Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"
Оценка 5

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
30.05.2017
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность. Адресована для детей 5-12 лет.., имеющих нарушения устной и письменной речи. Так же будет интересна детям, не имеющим данных нарушений. Программа подразумевает 3 уровня обучения: стартовый, базовый и продвинутый. Однако в 1 году обучения рассматриваются только стартовый и базовый уровни. Основной результат освоения программы - четкая, правильная речь.
Магия слова готовая.docx
Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа социально­педагогической направленности «Магия слова» Срок реализации: 1 год Возраст обучающихся:  5 – 12 лет                                                Автор­составитель:                                        Кузьмина Татьяна Александровна,  педагог дополнительного образования 1 Пояснительная записка В наш компьютерный век отмечается снижение уровня языковой культуры общества в целом. Дети зачастую слышат вокруг себя не только   неправильно оформленную речь, но и далеко  нелитературные  выражения.   При  таком  положении   вещей  ребенок  не  в  состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, правильную постановку речевых звуков. Из­за чего словарный запас детей становится беднее, их речь менее распространенная, невыразительная.  В дополнении к этому мы имеем дело с речевой запущенностью детей. Сегодня в век цифровых технологий и успехов научно­технического прогресса, казалось бы, созданы все условия для гармоничного развития  личности. Однако эти достижения  не всегда разумно используются,   более   того,   могут   отрицательно   сказываться   на   развитии   ребенка   и   его здоровье. Современные дети – заложники прогресса. Они все чаще предпочитают прочтению литературы,  играм на свежем воздухе общение с гаджетами. Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает   способность   к   обобщенному   отражению   окружающей   действительности,   к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.    Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к   5­6­ летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки. Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты   звукопроизношения,   возникнув   и   закрепившись   в   детстве,   с   большим   трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь, и нередко  являются причиной   возникновения   школьной   дезадаптации.  Актуальность  данной   программы заключается   в   востребованности   владения   правильной   устной   и   письменной   речью   на русском языке. Новизна программы заключается в том, что в программе используются: информативно­коммуникативные и педагогические технологии.   Игровой метод обучения.  В   программе   интегрируются   предметы   художественно­эстетического   цикла   на уровне   межпредметных   связей,   позволяющих   формировать   в   единстве 2 содержательные,   операционные   и   мотивационные   компоненты   учебной деятельности.   Использование в работе детского объединения информативно­коммуникативных  технологий. Педагогическая целесообразность настоящей программы заключается в том, что  обучение ведется на основе воспитывающего обучения и индивидуализации, активности и  сознательности, наглядности и посильности. Преобладающим видом деятельности является  игра, позволяющая ребенку  чувствовать себя полноправным субъектом учебного процесса. Отличительной   особенностью  данной   образовательной   программы   является интеграция с театральным искусством, способствующая расширению и активизации словаря учащихся.   Совершенствованию   речевой   культуры,   развитию   творческих   способностей, приобретению опыта публичного выступления. Участниками программы  являются дошкольники 5­7 лет, а также школьники 1­5 классов. Программа рассчитана  на 1 год обучения. Курс программы рассчитан на 144 часа. Занятия   проводятся   2   раза   в   неделю   по   2   ч.  Объем   учебного   материала   соответствует возрастным, физиологическим нормативам. Стартовый уровень освоения программы предполагает коррекцию нарушений  звукопроизношения у детей 5­12 лет. На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи  грустно, весело  или торжественно, способен  регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими   секретами   и т.п.).   Дети   начинают   употреблять   обобщающие   слова,   синонимы, антонимы,   оттенки   значений   слов,   многозначные   слова.   Словарь   детей   также   активно пополняется   существительными,   социальных   обозначающими   названия   профессий, учреждений   (библиотека,   почта,   универсам,   спортивный   клуб   и т.