СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ 5
1.1.Идеи Л. С. Выготского о сензитивных периодах развития 5
1.2. Сензитивные периоды в педагогике М.Монтессори 8
ГЛАВА 2. СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОСТИ
2.1. Развитие одаренных детей и музыкальная сензитивность 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14
ВВЕДЕНИЕ
Каждый человек имеет уникальные вариации генетических программ, которые реализуются в разных жизненных обстоятельствах. Развитие человека – сложный неравномерный процесс. С раннего возраста человек переживает сензитивные периоды.
Сензитивный период – временной диапазон, максимально чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции или способности организма. Именно на конкретном возрастном этапе развития необходимо уделять внимание определенной области, развивая качественную составляющую способностей ребенка.
Сензитивный период дает возможность максимально развивать способности ребенка в определенном возрасте, уделяя внимание качественному развитию способностей: до года – тактильные и слуховые ощущения, с года до трех – речь, умение выражать ребенком свои мысли и чувства, с трех до семи - навыки общения и взаимодействия с людьми. Особенность развития человека состоит в том, что каждые новые знания, умения и навыки накладываются на предыдущие, поэтому важно «успеть» вложить в ребенка как можно больше.
В раннем возрасте сложно распознать сензитивные периоды, однако очень важно вовремя успеть начать развивать те навыки, которые дает природа человека. Главное – создать необходимые условия, в которых ребенок сможет проявить свои возможности. Сензитивные периоды не заканчиваются в возрасте 7 лет, они свойственны для младшего школьного возраста, подросткового, юношеского и т.д.
Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности. Психологические особенности детей этого возраста, такие, как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение. Их умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая, учебные действия и высказывания.
Младшие подростки сензитивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Они склонны к деятельности со сверстниками. Наибольшее проявление у них имеет потребность в самоутверждении и безоглядная готовность действовать.
Старший школьный возраст сензитивен к освоению своего внутреннего мира. Старшим школьникам свойственна огромная внутренняя работа: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.
Однако в ранний возрастной период закладываются основы, которые человек использует и в более старшем возрасте.
1.СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
1. 1. Идеи Л.С. Выготского о сензитивных периодах развития
Понятие «сензитивные периоды развития ребенка» было введено выдающимся отечественным психологом, психолингвистом, дефектологом, ученым с мировым именем Л.С. Выготским (1896–1934).
Огромный вклад Л.С. Выготского в детскую психологию – введение понятия «зона ближайшего развития». Согласно ученому, это область не созревших, но созревающих процессов, которые можно назвать «почками развития». «Зона ближайшего развития» ставит перед ребенком большие задачи, решить которые он способен лишь с помощью взрослого, в ходе их совместной деятельности. Л.С. Выготский пришел к выводу, что обучение ребенка должно предшествовать, забегать вперед, подтягивать и вести за собой развитие. Это утверждение стало аксиомой в детской психологии и педагогике.
Следующим важным открытием гениального ученого в детской психологии стало возрастное определение периодов в жизни ребенка, наиболее благоприятных для развития тех или иных функций индивидуума. Эти знания необходимы для педагогов и родителей, чтобы не упустить период, наиболее благоприятный для обучения ребенка, чтобы те «развивающиеся почки», которые представляют собой созревающие процессы в «зоне ближайшего развития», могли в полной мере развить и обогатить физические, интеллектуальные, эмоциональные, социальные и культурные возможности в будущей жизни ребенка.
В жизни каждого малыша есть периоды, в которых самой физиологией созданы максимально оптимальные условия и возможности для развития у ребенка определенных свойств психики, восприимчивости к приобретению определенных знаний и умений. Эти периоды называются сенситивными.
Сенситивность (от лат. sensitivus – чувствительный) – оптимальное сочетание условий для развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду. В сенситивные периоды есть большая возможность предельно развить способности детей.
Периоды эти ограничены по времени, следовательно, пропустив этапы психического развития, в будущем придется затрачивать немало усилий и времени, чтобы восполнить пробел в развитии определенных функций. Некоторые психические функции могут так и не развиться. Примером тому служат многочисленные случаи детей, выросших в стае животных.
