Черкасова Лариса Александровна,
учитель русского языка и литературы
Виртуальное путешествие –форма работы, при которой учитель и ученики могут, не покидая школьного кабинета, побывать практически в любом уголке планеты. Это расширяет возможности образовательной деятельности и учителя, и учащихся. Педагог вместе с детьми имеет возможность в течение короткого времени посетить не одно, а несколько мест, связанных с жизнью или творчеством писателя. Кроме того, виртуальное путешествие позволяет узнать не только о том, где жил и работал писатель, но и познакомиться с историческими и архитектурными памятниками его
Родины, с обычаями и традициями жителей, при желании, с особенностями географического положения и т.д. Таким образом, учащиеся получают более полное представление о жизни и творчестве автора и об эпохе написания того или иного произведения.
При такой форме работы учащиеся становятся не просто пассивными наблюдателями, как, например, во время обычной экскурсии, но и активными ее участниками. Они могут включаться в подготовительный этап путешествия, выбирая цель, «маршрут», «остановки» по пути следования, готовя необходимый для путешествия материал (фотографии, тексты), вовремя самой экскурсии. Для этой работы учащиеся могут объединиться в группы по интересам. На основе своих наблюдений ученики могут создавать материалы (презентации, викторины и т.д.). Виртуальное путешествие может стать основой для организации проектной деятельности.
Большим плюсом виртуального путешествия является отсутствие ограничений во времени и зависимости от погоды и времени года. Такое путешествие может продолжаться в течение нескольких уроков, с перерывами, за время которых можно, при необходимости, изменить маршрут, найти дополнительные материалы, подготовить свои работы, провести тестирование среди учащихся и т.д. Если ребенок по какой-то причине не смог присутствовать на уроке-экскурсии, он может самостоятельно отправиться в такое путешествие.
Степень самостоятельности детей при такой форме организации работы возрастает в несколько раз. Объем полученной детьми информации может быть тоже значительно увеличен: возможен просмотр карт, фотографий, видеоматериалов, 3D-панорам, в том числе виртуальных музеев.
Виртуальное путешествие может объединить для работы учителей разных школьных дисциплин: литературы, музыки, истории, географии, изобразительного искусства, а также учащихся с разным уровнем подготовки (особенно при групповой работе) и разного возраста.
Таким образом, можно сказать, что виртуальное путешествие имеет большие возможности для организации работы с детьми. Учащиеся не только получают новые знания, пассивно их усваивая, но и становятся активными участниками процесса нахождения, получения, усвоения информации, закрепления ее в виде создаваемых работ (в том числе и с помощью сервисов интернет).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.