Семинар – практикум с элементами тренинга
«Профилактика эмоционального выгорания педагога ДОУ»
Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.
Форма организации мероприятия: семинар-практикум с элементами тренинга.
Наглядный и раздаточный материал: презентация, бланки для работы («Дерево моего «Я»), фломастеры, ватман, музыка для расслабления, карточки для игр, бланк методики, анкета обратной связи.
Участники мероприятия: воспитатели, профильные специалисты, администрация ДОУ.
Ход мероприятия:
Часто можно увидеть такую картину: человек с энтузиазмом начинает какое-то дело, работает с полной самоотдачей, а через некоторое время его пыл исчезает, результаты — все хуже и хуже, взгляд — безразличнее, а сам он вдруг делается какой-то вялый и неживой. Или руководитель принимает на работу сотрудника, который быстро включается в работу, показывает хороший результат, работа у него «горит», а затем человек перестает работать в полную силу, у него портятся отношения с коллегами, свои обязанности он выполняет плохо, и никакие меры не действуют или дают краткосрочный результат… Или мы сами увлекаемся какой-то идеей, ставим перед собой серьезную цель и с воодушевлением беремся за работу, а потом у нас «опускаются руки», цель перестает быть интересной, и мы чувствуем себя опустошенными...
В таких случаях обычно говорят, что человек «сгорел». В медицине такое состояние человека называют «синдромом эмоционального выгорания». Что же представляет собой данное состояние? Чем оно вызывается? И что делать с теми, у кого обнаружены симптомы выгорания?
Эмоциональное выгорание не приговор. Так что чем раньше начать с ним борьбу, тем она будет эффективнее и перспективнее. А еще лучше эмоциональное выгорание предупредить.
1. Упражнение «Расслабление всего тела»
Инструкция. Сядьте на стул, спокойно подышите. Обратите внимание на лицо: поднимите брови вверх, насколько это возможно (при этом возникает ощущение напряжения на лбу и вокруг глаз). Медленно возвращаясь в обычное состояние, вы почувствуете приятное расслабление. Надавите на глаза, чтобы почувствовать напряжение в висках и на переносице. Снимите пальцы с глаз и наслаждайтесь расслаблением. Продолжайте упражняться, поочередно напрягая разные части тела, придайте рту широкий оскал, крепко стиснув зубы. Постарайтесь выдвинуть вперед нижнюю челюсть. Медленно поднимите плечи так высоко, как это возможно. Так же медленно поворачивайте голову вправо, влево, пока не почувствуете напряжение шейных мускулов. Поднимите руки на высоту плеч, широко разведите пальцы, сожмите их в кулаки. Напрягите мышцы спины, прогнитесь. Втяните живот. Напрягите ягодичные мышцы, ноги. После каждой фазы упражнения расслабляйте мускулы на несколько секунд. Все движения совершайте плавно и медленно.
Украшают и обогащают жизнь интересное общение, искусство, музыка, литература, природа, юмор. В зависимости от того, как человек относится к себе и к своей жизни, он будет либо «звездой», либо «свечкой», чья участь — гореть и плакать.
2. Упражнение «Хаотичный опрос»
А теперь давайте поднимем свое настроение и поговорим откровенно…
Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.
Карточки с неоконченными предложениями
1. На своей работе я похожа на животное … 2. Цвет моего настроения на работе…
3. Когда иду на работу, я думаю о… 4. О своей работе в двух словах…
5. Я люблю свою работу, но … 6. Мои коллеги… 7. Мои воспитанники ….
8. Если я потеряю работу… 9. Если мне предложат новую работу…
10. Когда меня загружают на работе… 11. Я получаю удовольствие на работе, когда…
12. Я не получаю удовольствие на работе, когда…18. Когда я думаю о работе…
14. Чтобы не испытывать дискомфорт на работе я … Люди, с которыми я работаю…
15. Мои коллеги воспринимают меня как… Когда я собираюсь на работу…
16. Когда я прихожу домой после работы…Неприятности на работе…
17. Мой рабочий день… 19. После рабочего дня… Успехи на работе…
3. Упражнение «Портрет педагога» (2 группы - поделить на две группы, объединяя по признакам).
Цель: активизация мыслительной деятельности, «включение» в проблему
профессионального выгорания педагога.
Инструкция:
1 группа - «Вам предлагается нарисовать или метафорически изобразить
портрет эмоционально выгоревшего педагога».
2 группа - «Вам предлагается нарисовать или метафорически изобразить портрет эмоционально благополучного педагога».
Ведущий предлагает каждой подгруппе рассказать о том образе, который у них получился.
4. Упражнение «Дерево моего «Я» (И.В.Орлова)
Цель: осознание себя в стрессовой ситуации, в системе профессионального и
личностного общения;
Содержание: «Давайте совершим экскурсию в глубину собственного «Я». Это «Я» можно изобразить в виде дерева с разными веточками и корнями. Одна из веточек - «качества, которые мешают», другая - «помогают» в вашей
профессии». Какие еще веточки есть на вашем дереве? Нарисуйте корни вашего дерева. Корни - это ваши стержневые качества, которые помогают вам постоянно расти и изменятся».
После того, как участники группы выполнят задание, они садятся в круг и по желанию рассказывают о своем дереве.
5. Упражнение «Дерево коллектива»
6. Обратная связь (анкета)
– Самым полезным для меня было…
– Мне понравилось…
– Я хотела бы изменить…
Благодарю всех за работу!
