребенка.
Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Ничего трудного для этих игр нет. В магазинах продают огромное количество игрушек – это и животные, различные дома и замки, растения, рыбы, машинки... Таким образом, все наши лексические темы мы можем обыгрывать на песке, тем самым дети быстрее запоминают, что где растет, кто где живет... Было бы только желание использовать песочную терапию в логопедической практике.
Как и любая другая дисциплина, терапия песком имеет свои основные принципы:
-
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя
комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого необходимо
подбирать задание, соответствующее возможностям ребенка. Необходимо исключить
негативную
оценку его действий и, конечно же, поощрять его фантазию.
- Оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям.
- Реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями.
Цели занятий (соответственно предмету):
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
2. Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.
3. Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение чтению.
4. Дифференциация, автоматизация звуков, обучение чтению и письму.
5. Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства.
6. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии.
7. Снижение психофизического напряжения.
8. Актуализация эмоций.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.
2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера.
3. Обучить специальным движениям и их выполнение детьми.
4. Учить выстраивать композиции на песке по образцу.
5. Закрепить представления об окружающем мире.
Развивающие:
1. Развивать психические процессы (внимание, память).
2. Развивать логическое мышление.
3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
4. Развивать умение действовать по инструкции.
5. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.
Воспитательные:
1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
2. Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.
3. Воспитывать слуховое внимание и память.
4. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.
5. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.
6. «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.
Методы и приёмы:
§ Дискуссии
§ Беседы
§ Игры – коммуникации
§ Экологические и исторические игры
§ Проективные игры
§ Познавательные игры
§ Рисование цветным песком
§ Посыпание цветной морской солью
§ Элементы сказкотерапии
§ Музыкальное сопровождение
Основные принципы игр на песке
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход.
2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.
Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.
Для организации процесса песочной терапии
потребуются песочница (ящик для песка), песок, вода, коллекция миниатюрных
фигурок.
ПЕСОЧНИЦА
Песочница представляет
собой деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50х 70х 8 (где 50
х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы
соответствует объему поля зрительного восприятия. Мы немало экспериментировали
с размером и формой песочницы и пришли к выводу, что данный размер
действительно наиболее удачен и гармоничен.
Традиционный размер
песочницы предназначен для индивидуальной работы. Когда мы переходим к
групповой работе, пространство традиционной песочницы оказывается слишком
малым, поэтому для групповой работы мы рекомендуем использовать песочницу
размером 100 х 140 х 8 см.
МАТЕРИАЛ
Традиционным и
предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком во
многих дошкольных учреждениях используются пластиковые ящики, но в них песок не
«дышит».
ЦВЕТ
Традиционная песочница
сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением
верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно
символизирует воду, а борта — небо.
Голубой цвет оказывает
на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком
«голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в
человеческом восприятии. Цвет бортов может меняться. Экспериментировать с
разноцветными бортами песочницы можно при помощи разноцветных дощечек, по
размеру четко подогнанных под борта песочницы. Если позволяют средства и
пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами,
когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов. Если они
одинакового размера, их можно хранить, складывая друг на друга и, образуя таким
образом, сказочный домик. Крыша сооружается из соломы и веток дополнительно.
Разноцветные песочницы полезны не только для терапевтической, но и для
коррекционно-развивающей работы с ребенком.
Песочницу заполняем на
одну треть или наполовину чистым (промытым и просеянным), прокаленным в
духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или
очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять
из песочницы, просеять, промыть и прокалить.
Для организации игр с
песком будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в
совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует
следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных
картин:
• люди. Разнообразные по
полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от
первобытных до современных). Позы должны быть как динамические, так и
статические;
• наземные животные
(домашние, дикие, доисторические);
• летающие животные
(дикие, домашние, доисторические);
• обитатели водного мира
(разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
• жилища с мебелью
(дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и
назначения);
• домашняя утварь
(посуда, предметы обихода, убранства стола);
• деревья и другие
растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр);
• объекты небесного
пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);
• транспортные средства
(наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения,
фантастические транспортные средства),
• объекты среды обитания
человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);
• предметы, связанные с
верованиями человека (храмы, иконы, божки, алтари);
• объекты ландшафта и
естественной активности Земли (вулканы, горы);
• аксессуары (бусы,
маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр );
• естественные природные
предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья,
отполированные водой стеклышки и пр );
•оружие;
• фантастические
предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;
• злодеи (злобные
персонажи мультфильмов, мифов, сказок).
Итак, все, что
встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если
для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из
пластилина, глины теста, вырезать из бумаги.
Коллекция фигурок
располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей
коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.
Когда на занятие
приходит ребенок или группа детей, то предложение «поиграть в песочнице»
выглядит совершенно естественным.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Представление опыта использования методов сказко-, пескотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми младшей группы в 2016-2017 уч. гг. (I часть).
