Семинар-практикум по теме: «Ошибки семейного воспитания» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста
Оценка 4.7
Работа с родителями
doc
психологическая работа +1
Детсад
27.02.2018
В семинаре-практикуме по теме: «Ошибки семейного воспитания» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста, говорится о том, что родительский труд полон сомнения и ошибок, удач и неудач, но сожалению, благие помыслы родителей заставляют их совершать непоправимые, но типичные ошибки в воспитании детей, хотя они искренне желают им счастья и блага.В семинаре-практикуме по теме: «Ошибки семейного воспитания» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста, говорится о том, что родительский труд полон сомнения и ошибок, удач и неудач, но сожалению, благие помыслы родителей заставляют их совершать непоправимые, но типичные ошибки в воспитании детей, хотя они искренне желают им счастья и блага.
Семинар-практикум для родителей по теме -Ошибки семейного воспитания (восстановлен).doc
г. Волгодонск, Ростовской области
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад «Золотой ключик» г. Волгодонска
Семинарпрактикум
по теме:
«Ошибки семейного воспитания»
для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста
Цель
повышение психологопедагогической компетентности родителей и
оказание практической помощи родителям по реализации функций семейного
воспитания.
Составлен педагогомпсихологом
высшей категории
Бондарь Еленой Михайловной
1 г. Волгодонск
Содержание
I. Семинарпрактикум для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста:
1. Введение.
2. Цели и задачи семинарапрактикума.
3. Участники семинарапрактикума.
4. Этапы проведения семинарапрактикума:
Подготовительный (психологический настрой: приветствие, вступительное слово).
Основной (ознакомление с новыми знаниями, практическая деятельность).
Итоговый (подведение итогов, оценка работы, обратная связь)
II. Приложения:
Приложение 1 (игровые упражнения)
Приложение 2 (притча)
Приложение 3 (консультации для родителей)
Приложение 4 (буклет)
III. Список литературы
2 (Слайд2)
«Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому
неизвестной пылинкой.
... Человек оставляет себя, прежде всего в человеке.
В этом высшее счастье и смысл жизни.
Если ты хочешь остаться в сердце человеческом, воспитай своих
детей».
В.А. Сухомлинский
Введение
Практически с момента рождения ребёнка и до становления личности именно
семья является основой воспитания. Именно в семье закладываются определённые
качества, ценности, нравственные ориентиры, основы культуры, происходит
формирование характера человека.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в
детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей жизни. Семья
может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора
воспитания. Положительное влияние семьи возможно лишь при наличии в ней
гармоничных и добрых отношений, основанных на взаимной любви друг к другу,
взаимопомощи и взаимовыручке. Родители составляют первую общественную семейную
среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого
человека.
(Слайд 5) Именно поэтому первой и основной задачей родителей является
создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни
при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской
любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей это
относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.
Почти в каждой семье случаются сложности в общении ребенка и родителя.
Дочка взрослеет и отдаляется от матери. Замыкается в себе и всё держит в секрете.
3 Сын заводит друзей, которые не нравятся отцу. У ребенка совсем нет никаких интересов
и он ни с кем не общается. Дети не хотят учиться. Не слушаются старших. Дети
вырастают избалованными, капризными, высокомерными. Или необщительными,
замкнутыми, угрюмыми, без интересов и целей в жизни. В любом случае, родители не
знают, что с этим делать и, обычно, допускают непоправимые ошибки в воспитании.
Родительский труд полон сомнения и ошибок, удач и неудач. К сожалению, наши
благие помыслы заставляют нас совершать непоправимые, но типичные ошибки в
воспитании детей, хотя мы искренне желаем им счастья и блага.
Давайте попросту признаем, что наше поведение и отношение к собственным
детям зачастую достаточно сложные, даже противоречивые. Все родители разные, и у
каждого родителя индивидуальные отношения со своим собственным чадом. Но самая
главная мысль родителей
"
сложилась удачно.
совершать непоправимые ошибки в воспитании наших деток.
Как сделать так, чтобы малыш был счастлив, его жизнь
" Но, к сожалению, именно наши благие помыслы заставляют нас
(Слайд 4) Цель семинара: повышение психологопедагогической компетентности
родителей в вопросах семейного воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
Помочь родителям увидеть типичные ошибки воспитания детей в семье.
Обучить формам родительского воздействия в процессе общения и воспитания
детей.
Ознакомить родителей с правилами семейного воспитания.
Участники семинарапрактикума родители воспитанников старшего дошкольного
возраста.
Каковы же наиболее распространенные родительские ошибки в воспитании
детей? Сегодня мы и поговорим об ошибках семейного воспитания, может быть, эти
знания помогут вам избежать их.
Любой родитель хочет быть хорошим родителем. Но что значит быть хорошим?
Слышать одобрение со стороны родственников, друзей и просто знакомых?
Или вырастить самостоятельную нравственную личность?
Ответы родителей…………………………………………………………………………
Определенно второе.
4 Для современного семейного воспитания характерен ряд заблуждений, которые
мешают быть понастоящему хорошими родителями. Эти заблуждения, пожалуй, были
всегда. Каждый родитель воспитывает детей по собственному разумению, в лучшем
случае обращаясь к методикам известных педагогов, в худшем к советам окружающих.
