Семинар-практикум «Организация здорового образа жизни воспитанников в условиях ДОУ»
Оценка 4.8

Семинар-практикум «Организация здорового образа жизни воспитанников в условиях ДОУ»

Оценка 4.8
docx
07.02.2023
Семинар-практикум  «Организация  здорового образа жизни  воспитанников в  условиях ДОУ»
Семинар практикум Качковская Л.А..docx

 

Семинар-практикум

«Организация  здорового образа жизни  воспитанников в  условиях ДОУ»

Цель: сохранение и укрепление физического, психологического здоровья детей, привитие потребности к здоровому образу жизни.

 Вопросы семинара:

1. Оценка эффективности физкультурно-оздоровительных мероприятий.

2. Требования к проведению прогулок.

3. Двигательная активность детей на прогулке.

4. Методы для коррекции двигательной  активности малоподвижных детей.

5. Гиперактивные и подвижные дети.

6. Основные практические подходы к предупреждению проявлений тяжёлой адаптации.

 

1. Оценка эффективности физкультурно-оздоровительных мероприятий

 Важнейшим фактором, определяющим эффективность процесса физического воспитания детей дошкольного возраста, является диагностика, которая позволяет оценить исходное физическое состояние ребёнка с целью определения ближайших перспектив его оптимизации. На основе диагностики планируется физкультурно-оздоровительная работа в детском саду и контролируется её эффективность.

 Эффективность физкультурно-оздоровительных мероприятий оценивается по положительной динамике физического развития, физической подготовленности и хорошему состоянию здоровья детей. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении может считаться эффективной, если в течении года произошли следующие позитивные изменения:

Ø ребёнок не болел или болел меньше, чем в прошлом году; антропометрические показатели находятся в возрастных пределах и гармоничны;

Ø отсутствуют отклонения в функции опорно-двигательного аппарата ( нарушение осанки, плоскостопие);

Ø повысился уровень физической подготовленности, особенно такого физического качества, как выносливость;

Ø двигательная активность находится в пределах возрастной нормы;

Ø у детей хороший аппетит, здоровый сон, они с удовольствием приходят в группу;

Ø дети могут назвать выполняемые движения, придумывают новые, необычные двигательные действия, с  удовольствием откликаются на предложения поиграть со сверстниками в подвижные и спортивные игры;

Ø дети помогают друг другу в выполнении физических упражнений  и совместном полезном труде, проявляют сочувствие  к сверстникам, испытывающим трудности при выполнении физических упражнений

2. Требования к проведению прогулок

В жару и в холод детям нужны прогулки, чтобы закаляться,  упражняться в движениях. Сделаем их прежде всего желанными для детей: обеспечим полную свободу в деятельности, создадим условия  для движений ( дети должны двигаться не менее 70% длительности прогулки) подумает о том, как обычное оборудование участка, ставшее привычным, а может быть и надоевшим, сделать привлекательным. Это совсем несложно – всего-навсего немного новизны, но обязательно ежедневно:  сегодня на гимнастической лестнице поместили мишень для метания, завтра приставили к ней пару кубов и наклонную доску, соединили  2-3 стационарных пособия «дорожкой» из чурбаков. Незамеченным это не останется – дети обязательно отблагодарят за такое внимание к ним своей двигательной фантазией и хорошим поведением.

Один раз в неделю целесообразно проводить на воздухе занятие по физической культуре. Полезны еженедельные прогулки за пределы детского сада. Простейший туризм оставляет богатые  впечатления об окружающем   и   способствует развитию выносливости у детей, закреплению двигательных умений  в природных условиях.

Необходимо  также использовать возможности прогулок для наблюдений в природе с включением движений, организовывать труд в увлекательной форме.

А сколько возможностей для развития движений заключено в каждом из времён года! Зима – это санки, лыжи, скольжение по ледяным дорожкам, постройка снежной крепости, снеговика, игра в снежки. Весна дарит ручьи, осень – разноцветный листопад, и всё это – движения, движения. 