Сегодня я продемонстрирую вам обучающие и познавательные игры. Обратите внимание как элементы пескотерапии были использованы при проведении артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, развитии фонематического слуха, мелкой моторики.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
«ЛОШАДКА»
Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.
«КАЧЕЛИ»
Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.
«ЧАСИКИ»
Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.
«НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку или воде.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ
Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:
· Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком».
· Выдыхай медленно и плавно.
· Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;
«ЧТО ПОД ПЕСКОМ?»
Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.
«ЯМКА»
Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.
«ДОРОГА К ДРУГУ»
На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.
«СЕКРЕТ»
В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ.
«СПРЯЧЬ РУЧКИ»
Прятать руки в песок, услышав заданный звук.
КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
«ЧЕГО НЕ СТАЛО»
Цель: Закрепление использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа.
II часть
СКАЗКОТЕРАПИЯ
В каждом человеке, сознаёт он это или нет, живёт вера в чудо. Особенно сильно ожидание чуда в детстве. Ребёнок живёт в сказке. Он играет и общается со сказочными персонажами Карлсоном, Чебурашкой, Бабой - ягой… Он искренне верит в волшебников и сам является одним из них. Дети любят сказки и черпают из них множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.
Сказку мало прочитать — ее надо рассказать, сыграть, показать, увлечь. А увлечь слушателей можно ровно настолько, насколько увлечен сам рассказчик.
Создана атмосфера, рассказана сказка, глаза слушателей еще горят, что дальше?
Сказка может плавно перейти в обсуждение — и это будет замечательно для осознания ее смысла. Может закончиться рисованием — и это позволит каждому еще раз сконцентрироваться более глубоко на своих переживаниях от услышанного.
Есть и еще один вариант — проигрывание или драматизация. Какие весомые преимущества имеет проигрывание сюжета сказки?
- Сказка позволяет ребенку отразить те эмоции, которые не находят адекватного выражения в реальности. В ней можно быть упрямым, злым, яростно рычать, топать ногами. В сказке можно реализовать нереализованное, получить признание, быть знаменитым. Здесь можно быть Героем, Принцессой, Волшебником… Сказка расширяет диапазон не только ролей, но и моделей поведения, знакомых и доступных ребенку. Как можно мириться, предлагать свою помощь, утешать, заботиться, побеждать, — увы, от каждого маленького человека эти навыки требуются, но мало кого этому учат.
- Сказка создает условия для развития эмоциональной децентрации. Очень полезно меняться ролями, иметь возможность побыть не только отважным победителем, но и робким зайчишкой, не только прекрасной принцессой, но и одинокой и на всех обиженной Бабой-ягой.
- «Плюс» не столько психологический, сколько дидактический — сказка вносит существенное разнообразие в занятия, оживляет их. Сказка обладает сильным энергетическим потенциалом, эмоциональным зарядом. Она создает праздник, который запоминается и требует продолжения.
Живой и выразительный язык сказки, особенно народной, изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведениях, кроме народных, мы не найдём такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся маленькими слушателями.
Русские народные сказки, несут в себе активизирующее воздействие – как на эмоциональную сферу ребенка, так и на речевую деятельность.
Цели занятий :
1. Создание естественной стимулирующей среды.
2. Развитие познавательных и психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.
3. Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах.
4. Дифференциация, автоматизация звуков, обучение чтению и письму.
5. Совершенствование навыков и умений практического общения.
6. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии.
7. Снижение психофизического напряжения.
8. Актуализация эмоций.
Задачи:
Коррекционные задачи:
1. Создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
2. Совершенствование лексико-грамматических средств языка;
3. Совершенствование звуковой стороны речи;
4. Развитие диалогической и монологической речи;
5. Эффективность игровой мотивации детской речи;
6. Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
7. Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;
8. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
9. Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
Образовательные:
1. Учить детей последовательно и точно пересказывать услышанное, с учетом развития сюжета.
2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера.
3. Обучить специальным движениям и их выполнение детьми.
4. Закрепить представления об окружающем мире.
Развивающие:
1. Развивать психические процессы (внимание, память).
2. Развивать логическое мышление.
3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую и общую моторику.
4. Развивать умение действовать по инструкции.
Воспитательные:
1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от совместной деятельности с другими детьми.
2. Воспитать внимательное отношение к коллективу.
3. Воспитывать слуховое внимание и память.
4. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.
5. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.
6. «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций.
Методы и приёмы:
1. Дискуссии
2. Беседы
3. Игры – коммуникации
4. Экологические и исторические игры
5. Проективные игры
6. Познавательные игры
7. Элементы пескотерапии
8. Музыкальное сопровождение
Сказка находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного
возраста, имеющими речевые нарушения. И поэтому задача логопеда — так окружить
его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой –
исправлением недостатков речи.
Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой
иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на
речевую сферу ребенка.