д.);   глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся   самостоятельно   строить   игровые   и деловые   диалоги,   осваивая   правила   речевого этикета,   пользоваться   прямой   и косвенной   речью;   в описательном   и повествовательном 3 монологах   способны   передать   состояние   героя,   его   настроение,   отношение   к событию, используя эпитеты, сравнения. К семи годам  продолжают развиваться все компоненты речи, диалогическая и некоторые виды   монологической   речи.   Расширяется   словарь.   Дети   начинают   активно   употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные. В подготовительной к школе   группе   завершается   дошкольный   возраст:   ребёнок   обладает   высоким   уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. Младший школьный возраст ­ наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала личности. Для него характерны: активность протекания всех процессов,  потребность в игровой деятельности, свобода воображения и фантазии, эмоциональная  подвижность и чувствительность, стремление к новым впечатлениям, развитие мотивации  самосознания и самореализация за счёт расширения круга общения. Эффективное общение  невозможно без понимания и владения основами культуры речи, состоящей из двух ступеней:  низшей – правильности речи, и высшей, включающей в себя такие понятия, как точность,  логичность, выразительность, богатство, чистота и уместность. Однако без овладения низшей  ступенью культуры речи у младших школьников – правильностью – невозможно овладеть её  высшей ступенью и научиться красивой речи в самом высоком смысле этого слова.  Система образования должна позволять переступившему порог школы ребенку в  полной мере реализовать свое конституционное право – право на образование в соответствии  со своими психофизическими и интеллектуальными особенностями и возможностями. Реализация этого права предполагает создание благоприятных условий и возможностей для  развития личности, формирование устойчивых мотивов активно влиять на условия  достижения личного успеха, осуществление психолого­педагогической коррекции; иными  словами – создание адекватных условий обучения и воспитания. Возникает противоречие между требованиями учебной программы и трудностями ее  усвоения учащимися, имеющими нарушения речи. Нарушения чтения и письма оказывают  отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на  формирование личности и характер всего психического развития ребенка. Характеристика речи детей с фонетико­фонематическим недоразвитием (ФФНР).   Фонетико­фонематическое   недоразвитие   речи   (ФФНР)   –   это   нарушение   процесса формирования  произносительной системы  родного языка  у детей с  различными  речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.   В речи ребёнка с 4 ФФНР   отмечаются   трудности   процесса   формирования   звуков,   отличающихся   тонкими артикуляционными   или   акустическими   признаками.   Определяющим   признаком   является пониженная способность к анализу и синтезу. Следует   подчеркнуть,   что   ведущим   дефектом   при   ФФНР   является   несформированность процессов восприятия звуков речи.     Коррекционно­развивающая работа с ФФНР строится с учетом особенностей психической деятельности   детей.   Таким   образом,   логопедическое   воздействие   органически   связано   с развитием   у   дошкольников   внимания,   памяти,   умения   управлять   собой   и   другими психическими процессами Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР) Нарушение   звукового   оформления   речи   обусловлено   неправильно   сформировавшимися артикуляторными   позициями.   Чаще   всего   неправильный   звук   по   своему   акустическому эффекту   близок   к   правильному.   Причиной   искаженного   произношения   звуков   обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. Различают следующие нарушения звуков: ­ искаженное произношение звука; ­ отсутствие звука в речи; Указанные   отклонения   в   развитии   детей,   страдающих   речевыми   аномалиями, спонтанно   не   преодолеваются.   Они   требуют   специально   организованной   работы   по   их коррекции. Цель ­ формирование у детей правильной устной речи.  Задачи:  1. формировать правильное произношение фонем;  2. учить различать оппозиционные фонемы;  3. развивать связную речь; 4. развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы. 5. обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки  посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся. 6. создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его. Форма организации обучения – подгрупповая, и индивидуальная. С детьми, имеющими  недостатки звукопроизношения проводятся групповые занятия и индивидуальные. Группы  формируются на основе возраста и тяжести речевой патологии. Наполняемость групп для  5 занятий 2 – 4 обучающихся. Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом  возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта обучающихся.   В   соответствии   СанПинами   продолжительность   подгрупповых   занятий   6­го   года жизни 20­25 минут, с детьми 7­го года жизни 35 в 1 полугодии и 40 минут начиная со второго полугодия.  Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим  основным направлениям: ­ совершенствование мимической моторики. ­ совершенствование статической и динамической организации движений (общая,  мелкая и артикуляционная моторика). ­ развитие артикуляционного и голосового аппарата; ­ развитие просодической стороны речи; ­ формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов; ­ уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации  звуковой стороны речи; ­ формирование грамматической и синтаксической сторон речи; ­ развитие диалогической и монологической речи. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса  артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений  звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных  занятиях  возможно установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические  реакции. План   индивидуальной   коррекционной   работы   по   звукопроизношению   прилагается (Приложение1). Формы работы  1. Дидактические игры, упражнения. 2. Беседы 3. Игры – драмматизации (с использованием театров сказок) 4. Наблюдения 5. Чтение художественной литературы 6. Заучивание 6 7. Создание иллюстраций к скороговоркам 8. Аудио и видеозаписи 9. Игровые ситуации 10. Мини инсценировки Условия реализации:  1) Наличие необходимых условий для занятий.       наглядных пособий;  дидактического материала;  учебной литературы; зеркал; средств ИКТ. 2) Обеспечение систематических занятий.  3) Последовательное выполнение всех задач. 4) Привлечение родителей к работе с детьми дома.  Результативность   работы   отслеживается   через   мониторинговые   исследования   с внесением последующих корректив в содержание коррекционно­образовательного процесса. Ожидаемые результаты  –   достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе. 5­6 лет 6­12 лет            правильно   артикулировать   все   звуки   речи   в   различных   фонетических позициях и формах речи; дифференцировать все изученные звуки; называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове; различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне; овладеть   интонационными   средствами   выразительности   речи   в   пересказе, чтении стихов. правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях; чётко дифференцировать все изученные звуки; называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове; различать   понятия   «звук»,   «твёрдый   звук»,   «мягкий   звук»,   «глухой   звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне; 7    называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; производить элементарный звуковой анализ и синтез; овладеть   интонационными   средствами   выразительности   речи   в   пересказе, чтении стихов. По окончании обучения на стартовом уровне  учащиеся: Должны знать Правильную артикуляцию Должны уметь ­ Правильно произносить все звуки   языка   в родного   (русского) Приобретают навыки стиль Способны   изменять общения   в   зависимости   от   звуков Классификацию соответствии с языковой нормой. ­ Уметь во время речи осуществлять ситуации   с   взрослыми   и сверстниками:   усваивает   новые (гласные, звуков   согласные, правильное   речевое   дыхание,   ритм речи и интонацию слова, относящиеся к различным частям   речи,   смысловые   и твердые­мягкие, звонкие­глухие) ­ Уметь дифференцировать на слух гласные   и   согласные,   твёрдые   и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и мягкие   согласные   звуки,   звонкие   и глухие согласные звуки.   ­   Уметь   выделять   первый   и последний звук в слове; положение словосочетаний. слове; заданного   придумывает слова на заданный звук   в   звука и правильно воспроизводит цепочки из 3­4 звуков, слогов, слов. ­     Самостоятельно   выполнять звуковой   анализ   и   синтез   слов разной слоговой структуры. Формами подведения итогов реализации программы могут быть: ­ устный опрос (индивидуальный, фронтальный); ­ организация выставки работ; ­ контрольные работы; 8 ­ соревнования; ­ тестирование; ­ выставка творческих работ учащихся. Базовый уровень – совершенствование речевого развития. Процесс   развития   речи   предполагает   освоение   не   только   произносительной   но   и образной,   содержательной,   эмоциональной   стороны   языка.   Психолог   и   философ С.Л.Рубенштейн в труде “К психологии речи” писал: “Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому, что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий;   его   лицо,   он   сам”.   