МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ – САД №114 КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА ГОРОДА МАКЕЕВКИ»
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ С ПЕДАГОГАМИ - ПСИХОЛОГАМИ
ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ»
МЕТОДИСТ МЦ УО
ТАЩИАН А.Е.
ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ
КРЪСТЕВА К.Ц.
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ
24.02.2021
План семинара - практикума
Тема семинара – практикума: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников»
Цель семинара – практикума: создание условий для социально – эмоционального развития детей 3-7 лет в условиях дошкольного учреждения
Задачи:
1. Обеспечить полноценное развитие социально – эмоциональной сферы детей
2. Развивать психолого - педагогическую компетентность педагогов и родителей в вопросах эмоционального воспитания и развития дошкольников
Цель: создание условий для социально – эмоционального развития детей 3-7 лет в условиях дошкольного учреждения
Задачи: обеспечить полноценное развитие социально – эмоциональной сферы детей; развивать психолого - педагогическую компетентность педагогов и родителей в вопросах эмоционального воспитания и развития дошкольников
Ход семинара:
- Здравствуйте! Я рада встрече с вами.
Предлагаю вашему вниманию материал по теме:
«Развитие эмоциональной сферы дошкольников»
Упражнение: «Поздороваемся ладошками»
Упражнение: «Назови эмоцию»
Эмоции с рождения формируются под влиянием среды. Вне общения, вне деятельности социальные познавательные эмоции не развиваются. Первая социальная положительная эмоция в виде улыбки появляется на второй – третий недели жизни. К третьему месяцу у ребенка чаще возникают компоненты разных положительных эмоциональных реакций (это называется «комплекс оживления» - ребенок улыбается, активно двигается с вокализациями).
«Комплекс оживления» определен как исходная точка в формировании эмоциональных реакций, составляющих основу эмоционального благополучия ребенка. «Комплекс оживления» Лисина М.И. назвала первой социальной потребностью ребенка (потребности в общении со взрослым). Непосредственное эмоциональное общение, разнообразные зрительные и слуховые стимулы, побуждение взрослым ребенка к активности – все это помогает развитию эмоциональной сферы в первые месяцы жизни ребенка.
Эмоции детей второго года жизни связаны с предметной деятельностью. Побуждение детей к эмоциональному реагированию посредством целенаправленной подачи сенсорной информации по каналам зрительного, слухового, вестибулярного, обонятельного, осязательного и вкусового анализаторов. К трем годам происходит поглощение сюжетом. Эмоции связаны с результатом человеческой деятельности. Появляются эстетические чувства, ревность, соперничество. В старшем дошкольном возрасте ребенок:
- осваивает социальные нормы;
- появляется эмоциональное предвосхищение;
- формируются высшие чувства (нравственные, интеллектуальные, эстетические…);
- появляются первые признаки воли.
Общие представления о ходе эмоционального развития можно сформировать следующим образом:
- эмоции в процессе онтогенеза проходят прогрессивный путь обогащения и поступательного развития;
- основой эмоционального развития является деятельность;
- эмоциональные процессы играют важную роль в регуляции деятельности;
- онтогенез эмоций рассматривается в неразрывной связи с общим ходом психического развития;
- на развитие эмоций оказывают влияние все структурные компоненты психики (познавательные процессы, мотивационно – потребностная сфера, самосознание и т.д.).
Психологи имеют знания, поэтому физиологические механизмы, лежащие в основе эмоций рассматривать нет смысла, но основные моменты теории эмоций коротко вспомним.
Эмоции представляют собой своеобразную форму отражения реального процесса взаимодействия человека с окружающей средой.
Выделяют знак эмоций – положительный и отрицательный. Положительный – когда потребность удовлетворяется или есть вероятность удовлетворения. Отрицательный – если потребность не удовлетворяется или вероятность удовлетворения очень мала(+ счастье, удовлетворение, гордость; - страх, обида, вина, злость, грусть).
