Семинар - практикум с элементами тренинга «Профилактика эмоционального выгорания педагога ДОУ»
Оценка 4.7

Семинар - практикум с элементами тренинга «Профилактика эмоционального выгорания педагога ДОУ»

Оценка 4.7
docx
17.05.2023
Семинар - практикум с  элементами тренинга  «Профилактика эмоционального выгорания педагога ДОУ»
СЕМИНАР тренинг на 10.11.docx

Семинар – практикум с  элементами тренинга

                     «Профилактика эмоционального выгорания педагога ДОУ»

Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.

Форма организации мероприятия: семинар-практикум с элементами тренинга.

Наглядный и раздаточный материал: презентация, бланки для работы («Дерево моего «Я»), фломастеры, ватман, музыка для расслабления, карточки для игр, бланк методики, анкета обратной связи.

Участники мероприятия: воспитатели, профильные специалисты, администрация ДОУ.

Ход мероприятия:

Часто можно увидеть такую картину: человек с энтузиазмом начинает какое-то дело, работает с полной самоотдачей, а через некоторое время его пыл исчезает, результаты — все хуже и хуже, взгляд — безразличнее, а сам он вдруг делается какой-то вялый и неживой. Или руководитель принимает на работу сотрудника, который быстро включается в работу, показывает хороший результат, работа у него «горит», а затем человек перестает работать в полную силу, у него портятся отношения с коллегами, свои обязанности он выполняет плохо, и никакие меры не действуют или дают краткосрочный результат…  Или мы сами увлекаемся какой-то идеей, ставим перед собой серьезную цель и с воодушевлением беремся за работу, а потом у нас «опускаются руки», цель перестает быть интересной, и мы чувствуем себя опустошенными...

В таких случаях обычно говорят, что человек «сгорел». В медицине такое состояние человека называют «синдромом эмоционального выгорания». Что же представляет собой данное состояние? Чем оно вызывается? И что делать с теми, у кого обнаружены симптомы выгорания?

Эмоциональное выгорание не приговор. Так что чем раньше начать с ним борьбу, тем она будет эффективнее и перспективнее. А еще лучше эмоциональное выгорание предупредить.

1. Упражнение «Расслабление всего тела»

Инструкция. Сядьте на стул, спокойно подышите. Обратите внимание на лицо: поднимите брови вверх, насколько это возможно (при этом возникает ощущение напряжения на лбу и вокруг глаз). Медлен­но возвращаясь в обычное состояние, вы почувствуете приятное расслабление. На­давите на глаза, чтобы почувствовать на­пряжение в висках и на переносице. Сни­мите пальцы с глаз и наслаждайтесь рас­слаблением. Продолжайте упражняться, поочередно напрягая разные части тела, придайте рту широкий оскал, крепко стиснув зубы. Постарайтесь выдвинуть вперед нижнюю челюсть. Медленно под­нимите плечи так высоко, как это возмож­но. Так же медленно поворачивайте голо­ву вправо, влево, пока не почувствуете на­пряжение шейных мускулов. Поднимите руки на высоту плеч, широко разведите пальцы, сожмите их в кулаки. Напрягите мышцы спины, прогнитесь. Втяните жи­вот. Напрягите ягодичные мышцы, ноги. После каждой фазы упражнения расслаб­ляйте мускулы на несколько секунд. Все движения совершайте плавно и медленно.

Украшают и обогащают жизнь интересное общение, искусство, музыка, литература, природа, юмор. В зависимости от того, как человек относится к себе и к своей жизни, он будет либо «звездой», либо «свечкой», чья участь — гореть и плакать.

2. Упражнение «Хаотичный опрос»

А теперь давайте поднимем свое настроение и поговорим откровенно…

Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.

Карточки с неоконченными предложениями

1. На своей работе я похожа на животное …  2. Цвет моего настроения на работе…

3. Когда иду на работу, я думаю о…       4. О своей работе в двух словах…

5. Я люблю свою работу, но …   6. Мои коллеги…     7. Мои воспитанники ….