И то, и другое не гарантирует, что ваших детей не затронут типичные ошибки семейного
воспитания. Без сомнения, необходимо хотя бы иметь представление о наиболее часто
встречающихся воспитательных заблуждениях: кто предупрежден, тот вооружен.
Перед началом нашего семинара я предлагаю вам познакомиться по ближе друг с
другом и выполнить следующее упражнение.
1. Упражнение «Имя – качество мамы/папы».
Цель: способствует сплочению группы, настраивает группу на положительные
чувства, эмоции.
Здравствуйте, уважаемые родители! (Все участники становятся в круг.) Давайте
поприветствуем, друг друга: каждый по очереди, передавая мяч, называет свое имя и
какоелибо свое качество как родителя.
Например, Ирина заботливая, Екатерина – хозяйственная, Елена – добрая,
Наталья – внимательная и т.д.
(Слайд 6) Все родители воспитывают детей в меру своего умения и
понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определенных ситуациях
поступают так, а не иначе. При этом в каждой семье бывают моменты, когда
поведение любимого ребенка ставит взрослых в тупик. И родители время от
времени совершают ошибки.
Сегодня я предлагаю вам поговорить об типичных ошибках в воспитании, которые
мы все так или иначе, но совершаем.
(Слайд 7) Ошибка первая Обещание больше не любить.
Мнение родителей:
Родители часто недовольны тем, что дети оспаривают любую просьбу. По их
мнению, дети делают это назло, и призывать их к здравому смыслу бессмысленно.
Угрозы здесь тоже не действуют. В таких случаях многие используют своеобразную
«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя
козырную карту:
любить».
Мнение психологов:
5 Обещание больше не любить своего малыша одно из сильнейших средств
воспитания.
чувствуют фальшь.
Однако эта угроза, как правило, быстро забывается. Дети прекрасно
Единожды обманув, родители могут надолго потерять доверие
ребенка – он будет воспринимать их как лживых людей.
Намного лучше сказать, так
:
«Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю».
(Слайд 8) Ошибка вторая Безразличие.
Мнение родителей:
«Делай, что хочешь, мне все равно»
, часто говорят или думают родители, устав
Они не спорят, не ищут аргументы, не доказывают что
от капризов сына или дочери.
либо, считая, что незачем напрягаться и нервничать, так как ребенку пора учиться
самому решать свои проблемы и готовиться к самостоятельной взрослой жизни. А нас
не уделяют времени на обучение, воспитание
оставит в покое. Некоторые родители
ребенка, не посещают родительские собрания, даже не заглядывают в дневник,
прикрываясь работой, вечной занятостью; что, по сути, тоже проявляют безразличие к
жизни собственного ребенка.
Мнение психологов:
Вспомните возрастную периодизацию, согласно которой мощным стимулом
для ребенка от 7 до 10 лет в обучении является поощрение со стороны значимых
Простыми словами он учится для того, чтобы мама и папа его заметили и
взрослых.
похвалили, а в случае неудач – научили, как с ними справиться.
Никогда не надо показывать малышу, что вам все равно, чем он занимается. Кроха,
почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно
«настоящее». И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении
поступков изначально плохих
(привлечение внимания любыми способами). В это
время снижается успеваемость, появляются конфликты сначала со сверстниками, а
позднее и с педагогами, ребенок становится асоциальным, привлекая к себе внимание
любыми, порой неприглядными способами. Ребенок ждет, последует ли за проступок
вместо показного
лучше родителям
критика или нет. Словом, замкнутый круг. Поэтому
безразличия
поведение вас совершенно не устраивает.
постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его
6 Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не
согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это
понадобится, ты можешь спросить у меня совета».
(Слайд 9) Ошибка третья Слишком много строгости.
Мнение родителей:
«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная»,
нередко утверждают мамы в разговоре с ребенком.
Дети должны слушаться старших беспрекословно – это самый важный принцип в
воспитании.
Дискуссии здесь не допустимы. Не важно, сколько ребенку 6 или 16 лет.
Многие родители считают, что детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно
сядут на шею.
Мнение психологов:
Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они чтото делают. Однако
слишком строгое воспитание, основанное на принципах, не всегда понятных ребенку,
напоминает дрессировку.
запретов можно задавить развитие личности ребенка.
Чрезмерной строгостью и наложением необоснованных
В таких случаях ребенок будет
беспрекословно выполнять все в присутствии родителей и сознательно забывать
обо всех запретах, когда их рядом нет (двуличность). Убеждение лучше строгости. В
«Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а
случае необходимости можно сказать так:
вечером мы спокойно все обсудим — почему и зачем».
(Слайд 10) Ошибка четвертая Детей надо баловать.
Мнение родителей:
«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам».
Мы
готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое
лучшее.
Детство – короткая пора, и чтобы оно было прекрасным, в силах родителей
избавить детей от многих трудностей. Так приятно угадывать и исполнять любое
желание своего чада! Нравоучения, неудачи, неудовлетворенность в наших силах
избавить малышей от всех трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и
исполнять любое желание ребенка.
Мнение психологов:
7 Но избалованным детям очень тяжело приходится в жизни.
