Кошевая О. Н., учитель начальных классов ГБОУ «Школа № 97 г. о. Донецк» Донецкой Народной Республики
Классный час, 2 класс
Тема Семья, родня, род
Цель: продолжить формирование понятий семья, родня, род
Задачи:
- дать представление о необходимости доброжелательных отношений в семье;
- учить беречь семейные реликвии;
- составить правила, при соблюдении которых достигается взаимопонимание в семье;
- воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи
Оборудование: презентация Power Point, карточки для работы в парах, группах.
Ход классного часа
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой
С вами мы одна семья: ты, мы, вы, я!
Улыбнись соседу справа.
Улыбнись соседу слева.
Подмигни соседу справа,
Подмигни соседу слева.
С вами мы одна семья: ты, мы, вы, я!
Человеку тяжело быть одному. Не с кем поделиться мыслями, планами. Некому помочь, сказать слова сочувствия. Вы спросите: а друзья? Друзья не живут с вами в одном доме, со временем вы можете отдалиться друг от друга и даже забыть о дружеских отношениях.
Кто же всегда с нами в делах, мыслях? Кто разделит с нами радость и горе? Кто никогда не откажется от нас?
Это слово каждый знает,
Ни что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» -
Что получится? …..
II. Актуализация опорных знаний
· Беседа
- А что такое семья?
Семья – это группа людей, которая состоит из родителей, детей и других близких родственников, проживающих вместе.
- Кого мы называем роднёй?
Родня – те, кто принадлежит к одному роду.
- А что такое род?
Род – ряд поколений, которые происходят от одного предка.
Предок – старейший родственник.
· Разгадайте ребусы
- Какие слова у вас получились?
III. Работа по теме
1. Слово учителя
Прослушайте стихотворение
Кто кому кто?
- Бабушка, бабушка, я чья дочка?
- Ты Федина дочь, моего сыночка.
- Мой папа большой, а совсем не сыночек.
- Сыночек. Брат четырёх моих дочек.
Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?
- Да разве у дочки мы были? У тёти!
- Тётю твою я в люльке качала…
- Бабушка, стой, объясни сначала,
Кто мне Наташа и два её братца.
- Ладно, попробуем разобраться:
Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой ох была и шустра!
А ты им доводишься… хитрое дело…
- Бабушка, что-то у нас пригорело!
- Тьфу ты, пока я соображала,
Всё молоко из кастрюли сбежало.
Я. Аким
- Кем вы доводитесь папе и маме?
- Кто вы для бабушки? Дедушки?
- Есть ли у вас родные сестры, братья?
- Назовите двоюродных братьев и сестёр.
- Кем для вас являются родители ваших двоюродных братьев и сестёр? А вы для них кто?
У каждого человека много родственников. И очень хорошо, когда можно сказать: «Нет роду переводу».
2. Игра на внимание «Не ошибись»
Если вы услышите название людей, которые приходятся друг другу родственниками, хлопните в ладоши.
Прадед, отец, сосед, дядя, подруга, мать, брат, дедушка, горожанин, дочь, сестра, племянник, одноклассник, внучка, односельчанин, сын, отец, друг, тётя, бабушка, крестьянка.
3. Слово учителя
В народе говорят: «Какие родители, такие и дети».
Папа и мама – примеры для подражания, они всегда готовы прийти на помощь своим детям. Если вы будете себя необдуманно, обижать родных, плохо относится к своим друзьям и товарищам, то окружающие вас люди решат, что так заведено в вашей семье. Поэтому прежде чем что-то сделать, подумайте, что будут говорить о вас и вашей семье. Нужно беречь честь своей семьи.
Выберите то, что на ваш взгляд, создаёт благоприятный климат в семье?
Любовь, доверие, дружба, достаток, взаимопомощь, страх, уважение, услужливость, жадность, честность, равнодушие, терпимость.
Известно, что прочность семьи зависит от того, какие отношения складываются между её членами. Давайте составим правила взаимоотношений в семье.
1. Будьте вежливы с близкими.
2. Не переносите своё плохое настроение на окружающих.
3. Старайтесь сдерживать себя, воспитывайте умение владеть собой.
4. Любите своих родных и близких.
5. Не заставляйте близких волноваться, вовремя возвращайтесь домой.
Если все члены семьи будут придерживать этих простых правил, будет царить согласие и любовь.
- А может ли какой-нибудь член семьи жить по своим правилам, не считаясь с другими? Почему?
4. Дополните предложения
Мама должна быть - ….
Я хочу, чтобы папа был ….
Мой дедушка …
У моей бабушки …
5. Работа над пословицей
Составьте пословицу
Добрыйотецинежнаяматьдетямсчастьемогутдать!
Объясните смысл этой пословицы.
6. Обсуждение ситуаций
Машина мама поздно пришла домой. Она вошла в квартиру и увидела грязную посуду в раковине, мусор на ковре, разбросанные вещи. Она спросила у дочки:
- Маша, ты ведь раньше меня пришла домой. Почему же ты не убрала в квартире?
- Мне некогда, - ответила маша, - я смотрю телевизор.
Мама начала убирать квартиру сама.
- Правильно ли поступила Маша?
- Что ей нужно было сделать после того, как мама пришла домой?
Саша пришёл из школы и стал читать интересную книгу. К нему подошёл младший брат и попросил достать ему книгу с верхней полки. Саша накричал на него, брат расплакался и ушёл в свою комнату.
- Что должен был сделать Саша?
7. Работа в группах. Ролевая игра «Родители и дети»
Каждая группа выбирает себе ситуацию и инсценирует её.
- болезнь кого-либо из членов семьи;
- уборка квартиры;
- любимое занятие семьи;
- семейный праздник;
- активный семейный отдых
III. Итог. Рефлексия
- Что важное вы поняли на сегодняшнем занятии?
- Чему учились?
- Какие главные правила хороших отношений в семье вы запомнили?
- Зачем нужно их знать?
- О чём вы расскажите своим родителям?
- Какие советы дадите свои друзьям.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Мария Лангер
Литература
1. Апельсин. Детский журнал для умных детей и весёлых родителей. - 2009. - № 2. – с. 14 – 16.
2. Бибик Н. М., Бойченко Т. Е. Основы здоровья: учебник для 4 кл. – К.: Навч. Книга, 2004. – 143 с.
3. Малые жанры русского фольклора. – М.: Высш. шк., 1986. – 399 с.
4. Ноторцева Н. В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 240 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.