Материал состоит из серии занятий занятий для 2 младшей группы
1. В гости к дедушке и бабушке
2. В гости к кошке
3. В гостях у зайчика
4. В гости в сказку «Репка» Открытое занятие по познавательно – речевому развитию детей на тему: «Игры на развитие мелкой моторики рук по сказке «Репка»
Серия занятий для младшей группы
«Формирование речи дошкольников младшего возраста»
План серии занятий для 2 младшей группы
1. В гости к дедушке и бабушке
2. В гости к кошке
3. В гостях у зайчика
4. В гости в сказку «Репка» Открытое занятие по познавательно – речевому
развитию детей на тему: «Игры на развитие мелкой моторики рук по сказке
«Репка»
Конспект занятия № 1
«В гости к дедушке и бабушке»
Цель: Учить подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы). Развивать
звуковую культуру речи, закреплять правильное произношение звуков: ч, ш, с, з.
Учить узнавать животное по описанию, подбирать глаголы, обозначающие
действия животных. Формировать понимание и употребление обобщающих
понятий «Домашние животные». Учить пересказывать сказку «Репка». Развивать
связную речь.
Материал: конверт с письмом, игрушки: собака, щенок, кошка, котёнок, муляжи дома
и будки, дорожка широкая и узкая, коза, изображение огорода, сада, настольный
театр “Репка”.
Словарная работа: конверт, письмо, домашние животные
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Репка»
Ход занятия
Воспитатель:
(предлагает детям расположиться на ковре, напротив
воспитателя). Покажите все свои пальчики, давайте с вами поиграем. Пальчиковая
гимнастика «Этот пальчик дедушка…»
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Ну, а этот пальчик Я,
Вот и вся моя семья!
1Стук в дверь. Дети с воспитателем с интересом встречают гостя. А в гости
пришел почтальон и принёс письмо от дедушки и бабушки.
Воспитатель: Что это?
Дети: Письмо
Воспитатель: Это конверт, а в конверте письмо. Письмо нам пришло из русской
народной сказки «Репка», давайте его прочитаем.
«Дорогие дети! Помогите, пожалуйста, нам репку выкопать с грядки, мы с дедом
уже совсем старенькие и без вашей помощи нам не обойтись»
Воспитатель: Поможем дедушке и бабушке? Но как же мы в сказку попадём?
(Дети предлагают свои варианты транспорта для того чтобы поехать в сказку)
Хорошо. Можно сделать волшебный поезд и быстро перенестись в сказку. Мы все
встанем друг за другом руки согнём в локотках и помчимся в гости к дедушке и
бабушке.
Когда поезд быстро едет, что он кричит? (Дети: шшш)
А когда медленно (Дети: ччч)
А если он пускает пар? (Дети: ссс)
А тормоз машинист нажал? (Дети: ззз)
Игра «Скажи, какой»
Вот мы и в сказке, смотрите перед нами кошка большая, а за ней бежит котёнок,
какой? (Дети: маленький)
Возле дома на цепи пёс Барбос большой лежит, а рядом прыгает, резвится, какой
щеночек? (Дети: маленький)
Дом высокий впереди, а будка у Жучки? (Дети: низкая)
Дорога широкая, а мы с вами идем по какой тропинке? (Дети: по узкой).
Воспитатель: Возле дома на опушке собрались у нас зверушки (упражнение на
отработку дикции)
Сасаса – у собаки колбаса;
Чкачкачка – кошка просит молочка;
Зузузу – забери скорей козу.
Скажите ребята, какие животные собрались на опушке? (Дети: домашние).
Правильно, это домашние животные. О ком я говорю: мягкие лапки, а в лапках
царапки?
Дети: Кошка.
2Воспитатель: А как кошка кричит? (мяу – мяу) А мурлыкает? (мур мур) А если
кошка сердится, как она шипит? (Шшш). Кошка домашнее животное, как ласково
можно назвать её? (кисонька) Как вы думаете, что любит делать кошка? (играть,
лакать молоко, мурлыкать…) Потрогайте и скажите, какая кошка на ощупь? (мягкая,
пушистая).
Это тоже домашнее животное и про неё говорят, что она дереза, узнали про кого я
говорю? (ответы детей) Конечно – это коза. Назовите её ласково (ответы детей:
козочка). Как кричит козочка? (мемеме).
