Серия занятий для будущих первоклассников (проект "Школа радости")
Оценка 4.7

Серия занятий для будущих первоклассников (проект "Школа радости")

Оценка 4.7
docx
19.04.2020
Серия занятий для будущих первоклассников (проект "Школа радости")
Серия занятия для будущих первоклассников.docx

Серия занятия для будущих первоклассников (проект "Школа радости")

Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. В настоящее время многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас очень трудно учить и учиться, чем раньше. Изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к школе. Для многих детей очень трудным, становится взаимодействовать с другими. Изменилась и атмосфера в семьях, поменялась школа ценностей, изменился круг интересов детей.

И поэтому, сегодня усилия многих людей, родителей, воспитателей ДОУ, учителей и психологов направлены на создание позитивного отношения будущего первоклассника к школе, а так же сохранение психофизического здоровья ребенка. Для большинства, школа- это важный жизненный опыт, нередко, к сожалению, опыт неприятный и стрессовый. Школа ставит будущего первоклассника в “жесткие рамки правил и требований”, которые он должен соблюдать, у некоторых детей эти правила вызывают сопротивление. Это связано с тем, что некоторые правила им не всегда понятны. Будущим первоклассникам так же очень трудно сориентироваться в пространстве школы, а так же новый детский коллектив.

Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям связанным со школой. Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребенка, а так же установлению положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым учителем.

Проект ориентирован на удовлетворение:

  • Потребностью школы в адаптации к школе будущих первоклассников
  • Потребностью детей сориентироваться в пространстве школы, в умении осознавать и понимать новый статус школьника

Написание проекта было бы невозможным без выделения ряда противоречий:

-Между существующей в обществе проблемы сохранения психофизического здоровья подрастающего поколения и изменениями ценностей в обществе (негативное отношение к школе)

Объект проектирования:

занятия будущих первоклассников

Цели проектирования:

Создание системы занятий для детей подготовительной групп ДОУ, которая обеспечит:

Формирующие:

- Формирование положительной мотивации учения.( Создание ситуации успеха для каждого ученика.)

Обучающие

- Обучение и знакомство с основными школьными правилами.
- Создание положительного эмоционального климата в классе.
- Обучение детей способам снижения влияния своих страхов и стрессом.
-Научить мыслить, исследовать, анализировать

Воспитывающие

-Научить принимать решения - самостоятельно и в группе ( в сотрудничестве)
-Учить принимать с уважением мнение другого человека, учить сочувствию

Социальная группа:

Дети, учитель, родители.

Уровень внедрения:

Школа

Направления:

1.Психологическая адаптация, или привыкание.

2. Освоение организационных навыков и умений для успешной учебы.

Задачи.

  • В игровой форме познакомить детей с правилами и нормами школьной жизни.
  • Дать возможность получить новые впечатления, приобрести опыт общения друг с другом, формировать навык учебного сотрудничества.
  • Развивать психические процессы: внимание, мышление, память, воображение, развитие мелкой моторики пальцев.
  • Знакомство с особенностями детей данного класса. Определение стартовых возможностей детей.

Принципы:

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Принцип всестороннего гармоничного развития личности.
Принцип активного обучения
Принцип непрерывности и последовательности.
Принцип активности и наглядности.

Методы:

Стимулирование и мотивация
Коррекция и самокоррекция
Социальные пробы и ситуации.
Убеждение и самоубеждение.

Новизна заключается в уточнении и обобщении материалов по проблеме успешной адаптации ребенка к школе.

Проект состоит из 8 занятий

Большинство детей приходят из разных детских садов. В этом сложность, им очень трудно найти общий язык, познакомиться друг с другом, найти точки соприкосновения. Поэтому разумно начать занятия со знакомства.

1. Знакомство.

Цель: Знакомство детей друг с другом и учителем.

  • Приветствие
  • .Рассказ учителя о себе.
  • Знакомство детей друг с другом.
  • Игра “Снежный ком”
  • Ознакомление с помещением (классной комнатой).
  • Обмен первыми впечатлениями о школе в рисунках и устно.
  • Обсуждение вопросов: Что такое школа? Что нравится? Что не нравится ?

