Черкасова Лариса Александровна,
учитель русского языка и литературы
Одним из средств, обеспечивающих решение многих дидактических задач, применяющихся в качестве иллюстрации мысли, для развития наблюдательности и лучшего запоминания материала, всегда была на уроке наглядность. С появлением информационных технологий мало что изменилось. Только теперь наглядность может быть интерактивной, что позволит представлять материал в еще более интересной, динамичной, воздействующей одновременно на несколько органов чувств учащегося форме.
Сервис «Плейкаст» называют открыткой нашего времени. С этим нельзя не согласиться: в плейкасте используется изображение (фотография, какая-то иллюстрация), текст (несет в себе главную мысль, может быть стихотворением, чьей-то цитатой) и музыкальное сопровождение (песня, музыка без слов, актерское или авторское чтение стихотворения). Все три компонента объединяет основная мысль плейкаста.
Данному сервису сложно найти применение на уроках русского языка (во всяком случае, пока такого применения не обозначено). А вот уроки литературы могут быть дополнены, украшены плейкастом, он может стать хорошим помощником учителю на протяжении всего урока и во внеурочной деятельности.
Как можно использовать данный сервис? Конечно, идеален вариант работы с ним при наличии в кабинете компьютера с подключением к интернету и мультимедиапроектора. Но если такового нет, то тоже можно найти выход из такой ситуации.
Хорошо данный сервис работает при взаимодействии с приемами технологии развития критического мышления (ТРКМ).
Так в начале урока на стадии вызова можно использовать прием ассоциации с применением плейкаста. Учащимся дается время на прослушивание и просмотр, в дальнейшем задание – записать ассоциации, возникшие в это время. Можно использовать, чтобы выявить проблемный вопрос, обозначить тему урока, определить ключевые понятия, над которыми будет проводиться работа.
В ходе урока с помощью плейкаста можно работать над определением основных мотивов лирики того или иного поэта; дать задание распределить, каким темам посвящены данные (несколько) плейкасты, определить автора текста, дать характеристику герою и так далее.
В конце урока можно провести рефлексию с использованием сервиса (в идеале: 1 ученик – 1 компьютер, тогда можно работать индивидуально). В качестве домашнего задания предложить создать плейкаст по теме урока, обобщив сведения, полученные во время занятия. Например, после изучения темы «Духовные искания Андрея Болконского» в 10 классе предложить такое задание: создать плейкаст, в качестве текста – синквейн собственного сочинения (ТРКМ). Продумать, какие музыку и иллюстрацию можно использовать для выражения своего мнения. На следующем уроке объяснить свой выбор музыки и иллюстрации, а также обсудить синквейны. Данное задание позволяет подойти дифференцированно к детям, поскольку у некоторых учащихся дома нет интернета, тогда можно подготовить эссе на ту же тему.
Во внеурочной деятельности сервис может быть полезен в качестве иллюстративного (аудио - визуального) материала для литературных гостиных, вечеров по творчеству какого-либо автора, а также во внеклассной работе (как поздравительная открытка, сопровождение на классном часе и так далее).
А этот плейкаст был подготовлен мной для мальчиков, которые практически через несколько дней после выпускного пошли служить в армию.
На сервисе много сообществ, посвященных какой-либо теме или автору. Работы общедоступны, их можно просматривать, оставлять комментарии. В качестве минусов следует отметить, что создать плейкаст можно без регистрации на сервисе, но он будет удален через непродолжительное время. И использование плейкаста возможно только он-лайн, скачать его и просмотреть невозможно. В целом, сервис достаточно интересен и, мне кажется, имеет большое будущее для использования на уроках литературы (возможно, музыки, живописи, каких-то других предметов).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.