Если держать их под
колпаком родительской любви, это может привести к множеству проблем. Убирая
буквально каждый камушек с дороги малыша, решая за него все возникающие
проблемы, родители не делают ребенка счастливее. Скорее, наоборот, он часто
ощущает свою беспомощность (инфантилизм) и одиночество.
«Попробуйка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием
помогу», вот один из вариантов мудрого отношения к дочери и сыну.
(Слайд 11) Ошибка пятая Большое количество запретов.
Мнение родителей:
«нельзя»
Выработать реакцию на слово
нужно еще в раннем возрасте, но его
излишнее употребление не сыграет на руку родителям. Ребенок попросту не будет
тричетыре
обращать на него внимания, делая то, что хочется. Следует выработать
запрета (не больше),
нарушая которые ребенок может себе навредить.
Мнение психологов:
Еще в дошкольном возрасте важно выработать правильную реакцию на слово
Если употреблять его слишком часто можно вызвать два последствия:
«нельзя».
либо внимание ребенка к слову «нельзя» атрофируется, и он просто перестанет на
него реагировать, либо малыш станет бояться сделать чтонибудь, что «нельзя», и
вырастет забитым и нерешительным. И лучше пусть малыш будет удовлетворять
любопытство под
чутким
когда вас не будет рядом, ведь запретный плод сладок.
присмотром взрослых, чем он все равно сделает это,
(Слайд 12) Ошибка шестая Отсутствие запретов
.
Мнение родителей:
Ребеноккумир
– еще одна крайность в воспитании. Родители отказываются от
какихлибо запретов в принципе, сознательно выбирая такую модель воспитания, еще и
с гордостью говорят окружающим: «Я своему ничего не запрещаю».
Именно родители отвечают за то, как ребенок будет вести себя в обществе других
людей. По этой причине позиция «я ничего своему ребенку не запрещаю» не может быть
актуальной никогда. Ребенок должен знать, как вести себя на дороге, с пожилыми
людьми и т. д.
Мнение психологов:
8 Педагоги давно заметили, что ребенок, поздно рожденный матерью, чаще всего
вырастает эгоистичным, избалованным. Немолодые родители щадят дитя, абсолютно
ничего не запрещая, все его прихоти выполняют сразу же, а он буквально купается во
внимании и заботе.
не заметите, как станете лишь его слугами.
Не делайте из ребенка царя, потакая всем его прихотям, вы сами
Ребенку дозволено все, и он активно пользуется своей свободой, доставляя
Помните, что именно родители отвечают за
неудобство и проблемы окружающим.
включение ребенка в социум, и только с вашей помощью он сможет усвоить, что
можно и что нельзя, как следует вести себя дома, а как на улице.
Нередко наблюдается более сглаженная ситуация, когда родители пытаются
запретить ребенку чтото, но делают это очень мягко, с помощью уговоров, когда нужно
проявить твердость и решительность. Например, ребенок в магазине клянчит у матери
очередную игрушку, а она объясняет ему, что у него уже есть игрушки, что нет денег, в
общем, придумывает всевозможные отговорки, в конце концов, устает от морального
давления и покупает то, что просит ребенок. Такое поведение в корне неправильно:
ребенок будет выпрашивать желаемое каждый раз, зная, что своего он добьется.
Можно бесконечно долго объяснять ребенку чтолибо, а можно сразу пресечь «нытье»
категоричным «нет».
(Слайд 13) Ошибка седьмая Навязанная роль.
Мнение родителей:
«Мой ребенок – мой лучший друг», заявляют иногда родители.
Для них – главное в жизни, он смышленый, с ним можно поговорить обо всем. Он
понимает их, как настоящий взрослый.
Мнение психологов:
Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама
Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир
для них главнейшие люди на свете.
взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками.
Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.
(безысходность, груз проблем).
(Слайд 14) Ошибка восьмая Денежная.
Мнение родителей:
«Больше денег — лучше воспитание»
9 Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже
побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает
старые вещи и т.п. Словом, будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.
Мнение психологов:
Любовь не купить за деньги — звучит довольно банально, но это так. Часто бывает,
что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не
нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызения совести за то, что не можете
любовь, ласка, совместные игры и
исполнять все его желания. На самом деле
проведенный вместе досуг для малыша намного важнее содержимого вашего
не деньги делают ребенка счастливым, а
кошелька
. И, если разобраться, совсем
осознание того, что он для вас САМЫЙСАМЫЙ.
(Слайд 15) Ошибка девятая Наполеоновские планы.
Мнение родителей:
«Мой ребенок будет заниматься музыкой
(теннисом, живописью),
я не позволю
ему упустить свой шанс»
детстве был лишен возможности заниматься балетом, учиться игре на гитаре, пианино
дать детям самое
или играть в теннис. Став родителями,
главная цель пап и мам
. Мечта многих любящих родителей, особенно тех, кто в
Их не волнует, что ребенок не оченьто и хочет.
лучшее образование.
убеждены, что
пройдет время
и дети оценят старания взрослых.
Такие родители
Мнение психологов:
К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее
будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное
нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой.
