«Фирменный стиль, символика и другие составляющие
культуры и этики деловых отношений»
Цели:
- систематизация, расширение и закрепление понимания механизмов внедрения этических норм и различных составляющих культуры и этики в современные деловые отношения и практику профессиональной деятельности;
- освоение общих компетенций (ОК 1-9).
Умения и навыки: формирование у обучающихся системного представления о механизмах внедрения этических норм, фирменного стиля, символики и других составляющих культуры и этики в современные деловые отношения и практику профессиональной деятельности, формирование собственных профессионально-этических установок и нравственных (моральных) качеств.
Оборудования и наглядные пособия: теоретический материал из области этики, деловой этики, корпоративной культуры и других источников; список рекомендуемой литературы; методические указания по организации и проведению практических занятий по дисциплине «Этика делового общения» специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).
Количество часов – 2 часа.
Целевые установки по изучению темы:
1. Семинарское занятие предусматривает проверку обучающимися усвоения механизмов внедрения этических норм и различных составляющих культуры и этики в современные деловые отношения и практику профессиональной деятельности.
2. Самостоятельная работа обучающихся по отработке материала семинарского занятия, в основе своей, предусматривает изучение и формирование системного представления о механизмах внедрения этических норм, фирменного стиля, символики и других составляющих культуры и этики в современные деловые отношения и практику профессиональной деятельности, формирование собственных профессионально-этических установок и нравственных (моральных) качеств.
Семинарское занятие проводится в форме семинара-дискуссии.
Семинар-дискуссия организуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических проблем, теоретико-практического мышления будущего специалиста.
Особенностью, семинарского занятия как формы коллективной теоретической работы является возможность равноправного и активного участия каждого обучающегося в обсуждении теоретических позиций, предлагаемых решений, в оценке их правильности и обоснованности.
Специфически психологическим фактором выступает общение с равноинформированными партнерами – членами студенческой группы – в отличие от общения с разноинформированным партнером – преподавателем. Это раскрепощает интеллектуальные возможности обучающихся, резко снижает барьеры общения, повышает продуктивность общения.
План управления семинаром-дискуссией, включает в себя следующие этапы:
1. Вступительное слово преподавателя, где дается ориентировка в теме занятия и цели. Преподаватель кратко говорит о порядке проведения занятия в форме свободной дискуссии.
2. Предоставление слова в соответствии с планом семинарского занятия первому обучающемуся (на добровольной основе, а не по вызову).
3. Внимательно выслушать доклад обучающегося, проследить за содержанием и логикой его построения. Если по содержанию речь отходит в сторону от поставленного вопроса или декларативна (бездоказательна, описательна, «книжна»), не содержит собственных размышлений обучающегося, а является только пересказом прочитанного в книге или услышанного на лекции, то преподаватель задает вопрос. Например: «Почему вы так думаете?» или «Какое отношение имеют ваши слова к теме?», «Что из этого следует?» и т.д.
4. Если выступающий не находит нужного ответа, то вопрос адресуется ко всем участникам группы.
5. Если никто не сумел исчерпывающе ответить на поставленный вопрос, то преподаватель сам дает ответ на поставленный ответ.
6. После того, как по всем вопросам плана занятия представлены ответы и объяснения, преподаватель подводит итог.
Ход выполнения задания
1. Вступительное слово преподавателя, где дается ориентировка в теме занятия и цели, которую все – и преподаватель, и обучающиеся – будут стремиться достичь. Преподаватель кратко говорит о порядке проведения занятия в форме свободной дискуссии – 5 мин.
2. Предоставление слова в соответствии с планом семинарского занятия первому обучающемуся (на добровольной основе, если желающих нет, то преподаватель сам вызывает обучающегося), затем второму и т.д. На доклад каждого обучающегося отводится – 5-7 мин.
3. Групповая дискуссия – 10-15 мин.
4. Подведение общего итога. Преподаватель подводит общий итог проделанной работы и полученных результатов – 5 мин.
План занятия:
1. Символ, символика, эмблематика, атрибутика как составляющие культуры и этики деловых отношений.
Понятие «символ», различные трактовки. Генезис символов и символы в веках. Информационная эпоха и интеллектуальные символы. Знак, коды, флаг, герб, медали, значки, гимн (песня) персональные и другие символы. Методы воздействия на символы.