Таким образом, сенситивный период – время максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики, период наиболее высокой пластичности. В определенные сенситивные периоды происходит резкое увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям из-за высокой пластичности нервной системы ребенка. Поэтому необыкновенно важно для становления человека в первые годы его жизни окружение, разнообразие деятельности, интересов и эмоций. Недостаток полученных в детстве эмоций, знаний, умений, физического и психического развития будет невосполнимым пробелом в дальнейшей жизни. При стабильной стадии развития характерно плавное, без резких сдвигов и перемен поведение ребенка. Это может быть даже незаметно для его окружения. Но эти перемены накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии.
По мнению Л.С. Выготского, самыми важными служат три сенситивных периода (кризисных момента) –1 год, 3 и 7 лет. Педагоги и родители должны знать о кризисных моментах в жизни ребенка и своевременно подготовиться к ним для обеспечения наибольшего удовлетворения потребностей малыша в каждом сенситивном периоде.
Возрастная периодизация (по
Л.С. Выготскому)
– Кризис новорожденности – младенчество (от 2 мес. до 1 года).
В 1,5–2,5 мес. формируется мелкая моторика, развивается сенсорная область,
ребенок познает мир, используя слуховые и тактильные ощущения.
Кризис 1 года – раннее детство (1–3 года).
Появляются новые виды общения, происходит разрыв психологического единства
«мать – дитя», развиваются речь и умственные способности. Ведущий вид
деятельности – эмоционально-непосредственное общение младенца со
взрослым.
– От 1 до 3 лет – сенситивный период для развития речевых способностей.
Ребенок слушает, накапливает пассивный словарный запас, затем уже появляется
речь, которая носит предметный характер. Развивается способность выражать свои
желания и чувства.
– В 2,5–3 года ребенок часто разговаривает сам с собой, что способствует
развитию логического мышления, последовательности в речи. Со временем такие монологи
он ведет уже мысленно.
– Кризис 3 лет – дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).
Ведущий вид деятельности – орудийно-предметный. Формируются самооценка и
самосознание, происходит становление личности. От 3 до 7 лет ребенок включается
во взрослую жизнь, в разные виды деятельности, сам выбирает, во что играть и
свою роль в игре; интересуется звуками и буквами, т.е. их графическим
изображением в виде символов. Активно развиваются воображение и отображение
впечатлений об окружающем мире, взаимодействие с окружающими, общение. Ведущий
вид деятельности – сюжетно-ролевая игра.
– Кризис 7 лет – школьный возраст (от 7 до 13 лет).
Ведущий вид деятельности – учебный. Развиваются психика, мышление,
специальные способности, личность ребенка и его межличностные отношения.
– Кризис 13 лет – пубертатный возраст (13–17 лет).
Ведущий вид деятельности – личностное общение подростков.
– Кризис 17 лет – юношеский возраст (17–21 год).
Ведущий вид деятельности – профессионально-учебный.
По мнению Л.С. Выготского, в эти моменты ребенку необходимо уделять повышенное внимание со стороны взрослых. В кризисные периоды ребенок становится восприимчив к приобретению определенных знаний и умений.
1.2.Сензитивные периоды в педагогике М. Монтессори
Понятие сензитивных периодов более глубоко разработано итальянским педагогом Марией Монтессори. Границы сензитивных периодов даны приблизительно, и важно учитывать, что у каждого ребенка они индивидуальны. Периоды не имеют четких границ, а наслаиваются один на другой, при этом некоторые периоды постепенно заканчиваются, а некоторые продолжаются в течение длительного времени.
Сензитивный период – это время особой восприимчивости ребёнка к той или иной деятельности. Если ребенок не овладевает определенным видом знаний и умений в этот период, он уже не сможет так легко и быстро обучиться ему в будущем. В возрасте от рождения до 6-ти лет М. Монтессори утверждала, что никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период.
Мария Монтессори в процессе наблюдения за детьми выделила шесть таких периодов.
1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет)
Это лучшее время приучить ребенка к порядку. Основные сферы порядка: в окружающей среде; во времени и последовательности событий (запускаются “внутренние часы” ребенка); во взаимодействии с взрослыми.
2. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет)
Важный показатель общего психического развития ребёнка – психомоторное развитие (чем и является крупная моторика). Физические упражнения благотворно влияют на весь организм. В этом возрасте физические движения активно влияют и на развитие головного мозга. Последствия этих процессов стимулируют интеллектуальный и социальный рост ребенка.