Пока малыш еще маленький и
слушается взрослых, но затем… желая вырваться из клетки родительской любви,
начинает выражать протест доступными ему способами — это может быть и прием
наркотиков,
грубостью, уходом из дома и
просто увлечение тяжелым роком в
Ребенок становится конфликтным, агрессивным, взрывным по
ночные часы.
отношению к родителям, или, наоборот, замкнутым и отстраненным.
Поэтому,
заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему
немного времени и для личных дел и его желаний.
(Слайд 16) Ошибка десятая Слишком мало ласки.
Мнение родителей:
10 «Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка».
Приласкать младшую сестренку? Какая ерунда! Поцеловать маму? Пообниматься с
Некоторые родители считают, что ласки в детском
папой? Да на это нет времени.
возрасте приведут в дальнейшем к проблемам в личной жизни, что, кроме объятий и
поцелуев, есть более нужные и серьезные вещи.
помогает им ощущать себя любимыми, придает уверенности в своих силах.
Мнение психологов:
Однако следует помнить, что дети любого возраста стремятся к ласке: она
Ученые
доказали, что для душевного равновесия каждому человеку в день
необходимо до 12 объятий и прикосновений
.
Дети, недополучившие ласки в семье, часто неуверенны, их самооценка
снижена. Компенсируют они данную ситуацию уже в школьном коллективе, унижая
других, применяя по отношению к более слабым сверстникам физическую силу
(драки, избиения). Но помните, желание приласкаться должно всетаки в большинстве
случаев исходить от самого ребенка. Не навязывайте детям свою любовь активно это
может оттолкнуть их.
(Слайд 17) Ошибка одиннадцатая Ваше настроение.
Мнение родителей:
«Можно или нет? Это зависит от настроения»
Изза неприятностей на работе, плохих отношений в семье взрослые нередко
«выпускают пар» на ребенка. Многие уверенны, что в этом нет ничего страшного.
Достаточно потом приласкать малыша или купить давно обещанную игрушку – и все
будет в порядке.
Мнение психологов:
Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и
расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных
ценностей. Когда взрослые, будучи в дурном расположении духа, запрещают чтото
ребенку, а назавтра, когда настроение улучшилось, это же разрешают, он делает
Это
вывод: все равно, что и как я делаю, главное, какое у мамы настроение.
прививает ребенку лживость и изворотливость. Однако если родители чувствуют, что
себя не переделать, лучше заранее
договориться с ребенком:
«Итак, когда у меня
11 хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А при
плохом настроении – постарайся быть ко мне снисходительным».
(Слайд 18)
Ошибка двенадцатая Слишком мало времени для воспитания ребенка.
Мнение родителей:
« К сожалению, у меня совсем нет времени»,
так говорят своему сыну или
дочери некоторые родители. Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую
свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и в школу,
готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что
у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.
Мнение психологов:
Взрослые часто забывают простую истину — если уж родили ребенка, надо и
время для него найти.
времени, будет искать среди чужих людей родственные души.
и быстро отдалится от
собственных родителей. Между ними вырастет стена непонимания, отчуждения, а
Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него
может быть, и вражды. Разрушить такую стену бывает очень сложно. Даже если день
родителей расписан по минутам, необходимо вечером найти хотя бы полчаса (здесь
важнее качество), посидеть у кровати ребенка, поговорить с ним,
рассказать сказку или
почитать книжку. Крохе это необходимо. А также напомнить о том, что, несмотря на
вашу занятость, он всегда может рассчитывать на родительскую помощь и поддержку.
Помните, поведение ваших детей, их отношение к жизни, обучению, общению
– это ваше отражение. Как говорится: «Яблоко от яблони недалеко падает».
(Слайд 19) Ошибка тринадцатая Физические наказания.
Мнение родителей:
Многие согласятся, что это довольно эффективный способ воздействия на
ребенка, но в будущем это может негативно сказаться на его психическом состоянии,
провоцируя агрессивное поведение.
Мнение психологов:
Чаще всего такой способ воспитания наблюдается в семьях с авторитарным
Вот только в гневе
родители забывают: насилие нередко ведет к
укладом.
психологическим травмам, что способствует агрессивному поведению ребенка в
будущем.
12 (Слайд 20) Ошибка четырнадцатая Излишняя холодность в общении с
ребенком
.
Мнение родителей:
Многие родители считают, что проявлять излишние эмоции и чувства в общении с
ребенком не нужно. По мере взросления из таких детей нередко получаются эгоисты.
Это не совсем верно, важно просто знать меру.
Мнение психологов:
Отказывать ребенку в помощи и поддержке в те моменты, когда он наиболее в этом
нуждается – это неправильная установка.
Нередко равнодушие к ребенку
наблюдается в семьях, где родители заняты решением своих личных проблем.
Ребенок предоставлен себе и вынужден сам о себе же и заботиться.
Родителям
попросту не хватает времени, чтобы заниматься ребенком, и это естественно
отражается на их авторитете.
(Слайд 21) Ошибка
пятнадцатая – Непоследовательность в воспитании.
Мнение родителей:
Довольно часто родители, не выдерживая психологического напряжения, уступают
ребенку там, где стоит проявить твердость. От таких действий не будет эффекта,
поэтому, никогда не стоит отходить от продуманного воспитания, делая то, что было
обещано.
