МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА КИРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА»
«Взаимоотношения педагога с педагогическим сообществом»
Семинар-практикум
Подготовила:Белоконенко
Татьяна Васильевна,
методист
Донецк -2021
Цель: формирование представления о педагогическом взаимодействии как важнейшем условии эффективности образовательного процесса.
Задачи:
1. Способствовать развитию умений определять пути и способы решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия педагогов.
2. Развивать ответственность и вклад каждого участника в решение общих задач.
3. Формировать умения эффективного использования вербальных и невербальных средств в ситуациях педагогического общения, навыки совместной деятельности педагогов.
Целевая аудитория: педагоги Центра детского творчества
Продолжительность проведения: 60 минут
План проведения семинара-практикума
І. Подготовительно-организационная часть.
-приветствие
-объявление темы, целей и задач
ІІ. Практическая часть.
-выполнение участниками практических заданий
ІІІ. Заключительная часть.
-обмен мнениями
-подведение итогов
ІV. Рефлексия.
Ход семинара-практикума
І. Подготовительно-организационная часть.
- Демонстрация мультфильма «Урок правильных коммуникаций» (3мин.) https://youtu.be/_8DR_0zLv8M
Т.В. – Как вы думаете, о чем этот мультфильм?
Ответы педагогов.
Большая часть рабочего дня каждого из нас протекает в обстановке ситуации общения (с детьми, родителями, сотрудниками, представителями администрации).
Сегодня я бы хотела поговорить с вами о взаимоотношениях педагогов в педагогическом коллективе, тема нашего семинара так и звучит – «Взаимоотношения педагога с педагогическим сообществом».
- К теме нашего семинара я подобрала несколько высказываний об общении:
Самая главная формула успеха – знание, как обращаться с людьми
Теодор Рузвельт, американский политик
Живи так, чтобы люди, столкнувшись с тобой, улыбнулись, а, общаясь с тобой, стали чуточку счастливей
Ошо, индийский философ
Если вы просто общаетесь, вы можете получить результаты. Но если вы общаетесь с умом, вы можете творить чудеса
Джим Рон, американский оратор
Чтобы эффективно общаться, мы должны осознать, что все мы отличаемся друг от друга в том, как мы воспринимаем мир, и использовать это понимание в качестве руководства для нашего общения с другими людьми.
Энтони Роббинс, американский писатель
ІІ. Практическая часть.
Упражнение 1. «Представление» (10 мин.)
Т.В. - У вас на столах лежат цветные кружочки, на которых каждый пишет своё имя. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитка крепится так, чтобы её могли прочитать.
Участники оформляют свои визитки и готовятся к взаимному представлению, для чего они объединяются в пары, и каждый рассказывает о себе своему партнёру.
Основная задача представления – представить своего партнера всем присутствующим, подчеркнуть индивидуальность своего партнёра, рассказать о нём так, чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Начать презентацию можно со слов: «Для … самое главное…».
Итак, после такого представления, даже те, кто работают вместе уже давно, все равно открыли для себя какие-то новые грани и стороны в своих партнерах. Теперь, я думаю, мы можем продолжить общение.
Гармоничные взаимоотношения в коллективе — одно из главных преимуществ любой рабочей среды. Это основа основ. Какие ассоциации возникают у вас со словом «взаимоотношение»? Каждый записывает по одному слову.
Вывод: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ — субъективные связи и отношения, существующие между людьми в социальных группах.
Т.В.: - В основе взаимоотношений лежит общение. Сегодня мы попробуем понять ценность общения, постараемся раскрыть содержание понятия «общение», познакомиться с его элементами и научиться преодолевать конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения. Начнем мы с понятия «общение». А поможет нам раскрыть это понятие упражнение «Расшифруй слово».
Упражнение 2. «Расшифруй слово» (7мин.)
Участники выполняют работу самостоятельно, объединившись в небольшие группы (по два человека). Каждая группа расшифровывает только одну букву. По окончании работы педагоги обсуждают результаты исследования и объясняют свой выбор.
(Раздать на листочках буквы)
Например:
О - объединение, открытость, общество;
Б - близость, безопасность;
Щ - щедрость;
Е - единение, единомыслие;
Н - необходимость;
И - искренность, истина, интерес;
Е – единство.
