Серия занятий для младшей группы «Формирование речи дошкольников младшего возраста»

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 25.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал состоит из серии занятий занятий для 2 младшей группы 1. В гости к дедушке и бабушке 2. В гости к кошке 3. В гостях у зайчика 4. В гости в сказку «Репка» Открытое занятие по познавательно – речевому развитию детей на тему: «Игры на развитие мелкой моторики рук по сказке «Репка»
Иконка файла материала серия занятий по развитию речи в мл.группе.docx
Серия занятий для младшей группы  «Формирование речи дошкольников младшего возраста» План серии занятий для 2 младшей группы 1. В гости к дедушке и бабушке 2. В гости к кошке 3. В гостях у зайчика 4. В   гости   в   сказку   «Репка»  Открытое   занятие   по   познавательно   –   речевому развитию детей на  тему: «Игры на развитие мелкой моторики рук по сказке «Репка» Конспект занятия № 1  «В гости к дедушке и бабушке»  Цель:  Учить   подбирать   слова,   противоположные   по   смыслу   (антонимы).   Развивать звуковую культуру речи, закреплять правильное произношение звуков: ч, ш, с, з. Учить   узнавать   животное   по   описанию,   подбирать   глаголы,   обозначающие действия   животных.   Формировать   понимание   и   употребление   обобщающих понятий «Домашние животные». Учить пересказывать сказку «Репка». Развивать связную речь.  Материал: конверт с письмом, игрушки: собака, щенок, кошка, котёнок, муляжи дома и будки, дорожка широкая и узкая, коза, изображение огорода, сада, настольный театр “Репка”. Словарная работа: конверт, письмо, домашние животные Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Репка» Ход занятия Воспитатель:  (предлагает   детям   расположиться   на   ковре,   напротив воспитателя). Покажите все свои пальчики, давайте с вами поиграем. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик дедушка…» Этот пальчик дедушка, Этот пальчик бабушка, Этот пальчик папочка, Этот пальчик мамочка, Ну, а этот пальчик Я, Вот и вся моя семья! 1Стук в дверь. Дети с воспитателем с интересом встречают гостя. А в гости пришел почтальон и принёс письмо от дедушки и бабушки. Воспитатель: Что это? Дети: Письмо Воспитатель: Это конверт, а в конверте письмо. Письмо нам пришло из русской народной сказки «Репка», давайте его прочитаем. «Дорогие дети! Помогите, пожалуйста, нам репку выкопать с грядки, мы с дедом уже совсем старенькие и без вашей помощи нам не обойтись» Воспитатель:  Поможем дедушке и бабушке? Но как же мы в сказку попадём? (Дети предлагают свои варианты транспорта для того чтобы поехать в сказку) Хорошо.   Можно   сделать   волшебный   поезд   и   быстро   перенестись   в   сказку.   Мы   все встанем   друг   за   другом   руки   согнём   в   локотках   и   помчимся   в   гости   к   дедушке   и бабушке.  Когда поезд быстро едет, что он кричит? (Дети: ш­ш­ш) А когда медленно (Дети: ч­ч­ч) А если он пускает пар? (Дети: с­с­с) А тормоз машинист нажал? (Дети: з­з­з) Игра «Скажи, какой»  Вот мы и в сказке, смотрите перед нами кошка большая, а за ней бежит котёнок, какой? (Дети: маленький)  Возле дома на цепи пёс Барбос большой лежит, а рядом прыгает, резвится, какой щеночек? (Дети: маленький) Дом высокий впереди, а будка у Жучки? (Дети: низкая) Дорога широкая, а мы с вами идем по какой тропинке? (Дети: по узкой). Воспитатель: Возле дома на опушке собрались у нас зверушки (упражнение на отработку дикции) Са­са­са – у собаки колбаса; Чка­чка­чка – кошка просит молочка; Зу­зу­зу – забери скорей козу. Скажите   ребята,   какие   животные   собрались   на   опушке?  (Дети:   домашние). Правильно,   это   домашние   животные.   О   ком   я   говорю:   мягкие   лапки,   а   в   лапках царапки?  Дети: Кошка. 2Воспитатель: А как кошка кричит? (мяу – мяу) А мурлыкает? (мур ­ мур) А если кошка сердится, как она шипит?  (Ш­ш­ш).  Кошка домашнее животное, как ласково можно   назвать   её?  (кисонька)  Как   вы   думаете,   что   любит   делать   кошка?  (играть, лакать молоко, мурлыкать…) Потрогайте и скажите, какая кошка на ощупь? (мягкая, пушистая).  Это тоже домашнее животное и про неё говорят, что она дереза, узнали про кого я говорю?  (ответы детей)  Конечно – это коза. Назовите её ласково  (ответы детей: козочка). Как кричит козочка? (ме­ме­ме). А   это   домашнее   животное   сторожит   дом,   кто   это?  (собака)  Как   кричит   на разбойников   собака?  (гав­гав).  Что   собака   любит   делать?  (ответы   детей:   лаять, грызть кости, рыть ямы, бегать…) Воспитатель: Скажите дети, как, одним словом назвать животных о которых мы говорили? Конечно это домашние животные, а почему домашние?  Дети: потому что они живут дома. Воспитатель:  Правильно. Ребята, кажется дождь собирается, как стучит дождь по крышам?  (дети приседают и пальцами рук стучат по полу). Давайте поможем животным вернуться к дедушке и бабушке. (Приносят и ставят животных на стол около бабушки и дедушки). Бабушка:  Спасибо ребята, всех животных домой привели, какие вы молодцы! Дедушка ждёт вашей помощи, поможете ему вытянуть репку? Дети: Да! (дети подходят к дедушке, встают друг за другом, руки ставят на пояс   впереди   стоящему   и   наклонными   движениями   вперёд   назад   имитируют вытягивание репки) Бабушка: Спасибо ребятки, за помощь. Помогли вытянуть репку. Пойдемте на  огород. Я угощу вас фруктами. Молодцы ребята! А вот вам и мое угощение. (Бабушка  передает корзину с угощениями). Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Помогли дедушке и бабушке, ну а  теперь пора возвращаться в детский сад. (Едут на поезде) Вот мы и в детском саду. Где мы с вами были? (У дедушки и бабушки) А что мы у них делали? (Помогали  домашним животным вернуться  домой, вытаскивали репку из земли) А чем вас  бабушка угостила? (Яблоками) Все ребята молодцы, настоящие помощники!  3Конспект занятия №2 В гости к кошке Цель: Побуждать детей строить короткие описательные рассказы, составлять загадки; строить предложения разной грамматической структуры; образовывать форму глагола в повелительном   наклонении   и   наименования   детёнышей   животных.   Активизировать словарь   наименований   предметов   посуды.   Уточнять   и   закреплять   правильное произношение звука «С». Материал:  Игрушки: кошка с котёнком, утка с утёнком. Детская посуда: самовар, чайник, сахарница с сахаром, чашки с блюдцами, вазочка с печеньем. Скатерть.   Сливки в коробке. Ход занятия Воспитатель: (приглашает детей сесть на стульчики, обращает внимание детей на стол, вокруг которого стоят стулья, а на стульях сидят игрушки) Это домик, в котором живут кошка с котёнком. У маленького котёнка сегодня день рождение. Они готовятся к приёму гостей. Кошка накрывает на стол, давайте поможем ей. Что сначала надо постелить на стол? Дети: Скатерть Воспитатель: Что мы поставим в середину и по краям  стола?  