Мнение психологов:
Как видим, типичные ошибки семейного воспитания – это крайности, которых
нужно избегать. Самое верное средство – найти золотую середину
: гдето
поддержать и пожалеть, гдето проявить стойкость, чтото запретить, а чтото
разрешить. Да для этого потребуется железная выдержка и море терпения, но ведь
никто и не обещал, что воспитание ребенка будет легким – это тяжелый труд,
требующий огромных моральных и физических затрат со стороны родителей.
(Слайд 2223)
Сейчас я предлагаю вам выполнить некоторые упражнения, которые помогут вам
увидеть свои ошибки в воспитании детей.
2. Упражнение «Шесть платочков».
Цель: способствовать осознанию родительского опыта, особенностей повседневных
отношений с ребенком.
13 Инструкция: Приглашается один доброволец, который будет играть роль ребенка.
Затем рассказывается следующая история:
Ты мой маленький ребенок. Мы спешим с тобой в детский сад. А ты очень
энергичный, любознательный, задающий кучу вопросов ребенок.
Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.
Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой!
Перестань глазеть! – я тебе отвечаю. (Завязываю глаза
платочком)
Мы бежим дальше, и я встречаю по дороге свою подругу и быстро обмениваюсь с
ней последними новостями. Ты внимательно слушаешь, а потом говоришь:
Мама, а кто такой дядя Юра?
Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще ты чего уши развесила, как
не стыдно! Закрой свои уши! (Завязываю платочком уши)
Я прощаюсь с подругой, и мы с ребенком бежим дальше.
Мам, а меня Машка ждет в детском садике, которая…
Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем! Можешь ты
помолчать! Закрой рот! (Завязываю платочком рот)
Ребенок уже молчит, но начинает на ходу поднимать какуюто веточку. Я кричу:
Что у тебя за руки, что ты их все время кудато суешь, не можешь без этого!
Выброси сейчас же! Убери руки! (Завязываю руки платочком)
Но тут ребенок начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на неё.
Ты где этому научилась? Это что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно!
(Завязываю платочком ноги)
Ребенок начинает хныкать. Я кричу на неё:
Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю? Нечего реветь! Позоришь меня!
Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! (Завязываю платком сердце)
Краткий итог и обсуждение. Спросить у «ребенка» и участников, какой платок
хочется развязать в первую очередь и почему?
Что чувствовал и о чем думал «ребенок» на протяжении всего действия?
Вот в какое состояние мы вгоняем своего ребенка, преследуя благородные цели
воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от мамы и папы, да и от других
людей. Что тогда делать? Как себя вести? Что предпринять?
14 Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и
должны сделать, это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько,
сколько нужно ребенку (обнять «ребенка»). Когда ему будет достаточно, он сам
отойдет. При этом ни в коем случае вы не похлопывайте по спине, не поглаживайте мол
«все пройдет».
Психологи рекомендуют обнимать своего ребенка несколько раз в день: 4 раза –
необходимо просто для выживания, а для хорошего самочувствия,
интеллектуального развития – 12 раз в день.
(Слайд 23)
Воспитание ребенка – это труд, результаты которого проявятся
лишь через года.
крайности.
По этой причине нужно найти золотую середину, не впадая в
(Слайд 24)
семьям мешают:
По мнению психологов, воспитывать своих детей современным
усталость на работе
неорганизованный быт – родители решают бытовые проблемы и мало занимаются
детьми.
недостаточный уровень педагогической подготовки родителей.
особенностей семейного
Одной из
воспитания яв
ляется постоянное присутствие
перед глазами детей об
разца поведения своих
родителей. Подражая им, дети копируют как
положительные, так и отрицательные качества,
учатся правилам взаимоотношений, которые не
всегда соответствуют общественно одобряемым
нормам. Поэтому вредные привычки родителей,
такие как курение,
распитие алкогольных
напитков, нецензурная речь, ложь, грубость может пагубно сказаться на развитии и
воспитании ребенка. Надо стараться избегать соприкосновения ребенка в семье с
вредными привычками родителей.
(Слайд 25)
Одна английская пословица гласит:
«Не воспитывайте детей, все
равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя».
15 С таким утверждением нельзя не согласиться, ведь зачастую дети являются
абсолютной копией своих родителей, как результат постоянного, но часто незаметного
наблюдения.
В каждой семье существуют определенные правила семейного воспитания детей.
Правильное
семейное воспитание
, основой которого является принятие детей такими,
какие они есть, их поддержка, безусловная любовь к ним и забота о них, позволит
избежать ранней школьной дезадаптации детей.
родителям
правила семейного воспитания
.
Учитывая это, рекомендуем
(Слайд 26) Правила семейного воспитания.
1. Повышайте самооценку ребенка
:
Относитесь к ребенку как к абсолютно самодостаточной личности, уважайте его.