А это домашнее животное сторожит дом, кто это? (собака) Как кричит на
разбойников собака? (гавгав). Что собака любит делать? (ответы детей: лаять,
грызть кости, рыть ямы, бегать…)
Воспитатель: Скажите дети, как, одним словом назвать животных о которых мы
говорили? Конечно это домашние животные, а почему домашние?
Дети: потому что они живут дома.
Воспитатель: Правильно. Ребята, кажется дождь собирается, как стучит дождь
по крышам? (дети приседают и пальцами рук стучат по полу). Давайте поможем
животным вернуться к дедушке и бабушке. (Приносят и ставят животных на стол
около бабушки и дедушки).
Бабушка: Спасибо ребята, всех животных домой привели, какие вы молодцы!
Дедушка ждёт вашей помощи, поможете ему вытянуть репку?
Дети: Да! (дети подходят к дедушке, встают друг за другом, руки ставят на
пояс впереди стоящему и наклонными движениями вперёд назад имитируют
вытягивание репки)
Бабушка: Спасибо ребятки, за помощь. Помогли вытянуть репку. Пойдемте на
огород. Я угощу вас фруктами. Молодцы ребята! А вот вам и мое угощение. (Бабушка
передает корзину с угощениями).
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Помогли дедушке и бабушке, ну а
теперь пора возвращаться в детский сад. (Едут на поезде) Вот мы и в детском саду. Где
мы с вами были? (У дедушки и бабушки) А что мы у них делали? (Помогали
домашним животным вернуться домой, вытаскивали репку из земли) А чем вас
бабушка угостила? (Яблоками)
Все ребята молодцы, настоящие помощники!
3Конспект занятия №2
В гости к кошке
Цель: Побуждать детей строить короткие описательные рассказы, составлять загадки;
строить предложения разной грамматической структуры; образовывать форму глагола в
повелительном наклонении и наименования детёнышей животных. Активизировать
словарь наименований предметов посуды. Уточнять и закреплять правильное
произношение звука «С».
Материал: Игрушки: кошка с котёнком, утка с утёнком. Детская посуда: самовар,
чайник, сахарница с сахаром, чашки с блюдцами, вазочка с печеньем. Скатерть. Сливки
в коробке.
Ход занятия
Воспитатель: (приглашает детей сесть на стульчики, обращает внимание детей на
стол, вокруг которого стоят стулья, а на стульях сидят игрушки) Это домик,
в котором живут кошка с котёнком. У маленького котёнка сегодня день рождение.
Они готовятся к приёму гостей. Кошка накрывает на стол, давайте поможем ей.
Что сначала надо постелить на стол?
Дети: Скатерть
Воспитатель: Что мы поставим в середину и по краям стола? Для того чтобы пить
чай.
Дети: Самовар, чайник, чашки с блюдцами.
Воспитатель: Сахар положим…
Дети: в сахарницу
Воспитатель: А печенье?
Дети: в вазу для печенья
Воспитатель: Из чего будем пить чай? Во что положим сахар? (ответы детей) стук в
дверь. А вот и гости пришли. (воспитатель идёт к дверям и заносит утку с
утёнком) Ребята, кто это?
Дети: Мама утка и маленький сынок утёнок
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. (разыгрывается диалог, воспитатель
говорит от имени игрушек) (можно привлечь педагогов для исполнения ролей
игрушек)
Кошка: Здравствуйте гости дорогие!
4Утка: Здравствуй кошка. Здравствуй котёнок. Поздравляем тебя с днём
рождения. Желаем тебе здоровья. Прими от нас в подарок вот эти сливки.
Котёнок: Спасибо. Проходите к столу.
Кошка: Будем пить чай из самовара.
Воспитатель: У котёнка день рожденье, значит, будет угощенье: чай душистый и
печенье. А теперь зверята приглашают вас поиграть в игру «Поручения»
Котёнок: дети встаньте попляшите, нас с утёнком удивите, а теперь вы
поскачите, покружитесь и садитесь.
Воспитатель: А теперь, мы будем давать поручения зверятам. (воспитатель
вызывает по одному ребёнку для того, чтобы дети давали поручения котёнку
и утёнку)
Дети: индивидуально и с помощью воспитателя Утёнок покрякай. Котёнок помяукай.
Ляг на спинку, на животик, на бочек, потанцуй, попрыгай и т.д.
Воспитатель: А теперь ребята, зверята будут загадывать вам загадки, а вы по описанию
будете отгадывать их.