Выразительность   он   рассматривал   как   качественную характеристику речи, которая тесно связанна с проявлением индивидуальности человека. Для развития выразительности речи необходимо создавать такие условия, в которых ребенок   сможет   не   только   получать   знания,   но   и   перерабатывать   их   и   выражать   свое отношение к ним. Наилучшие условия для этого создаются на игровых и театрализованных занятиях занятиях,  Цель: Помочь учащимся в игровой, занимательной форме развивать и совершенствовать  речевую деятельность. Научить детей целенаправленно развивать культуру речевого общения  и творческие способности с учётом их индивидуальных особенностей. Задачи:   Создавать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей, их самовыражения и самоопределения.  Развивать   психические   функции   детей,   связанные   с   речевыми   процессами: восприятием, памятью, мышлением, воображением.  Развивать   коммуникативную   компетенцию   обучающихся   в   совокупности   ее составляющих: говорение, чтение, письмо.  Развивать интерес к языку и речевому творчеству  Воспитывать   у   ребенка   осознание   себя   как   личности,   формировать   адекватную самооценку и социализацию школьника.  Воспитание интереса к русской национальной культуре       Формы и   организации деятельности учащихся: ­ учебные занятия в форме   диалогов, решения проблемных ситуаций; 9 ­ разыгрывание речевой ситуации; ­ практические творческие работы по созданию речевых жанров; ­ конкурсы; ­ дидактические  игры; ­ языковая разминка; ­  работа со словарями; ­ работа с компьютерными презентациями; ­ составление предложений, текстов по картине, серии картинок; ­ выступление на концертах. Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность,  последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход,  онтогенетический принцип развития речевой системы. Ожидаемые результаты ­ организация интересного, насыщенного, разнообразного досуга. По окончании обучения учащиеся: Должны знать ­ Виды речевой деятельности Должны уметь ­   Правильно Приобретают навыки ­ осознавать  роль языка и речи в   Понятие   «артикуляция», ­ «дикция»;  «интонация». произносить   все   звуки родной речи. жизни людей; ­   эмоционально   «проживать» ­ Этикетные речевые жанры. ­ Жанры русского фольклора. ­   уметь   «вживаться   в образ», собственное выражать свои эмоции;  высказывание, ­ Как правильно вести себя на сцене во время репетиций и на   ­ импровизировать уметь ­ особенности   обращать   внимание   устных    на и спектакле. ­   Как   правильно   применить ­   уметь   пользоваться интонациями. письменных высказываний других людей   (интонацию,   темп,   тон навыки актёрского мастерства. ­   Как   правильно   произносит текст в исполняемых пьесах. ­ уметь строить диалог речи;   выбор   слов   и   знаков препинания: или точка     многоточие, точка восклицательный знак).     или Формами  подведения итогов  реализации программы могут быть: ­ устный опрос (индивидуальный, фронтальный); 10 ­ организация выставки работ; ­ контрольные работы; ­ соревнования; ­ тстирование: ­проект; ­ выставка творческих работ учащихся. Учебно­тематический план занятий № п\п Наименование разделов  и тем 1­8 Раздел 1. Устная речь 9­23 Раздел 2.  24­ 28 29­ 33 33­ 46 47 Письменная речь Радел 3.  Культура речи Раздел 4.  Словесная мозаика Раздел 5.  Слово и Творчество Раздел 6.  Мастера слова Всего Количество часов Формы Всего Теория Практика аттестации/контроля 17 38 18 14 53 4 144 2 8 2 2 11 ­ 25 15 30 16 12 42 4 119 Проверочные работы Диктанты  Проверочные работы Игровой практикум. Самостоятельная работа Игровой практикум. Самостоятельная работа. Игровой практикум. Самостоятельная работа 11 Содержание программы Раздел 1.Устная речь (17 ч.) 1.Что такое речь. Значение речи в жизни человека, общества. Для чего люди общаются.  2. Звуки речи и буквы: органы речи, образование звуков речи.   3. Артикуляция звуков в графическом изображении.  4. Монолог и диалог  5. Просодическая сторона речи – темп, ритм. 6. Высота и сила голоса. 7. Ударение, интонационная выразительность. 8. Речевое дыхание. Практическая   работа:  отработка   артикуляционных   поз,   правильного   дыхания. Работа над просодической стороной речи. Раздел 2. Письменная речь (38 ч.) 9. Развитие пространственных представлений.   10. Уточнение временных представлений . 11. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж» звук «Ж». 12.   Развитие   речи   и   речемыслительной   деятельности   по   лексической   теме   «Дедушки, бабушки». Звук «Ш» 13.   Развитие   речи   и   речемыслительной   деятельности   по   лексической   теме   «Улица   полна неожиданностей». Звук «Р»   14. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Люди». Звук «Л». 15. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зима». Звук «З», «С». 16. Звуки согласные звонкие – глухие (парные). Буквы Б­П, Д­Т, В­Ф, Г­К, З­С, Ж­Ш. 17. Дифференциация Б­Д 18. Дифференциация Л­М 12 19. Дифференциация Х­Ж 20. Дифференциация Ц­Щ 21. Читаю и понимаю. Работа с текстом. 22. Молчаливое чтение. 23.Читаю я – читаешь ты. Теория: активизация словаря по лексическим темам. Установление     количества     и последовательности     звуков       в  слове, определение характера и  связи     между     ними. Звуковой анализ слов с опорой на схемы и     без     опоры.     