Комплекс учебных занятий детского объединения
«СУДОМОДЕЛИРОВАНИЕ»
по теме:
«КОНТУРНАЯ РЕЗИНОМОТОРНАЯ МОДЕЛЬ КОРАБЛЯ».
Подготовила учитель технологии,
педагог дополнительного образования:
Лебедева Нина Николаевна
8 953 659 4621
nina-lebedeva-63@mail.ru
Данный комплекс занятий применяется на занятиях детского объединения «Судомоделирование» в МОУ СОШ №1 им. И. Нечаева г.п.п. Чистые Боры и Доме детского творчества г.Буй в течении 8 лет для детей первого года обучения.
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
№п.п. |
Разделы |
Страницы |
1 |
Пояснительная записка
|
3-5 |
2 |
Актуальность
|
5-6 |
3 |
Контурная резиномоторная модель корабля
|
6-7 |
4 |
Изготовление контурной модели корабля |
7-11 |
5 |
Принципы отбора материала
|
12 |
6 |
Методы и формы обучения
|
12-13 |
7 |
Механизмы определения результатов деятельности |
13 |
8 |
Планирование занятий для изготовления контурной модели
|
14-15 |
9 |
Конспекты занятий 1- 8
|
16-64 |
10 |
Приложения
|
65-72 |
11 |
Источники |
73-74 |
1. Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы «Судомоделирование» - техническая.
Цель программы - развитие творческого потенциала детей посредством освоения техники изготовления судомоделей.
Задачи первого года обучения
Образовательные:
· Формирование специальных знаний по предмету;
· Ознакомление обучающихся с начальными сведениями о морях, океанах и российских границах, истории мореплавания и судостроения, с физическими основами плавания судов, принципами их устройства и действия;
· Обучение ребят владению инструментом и правилам техники безопасности при работе с ними;
· Научить строить простейшие модели для соревнований
Развивающие:
· Пробуждение творческой активности ребенка;
· Расширение кругозора;
· Раскрытие индивидуальных особенностей;
· Раскрепощение ребенка.
Воспитательные:
· Приобщение детей к техническому творчеству;
· Формирование внимания, уважения к людям, терпимости к чужому мнению, культуры поведения и общения в коллективе;
· Формирование эстетического вкуса.
Задачи второго года обучения
Образовательные:
· Получение обучающимися более расширенных сведений о флоте, флотоводцах, мореплавателях, судостроителях, по основам судостроения и проектирования;
· Научить читать чертежи и схемы изготавливаемых изделий;
· Овладение более сложной технологией постройки моделей, ознакомление с принципами управления моделей различных классов.
Развивающие:
· Развитие познавательной и творческой активности, фантазии, образного и логического мышления;
· Развитие проектных способностей на основе полученных знаний о прошлом, осмыслении этих знаний с позиции настоящего и конструирования идеала своего будущего.
Воспитательные:
· Формирование уважения к людям , служащим в ВМФ;
· Формирование потребности добросовестного отношения к общественно-полезному труду, аккуратности в работе;
· Формирование культуры делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми, культуры речи.
Новизна предлагаемой программы заключается в первую очередь в том, что для нее разработан ряд моделей, обеспечивающий в процессе их изготовления последовательное освоение учебного материала. Подбор моделей и их конструкция, размеры проводился в течении наблюдений за работой объединения в Доме детского творчества г.Буй в последние 10 лет с таким расчетом, чтобы ребята смогли освоить основные технологические процессы, получить начальные профессиональные знания, научиться творчески решать разнообразные задачи – от технических до тактических. С 2014 года данная программа применяется МОУ СОШ №1 имени Ивана Нечаева поселка Чистые Боры, где я работаю учителем технологии «Индустриальные технологии» для мальчиков и веду детское объединение «Судомоделирование». Программа пользуется успехом у подростков 4-8 классов. Занятия в объединении по судомоделизму организуется в столярной мастерской.
Настоящая программа является модифицированной и рассчитана на двухлетний цикл обучения с охватом обучающихся от 8 до 14 лет. Программа носит вариативный характер и может корректироваться с учетом местных условий, материально-технической базы, возрастных особенностей учащихся, практической подготовленности педагога и т. д.
По всем темам, входящим в программу, дается сумма необходимых теоретических знаний, а также практических работ.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на два года обучения.
1 год – 136 часов (2 раза в неделю по 2 часа =4 часа)
2 год – 136 часов (2 раза в неделю по 2 часа=4 часа)
В образовательной программе «Судомоделирование» для первого года обучения, есть раздел «Изготовление контурных моделей», который предусматривает 16 часов на отведенную тему. Это 7 занятий объединения «Судомоделирование» и 1 занятие – соревнования по судомодельному спорту.
2. Актуальность
Постройка моделей судов - древнее искусство. На стоянках первобытных людей археологи находят примитивные модели лодок – детские игрушки. В древности модели судов имели религиозное, культовое значение.
В современном понятии судомоделизм - это вид технического творчества и профессиональной деятельности по созданию моделей кораблей и судов со спортивными, учебными, демонстрационными и научными целями. В свою очередь судомодельный спорт - одна из ветвей судомоделизма. Он включает в себя постройку моделей кораблей и судов и участие с ними в соревнованиях и конкурсах.
Судомодельный спорт дает возможность почувствовать себя и мореплавателем, и кораблестроителем. Для того чтобы построить даже самую простую модель, необходимо уметь работать самым разнообразным инструментом и знать, какие материалы можно использовать для изготовления той или иной модели. Модель – копия не только внешне похожа свой прототип, но и подчиняется тем же физическим законам. И если спортсмен – судомоделист делает не настольную модель-копию, а модель спортивную, участвующую в соревнованиях, знать эти законы ему необходимо, иначе невозможно добиться хороших достижений.
Техническое моделирование вообще и судомоделизм в частности – это дело для тех мальчишек, которые хотят стать настоящими мужчинами – умелыми, грамотными, не боящимися трудностей и знающими, как их преодолеть.
3. КОНТУРНАЯ РЕЗИНОМОТОРНАЯ МОДЕЛЬ КОРАБЛЯ
Обычно с таких, зачастую внешне неказистых моделей-силуэтов начинают свой путь в техническом спорте мальчишки. Закончив одну-две полукопии, ребята принимают с ними участие в первых в своей жизни соревнованиях и... больше не вспоминают о контурных, принимаясь за гораздо более сложную технику. Поэтому так редки силуэтные микрокорабли, достойные внимания: ведь чаще всего выходят они из-под еще слишком неумелых рук школьников.
Но и внешний вид контурной модели, и ее ходовые качества во многом зависят и от технологии изготовления. Обычно в качестве основного материала используется фанера средней толщины. А именно с нею и связаны основные проблемы: главный инструмент обработки контуров — лобзик, пила, рубанок, обращаться с которыми на «ты» ребята научатся лишь к концу первого года обучения.
4. ИЗГОТОВЛЕНИЕ СИЛУЭТНОЙ (КОНТУРНОЙ) МОДЕЛИ
Изготовление силуэтной модели следует начать с рассказа о классификации кораблей и судов.
Судно – это плавучее сооружение для перевозки грузов, пассажиров, для промысла, спортивных, туристических и прочих целей, в том числе и военных.
Суда, входящие в состав ВМФ и предназначенные для выполнения боевых задач называются кораблями.
Гражданские суда делятся:
· на грузовые (сухогрузные и наливные);
· пассажирские;
· промысловые (траулеры, сейнеры и др.);
· промышленно-добывающие (нефтебуровые, кабельные и др.);
· спортивно-туристические (гребные, парусные, моторные);
· обслуживающие (ледоколы, гидрографические и др.).
По способу передвижения суда делятся на самоходные и несамоходные (баржи, лихтера и др.).
По положению относительно поверхности воды при движении:
· на надводные (водоизмещающие, глиссирующие, на воздушной подушке, на подводных крыльях) ;
· подводные.