Утёнок: У нее есть донышко и ручка. Из неё пьют чай. Что это?(дети: чашка)
Котёнок: У него есть две ручки, носик. В нем кипятят воду для чая и он пузат.
(Самовар)
Утёнок: Он белый и сладкий его кладут в чай. (Сахар)
Котёнок: У него есть ручка и носик, в нем заваривают чай. (Чайник)
(В процессе отгадывания загадок, воспитатель демонстрирует предметы)
Воспитатель: А теперь дети загадают вам свои загадки. (Воспитатель вызывает
желающих, загадать загадку. Помогает детям, с помощью шепота на ушко,
чтобы ни кто не слышал. Выслушиваются все желающие)
Воспитатель: А сейчас, зверята, хотят с вами поиграть ещё в одну игру «Чей это
голос?» обыгрываются игрушки – голоса животных и их детёнышей – грубый,
тонкий, мягкий голосок.
После чего предлагает поиграть детям самостоятельно в эту игру.
Конспект занятия № 3
В гостях у зайчика
Цель: познакомить детей со словообразованием в названиях предметов посуды.
5Задачи: развивать активный словарный запас по теме «Посуда»; продолжать учить
строить правильно предложения, согласовывая новые слова в них;
развивать
интонационную сторону речи: громкое четкое произношение звуков, учить строить
интонационный рисунок высказывания, передавая смысл и эмоциональные особенности.
Закреплять правильную артикуляцию звуков. Воспитывать культуру речевого
поведения при общении.
Материал:
петушок, зайчик; посуда: конфетница, сахарница(сахар),
игрушки:
салфетки, чай(пачка), чашка с блюдцем, ложка, одноразовые чашки по количеству детей
Словарная работа: сахарница, конфетница, салфетница
Воспитатель: Сегодня нас пригласили в гости. Отгадайте к кому.
Ход занятия
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку! (Дети: заяц)
Воспитатель: Чтобы к зайчику прийти, на карусель скорей спеши. (воспитатель и
дети встают в круг, берутся за руки) Игра «Карусель»
Карусели, карусели,
Закружились, завертелись,
А потом, потом, потом,
Всё бегом, бегом, бегом,
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз, два, три, четыре,
В гости к зайчику бегите!
(дети усаживаются на стулья, воспитатель убирает ширму, за которой стоит
стол, а за столом сидит мягкая игрушка заяц)
Воспитатель: Ребята, когда вы приходите в гости, какие слова говорите? (Дети:
здравствуйте) Правильно. Давайте и мы поздороваемся с зайчишкой. (Дети
здороваются) воспитатель приглашает детей взять стульчики и сесть
поближе.
Игра «Скажи какой?»
6Воспитатель: (обращает внимание детей на зайца, дети описывают его) Будем
знакомиться с зайчиком, посмотрите внимательно и скажите, почему зайчик в
белой шубке?
Дети: потому, что на улице зима.
Воспитатель: Правильно, у зайца две шубки одна белая, которую он носит зимой, а ещё
какая шубка у него есть? И в какое время года он её носит?
Дети: Серая и носит он её летом.
Воспитатель: Что ещё вы можете сказать о зайчике? Какой он? Что у него есть?
Дети: Он пушистый, мягкий, маленький. У него есть маленький хвостик и длинные уши.
Воспитатель: А вы заметили, какие у него глаза? (дети: маленькие и косые) Да,
поэтому в сказках его и называют «Косой». А ножки у него, какие?
Дети: Быстрые
Воспитатель: Сейчас мы превратимся в маленьких зайчат и покажем, как зайчата
прыгают, как зайчата боятся и дрожат.
Зайчик очень рад, что вы пришли к нему в гости.
Воспитатель: Кто – то стучится. Слышите? Кто это к нему ещё пришел? (воспитатель
открывает дверь и заносит петушка)
Дети: Петушок золотой гребешок
Воспитатель: Сколько гостей у тебя зайчишка собралось! И чем ты будешь сегодня
всех угощать?
Зайчик: (воспитатель тоненьким голоском, незаметно говорит за зайца) Я буду
угощать вас чаем! (Снимает скатерть со стола, а на столе стоит посуда:
кастрюля, вилка, чашка, ложка, сковорода, блюдце, чайник и др.)
Игра «Исправь ошибку»
Воспитатель: Какой беспорядок! Ребята, подскажите зайчику, какая посуда лишняя и
не подходит для чаепития.
