Семинар-практикум «Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования- виды методической продукции»
Оценка 5

Семинар-практикум «Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования- виды методической продукции»

Оценка 5
Документация +1
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
17.03.2018
Семинар-практикум  «Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования- виды методической продукции»
Деятельность педагога дополнительного образования, методиста, руководителя образовательного учреждения немыслима без методического обеспечения. С точки зрения содержания, методическое обеспечение – это необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей. Как вид деятельности, методическое обеспечение – это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям педагогических работников, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта.
Семинар виды методической продукции.doc
«Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования – Семинар­практикум  виды методической продукции» Оборудование: мультимедиа проектор, ноутбук, столы и стулья по количеству приглашенных на семинар, листы белой бумаги (20­30 шт.), шариковые ручки (10 шт.), лист ватмана для рефлексии, маркеры (5­6 шт.). Видеоряд:  презентация   в   программе   Microsoft Power   Point,   методическая   выставка   «Виды методической   продукции»,   учебно­методические   комплекты   и   учебно­методические   комплексы опытных педагогов учреждения. Деятельность   педагога   дополнительного   образования,   методиста,   руководителя образовательного учреждения немыслима без методического обеспечения. С   точки   зрения  содержания,  методическое   обеспечение   –   это   необходимая   информация, учебно­методические   комплексы,   т.е.   разнообразные   методические   средства,   оснащающие   и способствующие   более   эффективной   реализации   программно­методической,   научно­ экспериментальной,   досугово­развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей.   организационно­массовой,   воспитательной, Как  вид деятельности, методическое обеспечение – это процесс, направленный на создание разнообразных   видов   методической   продукции,   на   оказание   методической   помощи   различным категориям   педагогических   работников,   на   выявление,   изучение,   обобщение,   формирование   и распространение положительного педагогического опыта. Методически обеспечить  какой­либо  вид  деятельности, значит, вовремя прийти  на помощь человеку, который эту деятельность осуществляет, методически  грамотно устранить затруднения, предоставить   обоснованные   ответы   на   возникающие   вопросы,   связанные   с   организацией   и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности. ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ Методисты и педагоги дополнительного образования оформляют результаты своей деятельности в трёх основных видах методической продукции: 1. информационно­пропагандистской (информационно­ознакомительная), 2. организационно­инструктивной, 3.  прикладной. 1. Информационно­пропагандистская методическая продукция К   информационно­пропагандистской   методической   продукции   относятся:   аннотация, бюллетень,   газета,   газетное   издание,   вестник,   информационно­методическая   выставка,   листовка, листок,   методический   информационный   справочник,   методический   комментарий,   методическое описание,   рекомендательный библиографический   список   (указатель),   реферат,   реферативное   издание,   реферативный   журнал, реферативный сборник, рецензия, сводный реферат, словарь.   описание   педагогического   опыта   работы,   портфолио, Содержит   сведения,   подлежащие   распространению,   разъяснению   приемов   и   методов,   анализ опыта,   описания   педагогических   технологий,   ориентирует   в   текущих   событиях,   пропагандирует наиболее важные и актуальные направления педагогической деятельности. Методическое   описание   содержит   простое   изложение   проведенного   воспитательного   дела, увиденного   события   или   средств   его   проведения.   Часто   повествование   идет   от   первого   лица, присутствуют   личные   впечатления,   эмоции.   Требование   к   методическому   описанию   ­   подробное описание и разъяснение события, действия. Предположим, методист описывает ход интеллектуальной игры «Дебаты»: подробное описание состава   команд   игроков   (название   команд,   возрастной   состав,   психологический   настрой   на предстоящую игру и т. д.); поэтапное описание разминки­приветствия капитанов двух команд, личное впечатление   методиста   от   увиденного   приветствия,   возможные   замечания,   корректировки   и   т.д.; подробное описание технологических аспектов основного хода интеллектуальной игры «Дебаты». Аннотация  ­   это   краткое   изложение   сути,   содержания   и   главных   особенностей   книги, методического пособия, разработки, сведений об авторе. Аннотация раскрывает назначение данного материала. В ней обязательно указывается, кем и где может быть использована эта методическая работа, книга. В методической службе аннотация применяется и для самообразования, при подготовке к личной аттестации. Бюллетень выпускается с целью оперативного и систематического оповещения педагогических работников   о   новинках   литературы,   об   инновационных   формах   работы   и   т.   д.   В   бюллетене публикуются нормативные правовые акты, регулирующие деятельность образовательных учреждений. Специфической особенностью этого вида методической продукции является официальный характер материалов, включаемых в бюллетень. Вестник  выпускаемое учреждением периодическое или продолжающееся издание, в котором публикуются материалы, статьи научного, информационного, методического характера, нормативные правовые акты. Информационный   плакат  позволяет   ознакомить   широкий   круг   людей   с   предстоящими событиями любого типа или итогами их проведения. Как правило, он предназначен для всеобщего обозрения, поэтому размер, оформление плаката должны быть соответствующими. Информационные плакаты   могут   также   рекламировать   и   пропагандировать   печатные   издания   из   опыта   работы, информирующие об адресах этого опыта, календарные планы работы детских объединений ОУДОД и т.