Семья, Семейные ценности и Я
Оценка 4.9

Семья, Семейные ценности и Я

Оценка 4.9
docx
07.06.2022
Семья, Семейные ценности и Я
Семья, Семейные ценности и Я.docx

Семья, семейные ценности и Я.

Цель: Раскрыть отношение учеников к семейным ценностям. Создать комфортную обстановку для диалога. Раскрыть истинность понятия семейная ценность через отношение детей к этому понятию.

БЕСЕДА:

1. Учитель: Здравствуйте! Тема беседы«Семья и семейные ценности». Но позвольте мне сегодня прибавить в конце названия этой темы одно маленькое слово, но с огромным значением и смыслом – это ёмкое слово: Я.

Я - это личность, это взросление, это свои взгляды на будущую жизнь, на отношение к окружающему нас миру. Слово Семья дословно значит: "я - это мое тело, я - это мои мама с папой, я - это мои дедушка с бабушками…" - и так до седьмого колена. То есть, как минимум семь поколений генетического родства можно отнести в свое внутреннее пространство. Удивительно, не так ли? А ведь именно так формируется такое понятие, как Род,  родовые устои и традиции, родовой и общинный уклад жизни. 

Итак, тема нашего сегодняшнего урока? (Дети предлагают …)

Ответ детей: «Семья, семейные ценности и Я».

Учитель: Совершенно верно.

Для нашего урока я вам предложила необычно разбиться на группы. Каждой группе отводится своя цель, но прийти мы с вами должны к одной: ответить на тему нашего урока: Семья, семейные ценности и Я. Договариваемся: Говорим, никого не критикуя, только своё мнение или добавляя свою мысль по теме к вышесказанному. Отстаиваем свою точку зрения. Все сказанное на этом уроке (особенно группа экспертов) внимательно слушаем, анализируем и конспектируем интересные мысли для синквейна. Сегодня мне будут помогать двое: Аня и Алёша.

Учитель: С 2008 года мы с вами говорим о семье... Так что же такое семья?

( слушаем ответы учеников)

Аня: Я на доске пишу слово Семья. А вы, кто пожелает, на доске допишите слова, такие, чтобы они были связаны со словом семья. (Дети могут написать: дружба, счастье, богатство, клуб, дети, досуг, путешествия, папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка, злость, соперничество, друзья, соседи, бизнес,...).

Учитель: Совершенно верно. Взять можно все эти слова, и добавить ещё больше.

А теперь давайте объединим (устно) эти слова со словом Семья и посмотрим , что же получится: семья+дружба; семья+счастье; семья+богатство, семья+дети, семья+злость, семья+соперничество, семья+друзья, семья+соседи, семья+бизнес. Давайте выберем наиболее понравившиеся и посмотрим с разных точек зрения на эти сочетания: Группа»+» Вам слово. Слово группе «-»,

Делаем синквейн по понятию «Семья».(2-3 минуты)

Выступление команд.(5 минут) Слово «Экспертам». (Дети знакомят со своими синквейнами).

Алёша: Сейчас мы посмотрим на слайд и посмотрим какие можно было бы ещё составить синквейны.(Слайд)

Примеры синквейнов на тему «Семья»

1.Семья.

Крепкая, дружная.

Сплачивает, объединяет, оберегает.

Семья – лучшая школа дисциплины.

Ребенок.

2.Семья.

Большая, богатая.

Воспитывает, развивает, формирует.

Дорожить ею нужно каждому.

Родители.

3.Семья.

Дружная, работящая, большая.

Поставляет, продает, принадлежит.

Ей принадлежит сеть продовольственных магазинов.

Бизнес.

Учитель: И небольшое отступление: Послушаем стихи о семье:

Когда появилось слово "семья”?

Когда – то о нём не слыхала земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

,,Сейчас я тебе семь вопросов задам

- Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: "Я".

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: "Я".

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева всё так же ответила: "Я".

- Кто платье сошьёт, постирает бельё,

Меня приласкает, украсит жильё?

"Я, я", – тихо молвила Ева – Я, я…

Сказала она знаменитых семь "Я”.

Вот так на земле появилась семья.

Учитель: В прошлом году мы с вами затронули тему семейные ценности. Эта тема многогранна, о ней можно говорить сколько угодно. Так кто же мне скажет, а что такое семейные ценности? Что можно отнести к семейным ценностям?

(заслушиваем ответы детей). Ответы могут быть разными, а возможно и такими:

Семейные ценности - золото, богатство, самовар, свадебное платье бабушки, портрет родственника, семейная традиция (например, выезд на велосипедах по Марийскому краю), песня, вещь, письма, трубка, китель деда-фронтовика, медали, набор фантиков, открыток и т.д.).

Учитель: Откуда они взялись и почему мы ими дорожим?

Выводы делают дети.

Учитель: Значит семейные ценности — это часть исторической памяти семьи, то наследие, обычаи, традиции, которые идут от наших дедов и прадедов.

Аня: Что хорошего таят эти семейные ценности и может ли быть возможным, что они могут быть рассмотрены и с плохой точки зрения? А теперь слово группам (+) и (-). Слово экспертам. Синквейн.

