Министерство образования Московской области Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет»
(ГГТУ)
Истринский профессиональный колледж-филиал ГГТУ
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:«Значения игровых технологий в познавательной деятельности детей младшего школьного возраста» дисциплина:«Педагогика»
Выполнила:
Ледовских Надежда Сергеевна
студентка группы ПНК.17Б
по специальности 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Очной формы обучения
Руководитель:
Делекторская Людмила Георгиевна
Оценка
___________/_______________________/
___________________________________
подпись руководителя
Истра,
2017г.
Содержание
Введение 3
1.Игра,как средство познавательной деятельности младших
Школьников 5
2.Понятие игра и технология игр 13
3.Особенности применения игры в начальной школе, вклад дидактической игры в развитие познавательной деятельности 20
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Введение
В современной практике обучения очень актуальны игровые технологии. В методической литературе описано большое количество игровых сюжетов, представлены классификации, рассматривающие в основном общепедагогические аспекты игровых способов обучения. Отношение учителей к игровым технологиям неодинаково: одни используют их очень активно, считая их результативными, другие предпочитают классические формы учебного процесса.
Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение. Использование игр в обучении решает множество задач. Они развивают интерес к предмету, активизируют познавательную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения.Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребность подростков в общении. Включение в структуру урока игровых моментов может быть использовано для снятия усталости и для развития личностной свободы и раскованности ребят, особенно слабых и неуверенных в себе.
Объектом изучения курсовой работы является:познавательная деятельность учащихся при изучении нового материла на уроках.
Предмет изучения курсовой работы является:игровые технологии как одна из форм организации познавательной деятельности при изучении нового материала на уроках.
Цель курсовой работы:изучить особенности значения игровых технологий в познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.
Задачи курсовой работы:
-описать игру,как средство познавательной деятельности младших школьников;
-проанализировать понятие игра и показать необходимость игровых технологий;
-выделить особенности применения игры в начальной школе и рассмотреть какой вклад вносит дидактическая игра в развитие познавательной деятельности.
Практическая значимость курсовой работы – заключается в том,что в результате работы были описаны различные виды дидактических игр и их применение на уроках,а также выделены требования игр по активизации познавательной деятельности младших школьников поэтому учителя могут воспользоваться материалом курсовой работы в учебно-воспитательном процессе.
1.Игра,как средство познавательной деятельности младших школьников
Среди актуальных и значимых проблем дидактики всегда была и остается значимой проблема развития личности в процессе обучения. Одним из основных показателей становления личности школьника является его познавательная деятельность. Учебная деятельность в школе обязательна для каждого ребенка. Но к сожалению, осуществляется она далеко не всеми школьниками с охотой под влиянием положительной мотивации. А между тем и теорией и педагогической практикой доказано, что обучение только по принуждению не имеет той силы ни в образовании, ни в формировании личности человека, которую приобретает оно при наличии интереса к знаниям, к познавательной деятельности в школе.
Процесс и результат формирования познавательных интересов школьников связан с их активной познавательной деятельностью, с их позицией в процессе обучения. Значимость и привлекательность учебной деятельности может быть усилена включением в учебный процесс различных видов деятельности, позволяющих учителю использовать объективно привлекательные свойства предметных деятельностей и актуализировать опыт учащихся, имеющиеся у них знания, интересы, склонности[2,с.120].
Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.
Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого
материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.
Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование игр. Эффективность обучения обусловлена в данном случае взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.
Игры положительно влияют на формирование познавательной деятельности школьников.Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель всего лишь управляет учебной деятельностью.
Все проведенные за последние годы исследования о творческих, ролевых играх в своих теоретических исходных положениях опирались на идеи Ушинского К.Д., Шацкого С.Т., Крупской Н.К., Макаренко А.С., Горького А.М. об игре и ее значении. [5,с.10].
Однако создать педагогическую теорию игры, которая смогла бы решительно повлиять на массовую практику, полностью еще не удалось. Одна из существенных причин этого коренилась в том, что главные звенья педагогической теории игры: вопрос об источниках содержания игры, характерных темам детских игр, путях развития общих игровых интересов, которые служат базой для сплочения детей, – оставались нерешенными. В исследованиях об игре недостаточно были вскрыты закономерности, показывающие, какая связь существует между развитием ребенка в игровой деятельности и развитием его памяти, воображения, интересов в процессе обучения, в труде. Учителя мало ориентированы на установление связи между общим психическим развитием ребенка и его поведением в
игре.Ведущей идеей подхода является использование игр на уроках,как источника познавательной деятельности младших школьников и средства формирования коммуникативных и познавательных способностей учащихся.