Ваш тон и стиль общения с ребенком должны убеждать его, что он ценная личность,
полноценный человек, поэтому с ним разговаривают уважительно, без унижений и
оскорблений;
Проявляйте любовь в отношениях с ребенком, как можно понятнее объясняйте
ребенку, чего вы от него хотите;
Избегайте слов «всегда» и «никогда». «Ты всегда думаешь только о себе!» «Ты
никогда не приходишь с улицы вовремя» подобные фразы убеждают ребенка в
неумении вести себя иначе. Лучше сказать так: «Иногда я чувствую, что ты забываешь
о других», «Я знаю, что ты избавишься от этой дурной привычки и станешь вежливым
(вежливой), хорошим (хорошей), любящим (любящей) мальчиком (девочкой),
уважающим других »;
Учите ребенка компенсировать все то, что унижает его достоинство. Помогайте
ему направлять свои усилия для достижения успеха в той сфере, где он силен – в
музыке, спорте, изобразительном искусстве и т.д., чтобы ребенок мог, например,
Воспитывайте у ребенка уверенность в себе
сказать себе: «Возможно, я считаюсь не лучшим в группе, но я очень хорошо пою»;
каждый человек, имеет право на ошибку.
. Не забывайте, что ребенок, как и
16 2. Правильно относитесь к поступкам дошкольников:
Учите детей ответственности за совершенные поступки: следует давать ребенку
возможность понять содеянное, оценить его. Обсуждайте только поступок и его
результат, а не унижайте достоинство ребенка или указывайте на недостатки
личности;
Не употребляйте обвинительных фраз вроде: «Ты надоел!», «Зачем ты опять это
сделал?». Зато употреблять фразы, из которых следует отношение родителей к
поступку, а не к ребенку: «Мне неприятно, когда ты со мной так разговариваешь»
«Мне больно, когда соседи жалуются на тебя»;
Тон, которым провозглашается требование или запрет, должен быть скорее
дружественным, объясняющим, чем принудительным;
Оценивайте не только поступки, но и их мотивы;
Не оставляйте без внимания правильные поступки ребенка: они заслуживают
одобрения.
(Слайд 27)
3. Взвешенно относитесь к наказанию ребенка
:
Прежде чем наказывать ребенка, всегда выслушайте его объяснения по поводу
случившегося, и старайтесь понять, а потом оценивать его поступок;
Наказание не должно быть чрезмерным и слишком длительным по времени;
Не используйте жестокие физические наказания;
Объясняйте ребенку, за что его наказали, чтобы он понимал последствия своих
действий;
Давайте ребенку понять, что вы его любите, что вас не устраивает не он сам, а его
поведение.
4. Устанавливайте доверительные отношения между всеми членами семьи
:
Не допускайте авторитарного стиля общения, собственного самоутверждения за
счет ребенка, гиперопеки и, наоборот, гиперпротекции и эгоцентрического
воспитания;
Не переносите межличностные конфликты взрослых на взаимоотношения с ребенком;
Признавайте собственные ошибки в воспитании и соответственно перестраивайте
свои отношения с ребенком;
17 Относитесь к ребенку как к полноправному члену семьи со своими
обязанностями и правами;
Развивайте детскую ответственность, воспитывайте у ребенка умение заботиться о
других;
Дарите ребенку время от времени подарки и устраивайте праздники, поскольку
именно от этого дети дошкольного возраста получают больше радости;
Всегда разговаривайте с ребенком искренне,
откровенно, подавайте
информацию доступно для него. Нельзя обманывать ребенка, только потому, что он
еще мал, а значит, не в состоянии понять чтото;
Избегайте пустых обещаний: свои обещания ребенку нужно выполнять;
Всегда эмоционально поддерживайте ребенка;
Учите ребенка выражать свой гнев, ведь невыпускание наружу чувства агрессии
может нанести ущерб адаптации ребенка и привести к различным болезненным
проявлениям прежде всего, психосоматическим (боль в животе, повышение
давления и т.п.). Поэтому ребенка нужно учить цивилизованно, выражать свои
чувства протеста, несогласия, раздражения, злобы, равно как и чувство вины, стыда,
горя, радости.
5. Заранее готовьте ребенка к школьной жизни
:
Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником
, проявляйте интерес к
его делам и достижениям, помогайте будущему первокласснику подтверждать
значимость его будущего и деятельности;
Обсуждайте с ребенком те нормы и правила, с которыми он столкнется в школе.
Объясняйте ему целесообразность этих правил, организуйте рациональный
распорядок дня будущего первоклассника;
Старайтесь предвидеть и предупредить те проблемы, которые могут возникнуть у
ребенка па первом этапе обучения;
Эмоционально поддерживайте желание будущего первоклассника добиться
успеха
, одобряя его: «Молодец!», «Как хорошо!»;
Уважайте мнение своего ребенка о воспитателе: для детей старшего дошкольного
возраста воспитатель часто более авторитетен, чем родители;
Не пугайте ребенка школой, но и не забывайте, что учеба это нелегкий и
ответственный труд.
Поступление в школу существенно изменит жизнь ребенка, но
18 оно не лишит его радости, игры. Давайте понять будущему первокласснику, что у него
будет время и для развлечений.
(Слайд 28)
3. Упражнение «Ладошки».
Цель: способствует разрядке, созданию доброй атмосферы, создает позитивный
эмоциональный настрой, учит правильному восприятию себя и других.
Тихо звучит спокойная музыка. Ведущий просит всех присутствующих закрыть глаза
и положить свои руки на колени ладонями вверх. Один человек подходит к любому
другому, кладет свои ладони на его ладони и садится на его место, а тот продолжает
упражнение, и т.д. Упражнение выполняется молча в течение 57 минут.