Для того чтобы пить чай. Дети: Самовар, чайник, чашки с блюдцами. Воспитатель: Сахар положим… Дети: в сахарницу Воспитатель: А печенье? Дети: в вазу для печенья Воспитатель: Из чего будем пить чай? Во что положим сахар? (ответы детей) стук в дверь.  А вот и гости пришли.  (воспитатель идёт к дверям и заносит утку с утёнком) Ребята, кто это? Дети:  Мама утка и маленький сынок утёнок Воспитатель:  Сейчас   мы   с   вами   поиграем.  (разыгрывается   диалог,   воспитатель говорит от имени игрушек) (можно привлечь педагогов для исполнения ролей игрушек) Кошка: Здравствуйте гости дорогие! 4Утка:  Здравствуй   кошка.   Здравствуй   котёнок.   Поздравляем   тебя   с   днём рождения. Желаем тебе здоровья. Прими от нас в подарок вот эти сливки. Котёнок: Спасибо. Проходите к столу.  Кошка: Будем пить чай из самовара. Воспитатель:  У   котёнка   день   рожденье,   значит,   будет   угощенье:   чай   душистый   и печенье. А теперь зверята приглашают вас поиграть в игру «Поручения» Котёнок:  дети   встаньте   попляшите,   нас   с   утёнком   удивите,   а   теперь   вы поскачите, покружитесь и садитесь.   Воспитатель:  А   теперь,   мы   будем   давать   поручения   зверятам.  (воспитатель вызывает по одному ребёнку для того, чтобы дети давали поручения котёнку и утёнку) Дети: индивидуально и с помощью воспитателя Утёнок покрякай. Котёнок помяукай. Ляг на спинку, на животик, на бочек, потанцуй, попрыгай и т.д. Воспитатель: А теперь ребята, зверята будут загадывать вам загадки, а вы по описанию будете отгадывать их. Утёнок: У нее есть донышко и ручка. Из неё пьют чай. Что это?(дети: чашка) Котёнок:  У него есть две ручки, носик. В нем кипятят воду для чая и он пузат. (Самовар) Утёнок: Он белый и сладкий его кладут в чай. (Сахар) Котёнок: У него есть ручка и носик, в нем заваривают чай. (Чайник) (В процессе отгадывания загадок, воспитатель демонстрирует предметы) Воспитатель:  А   теперь   дети   загадают   вам   свои   загадки.  (Воспитатель   вызывает желающих, загадать загадку. Помогает детям, с помощью шепота на ушко, чтобы ни кто не слышал. Выслушиваются все желающие) Воспитатель:  А сейчас, зверята, хотят с вами поиграть ещё в одну игру «Чей это голос?»  обыгрываются игрушки – голоса животных и их детёнышей – грубый, тонкий, мягкий голосок.  После чего предлагает поиграть детям самостоятельно в эту игру. Конспект занятия № 3 В гостях у зайчика Цель: познакомить детей со словообразованием в названиях предметов посуды. 5Задачи:  развивать   активный   словарный   запас   по   теме   «Посуда»;   продолжать   учить строить   правильно   предложения,   согласовывая   новые   слова   в   них;     развивать интонационную   сторону   речи:   громкое   четкое   произношение   звуков,   учить   строить интонационный рисунок высказывания, передавая смысл и эмоциональные особенности. Закреплять   правильную   артикуляцию   звуков.   Воспитывать   культуру   речевого поведения при общении. Материал:  петушок,   зайчик;   посуда:   конфетница,   сахарница(сахар),  игрушки: салфетки, чай(пачка), чашка с блюдцем, ложка, одноразовые чашки по количеству детей Словарная работа: сахарница, конфетница, салфетница Воспитатель: Сегодня нас  пригласили в гости. Отгадайте к кому. Ход занятия Комочек пуха, Длинное ухо, Прыгает ловко, Любит морковку! (Дети: заяц) Воспитатель:  Чтобы к зайчику прийти, на карусель скорей спеши.  (воспитатель и дети встают в круг, берутся за руки) Игра «Карусель» Карусели, карусели, Закружились, завертелись, А потом, потом, потом, Всё бегом, бегом, бегом, Тише, тише, не спешите, Карусель остановите. Раз, два, три, четыре, В гости к зайчику бегите!  (дети усаживаются на стулья, воспитатель убирает ширму, за которой стоит стол, а за столом сидит мягкая игрушка заяц) Воспитатель:  Ребята,   когда   вы   приходите   в   гости,   какие   слова   говорите?  (Дети: здравствуйте)  Правильно.   Давайте   и   мы   поздороваемся   с   зайчишкой.  (Дети здороваются)   воспитатель   приглашает   детей   взять   стульчики   и   сесть поближе. Игра «Скажи какой?» 6Воспитатель:  (обращает   внимание   детей   на   зайца,   дети   описывают   его)  Будем знакомиться   с  зайчиком,  посмотрите   внимательно   и  скажите,  почему  зайчик  в белой шубке?  Дети: потому, что на улице зима. Воспитатель: Правильно, у зайца две шубки одна белая, которую он носит зимой, а ещё какая шубка у него есть? И в какое время года он её носит? Дети: Серая и носит он её летом. Воспитатель: Что ещё вы можете сказать о зайчике? Какой он? Что у него есть? Дети: Он пушистый, мягкий, маленький. У него есть маленький хвостик и длинные уши. Воспитатель:  А   вы   заметили,   какие   у   него   глаза?  (дети:   маленькие   и   косые)  Да, поэтому в сказках его и называют «Косой». А ножки у него, какие?  Дети: Быстрые Воспитатель:  Сейчас   мы   превратимся   в   маленьких   зайчат   и   покажем,   как   зайчата прыгают, как зайчата боятся и дрожат. Зайчик очень рад, что вы пришли к нему в гости. Воспитатель: Кто – то стучится. Слышите? Кто это к нему ещё пришел? (воспитатель открывает дверь и заносит петушка) Дети: Петушок золотой гребешок Воспитатель:  Сколько гостей у тебя зайчишка собралось! И чем ты будешь сегодня всех угощать? Зайчик:  (воспитатель тоненьким голоском, незаметно  говорит  за зайца)  Я буду угощать вас чаем!  (Снимает скатерть со стола, а на столе стоит посуда: кастрюля, вилка, чашка, ложка, сковорода, блюдце, чайник и др.) Игра «Исправь ошибку» Воспитатель: Какой беспорядок! Ребята, подскажите зайчику, какая посуда лишняя и не подходит для чаепития. Дети: Сковорода, кастрюля Воспитатель: Почему эта посуда лишняя? Что готовят в этой посуде? (воспитатель по   очереди   показывает   предмет   посуды,   а   дети   отвечают,   почему   она лишняя, что в ней готовят) Дети: Сковорода для жарки мяса, кастрюля для супа 7Воспитатель: А теперь ребята, давайте поможем зайчику накрыть стол для чаепития. Что осталось на столе? Дети: Сахар в чашке, конфеты в коробке, салфетки на блюдцу, чаи в коробке. Воспитатель:  (подзывает   ребёнка   к   столу)  Куда   мы   положим   сахар?  (дети:   в сахарницу) Куда положим салфетки? (дети: в салфетницу) А куда мы положим конфеты (дети: в конфетницу)  Чай мы положим в чайник и поставим на плиту, пока чай закипает мы расставим чашки на   столе,   что   я   забыла?   (дети:   блюдца)   конечно   под   чашки   нужно   поставить блюдца.  Вот и чайник закипел. Вы, чай горячий пьёте? (дети: нет) Что вы будете делать, чтобы он остыл? (дети: на чай нужно подуть) Дыхательная гимнастика Воспитатель:  (дети садятся за стол, воспитатель раздаёт одноразовые чашки и понарошку   наливает   «горячий»   чай)  выполнение   задания   по   показу.  Сядьте ровно, поднесите чашку к губам, делаем глубокий вдох и медленно его выдыхаем в чашку, свернув губы трубочкой (дети выполняют упражнение).  Вот и остыл наш чай можно пить и угощаться конфетами. А пока вы с зайчиком и петушком пьёте чай, я прочитаю вам стихотворение, про стол для гостей.  