8. Если я потеряю работу…      9. Если мне предложат новую работу…

10. Когда меня загружают на работе…  11. Я получаю удовольствие на работе, когда…

12. Я не получаю удовольствие на работе, когда…18. Когда я думаю о работе…

14. Чтобы не испытывать дискомфорт на работе я … Люди, с которыми я работаю…

15. Мои коллеги воспринимают меня как… Когда я собираюсь на работу…

16. Когда я прихожу домой после работы…Неприятности на работе…

17. Мой рабочий день…   19. После рабочего дня…    Успехи на работе…

3. Упражнение «Портрет педагога» (2 группы - поделить на две группы, объединяя по признакам).

Цель: активизация мыслительной деятельности, «включение» в проблему

профессионального выгорания педагога.

Инструкция: 

1 группа - «Вам предлагается нарисовать или метафорически изобразить

портрет эмоционально выгоревшего педагога».

2 группа - «Вам предлагается нарисовать или метафорически изобразить портрет эмоционально благополучного педагога».

Ведущий предлагает каждой подгруппе рассказать о том образе, который у них получился.

 4. Упражнение «Дерево моего «Я» (И.В.Орлова)

Цель: осознание себя в стрессовой ситуации, в системе профессионального и

личностного общения;

Содержание: «Давайте совершим экскурсию в глубину собственного «Я». Это «Я» можно изобразить в виде дерева с разными веточками и корнями. Одна из веточек - «качества, которые мешают», другая - «помогают» в вашей

профессии». Какие еще веточки есть на вашем дереве? Нарисуйте корни вашего дерева. Корни - это ваши стержневые качества, которые помогают вам постоянно расти и изменятся».

После того, как участники группы выполнят задание, они садятся в круг и по желанию рассказывают о своем дереве.


      5. Упражнение «Дерево коллектива»

 

6. Обратная связь (анкета)

– Самым полезным для меня было…

– Мне понравилось…

– Я хотела бы изменить…

 

 

Благодарю всех за работу!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сказка о волшебнице (терапия профессионального и эмоционального выгорания)

Жила-была в царстве-королевстве одна прекрасная волшебница. По всей округе славилась она своей силой. Если придёт к ней фея, утратившая свою светимость, - волшебница одним словом поселит в душу феи любовь к себе и фея снова засияет. Если встретит волшебница своего друга лесного, застрявшего в капкане – вытащит его и раны залечит. Если пожар случится в царстве лесном, - потушит его волшебница своими чарами.

И так жила волшебница долго-долго, отдавая всю себя без остатка.

Но начала замечать как-то волшебница, что сила её иссякает, а поддержка друзей не помогает. И решила она отправится в дальнее странствие в поисках мудрости, чтобы понять, что с ней случилось и восстановить свою силу.

По пути она встретила солнечного зайчика и удивилась, насколько он лёгок, сколько в нём счастья! А сама волшебница в тот момент чувствовала себя тяжёлой и несчастной. И спросила она у солнечного зайчика: каков твой секрет лёгкости?

Он ответил: а я ни к чему не привязываюсь сильно, потому что, если останусь на одном месте долго – произойдёт возгорание. Я легко и спокойно перемещаюсь с места на место и любуюсь всем вокруг, я радуюсь этому мгновению и там, где я побывал, остаётся тёплый шлейф моего присутствия.

Волшебница поблагодарила его, приняла его урок и отправилась дальше.

Теперь у неё было совсем другое состояние. Она, как ребёнок, скакала по тропинке, наслаждаясь прекрасным видом, вдыхая ароматы…

Следующий на пути у волшебницы встретился дух леса. Он материализовался в маленькое милое существо с большими добрыми глазами и сидел в позе лотоса на ветке дерева.

Волшебница поинтересовалась, в чём же заключается секрет счастья?