д. Информационно­методическая выставка  организуется с целью ознакомления и пропаганды методической литературы или рукописных методических материалов (в том числе из опыта работы). Выставка может быть посвящена определенной теме, рассказывая об опыте работы того или иного педагогического коллектива или педагога, может также знакомить с новинками научно­методической и педагогической литературы. В зависимости от времени действия выставка может быть:  временной (действующая накануне праздников или по итогам учебного года);  постоянной (действовать продолжительное время). В зависимости от расположения, выставка может быть:  стационарной (работающая в течение долгого времени);  передвижной   (фонд   которой   можно   вывезти   в   дошкольное   образовательное   учреждение,   в школу, в детский оздоровительный лагерь и т. д.).   выездной (мобильный вариант для транспортировки на дальние расстояния).  В своей структуре методическая выставка имеет: название, точно отражающее тему выставки, ее назначение; адресат; разделы выставки. НАПРИМЕР,   информационно­методическая   выставка:   Тема   выставки:   «Интеграционное пространство дополнительного   образования детей   в Доме  творчества»;   адресат:   педагогические  и детские   коллективы   системы   ДОД;   разделы   выставки:   Интеграция   дополнительного   образования детей   (Области   интеграции:   «Образование»,   «Творчество»,   «Досуг»,   «Социальная   практика», «Управление») и т.д. Портфолио    собрание документов и иных материалов,  характеризующих  опыт работы или достижения в какой­либо деятельности.  Рекомендательный   библиографический   список   (указатель)    библиографический   список (указатель), назначение которого ­ помочь читателю в выборе литературы для углубленного изучения темы и расширения познаний в какой­либо области. Исследовательская   работа  –  творческая   работа,   выполненная   с   помощью   корректной,   с научной   точки   зрения,   методики,   имеющая   полученный   с   помощью   этой   методики   собственный экспериментальный   материал,   на   основании   которого   делаются   анализ   и   выводы   о   характере исследуемого явления. В   исследовательской   работе   должна   быть   сформулирована   цель   исследования.   Она   обычно состоит в изучении определенных явлений. В   исследовании   важно   выдвинуть   гипотезу.   Это   позволяет   конкретизировать   предмет исследования.   Гипотеза   в   ходе   работы   может   быть   либо   подтверждена,   либо   опровергнута.   Она должна   быть   обоснованной,   т.е.   подкрепляться   литературными   данными   и   логическими соображениями. После этого необходимо поставить задачи исследования. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. В работе должен присутствовать литературный обзор, т.е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении работают другие исследователи. Методика   исследования   обязательно   должна   присутствовать   в   исследовательской   работе. Необходимо указать, в каких границах применима данная методика и какова ее устойчивость. Далее   представляются   собственные   данные.   Данные,   полученные   в   ходе   исследовательской работы,   необходимо   сопоставить   как   друг   с   другом,   так   и   с   литературными   источниками,   затем установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования. Завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследования и отвечать на поставленные вопросы. Реферат  ­   самая   объемная   из   всех   работ   описывающего   характера.   Реферат   ­   это   краткое изложение в письменной форме содержания одной или нескольких книг, статей, научных работ, а также   критический   обзор   источников.   Это   итог   углубленной   самостоятельной   работы   над определенной темой. Реферат должен отражать и точку зрения автора на рассматриваемую проблему, накопленный   результативный   опыт.   Реферат   не   содержит   поучительных   аннотаций,   а   описывает имеющийся   материал.   По   характеру   информации   он   носит   информационно­аналитический   или пропагандистский характер, привлекает внимание к актуальным темам и проблемам. Педагогический работник   в   реферате   демонстрирует   теоретические   и   практические   навыки   по   определенной проблеме; показывает умение изучать, систематизировать и структурировать материал; обобщать и делать выводы. Примерная структура реферата:  тема реферата, автор, занимаемая должность, место работы;  введение   (содержит   краткий   анализ   избранной   проблемы,   обоснование   актуальности;   во введении определяются предмет, цели и задачи предстоящего исследования, описываются методики и технологии исследования);  теоретическая   часть   (содержит   анализ   концептуальных   положений   по   избранной   проблеме, анализ   первоисточников;   раскрывает   научное   состояние   проблемы,   ее   новые   аспекты,   требующие дальнейшего углубленного изучения и т. д.);  практическая   часть   (включает   авторские   разработки,   описание   позитивных,   негативных результатов   самостоятельной   исследовательской   деятельности,   педагогические   технологии   и   т.д.). Эта часть обычно бывает большой по объему и содержит ряд разделов.  заключение (содержит определенные выводы по результатам проведенного исследования);  библиография;  приложения   (прикладная   методическая   продукция   по   итогам   исследовательской   и педагогической деятельности). Реферативное   издание    непериодическое   или   периодическое   информационное   издание, представляющее   собой   упорядоченную   совокупность   библиографических   записей,   составляющих реферат. Реферативный журнал  периодическое реферативное издание. Реферативный   сборник    периодическое   или   продолжающееся   реферативное   издание, выходящее в виде сборника. Рецензия  критическое сочинение, содержащее анализ и аргументированную оценку авторского оригинала или вышедшего в свет издания. Сводный реферат  реферат, составленный на основе двух и более исходных документов. Словарь    справочное   издание,   содержащее   упорядоченный   перечень   слов,   словосочетаний, фраз,   терминов,   имен   и   иных   языковых   единиц,   снабженных   относящимися   к   ним   справочными данными. Словарь представляет собой глоссарий (совокупность терминов, требующих прояснения) и соответствующие ему дефиниции (определения терминов). 