3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет)
Малыш познаёт мир во всём его многообразии – что так важно в этом возрасте. В это время формируются первые понятия о цвете, форме, величине предметов.
4. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет)
Все знают о роли развития мелкой моторики: связь с речевым центром, развитие зрительно-моторной координации, ловкости и точности движения, развитие кисти и пальцев рук, подготовка к письму и многое другое. Такие материалы, как перекладывание бусин, фасоли, нанизывание мелких бусин на шнурок, мозаика, миска с пшеном и спрятанными в ней мелкими игрушками, перекладывание ложкой и пересыпание крупы, и многое другое удовлетворяют потребности этого сензитивного периода.
5. Период речевого развития
Чем меньше ребенок, тем более наглядными должны быть все понятия, с которыми он знакомится. В зоне языка малыш знакомится с окружающим его миром: наборы животных (домашних и диких), муляжи фруктов, овощей, грибов, мини копии жилого дома и фермы, макеты жилищ животных, тематические паззлы, карточки и книги и т.д. – все материалы позволяют максимально доступно узнавать новое. Однако не стоит забывать, что источник информации в языковой зоне – взрослый (педагог или мама).
6. Период развития социальных навыков
В возрасте 2.5 – 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Всем нам приходилось встречаться с этим: ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице, и воспроизводит это бессознательно в своем поведении. Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей.
2. СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОСТИ
2.1.Развитие одаренных детей и музыкальная сензитивность
В том, что касается музыкальной одаренности, решение вопроса о сензитнвных периодах представляет известную трудность. Дело в том, что в настоящее время существуют различные точки зрения на природу и специфику музыкального развития ребенка. Поэтому вопрос о сензитивных периодах решается всякий раз в зависимости от общей позиции исследователя.
Согласно одной из них, по мере общего созревания становится возможным и музыкальное развитие. Исследователями выделены определенные сензитивные периоды в развитии музыкальности, которые обусловливаются динамикой созревания центральной нервной системы, формированием органов слуха, движения, структуры эмоциональной саморегуляции и интеллекта.
Известно из исторического и педагогического опыта, что овладеть профессиональной исполнительской технологией на большинстве музыкальных инструментов можно только до определенного возраста – до двенадцати-тринадцати лет. После указанной границы такое овладение затруднено или вообще невозможно Этот период и считают периодом музыкальной сензитивности ( сензитивность к музыкальному обучению).
Начало его коренится в ранних стадиях периода формирования речевой функции (или, но Ж.Пиаже, на переходе от стадии сенсомоторного к стадии понятийно–символического развития интеллекта); окончание совмещается с окончанием окостенения кисти и формированием системы психомоторной саморегуляции. Таким образом, общая длительность периода музыкальной сензитивности – примерно от двух–двух с половиной до одиннадцати–тринадцати лет. Индивидуальная вариативность музыкальной сензнтивности, как полагают, связана с наследственностью, определяющей «скорость созревания», условиями музыкальной среды и интенсивностью музыкального обучения.
С взаимодействием этих трех факторов и связывают особенности музыкального развития одаренных детей. Наследственность усиливает возрастную сензитивность. Интенсивное музыкальное обучение оказывает физическое, физиологическое и психологическое формирующее воздействие на ребенка. Исследования показывают, что интенсивность обучения музыке сказывается не только на музыкальном, но и на общем уровне развития ребенка, в том числе и не обладающего яркими музыкальными способностями. Дети быстрее сосредотачиваются, становятся более внимательными, более выносливыми, лучше координированными, более свободно владеют речью. Что же касается музыкально одаренных детей, то в их развитии это очевиднее всего. Музыка, являясь с ранних лет органичной частью развивающей личностно значимой среды, не просто сопутствует развитию, но и оказывает прямое воздействие на его ход, как бы «связывая» психический опыт ребенка в единое целое.