Основные понятия символики и атрибутики. Понятие «символика», особенности. Виды символики по статусу: международная, государственная, деловая, организационная, семейная, личная. Виды символики по назначению: представительская и указательная. Иные виды символики.
Символика цвета. Классическая традиция цветовой символики. Разнообразные подходы к классификации цветовой символики. Христианская символика цвета. Политическая символика цвета. Национальная и государственная символика цвета.
Понятие «атрибутика», особенности. Атрибуты аллегорий. Атрибуты добродетелей. Иные виды атрибутов.
Понятие и назначение эмблемы, герба. Эмблема, герб и их оставляющие. Виды и разновидности эмблем и гербов. Различия и несоответствия в трактовке эмблем, гербов. Правила изображения эмблем и гербов.
Влияние кинематографа (экранной культуры), компьютеризации, Интернета и других технических средств на культуру, этику и деловые отношения.
Документы, устанавливающие особенности символики и атрибутики (законы, положения, приказы и др.). Государственная регистрация эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений.
2. Фирменный стиль организации – как составляющая культуры и этики деловых отношений.
Понятие и значение фирменного стиля для организации. Основные функции фирменного стиля организации. Основные составляющие фирменного стиля организации. Основные структурные и стилеобразующие элементы фирменного стиля. Дополнительные элементы фирменного стиля. Носители фирменного стиля организации. Классификация элементов фирменного стиля. Механизмы создания и разработка фирменного стиля организации. Фирменный стиль и будущее компании. Портфолио по созданию фирменного стиля. Креатив фирменного стиля.
3. Бренд, торговая марка, товарный знак.
Происхождение понятия «бренд», его сущность и особенности. Главные элементы бренда. Отличительные признаки успешного бренда. Характеристики бренда.
Товарный знак в системе фирменного стиля. Понятие, цели товарного знака, функции, виды и особенности. Основные и дополнительные стилеобразующие товарного знака. Торговая марка и товарный знак, их соотношение. Рыночная стоимость товарного знака (товарной, торговой марки). Регистрация торгового знака, торговой марки и др. Порядок регистрации товарного знака (торговой марки) в Российской Федерации. Ответственность за нарушение исключительного права на товарный знак.
Брендбук. Понятие «бредбук», его особенности. Структурные элементы брендбука. Основные задачи брендбука. Разработка и создание брендбука.
4. Логотип – как часть фирменного стиля организации.
Логотип. Принципы построения логотипа. Разработка логотипа. Основные элементы логотипа. Шрифты, цвета, формы и другие элементы логотипов. Три основных типа логотипов: иллюстративные, графические, текстовые. Профессиональный логотип и его особенности. Ключевые составляющие профессиональных логотипов. Взаимосвязь логотипа и фирменного стиля.
5. Название и оформление организации.
Особенности названия организации. Принципы и рекомендации при выборе названия организации. Методики, помогающие эффективнее выбрать название организации. Методики нумерологии и другие, используемые при названии организации.
Оформление офиса, организации как элементы корпоративной культуры и этике. Правила и рекомендации оформления офиса и организации.
6. Имидж и репутация организации.
Понятие имидж организации» и составляющие имиджа организации. Факторы, влияющие на имидж организации. Взаимосвязь имиджа и репутации организации.
Понятие «репутация организации». Особенности формирования репутации организации. Составляющие репутации организации. Факторы и особенности положительной и отрицательной репутации организации. Управление репутацией организацией и её защита.
Влияние личной культуры руководителя и специфики отрасли на формирование корпоративной культуры, имиджа и репутации организации.
7. Корпоративная (организационная) и профессиональная символика, её особенности, виды.
Корпоративная и профессиональная символика как неотъемлемые атрибуты корпоративной (профессиональной) культуры и этики.
Корпоративная (профессиональная) одежда, награды и др. символы. Корпоративная (профессиональная) песня, гимн как один из инновационных подходов к формированию, поддержанию и управлению корпоративной (профессиональной) культуры и этике.
Фирменный стиль, символика и атрибутика ПАО «Газпром». Товарные знаки, регистрация товарных знаков ПАО «Газпром» в Российской Федерации и за рубежом. Книга фирменного стиля ПАО «Газпром», особенности и назначение. Понятие и документы регламентирующие «единый фирменный стиль ПАО «Газпром»». Фестивали, конкурсы, фирменная периодика, научные (фирменные) издания, фирменные и отраслевые награды (поощрения и т.п.), а также другие составляющие корпоративной культуры, этики и фирменного стиля ПАО «Газпром».
