Семинар "Условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению "
Оценка 5

Семинар "Условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению "

Оценка 5
Педсоветы +1
ppt
воспитание +1
СCУЗ, ВУЗ
10.02.2024
Семинар "Условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению "
Материал для педагогов
Защита.ppt

Условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

Условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

Условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

Формирование готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, как проблема, была и остается на современном этапе развития отечественной и зарубежной педагогической и психологической теории…

Формирование готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, как проблема, была и остается на современном этапе развития отечественной и зарубежной педагогической и психологической теории…

Формирование готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, как проблема, была и остается на современном этапе развития отечественной и зарубежной педагогической и психологической теории и практики, особенно значимой и актуальной. Закономерным этапом на жизненном пути каждого ребенка, является подготовка к школьному обучению. Крайне важным становится этот вопрос в новых социально-экономических условиях, когда идет процесс оптимизации сети дошкольного образования, слияние их со школами, увеличения разнообразия образовательных организаций, в том числе территориальных объединений, холдингов и др., что позволяет учитывать интересы детей в получении образования, полнее использовать образующиеся условия для развития каждого ребенка. Вместе с тем, сохраняется проблема преемственности детского сада и начальной школы, в том числе и формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению в новых условиях образовательных комплексов. В связи с этим особенно актуально разрабатывать в комплексах такие программы развития, создавать такие
условия для формирования готовности детей
старшего дошкольного возраста к школьному
обучению, которые бы способствовали на
качественном уровне осуществлять процесс
подготовки дошкольников к обучению
в школе, формированию у
воспитанника способности к саморазвитию
в свете новых требований
ФГОС ДОО.

Актуальность исследования:

Определить эффективные пути формирования у детей старшего дошкольного возраста компонентов готовности к школьному обучению в условиях образовательного комплекса

Определить эффективные пути формирования у детей старшего дошкольного возраста компонентов готовности к школьному обучению в условиях образовательного комплекса

Определить эффективные пути формирования у детей старшего дошкольного возраста компонентов готовности к школьному обучению в условиях образовательного комплекса.

Условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.

Условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению в образовательном комплексе.








Аппарат исследования

Цель исследования

Объект исследования

Предмет исследования

Процесс формирования готовности старших дошкольников к школьному обучению в условиях образовательного комплекса будет эффективным при реализации следующих условий:

Процесс формирования готовности старших дошкольников к школьному обучению в условиях образовательного комплекса будет эффективным при реализации следующих условий:

Процесс формирования готовности старших дошкольников к школьному обучению в условиях образовательного комплекса будет эффективным при реализации следующих условий:

Учет психологических и возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Применение своевременной диагностики психолого-педагогической готовности детей к школе.
Использование потенциала непосредственно - образовательной и игровой деятельности, направленных на формирование готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
Организация взаимодействия детского сада и семьи в формировании готовности ребенка к школе.

Создание единых условий организации педагогического процесса по подготовке детей к школе в условиях образовательного комплекса:
-единая система планирования педагогического процесса;
-организация взаимодействия учителей и воспитателей.
-создание и рациональное использование соответствующей предметно-развивающей
среды в условиях образовательного комплекса.

Осуществление преемственности в работе детского сада и школы по созданию эффективных путей формирования у дошкольника компонентов готовности к школьному обучению в условиях образовательного комплекса.


Гипотеза исследования

Задачи исследования Проанализировать литературу по проблеме исследования

Задачи исследования Проанализировать литературу по проблеме исследования

Задачи исследования

Проанализировать литературу по проблеме исследования.

Раскрыть содержание понятия «готовность к школьному обучению».

Охарактеризовать особенности развития ребенка старшего
дошкольного возраста.

Установить содержание преемственности в подготовке к школе
воспитанников современного реорганизованного образовательного
комплекса дошкольного и общего уровня образования.

Представить условия формирования готовности детей старшего
дошкольного возраста к обучению в школе.


Осуществить эмпирическое исследование формирования готовности
ребенка к обучению в школе в условиях образовательного комплекса.

Сформировать на основе осуществления эмпирического
исследования рекомендации по организации работы по подготовке
воспитанников к школе в условиях образовательного комплекса.

Методологической основой исследования являются:

Методологической основой исследования являются:

Методологической основой исследования являются:

Проблемы готовности к школе, нашедшие отражения в многочисленных работах:
Л. С. Выготского, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Е.Е. Кравцовой, Н.И. Гуткиной, Е.Е. Кравцовой, Н.Г. Салминой, Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикова, Н.В. Микляевой, Л.Р.Болотиной и др.

Теоретическая значимость исследования

Теоретическая значимость исследования

Теоретическая значимость исследования

Практическая
значимость исследования

Состоит в том, что в нем:
выявлены теоретические основы формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению;
уточнено понятие «школьная готовность»;
осуществлено исследование проблемы формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению в условиях образовательного комплекса.

Разработаны рекомендации по организации работы по подготовке воспитанников к школе в условиях образовательного комплекса, по которой был проведен педагогический эксперимент. Это создает благоприятные возможности использования материалов исследования в педагогической практике педагогами а также методистами ДОО в практике работы моделей современных образовательных комплексов (в ходе проведения семинаров, круглых столов в соответствии с разработанной программой и планом).

Экспериментальные исследования проходили на базе

Экспериментальные исследования проходили на базе

Экспериментальные
исследования проходили
на базе ГБОУ Гимназия №1572 СВАО г. Москвы
в 3 этапа

первый этап (сентябрь-ноябрь 2012г.) – констатирующий эксперимент, изучение особенностей готовности к школьному обучению.
второй этап (ноябрь 2012- апрель 2013г.) – формирующий эксперимент, разработка программы, рекомендации воспитателям и родителям, подбор дидактических игр.
третий этап (май 2013г.) – контрольный эксперимент, определение уровня готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.

