Семинар-практикум для родителей "Мелкая моторика как средство речевого развития".

  • Работа с родителями
  • ppt
  • 01.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель данной работы – рассмотреть процесс развития мелкой моторики как средства речевого развития детей. Объект – формирование связной речи у детей. Гипотеза: предполагается, что развитие мелкой моторики позволяет более эффективному развитию связной речи. Задачи: 1.Рассмотреть анатомо-физиологические подходы к вопросу взаимосвязи моторики и речи. 2. Изучить методику работы по развитию мелкой моторики. 3. Рассмотреть средства развития мелкой моторики. 4. Заключение.
Иконка файла материала мелкая моторика как средство речевого развития.ppt
ГБОУ СОШ 69 имени Б. Ш. Окуджавы Дошкольное отделение «Союз» Мелкая моторика как  средство речевого  развития. Подготовила и провела:учитель­логопед:  Матюшина Г. А. Москва 2017­2018 уч.год
• Цель данной работы – рассмотреть процесс развития мелкой  моторики как средства речевого развития детей. • Объект – формирование связной речи у детей. • Гипотеза: предполагается, что развитие мелкой моторики  позволяет более эффективному развитию связной речи. • Задачи: • 1.Рассмотреть анатомо­физиологические подходы к вопросу  взаимосвязи моторики и речи. • 2. Изучить методику работы по развитию мелкой моторики. • 3. Рассмотреть средства развития мелкой моторики. • 4. Заключение.
"Истоки способностей и  дарований детей  находятся на кончиках их  пальцев. От пальцев,  образно говоря, идут  тончайшие ручейки,  которые питают источник  творческой мысли"  В. А. Сухомлинский
Что такое мелкая моторика? •Мелкая моторика ­ это действия, которые выполняют мелкие мышцы  ладоней и пальцев рук.  Как  связанна мелкая моторика с речью?                            В настоящее время нейропсихологическими  исследованиями М. М. Кольцовой (1979) и других  учёных доказано, что уровень развития речи  находится в прямой зависимости от степени  сформированности тонких движений пальцев рук. Это  обусловлено анатомической близостью расположения  двигательных и речевых зон в коре больших  полушарий головного мозга, общностью  функционирования двигательной и речевой систем, а  также взаимосвязью формирования речи и моторики в  норме и патологии.
Методика работы  по развитию мелкой моторики.
Массаж рук    Очень полезен массаж кончиков пальцев и  ногтевых пластин кистей. Это воздействует на  активные точки, связанные с корой головного  мозга.
Самомассаж рук   В комплекс могут входить упражнения трех видов:  самомассаж тыльной стороны кистей рук самомассаж  пальцев рук самомассаж  ладоней  Можно рекомендовать следующие приемы самомассажа:  поглаживание  разминание растирания  ладонями, пальцами  потряхивания
Самомассаж с использованием карандашей Ручки греем (энергично растираем карандаш  руками) Очень холодно зимой, Мёрзнут ручки: ой, ой, ой! Надо ручки нам погреть, Посильнее растереть. Добываем огонь (энергично растираем карандаш  руками) Добываем мы огонь, Взяли карандаш в ладонь. Сильно карандаш покрутим ­ И огонь себе добудем.
Самомассаж  с использованием прищепок Гусь Вот проснулся, встал гусенок, Пальцы щиплет он спросонок. ­Дай, хозяйка, корма мне Раньше чем моей родне!
Самомассаж рук с мячом­ежиком Упражнения с мячом­ёжиком Я мячом круги катаю, Взад­вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку. И сожму его немножко,  Как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну. А теперь последний трюк: Мяч летает между рук.
Самомассаж с использованием плотной бумаги (Берём в левую руку и мнём только левой рукой). В ручку левую возьмём  И чуть­чуть её помнём. Мы чуть­чуть её помнём И на стол быстрей кладём. (Убираем смятую бумагу на  край стола или парты) На бумажку посмотри, На что похоже говори! (Дети отвечают на что похожа их  смятая бумажка) 1, 2, 3, 4, 5!  Мы закончили играть.  Пальчики свои встряхнём, Заниматься мы начнём!  (Плотную бумагу берём со стола и  мнём обеими руками, как будто  лепим снежок). Раз, два, три, четыре, пять  Мы бумажку будем мять! Мы бумажку будем мять! Свои ручки развивать!  (Берём в правую руку  и мнём только правой рукой). В ручку правую возьмём И чуть­чуть её помнём. Мы чуть­чуть её помнём Левой  ручке отдаём.
Лепка из глины, пластилина  и  теста    В этом занятии  развивается  сила кисти и  пальцев,  обеспечивается  смена тонуса  мускулатуры рук.
Бумажная пластика     Вырезание ножницами, сминание, разрывание  и надрывание, скручивание и другие виды  бумажной пластики способствуют  формированию координации движений кистей  рук и пальчиков.
Пальчиковая гимнастика    Игры с пальчиками  создают  благоприятный  эмоциональный фон,  развивают умение  подражать взрослому,  учат вслушиваться и  понимать смысл речи,  повышают речевую  активность ребенка.
Игры с пальчиками Бабушка очки надела, У стола на стул присела Только в книжку заглянула, Улыбнулась и … уснула.
Конструирование В конструировании развивается  координация кисти, логическое  мышление и пространственное  воображение.
Игры с песком Дети в игре с песком  прилагают силу рук,  ловкость пальцев,  воображение. Происходит  релаксация, гармонизация  эмоционально – волевой  сферы дошкольника,  балансировка психических  процессов.
Теневой театр Теневой театр позволяет развивать точные,  согласованные движения пальцев и кистей рук,  он вызывает и поддерживает у малыша интерес к  выполнению упражнений по развитию моторики,  позволяет ему более продолжительное время  концентрировать внимание, быть усидчивым,  активным.
Рисование, штриховка  раскрашивание картинок    Способствуют лучшей ориентации в  условиях двухмерного пространства листа  бумаги, готовят руку ребёнка к обучению  письму, развивают глазомер, аккуратность.
Шнурование и застёгивание пуговиц. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок,  крючков; завязывание и развязывание лент,  шнурков, узелков на верёвке ­ это хорошая  тренировка для пальчиков, совершенствуется  ловкость и развивается мелкая моторика рук.
Нанизывание на леску Хорошо формирует мелкую моторику рук  нанизывание на леску пуговиц, бусинок,  макарон, сушек, бисера и выкладывание  фигур,  создание картин с помощью этих  материалов. Делайте вместе с детьми бусы из  рябины, орешков, семян тыквы и огурцов,  мелких плодов, скрепок и т.д.
Различная  игровая  деятельность Игры в мяч, с кубиками, с  счетными палочками, мозаикой,   приносят пользу ребёнку:  развивают его руки,  подготавливая к овладению  письмом, формируют у него  художественный вкус.
Средства развития мелкой  Средства развития мелкой  моторики моторики Природный материал Бумага Пластили н Крупа, бусы, пуговицы Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани, прищепки Мозайка Песок, вода Карандаши, счетные палочки Ручные тренажёры,  массажёры
Констру Плетение, ирование рукоделие Лепка, Различная Шнуровани Рисование, аппликация Пальчикова Массаж, игровая Нанизывани Игры с Теневой конструиро штриховка, е и самомассаж , я деятельнос е на леску песком театр вание раскрашива застёгивани Бумажная гимнастика рук ть е пуговиц ние пластика