Семинар для социальных педагогов «Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы».
Оценка 4.8
Мероприятия +1
docx
Междисциплинарный 5
Взрослым
30.11.2017
семинар по инклюзивному образованию для социальных педагогов. семинар состоит из теоретической практической части. Основная цель данного семинара: формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров. В практической части используется ряд упражнений, которые можно разобрать как с педагогами, так и с детьми и родителями
СЕМИНАР для соц пед.docx
Семинар для социальных педагогов
«Инклюзивное образование в современной школе:
проблемы, перспективы».
Основная цель: формирование у педагогов психологической готовности к
взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья,
снятие психологических барьеров.
Задачи:
повышение психологопедагогической компетентности педагогов;
формирование представлений о психологических особенностях семьи
ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
проанализировать и определить пути помощи и поддержки семьи ребенка с
ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации;
обменяться имеющимся опытом по психологопедагогическому
сопровождению детей с особенностями развития;
оказание психотерапевтической помощи участникам
Оборудование: компьютер, медиапроектор, медиаэкран; музыкальный центр;
презентация «Инклюзивное образование»; газета; ленты и шарфы, мягкие игрушки;
игрушечные ключи, шкатулка.
Ход семинара
Добрый день, уважаемые коллеги! Наш семинар я начну с мудрой китайской
притчи. А о чем она вы скажете после её прослушивания.
1 слайд.
1. Притча «Трещина в кувшине»
У одной пожилой женщины было два кувшина, с которыми она каждый день
ходила по воду. Набирая два полных кувшина, она вешала их на коромысло, но
приносила домой всегда лишь полтора. В одном кувшине была небольшая
трещина, и половина воды по дороге домой из него выливалась.
Целый кувшин был очень доволен собой, а кувшин с трещиной постоянно
стыдился своего недостатка. Ему было очень жаль пожилую женщину,
которая часто вынуждена была ходить по воду, поэтому, однажды он сказал
ей:
– Прости, что из меня вытекает половина воды, пока ты идешь домой. Я
ничего не могу с этим поделать.
Но мудрая старая женщина только улыбнулась:
– А заметил ли ты, что с твоей стороны дороги я засеяла прекрасные цветы, а
с другой стороны – нет? С твоей помощью я поливаю их каждый день. А они
каждый день радуют мои глаза и душу и украшают мой дом. Если бы не ты, всей этой красоты просто не было бы. Всё это – только благодаря тебе. У
каждого из нас есть свои странности и недостатки. Но есть особенности и
трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной.
Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем
хорошее.
Как вы думаете, о чем эта притча? Определите основную тему и идею
притчи.
Да, вы правы, это коротенькая и мудрая притча о недостатках. Имея жизненную
мудрость, любой недостаток можно использовать себе во благо и обратить его в
преимущество. Главное уметь взглянуть на ситуацию с нужной стороны!
Эта притча о важности и значимости каждого человека в этом мире, о принятии
себя и окружающих нас людей такими, какие они есть, видеть в них хорошее.
Уважаемые коллеги. Какое понятие в настоящее время всё чаще стало
появляться в педагогической практике?
Да, это понятие «инклюзивное образование».
2 слайд. Тема сегодняшнего семинара «Инклюзивное образование в
современной школе».
Как эту притчу можно связать с нашей темой?
(дети с ограниченными возможностями здоровья тоже как «кувшин с
трещинкой», они тоже имеют право на жизнь, что они, не зная сами себя,
могут быть полезны обществу)
3 слайд. Практическая часть
Давайте попробуем почувствовать себя в роли таких кувшинов с трещинками.
(Раздаем очки, беруши). Одна группа надевает очки, другая беруши, третья будет
выполнять задание одной рукой. Перед собой вы видите цветную бумагу, из нее мы
будем изготавливать человечков. А вы подумайте, какие чувства у вас будут
возникать при работе.
Во время работы я вам прочитаю стихотворение В. Беляевой
«Я свяжу тебе жизнь… »
Я свяжу тебе жизнь
Из пушистых мохеровых ниток.
Я свяжу тебе жизнь,
Не солгу ни единой петли.
Я свяжу тебе жизнь,
Где узором по полю молитвы —
Пожелания счастья
В лучах настоящей любви.
Я свяжу тебе жизнь Из веселой меланжевой пряжи.
Я свяжу тебе жизнь
И потом от души подарю.
