Формирование готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, как проблема, была и остается на современном этапе развития отечественной и зарубежной педагогической и психологической теории и практики, особенно значимой и актуальной. Закономерным этапом на жизненном пути каждого ребенка, является подготовка к школьному обучению. Крайне важным становится этот вопрос в новых социально-экономических условиях, когда идет процесс оптимизации сети дошкольного образования, слияние их со школами, увеличения разнообразия образовательных организаций, в том числе территориальных объединений, холдингов и др., что позволяет учитывать интересы детей в получении образования, полнее использовать образующиеся условия для развития каждого ребенка. Вместе с тем, сохраняется проблема преемственности детского сада и начальной школы, в том числе и формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению в новых условиях образовательных комплексов. В связи с этим особенно актуально разрабатывать в комплексах такие программы развития, создавать такие
условия для формирования готовности детей
старшего дошкольного возраста к школьному
обучению, которые бы способствовали на
качественном уровне осуществлять процесс
подготовки дошкольников к обучению
в школе, формированию у
воспитанника способности к саморазвитию
в свете новых требований
ФГОС ДОО.
Актуальность исследования:
Определить эффективные пути формирования у детей старшего дошкольного возраста компонентов готовности к школьному обучению в условиях образовательного комплекса.
Условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
Условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению в образовательном комплексе.
Аппарат исследования
Цель исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Процесс формирования готовности старших дошкольников к школьному обучению в условиях образовательного комплекса будет эффективным при реализации следующих условий:
Учет психологических и возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Применение своевременной диагностики психолого-педагогической готовности детей к школе.
Использование потенциала непосредственно - образовательной и игровой деятельности, направленных на формирование готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
Организация взаимодействия детского сада и семьи в формировании готовности ребенка к школе.
Создание единых условий организации педагогического процесса по подготовке детей к школе в условиях образовательного комплекса:
-единая система планирования педагогического процесса;
-организация взаимодействия учителей и воспитателей.
-создание и рациональное использование соответствующей предметно-развивающей
среды в условиях образовательного комплекса.
Осуществление преемственности в работе детского сада и школы по созданию эффективных путей формирования у дошкольника компонентов готовности к школьному обучению в условиях образовательного комплекса.
Гипотеза исследования
Задачи исследования
Проанализировать литературу по проблеме исследования.
Раскрыть содержание понятия «готовность к школьному обучению».
Охарактеризовать особенности развития ребенка старшего
дошкольного возраста.
Установить содержание преемственности в подготовке к школе
воспитанников современного реорганизованного образовательного
комплекса дошкольного и общего уровня образования.
Представить условия формирования готовности детей старшего
дошкольного возраста к обучению в школе.
Осуществить эмпирическое исследование формирования готовности
ребенка к обучению в школе в условиях образовательного комплекса.
Сформировать на основе осуществления эмпирического
исследования рекомендации по организации работы по подготовке
воспитанников к школе в условиях образовательного комплекса.
Методологической основой исследования являются:
Проблемы готовности к школе, нашедшие отражения в многочисленных работах:
Л. С. Выготского, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Е.Е. Кравцовой, Н.И. Гуткиной, Е.Е. Кравцовой, Н.Г. Салминой, Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикова, Н.В. Микляевой, Л.Р.Болотиной и др.
Теоретическая значимость исследования
Практическая
значимость исследования
Состоит в том, что в нем:
выявлены теоретические основы формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению;
уточнено понятие «школьная готовность»;
осуществлено исследование проблемы формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению в условиях образовательного комплекса.
Разработаны рекомендации по организации работы по подготовке воспитанников к школе в условиях образовательного комплекса, по которой был проведен педагогический эксперимент. Это создает благоприятные возможности использования материалов исследования в педагогической практике педагогами а также методистами ДОО в практике работы моделей современных образовательных комплексов (в ходе проведения семинаров, круглых столов в соответствии с разработанной программой и планом).
Экспериментальные
исследования проходили
на базе ГБОУ Гимназия №1572 СВАО г. Москвы
в 3 этапа
первый этап (сентябрь-ноябрь 2012г.) – констатирующий эксперимент, изучение особенностей готовности к школьному обучению.
второй этап (ноябрь 2012- апрель 2013г.) – формирующий эксперимент, разработка программы, рекомендации воспитателям и родителям, подбор дидактических игр.
третий этап (май 2013г.) – контрольный эксперимент, определение уровня готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста от
6 до 7 лет в количестве
16 человек
Проведение таких упражнений, как «Что слышно?», «Чего не хватает?», «Что перепутал художник?», «Путаницы», «Пожалуйста»
и другие упражнения, способствовало развитию внимания
С целью развития восприятия
детям предлагались следующие
игры:
«Найти того же цвета», «Определи
по запаху», «Вкусно – невкусно»
на развитие мышления:
«Сложи квадрат»,«Сложи узор»,
«Хорошо – плохо», «Построй схему»,
«Найди дом куклы»
Формирующий этап
Методики обследования |
Методика «Узнавание фигур»
Цель: Исследование процессов восприятия и узнавания, объема кратковременной зрительной памяти.
Методика « Домик»
Цель: сформированность пространственных представлений, произвольного внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Методика «Графический узор»
Цель: умения действовать по правилу, самоконтроля, пространственной ориентировки, мелкой моторики.
Методика «Сравни картинку»
Цель: диагностика произвольности познавательных процессов.
Методика
«Мозаика»
Цель: выявление степени овладения зрительным анализатором и синтезом – объединением элементов в целостный образ.
Методика «Исключение лишнего»
Цель: способность к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки.
Методика « Матричные задачи Равена»
Цель: зрительный анализ целого пространства и его отдельных частей, зрительная манипуляция образами, выявление закономерностей.
Методика « Логические задачи»
Цель: понимание логических отношений, умение соотносить два суждения.
Методика
«Последовательность событий»
Цель: развитие логического мышления, речи и способности к обобщению.
Методика «Свободной беседы»
Цель: осведомленность детей о семье, труде взрослых и сезонных явлениях природы.
Диагностика «Сформированности учебной мотивации»
Цель: выявление «внутренней позиции школьника», а также развитие мотивационно - потребностной сферы выявляется в свободной беседе.
Модель единого образовательного пространства ГБОУ Гимназии №1572
ООП
Методическое обеспечение
Программа
«Преемственность»
Подготовка ребенка к школе
Музейная среда
Образовательное пространство комплекса
Музей «Русская изба»
Комната психологи-ческой разгрузки
Студии
Педагоги
Совместная деятельность
Родители
Дети
Необходимо использовать потенциал непосредственно - образовательной и игровой деятельности, направленных на формирование готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
Рекомендации для педагогов по готовности детей к школьному обучению
Необходимо своевременно применять диагностики психолого-педагогической готовности детей к школе с учетом психологических и возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
В условиях
перехода на ФГОС
важен вопрос преемственности
в работе детского сада и школы по созданию эффективных путей формирования у дошкольника компонентов готовности к школьному обучению в условиях образовательного комплекса (единая система планирования педагогического процесса и др).
Организация взаимодействия детского сада и семьи в формировании готовности ребенка к школе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.