Семинар- практикум для родителей
«Роль стиля отношений родителя с ребёнком в формировании его личности»
Цель: оптимизация детско-родительских отношений
Задачи:
1. Познакомить родителей с понятиями детско-родительских отношений, благополучия в семье и стилями семейного воспитания.
2. Способствовать адекватным способам реагирования в проблемных ситуациях.
3. Формировать позитивные установки на отношение к окружающему миру и понимание родителями собственного ребёнка.
Повестка собрания:
Ход собрания
Добрый вечер, уважаемые родители. Тема сегодняшней встречи «Психологическое благополучие в семье». Так как в названии темы существует такой термин, как «семья», с него мне бы и хотелось начать.
Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание и развитие личности, является семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и о себе ребёнок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.
Семья – это малая первичная группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост.
Каждый из вас по-своему трактует данную тему; с точки зрения психологии, благополучие в семье может включать следующие составляющие:
· Психологические аспекты взаимоотношений семьи и ребёнка; порядок появления ребёнка в семье;
· Роль матери и отца в воспитании;
· Формирование «Я – концепции» личности в семье;
· Стиль семейных отношений.
Что, на ваш взгляд, включает в себя понятие «семейные отношения»? (Обсуждение).
Семейные отношения – это характер взаимного отношения взрослых и детей в семье, эмоциональная окраска поведения каждого члена семьи, принятые в семье нормы поведения каждого члена семьи, принятые в семье нормы поведения всех членов. Позвольте зачитать вам отрывок из рассказа Василия Шукшина «Жена мужа в Париж провожала»:
«..Горе началось с того, что Колька скоро обнаружил у жены огромную, удивительную жадность к деньгам. Он попытался, было воздействовать на неё, что нельзя же так-то уж, но получил железный отпор.
… Колька впервые тогда шваркнул жену по загривку. Она, ни слова не говоря, умотала к своим. Колька взял Нину-дочку, пошел в магазин, выпил, пришел домой и стал ждать. И когда явились тесть с тещей, вроде не так тяжело было толковать с ними.
-Ты смотри, смотри-и, парень! – говорили в два голоса тесть и теша и стучали пальцами по столу. – Ты смотри! Для тебя мы её растили, чтоб ты руки тут распускал, не дорос!
… Тут они поперли на него в три голоса.
-Кретин! Сволочь! А вот мы счас милицию!
- А?
- Живет на все готовенькое, да ещё! Сволочь!
- Голодранец поганый! Кретин!
Дочка Нина заплакала. Колька побелел, схватил топорик, каким мясо рубят, пошел на тестя, на жену и на тещу. Негромко, но убедительно сказал:
- Если не прекратите орать, я вас всех, падлы… Всех уложу здесь!
С того раза поняли супруги Паратовы, что их жизнь безнадежно дала трещину…»
Вопросы после чтения отрывка:
После высказываний родителей - дискуссия.
Вопрос для обсуждения: Согласны ли вы с утверждением, что наше поведение определяет наше настроение? (ответы родителей)
Обобщение: в эмоционально неуравновешенном поведении взрослого только 1% заболевания, 99% же – распущенность. Так считает ученый из Латвии И Плотниекс, написавший для родителей замечательную книгу «Психология в семье» (М.,1991).
(Резюмируя мнения родителей) Детские психиатры утверждают, что семейная атмосфера, насыщенная психическим напряжением взрослых и детей, эмоционально неуравновешенная, формирует детей неуживчивых, истериков или запуганных, мрачных людей.
Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между её членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их ссоры, ругань влекут за собой значительные последствия.
К детско-родительским отношениям можно отнести следующие понятия:
Далее родителям предлагается сформулировать свой способ реагирования в следующих семейных ситуациях:
1. Уже поздно, ребёнку пора идти спать, но ему не хочется, а муж все-таки пытается отправить его в кровать. Вы вмешиваетесь и разрешаете ребёнку ещё немного поиграть, говоря, что завтра выходной. Муж настаивает на своем. Вы…
2. Муж наказал ребёнка, но вам кажется, что проступок не столь серьёзен, и вы начинаете играть с ребёнком. Муж недоволен этим. Вы…
3. Вам обоим нужно задержаться на работе, а с ребёнком некому побыть. Вы считаете, что Ваши дела важнее и это должен сделать муж, но он не соглашается. Вы…
(родители обсуждают в микрогруппах стиль семейного воспитания, давая краткую характеристику.)Обсуждают, обмениваются мнениями.
Традиционно в психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания:
Авторитарный – характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований, отношения холодные, отстраненные. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своем – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны;
Либеральный – низкий уровень контроля и теплые отношения. Родителями слабо или совсем не регламентируется поведение ребёнка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации – от ребёнка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких – либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе.
Индифферентный – с низким уровнем контроля и холодными отношениями. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребёнок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющему поведению.
Итог собрания:
Подводя итог нашей сегодняшней встречи, хочется сказать, что психологическое благополучие в семье, его климат, в основном зависит только от вас, от ваших эмоций, душевного равновесия, эмоциональной стабильности. Климат в семье – индикатор того, как все-таки в доме живется ребёнку, что чувствует он, находясь с вами, унижен ли, парит ли в небесах. Чем более ориентированы родители на предоставлени5е возможности выбора ребёнку, понимают и чувствуют, чего хочет ребёнок, чем больше они уделяют ему внимания и ребёнок занимает важное место в их жизни, а также чем более четко описывают они свои требования, сдерживают обещания, тем психологически благополучен ребёнок.
На этом наша встреча подходит к завершению, спасибо за сотрудничество.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.