Т.В. - Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие совершаемое вместе, сообща. Столько хороших, важных слов раскрывает нам понятие «общение».
Так почему же именно в общении возникают конфликты? Сегодня отчасти мы
постараемся ответить на этот вопрос.
Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, острый спор.
Наверное, все сталкивались с тем, что, произнося одни и те же слова, в одной ситуации устанавливаются хорошие отношения с собеседником, а в другой – плохие, приводящие к конфликтам.
Следующее упражнение поможет нам понять, почему так происходит.
Упражнение 3. «Ромашка чувств» (5 мин.)
Педагогам предлагается произнести словосочетание «давайте работать», как можно выразительнее, отразив его интонацией написанной на лепестках ромашки. Каждый участник по очереди выбирает понравившийся лепесток и произносит нужное слово с выбранной им интонацией.
Итак, начнем: удивленно, скорбно, нежно, злобно, восторженно, презрительно, трагически, повелительно.
Т.В.: - Что такое интонация?
Интонация – манера произношения, отражающая чувства или состояние говорящего.
Какой вывод нам помогло сделать это упражнение? (отвечают педагоги).
Мы иногда не придаем должного значения словам и тону, в котором мы произносим эти слова, особенно сказанные в минуту раздражения, усталости… Необходимо постоянно следить не только за тем, что мы говорим, но и с какой интонацией мы обращаемся к человеку. Неслучайно об этом говорится в народных пословицах: «Слово пуще стрелы разит». «От одного слова – да навек ссора. От слова спасение, от слова и погибель. Скажешь — не воротишь; напишешь — не сотрешь; отрубишь — не приставишь. Слово, сказанное без соображенья, подобно выстрелу без прицела. Худого слова и медом не запьешь.
Почему одни люди легко общаются со всеми, а у других так не получается? По-видимому, для успешного общения человек должен сам обладать некоторыми особыми качествами и умениями. У некоторых людей они есть, другие при желании могут им научиться.
Упражнение 4. «Качества общения» (7мин.)
Т.В.: - Я предлагаю каждому из Вас нарисовать следующую схему: в середине листа нарисуйте квадрат и впишите в него такие особенности вашей личности, которые вам кажутся важными для работы и общения в педагогическом коллективе. Вокруг квадрата напишите те личностные качества, которые вы не можете использовать в профессиональной деятельности, потому что, с вашей точки зрения, они не нужны.(Участники выполняют задание)
Для выполнения задания предлагается памятка (Приложение 1)
Обсуждение:
- Какими личностными проявлениями (особенностями) надо пожертвовать во время работы?
-Какие свойства (качества)личности все же можно интегрировать в профессиональную жизнь?
Выводы:
Качества, которые помогут вам для эффективного общения (Приложение 2)
Упражнение 5. «Рисунок на спине» (5мин.)
Ход: «А сейчас мы с вами порисуем на спине. Нам необходимо построиться колонной, каждый участник при этом смотрит в спину своего товарища. Я сейчас нарисую картинку и спрячу, затем такой же рисунок я изображу пальцем на спине у того кто стоит последним в колонне. Ваша задача, постараться почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше, до самого первого. А первый затем воспроизведет этот рисунок на бумаге, в конце мы сравним этот рисунок с первоначальным вариантом. Итак, начали».
При желании участников упражнение может повториться, только те, кто стояли первыми и последними в колонне меняются, также можно сменить ведущего.
После упражнения ведущий задает вопросы. - Что помогало понимать и передавать ощущение? - Что чувствовали первые и последние стоящие в команде? - Что мешало выполнять упражнение, с каким трудностями столкнулись?
Заключительная часть.
Упражнение 6. «Пойми меня» (5 мин.)
Пара участников мимикой, жестами изображают ситуацию, присутствующие должны определить, о чем идет речь.
- поставить мольберт и рисовать с натуры;
- вбить гвоздь и повесить картину на стену;
- встреча на скамейке;
- утешение плачущего ребенка;
- встреча друзей после долгой разлуки.
ІV. Рефлексия «Благодарю…» (3 мин.)
В конце семинара каждому педагогу предлагается выбрать только одного из коллег, кому хочется сказать «спасибо» за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.
Т.В.: - Наш коллектив такой, каким мы сами его делаем, и каждый из нас привносит в него что-то свое. Кто-то смех или юмор, кто-то доброту, кто-то строгость, дисциплину, организованность и т. д. – все это очень важно для коллектива.
