Департамент
здравоохранения Тульской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Тульский областной медицинский колледж»
Узловский филиал
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Дисциплина «ПМ – 04, 07»
Выполнение работ по профессии
младшая медицинская сестра по уходу за больным
(Решение проблем пациента посредством сестринского ухода)
для специальности 31.02.01 Лечебное дело,
34.02.01 Сестринское дело
Раздел – Теория и практика сестринского дела
Тема: «Сестринский процесс: понятия и термины. Документация сестринского процесса»
Составил преподаватель:
Климова М.С.
г. Узловая, 2023
Технологическая карта
занятия
Тема: «Сестринский процесс: понятия и термины. Документация сестринского процесса»
Вид занятия (тип урока): теоретический
Цели занятия:
Обучающие:
Развивающие: развивать умения и навыки:
Воспитательные способствовать воспитанию:
Межпредметные связи: история, философия, психология
Место проведения занятия: аудитория ТОМК
Обеспечение занятия
Используемые методы и приемы обучения: словесные, наглядные, проблемно-диалогические, самостоятельная работа студентов
Формы контроля: опрос, подготовка сообщений, презентаций, докладов.
Литература:
1. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.
2. Мухина С. А. , Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2008
3. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 2002. – (Медицина для вас).
4. Основы сестринского дела: введение в предмет, сестринский процесс. ∕Составитель С.Е. Хвощёва. – М.: ГОУ ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, 2001.
5. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.
Дополнительная:
Хетагурова А.К. «Проблемы этики и
деонтологии в работе медицинской сестры» Приложение к журналу «Сестринское
дело» № 1 2008 г
Студент должен
знать:
- 1 этап – оценка состояния пациента. Заполнение листа первичной оценки.
- 2 этап – выявление проблем пациента. Определение понятия «проблема». Виды проблем. Проблема, как реакция пациента на болезнь и/или своё состояние. Источники проблем.
- 3 этап – постановка целей сестринских вмешательств. Виды целей и ожидаемый результат. Требования к формулированию целей. Условия чёткого выполнения вмешательств.
- 4 этап – Объём вмешательств – тактика сестры, зависящая от состояния пациента и поставленных целей. Вовлечение пациента в процесс ухода. Протокол плана ухода.
- 5 этап – оценка результата. Текущая и итоговая оценка.
уметь:
- собирать информацию о состоянии здоровья пациента;
- определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;
- документировать этапы сестринского процесса.
иметь практический опыт:
- выявления нарушенных потребностей пациента;
- оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;
- планирования и осуществления сестринского ухода;
- ведения медицинской документации
Компетенции
В процессе изучения темы у студента формируются следующие компетенции:
Базовые компетенции:
- способность к системному и логическому мышлению;
- готовность к приобретению новых знаний;
- готовность отвечать за выполненную работу;
- готовность к диалогу с коллегами;
- формирование положительной мотивации к своей деятельности;
- владение информационными технологиями.
Профессиональные компетенции:
- развитие общей профессиональной подготовленности;
- осознание себя как профессионала;
- способность профессионально действовать в любой ситуации;
- способность принимать правильные решения;
- персональная ответственность;
- способность к совместной работе ради достижения цели;
- умение вести поиск информации по заданной теме;
- активизация сферы чувств и переживаний в процессе принятия решений;
- умение разрабатывать и анализировать основными понятиями.
Хронологическая карта
занятия
|
Этапы учебного занятия |
Время (минуты) |
1. |
Организационный момент. |
5 |
2. |
Вступление, мотивация изучения темы: - формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности; - постановка целей; - изложение плана лекции, включающего основные вопросы, подлежащие рассмотрению; - характеристика рекомендуемой литературы. |
5 |
3. |
Основная часть лекции (изложение содержания в соответствии с планом). |
60 |
4. |
Закрепление нового материал |
5 |
5. |
Обобщение и систематизация изученного материала. |
5 |
6. |
Подведение итогов. |
5 |
7. |
Домашнее задание |
5 |
Теоретический материал
Термин «сестринский процесс» - английский; означает ухаживать, обслуживать, осуществлять уход за пациентом. |
Цель сестринского процесса
Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей его организма.