С приходом в школу меняется статус дошкольника. Что это значит быть школьникам. В чем различие, между школьником и дошкольником. Какие обязанности появляются с изменением статуса дошкольника. Тема следующего занятия.

2. Школьник и дошкольник. Я – ученик.

Цель: Осознание нового статуса школьника.

Познакомить со школьными правилами и правилами вежливости

Познакомить детей с пространством школы.

  • Ознакомление с пространством школы.
  • Показать в игровой форме разницу между статусом школьника и дошкольника. Познакомить с правами и обязанностями школьника.

Для будущего первоклассника все новое: ребята, помещение для занятий, новый статус, учитель. И, новые формы взаимодействия. Необходимо показать , научить и показать как использовать новую норму общения –молчаливый выбор отвечающего, уточнить возможности человеческого общения .

3. Учимся договариваться. Правило “Поднятая рука”, “ Мы готовы”

Цель: Помочь детям освоить школьную норму общения, уточнить возможности школьного общения, познакомить с правилом “ Поднятая рука”

  • Правила общения.
  • Правила совместной деятельности.
  • Умение слушать другого, договариваться ,выражать свое согласие и несогласие. Введение правил.
  • Игры направленные на создание согласованности действий.

Уже много школьных правил освоили ребята, но как поприветствовать учителя. Если учитель сторонник развития ребенка, то у него прекрасная возможность заинтересовать детей и предложить им придумать самим приветствие учителя, при этом нужно уточнить, что оно должно быть молчаливым. На этом же занятии знакомим с тем, какие могут быть формы устного ответа. Как и когда нужно отвечать хором , а когда по цепочке.

4. Приветствие учителя. Форма устного ответа.

Цель: Выработать школьное правило “Приветствие учителя”

Познакомить с правилом “Готов к уроку”, “Урок окончен”

Учить хоровому ответу и ответу цепочкой.

  • Выбор приветствия.
  • Продолжение знакомства с правилами .
  • Формы устного ответа: “хор”, “цепочка”.
  • Введение знаков: “хор”, “цепочка”.
  • Упражнение в применении правил и знаков.
  • Рисование на тему: “Семья” (диагностика)

Огромную роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности, его морально- волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия на мир и с миром. Каждого ребенка нужно привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать, что играть и учится вместе интересно. В процессе игры формируются его положительные качества личности, развиваются его познавательные способности, формируются навыки позитивного общения и их закрепление.

На предыдущих занятиях выполнение заданий контролировалось всем классом, да ещё и под руководством учителя, то теперь нужно познакомить с работой в паре.

5. Играем, общаемся, учимся дружно. Обратная связь на уроке.

Парная форма работы

Цель: Повторить правила честной и дружной игры.

Учить взаимодействию в парах

Познакомить с правилами общения в паре, правилами совместной деятельности.

  • Знакомство в парах.
  • Игры “Зеркало”, “Замороженный”
  • Изобретение нового знака взаимодействия в паре (рисование).
  • Обратная связь на уроке. Игра “Светофор”

Возможность самовыражения человека состоит в умении: переживать, чувствовать. Как выразить свое согласие или недовольство, что не обидеть другого человека. Как установить доверительные отношения с другими. Как улучшить настроение. Это важно для ребенка т.к. он живет эмоциями, а научить управлять ими – это огромный труд и искусство.

Мы хотим приучить детей к самостоятельности суждений, умению спорить, отстаивать свои мнения, задавать вопросы, быть инициатором в получении новых знаний. Психологи считают, что отправной точкой самостоятельного мышления, познавательной инициативы является работа в группе совместно работающих ребят. А истина, как известно рождается в споре, но чтобы детский спор был содержательным рябят нужно научить : формулировать своё точку зрения, выслушивать мнения партнеров по спору, попытаться разрешить разногласие с помощью аргументов.