2. Организационно­инструктивная методическая продукция Предлагает,   указывает,   разъясняет   цели   и   порядок   действия,   технологии   и   методики организации образовательного процесса, проведения мероприятий, акций, демонстрирует возможные приемы и формы организации массовых дел. К   организационно­инструктивной   методической   продукции   относятся: инструктивно­ методическое  письмо,  методическая  записка,  методическая  памятка, методические  рекомендации, методические   указания   по   решению   организационных   вопросов,   сборник   материалов   (тезисов докладов)   научно­практической,   методической   конференции,   семинара,   «круглого   стола»; тематическая папка, методическое пособие, мастер­класс. Инструктивно­методическое   письмо  включает   указания   и   разъяснения,   вытекающие   из нормативного   документа   вышестоящей   организации:   определяет   круг   функций   и   деятельности педагога или педагогического коллектива по выполнению решений вышестоящих органов, раскрывает более полно содержание  нормативных документов, положений,  приказов, однако, без разъяснения частных   методик  и   рекомендаций.   Как  правило,  инструктивно­методическое  письмо  составляется вышестоящими   организациями   и   адресовано   одной   или   нескольким   категориям   работников. Руководителям ОУДО направляются региональные инструктивные письма обычно из государственных органов управления образованием, на основании этих писем может быть разработано учрежденческое инструктивно­методическое письмо для соответствующих категорий педагогических работников. Методическая записка дает пояснения к методическим материалам, изложенным более сжато (планам,   графикам,   таблицам,   схемам).   Методическая   записка   должна   дать   ответ   на   следующие вопросы: какие задачи решаются данной методической работой; кому она адресована; на основании каких документов, фактов, составлена методическая работа; какова система изложения материала. Методическая памятка  содержит краткие, самые важные сведения о выполнении каких­либо операций или осуществлении каких­либо функций. Наиболее  распространенный вид методической продукции,   позволяющий   в   сжатой   форме   дать   алгоритм   действий,   круг   обязанностей,   перечень советов.   Памятка  невелика   по   объему,   обычно  не   более   1   листа,   имеет   точного   адресата   в  виде краткого   обращения   или   просто   названия.   Изложение   материала   лаконично,   без   повторений,   как правило, по пунктам. Методические рекомендации ­ методическое издание, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных   предложений   и   указаний,   способствующих   внедрению   в   практику   наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания. Методические рекомендации разрабатываются на основе изучения или обобщения опыта учителей школ или проведенного исследования. Создаются для оказания помощи педагогическому коллективу, педагогу в выработке решений, основанных на достижении   науки   и   результативного   педагогического   опыта   с   учетом   конкретных   условий   и особенностей   деятельности   данного   педагогического   коллектива,   педагога.   Раскрывают   одну   или несколько частных методик,  выработанных на основе результативного  педагогического опыта. Их задача   –   рекомендовать   наиболее   эффективные,   рациональные   варианты,   образцы   действий, применительно к определенной группе лиц или мероприятий (воспитательных дел, деятельности). В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или   нескольких   конкретных   дел,   иллюстрирующих   методику   на   практике.   Рекомендации   имеют точный адрес. Примерная схема написания рекомендации: Вступительная часть – пояснительная записка, где обосновывается актуальность, необходимость данных рекомендаций, дается краткий анализ положения дел по данному вопросу, указывается адрес, разъясняется, какую помощь призвана оказать настоящая работа. Изложение главного тезиса, что именно рекомендуется сделать по улучшению существующего положения. Методические   указания   по   решению   организационных   вопросов.  Примерные   варианты проведения  с советами  как лучше сделать,  на какие  трудные  моменты  обратить внимание,  какие технические и др. средства использовать и т.д. Описание перспективы результатов рекомендованного, какие задачи поможет решить, какое конкретное действие окажет на участников, чему научит. Здесь же дается краткое перечисление других форм работы, способных закрепить образовательный эффект, развить приобретенные навыки. Методические рекомендации содержат список рекомендованной литературы по данной теме, список использованной  литературы при подготовке данной работы, а также Ф. И. О. автора, год написания, внутреннюю рецензию, выданную Методическим советом ОУДОД, группой специалистов и т. д. Методическая   разработка  –   комплексная   форма,   включающая   в   себя   рекомендации   по планированию, организации и проведению отдельных массовых мероприятий, методические советы, сценарии,   планы   выступлений,   выставок   и   т.д.   Помогает   лучше   понять   теоретические   идеи   и практические возможности рекомендованного материала. Примерная схема методической разработки: название разработки; название и форма проведения мероприятия; пояснительная записка, в которой указываются   цели   и   задачи,   предлагаемые   методы,   возраст   детей,   на   которых   рассчитано мероприятие,   условия   для   его   проведения;   оборудование,   оформление   (технические   средства, варианты текстов, плакатов); методические советы на подготовительный период; сценарный план, ход проведения; сценарий, где соблюдаются все композиционные, сюжетные части; методические советы организаторам и постановщикам (на какие особо важные моменты следует обратить внимание, каких ошибок   необходимо   остерегаться,   где   лучше   проводить   и   т.д.);   методические   советы   на   период ближайшего последействия (как подвести итоги, какие дела провести для закрепления полученного результата и т.д.); список использованной литературы: Ф.И.О. автора разработки, должность, место работы. Сборник   материалов   (тезисов   докладов)   научно­практической,   методической конференции, семинара, «круглого стола» представляет собой собрание методических материалов разных   авторов,   представивших   свои   доклады   на   методических   мероприятиях   разных   типов.   