Корабли ВМФ классифицируются:
· в зависимости от боевого назначению - на ракетные, артиллерийские, торпедные, минные и комбинированные;
· в зависимости от физической среды, в которой они действуют - на надводные и подводные:
· в зависимости от характера решаемых задач - на группы боевых кораблей, составляющих основу флота (линкоры, крейсеры, эсминцы и др.), вспомогательных судов, обеспечивающих силы флота на море (плавбазы, госпитальные, гидрографические и пр.), рейдовые и базовые суда и плавучие средства (плавдоки, плавмаяки и пр);
· в зависимости от значения решаемых задач – на корабли стратегического (например – авианесущие и ракетные крейсеры) и оперативно-тактического (ракетные и торпедные катера, тральщики и пр.) назначения.
Следует отметить, что в зависимости от типа судна оно имеет свой характерный внешний вид, что позволяет легко определить его назначение. Так, пассажирские суда обычно имеют развитую надстройку для размещения пассажиров: ледокол для выполнения своей основной функции имеет сильно наклоненный форштевень, у буксира выделяются буксирные дуги и т. д…
Конструкция силуэтной модели достаточно проста. Корпус выполнен из доски толщиной 10мм, силуэт выпиливается из фанеры толщиной 4мм, гребной винт, рули и кронштейн гребного вала вырезаются из белой жести, гребной вал из проволоки диаметром 1мм.
Некоторые особенности изготовления модели оговариваются ниже.
Технология изготовление корпуса силуэтной модели не отличается от этого процесса для модели с гребными колесами. Дополнительно необходимо выпилить пазы для соединения с шипами силуэта и сделать два пропила лобзиком со стороны кормы на расстоянии по 15мм от ДП в обе стороны для рулей. Глубина пропилов составляет 10мм.
Силуэт модели размечается на фанерной заготовке или с помощью шаблона, или с использованием копировальной бумаги. В нашем кружке мы часто используем другой способ. Разметка силуэта переносится с чертежа на кальку, калька наклеивается на фанеру и по разметке на ней производится выпиливание. Такой способ удобен тогда, когда детям предлагается достаточно большое количество вариантов силуэтов для одного корпуса.
Силуэт выпиливается лобзиком, кромки обрабатываются напильником и наждачной бумагой, после чего нужно доработать пазы в корпусе и шипы на силуэте для точного сопряжения этих деталей. Когда силуэт плотно входит шипами в пазы корпуса и между деталями отсутствует зазор, эту часть работы можно считать законченной.
Изготовление кронштейна гребного вала начинается с разметки прямоугольника. После того, как он размечен, вырезан, обработан по кромкам напильником, пробиты отверстия для гвоздей, надо сформировать дейдвудную трубу. Обычно это делается следующим образом. В тиски вертикально зажимается оправка диаметром 1,5мм, заготовка кронштейна прикладывается к оправке серединой и огибается вокруг нее. Чтобы получить аккуратную трубку для вала, заготовка обжимается на оправке кусачками. Остается разогнуть в разные стороны лапки для крепления кронштейна к корпусу. Обязательно надо проследить, чтобы дейдвуд (трубочка) кронштейна располагался строго на линии ДП.
Рули вырезаются в соответствии с чертежом, обрабатываются, в них пробиваются отверстия для гвоздей и верхняя часть руля отгибается под углом 90 градусов. Рули вставляются в пропилы на корпусе и прибиваются гвоздями. После этого крепится кронштейн на расстоянии 20мм от кормы. При этом желательно лапки кронштейна немного развести в стороны, такое крепление получается наиболее жестким.
Разметку гребного винта удобнее всего начинать с построения квадрата со стороной 24мм. Проведя диагонали квадрата, определяем его центр, из которого разметочным циркулем строится две окружности диаметрами 24 и 8мм. После того, как круг вырезан и обработан, в точках пересечения малой окружности с диагоналями пробиваются отверстия. По линиям до этих отверстий делаются разрезы, таким образом, получается четырехлопастный винт. Остается закруглить концы лопастей напильником и пробить отверстие в центре для гребного вала. Гребной вал делается из отрезка проволоки диаметром 1 мм (можно использовать выпрямленную канцелярскую скрепку). На конце вала желательно выгнуть небольшое колечко, за которое в дальнейшем удобно крепить «заводилку» для накручивания резиномотора. Винт и вал спаиваются между собой. Скорее всего, эту работу придется выполнять руководителю, объясняя и показывая порядок выполнения работы каждому учащемуся индивидуально. На собранный с винтом вал одевается бусинка или отрезок стержня от пасты шариковой ручки, вал вставляется в кронштейн и на конце вала выгибается крючок для резиномотора.
Со стороны днища на расстоянии 15мм от форштевня в корпус забивается гвоздь длиной 25-30 мм, шляпка гвоздя откусывается, конец гвоздя закругляется напильником и выгибается круглогубцами в форме крючка. После этого силуэт вклеивается в корпус, и модель покрывается слоем олифы.
Для изготовления подставки необходимо выпилить из фанеры два одинаковых кильблока, обработать их напильником и наждачной бумагой, просверлить в них по два отверстия диаметром 4,5мм.
От рейки сечением 5х5 мм отпиливаются два отрезка длиной по 80мм, концы деталей слегка заостряются так, чтобы они плотно вошли в отверстия на кильблоках и подставка собирается на клею.
Отделка модели заключается в покраске ее в соответствии с существующими традициями. Так, подводная часть модели может быть красной, палуба контрастного цвета, а надстройка (силуэт) – белого. Возможны и другие варианты, но это следует детям решать самим.
Перед тем, как учащиеся приступят к изготовлению резиномотора, необходимо рассказать, что в соответствии с «Классификацией моделей кораблей и судов» на моделях могут применяться различные двигатели: резиновые, инерционные, пружинные, электрические, тепловые (паровые и двигатели внутреннего сгорания). Рекомендуется показать по возможности все имеющиеся в кружке двигатели и объяснить, на каких моделях они могут быть установлены.
Для изготовления резиномотора нужно изготовить простейшее приспособление, представляющее собой доску с двумя вбитыми в нее гвоздями, расстояние между которыми должно быть на 25-30мм больше, чем расстояние между носовым крючком и крючком гребного вала, т.е. готовый резиномотор должен в незакрученном состоянии слегка провисать. Это делается для того, чтобы модель могла проходить как можно большую дистанцию. Если резиномотор сделать коротким, винт будет раскручиваться слишком быстро и из-за проскальзывания винта относительно воды модель пройдет небольшое расстояние.
Резиномотор наматывается из модельной резины в 4-6 нитей на приспособлении без натяжения. Концы резинки связываются прямым узлом. Для того, чтобы предотвратить повреждение резины на крючках, концы резиномотора необходимо защитить обмоткой нитками способом «виток к витку». Перед тем, как начать обмотку нитками, резиномотор надо сильно растянуть и обматывать резину в таком состоянии. Обычно сначала обматывается нитками то место резиномотора, где был завязан узел. Делается это на длине 20-25мм. Затем тоже самое делают на противоположной стороне. После этого выравнивают резиномотор, чтобы длина нитей была одинакова и из обмотанных нитками участков делают петли такого размера, чтобы они не слетали с крючков.
Для того, чтобы проще было накручивать резиномотор, делается приспособление по типу автомобильного «кривого стартера». Размеры его произвольны. Накручивать резиномотор можно за кольцо на гребном валу, но лучше использовать другой способ. Резиномотор снимается с носового крючка, одевается на крючок «заводилки», растягивается и после этого накручивается до образования двойного ряда «барашков» на резиномоторе.
Соревнования с силуэтными моделями проводятся на дистанции длиной 3-5метров. Обычно правильно сделанная модель проходит дистанцию на глиссировании при закрутке резиномотора на 100-150 оборотов.