Дух леса ответил: я не пытаюсь помочь всем обитателям леса. Но помогаю лишь тем, кто меня об этом просит. А моя помощь идёт во благо лишь в том случае, когда есть равноценный взаимообмен. Когда мы все находимся в гармонии друг с другом – мы счастливы! А я не расходую свои силы понапрасну, догоняя и причиняя добро.

Волшебница поблагодарила духа леса и отправилась дальше. Но теперь она крепко задумалась, ведь и правда. Она постоянно чувствовала дисгармонию из-за того, что всю себя отдавала, часто не получая ничего взамен, даже благодарности. И решила волшебница с этих пор ценить себя больше!

Дойдя до подножья горы, волшебница взобралась на неё. Далее был лишь обрыв. И рядом с обрывом она увидела сказочную птицу с лицом девушки и яркой окраской.

Волшебница подошла к ней и спросила: скажи, сказочная птица, ты ведь знаешь в чём секрет свободы, ты же летаешь выше всех и куда-угодно можешь долететь?

Птица ей ответила: моя свобода заключается в том, что я умею всё отпускать. Когда я срываюсь и прыгаю с обрыва вниз, в моей голове нет ни одной мысли, я просто падаю. В эти мгновения я ощущаю жизнь. Её ценность и непостижимость. Тогда я расправляю крылья и парю над самыми верхушками деревьев, понимая, что ничто не важно и всё важно одновременно. Есть только я и этот мир. И мы едины!

Полетели со мной! Но волшебница испугалась, так как не знала никогда, что у неё есть способность летать. Он всю жизнь жила на опушке леса и не видела небо так близко, не ощущала никогда настоящей свободы.

Но сказочная птица знала предков волшебницы и была в курсе, на что они способны, когда раскрывают весь свой потенциал. И сказала волшебнице: я знаю, что вы способна летать! Я видела, как летали твои предки. О, это было так красиво! Обратись в мыслях к предкам, они дадут тебе ответ. И волшебница, прислушавшись к душе, осознала, что сила её безгранична. В следующий момент сказочная птица и волшебница летели над лесами, полями, морями и счастью их не было предела!

 Сказка – ложь, да в ней намёк – красным девицам урок:

- Если чувствуете упадок сил, выйдите из ситуации и посмотрите на всё со стороны;

- Чтобы не «сгорать», - не отдавайтесь полностью чему-то одному, перемещайтесь, будьте лёгкими, как дети;

- Почувствуйте важность взаимообмена, баланса и не истощайте себя. Не стремитесь причинить добро всем, без их запроса;

- Знайте, что вы свободны и обладаете гораздо большим потенциалом, чем думаете. Главное – любить и чувствовать жизнь, отпускать всё, особенно свои мысли, верить в себя!

 

Упражнение «Поле самодиагностики».

Выгорание – длительный процесс. Его симптомы нарастают постепенно, иногда незаметно. Предлагаем оценить себя по степени выраженности или частоте проявления того или иного признака.

                                

Экспресс-оценка «выгорания»

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».

Количество положительных ответов подсчитайте

1

2

3

4

1

Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен

да

нет

2

Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления

да

нет

3

Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры

да

нет

4

То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (воспитанники, посетители, заказчики)

да

нет

5

На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

да

нет

6

Коллегам (воспитанникам, посетителям, заказчикам и т.д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно

да

нет

7

С делами по работе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

да

нет

8

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

да

нет

9

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется и послать ее ко всем чертям

да

нет

10

За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое

да

нет

 

Оценка результатов:

 

1-балл- синдром выгорания вам не грозит

2-6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел

7-9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.

 


 

Семинар – практикум с элементами тренинга «Профилактика эмоционального выгорания педагога

Семинар – практикум с элементами тренинга «Профилактика эмоционального выгорания педагога

Когда меня загружают на работе… 11

Когда меня загружают на работе… 11

Жила-была в царстве-королевстве одна прекрасная волшебница

Жила-была в царстве-королевстве одна прекрасная волшебница

Выгорание – длительный процесс

Выгорание – длительный процесс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2023