В структуру сборников материалов входят обычно: ● вступительный очерк (обращение организаторов мероприятия к участникам, вступительное слово редактора сборника и т. д.) ● материалы докладов (статьи) по секциям конференции ● решение   (резолюция)   или   рекомендации,   выработанные   по   итогам   работы   участников мероприятия. Методическое   пособие  –   комплексный   вид   методической   продукции,   включающий   в   себя особым образом систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики какого­либо образовательного курса либо направления ДОД. Как правило, методическое пособие, помимо теоретического, содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков, а также образцы документов, разработанных в соответствии с заявленной тематикой. Тематическая папка объединяет:  нормативные документы, определяющие деятельность в данном направлении;  методические рекомендации;  прикладную методическую продукцию;  разработки конкретных дел, сценарии проведенных мероприятий;  материалы из опыта работы;  библиографию;  приложения (дидактический материал). В методических отделах, методических кабинетах ОУДОД накапливается фонд методических материалов.   Создаются   тематические   папки   по   всем   образовательным   направленностям, существующим в нашем учреждении. Например,  наше учреждение  реализует  5 образовательных  направленностей:  художественное, туристско­краеведческое,   физкультурно­спортивное   и   социально­ педагогическое.   Поэтому   в   методическом   отделе   должны   быть   созданы   тематические   папки   по декоративно­прикладному   искусству,   по естественнонаучной, физкультурно­спортивной и социально­педагогической деятельности.   по   музыкально­эстетическому   искусству,   естественнонаучное, Тематическая   папка   по   декоративно­прикладной   деятельности   может   содержать   следующие методические материалы:  положения   о   проведении   конкурсов   мастерства,   выставок   народного   и   декоративно­ прикладного искусства праздников и др.;  методические   рекомендации   по   проведению   праздников   по   декоративно­прикладному искусству;  сценарные планы и сценарии праздников, конкурсов, досугово­развлекательных мероприятий;  методические рекомендации по проведению инновационных форм занятий по декоративно­ прикладной направленности в нашем учреждении;  диагностические и обучающие методики для педагогов декоративно­прикладного творчества. Общеобразовательная   и   общеразвивающая   программа  ­   это   нормативный   документ, отражающий концепцию педагога в соответствии с заявленными целями деятельности, условиями, ресурсным   обеспечением,   специальным   содержанием,   методами   и   технологией   достижения гарантированных   положительных   результатов.   Это   ­   индивидуальный   образовательный   маршрут учащегося, пройдя который он может выйти на тот или иной уровень воспитанности, обученности, прогнозируемый педагогом­разработчиком. Мастер­класс – это одна из продуктивных форм методической работы, которая не только дает возможность   распространять   инновационные   элементы   педагогической   деятельности,   но   и вдохновляет   коллег   на   постоянное   развитие,   самосовершенствование.   Это   занятие,   где   мастера делятся профессиональным опытом по принципу «здесь и сейчас». Цель мастер­класса — в течение занятия научить и научиться чему­то конкретному. 3. Прикладная методическая продукция Вспомогательный материал, дополняющий, иллюстрирующий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции. К прикладной методической продукции относятся: сценарий, тематическая подборка, каталог, методическая тема (проблема), карточки, тестовые задания, графики (диаграммы), схемы, рисунки, фотографии, иллюстрации, видеоролики и т.п. Документация   учебно­методической   продукции  включает   разработку   учебных   планов, образовательных программ, учебно­методических пособий, предназначенных для внедрения в систему дополнительного образования детей.   Сценарий – самый распространенный вид прикладной методической продукции. Сценарий – это конспективная, подробная запись праздника, любого дела. В сценарии дословно приводятся слова ведущих,   актеров,   тексты   песен.   В   ремарках   даются   сценические   указания:   художественное оформление, световая партитура, движение участников на сцене и т.д.  Примерная схема сценария: Название (сценарий праздника «Покров гаж»); адресат; цели и задачи; участники, реализующие сценарий, действующие лица; полный текст выбранного сценария; использованная литература. Сценарий   снабжается   методическими   советами,   ремарками.   Педагогу   предоставляется возможность  использовать   сценарий   не  буква   в  букву,  а  разрабатывать  собственные   варианты,   не повторяя ошибок. Сценарий может содержать устойчивые элементы, являющиеся основой формы праздничного действия:  церемониал   –   торжественная   церемония,   яркий   праздник   (открытие,   закрытие,   награждение, вручение   дипломов,   грамот,   призов   участникам).   Организаторам   праздников   необходимо   четко соблюдать правила и условности, на которых строится церемония: подбор и распределение музыки, общий стиль формирования (расстановка участников, как элемент стиля, интонация, речь, темп).  театрализация   –   речь   идет   не   о   спектакле,   а   о   драматическом   действии,   представлении. Основные условия театрализации – это не сцена, а наличие драматургии, сюжетного хода, игровых ролей;  возможность общения – организаторы стремятся устроить все так, чтобы у приглашенных людей была   возможность   поговорить   друг   с   другом   до   начала   и   по   окончании   торжественной   части праздника;  атмосфера   приподнятости,   возбуждения   –   одновременно   является   условием   и   результатом успешного воплощения сценарного замысла. Особенностью праздничной атмосферы является то, что праздник   всеми   участниками   переживается   как   бы   на   уровнях:   «с   собой»,   «с   другими/всеми участниками», «через рассказ». Тематическая подборка необходима при накоплении материалов для написания рекомендаций, сценариев.   Это   может   быть   подборка   стихов,   песен,   игр,   описание   КТД,   цитат,   поговорок, фотографий, рисунков и т.д. на одну определенную тему. Тематическая подборка оформляется в папку для бумаг, в скоросшиватель, в альбом, в большие конверты или в др. Картотека  –   систематизированное   в   алфавитном   порядке   (как   правило,   по   темам   или направлениям) собрание карточек со сведениями и материалами по методической работе. Картотеки могут  быть:  методической  литературы;   газетных   и  журнальных  статей;  методических  разработок; медиатека;   видеотека,   фонотека;   игр;   поговорок;   цитат   и   др.   