Где я нитки беру?
Никому никогда не признаюсь:
Чтоб связать тебе жизнь
Я тайком распускаю свою.
Ведущий:
Итак, получились человечки, что вы испытывали, какие трудности? Почувствовали
ли вы, что ваши возможности ограничены?
Что или кто помог вам выполнить эту работу?
Скажите, пожалуйста, как вы считаете:
Имеют люди с ограниченными возможностями здоровья право на равноценное
существование в обществе?
Готово современное общество к принятию людей с ограниченными
возможностями и внедрению инклюзивного образования?
Есть ли преимущества инклюзии для детей с ОВЗ?
Подумайте, какие условия необходимо создать для внедрения инклюзивного
образования? (Например, совершенствование материально – технической базы,
создание индивидуальных программ для работы с детьми с ОВЗ, повышение
квалификации педагогов для работы с детьми с ОВЗ и т.д. )
45 слайд. Эти и многие другие вопросы мы рассмотрим сегодня на заседании
нашего МО.
1. Что такое инклюзия, инклюзивное образование и об основных плюсах
инклюзивного образования для детей с ОВЗ
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при
которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных,
культурно этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему
образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без
инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах
общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и
оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их
сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально
выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Дети, которые нуждаются в инклюзивном образовании, могут иметь или не
иметь инвалидность. Но в любом случае, они имеют особые образовательные
потребности,
которые требуют изменения и некоторой перестройки педагогического подхода к ним, а также, возможно, вспомогательное
оборудование. В Законе об образовании такие дети названы детьми с
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ), в специальной
литературе – дети с ограниченными возможностями, со специальными
потребностями.
Инклюзивное образование на территории РФ регулируется следующими
документами:
1. Международноправовые документы:
«Конвенция ООН о правах ребенка», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20
ноября 1989 г., ратифицированная Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. и
действительная ныне на всей территории Российской Федерации.
Программа ЮНЕСКО «Образование для всех», сверхзадачей которой по
существу является устранение разного рода барьеров на пути доступа различных
групп населения к образовательным ценностям. Программа в максимальной
степени актуализирует внимание к проблемам образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья (инвалидов).
Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
2. Документы Федерального уровня:
Конституция РФ;
«Об образовании в Российской Федерации» — Федеральный закон Российской
Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» — Закон Российской
федерации от 24 ноября 1995 г. N 181ФЗ с дополнениями и изменениями
3. Документы Регионального уровня:
Распоряжение министерства образования Иркутской области от 28.05.2015
№474
План мероприятий (дорожная карта) по развитию системы профессиональной
ориентации детейинвалидов и лиц с ОВЗ в Иркутской области на 2016 – 2020 г.г.
Распоряжение Правительства Иркутской области от 30 сентября 2015 г. N 566
РП "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") Иркутской области
по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг
на 2016 2030 годы"
Инклюзивное образование:
Работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для
обеспечения потребностей всех детей;
Является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех;
Является динамичным процессом, который постоянно в развитии;
Признает, что все дети могут учиться.
По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в
Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с
ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном)
образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми
инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества,
эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной
деятельности.
Долгое время государственная политика была ориентирована на
содержание детей с ограниченными возможностями в интернатах, обучение и
воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного)
образовательного учреждения. Многие специалисты отмечают, что часто юноши и
девушки, получившие общее полное образование в специальных учреждениях,
трудно адаптируются к получению профессионального образования в обычных
образовательных учреждениях. По мнению экспертов, это ведет к углублению
неравенства людей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация
интегрированного (инклюзивного) подхода выступает в качестве гуманистической
альтернативы специальному обучению.
Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для
удовлетворения различных потребностей в обучении. Как показывает российская и
международная практика, обучение становится более эффективным, и выигрывают
от этого все дети. Это делает особенно актуальным вопрос развития инклюзивного
образования на уровне общеобразовательной школы.
«Образование для всех»
Фундаментальный принцип «образование для всех» состоит в том, что каждый
человек должен иметь возможность учиться.
Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны
иметь возможность учиться вместе, независимо от какихлибо трудностей,
имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они
могут иметь.
Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными
возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них.
Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных
взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они
могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Три аспекта развития инклюзии
1.Создание инклюзивной культуры
Построение школьного сообщества
Принятие инклюзивных ценностей
2.Разработка инклюзивной политики Развитие школы для всех
Организация поддержки разнообразия
3.Развитие инклюзивной практики
Управление процессом обучения
Мобилизация ресурсов
Существующие барьеры:
Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются
необучаемыми;
Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о
проблемах инвалидности и не готовы к включению детейинвалидов в
процесс обучения в классах;
Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на
образование и испытывают страх перед системой образования и социальной
поддержки;
Архитектурная недоступность школ, учреждений.
Системный подход
Для введения инклюзии недостаточно наличия только самих школ и
дошкольных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с
обученным персоналом.
Необходимо подготовить позитивное общественное мнение всех родителей о
совместном обучении детей. Наряду с этими условиями, должна быть
приспособлена к потребностям инвалидов городская среда (включая транспорт).
Важным является также адекватная поддержка семей с детьми
инвалидами.
От милосердия и благотворительности надо переходить к равноправному
партнерству с инвалидами, их семьями и представляющими их общественными
организациями.
Число детейинвалидов в инклюзивной школе ограничено — не более 10% на
всю школу и не более трех человек — в одном классе (10% — это показатель,
рекомендованный психологами). Прием детейинвалидов в общеобразовательную
школу должен быть на основе заключения медикопсихологической и
педагогической комиссии, то есть должно быть обязательно прописано, что он
может учиться в общеобразовательной школе.
Именно родители «особых» детей настаивают на их включение в обычное
детское сообщество. Прежде всего, это связано с тем, что в налаженной системе
коррекционного (специального) образования с хорошо отработанной
десятилетиями методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо развита
социальная адаптация «особого» ребенка в реальном мире – он находится в
изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями
адаптируются к жизни в общеобразовательных школах (далее – ОУ) лучше, чем в
специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении
социального опыта. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности,
развивается толерантность, активность и самостоятельность. Отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия
твердой позиции взрослых и климата в классе в целом. Наблюдения американских
специалистов показывают, что те, кто, до школы посещал детские сады вместе с
детьми с ограниченными возможностями, относились к ним спокойнее и с большим
пониманием, чем даже учителя, впервые начавшие работать с ними.
Инклюзивное образование предполагает целый комплекс серьёзных
изменений во всей школьной системе, в ценностных установках, в понимании роли
учителя и родителей, в педагогике (педагогическом процессе) вообще.
Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития
инклюзивной практики – создание специальных условий для развития и социальной
адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их
сверстников.
Создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих
учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными
возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного
процесса, описываются в Программе коррекционной работы в образовательном
учреждении.
Специальные условия для получения образования детьмиинвалидами
(детьми с ограниченными возможностями здоровья), закрепленные в нормативно
правовых, регламентирующих и рекомендательных документах, можно условно
разделить на несколько групп,
определяющих направления работы
образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику.
Самое общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и –
в частности – образовательное пространство – создание универсальной
безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей
инвалидов в общество. При этом на уровне образовательного учреждения это
условие дополняется задачей создания адаптивной образовательной среды.
Перечислим далее основные группы условий:
1. Материальнотехническая база, оснащение специальным оборудованием;
возможность организации дистанционного обучения.
2. Организационное обеспечение образовательного процесса, включающее в
себя нормативноправовую базу, финансовоэкономические условия,
создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними
организациями и родителями (необходима разработка регламентов
взаимодействия с внешними организациями,
локальных актов
образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику),
информационнопросветительское обеспечение.
3. Организационнопедагогическое обеспечение. Реализация образовательных
программ с учетом особенностей психофизического развития и
возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных
программ в рамках индивидуального учебного плана. Программно
методическое обеспечение образовательного процесса.
Реализация
вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы.
Использование различных видов образования. Применение современных технологий образования и психологопедагогического сопровождения.
Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным
потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.
4. Комплексное психологопедагогическое сопровождение,
организация
коррекционной работы.
5. Кадровое обеспечение.
Специальная подготовка педагогического
коллектива к работе с детьми с ОВЗ (детьмиинвалидами), работе в
условиях инклюзивной практики.
Таким образом, создание специальных условий для получения образования
детьми с ОВЗ (детьмиинвалидами) связано не только и не столько с созданием
определенной материальнотехнической базы образовательного учреждения,
сколько с изменением всей образовательной среды.