Приложение 1
Личностные качества – это врожденные или приобретенные особенности характера человека
Личностные качества могут быть положительными и отрицательными.
Среди положительных составляющих личности индивида выделяют такие как: доброта, участливость, сопереживание, трудолюбие, ответственность, терпеливость, миролюбие, старательность, дружелюбность, культурность, нравственность, надежность, бескорыстие, прямота, правдивость, уверенность, интеллектуальность, рассудительность, оптимизм, целеустремленность, жизнерадостность, энергичность, аккуратность, внимательность, нежность, заботливость.
Традиционно к негативным личностным качествам причисляют следующие: лживость, двуличность, безответственность, пренебрежение, агрессивность, грубость, несдержанность, леность, разгильдяйство, хамство, ненависть, чрезмерный эгоизм, инертность, слабохарактерность, неряшливость, неуверенность, обидчивость, гордыня, трусость, алчность, холодность, безразличие, избыточная самокритичность, завистливость, мстительность и т.п.
Личностные особенности
Личностные особенности - это совокупность характера, способностей, темперамента и мотивов. Личностные особенности - это мотивы людей, их стремления и воля, их личностная устойчивость и личностная идентичность.
Личностные особенности делятся на две группы: свойства индивида (и индивидуальные качественные особенности психических процессов) и свойства индивидуальности (мотивы и отношения, характер, способности).
Под личностными особенностями подразумеваются: замкнутость - общительность; интеллект; эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность; подчиненность - доминантность; низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения; робость - смелость; жесткость - чувствительность; доверчивость - подозрительность; практичность - мечтательность; прямолинейность - дипломатичность; спокойствие - тревожность; консерватизм - радикализм; конформизм - нонконформизм; низкий самоконтроль - высокий самоконтроль; расслабленность - напряженность; адекватная самооценка - неадекватная самооценка, тревожность, экстраверсия - интроверсия; чувствительность; конформность.
Словарь
Конформизм — термин в социологии, психологии и политологии, обозначающий приспособленческую модель поведения в обществе, беспринципность, отказ от личностной ответственности за принятие решений.
Нонконформистам присуще новаторство, инициативность. Они вносят новшества в общество или социальный коллектив и способствуют его развитию.
Экстраверт - человек с открытым общительным характером, обращенный в своих переживаниях и интересах к объектам внешнего мира.
Интроверт - человек, психический склад которого характеризуется сосредоточенностью на своем внутреннем мире, замкнутостью, созерцательностью.
Конформность - изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей.
Приложение2
Качества, которые помогут вам для эффективного общения:
• способность чувствовать и проявлять свое доброжелательное отношение, уважение, симпатию к другим людям, даже когда не одобряешь их поступки, готовность их поддержать (доброжелательность);
• умение встать на место другого человека, посмотреть на мир его глазами, воспринимать поступки с его позиций, увидеть себя его глазами (эмпатия);
• умение быть естественным в отношениях, открытым, не скрываться за масками или ролями, не «строить из себя», не стараться казаться другим, а быть самим собой (аутентичность);
• умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, поступках, отказ от общих рассуждений, многозначительных и непонятных для собеседника, от пространных, наводящих скуку, «умствований вообще» (конкретность);
• способность самому устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны других, склонность к активности в отношениях, к тому, чтобы «идти вперед и вести за собой»; готовность браться за какие-то дела, требующие активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать (инициативность);
• умение говорить и действовать напрямую, открытая демонстрация своего отношения к проблемам, людям, своей точки зрения, не скрывая и не замалчивая (непосредственность);
• искренность, готовность открыть другому свой внутренний мир и твердая убежденность, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими; следует отличать открытость от нездорового стремления раскрыть все свои самые интимные секреты, выложить всю свою подноготную посторонним людям, поскольку сам человек, а не его тайны интересны людям (открытость);
• в случае возникновения трений или конфликтов — умение «с глазу на глаз» поговорить с другим человеком и, не допустив обострения ситуации, выяснить источники разногласий, найти компромисс; готовность в некоторых случаях пойти на конфронтацию, но не с целью испугать или покарать другого, а стремясь установить пусть не дружеские, но открытые и ровные отношения, прийти к какому-то соглашению (толерантность, терпимость) и др.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.