Семинар-практикум: "Учу, играю, фонематический слух у детей развиваю"
Оценка 5

Семинар-практикум: "Учу, играю, фонематический слух у детей развиваю"

Оценка 5
docx
28.04.2020
Семинар-практикум: "Учу, играю, фонематический слух у детей развиваю"
Учу, играю, фонематический слух у детей развиваю.docx

Семинар –практикум для педагогов

Тема: «Учу, играю, фонематический слух у детей развиваю»

МБДОУ «Детский сад «Берёзка»

Составила: учитель – логопед Попова О. И.

1 слайд. «Учу, играю, фонематический слух у детей развиваю»

2 слайд. Фонематические представления:

Фонематический слух - стойкий, систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем составляющих звуковую оболочку слова

Фонематическое восприятие - способность воспринимать и различать звуки речи

Фонематические представления -формирование действий звукового анализа и синтеза

3 слайд. Что такое фонематический слух?

Под фонематическим слухом – понимается способность человека слышать отдельные фонемы. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих, при собственном проговаривании слов, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

4 слайд. Фонематический слух включает речевые операции:

Способность слышать данный звук в слове;

Способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности.

Способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

5 слайд. Необходимое условие для предупреждения фонематического нарушения:

*развитие слухового внимания, слуховой памяти;

*формирование умения дифференцировать коррегирующие и оппозиционные фонемы из групп шипящих и свистящих, глухих и звонких, сонорных, твердых и мягких согласных;

*создание предпосылок для освоения простых и сложных форм звукового анализа;

*предупреждение логопедических ошибок на письме и чтении

6 слайд. Основные этапы развития фонематического восприятия

1 этап - Развитие неречевого слуха

( 2 младшая, средняя группа)

2 этап - Развитие речевого слуха

(старшая группа)

3 этап - Развитие навыка звукового анализа и синтеза

(подготовительная группа)

7 слайд. Развитие неречевого слуха

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

«Найди игрушку»

«У кого колокольчик»

«Угадай, кто играет»

«Звучащие инструменты»

«Расскажи, что ты слышишь»

«Звери, и их детеныши»

8 слайд. Развитие речевого слуха

Звуки мы произносим и слышим, буквы мы пишем и видим.

9 слайд. Игра «Шар лопнул»

Цель: Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Автоматизация и дифференциация звуков с-ш.

Содержание: Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь - шар. Затем, повторяя за педагогом: "Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой,  да не лопайся", дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя: "Пузырь лопнул, воздух вышел", дети идут к центру, произнося: с-с-с (или ш-ш-ш)

10 слайд. Выделение начального звука в словах.

АПЕЛЬСИН, ОВЕЧКА, ИГОЛКА, ОСЛИК, УЛИТКА, АРБУЗ

11 слайд. Выделение заданного звука из ряда звуков

Как можно назвать эти предметы одним словом? (Игрушки)

Раскрась только те, в названиях которых есть звук «Ш»

12 слайд. Словесные игры:  

«Назови правильное слово»

Тапка-хапка-сапка-шапка

Кошка-кофка-котка-козка

Фанки-санки-шанки-панки

 «Придумай слово на заданный звук или слог»:

А- аист, арбуз, апельсин…

У-утка, улитка, утюг….

МА-…машина, мама, мак …

«Поймай звук-верни слог или слово»:

А,М– АМ

А,У-АУ

М,А-МА

13 слайд. Старший дошкольный возраст

Дети старшего возраста:

 *различают звуки на слух, называют слова с определённым звуком

*находят слова с этим звуком

*определяют место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова)

 *них развивается способность к звуковому анализу слова

14 слайд. Игра: «Где спрятался звук?»

Где находится звук «Ш» в названиях картинок: в начале, в середине и в конце? Проведи стрелки к схеме.

15 слайд. Подготовительный дошкольный возраст.

Дети подготовительной  группы должны уметь делить слова на слоги, называть каждую часть слова, составлять слова из слогов, определять последовательное звучание слогов в слове, развивать умение выделять звуки, входящие в состав слога, находить и вычленять ударный слог,  последовательно называть звуки в слове, выполнять звуковой анализ простых слов, умение называть слова с определённым звуком, в предложении находить слова с этим звуком, определять место звука в слове и т.д.

16 слайд. Игра «Кто в домике живет?»

Цель: умение определять гласные и согласные звуки в словах, закреплять понятие «мягкий» и «твердый», согласный звук

17 слайд. Игра «Прятки»

Цель: развивать умения называть букву и звук, который эта буква обозначает, придумывать слова с этим звуком

18 слайд. Выделение гласных звуков в слове

БАБОЧКА – АОА и соедините с буквами.

19 слайд. А Ф Р И К А

Апельсин, Флаг, Ракета, Иголка, Кошка, Арбуз

20 слайд. Игра: «Поезд»

Ребёнок называет слово, выделяет последний звук и находит картинку с этим звуком АРБУЗ и т.д.

21 слайд. Дети подбирают животное к схеме. ЗЕБРА.

22 слайд. Литература, рекомендуемая для занятий

Е. В. Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет»

Т. А. Ткаченко «Развитие фонематического восприятия»

Н. М. Миронова «Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы»

О. И. Крупенчук «Игры со звуками и буквами»

Е. В. Новикова «Логопедическая азбука от звука к букве»

 


 

Семинар –практикум для педагогов

Семинар –практикум для педагогов

Найди игрушку» «У кого колокольчик» «Угадай, кто играет» «Звучащие инструменты» «Расскажи, что ты слышишь» «Звери, и их детеныши» 8 слайд

Найди игрушку» «У кого колокольчик» «Угадай, кто играет» «Звучащие инструменты» «Расскажи, что ты слышишь» «Звери, и их детеныши» 8 слайд

Где находится звук «Ш» в названиях картинок: в начале, в середине и в конце?

Где находится звук «Ш» в названиях картинок: в начале, в середине и в конце?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2020