Цель сестринского процесса
осуществляется путем решения следующих задач:
• создание базы информационных данных о пациенте;
• выявление потребностей пациента в медицинском обслуживании;
• обозначение приоритетов в медицинском обслуживании;
• составление плана ухода и обеспечение ухода за пациентом в соответствии с его
потребностями;
• определение эффективности процесса ухода за пациентом и достижение цели
медицинского обслуживания данного пациента.
Этапы сестринского процесса
В соответствии с решаемыми задачами сестринский процесс подразделяется на пять этапов:
Первый этап - сестринское обследование. Для того, чтобы организовать индивидуальный, тщательно продуманный, научно-обоснованный уход за пациентом, медсестра должна ясно представлять себе Кто ее пациент, в этом суть сестринского дела.
Источники информации о пациенте:
- расспрос пациента;
- физическое исследование пациента по органам и системам;
- знакомство с медицинской историей болезни;
- беседа с врачом;
- беседа с родственниками пациента;
- чтение медицинской литературы и специальной литературы по уходу.
Встает вопрос – почему медсестра не может воспользоваться данными врачебного осмотра, то есть почерпнуть все необходимое ей для организации ухода сведения из медицинской истории больного. Сестринское обследование является независимым и не может подменяться врачебным, так как врач и медсестра в своей работе преследуют разные цели.
Задача врача – поставить правильный диагноз и назначить лечение.
|
Задача медсестры – обеспечить пациенту максимальный комфорт, в пределах своей сестринской компетенции постараться облегчить его состояние. |
Врач исследует пациента для того, чтобы выявить нарушение функций внутренних органов и систем и установить причины. |
Для медсестры важны не причины нарушения функций различных органов и систем, а внешние проявления заболевания как результат глубокого нарушения функций организма. |
Медсестра и врач преследуют разные цели, а значит и информация, которую они собирают при обследовании пациента, должна существенно отличаться.
|
Потребность – это психологический и физиологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека.
Каждый человек имеет 14 основных потребностей.
Любое заболевание всегда приводит к нарушению удовлетворения одной, а чаще нескольких потребностей человека, что вызывает у него ощущение дискомфорта. Например, при ангине может нарушаться удовлетворение потребностей ЕСТЬ, ПИТЬ, ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ, РАБОТАТЬ и другие. Поскольку конечной целью деятельности медсестры является обеспечение комфорта и «помощь пациенту в получении недостающего», она должна знать, что именно вызывает дискомфорт, мешает пациенту жить полноценной жизнью. Другими словами, медсестра обязана по определенной методике выяснить удовлетворение каких именно потребностей и в какой степени нарушено у ее пациента.
Таким образом, первый этап сестринского процесса заканчивается идентификацией нарушения удовлетворения основных человеческих потребностей. После точной документации всех собранных данных в сестринской истории болезни медсестра в перечне 14 потребностей подчеркивает те из них, удовлетворение которых пострадало в данном случае.
Сестринская история болезни – это своеобразный научный протокол самостоятельной профессиональной деятельности медсестры, отражающий все 5 этапов сестринского процесса.
Сестринское
обследование проводится двумя методами:
• субъективным.
Субъективный метод обследования – расспрос. Это данные, которые помогают
медсестре составить представление о личности пациента.
• объективным.
Объективный метод – это осмотр, который определяет статус пациента в настоящее
время.
Подробнее
о сестринском обследовании
Второй этап - сестринская диагностика.
Цели второго этапа сестринского процесса:
• анализ проведенных обследований;
• определить с какой проблемой здоровья сталкивается пациент и его семья;
• определить направление сестринского ухода.
Цели
второго этапа сестринского
процесса:
1. анализ проведенных обследований;
2. определить с какой проблемой здоровья сталкивается пациент и его семья;
3. определить направление сестринского ухода.
Все проблемы пациента делятся на:
• потенциальные;
• актуальные;
• первичные - требующие оказания неотложной помощи;
• промежуточные – неопасные для жизни;
• вторичные – не имеющие отношения к данному заболеванию или прогнозу.
Каждая из проблем может быть:
• соматической;
• психологической;
• социальной.