Проигрывание сказочного сюжета требует от детей активного участия, а это, в свою очередь, ставит перед нами еще ряд условий, или факторов.
Дети дошкольного возраста чувствительны к сказочной реальности, восприимчивы, и многие еще верят в чудеса. Они с удовольствием слушают сказки и даже могут вам помочь придумать развязку. Однако дети этого возраста все же предпочитают динамичное действо. Проигрывание должно быть динамичным и достаточно простым.
Структура занятия
1. Подготовка (включение в совместную работу, эмоциональный настрой)
2. Ритуал «Вхождения в сказку»
3. Ознакомление с содержанием (рассказывание или чтение)
4. Творческая работа над сказкой (игры, упражнения, этюды, драматизация и т.д.)
5. Ритуал «выхода» из сказки
6. Интеграция (связь нового опыта с реальными обстоятельствами)
7. Резюмирование (обобщение нового опыта с уже приобретенным)
Занятия по сказкотерапии имеют продолжительность с детьми младшего дошкольного возраста - 15–20 минут, с детьми старшего дошкольного возраста 25 - 40 минут.
При этом сказка может быть единственным содержанием занятия, может являться одной из составных его частей, может быть связующим звеном между играми и упражнениями.
Предпочтительно использовать следующую схему: подготовительная часть — сама сказка — проигрывание.
В подготовительную часть могут входить упражнения, создающие соответствующую атмосферу. Содержание таких упражнений может варьироваться по усмотрению психолога.
Очень эффективно в период автоматизации и дифференциации звуков, требующего от ребенка многократного повторения слов и фраз использовать элементы драматизации. Оживляя какой-либо персонаж, разыгрывая сценку с использованием настольного, театра они отвлекаются от речевых трудностей, их настроение улучшается. Использование на занятиях мелких кукол, деревянных фигурок, персонажей из «киндер-сюрпризов» , специального пальчикового театра вызывает положительные эмоции, снимает нервное напряжение, побуждает говорить правильно, а так же способствует развитию мелкой моторики.
Организация пространства тоже имеет свои правила, ведь нужно достаточно места для активных действий, но сказка требует сосредоточенности, а в большом помещении с массой отвлекающих предметов достичь этого непросто.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Представление опыта использования методов сказко-, пескотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми средней группы в 2017-2018 уч. гг. (II часть).
Секрет успеха сказкотерапии в постоянной готовности к проявлению творчества детей, импровизации, поощрении инициативы детей, позитивной оценке его деятельности, независимо от результата.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Применение системы методов педагогики оздоровления, сотрудничество специалистов обеспечивают полноценное развитие ребенка, реализует поставленные задачи.
Благодаря комплексному подходу коллектив педагогов стал лучше понимать проблемы малышей, имеющие речевые нарушения. В результате проведенной работы у детей исчезло чувство неполноценности, сформировалась уверенность в умении реализовать намеченные цели, появился самоконтроль, что так необходимо для правильной, чистой, грамматически оформленной, выразительной речи.
Правильно организованная предметно- развивающая среда способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка. Тесное взаимодействие педагогов на основе хорошо продуманной и налаженной сети интегрированных связей, качественной комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных структуре дефекта, возрасту ребенка, чем достигается высокая эффективность и стабильность результатов.
В результате использования элементов здоровьесберегающих технологий в логопедической практике у дошкольников формируются следующие умения:
- выполнять согласованные движения разных частей тела и органов речи, плавного переключения с одного движения на другое;
- согласовывать работу речедвигательного, дыхательного, слухового и зрительного анализаторов с развитием моторных функций;
- ориентироваться в схеме собственного тела;
- контролировать процессы возбуждения и торможения;
- владеть физиологически правильным диафрагмальным дыханием;
- снимать зрительное напряжение и утомление.
Позитивное воздействие на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающие технологии, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной ―встроенностью в общую систему, направленную на благо здоровья детей и отвечающую единству целей и задач. Именно системное и последовательное использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно- образовательном процессе, преемственность в деятельности всех специалистов дошкольного учреждения способствуют повышению эффективности работы по сохранению и поддержанию здоровья детей, имеющих речевые нарушения.
Таким образом, у детей с нарушением речи происходит расширение зрительных горизонтов, развивается творческое воображение и целостное восприятие, значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность, звукопроизношение. Возрастают показатели двигательной памяти, грамотности, выразительности речи и фонематического восприятия, а значит, применение педагогики оздоровления в коррекционной работе является достаточно эффективным.
Коррекционно-развивающая работа с детьми в специализированной группе многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.
Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д.Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов и родителей / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,1988. – 48с.
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии /Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева - СПб.: Речь, 2002. – 224 с.
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – СПб.: Речь, 2008.- 340с.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии /Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – М.: Сфера Речь,2001.С.279–299.
Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О. Е. Громова. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.
Громова Т. В. « Сказочная подготовка к настоящей школе»Москва 2003.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.