Цель инклюзии — не только интеграция детей с ОВЗ в массовые
образовательные учреждения. Ведущим принципом инклюзивной образовательной
среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям
различных категорий детей за счет структурнофункциональной, содержательной и
технологической модернизации образовательной системы учреждения.
является
Психологомедикопедагогический
Говоря о психологопедагогическом сопровождении инклюзивной практики
образовательного учреждения прежде всего необходимо понимать, что объектом
такого сопровождения выступает не только ребенок с ОВЗ, но и любой другой
нуждающийся в поддержке ребенок, ровно как и педагоги и родители. Ядром этого
процесса
консилиум
образовательного учреждения. В состав специалистов ПМПк образовательного
учреждения кроме координатора по инклюзии (завуча по инклюзии или старшего
воспитателя, руководителя соответствующего структурного подразделения ОУ,
психолога, логопеда и дефектолога) должны входить специалисты, которые
непосредственно работают с ребенком – воспитатели или учителя, специалисты
сопровождения (тьютор, социальный педагог, педагог группы продленного дня,
педагоги дополнительного образования, медсестра или приглашенный на основе
договора врач). Председателем ПМПк должен быть сотрудник ОУ, обладающий
достаточным административным ресурсом: координатор по инклюзии в ОУ
(старший воспитатель, завуч по инклюзии) или руководитель службы психолого
педагогического сопровождения, завуч начальной школы и иной администратор.
Правила инклюзивной школы:
Все ученики равны в школьном сообществе
Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня
У всех учеников должны быть равные возможности для установления и
развития важных социальных связей
Планируется и проводится эффективное обучение Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и
процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию
среди сверстников
Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика
Семьи активно участвуют в жизни школы.
Принципы формирования индивидуальной программы обучения:
Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью)
Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей
ученика
Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных
особенностей обучения
Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере
поведения в классе
Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс
обучения
Составлена с целью повышения успешности ученика.
Обычный учитель может быть успешен при условии, если:
он достаточно гибок,
ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы
он уважает индивидуальные различия
он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива
он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе
он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде.
Результаты инклюзии:
У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех
мероприятиях общеобразовательного процесса
Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке
стереотипов Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него
сложны
Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика
Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в
планировании, проведении и оценке уроков
Существуют процедуры оценки эффективности
Очень важно понять:
При создании инклюзивных школ, школ нового типа, дети привыкают к тому, что
мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на
жизнь, воспитание, обучение, развитие.
Для человека не существует более чудовищного наказания , чем быть
предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.
У. Джеймс
Доклады из опыта работы по обучению и воспитанию детей с ОВЗ
1) Формы и методы работы социального педагога образовательного учреждения
с семьей ребенкаинвалида Денисова А.А.
2) Организация работы школьного ПМПК из опыта работы МКОУ СОШ №3
п. Михайловка – Федоренко В.А.
Часть III. Практическая часть.
Упражнение «Котенок».
Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу газету. Потом
предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь
газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не
испугать его. В конце упражнения ведущий говорит, что точно такое же бережное
отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.
Упражнение «Мать инвалида».
Выбирается участник для роли матери ребенкаинвалида. При помощи лент
ведущий демонстрирует то, какие ограничения в обществе испытывают родители
детей с ОВЗ (см. таблицу 1). Группа участвует, отвечая на вопросы.
Таблица 1. Упражнение «Мать инвалида»
Часть тела
Символическое значение (завязываются
лентами)
Глаза
Рот
Уши
Руки
Сердце
Живот
Бедра
Ноги
Родителям сложно принять своего ребенка, увидеть его таким, какой он
есть; сложно выводить его в общество и в буквальном смысле «быть на
виду»
Родители боятся рассказывать о своем ребенке, говорить о нем,
рассказывать о своих трудностях и потребностях
Родители не хотят слышать диагноз ребенка и боятся общественного
мнения и осуждения
Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во многом
ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить ребенка,
человек «опускает руки»
Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце
разрывается», «болит душа»)
Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии. Многие
семьи детей с нарушеньями развития как бы «живут вполсилы», «дышат
в полдыхания»
Многие родители боятся рожать детей, ухудшаются супружеские
отношения, формируются супружеские дисгармонии
Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле
боятся сами «сделать шаг», ограждают и ребенка от самостоятельных
жизненных шагов. Семья замирает, не развивается
Комментарии ведущего: в такой изоляции и социальном «коконе» оказываются
родители детей с нарушениями в развитии. Преодолеть это состояние можно,
ощущая тепло и поддержку как родных людей, так и людей, работающих с
особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку
иногда именно детский сад — первая ступенька общества и образования, которая
может показать семье, что они включены в это общество и этот мир. И им уже не
так страшно обращаться в социальные сферы, водить детей в школы и активно
включать в мир отношений
Упражнение «Кенгуру»
Игра развивает чувство сопереживания другим, эмпатию, корректирует
агрессивные тенденции в поседении.