Если исходить из того, что формирование коммуникативных способностей является одной из целей обучения, то наиболее эффективным использование игр на уроках будет при следующих условиях:если дидактическая игра будет применяться как для организации учебной, так и внеурочной деятельности учащихся;если будут использоваться различные виды игр в зависимости от возрастов учащихся (от наиболее простых – на начальном этапе обучения, до более сложных – на старших ступенях обучении);если игры будут включены в различные этапы урока (предъявление нового материала, закрепление, отработка лексики и т. д.).
Системное применение игр на уроках позволяет, учитывая возрастные особенности,индивидуальные качества личности: вызвать интерес, положительные эмоции, которые создают эмоционально-ценностное поле жизнедеятельности коллектива и личности;снять у детей страх допустить ошибки, проверить себя, свои силы и возможности в овладении языком;поможет развить такие качества личности, как творчество, самостоятельность, инициативность, толерантность.
Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. А это является хорошим стимулом к овладению языком[9,с.24].
Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения
удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил. Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни.
Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные...
Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.
Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:
· игры по сенсорному воспитанию,
· словесные игры,
· игры по ознакомлению с природой,
· по формированию математических представлений и др.
Иногда игры соотносятся с материалом:
· игры с дидактическими игрушками,
· настольно-печатные игры,
· словесные игры,
· псевдосюжетные игры.
Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр[11].
-Игры-путешествия-имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое—через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия — усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.
Игра-путешествие игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть "зовущие слова", вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в
сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое. Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия — форма прямого обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным. Иногда игру-путешествие отождествляют с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели. Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: "Помоги Буратино расставить знаки препинания", "Проверь домашнее задание у Незнайки".
Игры-предположения "Что было бы ..?" или "Что бы я сделал...", "Кем бы хотел быть и почему?", "Кого бы выбрал в друзья?" и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация,
требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии "Что было бы ..?" или "Что бы я сделал...". Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения
соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: "Кто быстрее сообразит?".
-Игры-загадки- возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры - загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться - доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения .
-Игры-беседы (диалоги)- воснове игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра - беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета - темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит "на поверхности": его нужно найти, добыть - сделать открытие и в результате что - то узнать .
Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.
Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в "чистом" виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др[5,с.29].
Основное внимание при разработке методик обучения должно быть обращено на условия и методы:
- четкого определения целей функционирования учебного процесса и каждого его этапа;
- учета и реализации специфики психологических механизмов функционирования учебной познавательной деятельности и в этой связи взаимодействия деятельностей обучающего и обучаемых (методов, средств и организационных форм обучения);
- согласования специфики психологических механизмов усвоения знаний со спецификой познавательных задач различного типа, способов подачи и усвоения учебной информации, педагогическими возможностями различных информационных структур управления в системе «преподаватель -учащийся», методов и организационных форм обучения[4,с.115].
2.Понятие игра и технология игр
Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.
Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:
Развитие познавательной деятельности ребёнка ;
Развитие эмоционально- волевой сферы;
Обогащение представлений об окружающем мире;
Формирование коммуникативных навыков;
Формирование культурного поведения;
Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций[11,с.88].
Каждый вид игры выполняет определённые функции:
1. Дидактические игры – одно из средств познавательной деятельности школьника с нарушением интеллекта. Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.
2. В сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ученик познаёт мир и усваивает общественный
опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание трудиться, а также моральные качества, обогащается речевой запас.
3. Театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога режиссирования, а от ребёнка – проговаривания реплик.
4. Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, т.к. большинство таких детей имеют двигательные нарушения.
5. Для детей с нарушением интеллекта конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных предметов. В ходе конструктивных игр ребят развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика.
Наиболее важные функции игры:
1 – Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие.
Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей.
2 –Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено.
3–Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.
4 –Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.
5–Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком.
6–Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.
7–Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка.
Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы её включали в учебный и во вне учебный процессы, ибо она хранит и передаёт по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений[3,с.19].