5. ПРИНЦИПЫ ОТБОРА МАТЕРИАЛА
Материал отобран по принципу доступности с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся.
6. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены на определение степени развития творческих способностей каждого ребенка, сформированности его личных качеств (умение общаться со сверстниками и взрослыми, в дальнейшем развитие профессиональных умений и навыков, бережное сохранение традиций школы, судомодельного кружка) и т.д.
На протяжении всего учебного процесса предполагается проводить следующие виды контроля знаний, умений и навыков:
• Беседы в форме «вопрос – ответ» с ориентацией на сравнение, сопоставление, выявление общего и особенного. Такой вид контроля развивает мышление ребенка, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания. Опрос проводится доброжелательно и тактично, что позволяет снимать индивидуальные зажимы у детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие.
• Беседы и лекции с элементами викторины или конкурса, позволяющие повысить интерес обучающихся и обеспечить дух соревнования.
• Контрольные работы на время для выполнения определенной операции по предмету для проверки аккуратности, внимательности, ответственности за выполняемую работу (особенно для групповых занятий).
• После нескольких изученных приемов работы с различным инструментом предусматриваются занятия по повторению правил техники безопасности при работе с инструментом, оборудованием и др.
• Обсуждение выполненных моделей по определенной теме
• Основной формой подведения итогов обучения является участие детей в муниципальных, областных конкурсах, выставках, соревнованиях.
• Отражение работы объединения в средствах массовой печати и телевидения.
7. МЕХАНИЗМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
• Выставки работ учащихся в школе и разных уровнях. (Приложение 1)
• Соревнования
клубные (Приложение 2) ,
муниципальные (Приложение 3)
региональные (Приложение 4 )
• Проектная деятельность
• на школьном уровне (Приложение 5, 6)
• муниципальном уровне (Приложение 7)
8. ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОНТУРНОЙ МОДЕЛИ
№ |
Тема занятий |
Теоретические сведения |
Практическая работа |
Объект труда |
1
|
Изготовление корпуса модели: придание заготовке бокового вида корпуса. |
Основные сечения корпуса судна |
Разметка бока. Строгальные работы с помощью рубанка |
Корпус модели |
2 |
Изготовление корпуса модели: обработка бортов. |
Теоретический чертеж |
Разметка палубы и днища. Строгальные работы, пиление ножовкой. |
Корпус модели |
3 |
Изготовление контура надводной части корабля. |
Теоретический чертеж. Виды кораблей. |
Разметка и выпиливание контуров лобзиком. Зачистка изделия. |
Контур модели |
4 |
Покраска корпуса, контура надводной части корабля |
Лакокрасочные покрытия (лаки, краски, растворители). |
Окрашивание корпуса, надводной части корабля |
Корпус, надводная часть корабля. |
5 |
Изготовление винтомоторной группы |
Двигатели и движители. Гребной винт, его назначение. |
Разметка и изготовление кронштейна, винта. Припаивание винта к гребному валу. Установка кронштейна и винта, носового крючка. |
Кронштейн, гребной винт, корпус катера. |
6 |
Изготовление подставки (кильблока) |
Гражданские и военные корабли и их хранение. |
Изготовление опор подставки, соединительные рейки. Сборочные работы. |
Подставка
|
7 |
Испытание и регулировка модели на воде. |
Запуск надводных моделей. |
Испытание, регулировка, запуск моделей. |
Модель
|
8 |
Проведение соревнований контурных моделей на резинодвигателе |
- |
- |
- |
9. КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
Занятие №1
Тема: «Изготовление корпуса модели: придание заготовке бокового вида корпуса».
Цель: научить приемам выполнения корпуса модели.
Задачи: познакомить с сечениями корпуса модели;
научить пользоваться столярным инструментом;
воспитывать культуру труда.
Форма занятия: беседа с объяснением нового материала
Материалы и оборудование: заготовка, столярный и разметочный инструмент
Объект: контурная модель
Методическое оснащение занятия:
Методы:
-интерактивный (словесный, наглядный, практический);
-исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия и его способа, свобода творчества).
Приемы:
-объяснение;
-консультация;
-рассказ;
-беседа с показом практических действий;
Использование наглядности:
-Образец готового изделия, выполненный педагогом;
-Просмотр видеофильма
-Иллюстрации различных кораблей
План занятия:
1. Организационный момент:
- контроль посещаемости;
- проверка готовности обучающихся к занятию.
2. Основной этап:
2.1. Сообщение новой темы:
- беседа,
- работа с наглядным материалом: модель, ноутбук.
2.2.Закрепление пройденного материала:
- практическая работа;
- анализ выполненных работ.
3. Рефлексия.
4. Уборка рабочих мест.
Ход занятия.
- Ребята, послушайте загадку и дайте быстро ответ.
Какие красавцы
Всегда и везде
На суше родятся –
Живут на воде? (Ответ: Корабль)
-Да, правильно – это корабль.
(Показываю готовую модель корабля на резиномоторе и спрашиваю):
В. - Ребята, кто знает, как называется модель, которая представлена вашему вниманию?
О. –Контурная модель корабля на резиновом двигателе.
В. – Для каких целей на модели устанавливается двигатель на резинке?
О.- Для того, чтобы модель могла плавать на воде.
В. - Ребята, скажите и покажите из каких основных частей состоит данная модель?
О.- Модель состоит из корпуса, надводной части корабля, винта, крючка, руля и резинки.
В. – Как вы думаете, с какой из частей, мы начнем изготавливать нашу модель?
О. – Правильно, всегда начинаем изготовление модели с корпуса.
В. – Из какого материала выполнен данный корпус?
О. – Модель изготовлена из древесины.
С сегодняшнего занятия мы начинаем изготовление контурной модели корабля.
-Сейчас мы посмотрим видео фильм о корабле, который будем изготавливать. (Просмотр видеофильма из интернета). После просмотра обсуждаем увиденные модели и переходим к нашей контурной модели на резиномоторе.
-Ребята, мы будем изготавливать с вами самый простейший корабль, но он тоже будет принимать участие в соревнованиях, и поэтому изготовить его нужно точно, аккуратно и с душой.
- Кто подскажет, как и с чего нужно начинать изготовление модели. (Выслушав ребят, подвожу итог услышанному.) Прежде чем начать строить корпус, делают разметочные работы. Приложив шаблон бока к боковой стороне заготовки, проводят линию палубы, носа и кормы. Линию днища совмещают с основанием заготовки. Затем эту же операцию проводят с противоположной стороны заготовки, при этом необходимо следить за симметричностью рисунка. Разметку заканчивают проведением соединительных прямых линий в торцовой части заготовки.
В.- Ребята, вы разметили корпус на заготовке и видите, что у вас остается лишняя древесина. Что мы будем с ней делать?
О. – Лишнюю древесину нужно убрать с помощью рубанка.
В. - Какое направление строгания вы выберите?
О. – Направление рубанка – от носа к корме.
Ребята, прежде чем приступить к работе, необходимо вспомнить правила техники безопасности при строгании. Сейчас каждый из вас назовет по одному правилу.
1. При строгании нужно соблюдать правильную хватку инструмента и рабочую позу.
2. Контроль за качеством строгания поверхностей проверять не рукой, а с помощью линейки или угольника на просвет.
3. При работе надо очищать рубанок от стружки при помощи деревянного клина.
4. Во время работы необходимо следить за тем, чтобы обработанная поверхность не опускалась ниже разметочной линии.
5. Нельзя руками проверять остроту лезвия.
6. В перерывах в работе рубанок надо класть на бок лезвиями резца от себя.
Молодцы! Если вы будете соблюдать все эти правила, то выполните работу качественно и быстро. Также не забывайте о культуре на рабочем месте.
Далее объясняю, что прежде чем приступить к строительству модели корабля, необходимо познакомиться с тем, что подразумевается в судостроении под корпусом корабля.
