Семинар –практикум для педагогов
Тема: «Учу, играю, фонематический слух у детей развиваю»
МБДОУ «Детский сад «Берёзка»
Составила: учитель – логопед Попова О. И.
1 слайд. «Учу, играю, фонематический слух у детей развиваю»
2 слайд. Фонематические представления:
Фонематический слух - стойкий, систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем составляющих звуковую оболочку слова
Фонематическое восприятие - способность воспринимать и различать звуки речи
Фонематические представления -формирование действий звукового анализа и синтеза
3 слайд. Что такое фонематический слух?
Под фонематическим слухом – понимается способность человека слышать отдельные фонемы. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих, при собственном проговаривании слов, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.
4 слайд. Фонематический слух включает речевые операции:
Способность слышать данный звук в слове;
Способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности.
Способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
5 слайд. Необходимое условие для предупреждения фонематического нарушения:
*развитие слухового внимания, слуховой памяти;
*формирование умения дифференцировать коррегирующие и оппозиционные фонемы из групп шипящих и свистящих, глухих и звонких, сонорных, твердых и мягких согласных;
*создание предпосылок для освоения простых и сложных форм звукового анализа;
*предупреждение логопедических ошибок на письме и чтении
6 слайд. Основные этапы развития фонематического восприятия
1 этап - Развитие неречевого слуха
( 2 младшая, средняя группа)
2 этап - Развитие речевого слуха
(старшая группа)
3 этап - Развитие навыка звукового анализа и синтеза
(подготовительная группа)
7 слайд. Развитие неречевого слуха
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
«Найди игрушку»
«У кого колокольчик»
«Угадай, кто играет»
«Звучащие инструменты»
«Расскажи, что ты слышишь»
«Звери, и их детеныши»
8 слайд. Развитие речевого слуха
Звуки мы произносим и слышим, буквы мы пишем и видим.
9 слайд. Игра «Шар лопнул»
Цель: Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Автоматизация и дифференциация звуков с-ш.
Содержание: Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь - шар. Затем, повторяя за педагогом: "Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся", дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя: "Пузырь лопнул, воздух вышел", дети идут к центру, произнося: с-с-с (или ш-ш-ш)
10 слайд. Выделение начального звука в словах.
АПЕЛЬСИН, ОВЕЧКА, ИГОЛКА, ОСЛИК, УЛИТКА, АРБУЗ
11 слайд. Выделение заданного звука из ряда звуков
Как можно назвать эти предметы одним словом? (Игрушки)
Раскрась только те, в названиях которых есть звук «Ш»
12 слайд. Словесные игры:
«Назови правильное слово»
Тапка-хапка-сапка-шапка
Кошка-кофка-котка-козка
Фанки-санки-шанки-панки
«Придумай слово на заданный звук или слог»:
А- аист, арбуз, апельсин…
У-утка, улитка, утюг….
МА-…машина, мама, мак …
«Поймай звук-верни слог или слово»:
А,М– АМ
А,У-АУ
М,А-МА
13 слайд. Старший дошкольный возраст
Дети старшего возраста:
*различают звуки на слух, называют слова с определённым звуком
*находят слова с этим звуком
*определяют место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова)
*них развивается способность к звуковому анализу слова
14 слайд. Игра: «Где спрятался звук?»
Где находится звук «Ш» в названиях картинок: в начале, в середине и в конце? Проведи стрелки к схеме.
15 слайд. Подготовительный дошкольный возраст.
Дети подготовительной группы должны уметь делить слова на слоги, называть каждую часть слова, составлять слова из слогов, определять последовательное звучание слогов в слове, развивать умение выделять звуки, входящие в состав слога, находить и вычленять ударный слог, последовательно называть звуки в слове, выполнять звуковой анализ простых слов, умение называть слова с определённым звуком, в предложении находить слова с этим звуком, определять место звука в слове и т.д.
16 слайд. Игра «Кто в домике живет?»
Цель: умение определять гласные и согласные звуки в словах, закреплять понятие «мягкий» и «твердый», согласный звук
17 слайд. Игра «Прятки»
Цель: развивать умения называть букву и звук, который эта буква обозначает, придумывать слова с этим звуком
18 слайд. Выделение гласных звуков в слове
БАБОЧКА – АОА и соедините с буквами.
19 слайд. А Ф Р И К А
Апельсин, Флаг, Ракета, Иголка, Кошка, Арбуз
20 слайд. Игра: «Поезд»
Ребёнок называет слово, выделяет последний звук и находит картинку с этим звуком АРБУЗ и т.д.
21 слайд. Дети подбирают животное к схеме. ЗЕБРА.
22 слайд. Литература, рекомендуемая для занятий
Е. В. Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет»
Т. А. Ткаченко «Развитие фонематического восприятия»
Н. М. Миронова «Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы»
О. И. Крупенчук «Игры со звуками и буквами»
Е. В. Новикова «Логопедическая азбука от звука к букве»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.