Дети: Сковорода, кастрюля
Воспитатель: Почему эта посуда лишняя? Что готовят в этой посуде? (воспитатель
по очереди показывает предмет посуды, а дети отвечают, почему она
лишняя, что в ней готовят)
Дети: Сковорода для жарки мяса, кастрюля для супа
7Воспитатель: А теперь ребята, давайте поможем зайчику накрыть стол для чаепития.
Что осталось на столе?
Дети: Сахар в чашке, конфеты в коробке, салфетки на блюдцу, чаи в коробке.
Воспитатель: (подзывает ребёнка к столу) Куда мы положим сахар? (дети: в
сахарницу) Куда положим салфетки? (дети: в салфетницу) А куда мы положим
конфеты (дети: в конфетницу)
Чай мы положим в чайник и поставим на плиту, пока чай закипает мы расставим чашки
на столе, что я забыла? (дети: блюдца) конечно под чашки нужно поставить
блюдца.
Вот и чайник закипел. Вы, чай горячий пьёте? (дети: нет) Что вы будете делать, чтобы
он остыл? (дети: на чай нужно подуть)
Дыхательная гимнастика
Воспитатель: (дети садятся за стол, воспитатель раздаёт одноразовые чашки и
понарошку наливает «горячий» чай) выполнение задания по показу. Сядьте
ровно, поднесите чашку к губам, делаем глубокий вдох и медленно его выдыхаем
в чашку, свернув губы трубочкой (дети выполняют упражнение).
Вот и остыл наш чай можно пить и угощаться конфетами. А пока вы с зайчиком и
петушком пьёте чай, я прочитаю вам стихотворение, про стол для гостей.
Воспитатель: читает стихотворение
СТОЛ
У стола хватает дел.
Вот какойто гость подсел.
Вот скатёркой накрывают
И посуду расставляют.
Всех гостей он приютил.
За собою усадил.
Хлебосольно угощает.
В чашки чаю подливает.
За столом хватает места.
Никому пока не тесно.
Изо всех обширных сил
8Он гостей объединил.
Вот и шутки, и остроты,
Прибаутки, анекдоты.
Раскраснелись в смехе лица.
За столом легко сдружиться.
Потомуто общий стол
Всех в общенье превзошёл.
Коль хотите, заходите,
С нами вместе посидите ...
Зайчик: Какое хорошее стихотворение. Спасибо вам дорогие ребята!
Воспитатель: И тебе спасибо заинька за твоё гостеприимство. Ребята давайте
попрощаемся с зайчиком и через карусель вернёмся в группу.
Дети: До свидания заинька!
Игра «Карусель»
Конспект занятия №4
Открытое занятие для детей младшей группы
Образовательная деятельность по познавательноречевому развитию в младшей
группе
Игры на развитие мелкой моторики рук по сказке «Репка»
В гости в сказку «Репка»
Программное содержание:
Образовательная задача: Образовательная область «Познание». Совершенствовать
восприятие детей, активно включая органы чувств. Развивать образное
представление.
Развивающая: Образовательная область «Коммуникация». Развивать все компоненты
устной речи детей, расширять и активизировать словарный запас детей.
Развивать диалогическую форму речи, слушать и понимать заданный вопрос,
9понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая
говорящего взрослого.
Воспитательная: Образовательная область «Чтение художественной литературы».
Воспитывать умение слушать сказку и следить за развитием действий.
Образовательная область «Труд». Воспитывать желание принимать участие в посильном
труде, умение преодолевать небольшие трудности. Расширять и обогащать
представления о трудовых действиях, результатах труда.
Методы и приемы:
1. словесные: вопросы, беседа, объяснение
2. наглядные: показ и рассматривание книжкираскладушки
3. игровые: игры на развитие мелкой моторики рук
Материал и оборудование:
Настольный театр, 3 тарелочки, 2 корзиночки, крупа горох и фасоль, веревочка,
прищепки, игрушкакошка, косточки и кружочки из губки, книжкараскладушка,
грибочки, бусы, медальки «репка» на каждого ребёнка.
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Репка», рассматривание
иллюстраций к сказке; игра «Посуши грибочки», «Накорми собачку», «Разбери
зёрнышки», «Собери бусы».