Корпус судна представляет собой удлиненное тело, ограниченное сверху, снизу и с бортов кривыми поверхностями – верхней палубой, днищем и бортами, которым придается обтекаемая форма, обеспечивающая наименьшее сопротивление воды и воздуха движению судна. Эти поверхности представляют собой поверхности сложной кривизны, которые невозможно совместить с плоскостью.
Практическая работа.
Показываю приемы разметки, строгания. Дежурные раздают заготовки, шаблоны, линейки и карандаши.
Перед началом строгальных работ проверяю у каждого обучающегося правильность разметки и лишь тогда выдаю рубанки и разрешаю приступать к работе.
В ходе занятия смотрю на правильность выполнения работы, соблюдение техники безопасности, культуру рабочего места. Ведется индивидуальная работа с детьми.
Рефлексия.
Каждому обучающемуся выдаю листочки с рисунком корабля. Нужно раскрасить флаг в определенный цвет, который выберет для себя каждый.
Провожу анализ выполненной работы, указывая на допущенные ошибки.
Уборка рабочих мест.
Каждый обучающийся убирает инструмент, заготовку.
Дежурные убирают мастерскую.
Приложение к занятию 1.
Приложение к занятию 1.
Изготовление корпуса корабля.
Занятие №2
Тема: «Изготовление корпуса модели корабля: обработка бортов».
Цель: обработать борта под нужную форму.
Задачи: 1. научиться обрабатывать борта с помощью рубанка, напильника и наждачной бумаги;
2. познакомить с теоретическим чертежом судна и с приемами обработки бортов модели;
3.развивать умения и навыки в выполнении корпуса модели;
4.развивать самостоятельность в работе;
5.воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки.
Форма занятия: объяснение
Материалы и оборудование: заготовка, рубанки, напильники, наждачная бумага, компьютер.
Объект: модель корабля
План занятия:
1.Организационный момент:
–контроль посещаемости;
- проверка готовности обучающихся к занятию.
2. Основной этап:
2.1. Сообщение новой темы:
-беседа,
-работа с наглядным материалом: модель, ноутбук.
2.2.Закрепление пройденного материала:
- практическая работа;
- анализ выполненных работ.
3.Рефлексия.
4. Уборка рабочих мест.
Ход занятия.
-Ребята, на прошлом занятии мы начали изготовление корпуса модели корабля. Давайте вспомним, какие столярные операции мы выполняли.
Ответы ребят.
-Правильно, а сейчас посмотрим на чертежи в компьютере.
На теоретическом чертеже показаны три очертания (контуры) корпуса судна, три вида:
1) вид сбоку; 2)вид сверху; 3) вид с кормы.
Эти виды на теоретическом чертеже принято называть проекциями. Проекцию корпуса судна на диаметрическую плоскость называют боком, на плоскость конструктивной ватерлинии – полуширотой и, наконец, на плоскость мидель-шпангоута – корпусом.
На каждой из этих проекций изображают не только соответствующие очертания корпуса в различных его местах по длине, ширине и высоте; эти очертания называют сечениями корпуса. Каждое сечение показывает контур корпуса в том месте. Где мы мысленно разрезаем его.
Линии, изображающие контуры корпуса, полученные путем сечения вертикальными плоскостями, перпендикулярными диаметрической плоскости, называют теоретическими шпангоутами.
-Ребята, а что такое шпангоуты?
-Шпангоуты – это «ребра» корабля.
Линии, изображающие контуры корпуса, полученные путем сечения вертикальными плоскостями, параллельными диаметрической плоскости, называют батоксами.
И наконец, линии, изображающие контуры корпуса, полученные путем сечения горизонтальными плоскостями, называют ватерлиниями.
-Ребята, посмотрите на чертежи в компьютере и покажите линии, которые будут на вашей модели (шпангоуты, батоксы, ватерлинии).
Показываю наглядно на модели, выполненной в прошлом году, записываю на доске новые слова, обращаю внимание, чтобы дети запомнили.
Благодаря симметрии корпуса судна относительно ДП на полушироте обычно вычерчивают ватерлинии только левого борта, а теоретические шпангоуты изображают на корпусе только на одном борту; при этом обводы носовых шпангоутов вычерчивают справа от ДП, а обводы кормовых шпангоутов – слева от нее.
Практическая работа.
А сейчас переходим непосредственно к изготовлению модели. Показываю приемы обработки древесины. Как и при обработке бока, сначала выполняем разметочные работы: проводим осевую линию по всему периметру, затем по шаблону палубы и днища вычерчивают очертания палубы и днища. Лишнюю древесину убираем с помощью рубанка. После того как вся лишняя древесина будет удалена, борта корабля ошкуриваем напильником и наждачной бумагой разного вида. Предупреждаю ребят о том, что очень важно следить, чтобы не выйти за линии разметки.
Дальнейший ход занятия протекает по следующей схеме: каждую поделку рассматриваю и назвав фамилию исполнителя в зависимости от качества выполнения предыдущей работы разрешаю или не разрешаю начать новую работу. Если имеются недостатки и ошибки, сообщаю всем ребятам и прошу исполнителя объяснить как он будет их исправлять.
Затем напоминаю о соблюдении правил техники безопасности при работе с инструментом.
Дежурные выдают заготовки, инструмент. Ребята приступают к выполнению работы. В ходе занятия помогаю ребятам советом, показываю, как лучше выполнить работу. В основном ведется индивидуальная работа.
Физкультминутка.
Во время практической работы, когда вижу, что ребята устали от физической работы, устраиваю небольшую шуточную викторину «Замысловатые вопросы».
1. Почему человек назад оглядывается?
2. Что надо сделать, чтобы четыре парня остались в одном сапоге?
3. Какой самый короткий месяц в году?
4. Каким гребнем голову не расчешешь?
5. Под чем заяц лежит?
6. Может ли петух назвать себя птицей?
7. Где вода столбом стоит?
8. Чем до неба докинешь?
9. По чему поезд ходит?
10. Какую цепь нельзя поднять?
11. Из какой посуды не едят?
12. У кого есть шапка без головы, нога без сапога?
13. Что можно увидеть с закрытыми глазами?
14. Под каким деревом сидит заяц в лесу во время дождя?
15. Когда человек стоит на часах?
16. Чем оканчивается день и ночь?
17. Почему захочешь спать, идёшь на кровать?
18. Какой колокольчик не звенит?
19. Что в горшок кидают перед тем, как варят в нём еду?
20. Когда человек бывает деревом?
21. Как сорвать ветку, чтобы не спугнуть птицу?
После отдыха, ребята продолжают работу.
Рефлексия.
По окончании работы подвожу итог занятия, хвалю ребят, хорошо выполнивших работу, и указываю на ошибки, допущенные в работе.
Уборка помещения.
Приложение к занятию 2
Процесс изготовления корпуса корабля
Приложение к занятию 2
Обработка бортов модели корабля
Занятие №3
Тема: «Изготовление контура надводной части корабля».
Цель: научить приемам изготовления надводной части корабля.
Задачи: 1. повторить правила пользования лобзиком, выпилить контур надводной части корабля;
2.научить экономно расходовать фанеру.
3. воспитывать культуру рабочего места.
Форма занятия: объяснение
Материалы и оборудование: фанера, шаблоны, лобзик, карандаш, напильники, наждачная бумага.
Объект: надводная часть модели.
План занятия:
1.Организационный момент:
–контроль посещаемости;
- проверка готовности обучающихся к занятию.
2. Основной этап:
2.1. Сообщение новой темы:
-беседа,
-работа с наглядным материалом: модель, ноутбук.
2.2.Закрепление пройденного материала:
- практическая работа;
- анализ выполненных работ.
3.Рефлексия.
4. Уборка рабочих мест.
Ход занятия.
