Статья "Развитие логического мышления учащихся младшего школьного возраста"

  • docx
  • 20.12.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала титул статьи.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 75 имени Д.М. Карбышева»

Ленинского района города Саратова

(МОУ «Гимназия № 75 имени Д.М. Карбышева»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие логического мышления

учащихся младшего школьного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           автор: Филиппова Е.И.

учитель начальных  классов,

                                                                 высшей квалификационной

                                   категории

 

 

 

 

 

Саратов 2019

 

 

Развитие логического мышления  младших школьников на уроках математики

       Умение решать различные задачи является основным средством усвоения курса математики в средней школе. Устойчивый интерес к математике у школьников начинает формироваться в 12 – 13 лет. Но для того, чтобы ученики в средних и старших классах всерьёз начали заниматься математикой, необходимо, чтобы раньше они поняли, что размышления над трудными нестандартными задачами могут доставлять радость.

      Начальное общее образование призвано помочь учителю реализовать способности каждого ученика и создать условия для индивидуального развития младших школьников.

      В младшем школьном возрасте, как показывают психологические исследования, главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Поэтому ведущее значение для данного возраста приобретает развитие именно теоретического мышления.

      К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь - уже прошли достаточно долгий путь развития.

      Младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением,  думать тогда, когда надо.

     Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению способствуют задания на уроке, побуждающие детей к размышлению

      Развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры - необходимое условие успешного усвоения учебного материала.

     Работу над развитием логического мышления целесообразно начинать с занятий подготовительной группы по трем направлениям:

1.     Учим выделять существенные признаки

2.     Учим ребёнка сравнивать.

3.     Учим классифицировать предметы

 

     Для развития логического мышления необходимо использовать  дидактические игры. Дидактические игры стимулируют, прежде всего, наглядно – образное мышление, а затем и словесно – логическое.

     Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющие знания в мыслительных действиях, находить характерные признаки в предметах, сравнивать, группировать, классифицировать по определённым признакам, делать выводы и обобщать.

     Так же важно внедрять в уроки математики нестандартные задачи, за которыми  закрепились специальные названия: задачи на соображение, « задачи с изюминкой», задачи на смекалку и др.

    Во всём многообразии можно выделить в особый класс такие задачи, которые называют задачами – ловушками, «обманными» задачами, провоцирующими задачами. В условиях таких задач содержатся различного рода упоминания, указания, намеки, подсказки, подталкивание к выбору ошибочного пути решения или неверного ответа.

     Высоким развивающим потенциалом обладают провоцирующие задачи. Они способствуют воспитанию одного из важнейших качеств мышления – критичности, приучают к анализу воспринимаемой информации, её разносторонней оценке, повышают интерес к занятиям математики.

      Решение нестандартных задач формирует у учащихся умения высказывать предположения, проверять их достоверность, логически обосновывать. Проговаривание с целью доказательства, способствует развитию речи учащихся, выработке умения делать выводы из посылок, строить умозаключения.

     Выполняя творческие задания, учащиеся анализируют условия, выделяют существенное в предложенной ситуации, соотносят данные и искомое, выделяют связи между ними.

    Решение нестандартных задач повышает мотивацию учения, влияет  на уровень развития логического мышления  учеников и повышения качества знаний по математике.