Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности в учебно-воспитательном процессе
Оценка 5

Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности в учебно-воспитательном процессе

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
24.08.2017
Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности в учебно-воспитательном процессе
Я горжусь своими учениками. На пути к победе над злом, безразличием и невоспитанностью нам встречались конфликты, непонимание, обиды. Но вместе с детьми, не оставляя ни одну проблему без внимания, мы всё же стали духовно-нравственными детьми. Конечно, этот путь становления «настоящих людей»....
доклад.docx
ГОКУ СКШ №6 г.Иркутска по теме: «Формирование устойчивых духовно­ ДОКЛАД нравственных качеств личности в учебно­ воспитательном процессе» Выполнила: Слабоднюк Н.А. Актуальность проблемы формирования духовно­нравственной личности.  Иркутск           Приоритетный национальный проект «Образование», реализуемый министерством,  базируется на воспитании.  И моё глубокое убеждение, что мы – педагоги можем внести  огромный вклад в воспитание подрастающего поколения, а значит в будущее нашей страны, её благополучие.  Общество хочет видеть современного человека образованным и глубоко нравственным.  Недаром в закон РФ «Об образовании» внесена поправка, что основной задачей  образования является формирование духовно­нравственной личности. Именно духовно­ нравственное воспитание я взяла за основу своей работы как воспитателя.  В настоящее время нравственные ориентиры оказались смятыми, а подрастающее  поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности.  В 2002 году проходило научное исследование «Социально – педагогические факторы  успешности обучения и воспитания  школьников».  В опросе приняли участие 140  педагогов из 6 регионов РФ. На вопрос: «Что вы считаете главным в учебно­ познавательном процессе?» только 24% педагогов назвали главным формирование  духовно­нравственных ценностей. В ответах педагогов школы на вопрос о том, какие  личностные качества в учениках воспитать не удаётся или удаётся плохо, чаще всего  звучали те качества, которые определяются духовно­нравственными ценностями детей:  доброта, отзывчивость, искренность, сострадание, умение сопереживать и сочувствовать.  Это такие качества личности, которые имеют глубинную природную основу и слабо  компенсируются другими качествами.  Педагоги отметили, что испытывают значительные затруднения в воспитании у детей  нравственных качеств. И в то же время большинство опрошенных проблему формирования  духовно­нравственных ценностей поставили на последнее место по степени значимости в  учебно­воспитательном процессе. Возникает противоречие! Мы хотим вырастить  порядочных, высоко духовных детей, но отводим этой проблеме самое последнее место в  учебно­воспитательном процессе? Почему же так происходит? Более пристальное  исследование этого вопроса показало,  что отчасти за этим скрывается неосознанное  желание «не видеть» проблему.  Поэтому мною была поставлена  задача не просто вырастить, а правильно воспитать детей,  вложить в них помимо знаний ещё и духовные ценности, которые будут сопровождать их на всём жизненном пути, не сбивая на кривую дорогу, ведущую в ад. Воспитать так, чтобы  научить любить свою землю, жить в мире и согласии с окружающими, быть терпимыми,  толерантными, добрыми. Патриотами, наконец. Решение этой задачи связано с  формированием устойчивых духовно­нравственных свойств личности школьника.  В основе всех проблем, обрушившихся на человечество, на мой взгляд, лежит одна  причина­ БЕЗДУХОВНОСТЬ! Актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя  положениями: Во­первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко  нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами  личности. Во­вторых, в современном мире человек живёт и развивается, окружённый множеством  разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и  негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на  интеллект и чувства  обучающегося. В­третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно­ нравственной воспитанности,  ибо воспитанность­это качество личности, определяющее в  повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и  доброжелательности к каждому человеку.  К.Д.Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». В­четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только  информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном  обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях  данного поступка для окружающих людей.  Проблема духовно­нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как  никогда остро. Средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную  пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности.  Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения  общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием.  Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного  образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру,  сострадание.  Цель работы: содействовать формированию устойчивых духовно­нравственных свойств  личности школьников в учебно­воспитательном процессе. В соответствии с целью мною были  поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать состояние проблемы духовно­нравственного воспитания  школьников  в научной литературе. 2. Разработать план воспитательной работы, основным направлением которого будет  развитие духовно­нравственных качеств личности школьника. 3. Подобрать методы и приёмы работы по формированию духовно­ нравственных качеств  школьников в воспитательном процессе.   4. Провести диагностику уровня нравственной воспитанности учащихся. 5. Проанализировать свою воспитательную работу в классе, выявить её достоинства и  недостатки. Краткое изучение истории данного вопроса. Сущность и природа нравственности. Смертельную опасность бездуховности для жизни на Земле во все времена чувствовали  Великие учителя: Иисус, Мухамед, Ян Амос Каменский, П.Иванов, Амоношвили и многие  многие другие. Они пытались передать нам свой опыт духовно­нравственного воспитания,  но мы его так и не поняли! В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль.  «Мораль (латинское mores­нравы) ­ нормы, принципы, правила поведения людей, а так же  само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства,  суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом  и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)». В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести  человека». Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный,  душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к  одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий  общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному ­  добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с  законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем  гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое  самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести». С годами понимание нравственности изменилось.  У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность ­ это внутренние, духовные качества,  которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые  этими качествами». Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по­разному. Еще в древней  Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно  прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте  говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого,  мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества.  Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без  взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы  выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей.  Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует  жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту  или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В  отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но  опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой  общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль  оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать.  Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать,  как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь». А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо  заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в  детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и  несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности,  очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя  в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его  собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного  воспитания. О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение ­ понятие весьма  широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия  его нравственной сущности необходимо выделить какую­то наименьшую единицу, которая  сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить  поступок. Под поступком понимают какое­либо действие или состояние человека, но всякое  действие или состояние становится поступком только при условии, если оно  рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями  личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. Таким образом, под поведением понимают  совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю  обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание. Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее  общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности  активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее  готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности. Проанализировав этот вопрос, можно прийти к выводу, что основными критериями  нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда  следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы,  правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения  (мотивы), как привычные формы поведения. Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно  позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно. Излишне смело и неверно утверждать, что мы педагоги все поняли и в совершенстве  овладели процессом ведь трансформировать образовательную систему  из процесса  формирования ЗУНов в процессе пробуждения души ОЧЕНЬ ТРУДНО! В данный период времени НРАВСТВЕННОСТЬ­это: Н­РА­ВСТВЕННОСТЬ­весть РА (бога солнца).Человек начинает слышать душой Великие  заповеди(нормы духовного мира). СО­ВЕСТЬ человек начинает жить по духовным нормам. Весть силы становиться  совместной. ОТВЕТ­СТВ­ЕННОСТЬ­ человек готов к ответной вести, он начинает созидать, любить и  защищать свой мир. Обьемы этого мира (от своего Я, от Вселенной) и определяют степень  ответственности, т е. степень духовности. Сущность моего опыта. Сущность моего опыта заключается в том, что, взяв в 2007 году пятый класс, я поставила  перед собой цель: сформировать нравственные качества личности школьников в учебно­ воспитательном процессе. И за 3 года работы с детьми в этом направлении я добилась  заметных положительных результатов в достижении поставленной цели. В этом году, я уверена, что ребята моего 9 класса отличаются особыми качествами:  добротой и отзывчивостью по отношению к людям, искренностью, умением тонко  чувствовать, сопереживать и помогать друг другу в трудной ситуации, любящими свой  край и свою родину. Я горжусь своими учениками. На пути к победе над злом,  безразличием и невоспитанностью нам встречались конфликты, непонимание, обиды. Но  вместе с детьми, не оставляя ни одну проблему без внимания, мы всё же стали духовно­ нравственными детьми. Конечно, этот путь становления «настоящих людей» ещё не  закончен. Хотелось бы верить, что каждый мой ученик никогда уже не свернёт с  правильной дороги.  Содержание опыта. Свою работу в воспитательном направлении по духовно­нравственному воспитанию я  начинаю с августа, ещё до встречи со своими учениками.  И сначала я составляю  для себя алгоритм действий: 1.  Знакомство с родителями , установление контакта с ними и выявления уровня духовно­ нравственной воспитанности членов семьи через беседу и наблюдение (август). 2.  Провести начальную диагностику уровня духовно­нравственного развития (сентябрь) 3. Составить вместе с классным руководителем систему классных часов, основным  направлением которых будет духовно­нравственное развитие качеств личности ребёнка  (сентябрь) 4. Вести целенаправленную, систематическую воспитательную работу по составленному  плану (в течение года) 5. Подобрать методы и приёмы духовно­нравственного воспитания в учебном процессе (в  течение года) 6. Подвести итоги работы, сделать анализ результатов (с помощью диагностики) в конце  учебного года и наметить план воспитательной работы на следующий учебный год (в конце  года) Для достижения генеральной цели – воспитать в каждом ученике духовно­нравственную  личность – при составлении плана воспитательной работы в классе я наметила основные  темы, опираясь на которые и строится моя  воспитательная работа.   «Я и окружающие меня люди» «Я – культурный человек» «Общечеловеческие нормы нравственности» «Я – гражданин России» «Я и моя семья» Планирование воспитательной работы в классе составлено с учётом следующих принципов: 1) системности (воспитательный процесс как сложная система, состоящая из  совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов: это педагоги,  учащиеся, их родители, другие взрослые; единые цели, формы и способы совместной  деятельности; общие критерии, показатели, анализ и оценка состояния и результатов  воспитательного процесса) 2) научности (при построении воспитательной работы опираться на научные  представления о сущности, движущих силах и закономерностях процесса воспитания и  развития ребёнка) 3) доступности (учёт возрастных особенностей, подбор оптимальных методов, приёмов и  форм воспитательной работы Методы и приемы духовно ­ нравственного воспитания обучающихся в учебном  процессе. Анализ методов и приёмов нравственного воспитания в педагогической литературе. Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его  размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от  обучающихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, воспитатель ведет  целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. В  данном процессе воспитатель исходит из общественных требований времени. А поэтому  моральные мотивы не только основа нравственного поведения, но и довольно  показательный результат воспитания. Наши представления о сути нравственного воспитания школьников изменяются не только  под влиянием новых научных концепций, но и реальных достижений в области воспитания.  