Ведущий просит поделиться ощущениями и впечатлениями тех, к кому подошли во
время упражнения («Как изменялось ваше состояние?») и тех, к кому не подошли («А вы
что чувствовали?»).
Чему учит нас это упражнение?
Итог ведущего
: «Для детей очень важно почувствовать прикосновение, внимание
к себе взрослых. Когда ладони одного человека прикасаются к ладоням другого,
происходит контакт двух людей; и третьего нет, никто не может вмешаться в контакт
родителя с ребенком – ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети. Конечно, этот
контакт не должен быть направлен против когото третьего, иначе это приведет к
формированию невротической личности ребенка!
Кроме согласованности воспитательных тактик в семье, еще должны быть
выстроены диадические отношения: у мамы и папы, у папы с ребенком, у мамы с
ребенком.
(Слайд 29)
Чтобы семья максимально положительно влияла на воспитание ребёнка,
отрицательное влияние семьи
и преодолеть типичные ошибки
свести к минимуму
чтобы
необходимо соблюдать общие внутрисемейные
семейного воспитания,
психологические правила.
Принимать активное участие в жизни семьи;
Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;
Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его
19 жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно
принимать решения;
Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;
Уважать право ребёнка на собственное мнение;
Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как
к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим
жизненным опытом;
С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать
карьеру и самосовершенствоваться.
(Слайд 3031)
ПРИТЧА – «Один час твоего времени»
Уважаемые родители!
Ваши дети подобны нежным цветам в огромном саду, им нужны «утренний ветерок и
весеннее солнце, а не изнурительный зной и сильная буря».
Нельзя оскорблять и ненавидеть своих детей, обижать их, нельзя использовать силу,
унижать в присутствии друзей, преувеличивать их ошибки.
Обращайтесь с детьми с величайшей добротой и любовью, и тогда их уважение к Вам
будет идти из глубины сердца.
(Слайд 3233) Главные заповеди для родителей!
И помните, что ребенка учит то, что его окружает: Видео
Если ребенка часто критикуют – он учится ненавидеть.
Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится агрессивности.
Если ребенка часто высмеивают – он становится замкнутым.
Если ребенка часто позорят – он учится жить с чувством вины.
Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
Если ребенка часто хвалят – он учится быть благодарным.
Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить в людей.
20 Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в
этом мире.
Если ребенок растет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он
вырастет добрым и уверенным в себе человеком!
(Слайд 34)
4. Итоговое упражнение «Пирамида»
Цель: закрепление материала семинарапрактикума; определение, что нового
почерпнули родители из данного мероприятия, желания использовать те или иные игры
с детьми дома.
Ход
: родители, психолог стоят в кругу. Психолог протягивает руку и говорит, что
важного она почерпнула из данного семинара сегодня. Родители по очереди кладут
свою руку сверху и сообщают, что важного для себя они почерпнули из проведенного
семинара.
Заключение
(Слайд 35) Воспитание – это как лесенка, по которой поднимаются двое:
взрослый и ребенок. Преимущество взрослого лишь в опыте. А секрет лесенки состоит в
том, что взрослый и ребенок вместе, но каждый самостоятельно преодолевает
ступеньку за ступенькой.
Взрослый проходит свой путь развития в роли родителя через ошибки, новые
знания, а ребёнок, поднимаясь по ступенькам проходит свой путь роста и развития.
Можно, конечно, нести ребёнка на руках или даже пройти путь за своего дитя
самому, оставив его в самом низу... А ещё можно подгонять его подзатыльниками или
комментировать и осуждать каждый его шаг... А ещё можно идти и не обращать
внимания на трудности и успехи своего ребёнка... А можно просто идти рядом и
помогать преодолевать высокие ступеньки, поддерживать ребёнка, когда он в этом
нуждается. Поддерживать для того, чтобы с каждой степнячкой малыш становился
более самостоятельным, ответственным, смелым, свободным, чтобы он был здоров и
счастлив.
21 Как видим, типичные
нужно избегать. Самое верное средство – найти
, которых
: гдето
поддержать и пожалеть, гдето проявить стойкость, чтото запретить, а чтото
разрешить. Да для этого потребуется железная выдержка и море терпения, но ведь
ошибки семейного воспитания – это крайности
середину
золотую
никто и не обещал, что
требующий огромных моральных и физических затрат со стороны
воспитание
ребёнка будет легким – это тяжелый труд,
родителей
.
ПОМНИТЕ, что развитие ребенка и его благополучие напрямую зависит от вас
родителей.
(Слайд 36) Видео 10 заповедей для родителей.
ВСЕМ БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В СЕМИНАРЕ
И В ЖЕЛАНИЕ РАЗОБРАТЬСЯ В ОШИБКАХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ!
ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО! УСПЕХОВ ВАМ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ!
Я приготовила для вас памятки с полезными советами, которые помогут вам не
совершать больше ошибок в воспитании ваших детей.
Список использованной литературы:
1. А.А. Бодалева, п/р «Популярная психология для родителей». М, 1988.
2. Л.А. Кулик, Н.И. Берестов. «Семейное воспитание». М, 1990.
22 3. В.И. Нефёдов, ЮЮ. Щербань. «Искусство воспитания в семье». Минск, 1971.