Эмоции могут вызывать повышение активности человека – это стеничесие эмоции, а могут, наоборот, уменьшат, сдерживать активность человека – это астенические эмоции. Одна и та же эмоция у одних людей является стенической, а у других астенической.
Например: эмоция гнева вызывает у одних повышенную активность: человек мечется, места себе не находит, а у других тот же гнев приводит к замиранию активности, человек не может даже пошевелить рукой. Это связано с разным темпераментом и характером людей.
Эмоциональный процесс состоит из трех основных компонентов.
Первый – это эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизацию организма.
Второй– знак эмоции: положительный и отрицательный.
Третий – это сила и характер эмоционального возбуждения.
Характерной особенностью эмоций является то, что внутренние субъективные эмоциональные состояния имеют определенное внешнее выражение в жестах, мимике, позах, движениях, реакциях, в деятельности сердечно – сосудистой системы, дыхания и т.п.
Эмоции и чувства выполняют сигнальную и регулирующую функции. Сигнальная – определенные раздражения становятся сигналами благополучия или неблагополучия. А регулятивные механизмы эмоций могут снимать эмоциональное возбуждение или способствовать его нарастанию.
Выделяют виды эмоций:
- настроение;
- аффекты;
- страсти.
Настроение - сравнительно продолжительное и устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности.
Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые мимическими и двигательными проявлениями.
Страсти – сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания с ярко выраженной направленностью на достижения цели.
В психологии выделены 10 фундаментальных эмоций: интерес, радость,удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.
Деятельность по развитию эмоциональной сферы реализуется в трех направлениях:
I. Педагог – психолог – родители
II. Педагог – психолог – педагоги
III. Педагог – психолог – дети
I. Работа с родителями заключается в оказании родителям психологической помощи, ориентированной на индивидуальную работу с ними.
Первый этап – налаживание контакта с родителями
Второй этап – в процессе индивидуальных консультаций объяснить родителям индивидуальные особенности их ребенка, помочь принять его таким, какой он есть.
Третий этап – выработать единого подхода к воспитанию ребенка. На всех этапах учитывать уровень педагогической и индивидуальной культуры родителей.
Формы работы:
1. Индивидуальные консультации
2. Групповые консультации:
- общегрупповые собрания;
- информация в родительских уголках;
- школы, тренинги для родителей и т.д.
3. Организация совместной деятельности родителей и детей (подготовка к утренникам, совместный труд)
4. Анкетирование родителей для отслеживания динамики изменений в эмоциональной сфере.
II. Работа с педагогами заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогам.
Приоритетные задачи:
а) ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития социально - эмоциональной сферы детей
б) обучить адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями
в) помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие положительных сторон личности ребенка.
Формы работы:
1) Индивидуальные консультации
2) Семинары – практикумы, тренинги и т.п.
Наиболее актуальные темы:
а) «Особенности взаимодействия педагогов с детьми с нарушениями развития эмоциональной сферы»
б) «Вербальное общение. Средства невербального общения»
в) «Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции»
г) «Стиль общения с проблемными детьми» и др.
3) Анкетирование педагогов для осознания особенностей детей группы
III. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.
Центральной задачей эмоционального блока в работе с детьми является формирование у детей эмоциональной децентрации. Под эмоциональной децентрацией понимается способность индивида воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей, которая при нормальном ходе формирования личности появляется к концу дошкольного возраста.
Нарушения в её формировании могут приводить, прежде всего к трудностям в общении со сверстниками и взрослыми.
Помимо центральной задачи внутри данного блока необходимо выделить дополнительную, но не менее значимую задачу – профилактику психосоматических заболеваний. Психосоматические заболевания в последнее время заметно потеснили все остальные вследствие повышения темпа жизни, увеличения эмоциональных перегрузок и роста депрессивных тенденций на уровне массового сознания.