В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста от
6 до 7 лет в количестве
16 человек

Разработка программы эксперимента

Разработка программы эксперимента

Разработка программы эксперимента

Повтор тестовых заданий
Обработка полученных данных
Заполнение таблицы №12,14,16,18, 20.
Построение диаграммы

НОД и игровая деятельность

Методические рекомендации

Подбор литературы

Программа преемственности

Проведение таких упражнений, как «Что слышно?», «Чего не хватает?», «Что перепутал художник?», «Путаницы», «Пожалуйста» и другие упражнения, способствовало развитию внимания

Проведение таких упражнений, как «Что слышно?», «Чего не хватает?», «Что перепутал художник?», «Путаницы», «Пожалуйста» и другие упражнения, способствовало развитию внимания


Проведение таких упражнений, как «Что слышно?», «Чего не хватает?», «Что перепутал художник?», «Путаницы», «Пожалуйста»
и другие упражнения, способствовало развитию внимания


С целью развития восприятия
детям предлагались следующие
игры:
«Найти того же цвета», «Определи
по запаху», «Вкусно – невкусно»
на развитие мышления:
«Сложи квадрат»,«Сложи узор»,
«Хорошо – плохо», «Построй схему»,
«Найди дом куклы»

Формирующий этап

Методики обследования Методика «Узнавание фигур»

Методики обследования Методика «Узнавание фигур»

Методики обследования

Методика «Узнавание фигур»

Цель: Исследование процессов восприятия и узнавания, объема кратковременной зрительной памяти.

Методика « Домик»

Цель: сформированность пространственных представлений, произвольного внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Методика «Графический узор»

Цель: умения действовать по правилу, самоконтроля, пространственной ориентировки, мелкой моторики.

Методика «Сравни картинку»

Цель: диагностика произвольности познавательных процессов.

Методика
«Мозаика»

Цель: выявление степени овладения зрительным анализатором и синтезом – объединением элементов в целостный образ.

Методика «Исключение лишнего» Цель: способность к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки

Методика «Исключение лишнего» Цель: способность к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки

Методика «Исключение лишнего»

Цель: способность к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки.

Методика « Матричные задачи Равена»

Цель: зрительный анализ целого пространства и его отдельных частей, зрительная манипуляция образами, выявление закономерностей.

Методика « Логические задачи»

Цель: понимание логических отношений, умение соотносить два суждения.

Методика
«Последовательность событий»

Цель: развитие логического мышления, речи и способности к обобщению.

Методика «Свободной беседы»

Цель: осведомленность детей о семье, труде взрослых и сезонных явлениях природы.

Диагностика «Сформированности учебной мотивации»

Цель: выявление «внутренней позиции школьника», а также развитие мотивационно - потребностной сферы выявляется в свободной беседе.

Модель единого образовательного пространства

Модель единого образовательного пространства

Модель единого образовательного пространства ГБОУ Гимназии №1572

ООП

Методическое обеспечение

Программа
«Преемственность»

Подготовка ребенка к школе

Музейная среда

Образовательное пространство комплекса

Музей «Русская изба»

Комната психологи-ческой разгрузки

Студии

Педагоги

Совместная деятельность

Родители

Дети

Блок № 1 « Диагностика пространственного восприятия» (методики «Узнавание фигур», «Домик»

Блок № 1 « Диагностика пространственного восприятия» (методики «Узнавание фигур», «Домик»

Блок № 1 «Диагностика пространственного восприятия» (методики «Узнавание фигур»,
«Домик» Н.И. Гуткиной)

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов обследования

Блок № 2 « Диагностика произвольного внимания и регуляции деятельности» (методики «Графический узор» авт

Блок № 2 « Диагностика произвольного внимания и регуляции деятельности» (методики «Графический узор» авт

Блок № 2 « Диагностика произвольного внимания и регуляции деятельности» (методики «Графический узор» авт. Н.В. Бабкина, «Сравни картинки»)

Блок № 3 Диагностика умственного развития (методика «

Блок № 3 Диагностика умственного развития (методика «

Блок № 3 Диагностика умственного развития (методика « Исключение лишнего», « Матричные задачи Равена», « Мозаика» адаптированный вариант методики « Кубики Кооса», логические задачи авт. Н.В. Бабкина, « Методика последовательность событий»)

Блок № 4 «Диагностика общей осведомленности и развитие речи»

Блок № 4 «Диагностика общей осведомленности и развитие речи»

Блок № 4 «Диагностика общей осведомленности и развитие речи»

Блок № 5 Диагностика сформированности учебной мотивации (с использованием вопросника

Блок № 5 Диагностика сформированности учебной мотивации (с использованием вопросника

Блок № 5 Диагностика сформированности учебной мотивации (с использованием вопросника Л.И. Божович и Н.И. Гуткиной)

Необходимо использовать потенциал непосредственно - образовательной и игровой деятельности, направленных на формирование готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

Необходимо использовать потенциал непосредственно - образовательной и игровой деятельности, направленных на формирование готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

Необходимо использовать потенциал непосредственно - образовательной и игровой деятельности, направленных на формирование готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.

Рекомендации для педагогов по готовности детей к школьному обучению

Необходимо своевременно применять диагностики психолого-педагогической готовности детей к школе с учетом психологических и возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

В условиях
перехода на ФГОС
важен вопрос преемственности
в работе детского сада и школы по созданию эффективных путей формирования у дошкольника компонентов готовности к школьному обучению в условиях образовательного комплекса (единая система планирования педагогического процесса и др).

Организация взаимодействия детского сада и семьи в формировании готовности ребенка к школе.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2024