-Ребята, мы полностью изготовили корпус модели корабля и сегодня приступаем к выполнению надстройки.
-Скажите пожалуйста, что такое надстройка корабля. (Ответы детей).
Перед вами три разные модели, изготовленные ребятами прошлых лет.
У всех трех моделей надстройки контурные. Они выпиливаются из двух-трех-миллиметрового материала - фанеры, полистирола, картона и т. д. Но, чтобы модели выглядели более объемными, на основной материал надстройки с каждой стороны наклейте отдельные дополнительные детали из более тонкого материала (1-2 мм). Они заштрихованы на рисунке. А такие детали, как спасательные шлюпки и башни главного калибра, сделайте из материала потолще и придайте им выпуклую форму. Для колпака антенны радиолокатора возьмите шарик от пинг-понга. Грузовые стрелы г. с. и п. с. выполните из проволоки; оттяжки, топенанты и висячие антенны - из толстых катушечных ниток черного цвета, штыревые антенны в. к. и п. с. - из тонкой стальной проволоки. Словом, немного фантазии - и ваша модель будет иметь объемный вид.
Сейчас каждый из вас определится, какую надстройку будет выполнять и повторим правила выполнения данной операции.
1. Шаблон надстройки размещаем на фанере вдоль волокон. При этом не забываем об экономном расходовании материала.
2. Острым карандашом обводим контуры модели. Кто не сможет удержать рукой, можно воспользоваться гвоздями.
3. Выпиливаем контуры модели лобзиком, не забывая о правилах ТБ при выпиливании.
4. Зачищаем всю надводную часть напильником и наждачной бумагой.
Показываю наглядно всю последовательность выполнения работы.
Дежурные выдают заготовки, шаблоны, инструмент. Ребята приступают к выполнению практической работы. В ходе занятия, помогаю правильно выполнять работу. Организована взаимопомощь.
Физкультминутка.
Цель
-Проведение упражнений направленных на улучшение мозгового кровообращения, снижение зрительного утомления и статического напряжения мышц спины.
«Росток». Уверенно встать на всю стопу, сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, потянуться как можно выше, не отрывая пятки от пола, вернуться в и.п. Повторить 3 раза.
«Гибкая
шея». И.п.: сидя или стоя. 1 – руки за голову; локти
развести широко, голову наклонить назад; 2 – локти вперед; 3–4 – руки
расслабленно вниз, голову наклонить вперед.
Темп медленный. Повторить 3 раза.
«Наклоны».
И.п.: сидя, откинувшись на спинку парты.
Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке парты, выдох. Повторить 5 раз.
«Непоседа». И.п.: руки на краю парты, встать, один хлопок перед грудью, сесть. Встать, два хлопка перед грудью, сесть. Встать, три хлопка перед грудью, сесть. Повторить 5 раз, чередуя количество хлопков.
Рефлексия.
Итак, ребята, давайте вспомним из каких основных деталей состоит наша модель?
- Корпус и надстройка.
- Из какого материала мы выполнили корпус?
- Из древесины.
- Из какого материала выполнена надстройка?
- Из фанеры.
- Какие операции нам нужно выполнить, чтоб модель была готова?
- Изготовить винт, кронштейн, руль, закрепить резинку, покрасить и соединить все детали.
Молодцы, вы сегодня все хорошо поработали, с поставленной задачей справились.
Уборка мастерской.
Приложение к занятию 3
Виды контурных моделей корабля
Приложение к занятию 3
Изготовление надстройки модели корабля
Занятие №4
Тема: «Покраска корпуса, контура надводной части корабля».
Цель: покрасить модель.
Задачи:
a. На примере окружающей нас действительности показать в каких случаях, где, когда и как применяются те или иные красители (гуашь, акварель, эмаль, масло, синтетические краски, лаки, нитролаки и т.д.
b. Показать технику, а также последовательность покрытия поверхности модели.
Форма: индивидуальная практическая работа по изготовлению модели: работа с краской, кистью.
Материалы и оборудование: специально подготовленное место (стол с покрытием), краска, кисти, халаты, ветошь, растворитель.
Объект: модель
План занятия:
1. Организационный момент:
– контроль посещаемости;
- проверка готовности обучающихся к занятию.
2. Основной этап:
2.1. Сообщение новой темы:
- беседа,
- работа с наглядным материалом: модели.
2.2.Закрепление пройденного материала:
- практическая работа;
- анализ выполненных работ.
3. Рефлексия.
4. Уборка рабочих мест.
Ход занятия.
-Ребята, как выдумаете для чего используются краски?
Рассказываю о назначении красок и лаков. Краски и лаки придают модели красивый внешний вид и защищают ее от воздействия воды.
-Какие виды лаков и красок вы знаете?
-Все лакокрасочные покрытия делятся на прозрачные и непрозрачные. Первые покрытия образуют лакокрасочные материалы, пленка которых просвечивает (лаки масляно-смоляные, спиртовые, нитролаки, политура). Вторые образуют материалы, пленка которых не просвечивает (масляные и эмалевые краски, нитроэмали).
К отделочным материалам, применяемым при прозрачных и непрозрачных покрытиях, относятся олифы, красители, масляные и эмалевые краски, нитролаки, спиртовые и масляные лаки.
В судомоделировании можно применять практически все перечисленные лаки и краски. Рассказываю как надо наносить нитрокраску: кисть должна быть наклонена под углом примерно 45 градусов к окрашиваемой поверхности. Наносить краску следует тонким слоем, тщательно распределять ее, как бы втирая нажимом кисти. Приступать к нанесению второго слоя краски, пока совершенно не высохнет первый, нельзя.
Методические рекомендации: для наглядности и создания интереса у ребят надо показать окрашенные поверхности, а также важно показать модель, которая покрашена с нарушением техники и технологического процесса при покраске данной модели. Принцип – делайте правильно, и нет проблем. Я уверена, что после того как обратить внимание ребят на окрашенные поверхности и рассказать о красках и красителях, они совершенно другими глазами будут смотреть на окружающий их мир. Думаю, нет необходимости подробно рассказывать о химическом составе красителей, стоит лишь остановиться на краткой характеристике красок и их применении, их совместимости с другими красками, а также подборке колера и использовании растворителей. Саму краску, кисти и сопутствующие материалы педагог должен приготовить заранее, так чтобы в период занятия не терять времени на подготовительный процесс и тем самым выиграть время на объяснение и технологию покрытия краской модели. Очень важно показать ребятам технику и последовательность окрашивания модели, важной задачей является усвоение детьми данной темы, так как эти умения и навыки и могут пригодиться им в дальнейшей жизни.
Так как педагог ограничен во времени, а при изготовлении и окрашивании модели очень важно не только правильность и аккуратность, но и качество и эстетичность данного изделия, рекомендуется окрашивать модель быстровысыхающими красителями. Для этого применяются нитрокрасители типа НЦ. И при тройном покрытии краской она приобретает законченный и эстетический вид.
Следует обратить внимание ребят на назначение и вид модели, чтоб правильно выбрать цвета.
Военный
корабль: мачта от дымоотводов вверх и
ватерлиния - черные; палуба - темно-пепельная; колпак радиолокационной антенны
- оливковый; все остальные части - серые; спасательные шлюпки - темно-голубые с
оранжевыми полосами.
Пассажирское судно: корпус - нижняя часть - черного цвета с белой
полосой; верхняя часть, надстройки, спасательные шлюпки (верхняя часть бортов
оранжевая) - белые; мачты, грузовые краны - кремовые; ватерлиния, палубы -
зеленые; дымовая труба - желтая.
Грузовое судно: корпус, надстройки - белые; палубы - зеленые;
ватерлиния - красная; мачты, гики – светло-серые; якоря - черные; полоса на
корпусе по линии палубы - голубая.
