Сенсорное воспитание детей

  • docx
  • 24.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КОНСУЛЬТАЦИЯ СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ .docx

«Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

 

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный

мир ребенка вливается живительный поток представлений

об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

Сухомлинский В. А.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Игра – стихия детейИграя, ребенок познаёт мир, учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны. А воспитатель решает цели и задачи по сенсорному воспитанию детей, а именно…

Цель:

Формирование и развитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Задачи:

- Создать предметно-развивающую среду для обогащения и накопления сенсорного опыта детей.

- Последовательно знакомить детей c разными видaми сенсорных этaлoнoв.

- Совершенствовать умения сравнивать предметы, группировать, классифицировать, устанавливать их сходство и различие.

- Использовать дидактические игры в непосредственной образовательной деятельности.

- Применять сенсорные эталоны в практической деятельности детей.

- Взаимодействовать с родителями по изготовлению дидактических игр для развития сенсорных способностей.

Для решения данных задач выработаны принципы:

- принцип наглядности,

- принцип доступности,

- принцип системности,

- принцип последовательности.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В раннем и младшем дошкольном возрасте дети особенно чувствительны к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы детей на ранних этапах развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы. Вот почему одной из главных задач педагога в дошкольном учреждении, является развитие сенсорных систем ребенка, направленных на восприятие окружающего.

Значение сенсорного воспитания:

- является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- совершенствует двигательные функции (развитие общей, ручной моторики, формирование графо моторных навыков);

- развивает слуховое, зрительное восприятие,

- развивает восприятие формы, величины, цвета; особых свойств предметов (вкус, запах, вес)восприятие пространства и времени;

- развивает наблюдательность;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Детям «как воздух» необходимы игровые занятия для сенсорного воспитания. Чтобы осязать, ощущать, видеть и через органы чувств развиваться каждую минуту своего игрового времени.

Дидактическая игра – это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.

1. Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.

2. Вторым элементом является содержание. Подготовка к игре - это уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их.

3. Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей.

4. Четвертый элемент – игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре.

5. Пятый элемент дидактической игры – результат. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений.

Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это – «взрыв удивления» детей от восприятия чего – то нового, неизведанного; иногда игра – «поиск и открытие», и всегда игра – радость, путь детей к мечте. Особенность дидактической игры – наполненность обучения эмоционально – познавательным содержанием.

Усвоение дошкольниками сенсорных эталонов начинается с того, что дети знакомятся с отдельными геометрическими фигурами и цветами, т. к для дошкольника наиболее доступными сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг).

Игры для сенсорного развития.

Форма«Найди и назови»«Какой это формы»«Волшебный коврик»«Найди окошко для фигуры», различные вкладыши, «Заплатки»«Геометрическое лото»«Составь геометрическую фигуру»«На какую фигуру похож предмет» и т. п. Дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

В младшем дошкольном возрасте дети учатся узнавать все цвета, запоминают их названия. Полученные представления о цветах они применяют при выполнении заданий, требующих определения цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета.

Игры«Подбери по цвету»«Составь узор» (из различных мозаик, конструктора«Подбери прищепку по цвету»«Разложи яблочки в ведерки», Пазлы с цветными кнопками, «Разноцветные бусы»«Продолжи ряд» «Подбери чашки к блюдцам», и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

C большим трудом дети усваивают представления о величине предметов.

Общепринятые эталоны величины имеют условный характер. К началу дошкольного возраста дети имеют представления по величине между двумя предметами (больше – меньше). В младшем дошкольном возрасте у детей начинают складываться представления о соотношении по величине между тремя предметами (большой, меньше, самый маленький).

Игры на величину«Какой мишка больше»«Подари мишке мячик»«Найди мишке домик»«Собери матрешку, пирамидку»«Расставь грибочку от большого к маленькому», и т. п. Дети учатся различать, чередовать, группировать по величине.

Во время игр с предметами«Сложи матрешку»«Сложи пирамидку»«Построй башенку», игры с Блоками Дьенеша ребенок познает их качества, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Он старается добиться результата. Перед ребенком ставится умственная задача.

С целью развития тактильных ощущений проводятся игры «Чудесный мешочек»«Холодно – тепло» (с водой, «Определи ткань на ощупь» (гладкая, шершавая, меховая).

Одновременно проводится и работа с родителями, им былотакже было предложено принять участие в изготовлении дидактических игр по сенсорике.

Таким образом, дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор. Роль дидактических игр очень велика в сенсорном воспитании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №90»

 

 

 

 

Консультация для родителей

 

«Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

 

 

 

 

 

Подготовила: Сырова Д. Ш.

 

 

 

 

 

 

Саранск 2023

 

 


 

Посмотрите также