Правильное произнесение и запись слов.  Уточнение и  сравнение артикуляции  и характеристики  звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами опорами для их обозначения на письме. Различение букв по оптически­ кинетическим признакам.  Практическая работа: Выполнение самостоятельных контрольных упражнений на  оппозиционный   анализ,   на преобразование  слов   путем замены,        наращения        и  отнимания   звуков   и   букв. Выполнение      контрольных упражнений     по    сложным  формам        звукобуквенного анализа слов. Контроль на развитие пространственных  ориентировок по карточкам­заданиям.  Раздел 3.  Культура  речи (18 ч.) 24. Речевой этикет:  в чем состоит вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость).  25. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности,  извинения.  26. Этикетные речевые жанры: приветствие, прощание, благодарность.  27. Извинение, похвала, поздравления.  28. Давайте говорить друг другу комплименты.    Теория: В чем состоит вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость). Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Практическая деятельность: разыгрывание ситуаций. Карточки с индивидуальными заданиями. Раздел 4. Словесная мозаика (14 ч.) 29. Народные песенки,  потешки, загадки. Игры и хороводы.  13 30. Веселые скороговорки, забавные считалки.  31. Понятие о народных и авторских сказках. Понятие «герои сказок, персонажи». 32. Лепка героев сказок из пластилина.   Теория: знакомство с малыми фольклорными жанрами. Практическая   деятельность:  заучивание   скороговорок,   разучивание   песен.   Лепка героев   сказок   для   создания   мультипликационного   фильма.  Исполнение   потешек   по карточкам. Исполнение попевок из фольклорного материала. Раздел 5. Слово и Творчество (53 ч.) 33. Развитие речи по теме «Здоровье». 34. Развитие речи по теме «Вместе весело шагать». 35. Развитие речи по теме «Мир человеческих чувств». 36. Развитие речи по теме «В мире профессий» 37. Развитие речи по теме  «Весна идет, весне дорогу» 38. Развитие речи по теме «В гостях у детских писателей» 39.Рассказы о театре.  40. Уроки актерского мастерства.  41. Театр – экспромт. Инсценировка песен.  42. Театральные этюды.  43.  Игры­драматизации. 44. Поляна сказок   45. Басни Крылова И.А.  46. Мы рисуем песню. 47. Русские писатели детям. А.С. Пушкин Теория:  Беседа   о   различных   видах   искусств,   о   слиянии   жанров:   музыки,   театра, живописи,   хореографии.   Игровая   репетиция,   прочтение   текста   с   различной   интонацией. Игровой тренинг, направленный на развитие всех видов памяти: словесной, пластической, образной,   ритмической,   осязательной.   Один   из   вариантов   ведения   темы   ­   выбор   игры, позволяющей в процессе игровой деятельности раскрыть творческий потенциал. Знакомство с музыкальной сказкой. Путешествие по знакомым сказкам. Устная характеристика сказочных персонажей. Осмысленный вариант поведения на сцене. Работа над дикцией. Практическая деятельность:  Обыгрывание ролей сказочных персонажей. Игровой практикум. Самостоятельная работа по исполнительскому мастерству. 14 Раздел 6. Мастера слова (4ч.) 49. Итог проведенной работы. Практическое применение  полученных умений, знаний. Список литературы 1. Анищенкова Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей.­М.:АСТ: Астрель,2007 2. Безруких   М.   М.,   Ефимова   С.   П.   Упражнения   для   занятий   с   детьми,   имеющими трудности при обучении письму. — М., 2003. 3. Безруких   М.   М.,   Филиппова   Т.   А.   Ступеньки   к   школе.   Учимся   рассказывать   по картинкам. — М., 2001. 4. Бессонова Т. П., Грибова О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. — М.: Аркти, 2007. 5. Бетенькова Н. М. Орфография в рифмовках. — М.: Новая школа, 1996. 6. Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей. — СПб., 2008. 7. Вагапова Д.Е. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М.: АСТ, 1999.–109 с. 8. Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Звуки на все руки. СПб.:Детство­пресс, 2007. 9. //. Горецкий В. Г., Тикунова Л. И. Контрольные работы в начальной школе по чтению. — М.: Дрофа, 2011. 10. Городилова В. И., Кудрявцева М. 3. Чтение и письмо. — СПб: 2007. 11. Ефименкова Л. Н, Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. — М., 2013. 12. Золотые россыпи: русские народные пословицы и поговорки. – Красноярск: «Офсет». – 1993. 13. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно­методическое пособие / Под ред. Н. Н. Яковлевой. — СПб.: СПбАППО,2004. ­ 172 с. 14. Калугин     М.А.,   Новоторцева   Н.В.   Развивающие   игры   для   младших   школьников.   – Ярославль: «Академия развития». – 2005. ­ 205 с. 15. Колчеева  Т.М,  Колчеев   Ю.В «Театрализованные  игры в школе» М.: 2005 – 189с. 16. Липакова   В.