Участникам на пояс завязывается шарф или косынка, образуя «сумку кенгуру». В
нее сажают детеныша — мягкую игрушкузверушку. По команде ведущего
«кенгуру» начинают прыгать к условленному месту, стараясь не выронить малыша.
Руками придерживать нельзя. Побеждают самые быстрые и заботливые кенгуру.
Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…»
Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они
похожи, для того, чтобы уже найти приятелей по интересам.
Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга — внутренний и
внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое.
Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая
начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что…». Например: что живем на планете Земля, работаем в школе и т. д. Участники внутреннего круга отвечают:
«Мы с тобой отличаемся тем, что…». Например: что у нас разный цвет глаз, разная
длина волос и т. д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга
передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до
тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым
участником внешнего круга.
Упражнение «Поводырь»
Участники разбиваются на пары, и внутри каждой пары решается, кто будет
ведущим, а кто ведомым. Ведомый закрывает глаза и при помощи ведущего ходит
по комнате, дотрагивается до различных предметов. По окончании участники
меняются ролями.
Обсуждение: Страшно ли было ходить с закрытыми глазами?
Помогал ли тебе твой партнёр? Чем помогал? Какие новые впечатления получили.
Изменилась ли комната, когда вы открыли глаза? В какой роли больше
понравилось быть: в роли ведущего или ведомого?
Упражнение «Погружение»
«Сегодня к нам в гости пришла Аня, ей 8 лет. Родилась она долгожданным и
желанным ребенком. Мама и папа ее очень любят, но так случилось, что она не
такая, как все. (Пауза). Особая. У неё текут слюни, ещё она много прыгает на
месте, улыбается и говорит чтото не понятное нам взрослым, желая при этом
увидеть искорку понимания. Она не умеет играть с детьми, общаться со
взрослыми, но ей так хочется этому научится и быть рядом с нами. У девочки
возникают вспышки агрессии. Она не всегда может справиться со своими
эмоциями. В этот мир она пришла такой не понятной и сейчас она с нами.
И тут я укладываю Аню на пол в центр круга. (Пауза).
Сейчас, я предлагаю, по кругу, каждому из вас ответить на следующие вопросы:
1. Какое чувство родилось у вас при встрече с Аней (или с похожими детьми)?
2. Что вы, как педагог можете сделать для Ани (для таких детей)?
Часть IV. Рефлексия
1) Упражнение «Ключи».
В этом упражнении используйте большую связку ключей. Ключ в руке человека,
который говорит о своих целях, придает ему уверенность и одновременно с этим
символически выражает возможность чтото открыть или, наоборот, закрыть для
себя.
Инструкция: В нашей встрече мы расстаемся со многими представлениями, как бы
«запираем на ключ» ошибочные предположения, иллюзии, отслужившие взгляды,
устаревшие задачи, ненужные отношения и т. п. И в то же время мы многое
открываем для себя: приобретаем новый взгляд на вещи, обращаемся к новым
темам, задачам, людям. Все это будет символизировать связка ключей. Тот, кто
захочет рассказать о своих целях, будет держать ее в руках. Он может решить,
какой ключ и по какой причине больше всего подходит для его конкретных целей, а также, с чем именно связана его цель: придется ли ему чтото «открывать» или,
наоборот, «запирать». После того, как вы расскажете о своих целях, передайте,
пожалуйста, связку следующему участнику.
Семинар для социальных педагогов «Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы».
Семинар для социальных педагогов «Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы».
Семинар для социальных педагогов «Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы».
Семинар для социальных педагогов «Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы».
Семинар для социальных педагогов «Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы».
Семинар для социальных педагогов «Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы».
Семинар для социальных педагогов «Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы».
Семинар для социальных педагогов «Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы».
Семинар для социальных педагогов «Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы».
Семинар для социальных педагогов «Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы».
Семинар для социальных педагогов «Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы».
Семинар для социальных педагогов «Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы».
Семинар для социальных педагогов «Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.