Вопросы для обсуждения
1. Какого значение понятия «символ»? Каков генезис символов на рубеже веков?
2. Каковы особенности информационной эпохи и что такое «интеллектуальные символы»?
3. Каковы особенности и назначение: знаков, кодов, флагов, гербов, медалей, значков, гимнов (песен), персональных и других символов?
4. Какие методы воздействия на символы вы можете назвать и охарактеризовать?
5. Что такое «символика» и «атрибутика», каковы их особенности?
6. Охарактеризуйте виды символики по статусу: международная, государственная, деловая, организационная, семейная, личная. Опишите виды символики по назначению: представительская и указательная. Какие иные виды символики вы можете назвать?
7. Каковы особенности символики цвета? Охарактеризуйте классическую традицию цветовой символики. Какие разнообразные подходы к классификации цветовой символики вы еще знаете?
8. Каковы особенности христианской символики цвета? Охарактеризуйте особенности политической символики цвета. Опишите национальные и государственные символики цвета.
9. Что такое «атрибутика» и каковы её особенности? Охарактеризуйте атрибуты аллегорий, добродетелей, иные виды атрибутов.
10. Что такое «эмблема», «герб», каковы их особенности и составляющие? Опишите виды эмблем и гербов. Какие различия и несоответствия, могут встречаться в трактовке эмблем и гербов? Каковы правила изображения эмблем и гербов?
11. Каково влияние кинематографа (экранной культуры), компьютеризации, Интернета и других технических средств на культуру, этику и деловые отношения?
12. Какие документы, устанавливают особенности символики и атрибутики? Какие правила государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений необходимо соблюдать?
13. Что такое «фирменный стиль организации», каково его назначение? Каковы основные функции и составляющие фирменного стиля организации?
14. Опишите основные и дополнительные структурные и стилеобразующие элементы фирменного стиля. Какие классификации элементов фирменного стиля вы знаете?
15. Каковы механизмы создания и разработки фирменного стиля организации? Как взаимосвязаны фирменный стиль и будущее компании?
16. Что такое «портфолио» и «креатив» фирменного стиля?
17. Какового происхождение понятия «бренд», каковы его сущность и особенности? Опишите главные элементы бренда. Каковы отличительные признаки успешного бренда, и каковы характеристики бренда?
18. Что такое «товарный знак», «торговая марка» в системе фирменного стиля, каковы его цели, функции, виды и особенности? Опишите основные и дополнительные стилеобразующие товарного знака. Какового соотношение «торговой марки» и «товарного знака»? Каковы особенности рыночной стоимости товарного знака (товарной, торговой марки)?
19. Каковы правила регистрации торгового знака, торговой марки и др.? Каков порядок регистрации товарного знака (торговой марки) в Российской Федерации? Какую ответственность за нарушение исключительного права на товарный знак может понести организация?
20. Что такое «бредбук», каковы его особенности? Опишите структурные элементы и основные задачи брендбука. Каковы особенности разработки и создания брендбука?
21. Что такое «логотип»? Каковы принципы построения логотипа? Опишите особенности разработки логотипа. Каковы основные элементы логотипа?
22. Опишите три основных типа логотипов: иллюстративные, графические, текстовые.
23. Каковы особенности профессиональных логотипов? Каковы ключевые составляющие профессиональных логотипов и какова взаимосвязь логотипа и фирменного стиля?
24. Охарактеризуйте особенности названия организации. Какие принципы и рекомендации при выборе названия организации вы можете охарактеризовать?
25. Какие методики, могут помочь эффективнее выбрать название организации? Какие методики нумерологии и другие, используемые при названии организации вы знаете?
26. Каким образом, оформление офиса, организации могут влиять на корпоративную культуру и этику? Охарактеризуйте правила и рекомендации оформления офиса и организации.
27. Что такое «имидж организации»», и каковы составляющие имиджа организации? Какие факторы, могут оказывать влияние на имидж организации?
28. Какова взаимосвязь имиджа и репутации организации?
29. Что такое «репутация организации», каковы особенности и составляющие формирования репутации организации? Какие факторы и особенности влияют на положительную и отрицательную репутацию организации?
30. Как можно управлять и защищать репутацию организации?