И.,   Логинова   Е.А.,   Лопатина   Л.В.   Диагностическое   пособие   для 15 диагностики состояния зрительно­пространственных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста — СПб., 2001. 17. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. — М.: Просвещение, 18. Макнивен Э. и П. Маски. Уроки детского творчества. – Санкт­Петербург: Полигон.­  2005.  ­ 178 с. 19. Начинающим актерам. Ред.­сост. Л.И.Жук –Минск: Изд. ООО «Красико­Принт». –  2002. 20. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития письма — СПб • Дельта, 2010. 21. Синицина Е. Умные слова. — М, 1997. 22. Швайко Г. С. Игры и упражнения для развития речи. — М.:Просвещение, 2009 23. Шумаева Д. Г. Как хорошо уметь читать. — СПб., 2008.   16 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ № ТЕМА ФОРМА  ЗАНЯТИЯ ПРИЕМЫ И   речь. Что   такое Значение речи в жизни Комплексное.  Беседа,   дидактическая человека, Для   чего   общества. люди   игра МЕТОДЫ 1.    Устная речь (26) Практический, частично­поисковый,   словесный, исследовательский, репродуктивный ДИДАКТИЧЕСКИЙ И   НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ Карточки с упражнениями Опрос  1. 2. 3. общаются. Звуки   речи   и   буквы: Комплексное. Наглядный, словесный,  Рисунок   «Строение   органов Опрос    органы образование   речи, звуков Беседа. разминка.   Языковая артикуляции» речи.   Артикуляция   звуков   в графическом изображении 4. Монолог и диалог 5. Просодическая сторона речи – темп, ритм. Комплексное. Наглядный,   словесный, Профили   звуков   в Опрос проблемный. Беседа. Групповая работа Комбинированное. Беседа.   Разыгрывание речевой ситуации  Комбинированное.  Словесный,   информационно ­сообщающий, практический Словесный,   наглядный,   Языковая практический. Беседа. разминка. графическом   изображении. Карточки с заданиями. Карточки с заданиями.    Магнитофон, музыкальных   Схематические карточки.   фрагменты   композиций. Опрос. Опрос  17 Комбинированное.  6. Высота и сила голоса. Беседа. Языковая  разминка. Разыгрывание  Словесный, практический,  наглядный Магнитофон,  фрагменты  музыкальных  композиций.  Схематические карточки. Магнитофон,     фрагменты Опрос 7. Ударение, 8. 9. интонационная выразительность. Речевое дыхание. Развитие пространственных представлений.   речевой ситуации Комбинированное.  Беседа, упражнения.    Комбинированное.  Беседа.  Языковая разминка. Упражнения.      Комплексное.  Беседа. упражнения Словесный, практический музыкальных  композиций Словесный, практический 2. Письменная речь (42 ч) Словесный, практический  Схематические Вата, коктейльные трубочки карточки.   Схематические Карточки с заданиями.   карточки. Опрос  Опрос 10. Уточнение   временных Комплексное.  Схематические   карточки. Опрос представлений  Беседа. упражнения Словесный, практический  Карточки с заданиями. 11. Развитие   речи   и Интегрированное. Словесный, практический, Карточки,   иллюстрации.   ТСО Устный   опрос. речемыслительной   деятельности   Беседа, Составление по упражнения. наглядный, репродуктивный. (компьютер,   Презентации РР. проектор). Контрольная работа. лексической теме «Осенний пейзаж» звук   предложений, текстов по картине, серии картинок. «Ж». Работа   с   учебником. 18 Дидактическая игра. 12. Развитие   речи   и Интегрированное. Карточки,   иллюстрации.   ТСО Устный   опрос. речемыслительной   деятельности   Беседа, Составление по упражнения. теме лексической «Дедушки,   бабушки».   предложений, текстов по картине, серии картинок. Звук «Ш» 13. Развитие   речи   и Работа   с   учебником. игра. Дидактическая   Изготовление   сувениров ко   Дню   пожилого человека.   Комплексное.  Словесный, практический, наглядный, репродуктивный. речемыслительной деятельности     Беседа, Составление по упражнения. лексической «Улица     теме полна предложений, текстов по картине, серии картинок. Словесный, практический, наглядный, репродуктивный. (компьютер,   Презентации РР. проектор). Контрольная работа. Карточки,   иллюстрации.   ТСО Устный   опрос. (компьютер,   Презентации РР. проектор). Контрольная работа. неожиданностей».   Звук «Р»   Работа   с   учебником. Дидактическая   игра   по 14. Развитие   речи   и ПДД Комбинированное.  Словесный, практический, Карточки,   иллюстрации.   ТСО Устный   опрос. речемыслительной Беседа,   упражнения. наглядный, репродуктивный. (компьютер,   проектор) Контрольная работа. 19 музыкальный   центр. Презентации РР. Карточки,   иллюстрации.   ТСО (компьютер, проектор).     Устный Контрольная работа. опрос. Музыкальный Презентации РР.    центр. Выставка   творческих работ учащихся. Словесный, практический, наглядный, репродуктивный. Карточки   с   заданиями.   ТСО Устный   опрос. Словесный, практический, наглядный, репродуктивный.   (компьютер, Презентации РР. проектор). Тестирование. картине, серии картинок. Работа   с   учебником. Дидактическая игра. Изготовление новогодних   сувениров. Комплексное.   