Воспитатель: читает стихотворение СТОЛ У стола хватает дел. Вот какой­то гость подсел. Вот скатёркой накрывают И посуду расставляют. Всех гостей он приютил. За собою усадил. Хлебосольно угощает. В чашки чаю подливает. За столом хватает места. Никому пока не тесно. Изо всех обширных сил 8Он гостей объединил. Вот и шутки, и остроты, Прибаутки, анекдоты. Раскраснелись в смехе лица. За столом легко сдружиться. Потому­то общий стол Всех в общенье превзошёл. Коль хотите, заходите, С нами вместе посидите ... Зайчик: Какое хорошее стихотворение. Спасибо вам дорогие ребята!  Воспитатель:  И   тебе   спасибо   заинька   за   твоё   гостеприимство.   Ребята   давайте попрощаемся с зайчиком и через карусель вернёмся в группу. Дети: До свидания заинька! Игра «Карусель» Конспект занятия №4 Открытое занятие для детей младшей группы   Образовательная деятельность по познавательно­речевому развитию в  младшей группе Игры на развитие мелкой моторики рук по сказке «Репка» В гости в сказку «Репка» Программное содержание: Образовательная   задача:  Образовательная   область   «Познание».   Совершенствовать восприятие   детей,   активно   включая   органы   чувств.   Развивать   образное представление.  Развивающая:  Образовательная область «Коммуникация». Развивать все компоненты устной   речи   детей,   расширять   и   активизировать   словарный   запас   детей. Развивать   диалогическую   форму   речи,   слушать   и   понимать   заданный   вопрос, 9понятно   отвечать   на   него,   говорить   в   нормальном   темпе,   не   перебивая говорящего взрослого. Воспитательная:  Образовательная   область   «Чтение   художественной   литературы». Воспитывать умение слушать сказку и следить за развитием действий. Образовательная область «Труд». Воспитывать желание принимать участие в посильном труде,   умение   преодолевать   небольшие   трудности.   Расширять   и   обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.  Методы и приемы: 1. словесные: вопросы, беседа, объяснение 2. наглядные: показ и рассматривание книжки­раскладушки 3. игровые: игры на развитие мелкой моторики рук Материал и оборудование: Настольный   театр,   3   тарелочки,   2   корзиночки,   крупа   горох   и   фасоль,   веревочка, прищепки, игрушка­кошка, косточки и кружочки из губки, книжка­раскладушка, грибочки, бусы, медальки «репка» на каждого ребёнка. Предварительная   работа:   Чтение   русской   народной   сказки   «Репка»,   рассматривание иллюстраций к сказке; игра «Посуши грибочки», «Накорми собачку», «Разбери зёрнышки», «Собери бусы». Словарная работа: тянет, потянет, вытянуть. Ход образовательной деятельности: Воспитатель:   предлагает   детям   поиграть   в   пальчиковую   игру   «   Этот   пальчик дедушка…»  (дети   стоят   возле   стульчиков)  после   пальчиковой   гимнастики предлагает сесть на стульчики. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руках? Дети: (Ответы детей)  Воспитатель: Правильно. Это книжка – раскладушка со сказкой «Репка».  Воспитатель: Каких героев из этой сказки вы знаете? Дети: бабка, дедка, внучка, Жучка, кошка, мышка  Воспитатель открывает книжку­раскладушку и ставит ее на стол, перед детьми.  Воспитатель: Сейчас (воспитатель называет ребёнка по имени) начнёт рассказывать сказку. 10Ребёнок:  Посадил дед репку. Выросла, репка большая пребольшая. Стал дед репку тянуть, тянет, потянет вытянуть, не может. Позвал дед, бабку  (воспитатель останавливает ребёнка) Воспитатель:  Посмотрите,   что   делает   бабка?   (воспитатель   обращает   внимание детей на стол, где стоит бабка и ширма для настольного театра, на ширме натянута верёвочка, рядом с бабкой стоит корзинка с грибами, стакан с прищепками и на верёвочке весит грибочек на прищепке, бабка развешивает грибы на верёвочку) Дети: Бабка развешивает грибочки. Воспитатель:  Правильно. Бабка занята, она грибы сушит на зиму, ни как не может помочь   деду.   Ребята,   а   давайте   мы   поможем   бабке   и   развесим   грибочки   на верёвочку.  (воспитатель   вызывает   2­3   детей,  каждый   ребёнок   берёт   по одному   грибочку   и   по   одной   прищепке   и   по   очереди   друг   за   другом развешивают   грибы)  Помогли   мы   бабке   развесить   грибы?  (Ответы   детей) Очень хорошо, теперь бабка может помочь деду. Воспитатель: (называет ребёнка, который может продолжить сказку) Ребенок:  Бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала бабка внучку(воспитатель останавливает ребёнка) Воспитатель:  Что случилось у внучки? (воспитатель обращает внимание детей на стол, внучка из настольного театра стоит, а возле неё рассыпанные бусы) Дети: У неё рассыпались бусы, и она их собирает. Воспитатель:  Правильно.   Одной   ей   не   справиться,   поэтому   мы   ей   поможем (воспитатель вызывает двоих детей. Дети собирают бусы и садятся на свои места).   Скажите,   что   делали   сейчас   ребята?  (Ответы   детей:   Помогли собрать внучке бусы) И сейчас внучка может помочь бабке. Воспитатель:  (воспитатель   называет   ребёнка,   который   может   продолжить сказку)  Ребенок: Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку. Воспитатель: (воспитатель обращает внимание детей на стол, где стоит Жучка из настольного театра) А Жучка не может помочь репку тянуть, ей подкрепиться надо, чтобы силы прибавились. Сейчас мы с вами её накормим. А, что кушают собачки?  Дети:  косточки Воспитатель: В этой корзинке, лежит собачий корм, но Жучка больше любит косточки, их нужно достать и переложить в Жучкину миску.  (воспитатель подзывает двоих детей, которые накормят Жучку косточками) Накормили мы Жучку? 11(Ответы   детей)  Молодцы.  Жучка   наелась,   и   пошла   помогать   внучке   репку тянуть. Воспитатель: (называет ребёнка, который может продолжить сказку) Ребенок:  Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, (воспитатель потянут,   вытянуть   не   могут.   Позвала   Жучка   кошку.  останавливает ребёнка) Воспитатель:  Не хочет кошка мохнатая, сердитая, на помощь бежать, сейчас мы её погладим (воспитатель берёт в руки игрушку кошку и даёт нескольким детям её погладить), и кошка станет доброй, она любит когда её гладят, любит кошка ласку,   и   она   поможет   Жучке.   (дальше   сказку   рассказывать   продолжает воспитатель –  Кошка за Жучку,  Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала кошка мышку) Воспитатель: А мышка в своей норке крупу разбирает и ей необходима наша помощь, нужно горох и фасоль по разным тарелочкам разложить (воспитатель вызывает 2 детей, они разлаживают крупу и садятся на своё место). Прибежала мышка на помощь ухватилась за кошку и все дружною семьёй они стали тянуть репку, тянут, потянут, вытянули репку. Воспитатель: Помогли Мы героям сказки?  Дети: Да  Воспитатель: Как мы помогали героям сказки? Что делали?  Дети: (Ответы детей) Воспитатель: Молодцы! Правильно. Мы с вами старались помочь героям сказки  вытянуть репку, за вашу помощь герои сказки дарят вам медальки с  изображением репки. 12