Для успешного обучения и воспитания необходимо пробудить интерес к учебным занятиям, мобилизовать внимание и переключение с одного вида деятельности на другой,активизировать деятельность через игры (познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные, конструктивные и др.). Несмотря на такое разнообразие игр, практически любая игра носит познавательный характер. Особое внимание хочется обратить на вид игры, ориентированный на обучение.
В научной литературе игры детей дошкольного и младшего школьного возраста принято называть дидактическими или познавательными, игры детей старшего возраста –интеллектуальными.
Понятие «познавательные» распространяется практически на все типы детских игр. Термин «дидактические» правомерен по отношению к играм, целенаправленно включаемым в раздел дидактики (теории и методики обучения). Такие определения, как «обучающие», «учебные», «предметные» (имеются в виду игры по учебным предметам –
математические, исторические, географические, биологические и другие), входят в понятие «дидактические» .
Какие бы формы игры не были избраны, они должны отвечать следующим требованиям:
1). Игра должна содействовать сплочению коллектива.
2). Иметь познавательное значение.
3). Активизировать общественную деятельность учащихся.
4). Обеспечивать мыслительную активность участников игры.
5). Создавать условия для детского творчества.
6). Соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».
При проведении игры педагогу необходимо помнить, что игра должна исключить даже малейшую возможность риска, угрожающую здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из неё трудные правила (если это подвижные игры), выполнить которые нелегко[8,с.10].
Некоторые игры требуют наличия инвентаря, различных предметов и атрибутов. Необходимо следить за их пригодностью. Вещи и предметы, используемые в игре, должны быть безопасны, удобны для детей и гигиеничны.
Игра не должна быть слишком азартной, унижать достоинство играющих. Ребята должны понимать смысл и содержание игры, её правила и операции, знать точный перевод терминов и понятий, усвоить идею каждой игровой роли.
Кроме того, игра по своему содержанию должна быть педагогична, её выбор зависит также и от возраста играющих, их физического развития и кругозора.Конец игры должен быть результативным – победа, поражение или ничья («Победила дружба»). Он должен быть ярким, эмоциональным, содержательным.
Нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных очков, баллов или оценкой.
Игра требует столь же внимательного отношения к себе, как и другие средства воздействия на ребят с отклонениями развития, например, труд и другие предметы.
Организуя познавательную игру, не стоит забывать и о зрителях (болельщиках)[7,с.34].
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры. В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой
ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.
Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.
Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей
бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю[6,с.113].
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематическое их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы
игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основном содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.
Концептуальные основы игровых технологий:
- Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, само регуляции, самореализации.
- Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности .
- Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок .
- Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" .
- Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
- Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
- В возрастной периодизации детей особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой
ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования[13].
Игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра дает возможность робким,неуверенным в себе учащимся проявить себя.
3. Особенности применения игры в начальной школе,вклад дидактической игры в развитие познавательной деятельности
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, - дидактическая игра. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся с целью повышения продуктивности процесса познания.
Игра занимает значительное место в первые годы обучения младших школьников. В начале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот учебный материал, без которого нельзя участвовать в игре.
Возраст младшего школьника является наиболее сензитивным периодом детства, который определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Игра в дошкольном возрасте имеет развивающее и развлекательное значение, а в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых не только доставить удовольствие, но и достичь определенную цель. Тогда игры сами по себе становятся новыми. Большое значение для детей младшего школьного возраста представляют игры в процессе обучения. Это игры, которые заставляют думать, предоставляют возможность ребенку проверить и развить свои способности, включают его в соревнования с другими учащимися. А соревнование для детей любого возраста очень велико[3,с.14].
Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и
различные мотивационные качества. Благодаря таким играм совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
В ходе игры учащиеся не заметно для себя выполняют различные упражнения, где им самостоятельно приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит школьников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества учащихся. В процессе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
При включении игр и игровых моментов в урок процесс обучения становится интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала[15].
Разнообразные игровые действия усиливают интерес учащихся к предмету, к познанию ими окружающего мира.
Всем хорошо известно, что начало обучения ребенка в школе –очень сложный и ответственный этап в его жизни. Дети шести – семи лет переживают психологический кризис, который связан с необходимостью адаптации в школе. У ребенка происходит смена ведущего вида деятельности: до обучения в школе дети заняты преимущественно игрой, а с приходом в школу начинают овладевать учебной деятельностью.
Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной, вполне
самостоятельной – ребенок играет тогда, когда хочет, выбирает по своему усмотрению тему, средства для игры, выбирает роль, строит сюжет, и пр. Учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка. Он обязан делать то, что ему порой не хочется делать, так как учебная деятельность основана на навыках произвольного поведения. Переход от игровой деятельности к учебной чаще всего навязывается ученику взрослыми. А должен происходить естественным путем. Как быть в этой ситуации, как же помочь ребенку? Помогут в этом игры, которые создадут оптимальные психологические условия для успешного развития личности ученика. Психологами установлено, что с окончанием дошкольного возраста игра не умирает, а продолжает не только жить, но и своеобразно развивается. Без обоснованного использования игры в учебном процессе урок в современной школе нельзя считать полноценным[10,с.125].
Игра как способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний – наиболее доступный для детей вид деятельности. Школьник играет в воображаемых ситуациях, в то же время работа с образом, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процесс мышления. В результате освоения игровой деятельности у ребенка постепенно формируется стремление к общественно-значимой учебной деятельности.
Игры, которые используются в начальной школе, чаще всего делятся на две большие группы – ролевые (творческие) и дидактические (игры с правилами). Для ролевых игр существенным является наличие роли, сюжета и игровых взаимоотношений, в которые вступают дети, исполняющие роли. Например, ролевая игра «Встречаем гостей». В начальной школе этот вид игр в последние годы становится все более популярным, так как учитель начинает понимать их значения в развитии у младших школьников воображения, творчества, навыков общения. Дидактические игры – более
привычный для учителя метод обучения и вид игровой деятельности. Они делятся на наглядные (игры с предметами), а также словесные, в которых предметы не используются. Среди дидактических выделяются сюжетные игры, например «Магазин», «Почта», где в рамках заданного сюжета дети не только решают дидактическую задачу, но и выполняют ролевые действия.
Главное значение этих игр в следующем: значительно повышается познавательный интерес младших школьников к обучению; каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным; активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников; развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность на каждом занятии.
Если рассматривать сущность дидактической игры, можно сказать что данный вид игры представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление, не случайно её называют и методом, и приемом, и формой обучения, и видом деятельности, и средством обучения.
Дидактическая игра – это метод обучения, в процессе которой в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи.
Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения в начальной школе, выполняя различные функции. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию нового учебного материала, в середине – с целью активизации учебной деятельности школьников или закрепления и систематизации новых понятий[8,с.29].
Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для школьника дидактическая игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума,
выдержки, самостоятельности. Познание окружающего мира в дидактической игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляет младшего школьника не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать несущественное, сопоставлять, оценивать. В дидактической игре должны участвовать все дети класса. Победителем чаще бывает не тот ученик, кто больше всех знает, а тот, у кого лучше развито воображение, кто умеет наблюдать, быстрее и точнее реагировать на игровые ситуации.
Дидактическая игра содержит три компонента: дидактическую цель, игровое правило, игровое действие.
Дидактическая цель определяется как основная цель проведения игры: что учитель хочет проверить, какие знания закрепить, дополнить, уточнить.
Игровое правило – это условие игры. Обычно они формулируются словами «если, то…». Игровое правило определяет, что в игре можно, а чего нельзя и за что игрок получает штрафное очко.
Игровое действие представляет собой конкретное задание, в котором отражается её цель и игровое содержание. Это может быть любое действие (добежать, поймать, передать предмет, произвести с ним какие-то манипуляции), могут быть соревнование, работа на ограниченное время и т.д. [1,с.103].Дидактическая игра, являясь методом обучения, предполагает две стороны учебного процесса: учитель объясняет правила игры,
подразумевающие учебную задачу; а учащиеся, играя, систематизируют, уточняют и применяют полученные ранее знания, умения, навыки, у них формируется познавательный интерес к предмету. В начальной школе могут быть и игры, в которых учащиеся приобретают новые знания.
Главным условием для проведения любых игр с правилами является наличие у младших школьников представлений, необходимых для соблюдения правил игры. Поэтому дидактические игры целесообразно организовывать не в начале изучения темы, когда знания учащихся еще недостаточны, а в конце, когда требуется проверить, что усвоено хорошо, а что требует повторения.
Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения в начальной школе, выполняя различные функции. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине – с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.
Какой же вклад вносит дидактическая игра в развитие учебной деятельности?