Беседа, Дидактическая упражнения. игра   деятельности   по Составление лексической «Люди». Звук «Л».   теме предложений, текстов по картине, серии картинок. 15. Развитие   речи   и речемыслительной Работа   с   учебником. Дидактическая игра. Интегрированное.  Беседа, упражнения.   деятельности лексической     по теме Составление предложений, текстов по «Зима». Звук «З», «С». 16. Звуки   согласные звонкие   –   глухие (парные).   Буквы   Б­П, Д­Т, В­Ф, Г­К, З­С, Ж­ Ш. 17. Дифференциация Б­Д «Логопедическое лото». Работа с учебником   Беседа, Дидактическая игра  упражнения. Словесный, практический, наглядный, репродуктивный. Карточки   с   заданиями.   ТСО (компьютер, проектор).     Устный Тестирование. опрос. Работа с учебником Презентации РР. 20 18. Дифференциация Л­М Беседа,   упражнения. Словесный, практический, Карточки   с   заданиями.   ТСО Устный   опрос. Дидактическая игра  наглядный, репродуктивный. 19. Дифференциация Х­Ж Беседа,   упражнения. Дидактическая игра  Работа с учебником Словесный, практический, наглядный, репродуктивный. Работа с учебником 20. Дифференциация Ц­Щ Беседа,   упражнения. Словесный, практический, Дидактическая игра  наглядный, репродуктивный. 21. Читаю   и   понимаю. Работа с текстом.   Беседа, Дидактическая игра  упражнения. Работа с учебником Словесный, практический, наглядный, репродуктивный. проектор). (компьютер,   Презентации РР. Карточки   с   заданиями.   ТСО проектор). (компьютер,   Презентации РР. Карточки   с   заданиями.   ТСО проектор). (компьютер,   Презентации РР. Карточки   с   заданиями.   ТСО (компьютер, проектор).   Тестирование.   Устный Тестирование. опрос. Устный   опрос. Тестирование. Устный опрос.  22. Молчаливое чтение. Беседа, упражнения.  Работа с учебником Словесный, практический, Презентации РР. Карточки   с   заданиями.   ТСО Устный опрос.  23. Читаю я – читаешь ты. Беседа, упражнения.  Словесный, практический, наглядный. Работа с наглядный. Работа с учебником проектор).   (компьютер, Презентации РР. Карточки   с   заданиями.   ТСО (компьютер, проектор).   Устный опрос.  24. Речевой этикет:   в чем состоит   вежливость. Комбинированное.  Беседа,   упражнения.   речь Ролевая игра.   Вежливая (словесная вежливость). учебником Презентации РР. 3.  Культура  речи (18 ч.) Словесный, практический,  наглядный, репродуктивный. Карточки   с   заданиями.   ТСО проектор). (компьютер,   Устный опрос.  Презентации РР. 21 25. Способы   выражения Беседа,   упражнения. Карточки   с   заданиями.   ТСО Устный опрос.  (этикетные   формы) приветствия, прощания, Ролевая игра.   благодарности, извинения. 26. Этикетные жанры:    речевые приветствие,   Беседа, Ролевая игра.   упражнения. прощание, благодарность. 27. Извинение,   похвала, поздравления.   Беседа, Ролевая игра.   упражнения. 28. Давайте   говорить   друг Беседа,   упражнения. другу комплименты. Ролевая игра.   Словесный, практический,  наглядный, репродуктивный. (компьютер,   Презентации РР. проектор). Словесный, практический,  Карточки   с   заданиями.   ТСО (компьютер, проектор).   Устный опрос.  наглядный, репродуктивный. Презентации РР. Словесный, практический,  наглядный, репродуктивный. Словесный, практический,  наглядный, репродуктивный. 4. Словесная мозаика (10  Карточки   с   заданиями.   ТСО (компьютер, проектор).     Устный Тестирование.  опрос. Презентации РР. Карточки   с   заданиями.   ТСО Устный опрос.    (компьютер, Презентации РР. проектор). 29. Народные  потешки,     песенки, загадки. Комбинированное. Практическая работа Словесный, практический, Карточки   с   заданиями.   ТСО проектор). (компьютер,   Опрос. Конкурс. Игры и хороводы наглядный, репродуктивный. Презентации РР. 30. Веселые   скороговорки, забавные считалки. Комбинированное. Практическая работа. Словесный, практический, Карточки   с   заданиями.   ТСО (компьютер, проектор).   Опрос. Конкурс наглядный, репродуктивный. Презентации РР. 22 31. Понятие   о  народных   и Интегрированное.  Карточки   с   заданиями.   ТСО Опрос.   Игровой авторских сказках. Понятие «герои сказок,   персонажи». Практическая работа Словесный, практический, наглядный, репродуктивный. (компьютер,   Презентации РР. проектор). тренинг. 32. Лепка героев сказок из Комплексное. пластилина.   Практическая работа 33. Развитие   речи   по   теме Ролевая игра. Беседа. «Здоровье». Словесный, практический, наглядный, репродуктивный. 5. Слово и Творчество (38 ч.) Словесный, практический, наглядный, репродуктивный. 34. Развитие   речи   по   теме весело «Вместе   Комбинированное. Практическая работа Словесный, практический, наглядный, репродуктивный. ТСО   (компьютер,   проектор). Выставка   творческих Музыкальный центр. работ учащихся.  ТСО   (компьютер,   проектор). Тестирование.  