С другой стороны, исследования показывают, что именно ранний возраст демонстрирует наибольшую чувствительность и готовность к музыкальному развитию. Согласно зарубежным исследованиям, уже двухмесячный младенец может подравниваться к высоте, громкости и мелодическому контуру материнской песни, а четырехмесячный – к ее ритмической структуре. Между пятью и восемью месяцами малыши могут различать разницу между двумя звуками по высоте, составляющую менее полутона. В возрасте восьми–десяти месяцев активно развивается способность к различению контрастных звуковых сочетании (хотя затем у большинства детей такая сензитивность утрачивается и восстанавливается впоследствии примерно к десяти годам, после обучения и накопления соответствующего опыта).
Музыкальные способности у одаренных детей наиболее часто проявляются примерно на два – четыре года раньше, нежели у детей способных, обладающих хорошими музыкальными данными, и носят быстрый, «взрывной» характер. В этой связи возникает вопрос о значимости музыкальной среды и слухового опыта в раннем детстве.
Третье мнение – среда, окружение, влияние семьи и близких влияют на музыкальную сензитивность детей.
Один из «бывших» ярких вундеркиндов, виолончелист Даниил Шафран отметил, что, по его мнению, раннее проявление одаренности свидетельствует о том, в каких условиях воспитывался ребенок, какая атмосфера его окружала. «У меня, например, родители были музыкантами, и нет ничего удивительного, что они рано приобщили меня к искусству...»
Статистика свидетельствует о том, что в семье, где музыкальны оба родителя, вероятность появления музыкально одаренного ребенка составляет 84–86%, а немузыкального– 1–2%; в семье, где музыкален только один из родителей, вероятность появления музыкально одаренного ребенка составляет 59%, а немузыкального – 26–36%; наконец, если оба немузыкальны, то у них в 25–30% случаев есть шанс стать родителями музыкально одаренного и в 59– 62% – немузыкального ребенка.
Любые формулировки ответа на вопрос о сроках и содержании музыкальной сензитивностн могут носить характер лишь гипотезы – не более. Музыкальная одаренность все еще представляется исследователям настолько своеобразной, что фактически выносится «за скобки» психологических теорий развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Почему ребенок, который еще месяц назад даже не смотрел в сторону букв, вдруг начинает проявлять к ним такой активный интерес? Почему в какой-то момент он начинает много и хорошо говорить? Как получается, что все дети примерно к году начинают ходить? Все дело в сензитивных периодах развития ребенка.
Сензитивными называют периоды наибольшей восприимчивости ребенка к тому или иному воздействию. В это время он фиксирует все свое внимание на каких-то конкретных аспектах окружающей действительности, игнорируя при этом все остальные, несущественные для него в данный момент. Их важно знать каждому заботливому родителю для того, чтобы использовать наиболее оптимально, эффективно.
Когда возникает и как долго продолжается каждый сензитивный период у ребенка зависит от его индивидуальных особенностей. Есть определенные нормы, являющиеся среднестатистическими. Однако одни дети могут опережать эти нормы, другие – отставать. И то, и другое не будет являться отклонением.
Важно не упустить сензитивный период и уделить актуальным навыкам максимальное внимание. В противном случае, вне сензитивного периода (причем как до наступления сензитивности, так и после окончания этого периода), развитие соответствующих сензитивному периоду навыков значительно ухудшается, замедляется, а порой упущенный момент вовсе невозможно наверстать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Берк, Л. Развитие ребенка / Л.Е. Берк – М.: Питер, 2015. – 331 c.
2.Валлон А. Психическое развитие ребенка / Анри Валлон. – М.: Питер, 2013. – 208 c.
3.Выготский Л. Детская психология. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4 / Л.С. Выготский – М.: Говорящая книга, 2014. – 225 c.
4.Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика / Э. Клапаред – М.: ЛКИ, 2018. – 168 c.
5.Клиническая психология. Под ред. Б. Карвасарского – СПб.: Питер, 2014. – 960 с.
6.Кон И. Психология ранней юности – М.: Просвещение, 2010. – 255 с.
7.Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому» // Составители М. Богуславский, Г. Корнетов (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори) – М.: Издательский дом АСТ, 2010. –272с.
8.Мухина В. Психология дошкольника.– М.: Просвещение, 2000
9.Пляс М. 60 занятий с ребенком по методике Монтессори / М. Пляс. – М.: Клевер-Медиа-Групп, 2014. – 652 c.
10.Савенков, А. И. Одаренный ребенок дома и в школе / А. Савенков. – М.: У-Фактория, 2018. – 272 c.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.