Сказка о волшебнице (терапия профессионального и эмоционального выгорания)
Жила-была в царстве-королевстве одна прекрасная волшебница. По всей округе славилась она своей силой. Если придёт к ней фея, утратившая свою светимость, - волшебница одним словом поселит в душу феи любовь к себе и фея снова засияет. Если встретит волшебница своего друга лесного, застрявшего в капкане – вытащит его и раны залечит. Если пожар случится в царстве лесном, - потушит его волшебница своими чарами.
И так жила волшебница долго-долго, отдавая всю себя без остатка.
Но начала замечать как-то волшебница, что сила её иссякает, а поддержка друзей не помогает. И решила она отправится в дальнее странствие в поисках мудрости, чтобы понять, что с ней случилось и восстановить свою силу.
По пути она встретила солнечного зайчика и удивилась, насколько он лёгок, сколько в нём счастья! А сама волшебница в тот момент чувствовала себя тяжёлой и несчастной. И спросила она у солнечного зайчика: каков твой секрет лёгкости?
Он ответил: а я ни к чему не привязываюсь сильно, потому что, если останусь на одном месте долго – произойдёт возгорание. Я легко и спокойно перемещаюсь с места на место и любуюсь всем вокруг, я радуюсь этому мгновению и там, где я побывал, остаётся тёплый шлейф моего присутствия.
Волшебница поблагодарила его, приняла его урок и отправилась дальше.
Теперь у неё было совсем другое состояние. Она, как ребёнок, скакала по тропинке, наслаждаясь прекрасным видом, вдыхая ароматы…
Следующий на пути у волшебницы встретился дух леса. Он материализовался в маленькое милое существо с большими добрыми глазами и сидел в позе лотоса на ветке дерева.
Волшебница поинтересовалась, в чём же заключается секрет счастья?
Дух леса ответил: я не пытаюсь помочь всем обитателям леса. Но помогаю лишь тем, кто меня об этом просит. А моя помощь идёт во благо лишь в том случае, когда есть равноценный взаимообмен. Когда мы все находимся в гармонии друг с другом – мы счастливы! А я не расходую свои силы понапрасну, догоняя и причиняя добро.
Волшебница поблагодарила духа леса и отправилась дальше. Но теперь она крепко задумалась, ведь и правда. Она постоянно чувствовала дисгармонию из-за того, что всю себя отдавала, часто не получая ничего взамен, даже благодарности. И решила волшебница с этих пор ценить себя больше!
Дойдя до подножья горы, волшебница взобралась на неё. Далее был лишь обрыв. И рядом с обрывом она увидела сказочную птицу с лицом девушки и яркой окраской.
Волшебница подошла к ней и спросила: скажи, сказочная птица, ты ведь знаешь в чём секрет свободы, ты же летаешь выше всех и куда-угодно можешь долететь?
Птица ей ответила: моя свобода заключается в том, что я умею всё отпускать. Когда я срываюсь и прыгаю с обрыва вниз, в моей голове нет ни одной мысли, я просто падаю. В эти мгновения я ощущаю жизнь. Её ценность и непостижимость. Тогда я расправляю крылья и парю над самыми верхушками деревьев, понимая, что ничто не важно и всё важно одновременно. Есть только я и этот мир. И мы едины!
Полетели со мной! Но волшебница испугалась, так как не знала никогда, что у неё есть способность летать. Он всю жизнь жила на опушке леса и не видела небо так близко, не ощущала никогда настоящей свободы.
Но сказочная птица знала предков волшебницы и была в курсе, на что они способны, когда раскрывают весь свой потенциал. И сказала волшебнице: я знаю, что вы способна летать! Я видела, как летали твои предки. О, это было так красиво! Обратись в мыслях к предкам, они дадут тебе ответ. И волшебница, прислушавшись к душе, осознала, что сила её безгранична. В следующий момент сказочная птица и волшебница летели над лесами, полями, морями и счастью их не было предела!
Сказка – ложь, да в ней намёк – красным девицам урок:
- Если чувствуете упадок сил, выйдите из ситуации и посмотрите на всё со стороны;
- Чтобы не «сгорать», - не отдавайтесь полностью чему-то одному, перемещайтесь, будьте лёгкими, как дети;
- Почувствуйте важность взаимообмена, баланса и не истощайте себя. Не стремитесь причинить добро всем, без их запроса;
- Знайте, что вы свободны и обладаете гораздо большим потенциалом, чем думаете. Главное – любить и чувствовать жизнь, отпускать всё, особенно свои мысли, верить в себя!
Упражнение «Поле самодиагностики».
Выгорание – длительный процесс. Его симптомы нарастают постепенно, иногда незаметно. Предлагаем оценить себя по степени выраженности или частоте проявления того или иного признака.
Экспресс-оценка «выгорания»
На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен |
да |
нет |
2 |
Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления |
да |
нет |
3 |
Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры |
да |
нет |
4 |
То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (воспитанники, посетители, заказчики) |
да |
нет |
5 |
На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д. |
да |
нет |
6 |
Коллегам (воспитанникам, посетителям, заказчикам и т.д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно |
да |
нет |
7 |
С делами по работе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной |
да |
нет |
8 |
О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое |
да |
нет |
9 |
Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется и послать ее ко всем чертям |
да |
нет |
10 |
За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое |
да |
нет |
Оценка результатов:
1-балл- синдром выгорания вам не грозит
2-6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел
7-9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.