Следует учесть, что мы имеем дело с разновозрастным, разноуровневым и многонациональным контингентом ребят, а также, что все операции по изготовлению деталей выполняются не по команде, а индивидуально, то к моменту покраски модели не все (10-15 человек) готовы к покраске, некоторые занимаются доработкой модели. И если даже взять идеальный вариант, что все готовы к покраске, естественно сразу посадить за покрасочный стол такое количество затруднительно, я рекомендую условно разбить ребят на две группы: одна для покраски модели, вторая устанавливает на модель крепления для надводной части. Потом эти группы меняются между собой местами, т.е. без суеты и с максимальным использованием отведенного для этого времени. Можно использовать помощь детей- стажеров, которые быстро и успешно выполнили задания - они могут помочь другим ребятам. Важно распределить работу и ребят так, чтобы цели и задачи, поставленные перед педагогом на данное занятие были полностью выполнены.
Во время практической работы проводится музыкальная видео физкультминутка.
Подводя итоги обратить внимание на типичные ошибки, промахи и кратко проанализировать деятельность каждого подростка. Сделать общий вывод, похвалить ребят за усердие, старания и доброжелательность в работе.
Приложение к занятию 4
Покраска корпуса и надстройки модели
Занятие №5
Тема: «Изготовление винтомоторной группы».
Цель: изготовить и установить детали винтомоторной группы на модели.
Задачи: 1.познакомить ребят с применением на кораблях и судах двигателями и движителями и приемами изготовления кронштейна и гребного винта катера.
Форма занятия: объяснение с практической работой
Материалы и оборудование: жесть толщиной 0,8 – 1,2 мм, ножницы, шило. Надфили, травленая соляная кислота, припой, стальная проволока, мелкие гвозди, шаблоны кронштейна и винта.
Объект: модель.
План занятия:
1. Организационный момент:
–контроль посещаемости;
- проверка готовности обучающихся к занятию.
2. Основной этап:
2.1. Сообщение новой темы:
-беседа,
-работа с наглядным материалом: модели прошлых лет, чертежи.
2.2.Закрепление пройденного материала:
- практическая работа;
- анализ выполненных работ.
3.Рефлексия.
4. Уборка рабочих мест.
Ход занятия.
-Ребята, сегодня у нас очень ответственная работа. Мы должны изготовить все детали винтомоторной группы. Показываю на готовой модели детали, ребята называют их.
-Винт, кронштейн, руль.
-С помощью чего двигается судно?
Перемещение судна на воде происходит под действием упорного давления (т.е. упора), создаваемого работой судового движителя – гребного винта, гребного колеса, крыльчатого движителя, приводимого в движение главным судовым двигателем.
Главный судовой двигатель – это агрегат, создающий необходимую мощность, которая с помощью движителя обеспечивает судну заданную скорость.
Движитель – это устройство, преобразующее энергию вращения двигателя в упор, приложенный к судну.
Передача мощности от главного двигателя к движителю осуществляется с помощью валопровода. Среди судовых движителей наибольшее распространение получили гребные винты.
Гребной винт имеет от 2 до 6 лопастей (чаще 3-5), установленных радиально на ступице. Поверхности лопастей, обращенные в нос судна, называют засасывающими, обращенные в корму – нагнетающими.
-Какими характеристиками должен обладать винт?
- Диаметр, дисковое отношение, шаг винта.
- Покажите на модели винтомоторную группу.
Гребной винт, носовой кронштейн резиномотора, крючок с отогнутым фиксатором, позволяющий при выдвижении вперед заводить резиновый жгут с помощью дрели прямо на модели, жгут резиномотора, силовая балка двигателя, задний кронштей резиномотора, боковой руль, основной центральный руль.
Устройство резинового мотора, руля и гребного винта плавающих моделей.
Резиномоторы для моделей кораблей.
Двигатели для моделей подразделяются на тепловые, электрические и механические. Самые доступные для самостоятельного изготовления — резиномоторы, пружинные двигатели и гиромоторы.
К ним можно отнести и тепловой водореактивный пульсирующий двигатель, который чаще всего ставится на маленькие модели — игрушки.
Работа двигателя необходима для действия движителя, например гребного винта.
Режим работы двигателя и движителя согласуют с помощью редуктора, передающего посредством шестеренок или червячных колес вращение вала двигателя на гребной вал.
Иногда можно обойтись без редуктора.
Как изготовить резиномотор.
Закрученный пучок резиновых лент или нитей (жгут) обеспечивает запас механической энергии, достаточный для пробега небольшой моделью нескольких десятков метров. Жгут делают с двумя ушками, одно из которых служит для крепления к корпусу модели, а второе для соединения с гребным валом модели.
Резиномотор делается из специальной резины в виде лент с сечением 1X4; 2X2 мм или круглой диаметром 1 мм. Хорошие сорта резины допускают растяжение в 8—9 раз по сравнению с первоначальной длиной. При этом остаточная деформация (необратимое удлинение) будет не более 10—15%. Мощность и продолжительность работы резиномотора зависит от сорта резины, длины и толщины резинового пучка.
А — заводка резинового двигателя дрелью; Б — самодельная ручка.
Технология изготовления резиномотора несложная. В доску на расстояний, равном длине жгута, вбивают два гвоздя и на них, не натягивая, наматывают резиновую нить или ленту. При этом необходимо следить, чтобы она не закручивалась и не провисала. Не снимая с гвоздя, каждый конец резины завязывают морским прямым узлом, а излишек отрезают.
Затем места, где нужно сделать ушки жгута, обматывают (оклетневывают) в растянутом состоянии толстой ниткой, изоляционной лентой или узкими полосочками, нарезанными из ленты лейкопластыря. Оклетневанный участок жгута складывают вдвое, снова огибают вокруг гвоздя и обматывают шейку ушка. Размеры ушка должны быть минимальными.
Чем больше будет закручен жгут, тем сильнее мотор и тем дальше уплывет модель. Однако чрезмерное закручивание может привести к обрыву нитей. Чтобы этого не случилось, нужно знать, на сколько оборотов следует закручивать жгут резиномотора. Это можно примерно рассчитать по формуле, которой пользуются моделисты:
где п — число оборотов свободного конца жгута;
4,15 — постоянный коэффициент;
L — длина жгута резиномотора в см;
S — общее поперечное сечение резины (всех нитей) в см2.
Число оборотов (п в зависимости от величин S и L) можно определить по таблице 6.
Поперечное сечение одной резиновой ленты 2X2 или 1X4 мм равно S = 0,04 см2, а круглой резины диаметром в 1мм S = 0,008 см2.
Если сорт резины не известен, а также не известно, как долго и в каких условиях она хранилась, и если нужно точно определить предельное число оборотов закрутки резиномотора (особенно перед ответственными соревнованиями), то можно пожертвовать одним жгутом — закрутить его до разрыва, за помнить полученное число оборотов при разрыве, уменьшить это число на 8—10% и полученный результат считать предельным для закрутки резиномотора.
Практическая работа
Показываю последовательность выполнения винтомоторных деталей.
1. на листе жести циркулем по металлу начертить окружность диаметром 13 мм. Затем окружность разделить на 3 равных сектора и ножницами вырезать лопасти согласно рисунку. В центре окружности просверлить отверстие диаметром 2 мм.
2. Расплющиваем один конец проволоки диаметром 2 мм, длиной 50 мм и вставляем его в отверстие винта и спаиваем винт с валом. Рваные края и заусеницы, а также места пайки зачищают напильником и наждачной бумагой. Винт будет работать лучше, если лопасти немного изогнуть так, чтобы в сечении винт был похож на крыло самолета.
3. Теперь изготавливаем кормовой кронштейн. Его изготавливают из жести. По шаблону размечаем контуры кронштейна и затем вырезаем ножницами. Используя плоскогубцы, проволоку диаметром 2,5 мм, кусачки, изготавливаем кронштейн. Изогнув его в месте прохождения оси гребного вала и сложив его пополам, кусачками плотно обжимают жесть вокруг гвоздя. Концы стоек изгибают плоскогубцами так, чтобы они плотно прилегали к днищу корабля.