6. Переживания, настроение, эмоции. Групповая форма работы.

Цель: Продолжить работу в парах.

Учить взаимодействию в группах ( введение символов)

Познакомить с основными видами эмоции человека: радость, печаль, интерес, удивление, страх, гнев, горе, сострадание. Их проявление в мимике, позе ,жестах.

  • Основные виды эмоций человека. Их проявление в мимике, жестах, позе.
  • Определение своего эмоционального состояния, настроения.
  • Рисование “Цветок моего настроения”.
  • Тренинг саморегуляции.
  • Обсуждение вопроса: Как можно улучшить настроение?

Большинство ребят знают, что в школе ставят оценки. Обычная проблема в школе- ребенок не знает ,за что он получил оценку(отметку)Необходимо объяснить различие оценки “ за красоту” и “ за правильность”, а так же добиться такой ситуации, чтобы они знали за что получили оценку и какую. Оценка должна быть дифференцированной, узконаправленной. При оценивании работы необходимо помнить, что негативная оценка ранит ребенка, поэтому можно поставит оценки: за “красоту”, “старание”, “правильность”.

7. Оценка. Система оценивания. Понятие содержательная оценка.

Цель: Формирование реалистичного восприятия школьной оценки.

Учить оценивать свою и чужую работу, формировать адекватную самооценку.

  • Повторение правил школьника.
  • Знакомство с оценочной линейкой.
  • Оценивание учителем, товарищем.
  • Ориентирование на листе в клеточку. Копирование по образцу.
  • Игра “Волшебные превращения”.
  • Оценка работы.
  • Символы и жесты по оцениванию себя придуманные детьми.

За время проведения занятий появляется необходимость что-то повторить, что не удалось или особенно понравилось детям. Не где мы не упоминали об учебных предметах, теперь пришло время с ними познакомить, вызвать интерес.

8. Первоклассное путешествие.

Цель: Повторить изученные правила школьной жизни.

Закрепление положительного эмоционального отношения к школе и обучению

Познакомить со школьными предметами.

  • Урок чтения. Разгадывание загадок.
  • Инсценирование сказки “Репка”.
  • Урок письма. Диагностика.
  • Математика. Конкурсы.

Всем известно состояние ожидания ,когда заканчивается важный этап и предстоит что-то очень важное, значительное. Это занятие- инициация, подтверждение того, что дети стали школьниками.

9. Праздник “ Посвящение в ученики

Цель Закрепление положительного эмоционального отношения к школе и обучению

  • Праздник совместно с родителями.
  • Можно использовать сценки, стихи.
  • Организовать выставку рисунков детей “ Я- ученик”
  • Праздник можно завершить чаепитием

Рекомендации по проведению занятий:

Занятия проводить 1 раз в неделю, весной перед выпускным вечером из детского сада.

Занятия проводить одновременно со всем классом. В течение 1,5 часов с перерывами для активного отдыха детей.

Желательно в занятия включать игры на развитие пространственных представлений, развитие мелкой моторики и необходимым диагностическим материалом , что давало возможность планирования коррекционной работы.

Предполагаемый результат:

1 Снизится уровень тревожности связанный со школой.

2 Дети получат первичные знания о школе и навыки совместной работы.


 

Серия занятия для будущих первоклассников (проект "Школа радости")

Серия занятия для будущих первоклассников (проект "Школа радости")

Формирующие : - Формирование положительной мотивации учения

Формирующие : - Формирование положительной мотивации учения

Стимулирование и мотивация Коррекция и самокоррекция

Стимулирование и мотивация Коррекция и самокоррекция

Правила общения. Правила совместной деятельности

Правила общения. Правила совместной деятельности

Обратная связь на уроке. Игра “Светофор”

Обратная связь на уроке. Игра “Светофор”

За время проведения занятий появляется необходимость что-то повторить, что не удалось или особенно понравилось детям

За время проведения занятий появляется необходимость что-то повторить, что не удалось или особенно понравилось детям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2020