В последнее время у детей отмечается слабая дифференцированность эмоциональной сферы, т.е. неспособность распознать и описать свои эмоции и эмоции других людей. Кроме того, недостаточная рефлексивность, а также запрет на внешнее проявление негативных эмоций (гнев, страх и т.д. «Мужчины не плачут» - мы говорим мальчику).
Исходя из этого, главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
Содержательно развивающая работа педагога – психолога заключается в научно – обоснованном, психологически оправданном стимулировании, оптимизации и обогащении детского развития.
Развивающая работа характеризуется следующими особенностями:
- развивающая работа, в отличие от коррекционной, направлена на психологически благополучных детей, не испытывающих каких-либо трудностей в поведении, деятельности, общении;
- развивающая работа может сочетаться с коррекционной, т.к. психолог имеет дело с целостной личностью ребенка, в структуре которой могут быть как благополучный, так и проблемные зоны. В этом случае проводится коррекционно – развивающая работа, в ходе которого стимулируются нормально развивающиеся функции и корректируются, «подтягиваются» до нормы отстающие функции.
- Развивающая работа выступает активной профилактической мерой, предупреждающей возникновение различного рода отклонения. Одним из главных условий предотвращения отклонений в какой-либо сфере является своевременное развитие этой сферы.
Предлагаю вашему вниманию структуру эмоционального развития.
Когнитивный компонент определяется системой знаний и представлений ребенка об эмоциональной сфере (т.е. даем знания)
Аффективный компонент характеризуется как совокупность разномодальных индивидуальных переживаний ребенка (базовые эмоции, социальные переживания, чувства).
Реактивный компонент представлен способами непроизвольного реагирования и возможностью произвольной регуляции эмоций.
Выделяют следующие направления работы с детьми:
- основные (специально построенные занятия);
- вспомогательные средства.
Внутри эмоционального блока выделяют 3 этапа работы:
1 этап – знакомство с некоторыми базовыми эмоциями (радость, удивление, гнев, страх, стыд, горе). И чтобы не загружать детей терминологией, представляется разумным вместо термина «Эмоции» употреблять в работе с детьми «Чувство».
На этом этапе детей знакомят с чувствами, учат называть чувства, опознавать по картинке, используя художественные произведения, игры типа «Назови чувство», «Покажи чувство» и т.д.
2 этап – обучение пониманию относительности в оценке чувств. На этом этапе детей учат распознавать разницу между чувствами и поведением. Нет плохих чувств, а есть плохое поведение.
3 этап – обучение детей умению владеть своими чувствами (обучить приемам регуляции и саморегуляции).
Алгоритм занятия
Часть I. Вводная. Цель – настроить на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы – приветствие, игры с именами.
Часть II. Рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально – личностной и познавательной сфер ребенка.
Часть III. Завершающая. Цель – создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой – либо общей игры – забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.
Количество занятий – 20, один раз в неделю
Продолжительность – 35 минут
Количество детей – 6-7 человек.
К вспомогательным средствам относятся:
- чтение и обсуждение рассказов, сказок;
- прослушивание музыкальных произведений;
- различные игры (объединяющие, контактные);
- сюжетно – ролевые гимнастики;
- театрализованные игры;
- эмоционально – экспрессивные игры и т.д.
Упражнение «Доброе животное»
- А сейчас встаньте в круг и возьмитесь за руки. Представим, что мы одно большое, доброе животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох – выдох, вдох – выдох и еще раз вдох – выдох. Очень хорошо. Послушаем как бьется его сердце и изобразим. Тук – делаем шаг вперед, тук – шаг назад. И еще раз тук – шаг вперед, тук – шаг назад. Спасибо всем.
И в завершении, закончите предложение «Сегодня Я…» (по кругу).
Список использованной литературы:
1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психолога и педагогам. – М.: Т.Ц. Сфера, 2003.
2. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2007.
3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
4. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. – М.: АРКТИ, 1999.
5. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.