Семинар-практикум «Роль стиля отношений родителя с ребёнком в формировании его личности»
Оценка 4.9

Семинар-практикум «Роль стиля отношений родителя с ребёнком в формировании его личности»

Оценка 4.9
doc
18.04.2020
Семинар-практикум «Роль стиля отношений родителя с ребёнком в формировании его личности»
seminar-praktikum_rol_stilya_otnosheniy_roditelya_s_rebenkom.doc

 

 

 

 

 

Семинар- практикум для родителей

 

 

 

 

 

 

«Роль стиля отношений родителя с ребёнком в формировании его личности»

 

 

 

 

 

Цель: оптимизация детско-родительских отношений

 

Задачи:

1.    Познакомить родителей с понятиями детско-родительских отношений, благополучия в семье и стилями семейного воспитания.

2.    Способствовать адекватным способам реагирования в проблемных ситуациях.

3.    Формировать позитивные установки на отношение к окружающему миру и понимание родителями  собственного ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повестка собрания:

  1. Психологическое благополучие в семье
  2. Дискуссия «Семейные отношения»

 

Ход собрания

 

  1. Психологическое  благополучие в семье.

 

         Добрый вечер, уважаемые родители. Тема сегодняшней встречи «Психологическое  благополучие в семье». Так как в названии темы существует такой термин, как «семья», с него мне бы и хотелось начать.

        Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание и развитие личности, является семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и о себе ребёнок получает от родителей. К тому же родители обладают  уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

       Семья – это малая первичная группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост.

       Каждый из вас по-своему трактует данную тему; с точки зрения психологии, благополучие в семье может включать следующие составляющие:

·         Психологические аспекты взаимоотношений семьи и ребёнка; порядок появления ребёнка в семье;

·         Роль матери и отца в воспитании;

·         Формирование «Я – концепции» личности в семье;

·         Стиль семейных отношений.

 

  1. Дискуссия «Семейные отношения».

          Что, на ваш взгляд, включает в себя понятие «семейные отношения»? (Обсуждение).

     Семейные отношения – это характер взаимного отношения взрослых и детей в семье, эмоциональная окраска поведения каждого члена семьи, принятые в семье нормы поведения каждого члена семьи, принятые в семье нормы поведения всех членов. Позвольте зачитать вам отрывок из рассказа Василия Шукшина «Жена мужа в Париж провожала»:

     «..Горе началось с того, что Колька скоро обнаружил у жены огромную, удивительную жадность к деньгам. Он попытался, было воздействовать на неё, что нельзя же так-то уж, но получил железный отпор.

    … Колька впервые тогда шваркнул жену по загривку. Она, ни слова не говоря, умотала к своим. Колька взял Нину-дочку, пошел в магазин, выпил, пришел домой и стал ждать. И когда явились тесть с тещей, вроде не так тяжело было толковать с ними.

   -Ты смотри, смотри-и, парень! – говорили в два голоса тесть и  теша и стучали пальцами по столу. – Ты смотри! Для тебя мы её растили, чтоб ты руки тут распускал, не дорос!

       … Тут они поперли на него в три  голоса.

-Кретин! Сволочь! А вот мы счас милицию!

- А?

- Живет на все готовенькое, да ещё! Сволочь!

- Голодранец поганый! Кретин!

     Дочка Нина заплакала. Колька побелел, схватил топорик, каким мясо рубят, пошел на тестя, на жену и на тещу. Негромко, но убедительно сказал:

  - Если не прекратите орать, я вас всех, падлы… Всех уложу здесь!

С того раза поняли супруги Паратовы, что их жизнь безнадежно дала трещину…»

 

Вопросы после чтения отрывка:

  1. Выскажите, пожалуйста, свое мнение об эмоциональной окраске семейных отношений в доме маленькой Нины?
  2. Как ребёнок может реагировать на такие ситуации?
  3. Вспомните и приведите примеры из своих наблюдений, как дети копируют в своем поведении отношения взрослых в семье.

 

После высказываний родителей - дискуссия.

 

Вопрос для обсуждения: Согласны ли вы с утверждением, что наше поведение определяет наше настроение?  (ответы родителей)

 

Обобщение: в эмоционально неуравновешенном поведении взрослого только 1% заболевания, 99% же – распущенность. Так считает ученый из Латвии И Плотниекс, написавший для родителей замечательную книгу «Психология в семье» (М.,1991).

 

(Резюмируя мнения родителей) Детские психиатры утверждают, что семейная атмосфера, насыщенная психическим напряжением взрослых и детей, эмоционально неуравновешенная, формирует детей неуживчивых, истериков или запуганных, мрачных людей.

   Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между её членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их ссоры, ругань влекут за собой значительные последствия.

    К детско-родительским отношениям можно отнести следующие понятия:

  • Доверие;
  • Сопереживание;
  • Принятие;
  • Умение выслушать;
  • Эмоциональные потребности.

 

Далее родителям предлагается сформулировать свой способ реагирования в следующих семейных ситуациях:

1.      Уже поздно, ребёнку пора идти спать, но ему не хочется, а муж все-таки пытается отправить его в кровать. Вы вмешиваетесь и разрешаете ребёнку ещё немного поиграть, говоря, что завтра выходной. Муж настаивает на своем. Вы…

2.      Муж наказал ребёнка, но вам кажется, что проступок не столь серьёзен, и вы начинаете играть с ребёнком. Муж недоволен этим. Вы…

3.      Вам обоим нужно задержаться на работе, а с ребёнком некому побыть. Вы считаете, что Ваши дела важнее и это должен сделать муж, но он не соглашается. Вы…

 

(родители обсуждают в микрогруппах стиль семейного воспитания, давая краткую характеристику.)Обсуждают, обмениваются мнениями.

 

Традиционно в психологической литературе выделяют следующие стили  семейного воспитания:

Авторитарный – характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований, отношения холодные, отстраненные. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своем – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны;

 

Либеральный – низкий уровень контроля и теплые отношения. Родителями слабо или совсем не регламентируется поведение ребёнка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации – от ребёнка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких – либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе.

 

Индифферентный – с низким уровнем контроля и холодными отношениями. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребёнок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющему поведению.

 

 

 

Итог собрания:

 Подводя итог нашей сегодняшней встречи, хочется сказать, что психологическое благополучие в семье, его климат, в основном зависит только от вас, от ваших эмоций, душевного равновесия, эмоциональной стабильности. Климат в семье – индикатор того, как все-таки в доме живется ребёнку, что чувствует он, находясь с вами, унижен ли, парит ли в небесах. Чем более ориентированы родители на предоставлени5е возможности выбора ребёнку, понимают и чувствуют, чего хочет ребёнок, чем больше они уделяют ему внимания и ребёнок занимает важное место в их жизни, а также чем более четко описывают они свои требования, сдерживают обещания, тем психологически благополучен ребёнок.

На этом наша встреча подходит к завершению, спасибо за сотрудничество.


Семинар- практикум для родителей «Роль стиля отношений родителя с ребёнком в формировании его личности»

Семинар- практикум для родителей «Роль стиля отношений родителя с ребёнком в формировании его личности»

Повестка собрания: Психологическое благополучие в семье

Повестка собрания: Психологическое благополучие в семье

Дочка Нина заплакала. Колька побелел, схватил топорик, каким мясо рубят, пошел на тестя, на жену и на тещу

Дочка Нина заплакала. Колька побелел, схватил топорик, каким мясо рубят, пошел на тестя, на жену и на тещу

Авторитарный – характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований, отношения холодные, отстраненные

Авторитарный – характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований, отношения холодные, отстраненные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2020