31. Каким образом, личная культура руководителя и специфики отрасли, могут оказывать влияние на формирование и функционирование корпоративной культуры, имиджа и репутации организации?
32. Каковы особенности корпоративной и профессиональной символики?
33. Охарактеризуйте особенности корпоративной (профессиональной) одежды, наград, корпоративной (профессиональной) песни (гимна), и др. символов.
34. Каковы особенности фирменного стиля, символики и атрибутики ПАО «Газпром»?
35. Опишите правила регистрация товарных знаков ПАО «Газпром» в Российской Федерации и за рубежом.
36. Каковы особенности и назначение «Книги фирменного стиля ПАО «Газпром»?
37. Какие документы регламентируют «единый фирменный стиль ПАО «Газпром»»?
38. Опишите различные составляющие корпоративной культуры, этики и фирменного стиля ПАО «Газпром»: фестивали, конкурсы, фирменная периодика, научные (фирменные) издания, фирменные и отраслевые награды (поощрения и т.п.) и др.
Список используемой и рекомендуемой литературы:
Основная:
1. Усов, В.В. Деловой этикет [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Усов. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 400 с. – С.230-248.
2. Измайлова, М.А. Психология и этика торговли [Текст] / М.А. Измайлова: для студентов учреждений доп. проф. образования. – М.: Академия, 2014. – 176 с. – (Непрерывное профессиональное образование. Торговля). – С.157-164.
3. Дэвис, С. Бренд-биллдинг [Текст] / С. Дэвис, М. Дани; пер. с англ. под ред. В. Домнина. – СПб.: Питер, 2014. – 320 с. – (Серия «Маркетинг для профессионалов»). – С.24-58, 265-292.
4. Капитонов, Э.А. Корпоративная культура и PR [Текст] / Э.А. Капитонов, А.Э. Капитонов. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-н-Д: Издательский центр «МарТ», 2014. – 416 с. – С.187-241, 348-362.
5. Пименов, П.А. Основы рекламы [Текст]: учебное пособие / П.А. Пименов. – М.: Гардарики, 2014. – 399. – С.29-32, 37-85, 115-190, 229-265, 271-347, 351-375.
6. Спивак, В.А. Корпоративная культура Текст] / В.А. Спивак. – СПб.: Питер, 2014. – 352 с. – С.196-201.
7. Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений [Текст]: учеб. пособие /Р.Н. Ботавина. – М.: Финансы и статистика, 2014. - 208 с. (Рекомендовано Ученым Советом Международной Славянской Академии наук, образования, искусств и культуры). – С.3-8, 192-200.
8. Ботавина, Р.Н. Этика менеджмента [Текст]: учебник /Р.Н. Ботавина. – М.: Финансы и статистика, 2014. - 192 с. (Рекомендовано Методическим Советом Московского банковского института). - С.63-120, 127-152.
9. Солоницына, А.А. Профессиональная этика и этикет [Электронный ресурс]: учебник / А.А. Солоницына. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2014. - 200 c. – С.18-21.
Дополнительная:
1. Кукушкин, В.С. Деловой этикет: учебное пособие для студентов специальностей «Менеджмент», «Социальная работа», Референт-переводчик» [Текст] / В.С. Кукушкин, изд. 2-е, испр. и дополн. – М.: Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «Мар», 2014. – 288 с. – С.18-30, 76-79, 161-165, 174.
2. Персональный менеджмент: учебник для вузов [Текст] / С.Р.Резник, Ф.Е.Удалов, С.Н.Соколов и др.; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д.Резника. – Пенза: Изд-во ПГАСА, 2014. – 546 с. – С.461-483.
3. Джуди, Джеймс. Эффективный самомаркетинг. Искусство создания положительного образа [Текст] / Джеймс Джуди; пер. с англ. – М.: Филинъ, 20014 – 128 с.
4. Кузин, Ф.А. Имидж бизнесмена [Текст] / Ф.А. Кузин. – М.: Академия, 2014. – 304 с.
5. Кузин, Ф.А. Делайте бизнес красиво [Текст] / Ф.А. Кузин. – М.: Академия, 2014. – 272 с.
6. Полли, Берд. Продай себя [Текст]/ Берд Полли. – Минск: Амалфея, 2014. – 208 с.
7. Панасюк, А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? [Текст] / А.Ю. Панасюк. – М.: Дело, 2014. – 240 с.