4. В отогнутых концах проделывают по два отверстия под гвозди для удержания кронштейна. Крепят кронштейн на самом краю днища, развернув удлиненным концом дейдвуда в корму.
5. Из той же проволоки, из которой сделан вал винта, изготавливают носовой крючок и с помощью плоскогубцев закрепляют его в носовой части модели.
А сейчас еще раз повторим последовательность выполнения всех деталей винтомоторной группы и приступим к выполнению. (Ребята по порядку повторяют порядок выполнения)
Дети приступают к выполнению работы. В ходе практической части помогаю выполнять работу, указываю на допущенные ошибки.
Рефлексия.
Молодцы! Все прекрасно справились с заданием.
Я хочу спросить вас, что нового узнали на занятии? Чем запомнилось занятие?
Ответ детей.
Уборка помещения.
Приложение к занятию 5.
Изготовление и установка резиномоторной группы
Занятие №6
Тема: «Изготовление подставки (кильблока)».
Цель: научить приемам изготовления подставки.
Задачи: 1. познакомить детей с видами гражданских и военных кораблей, их хранением;
2. познакомить с приемами изготовления подставки;
3. развивать умения и навыки в изготовлении подставки;
4. воспитывать бережное отношение к инструменту.
Форма занятия: практическая работа
Материалы и оборудование: фанера, лобзик, наждачная бумага, шаблоны, карандаши.
Объект: подставка для модели
План занятия:
1. Организационный момент:
–контроль посещаемости;
- проверка готовности обучающихся к занятию.
2. Основной этап:
2.1. Сообщение новой темы:
-беседа,
-работа с наглядным материалом: модель, ноутбук.
2.2.Закрепление пройденного материала:
- практическая работа;
- анализ выполненных работ.
3.Рефлексия.
4. Уборка рабочих мест.
Ход занятия.
-Ребята, наши модели почти готовы и совсем скоро будут организованы соревнования между группами обучающихся, каждый из вас представит свою модель на соревнованиях.
Сейчас давайте вспомним, какие виды кораблей вы знаете.
-Гражданские и военные.
Гражданские катера подразделяются на катера общего назначения, катера спецслужб (санитарные, полицейские, почтовые), и прогулочные, пассажирские, транспортные и т.д.
Вы выбрали боевые корабли. Кто скажет, на какие три класса можно подразделить боевые корабли?
-Торпедные, противолодочные, артиллерийские. Кроме того, в группу артиллерийских катеров входят ракетные и сторожевые (патрульные) катера. Давайте посмотрим на компьютере эти корабли.
-Как вы думаете, для каких целей служат эти катера? (Ответы детей)
-Ребята, а как вы думаете, где стоят и как хранятся корабли и суда.
Установка и хранение катеров и шлюпок на кораблях и судах осуществляют на так называемых ростр-блоках. Ростр-блоки – деревянные или металлические опоры, у которых опорная часть выполнена по форме обвода днища корабля и обита мягкой войлочной подушкой, обшитой парусиной. Ростр-блоки устанавливают прямо на палубах или на рострах – полубимсах, опирающихся одним концом на рубку, а другим – на стойку у борта, или на шлюпбалках с-образной формы.
В судомоделировании применяется множество различных видов киль - блоков или подставок, однако цель у них одна – обеспечение удобства и большую устойчивость модели при хранении.
Показываю различные готовые подставки для катера и объясняю как ее сделать.
1. На листе фанеры обвести по шаблону 2 детали карандашом.
2. Выпиливаем лобзиком детали.
3. Зачищаем напильником и наждачной бумагой детали.
4. В центре опоры проделываем квадратное отверстие 6х6 мм.
5. Между собой опоры соединяем с помощью рейки длиной 100 мм, с поперечным сечением 7х7 мм.
А сейчас вспомним приемы выпиливания лобзиком. (каждый ребенок говорит по одному правилу). При выпиливании не забывайте пользоваться специальным приспособлением, которое мы называем «ласточкин хвост».
Практическая часть.
В ходе работы слежу за соблюдением правил техники безопасности при работе с лобзиком. Показываю ошибки, допущенные в работе и способы их исправить.
Рефлексия.
Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с сегодняшней работой. Теперь ваши корабли будут надежно храниться и в ходе соревнований будут выглядеть эстетично.
-Вспомним, как по морскому можно назвать подставку?
-Кильблок. Запомните это понятие и называйте по - морски.
Уборка мастерской.
Каждый убирает свое рабочее место, инструмент, подставку. Дежурные убирают мастерскую.
Приложение к занятию 6
Изготовление подставки
Занятие №7
Тема: «Испытание и регулировка модели на воде».
Цель: научить регулировать и запускать модель на воде.
Задачи: . ознакомить обучающихся с запуском надводных моделей;
2. привить умения и навыки в регулировании и запуске надводных моделей.
3. воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
Тип занятия: Первичное закрепление новых знаний, применение их на практике.
Материалы и оборудование: модели, бассейн с водой.
Объект: модель
План занятия:
1. Организационный момент:
–контроль посещаемости;
- проверка готовности обучающихся к занятию.
2. Основной этап:
2.1. Сообщение новой темы:
-беседа,
-работа с наглядным материалом: модель, ноутбук.
2.2.Закрепление пройденного материала:
- практическая работа;
- анализ выполненных работ.
3. Рефлексия.
Ход занятия.
-Ребята, сегодня на занятии мы будем учиться регулировать и запускать наши модели.
-Скажите, за счет чего наша модель будет двигаться в воде?
Модель, как уже говорилось, идет под действием винта и контрпропеллера.
(Показываю как следует регулировать и запускать модель, чтобы она ходила точно по курсу.)
Благодаря
их взаимодействию увеличивается тяга винта, а значит, и скорость модели.
Стабилизатор, укрепленный на пере руля, выполняет вместе с ним роль
спрямляющего аппарата. Это тоже увеличивает скорость хода.
Контрпропеллер состоит из ступицы и пяти впаянных в нее лопастей. Он надевается
на дейдвудную трубу так, чтобы мог на ней свободно, но без люфта вращаться.
Дейдвудная труба припаивается к кронштейну гребного вала. Точками А, В и С на
чертежах обозначены места сопряжения этих деталей.
Лопасти винта и контрпропеллера должны быть загнуты в противоположные стороны.
Причем для получения наилучшего эффекта угол закрутки лопастей контропропеллера
"бетта" раза в два должен быть меньше угла закрутки лопастей винта"алфа".
В корме модели сделайте пропил по толщине кронштейна и пера руля и вклейте их в
него. В носовой части таким же способом установите кронштейн с крючком для
резиномотора.
Собранную и загрунтованную модель испытайте на воде. Проследите, чтобы осадка носом и кормой была примерно одинаковой (без дифферента) и модель не кренилась на борт. В случае дифферента на корму увеличьте вес балласта на носовом кронштейне, а при дифференте на нос - увеличьте балласт на корме. Отметьте уровень погружения на борту карандашом и наклейте по этой линии узкую полоску тонкого полистирола или целлулоида. Это ватерлиния.
Перед запуском катера делаем наружный осмотр: осматриваем винт и проверяем на один ли угол отогнуты его лопасти, не задевают ли лопасти за кронштейн. Затем завидим резиномотор. Эту операцию делают два человека: запускающий держит модель носом к себе, заводящий снимает резиномотор с крючка гребного вала, надевает на крючок дрели и делает 5-7 оборотов (при этом резиномотор должен быть закручен на 25-35 оборотов) затем заводящий снимает резиномотор с крючка и надевает его на крючок гребного вала.
Запускающий правой рукой удерживает винт от вращения, а в левой держит модель, погружает модель в воду до ватерлинии, ориентирует по курсу и плавно отпускает винт.