Игры с правилами всегда имеют учебную задачу, которую нужно решить детям. В процессе этих игр школьник усваивает систему эталонов сенсорных, этических, практических и других, уточняет свои знания об окружающем мире, учится применять их в других ситуациях. Игру с учением может объединять один и тот же способ действия, например, классификация, сравнение, анализ и др. Игры с правилами, так же как и учебная деятельность, обязательно дают положительный результат, развивают самоконтроль и самооценку. Таким образом, компоненты учебной деятельности совпадают со структурой игры с правилами.
Игра с правилами, и, прежде всего дидактическая игра, должна занимать определенное место в начальном образовании, так как она положительно влияет на развитие ребенка (на его мышление, внимание, речь), способствует формированию новой ведущей деятельности – учебной[12].
Заключение
Таким образом,можно сделать вывод,что игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.
Игра - наиболее освоенная
школьниками познавательная деятельность. В ней они черпают образцы для решения
новых жизненных задач, возникших в познании, в труде, в творчестве. Поэтому
опора на игру - это важнейший путь включения детей в учебную работу без
психологических сдвигов и перегрузок. Вся детская познавательная деятельность
синкретична, т. е. в известной степени слитна, неразделима. И это единство
возникает благодаря воображаемой, условной ситуации, в которой происходит
процесс детского творчества. Игра как бы синтезирует познавательную, трудовую и
творческую активность. Любое новое занятие или умение, приобретённое в школе,
побуждает его к действию с ним. Характер же этого действия игровой, наиболее
понятный для детей из их прежнего опыта. В игре ребёнок полностью раскрывается
и материал, который ему нужно усвоить, становится интереснее и легче. В
процессе игры педагоги учат детей быть добрее, слушать других людей, уважать
чужое мнение, стремиться к знаниям - к постижению нового. Это всё так
необходимо во взрослой жизни.
С помощью игры учителям легче войти в контакт с учениками, установить с ними
хорошие отношения, научить их уважать друг друга.Игра имеет значение и для
формирования дружного детского коллектива, и дляформирования самостоятельности,
и для формирования положительного отношения к труду, и для исправлений
некоторых отклонений в поведение отдельных детей, и ещё для многого другого.
Если дети в коллективе будут обладать всеми этими качествами, то процесс
обучения пойдёт интереснее,
быстрее, качественнее. Не нужно будет детей заставлять что-то делать, учить, им это будет самим интересно, они станут стремиться к знаниям.
Прикладным характером игры как формы досуга объясняется многообразие видов и форм игры. Она развивает физические и духовные возможности личности, выполняет коммуникативную роль. В зависимости от тех функций, которые в разной мере реализуются в той или иной игре, различаются и виды игр[14].
Можно сказать, что игра является одним из распространенных и широко применяемых видов в педагогическом процессе средством развития познавательной деятельности, помогающим учителю организовать процесс обучения увлекательно, интересно, разнообразно, установить взаимодействие и общение с учащимися в более непринужденной форме, решить достаточно легко и свободно многие дидактические задачи. Данная работа подтверждает актуальность выбранной темы.
Список использованной литературы
1.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987. -144 с.
2.Байкова Л. А., Гребенкина Л. К., Еремкина О. В. Методика воспитательной работы. - М.:ИНФРА-М, 2002. -435 с.
3.Груденов Я. И. Психолого-дидактические основы методики обучения. -М.:Педагогика, 1997. -387 с.
4.Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания: Учебник. -М.:Педагогическое общество России, 2004. - 480 с.
5.Никитин Б. П. Развивающие игры. - М.: Педагогика, 2000. -126 с. 6.Репринцева Г.И. Игра - ключ к душе ребенка. -М., ФОРУМ, 2010. 240 с. 7.Харчевникова А.Н., Деркунская В.,Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5-7 лет. Учебно-методическое пособие. -М.: Центр педагогического образования, -2015 г.-245 с.
8.Шарикова Е. Развивающие игры для детей. М.: Стрекоза, 2011. -64 с.
9.Шмаков С.А. Игра и дети. - М.: Знание, 1999. -256 с.
10.Эльконин Д. Б. Психология игры. -М.: Педагогика, 1997. -260 с.
1.https://www.scienceforum.ru/2014/531/5666
12.https://nsportal.ru
13.http://www.vseodetishkax.ru
14.http://psyvision.ru
15.http://открытыйурок.рф
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.