Материал будет полезен педагогам общеобразовательных учреждений, которых волнует вопрос организации инклюзивного образования. Предлагается нетрадиционный и общедоступный подход к вовлечению детей с ОВЗ и их семей в работу социальной гостиной "Феникс". Проект мобильный, может быть адресован не только детям с ОВЗ, но и оказавшимся в сложной жизненной ситуации, дезадаптированным ребятам и подросткам, находящимся в "зоне риска".
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 им. Е.В.Камышева»
Муниципальный конкурс педагогического мастерства
«Радуга проектов»
Номинация «Территория доверия»
Проект «Технология инклюзивных
образовательных траекторий»
Учительлогопед
Краснова Елена Петровна
12018 г
Социальная гостиная
инклюзивного
взаимодействия
(СГИВ)
«Феникс»
«Искры добра –
факел зажжённых сердец»
2Нас трое: ты, я и болезнь…
Если ты объединишься с болезнью,
То я ничего не смогу сделать для тебя.
Если же объединимся ты и я, то вместе мы победим болезнь.
Гиппократ.
Название ИО
(инновационного
опыта)
Название
организации
реализующего ИО
Указание категории
ИО
Актуальность, связь
с региональной
Национальной
стратегией
Паспорт Программы
Проект «Технология инклюзивных образовательных
траекторий»
МБОУ «Средняя школа №2 им. Е. В. Камышева» г.
Гагарина Смоленской области
(ТХ) Технология
на
заботу
право
особую
Согласно Всеобщей декларации прав человека дети
имеют
и
Федерации
помощь. Конституция Российской
гарантирует государственную поддержку семьи,
материнства и детства.
Подписав Конституцию о
правах ребенка и иные международные акты в сфере
обеспечения прав детей, Российская Федерация
выразила приверженность участию в усилиях мирового
сообщества по формированию среды, комфортной и
доброжелательной для жизни детей.
Проблемы детства и пути их решения нашли свое
отражение в Концепции долгосрочного социально
экономического развития Российской Федерации на
период до 2020 года, Концепции демографической
3политики Российской Федерации на период до 2025
года.
В результате принятых мер наметились позитивные
тенденции улучшения социальноэкономического
положения семей с детьми, повышения доступности
образования и медицинской помощи для детей,
увеличения числа устроенных в семьи детей,
оставшихся без попечения родителей.
Ключевые принципы Национальной стратегии:
максимальная реализация потенциала каждого ребенка.
В Российской Федерации должны создаваться условия
для формирования достойной жизненной перспективы
для каждого ребенка, его образования, воспитания и
социализации, максимально возможной самореализации
в социально позитивных видах деятельности.
Национальная стратегия разработана с учетом
Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка и
включает следующие основные цели: способствование
появлению дружественных к ребенку услуг и систем;
искоренение всех форм насилия в отношении детей;
гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети
особо уязвимы.
Чётко определены равные возможности для детей,
нуждающихся в особой заботе государства, а именно:
всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей
инвалидов и детей с ограниченными возможностями
создание современной комплексной
здоровья:
инфраструктуры
образовательнокоррекционной
помощи детяминвалидам и детям с ограниченными
возможностями здоровья, внедрение таких детей в
среду обычных сверстников,
обеспечение их
нормального жизнеустройства в будущей взрослой
жизни.
возможностями
Оказание комплексной поддержки детям с
ограниченными
здоровья и
нуждающимся в особых образовательных условиях с
целью их развития,
коррекции поведенческих
особенностей, адаптации к жизни в современном
обществе.
организация взаимодействия детей с ограниченными
возможностями
обучающихся
и
здоровья
4
Цель
Задачиобщеобразовательной школы (создание инклюзивной
образовательной среды);
создание условий для реализации компенсаторных и
коммуникативных возможностей детей данных
категорий;
оказание необходимой психологопедагогической
помощи;
содействие родителям в получении необходимой
психологической и педагогической помощи и
поддержке;
привлечение родителей к проблемам детей;
привлечение других служб и специалистов с целью
координированного взаимодействия, направленного на
оказание помощи в решении проблем детей данных
категорий
Дети с ограниченными возможностями здоровья и
несовершеннолетние, оказавшиеся в социальноопасном
положении.
количество услуг, оказанных в соответствии с
технологией инклюзивных социальных траекторий;
количество детей, которым оказана помощь на
основании их индивидуальных потребностей
При выявлении высокой степени эффективности
данной технологии, целесообразно внедрение ее в
коррекционные и общеразвивающие детские
учреждения.
Основные необходимые ресурсы имеются. Технология
не нуждается в привлечении дополнительных
финансовых вложений.
Требуется внесение незначительных изменений в
нормативноправовую базу и текущую документацию.
Желательно пополнение имеющейся базы методической
литературой
нагляднодидактическим
специализированным материалом.
и
Целевые группы
участников
Показатели и
индикаторы
результата
Перспективы
закрепления
/продвижения ИО
на разных уровнях
(устойчивость
результатов)
Необходимые
ресурсы (правовые,
кадровые,
материальные и
т.д.) для внедрения/
реализации/
трансляции ИО;
условия трансляции
ИО
Поэтапность внедрения технологии
5I этап: формирование банка данных детей с ОВЗ
(электронная картотека данных по округу)
II этап: оказание индивидуальных реабилитационных услуг детям с ОВЗ
III этап: организация и проведение инклюзивного взаимодействия детей,
обучающихся в школе и детей с ОВЗ
Оказание социальнообразовательных услуг детям с ОВЗ и детям – инвалидам
предусматривает работу по различным ВЕКТОРАМ (направлениям), которую
готовы осуществлять специалисты МБОУ.
ВЕКТОРЫ
Реабилитационный
вектор
Коррекционный
вектор
Общеразвивающи
й вектор
Обучающий
вектор
педагогпсихолог,
медицинский
работник,
социальный педагог
Учитель
логопед,
педагогпсихолог,
классный
руководитель
(тьютор)
Воспитатели ГПД,
педагоги,
инструкторы
по труду,
физической
культуре и ОБЖ
Учителя
предметники,
социальный
педагог,
библиотекарь
Социальная гостиная инклюзивного взаимодействия (СГИВ)
«ФЕНИКС»
«Искры добра – факел зажжённых сердец»
Формы инклюзивного взаимодействия:
– Клуб ТОД (территория общественных дел)
6– Общеразвивающий дистант «Преображение» (1017 лет), «Росток»
(710лет)
– Служба оказания практической помощи семьям «Социальная
няня»
– «Читальная горница»
– Школа здоровья «Оберег»
Реализация данных форм работы представляется возможной только
при грамотном сотрудничестве с организациями социума и
включения их в процесс реабилитации и социализации детей с
ограниченными возможностями здоровья и оказавшимися в трудной
жизненной ситуации.
Координирование межведомственного взаимодействия
Название организаций
Учреждения культуры
Организации правопорядка
1
2
3 Общественные организации
4
Спортивные учреждения
Направление работы
Экскурсии, праздники,
спектакли, творческие встречи
Нормативноправовое
консультирование, лектории,
беседы по профилактике
правонарушений, совместные
мероприятия
Спонсирование, совместное
проведение воспитательных
мероприятий, оказание помощи в
материально – техническом
оснащении, секции
Иппотерапия, плавание,
соревнования, спортивные
75
Организации
здравоохранения
праздники
Консультации для родителей и
педагогов, совместная
разработка индивидуальных
адаптивных программ
8