Словарная работа: тянет, потянет, вытянуть.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: предлагает детям поиграть в пальчиковую игру « Этот пальчик
дедушка…» (дети стоят возле стульчиков) после пальчиковой гимнастики
предлагает сесть на стульчики.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руках?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Это книжка – раскладушка со сказкой «Репка».
Воспитатель: Каких героев из этой сказки вы знаете?
Дети: бабка, дедка, внучка, Жучка, кошка, мышка
Воспитатель открывает книжкураскладушку и ставит ее на стол, перед детьми.
Воспитатель: Сейчас (воспитатель называет ребёнка по имени) начнёт рассказывать
сказку.
10Ребёнок: Посадил дед репку. Выросла, репка большая пребольшая. Стал дед репку
тянуть, тянет, потянет вытянуть, не может. Позвал дед, бабку (воспитатель
останавливает ребёнка)
Воспитатель: Посмотрите, что делает бабка? (воспитатель обращает внимание
детей на стол, где стоит бабка и ширма для настольного театра, на ширме
натянута верёвочка, рядом с бабкой стоит корзинка с грибами, стакан с
прищепками и на верёвочке весит грибочек на прищепке, бабка развешивает
грибы на верёвочку)
Дети: Бабка развешивает грибочки.
Воспитатель: Правильно. Бабка занята, она грибы сушит на зиму, ни как не может
помочь деду. Ребята, а давайте мы поможем бабке и развесим грибочки на
верёвочку. (воспитатель вызывает 23 детей, каждый ребёнок берёт по
одному грибочку и по одной прищепке и по очереди друг за другом
развешивают грибы) Помогли мы бабке развесить грибы? (Ответы детей)
Очень хорошо, теперь бабка может помочь деду.
Воспитатель: (называет ребёнка, который может продолжить сказку)
Ребенок: Бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала
бабка внучку(воспитатель останавливает ребёнка)
Воспитатель: Что случилось у внучки? (воспитатель обращает внимание детей на
стол, внучка из настольного театра стоит, а возле неё рассыпанные бусы)
Дети: У неё рассыпались бусы, и она их собирает.
Воспитатель: Правильно. Одной ей не справиться, поэтому мы ей поможем
(воспитатель вызывает двоих детей. Дети собирают бусы и садятся на свои
места). Скажите, что делали сейчас ребята? (Ответы детей: Помогли
собрать внучке бусы) И сейчас внучка может помочь бабке.
Воспитатель: (воспитатель называет ребёнка, который может продолжить
сказку)
Ребенок: Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут вытянуть не
могут. Позвала внучка Жучку.
Воспитатель: (воспитатель обращает внимание детей на стол, где стоит Жучка из
настольного театра) А Жучка не может помочь репку тянуть, ей подкрепиться
надо, чтобы силы прибавились. Сейчас мы с вами её накормим. А, что кушают
собачки?
Дети: косточки
Воспитатель: В этой корзинке, лежит собачий корм, но Жучка больше любит косточки,
их нужно достать и переложить в Жучкину миску. (воспитатель подзывает
двоих детей, которые накормят Жучку косточками) Накормили мы Жучку?
11(Ответы детей) Молодцы. Жучка наелась, и пошла помогать внучке репку
тянуть.
Воспитатель: (называет ребёнка, который может продолжить сказку)
Ребенок: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут,
(воспитатель
потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку.
останавливает ребёнка)
Воспитатель: Не хочет кошка мохнатая, сердитая, на помощь бежать, сейчас мы её
погладим (воспитатель берёт в руки игрушку кошку и даёт нескольким детям
её погладить), и кошка станет доброй, она любит когда её гладят, любит кошка
ласку, и она поможет Жучке. (дальше сказку рассказывать продолжает
воспитатель – Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за
дедку, дедка за репку, тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала кошка
мышку)
Воспитатель: А мышка в своей норке крупу разбирает и ей необходима наша помощь,
нужно горох и фасоль по разным тарелочкам разложить (воспитатель вызывает
2 детей, они разлаживают крупу и садятся на своё место). Прибежала мышка
на помощь ухватилась за кошку и все дружною семьёй они стали тянуть репку,
тянут, потянут, вытянули репку.
Воспитатель: Помогли Мы героям сказки?
Дети: Да
Воспитатель: Как мы помогали героям сказки? Что делали?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Правильно. Мы с вами старались помочь героям сказки
вытянуть репку, за вашу помощь герои сказки дарят вам медальки с
изображением репки.
12