Картотека   состоит   из   специальных каталожных карточек, заполненных по определенной схеме. По форме каталог может представлять собой  либо  каталожные   карточки,   объединенные   в  картотеку,  либо   просто  линейный  текст,  либо папку­скоросшиватель с подборкой материалов. Методическая   тема   (проблема)  –   это   конкретное   направление,   связанное   с   изучением   и разработкой методических аспектов определенной проблемы, предмет методического исследования. Выбор методической темы обусловлен личным практическим педагогическим опытом методистов, педагогов,   потребностями   субъектов   взаимодействия,  спецификой   работы.  Этапами   работы  могут быть:   выбор   и   обоснование   темы,   определение   целей   и   задач,   составление   плана;   отбор   форм   и методов работы над темой; накопление, систематизация и анализ теоретического и практического материала   по   теме;   экспериментальная   проработка   материала,   конструирование   опыта;   выпуск методической продукции; определение значения наработанного и сферы его применения. При разработке годового плана методической деятельности многие педагогические коллективы ОУДОД   в   начале   учебного   года   определяют   методическую   тему,   над   которой   будут   работать   в течение  всего  года. Например,  «Овладение  принципами  программно­методического  обеспечения в ОУДОД», «Определение качества образовательно­воспитательной деятельности в ОУДОД»  4. Рекламная продукция Основная функция данной продукции – передать информацию об услугах, ознакомить с ними потенциальных   потребителей,   убедить   их   в   необходимости   воспользоваться   предложенными услугами.   Рекламное   издание   содержит   сведения   о   различных   мероприятиях,   информационных услугах, изданиях, предлагаемых данной организацией потребителям. Информация – основа рекламы. Сообщение должно быть кратким, интересным, достоверным, понятным, динамичным. Рекламная   продукция   состоит   из   пяти   основных   элементов:   заголовок,   иллюстрации, подзаголовок (при необходимости), основной текст, подпись (адресные данные). Заголовок и рисунок действуют совместно. Их задача – захватить внимание целевой аудитории, побудить ее прочесть основной текст. Они должны изложить хотя бы часть содержания. Заголовок  – фраза, выражающая основное предложение данного рекламного материала. Цель заголовка – привлечь внимание и возбудить интерес. Подзаголовок  –   фраза,   дающая   более   расширенное   толкование   основного   предложения, выраженного заголовком. Основной   текст  –   предельно   ясный.   Пишется   простыми   фразами.   Текст   должен   убеждать, вызывать полное доверие. Выбор информационно­рекламного материала зависит от целей, которые вы преследуете. На практике   часто   используются   определенные   гибриды   тех   или   иных   информационно­рекламных материалов. Буклет  непериодическое листовое издание, многокрасочное, с рисунками или фотографиями рекламное   описание   услуг,   отпечатанное   на   одном   листе,   сфальцованном   обычно   в   несколько параллельных сгибов, без шитья. Существует два метода фальцовки буклетов:  ­   гармошкой,   когда   каждый   последующий   сгиб   направлен   в   сторону,   противоположную предыдущему; ­  салфеткой,   когда  сгибы  направлены  в  одну  сторону  (для  рекламных   листков,   проспектов, путеводителей). Информационный   лист   –  по   содержанию   аналогичен   информационному   письму,   но   не содержит атрибутов адресата, носит более долговременный характер, рассчитан не на конкретного адресата, а на категорию потребителей образовательных услуг. Информационное письмо –  письмо, коротко информирующее о направлениях деятельности учреждения, отдела, а также содержащее конкретное предложение данному потребителю. Это может быть   перечень   предлагаемых   услуг,   информация   об   изменениях   в   ранее   предложенных образовательных услугах и т.д. Независимые   вкладыши   –  рекламные   вкладыши,   выпускаемые   вместе   с   какой­либо методической продукцией, являющиеся ее составной частью. Проспект – по оформлению близок к буклету, но отличается большим объемом. В нем дается описание   достигнутых   успехов,   рассказывается   о   предлагаемых   образовательных   услугах   –   с фотографиями и кратким описанием каждой. Пресс­релиз  –   материал,   предназначенный   для   раздачи   представителям   СМИ   на   выставках, благотворительных акциях. Включает те материалы, с которыми хотели бы ознакомить журналистов: краткие   сведения   об   учреждении,   о   предоставляемых   образовательных   услугах,   о   перспективах развития учреждения, данные о благотворительной деятельности. Рекламный   листок  –   несет   рекламную   информацию   о   конкретной   образовательной   услуге. Отличается   броским   оформлением,   рекламным   текстом,   иногда   снабжается   забавными, запоминающимися рисунками. Заключение   Разработка   программно­методического   обеспечения   дополнительного   образования   детей   и УМК   в   частности,   является   важным   направлением   в   реализации   идеи   управления   качеством образования. Именно в УМК каждый педагог­практик может задать стандарты содержания и качества образования   воспитанников   и   технологию   определения   результатов   образования.   Таким   образом, создание   УМК   педагогами   дополнительного   образования   является   актуальным   и   перспективным средством повышения качества образования. Требования к оформлению методической продукции Представляемая методистом, педагогом дополнительного образования методическая продукция должна включать:  1. Титульный лист (по аналогии с титульным листом общеобразовательной программы). 2. Сведения   об   авторе   (авторах):   должность,   квалификационная   категория,   почетное   звание (ученая степень).  3. Краткую аннотацию.  4. Пояснительную записку. 5. Содержание.  6. Список рекомендуемой литературы.  