Проблема пациента (сестринский диагноз)
Проблема пациента (сестринский диагноз) – это состояние здоровья пациента, установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны медицинской сестры.
Третий этап - планирование сестринского вмешательства.
Цели третьего этапа сестринского процесса:
• исходя из потребностей пациента, выделить приоритетные задачи;
• разработать стратегию достижения поставленных целей;
• обозначить срок достижения данных целей.
Подробнее
о плане сестринского вмешательства
Цели третьего этапа сестринского процесса:
1. исходя из потребностей пациента, выделить приоритетные задачи;
2. разработать стратегию достижения поставленных целей;
3. обозначить срок достижения данных целей.
– это осознанный
психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный на восприятии
человека, который он испытывает на протяжении всей своей жизни.
Неудовлетворенные потребности пациента - это состояния вынужденной зависимости пациента из-за каких-либо проблем, которые требуют вмешательства со стороны.
Эмоции – это индикаторы потребностей, которые являются положительными или отрицательными реакциями на удовлетворение потребностей.
Для каждой приоритетной проблемы записывается конкретная цель, а для каждой конкретной цели подбирается конкретное сестринское вмешательство.
Приоритетная проблема → Конкретная цель → Конкретное сестринское вмешательство |
Цели делят на:
• долгосрочные (стратегические);
• краткосрочные (тактические).
Структура цели:
• действие – исполнение цели;
• критерий – дата, время и т.д.;
• условие – с помощью кого или чего можно достигнуть результата.
План сестринского вмешательства – это письменное руководство к действиям медсестер. Составляющие плана: цели и задачи.
Для составления плана медсестре необходимо
знать:
• жалобы пациента;
• проблемы и потребности пациента;
• общее состояние пациента;
• состояние сознания;
• положение пациента в постели;
• дефицит самообслуживания.
Из жалоб пациента медсестра узнает:
• что беспокоит пациента;
• составляет представление о личности пациента;
• составляет представление об отношении пациента к болезни;
• локализацию патологического процесса;
• характер заболевания;
• выделяет актуальные и потенциальные проблемы пациента и определяет его
потребности в профессиональном уходе;
• составляет план по уходу за пациентом.
Четвертый этап - сестринское вмешательство.
Цель четвертого этапа
сестринского процесса:
• сделать все необходимое для выполнения намеченного плана ухода за пациентом
идентично общей цели сестринского процесса.
Существуют три системы помощи пациенту:
• полностью-компенсирующая;
• частично-компенсирующая;
• консультативная (поддерживающая).
Подробнее
о сестринском вмешательстве
Пятый этап - определение степени достижения цели и оценка результата.
Цель пятого этапа сестринского процесса - определить, в какой степени достигнуты поставленные цели.
На этом этапе
медсестра:
• определяет достижение цели;
• сравнивает с ожидаемым результатом;
• формулирует выводы;
• делает соответствующую отметку в документах (сестринской истории болезни) об
эффективности плана ухода.
Новое состояние
пациента может быть:
Если цели не достигнуты
медсестре необходимо:
![]() |
Подробнее об оценке результатов
Цель сестринского вмешательства - сделать все необходимое для выполнения намеченного плана ухода за пациентом идентично общей цели сестринского процесса.
Существуют три системы помощи пациенту:
1. Полностью-компенсирующая:
в ней нуждаются три типа пациентов :
• пациенты, которые не могут выполнить ни каких действий, находясь в
бессознательном состоянии;
• пациенты, находящиеся в сознании, которые не могут или которым не разрешено
двигаться;
• пациенты, которые не в состоянии принимать решения самостоятельно;
2. Частично-компенсирующая:
распределение задач зависит от степени ограничения двигательных способностей, а
также от готовности пациента усваивать и выполнять определенные действия;
3. Консультативная
(поддерживающая):
пациент может осуществлять само уход и обучаться соответствующим действиям, но
при наличии помощи медсестры (амбулаторное обслуживание).