8. Шепель, В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния [Текст] / В.М. Шепель. – М.: Феникс, 2014. – 320 с.
Интернет-ресурсы:
1. Что такое «фирменный стиль?». - URL: http://www.advesti.ru/publish/style/210405_whatisfstyle.
2. Зачем нужен фирменный стиль. - URL: http://www.advesti.ru/publish/style/210405_mnenie.
3. Фирменный стиль, регистрация товарного знака. - URL: http://www.advesti.ru/publish/style/210405_regist.
4. Психологический дизайн фирменного стиля. - URL: http://www.advesti.ru/publish/style/210405_psix.
5. Фирменный стиль. - URL: http://www.artflasher.com/style_branded.html.
6. По одежке встречают.., или компания и её фирменный стиль. - URL: http://www.advertology.ru.
7. Логотипы. - URL: http://www.artflasher.com/style.html.
8. О фирменном стиле. - URL: http://www.site-da.ru/firmstyle/corporate-style.
9. Введение в символику и эмблематику. - URL: http://simvolika.info/.
10. Символика и атрибутика. - URL: http://www.ooo-dolg.ru/rites/1-3-simvolika-i-atributika-1-3-1-osnovnye-ponyatiya.
11. Атрибуты аллегорий. - URL: http://simvolika.info/a/atributy-allegorij.html.
12. Государственная символика России. - URL: http://moy-bereg.ru/simvolika-rossii/gosudarstvennaya-simvolika-rossii-referat.html.
13. Маслов, О.Ю. Концепция интеллектуальных символов и символьно-знаковых полей. - URL: http://www.polit.nnov.ru.
14. Осознание значения символа. - URL: http://www.textfighter.org.
15. Положение о единообразии символики и атрибутики студенческих отрядов. - URL: http://vspu.ru/job/shtab-studencheskih-otryadov/polozhenie-o-edinoobrazii-simvoliki-i-atributiki-studencheskih-otryadov. Tikhonenkov N.I.
16. Положение о внешнем виде студентов и сотрудников. - URL: http://Tikhonenkov N.I.
17. Положение о символике и атрибутах НОУ школа «Ксения». - URL: http://www.xeniya.ru.
18. Положение о символике и атрибутах МОУ СОШ № 77 г. Краснодара. - URL: http://school77.kubannet.ru/simvolika_school77.html.
19. Семиотическая концепция культуры. Язык, знаки и символы культуры. Культурные коды и типы культур. - URL: http://ya-simkina.narod.ru/R4-2.htm.
20. Корпоративный фирменный стиль. - URL: http://www.demis.ru/services/razrabotka_firmennogo_stilja.
21. Гербы, геральдика, наградная атрибутика, медали, значки. - URL: http://vybor.donetsk.ua/service/service4.php.
22. Александров, Н.Н. Генезис бренда. Понятие в языке. - URL: http://alexnn.trinitas.ru/files/2011/07/Brend_Statya-1.pdf.
23. Эмблематика. - URL: http://www.surbor.su.
24. Понятие «символа». - URL: http://www.erzan.ru/news/bogataya-zemlya.
25. Тайна политической символики. - URL: http://aietsher.narod.ru/enigma_pol.htm.
26. Прокурова, Н.И. Фирменный стиль: руководство. - URL: http://abc.vvsu.ru/Books/r_frimstyle/default.asp.
27. Имидж компании. - URL: http://re-port.ru/articles.
28. Фирменный стиль. - URL: http://brandbook.elslon.ru.
29. Придумать название организации. - URL: http://brandbook.elslon.ru/serv__idP_119_idP1_1057_idP2_2947.html.
30. Торговые марки и бренды. - URL: http://www.iarz403.ru/press/14/article_464.
31. Рыночная атрибутика товара. - URL: http://www.roman.by/r-118949.html
32. Книга фирменного стиля ПАО «Газпром». - URL: http://www.gazprom.ru/press/news/2004/december/article55126.
33. Товарные знаки. Регистрация товарных знаков ПАО «Газпром» в Российской Федерации и за рубежом. - URL: http://www.gazprom.ru/about/trademarks.
34. ООО БУРГАЗ меняет название. - URL: http://www.burgaz.ru.
35. Книга фирменного стиля ООО «ГАЗПРОМ ДОБЫЧА ЯМБУРГ». - URL: http://www.yamburg.ru/netcat_files/Image/Fstylebook.pdf.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.