7. Приложения (при необходимости). Оформление выходных сведений. Оглавление Основными  элементами выходных  сведений  являются: сведения  об авторах  и других  лицах, участвовавших в подготовке издания (составители, художники, рецензенты и др.); заглавие (название) издания;   надзаголовочные   данные   (сведения   о   наименовании   организации,   от   имени   которой выпускается   издание);   подзаголовочные   данные   (сведения,   поясняющие   заглавие;   сведения   об утверждении   издания   в   качестве   методических   рекомендаций   или   другого   вида   методической продукции; имя составителя; ответственного редактора; сведения о редколлегии; выходные данные, включающие   в   себя   место   выпуска   издания;   имя   издателя   (название   издательства);   год   выпуска издания (обозначается арабскими цифрами без слова «год» или сокращения «г.» ­ на второй странице издания). В выходных сведениях при необходимости могут быть указаны также классификационные индексы, международные стандартные номера, знак охраны авторского права. На стадии подготовки к печати целесообразно указать также выпускные данные: номер лицензии на издательскую деятельность, дату ее выдачи; дату сдачи в набор и подписания в печать; вид, номер, формат бумаги и долю листа;  гарнитуру шрифта; вид печати;  объем издания в печатных листах; тираж; номер заказа полиграфического предприятия. Выходные сведения размещаются на титульном листе (надзаголовочные сведения, сведения об авторе,   заглавие   (название),   подзаголовочные   данные,   выходные   данные),   на   первой,   последней страницах   издания   или   концевой   полосе.   При   отсутствии   титульного   листа   выходные   сведения располагаются на первой странице обложки. Выпускные  данные могут быть размещены не только в конце издания, но и в нижней  части оборота   титульного   листа   (вторая   страница)   после   знака   охраны   авторского   права.   На   обороте титульного листа могут быть приведены сведения об утверждении издаваемого вида методической продукции   (кем   утверждено,   дата   утверждения,   номер   протокола   и   т.д.),   а   также   сведения   о рецензентах. Целесообразно дать краткую аннотацию, которая помещается в средней части на обороте титульного листа (вторая страница). Оглавление содержит перечень заголовков разделов, глав и других структурных единиц текста издания с указанием страниц, на которых размещается каждая из них. В оглавлении может также быть дано   указание   на   структурно   обособленные   иллюстративные   материалы   (таблицы,   графики, диаграммы и т.д.), если они вынесены за пределы текста. Оглавление целесообразно поместить в конце пособия, но оно может быть, при необходимости, помещено и перед текстом. Требования к составлению методического пособия   Методическое   пособие  –   комплексный   вид   методической   продукции,   обобщающий значительный   опыт,   накопленный   в   системе   дополнительного   образования   детей   и   содержащий рекомендации по его использованию и развитию. Авторами   методических   пособий   являются,   как   правило,   опытные   педагоги   и   методисты, способные   систематизировать   практический   материал   собственной   работы   и   работы   коллег   по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики дополнительного образования детей. Задачей   методического   пособия   является   оказание   практической   помощи   педагогам   и методистам дополнительного образования детей в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера. Методические   пособия   в   системе   дополнительного   образования   детей   могут   быть   условно разделены на пять основных типов. 1. Методические   пособия,   посвященные   рассмотрению   содержания,   форм   работы   и   методик, используемых в системе дополнительного образования детей в целом. 2. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой­либо отдельной направленности дополнительного образования детей. 3. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой­либо отдельной предметной области дополнительного образования детей. 4. Методические   пособия,   рассматривающие   содержание,   формы   работы   и   методики дополнительного   образования   детей   применительно   к   определенному   виду   учреждений дополнительного образования детей. 5. Методические   пособия,   рассматривающие   содержание,   формы   работы   и   методики дополнительного   образования   детей   в   каком­либо   отдельном   учреждении   дополнительного образования детей. Типовая структура методического пособия включает: ­   введение,   где   формулируются   цель   и   задачи   данного   пособия,   указывается,   на   какую конкретную   группу   работников   дополнительного   образования   детей   оно   рассчитано,   какие конкретные результаты может дать педагогам и методистам использование данного пособия; ­ теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой   к   соответствующим   работам)   научно­педагогическое   обоснование   содержания   пособия, характеризуется   собственная   методологическая   позиция   автора   применительно   к   системе дополнительного   образования   детей   как  сфере   образования,  обладающей  своими   специфическими чертами; ­   практическую   часть,   где   систематизируется   и   классифицируется   фактический   материал, содержатся  практические  рекомендации,   приводятся  характерные  примеры   тех или  иных  форм  и методик работы в дополнительном образовании детей; ­ дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал. Кроме   того,   в   состав   методического   пособия   могут   включаться   различные   необходимые нормативные   документы,   в   том   числе   данного   учреждения   дополнительного   образования   детей, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями. Обязательной частью методического пособия является список литературы, который желательно оформить   с   разделением   на   тематические   рубрики   (в   соответствии   с   конкретными   задачами, решаемыми   в   данном   пособии)   и,   по   возможности,   с   краткими   аннотациями   наиболее   полезных педагогам и методистам рекомендуемых работ. Требования к организации и проведению мастер­класса Мастер­класс – это одна из продуктивных форм методической работы, которая не только дает возможность   распространять   инновационные   элементы   педагогической   деятельности,   но   и вдохновляет   коллег   на   постоянное   развитие,   самосовершенствование.   