Виды сестринских вмешательств:
• Зависимые
сестринские вмешательства – действия медсестры, выполняемые по назначению
врача, но требующие знания и умения среднего медперсонала (забор биологических
жидкостей);
• Независимое сестринское вмешательство – действия медсестры, осуществляемые в меру ее компетентности; медсестра руководствуется собственными соображениями (подача утки в постель);
• Взаимозависимые
сестринские вмешательства – совместные действия медсестры с другими
специалистами.
Тестовые задания по теме: «Сестринский процесс: понятия и термины. Документация сестринского процесса»
Задание - Выберите один правильный ответ! Вариант №1.
1. Краткосрочные цели решают в течение:
а) 1 месяца. б) 3 недель. в) 2 недель.
2. Независимые вмешательства – это
а) Внутримышечная инъекция, назначенная врачом.
б) Беседа медсестры с пациентом по поводу предстоящей операции.
в) Внутривенная инъекция, назначенная врачом.
3. Цели должны быть:
а) Реальными и достижимыми. б) Интересными и объемными.
в) Понятными для медсестры.
4. Сестринский процесс состоит из: а) 3 этапов. б) 4 этапов. в) 5 этапов.
5. В первую очередь решают:
а) Потенциальные проблемы. б) Настоящие проблемы.
в) Приоритетные.
6. К социальным проблемам относится:
а) Рвота. б) Лихорадка. в) Страх смерти.
г) Беспокойство по поводу увольнения с работы.
7. Первый этап сестринского процесса называется:
а) Постановка сестринского диагноза. б) Реализация плана ухода.
в) Обследование пациента.
8. Информация о пациенте бывает:
а) Субъективная и объективная. б) Хорошая и плохая.
в) Настоящая и прошлая.
9. К физиологическим проблемам пациента относиться:
а) Тошнота. б) Дефицит общения. в) Социальная изоляция.
10. К психологическим проблемам относиться:
а) Запор. б) Социальная изоляция. в) Чувство ложной вины.
Тестовые задания по теме: «Сестринский процесс: понятия и термины. Документация сестринского процесса»
Задание - Выберите один правильный ответ! Вариант №2.
1. Долгосрочные цели решаются в течение:
а) 10-14 дней. б) в течение 2 недель. в) более 2-х недель.
2. Зависимое вмешательство – это:
а) Дать рекомендации о диете. б) Придать удобное положение
в) Закапывание капель в глаза, назначенное врачом.
3. Второй этап сестринского процесса называется:
а) Сбор информации. б) Оценка результатов ухода.
в) Постановка сестринского диагноза.
4. К физиологической проблеме относиться:
а) Бессонница. б) Отказ от процедуры
.в) Недоверие к мед. персоналу.
5. К психологическим проблемам относится:
а) Жажда. б) Дефицит досуга. в) Головная боль.
6. К социальным проблемам относиться:
а) Слабость. б) Понос. в) Плохое материальное положение.
7. Выберите сестринский диагноз:
а) Острый живот. б) Гипертоническая болезнь.
в) Избыточное питание.
8. В первую очередь решают:
а) Настоящие. б) Потенциальные. в) Приоритетные.
9. Сестринский процесс состоит из: а) 2 этапов. б) 6 этапов .в) 5 этапов.
10. На 3 этапе сестринского процесса медсестра:
а) Реализует план ухода за пациентом.
б) Составляет цели и план ухода за пациентом.
в) Оценивает результат ухода за пациентом.
Эталон ответов.
Тестовые задания по теме:
«Сестринский процесс: понятия и термины.
Документация сестринского процесса»
Тест
Вариант №1.
1-в |
2-б |
3-а |
4-в |
5-в |
6-г |
7-в |
8-а |
9-а |
10-в |
Тест
Вариант №2.
1в |
2-в |
3-в |
4-а |
5-б |
6-в |
7-в |
8-в |
9-в |
10-б |
Критерии оценки:
1 ошибка – «5» 2 ошибки – «4» 3 ошибки – «3» 4 ошибки – «2» |
Кроссворд по разделу: «Сестринский процесс».
1.
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
||||||
2. |
|
Е |
|
|
|
||||||||||
3. |
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
|
|||||
4.
5. |
|
|
|
|
|
Т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р |
|
|
|
|
|
|
|
|||
6.