Учитель: (подводит разговор к выводу) В каждой семье свои ценности, а значит и подход к жизни у них разный: так как у них разные ценности в жизни. В некоторых семьях процветает доверие друг к другу, любовь, взаимопонимание, а в других на первом месте обогащение, зависть, стяжательство и даже ненависть.

Алёша: А теперь посмотрите на небольшую выставку. На выставке представлены: марийский национальный женский костюм (дала на урок мама одного из учеников нашего класса), вышитый свадебный рушник, вышитые салфетки, фотографии-реликвии одной семьи, этим фотографиям почти 100 лет. И вопрос командам: Как связать все эти выставленные вещи с темой нашего урока?

Дети отвечают. Возможный ответ: Эти вещи могут быть чьими-то семейными ценностями? Что же в них такого ценного?

Слово командам:

Команда « +». Команда «-». Эксперты.

Алёша: А теперь посмотрим на экран: Вы видите возможный вариант синквейна о семейных ценностях на слайде:

Вещь

Памятная, необычная, моя, дорогая

Надеть, посмотреть, подумать, помечтать, осмыслить

Ценю то, что имею.

Семейная ценность.

Учитель: Мы закончили наше представление о семейных ценностях и о влиянии их на нашу семью, её уклад и счастье членов семьи. Помните об этом. С чем мы с вами согласились во время нашего урока: Синквейны экспертов, кратко без обсуждений.

Учитель: Понятие «семья» и «семейные ценности» мы обсудили, а причём тут Я? (предлагает посмотреть на тему урока). Слово моим помощникам.

Алёша: А теперь небольшой познавательный шаг: Нам уже многим по 14 лет. Замечательная пора взросления: Какую лепту внесёте мы в семейную реликвию, зависит только от нас самих. Что мы можем сделать такого, чтобы наши потомки вспоминали нас через «многие лета»?

Аня: Девочки могут вышивать рушники, которые пригодятся им, когда они выйдут замуж и подарят рушник своему мужу. Могут вышить или связать салфетки, которые останутся в семье надолго и будут радовать близких.

Алёша: Мальчишки могут приобрести какой-то навык в работе с инструментом, чтобы быть мастером на все руки, чтобы его семья ни в чём не нуждалась, чтобы в семье ему быть главой семьи, а жена только опорой.

Учитель: А я желаю вам всем выбрать свои ценности так, чтобы они привели вас в будущем к дружной счастливой семье.

Алёша: Посмотрим на слайд и запомним: Альбом старых фотографий, бабушкино подвенечное платье или рассказы о прошлом семьи, которые передаются из поколения в поколение — всё это относится к семейным ценностям.

Семейная ценность — это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. Семейные ценности нужно воспитывать именно с раннего возраста через рассказы о прошлом семьи, её истории, отражённой и запечатлённой в бережно хранимом семейном архиве.

 Аня: Посмотрите на слайд. Здесь показаны различные вышивки, орнаменты. Народный орнамент ткачества и вышивки - древние письмена. Но в то же время это непривычная нам знаковая система передачи информации с жестко закрепленным значением каждого элемента, так как составляющие орнамента - всегда мифологический образ и целый комплекс представлений, с этим образом связанных. Возникшие у истоков времен, в глубинах пракультуры, где мышление еще не дифференцировано, орнаментальные символы в принципе одинаковы у всех народов мира, различаясь лишь видом графики или незначительными деталями. Так, известен случай, когда мексиканская ткачиха признала за свой национальный узор орнамент Архангельской губернии России.

Далее: Просмотр слайдов и комментарии.

Алёша: Ещё пример синквейна по теме: Семейные ценности:

Ценность

Духовная, тёплая, моя, родная

Беречь, любить, передавать, рассказать

Ценю то, что имею.

Моя семья



Или: Семейные традиции (ценности)

Интересные, возможные, приемлемые, современные

Переделать, использовать, иметь, жить

Жить дальше, зная, что есть основа.

Банк идей

Учитель: (подчёркивает) Значит, семейные ценности могут даже помочь в выборе профессии или предпринимательства.

Семейные ценности (также традиционные семейные ценности) — культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия.

3. Рефлексия.

Давайте вернемся к целям и задачам урока, смогли ли мы решить поставленные задачи? (все задачи решены). Ну а теперь, ребята, ваша самооценка нашего классного часа. (Ребята высказываются о классном часе, о своей работе, что полезного смогли взять, согласны ли полностью или стоит ещё подумать и поразмыслить над понятиями, аргументируют свои ответы).


 

Семья, семейные ценности и Я.

Семья, семейные ценности и Я.

Ребенок. 2.Семья. Большая, богатая

Ребенок. 2.Семья. Большая, богатая

Алёша: А теперь посмотрите на небольшую выставку

Алёша: А теперь посмотрите на небольшую выставку

Так, известен случай, когда мексиканская ткачиха признала за свой национальный узор орнамент

Так, известен случай, когда мексиканская ткачиха признала за свой национальный узор орнамент
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2022