Это   занятие,   где   мастера делятся профессиональным опытом по принципу «здесь и сейчас». Цель мастер­класса — в течение занятия научить и научиться чему­то конкретному. Мастер­класс   предполагает   изложение   материала   в   ходе   совместной   с   участниками   мастер­ класса работы. Ведущий раскладывает процесс создания демонстрируемого произведения (продукта, процесса,   конкретной   методики)   на   этапы   и   постепенно   демонстрирует   их,   а   участники   также поэтапно повторяют действия преподавателя. Мастер­класс – это:  главное средство передачи концептуальной идеи своей (авторской) педагогической системы;  эффективная   форма   передачи   знаний   и   умений,   обмена   опытом   обучения   и   воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия;  особая   форма   учебного   занятия,   которая   основана   на   «практических»   действиях   показа   и демонстрации   творческого   решения   определенной   познавательной   и   проблемной   педагогической задачи;  форма занятий с педагогами, проводимая с целью знакомства, представления и показа новых оригинальных методик «вызова» традиционной педагогике с большой дозой собственного авторского творчества;  открытая   педагогическая   система,   позволяющая   демонстрировать   новые   возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины;  особый   вид   обобщения   и   распространения   педагогического   опыта,   представляющий   собой фундаментально   разработанный   оригинальный   метод   или   авторскую   методику,   опирающуюся   на собственные принципы и имеющую особую структуру;  способ передачи педагогического мастерства одного педагога другому и умение автора занятия найти дело всем участникам, при этом самому оставаться в «тени», растворяясь в общем поиске решения проблемы;  форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики, как: личность педагога с новым   мышлением,   не   простое   сообщение   знаний,   а   способ   самостоятельного   их   построения   с помощью  всех  участников  занятия,   плюрализм   мнений,  интерпретативная   культура  представления опыта и др.  Важные особенности мастер­класса  метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;  создание условий для включения всех участников в активную деятельность;  постановка проблемной задачи и ее решение через проигрывание различных ситуаций;  приемы,   раскрывающие   творческий   потенциал   как   Педагога   (автора   мастер­класса),   так   и «учащихся» (участников мастер­класса). Алгоритм проведения мастер­класса  Первый   этап   –   «индуктор»:   начало,   мотивирующее   творческую   деятельность   каждого участника. Это может быть  апелляция  к ассоциативному  и  образному мышлению,  задание «вокруг» слова, предмета, рисунка, воспоминания, исторического сюжета. Главное – ситуация неожиданности для участников, загадочность и обязательное личностное начало Мастера.  Второй этап – работа с материалом: текстом, красками,  звуками, природным материалом, картой, картиной. Это «деконструкция»: превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий и др. Затем идет «реконструкция» – создание «своего» мира: текста, рисунка, закона, т.е. «изобретение велосипеда».  Третий этап – соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных участников мастер­ класса.   Представление   и   интерпретация   промежуточных   результатов   и   окончательного результата своего труда. Проведение самооценки и самокоррекции (этот этап пронизывает все другие).  Четвертый этап – «разрыв» как озарение, как новое видение предмета, как переход к новому осознанию   предмета.   «Разрыв»   –   это   кульминация   творческого   процесса   и   мастерской творчески работающего педагога.  Пятый   этап   –   рефлексия.   Важны   не   оценочные   суждения   «это   хорошо»,   «это   плохо»,   а самоанализ собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.  Качества и умения мастера  Способность к импровизации;  Психологическая устойчивость;  Психологическая зоркость;  Чувство времени;  Умение воздействовать на аудиторию (держать зал). Типичные ошибки в проведении мастер­класса  Отсутствие комментария к демонстрируемому приёму  Нарушение временных рамок  Идентификация участников с детьми  Увлечение частной методикой частного предмета  Излишняя теоретизированность  Отсутствие анализа работ, выполненных участниками Список используемой литературы 1. Аргунова Т.Г. Комплексное учебно­методическое обеспечение предмета. М., 1999. 2. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. – Москва, Издательство «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001г. 3. Горский   В.А.   Учебно­методический   комплект   как   средство   программно­методического обеспечения   дополнительного   образования   детей,   его   функции   и   основные   этапы   разработки //Дополнительное образование. – 2009. – № 1. – С. 29­33. 4. Концепция   дополнительного   образования   детей   в  Российской  Федерации.  –  Москва,   ГОУ Центр развития системы ДОД Министерства образования России, 2007. 5. Кульневич   С.В. Иванченко В.Н.  Дополнительное образование:   методическая   служба. Практическое   пособие   для     руководителей   ОУДОД,   методистов,   педагогов   –   организаторов, специалистов по дополнительному образованию, педагогов дополнительного образования. – Москва, Издательство «Учитель», 2005г. 6. Логинова Л. Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. – Москва, ВЛАДОС, 2010. 7. Миссия,   цели   и   стратегия   развития   дополнительного   образования   //   Дополнительное образование. – 2011. – № 2. – С. 52­54. 1. Учебная деятельность.                                                          2. Воспитательная деятельность Самоаналитичекая анкета «Профессиональные потребности педагога» (Турбовской Я.С.) 1.1. Что у Вас лучше всего получается в учебной               2.1. Что у Вас лучше всего получается   работе, и каким опытом Вы хотели бы поделиться?           в воспитательной деятельности, и каким опытом Вы хотели бы поделиться? ______________________________________________             _____________________________________ ______________________________________________             _____________________________________ ______________________________________________             _____________________________________ ______________________________________________             _____________________________________ ______________________________________________             _____________________________________        и чей опыт хотели бы изучать? 1.2. В чём Вы испытываете затруднения и чей                    2.2. В чем Вы испытываете затруднения опыт хотели бы изучить? ______________________________________________              ____________________________________ ______________________________________________               ______________________________________________              3. Ваши взаимоотношения с учащимися: ______________________________________________ ______________________________________________                          очень хорошие_________________        хорошие_______________________        удовлетворительные____________        плохие_________________________        конфликтные___________________