7. |
|
|
|
|
И |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
Н |
|
|
|
||||||||
8.
|
|
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
|||
9.
|
|
|
|
|
К |
|
|
||||||||
10. |
|
|
|
|
|
|
И |
|
|
|
|
|
|
|
|
11.
|
|
|
Й |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
П |
Р |
О
|
Ц |
Е |
С |
С |
|
1. Источник информации о пациенте.
2.Желаемый результат, формулированный медсестрой для приоритетной проблемы.
3.Личность, разделяющая философию сестринского дела и имеющая право на сестринскую работу.
4.Действия медсестры, направленные на разрешение проблем пациента.
5.Установление задач и очередности предоставляемой сестринской помощи.
6.Четвертый этап сестринского процесса
7.Клиническое суждение медсестры о характере ответной реакции пациента на болезнь и свое состояние.
8.Действие медсестры (автономное).
9. Пятый этап сестринского процесса.
10. Вид проблемы.
11. Один из трех компонентов цели.
Ответы к кроссворду по разделу:
«Сестринский процесс».
1.
|
Р
|
А
|
С
|
С |
П
|
Р
|
О
|
С
|
|
||||||
2. |
Ц |
Е |
Л |
Ь
|
|
||||||||||
3. |
М |
Е |
Д |
С |
Е
|
С |
Т |
Р |
А |
|
|||||
4.
5. |
В |
М |
Е |
Ш |
А |
Т |
Е |
Л
|
Ь |
С |
Т |
В |
О |
|
|
П |
Л |
А |
Н |
И |
Р |
О |
В
|
А |
Н |
И |
Е |
|
|||
6.
7. |
Р |
Е |
А |
Л |
И |
З |
А |
Ц |
И |
Я |
|
||||
Д |
И |
А |
Г
|
Н |
О |
З |
|
||||||||
8.
|
Н
|
Е
|
З
|
А
|
В
|
И
|
С |
И
|
М
|
Ы
|
Е
|
|
|||
9.
|
О
|
Ц
|
Е
|
Н
|
К |
А
|
|
||||||||
10. |
П |
О
|
Т
|
Е
|
Н
|
Ц
|
И |
А
|
Л
|
Ь
|
Н
|
Ы |
Е
|
|
|
11.
|
Д |
Е |
Й |
С |
Т |
В |
И |
Е |
|
||||||
|
П |
Р |
О
|
Ц |
Е |
С |
С |
|
Критерии оценки:
1 ошибка – «5» 2 ошибки – «4» 3 ошибки – «3» 4 ошибки – «2» |
Ситуационные задачи.
Задача №1.
В пульмонологическом отделении
находится на лечении пациент Т. 68 лет c диагнозом пневмония.
Жалобы на выраженную слабость, головную
боль, кашель с отделением большого количества зловонной гнойной мокроты,
однократно отмечал примесь крови в мокроте.
Пациент лечился самостоятельно дома около 10
дней, принимал аспирин, анальгин. Вчера к вечеру состояние ухудшилось,
поднялась температура до 400 С с ознобом, к утру упала до 360 С с обильным
потоотделением. За ночь 3 раза менял рубашку. Усилился кашель, появилась
обильная гнойная мокрота. Больной заторможен, на вопросы отвечает с усилием,
безразличен к окружающим.
Объективно: при перкуссии справа под
лопаткой определяется участок притупления перкуторного звука. Дыхание
амфорическое, выслушиваются крупнопузырчатые влажные хрипы.
Рентгенологические данные: в нижней
доле правого легкого интенсивная инфильтративная тень, в центре которой
определяется полость с горизонтальным уровнем жидкости.
Задание:
Определите проблемы пациента;
сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме
с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Ответ Задача №1.
Проблемы пациента
Настоящие: лихорадка, кашель со зловонной мокротой, беспокойство по поводу исхода заболевания.
Потенциальные: ухудшение состояния пациента, связанные с развитием осложнений, кровотечение, дыхательная недостаточность.
Приоритетная проблема: кашель с обильной гнойной мокротой.
Краткосрочная цель: улучшение отхождения мокроты к концу недели.