Музыкальный центр. Карточки с заданиями. ТСО   (компьютер,   проектор). Музыкальный центр. Карточки Опрос. Конкурс. шагать». Развитие   речи   по   теме 35. «Мир   человеческих чувств». Интегрированное. Практическая работа Работа с учебником. Словесный, практический, наглядный, репродуктивный. Работа с учебником. с заданиями. ТСО   (компьютер,   проектор). Опрос.  Музыкальный центр. Карточки с заданиями. 36. Развитие   речи   по   теме Комплексное. Словесный, практический, ТСО   (компьютер,   проектор). Опрос. Конкурс. «В мире профессий» Практическая работа. наглядный, репродуктивный. 37. Развитие   речи   по   теме   весне «Весна   идет, Интегрированное. Практическая работа. Работа с учебником. Словесный, практический, наглядный, репродуктивный. Музыкальный центр. Карточки с заданиями. ТСО   (компьютер,   проектор). Музыкальный центр. Карточки Опрос. дорогу» Работа с учебником. с заданиями. 23 38. Развитие   речи   по   теме Интегрированное. Словесный, практический, ТСО   (компьютер,   проектор). Опрос. Викторина «В   гостях   у   детских писателей» Рассказы о театре. 39. 40. Уроки   актерского мастерства. 41. Театр   –   экспромт. Инсценировка песен. Беседа. Практическая работа. Комбинированное  занятие. Беседа. Практическая работа Ролевая игра Комбинированное  занятие. Беседа.  Практическая работа Репетиция Комплексное занятие Практическая работа наглядный, репродуктивный. Работа с учебником. Словесный, практический, наглядный, репродуктивный.  Словесный, практический, наглядный, репродуктивный. Словесный, практический, наглядный, репродуктивный. 42. Театральные этюды. Комбинированное  занятие Практическая работа Словесный, практический, наглядный, репродуктивный. Музыкальный центр. Карточки с заданиями. ТСО   (компьютер,   проектор). Презентация   РР   «Виды театра».   Музыкальный   центр. Карточки с заданиями. ТСО   (компьютер,   проектор). Музыкальный центр. Опрос. Викторина  Выполнение творческих этюдов ТСО   (компьютер,   проектор). Музыкальный центр. Выполнение творческих этюдов ТСО   (компьютер,   проектор). Выполнение Музыкальный центр. творческих этюдов 43. Игры­драматизации. Комбинированное  Словесный, практический, ТСО   (компьютер,   проектор). Выполнение занятие Практическая работа наглядный, репродуктивный. Музыкальный центр. творческих этюдов 24 44. Поляна сказок   Комбинированное  занятие Практическая работа Словесный, практический, наглядный, репродуктивный. ТСО   (компьютер,   проектор). Выполнение Музыкальный центр. творческих этюдов 45. Басни Крылова И.А. Комбинированное  занятие Практическая работа Словесный, практический, наглядный, репродуктивный. Работа с книгой.  ТСО   (компьютер,   проектор). Выполнение Музыкальный центр. творческих   этюдов. Контрольная работа. 46. Мы рисуем песню. Комбинированное  занятие. Практическая работа Словесный, практический, наглядный, репродуктивный. ТСО   (компьютер,   проектор). Выставка   творческих Музыкальный центр. работ учащихся 47 Русские   писатели Комбинированное  ТСО   (компьютер,   проектор). Викторина  детям. А.С. Пушкин занятие. Практическая работа Словесный, практический, наглядный, репродуктивный. Музыкальный центр. 47. Итог   проведенной Практическая работа работы Словесный, практический, наглядный, репродуктивный. ТСО   (компьютер,   проектор). Музыкальный центр. Концерт, конкурс. 6. Мастера слова (2 ч.) 25 Этапы индивидуальной коррекционной работы  по звукопроизношению Приложение 1 I. Этап  Подготовительный Задача:                                                                                                                                                тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой  коррекционной работе, а именно: а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них; б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и  специальных упражнениях; в) формирование   и   развитие   артикуляционной   моторики   до   уровня минимальной  достаточности для постановки звуков; в) в   процессе   систематических   тренировок   овладение     комплексом пальчиковой  гимнастики; II. Формирование произносительных умений и навыков  Задачи: а) устранение дефектного звукопроизношения; б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки,     сходные   артикуляционно и  акустически; в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью. Виды коррекционной работы на данном этапе: 1. Постановка звука 2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах. 3. Автоматизация каждого исправленного звука в словах. 4. Автоматизация звуков в предложениях. 5. Дифференциация звуков. 6. Автоматизация в спонтанной речи. 26 III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза  слов параллельно с коррекцией звукопроизношения IV. V. Систематические упражнения  внимания, мышления на отработанном материале. Развитие связной выразительной речи  на базе правильно произносимых звуков. 27

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия слова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017