Если
на ходу модель кренится, например, на левый борт, отогните на небольшой угол
одну лопасть стабилизатора вниз, а другую - вверх, а также верхнюю часть
лопасти пера руля влево, а нижнюю - вправо. Делайте это постепенно до полного
исчезновения крена. В этом случае спрямляющий аппарат будет как бы неподвижным
контрпропеллером. Чем выше скорость модели, тем больше угол закрутки лопастей.
Если настроенная модель идет, например, вправо, отогните на небольшой угол
влево перо руля со стабилизатором. Делайте это круглогубцами по линии K1Д1,
осторожно, чтобы не сломать руль.
Практическая работа.
Регулирую одну модель, а затем предлагаю моделистам самим начать регулировку своих моделей. Во время регулировочных работ и запусков моделей помогаю каждому ребенку.
Рефлексия.
Молодцы, ребята! Вы все прекрасно справились с заданием. Впереди у нас соревнования и я желаю каждому из вас пусть маленькой, но очень заслуженной победы.
Приложение к занятию 7
Регулировка модели перед запуском
Занятие №8
Тема: «Проведение соревнований контурных моделей
на резинодвигателе».
Цель: привить обучающимся спортивные качества.
Задачи:
1. Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей,
2. Формирование основы для совершенствования навыков изготовления и запуска моделей.
Форма занятия: соревнование
Тип занятия: групповой
Материалы и оборудование: модели кораблей, бассейн, наполненный водой, дрель для резиномотора.
План занятия:
1. Организационный момент:
-контроль посещаемости (Педагог проверяет присутствующих),
- проверка готовности обучающихся к соревнованиям (делаю замечания по форме одежды, если есть, т.к. обучающиеся должны были прийти в футболках с маленьким рукавом, чтобы не замочить рукава в воде, по готовности моделей)
2. Основной этап:
Объявляю о начале соревнований.
-Ребята, вы сегодня впервые становитесь спортсменами в таком виде спорта, как судомоделирование. У нас две команды спортсменов, нужно выбрать капитана каждой команды и дать наименование командам. Желательно, чтобы название отражало морскую тематику. Сейчас я попрошу капитанов команд построить команды по ранжиру по обе стороны бассейна фронтом к акватории. Команды поприветствуйте друг друга. Порядок приветствия: капитан команды делает полшага вперед и, повернувшись вполоборота к строю командует: «Смирно! Команде… наш…» Кружковцы, находящиеся в строю, продолжают фразу и дружно произносят: «Привет!» затем приветствует другая команда.
Под Гимн России капитаны поднимают флаг. Дается старт к соревнованиям.
Соревнования будут проведены на командное первенство. Представляю судей соревнований.
Правила проведения соревнований.
По жеребъевке стартует одна из команд первой. Вторая команда выходит на старт после завершения первого запуска каждым членом экипажа первой команды. Каждому участнику дается минута на подготовку модели к запуску. Когда участник будет готов к запуску, он громко говорит «Готов», судья на финише после каждого заплыва модели объявляет количество очков и фиксирует в протоколе.
В ходе соревнований каждой модели отводится три попытки. При этом судьи будут учитывать и поведение участников во время соревнований. За нарушение дисциплины в строю, правил поведения судьи могут дать штрафные баллы или снять нарушителя с соревнований.
После проведения соревнований, судьи суммируют количество очков (лучших) в двух заплывах и делят на количество участников.
3. Подведение итогов занятия.
Перед строем жюри объявляет итоги соревнований, указывает на недостатки и объявляет соревнования закрытыми. Команды приветствуют друг друга. Порядок приветствия аналогичен порядку приветствия перед соревнованиями. Однако слова, произносимые капитанами команд и участниками, несколько иные, а именно после слов капитана: «Команде…. Физкульт….», участники отвечают «УРА».
По окончании соревнований обе команды награждаются грамотами и призами.
4. Уборка моделей, инструмента.
Приложение к занятию 8
Протокол судомодельных соревнований.
|
Фамилия, имя участника Команда «__________________» |
1 заплыв |
2 заплыв |
3 заплыв |
Итого очков |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
Общий итог |
|
|
|
|
|
Фамилия, имя участника Команда «__________________» |
1 заплыв |
2 заплыв |
3 заплыв |
Итого очков |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
Общий итог |
|
|
|
|
Приложение к занятию 8
Модели перед соревнованиями.
Приложение №2 к занятию 8
Проведение клубных соревнований
Приложение №3
Проведение и участие в соревнованиях муниципального уровня.
Награждение участников судомодельных соревнований
Приложение №1
Участие в выставках.
Приложение № 4
Участие в областных соревнованиях по судомодельному спорту.
Приложение №5
Проектная деятельность
(защита проекта
«Модель старинного парусника «САНТА – МАРИЯ» 15 мая 2019г.)
Приложение 6
Презентация и пояснительная записка на электронном носителе.
Приложение 7
Защита проекта на муниципальном конкурсе по технологии
ИСТОЧНИКИ
Литература для педагогов
1. Б.В. Щетанов «Судомодельный кружок», Москва, «Просвещение», 1977г.
2. Программы для уч-ий доп.образования и общеобразовательных школ «Техническое творчество учащихся» - 1995г.
3. А.П. Журавлева, А.А.Болотина, «Начальное техническое моделирование», М.: Просвещение, 1982г.
4. А.К. Башенков, Е.В.Васильченко, А.И.Иванов, С.У.Калюга, «Трудовое обучение», М.: Просвещение, 1988 г.
5. В.А.Заворотов, «От идеи до модели», М.: Просвещение, 1982г.
6. В.П.Брагин, Н.П.Булатов,«Техническое творчество»,«Молодая гвардия»,1955
7. Г.П.Осипов, «Юные корабелы», ДОСААФ, 1976 г.
8. Г.Смирнов, «Корабли и сражения», М.: детская литература, 1987 г.
9. И.А. Бабкин, Подготовка юных судомоделистов. М. ДОСААФ 1988г.
10. Б.И.Багрянцев, П.И. Решетов , Учись морскому делу. М. ДОСААФ 1975г.
11. Б. Бонд Справочник яхтсмена. Л. Судостроение 1989г.
12. М.В Бруханов. Справочная книжка штурмана. М. Транспорт 1986г.
13. Военно-морской словарь для юношества (под ред. Грищука П.А.). М.ДОСААФ 1988г.
14. Глубинный дозор (под ред. Сорокина Ю). М. ДОСААФ 1978г.
15. Н.В.Григорьев, Д.Н.Коровельский, В.П. Леонтьев. Школа яхтенного рулевого.М. Физкультура и спорт 1967г.
16. Р.Допатка, Перепечко, Книга о судах (пер. с нем.). Л. Судостроение 1981г.
17. И. Калина Двигатели для спортивного моделизма (пер. с чешского). М. ДОСААФ 1988г.
18. Д.Н. Коровельский Буерный спорт. М. ФиС 1969г.
19. О. Курти Постройка моделей судов. Л. Судостроение 1977г.
20. Морской энциклопедический словарь (под ред. Дмитриева В.В.) Л. Судостроение 1991г.
21. Программа подготовки судомоделистов. М. Просвещение 1987
СПИСОК ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
1. Как сделать кораблик на резиномоторе https://www.youtube.com/watch?v=_KIi4iK-Ca0 дата обращения:24.04.2017].
2. Как сделать простую лодку https://www.youtube.com/watch?v=O9s0gygtAZA
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
1. Р. Хоккель., «Постройка моделей судов XVI – XVII веков», 1972г.
2. О. Курти., «Постройка моделей судов» - Энциклопедия судомоделизма, 1977 г.
3. З.Перля, «Боевые корабли», 1948 г.
4. С. Катцер, «Флот на ладони»,1980г.
5. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.