Долгосрочная цель: пациент не будет предъявлять жалоб на кашель со зловонной мокротой к моменту выписки.
План |
Мотивация |
|
1. Обеспечение пациента плевательницей с притертой крышкой, заполненной на 1/3 дез. раствором. |
Для сбора мокроты с гигиенической целью. |
|
2. Создание пациенту удобного положения в постели (постуральный дренаж). |
Для облегчения дыхания и лучшего отхождения мокроты. |
|
3. Обучение пациента правильному поведению при кашле. |
Для активного участия пациента в процессе выздоровления. |
|
4. Обучение пациента дыхательной гимнастике, направленной на стимуляцию кашля. |
Для улучшения кровообращения и отхождения мокроты. |
|
5. Контроль за выполнением пациентом комплекса дыхательных упражнений. |
Для эффективной микроциркуляции в легочной ткани. |
|
6. Обеспечение доступа свежего воздуха путем проветривания палаты. |
Для улучшения аэрации легких, обогащения воздуха кислородом. |
|
7. Проведение беседы с родственниками об обеспечении питания пациента с высоким содержанием белка, витаминов и микроэлементов. |
Для компенсации потери белка и повышения защитных сил организма. |
|
8. Наблюдение за внешним видом и состоянием пациента: измерение АД, ЧДД, пульса, температуры тела. |
Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений. |
|
Задача №2
Пациент 38 лет находится на стационарном
лечении в пульмонологическом отделении с диагнозом экссудативный плеврит. Жалобы
на повышение температуры, одышку, боль и чувство тяжести в грудной клетке
справа, сухой кашель, общую слабость, головную боль, нарушение сна. Считает
себя больным 2 недели, ухудшение наступило в последние 2 дня: усилилась одышка,
температура повысилась до 390 С, с ознобом и проливным потом. В
окружающем пространстве ориентируется адекватно. Тревожен, жалуется на чувство
страха, плохой сон. В контакт вступает с трудом, не верит в успех лечения,
выражает опасение за свое здоровье.
Объективно: сознание ясное, состояние тяжелое, больной лежит на правом боку. Кожные покровы чистые, бледные, влажные, цианоз носогубного треугольника. Дыхание поверхностное, ЧДД 40 в мин, правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания. Перкуторно ниже третьего ребра на задней поверхности грудной клетки определяется тупость. При аускультации дыхание справа не проводится. Пульс 120 уд./мин. АД 100/50 мм рт. ст. Рентгенологически - справа ниже третьего ребра интенсивное затемнение с верхней косой границей, со смещением органов средостения влево.
Задание.
Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
ОТВЕТ Задача№2.
Проблемы пациента
Настоящие: одышка; лихорадка; нарушение сна; беспокойство за исход лечения;
Потенциальные: сепсис; легочно-сердечная недостаточность.
Приоритетная проблема: одышка.
Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение одышки на 7-й день стационарного лечения.
Долгосрочная цель: пациент не предъявит жалоб на затруднения дыхания к моменту выписки.
План |
Мотивация |
1Обеспечить проведение оксигенотерапии. |
Для купирования гипоксии. |
2Обеспечить психологическую подготовку больного к плевральной пункции. |
Для снятия страха перед процедурой. |
Подготовить необходимые инструменты и медикаменты для проведения плевральной пункции. |
Для уточнения диагноза и лечения. |
Обеспечить регулярное проветривание палаты. |
Для притока свежего воздуха, уменьшения гипоксии. |
Обеспечение обильного теплого витаминизированного питья больному. |
Для восполнения потерь жидкости, повышения иммунных сил организма. |
6Обучение пациента лечебной физкультуре с элементами дыхательной гимнастики. |
Для предупреждения спаечного процесса плевральной полости, осложнений. |
7Контроль за выполнением комплекса дыхательных упражнений пациента. |
Для эффективной микроциркуляции крови в легочной ткани. |
8Объяснить пациенту суть его заболевания, методы диагностики, лечения и профилактики осложнений и рецидивов заболевания. |
Для достижения полного взаимопонимания между медицинским персоналом и больным, улучшения сна, снижения тревоги, повышения уверенности в благоприятном исходе лечения. |
9Проведение лечебного массажа с элементами вибрации. |
Для рассасывания экссудата, предупреждения спаек. |
10Проведение беседы с родственниками о рациональном питании. |
Для повышения защитных сил организма. |
11Наблюдение за внешним видом и состоянием пациента. |
Для ранней диагностики осложнений и своевременного оказания неотложной помощи. |
Задача №3
При флюорографическом осмотре у 35 летнего мужчины
было найдено слева в подключичной зоне инфильтративное неоднородное затемнение,
с нечеткими контурами, диаметром 3´4 см.