Распространенный в недавние годы подход к воспитательной работе ориентировал  педагогов на словесные формы передачи ценностей. Поэтому преобладали длительные  монологи в сочетании с отдельными мероприятиями. Явно не хватало индивидуального  подхода, опоры на жизненный опыт ребенка, учета его личных особенностей. Основным инструментом, посредством которого воспитатель направляет и организует  деятельность ребенка, являются обычно задания, которые он ставит перед ребенком. Для  их эффективности нужно, чтобы они были внутренне приняты ребенком, от чего зависит  смысл задания для него. При необеспеченности мотивации заданий со стороны учителя  внутреннее их содержание для ребенка может резко разойтись с их объективным  содержанием и с замыслом учителя, воспитателя. Иными словами, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию  положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они  возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их  собственное стремление к моральному развитию. Использование методов убеждения в учебном процессе. Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов  и методов: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы,  разъяснения, внушения, диспуты, пример. Все эти приёмы и методы активно  использовались мной при проведении занятий. Так, при отборе материала к различным занятиям можно использовать наиболее сложные  по содержанию и применению методы словесно­эмоционального воздействия: рассказ,  разъяснение, этическую беседу, метод наглядно­практического воздействия – пример, а  также подбор тематических текстов, которые несли бы в себе воспитательную  направленность. В классе часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное  изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание.  Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл  моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание  нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к  поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других  людей, служить способом использования положительного примера в воспитании.  К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие: Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи,  художественные фотографии, изделия народных умельцев. Усиливает его восприятие  хорошо подобранное музыкальное сопровождение. Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа. Эмоциональное  воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию  рассказа. Рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется  профессионально. Неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех.   ­ метод эмоционально­словесного воздействия на воспитанников. Важная  Рассказ обязательно должен переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы  впечатления от него сохранялись как можно дольше Разъяснение   черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, ­ ориентированность  воздействия на данную группу или отдельную личность. Применение этого метода  основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива.  Разъяснение применяется только там и только тогда, когда воспитаннику действительно  необходимо что­то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе  повлиять на его сознание и чувства. Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых  и очевидных нормах поведения в школе и обществе. Разъяснение применяется: а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения; б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку,  который уже совершен. Педагог не должен упускать из виду ни один неправильный поступок ребёнка. Необходимо  сразу разъяснить ошибку в поступке ученика, разъяснить ему, что так делать нельзя.  Разъяснение может применяться в коллективной форме или индивидуальной, в  зависимости от «щекотливости» ситуации. В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Для него  характерно некритическое восприятие школьником педагогического воздействия.  Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая  установки и мотивы поведения.  Необходимо отметить, что при неквалифицированном применении рассказ, разъяснение,  внушение могут принимать форму нотации. Она, как известно, никогда не достигает цели, а скорее вызывает противодействие у воспитанников, желание действовать вопреки. Нотация не становится формой убеждения. Метод внушения может использоваться на всех уроках. Главное, педагог должен сам  верить в то, что внушает.  Беседа: Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит,  воспитанники слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют  воспитателю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию  сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней воспитанники свою душу. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только  при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения ­ объективности, справедливости,  культуры общения. Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание  школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия  неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и  необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать  воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном. Естественно, что воспитание зависит и от личного примера воспитателя, его поведения,  отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Известно, что  для большинства  школьников авторитет педагога абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей  личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того,  сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники  убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и  доброжелательно.

Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности в учебно-воспитательном процессе

Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности в учебно-воспитательном процессе

Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности в учебно-воспитательном процессе

Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности в учебно-воспитательном процессе

Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности в учебно-воспитательном процессе

Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности в учебно-воспитательном процессе

Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности в учебно-воспитательном процессе

Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности в учебно-воспитательном процессе

Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности в учебно-воспитательном процессе

Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности в учебно-воспитательном процессе

Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности в учебно-воспитательном процессе

Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности в учебно-воспитательном процессе

Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности в учебно-воспитательном процессе

Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности в учебно-воспитательном процессе

Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности в учебно-воспитательном процессе

Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности в учебно-воспитательном процессе

Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности в учебно-воспитательном процессе

Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности в учебно-воспитательном процессе

Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности в учебно-воспитательном процессе

Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности в учебно-воспитательном процессе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.08.2017