Семинар-практикум
«Организация здорового образа жизни воспитанников в условиях ДОУ»
Цель: сохранение и укрепление физического, психологического здоровья детей, привитие потребности к здоровому образу жизни.
Вопросы семинара:
1. Оценка эффективности физкультурно-оздоровительных мероприятий.
2. Требования к проведению прогулок.
3. Двигательная активность детей на прогулке.
4. Методы для коррекции двигательной активности малоподвижных детей.
5. Гиперактивные и подвижные дети.
6. Основные практические подходы к предупреждению проявлений тяжёлой адаптации.
1. Оценка эффективности физкультурно-оздоровительных мероприятий
Важнейшим фактором, определяющим эффективность процесса физического воспитания детей дошкольного возраста, является диагностика, которая позволяет оценить исходное физическое состояние ребёнка с целью определения ближайших перспектив его оптимизации. На основе диагностики планируется физкультурно-оздоровительная работа в детском саду и контролируется её эффективность.
Эффективность физкультурно-оздоровительных мероприятий оценивается по положительной динамике физического развития, физической подготовленности и хорошему состоянию здоровья детей. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении может считаться эффективной, если в течении года произошли следующие позитивные изменения:
Ø ребёнок не болел или болел меньше, чем в прошлом году; антропометрические показатели находятся в возрастных пределах и гармоничны;
Ø отсутствуют отклонения в функции опорно-двигательного аппарата ( нарушение осанки, плоскостопие);
Ø повысился уровень физической подготовленности, особенно такого физического качества, как выносливость;
Ø двигательная активность находится в пределах возрастной нормы;
Ø у детей хороший аппетит, здоровый сон, они с удовольствием приходят в группу;
Ø дети могут назвать выполняемые движения, придумывают новые, необычные двигательные действия, с удовольствием откликаются на предложения поиграть со сверстниками в подвижные и спортивные игры;
Ø дети помогают друг другу в выполнении физических упражнений и совместном полезном труде, проявляют сочувствие к сверстникам, испытывающим трудности при выполнении физических упражнений
2. Требования к проведению прогулок
В жару и в холод детям нужны прогулки, чтобы закаляться, упражняться в движениях. Сделаем их прежде всего желанными для детей: обеспечим полную свободу в деятельности, создадим условия для движений ( дети должны двигаться не менее 70% длительности прогулки) подумает о том, как обычное оборудование участка, ставшее привычным, а может быть и надоевшим, сделать привлекательным. Это совсем несложно – всего-навсего немного новизны, но обязательно ежедневно: сегодня на гимнастической лестнице поместили мишень для метания, завтра приставили к ней пару кубов и наклонную доску, соединили 2-3 стационарных пособия «дорожкой» из чурбаков. Незамеченным это не останется – дети обязательно отблагодарят за такое внимание к ним своей двигательной фантазией и хорошим поведением.
Один раз в неделю целесообразно проводить на воздухе занятие по физической культуре. Полезны еженедельные прогулки за пределы детского сада. Простейший туризм оставляет богатые впечатления об окружающем и способствует развитию выносливости у детей, закреплению двигательных умений в природных условиях.
Необходимо также использовать возможности прогулок для наблюдений в природе с включением движений, организовывать труд в увлекательной форме.
А сколько возможностей для развития движений заключено в каждом из времён года! Зима – это санки, лыжи, скольжение по ледяным дорожкам, постройка снежной крепости, снеговика, игра в снежки. Весна дарит ручьи, осень – разноцветный листопад, и всё это – движения, движения.
3. Двигательная активность детей на прогулке
Общее время двигательной активности детей на прогулке не менее 60-70% её продолжительности при условии разнообразия движений.
В содержание подвижных игр и физических упражнений на воздухе включаются следующие виды физических упражнений:
· основные движения (ОВД);
· элементы спортивных игр и соревнований, подвижные игры, спортивные упражнения и эстафеты (уже знакомые и новые);
· общеразвивающие упражнения (ОРУ)
Кроме того, предусматриваются условия для движений в сюжетно-ролевых играх, трудовой деятельности, при наблюдениях в природе.
4. Методы для коррекции двигательной активности малоподвижных детей
Выбор их определяется задачами воспитания. Так, у малоподвижных детей следует воспитывать интерес к движениям, особенно интенсивных (разные виды бега, прыжков). Малоподвижные дети вовлекаются в активную двигательную деятельность на протяжении всего дня. Следует позаботиться о том, чтобы она была для них интересной, непринуждённой. Помогут в этом физкультурные пособия, игрушки-двигатели. Вспомните рекомендации физиологов: дети не устают, если часто меняют движения, темп, амплитуду движения, место выполнения. В этом случае происходит естественный активный отдых. Разнообразная двигательная деятельность не только не утомляет ребёнка, но и наоборот – снимает утомление, активизирует память, мышление и другие психические процессы.
5. Гиперактивные и подвижные дети
Пусть дети двигаются, как можно больше – важно запрограммировать состав движений, требующих сосредоточённости, внимания, точности. Необходимо направлять руководство не на уменьшение двигательной активности, а на регулирование интенсивности движений. Ребят надо специально учить точным движениям: метанию в цель, прокатыванию мяча по ограниченной площади, ловле мяча, отбиванию мяча от пола. Особенно полезны все виды и способы лазанья, упражнения в равновесии, общеразвивающие упражнения на ограниченной площади. Особым регулирующим приёмом является внесение осмысленности в двигательную деятельность. При бесцельном беге ребёнку можно напомнить правила игры и их соблюдение.
6. Основные практические подходы к предупреждению проявлений тяжёлой адаптации
Ученые выделяют два критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования)
С приходом в ДОУ у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Отрыв от близких, встреча с новыми взрослыми и детьми-сверстниками могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, наименее нетравматичным. Многое зависит и от педагогов, берущих на себя ответственность за психическое и физическое развитие ребёнка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни. Необходимо уяснить причины этих различий, понять интересы, стремления каждого поступающего в сад малыша, или, говоря словами В.А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребёнка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин: от особенностей высшей нервной системы, от состояния здоровья, от резкого контраста между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находиться в саду, от разнице в методах воспитания. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребёнок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребёнка, возникновению отрицательных форм поведения.
Безусловно, в любом процессе главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение образовательных задач уже в период привыкания ребёнка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного периода.
Литература:
1.Л.В.Лобынько,О.А.Ульянова «Обеспечение здоровьесберегающего процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста»
2.А.Н.Котко «Технологии методической деятельности в дошкольном учреждении»
3.В.А.Шишкина, М.В.Мащенко «Какая физкультура нужна дошкольнику?»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.