Семинар-практикум «Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования- виды методической продукции»

Семинар-практикум  «Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования- виды методической продукции»

Семинар-практикум «Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования- виды методической продукции»

Семинар-практикум  «Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования- виды методической продукции»

Семинар-практикум «Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования- виды методической продукции»

Семинар-практикум  «Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования- виды методической продукции»

Семинар-практикум «Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования- виды методической продукции»

Семинар-практикум  «Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования- виды методической продукции»

Семинар-практикум «Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования- виды методической продукции»

Семинар-практикум  «Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования- виды методической продукции»

Семинар-практикум «Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования- виды методической продукции»

Семинар-практикум  «Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования- виды методической продукции»

Семинар-практикум «Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования- виды методической продукции»

Семинар-практикум  «Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования- виды методической продукции»

Семинар-практикум «Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования- виды методической продукции»

Семинар-практикум  «Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования- виды методической продукции»

Семинар-практикум «Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования- виды методической продукции»

Семинар-практикум  «Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования- виды методической продукции»

Семинар-практикум «Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования- виды методической продукции»

Семинар-практикум  «Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования- виды методической продукции»

Семинар-практикум «Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования- виды методической продукции»

Семинар-практикум  «Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования- виды методической продукции»

Семинар-практикум «Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования- виды методической продукции»

Семинар-практикум  «Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования- виды методической продукции»

Семинар-практикум «Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования- виды методической продукции»

Семинар-практикум  «Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования- виды методической продукции»

Семинар-практикум «Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования- виды методической продукции»

Семинар-практикум  «Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования- виды методической продукции»

Семинар-практикум «Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования- виды методической продукции»

Семинар-практикум  «Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования- виды методической продукции»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2018