3. Двигательная активность детей на прогулке

Общее время двигательной активности детей на прогулке не менее 60-70% её продолжительности при условии разнообразия движений.

    В содержание подвижных игр и физических упражнений на воздухе включаются следующие виды физических упражнений:

·         основные движения (ОВД);

·         элементы спортивных игр и соревнований, подвижные  игры, спортивные упражнения и эстафеты (уже знакомые и новые);

·         общеразвивающие упражнения (ОРУ)

Кроме того, предусматриваются условия для движений в сюжетно-ролевых играх, трудовой деятельности, при наблюдениях в природе.

4. Методы для коррекции двигательной  активности малоподвижных детей

 Выбор их определяется задачами воспитания. Так, у малоподвижных детей следует воспитывать интерес к движениям, особенно интенсивных (разные виды бега, прыжков). Малоподвижные дети вовлекаются в активную двигательную деятельность на протяжении всего дня. Следует позаботиться  о том, чтобы она была для них интересной, непринуждённой. Помогут в этом физкультурные пособия, игрушки-двигатели. Вспомните рекомендации физиологов:    дети не устают, если часто меняют движения, темп, амплитуду движения, место выполнения. В этом случае происходит естественный активный отдых. Разнообразная двигательная деятельность не только не утомляет ребёнка, но и наоборот – снимает утомление, активизирует память, мышление и другие психические процессы.

5. Гиперактивные и подвижные дети

Пусть дети двигаются, как можно больше – важно запрограммировать состав движений, требующих сосредоточённости, внимания, точности. Необходимо направлять руководство  не на уменьшение двигательной активности, а на регулирование интенсивности движений. Ребят надо специально учить точным движениям:  метанию в цель, прокатыванию мяча по ограниченной площади, ловле мяча, отбиванию мяча от пола. Особенно полезны  все виды и способы лазанья, упражнения в равновесии, общеразвивающие упражнения на ограниченной площади. Особым    регулирующим приёмом является внесение осмысленности  в двигательную деятельность. При бесцельном беге ребёнку можно напомнить правила игры и их соблюдение.

6. Основные практические подходы к предупреждению проявлений тяжёлой адаптации

Ученые выделяют два критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования)

  С приходом в  ДОУ у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Отрыв от близких, встреча с новыми взрослыми и детьми-сверстниками могут стать  для ребёнка серьёзной  психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания  и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, наименее нетравматичным. Многое зависит и от педагогов, берущих на себя ответственность за психическое и физическое развитие ребёнка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни. Необходимо уяснить причины этих различий, понять интересы, стремления каждого поступающего в сад малыша, или, говоря словами  В.А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребёнка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.

 Длительность  периода адаптации зависит от многих причин: от особенностей высшей нервной системы, от состояния здоровья, от резкого контраста между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находиться в саду, от разнице в методах воспитания. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребёнок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает  его интересам, желаниям. Невыполнение основных педагогических правил  при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития  ребёнка, возникновению  отрицательных форм поведения.

  Безусловно, в любом процессе главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение образовательных задач уже в период привыкания ребёнка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание   адаптационного периода.

 

Литература:

1.Л.В.Лобынько,О.А.Ульянова «Обеспечение здоровьесберегающего процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста»

2.А.Н.Котко «Технологии методической деятельности в дошкольном учреждении»

3.В.А.Шишкина, М.В.Мащенко «Какая физкультура нужна дошкольнику?»


 

Семинар-практикум «Организация здорового образа жизни воспитанников в условиях

Семинар-практикум «Организация здорового образа жизни воспитанников в условиях

Один раз в неделю целесообразно проводить на воздухе занятие по физической культуре

Один раз в неделю целесообразно проводить на воздухе занятие по физической культуре

С приходом в ДОУ у ребёнка начинается новый этап в его жизни

С приходом в ДОУ у ребёнка начинается новый этап в его жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2023