4. С.В. Ковалёв. «Психология современной семьи». М, 1988
5. Баум Х. Крокодилопопугай. Игры в помещении для развития и отдыха. Москва,2008.
144с.143с.
6. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988.
7. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. – М.: Просвещение, 1990.
8. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание и его значение для ребёнка. М.: Педагогика,
1991.
9. Популярная психология для родителей / Под ред. Бодалева А.А. – М.: Педагогика,
1988.
10. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2е изд.,
испр. и доп. М.: Политиздат, 1990.
11. Синягина Н.Ю.
Психологопедагогическая коррекция детскородительских
отношений. М., 2001
12. Десять ключей успешного воспитания // Первое сентября. – 2003, №21.
13. В.И. Нефёдов, ЮЮ. Щербань. «Искусство воспитания в семье». Минск, 1971
23 2. Упражнение «Шесть платочков».
Цель: способствовать осознанию родительского опыта, особенностей повседневных
отношений с ребенком.
Инструкция: Приглашается один доброволец, который будет играть роль ребенка.
Затем рассказывается следующая история:
Ты мой маленький ребенок. Мы спешим с тобой в детский сад. А ты очень
энергичный, любознательный, задающий кучу вопросов ребенок.
Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.
Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой!
Перестань глазеть! – я тебе отвечаю. (Завязываю глаза
платочком)
Мы бежим дальше, и я встречаю по дороге свою подругу и быстро обмениваюсь с
ней последними новостями. Ты внимательно слушаешь, а потом говоришь:
Мама, а кто такой дядя Юра?
Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще ты чего уши развесила, как
не стыдно! Закрой свои уши! (Завязываю платочком уши)
Я прощаюсь с подругой, и мы с ребенком бежим дальше.
Мам, а меня Машка ждет в детском садике, которая…
Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем! Можешь ты
помолчать! Закрой рот! (Завязываю платочком рот)
Ребенок уже молчит, но начинает на ходу поднимать какуюто веточку. Я кричу:
Что у тебя за руки, что ты их все время кудато суешь, не можешь без этого!
Выброси сейчас же! Убери руки! (Завязываю руки платочком)
Но тут ребенок начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на неё.
Ты где этому научилась? Это что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно!
(Завязываю платочком ноги)
Ребенок начинает хныкать. Я кричу на неё:
Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю? Нечего реветь! Позоришь меня!
Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! (Завязываю платком сердце)
Краткий итог и обсуждение. Спросить у «ребенка» и участников, какой платок
хочется развязать в первую очередь и почему?
Что чувствовал и о чем думал «ребенок» на протяжении всего действия?
24 Вот в какое состояние мы вгоняем своего ребенка, преследуя благородные цели
воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от мамы и папы, да и от других
людей. Что тогда делать? Как себя вести? Что предпринять?
Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и
должны сделать, это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько,
сколько нужно ребенку (обнять «ребенка»). Когда ему будет достаточно, он сам
отойдет. При этом ни в коем случае вы не похлопывайте по спине, не поглаживайте мол
«все пройдет».
Психологи рекомендуют обнимать своего ребенка несколько раз в день: 4 раза –
необходимо просто для выживания, а для хорошего самочувствия,
интеллектуального развития – 12 раз в день.
Мама, а что там такое, посмотри!
Мама, а кто такой дядя Юра?
Мам, а меня Машка ждет в детском садике, которая…
25
Семинар-практикум по теме: «Ошибки семейного воспитания» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста
Семинар-практикум по теме: «Ошибки семейного воспитания» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста
Семинар-практикум по теме: «Ошибки семейного воспитания» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста
Семинар-практикум по теме: «Ошибки семейного воспитания» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста
Семинар-практикум по теме: «Ошибки семейного воспитания» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста
Семинар-практикум по теме: «Ошибки семейного воспитания» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста
Семинар-практикум по теме: «Ошибки семейного воспитания» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста
Семинар-практикум по теме: «Ошибки семейного воспитания» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста
Семинар-практикум по теме: «Ошибки семейного воспитания» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста
Семинар-практикум по теме: «Ошибки семейного воспитания» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста
Семинар-практикум по теме: «Ошибки семейного воспитания» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста
Семинар-практикум по теме: «Ошибки семейного воспитания» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста
Семинар-практикум по теме: «Ошибки семейного воспитания» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста
Семинар-практикум по теме: «Ошибки семейного воспитания» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста
Семинар-практикум по теме: «Ошибки семейного воспитания» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста
Семинар-практикум по теме: «Ошибки семейного воспитания» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста
Семинар-практикум по теме: «Ошибки семейного воспитания» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста
Семинар-практикум по теме: «Ошибки семейного воспитания» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста
Семинар-практикум по теме: «Ошибки семейного воспитания» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста
Семинар-практикум по теме: «Ошибки семейного воспитания» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста
Семинар-практикум по теме: «Ошибки семейного воспитания» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста
Семинар-практикум по теме: «Ошибки семейного воспитания» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста
Семинар-практикум по теме: «Ошибки семейного воспитания» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста
Семинар-практикум по теме: «Ошибки семейного воспитания» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста
Семинар-практикум по теме: «Ошибки семейного воспитания» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.