Направлен в стационар с диагнозом инфильтративный туберкулез верхней доли
левого легкого. В последнее время пациент стал замечать быструю утомляемость,
слабость, потливость, особенно по ночам, небольшое покашливание, снижение
аппетита. Этому состоянию не придавал значения и никуда не обращался. Пациент
обеспокоен своим заболеванием, волнуется за здоровье жены и детей, боится
лишиться работы.
Объективно: состояние удовлетворительное, имеется дефицит веса, температура 37,20 С, в легких слева в верхних отделах дыхание ослаблено, хрипов нет.
Задания.
Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
ОТВЕТ Задача №3.
Проблемы пациента
Настоящие: слабость, утомляемость, потливость, небольшой кашель, лихорадка, тревога за исход болезни и здоровье близких.
Потенциальные: прогрессирование заболевания с развитием осложнений: кровохарканье, плеврит, дыхательная недостаточность.
Приоритетные: слабость.
Краткосрочная цель: уменьшение слабости через 1 неделю.
Долгосрочная цель: исчезновение слабости через 3 месяца, демонстрация пациентом знаний факторов риска, ведущих к обострению заболевания.
План |
Мотивация |
1. Обеспечение достаточного ночного и дневного сна. |
Для восстановления работоспособности, активации защитных сил |
2. Обеспечение достаточного питания с повышенным содержанием белка, витаминов, микроэлементов. |
Для повышения защитных сил организма, повышения уровня специфических антител, активизации репаративных процессов. |
3. Обеспечение доступа свежего воздуха в помещение, проветривание. |
Для улучшения аэрации легких, ликвидации гипоксии. |
4. Прогулки и умеренная физическая нагрузка на свежем воздухе. |
Для повышения аппетита, активизации защитных сил организма. |
5. Контроль за выполнением комплекса дыхательных упражнений. |
Для улучшения микроциркуляции в легких. |
6. Проведение беседы с пациентом о необходимости медикаментозного лечения, объяснение правил приема препаратов и их побочных эффектов. |
Для повышения эффективности лечения, что приведет к ликвидации слабости. |
7. Контроль за своевременной сдачей мокроты, крови для исследования, динамической Rh-графии. |
Для контроля эффективности лечения. |
Задача №4.
Пациент Н. 17 лет поступил на стационарное лечение в кардиологическое отделение с диагнозом ревматизм, активная фаза. Ревматический полиартрит. Жалобы на повышение температуры до 37,8°С, боли в коленных, локтевых, лучезапястных суставах летучего характера, неприятные ощущения в области сердца, общую слабость, снижение аппетита. Больным себя считает в течение двух недель, заболевание связывает с перенесенной ангиной. Пациент плохо спит, тревожен, выражает беспокойство за исход болезни, боится остаться инвалидом.
Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы чистые, коленные, локтевые, лучезапястные суставы отечны, горячие на ощупь, болезненные, кожа над ними гиперемирована, движение в суставах не в полном объеме. В легких патологических изменений нет, ЧДД=18 в мин. Тоны сердца приглушены, ритмичны, пульс 92 уд./мин., АД=110/70 мм рт. ст.
Задание.
Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
ОТВЕТ
Задача №4.
Проблемы пациента
Настоящие: боли в суставах; лихорадка; неприятные ощущения в области сердца; снижение аппетита; слабость; плохой сон;
Потенциальные: формирование порока сердца; риск развития ревмокардита; сердечная недостаточность.
Приоритетной проблемой пациента являются боли в суставах.
Краткосрочная цель: пациент отметит снижение болей в суставах к концу 7-го дня стационарного лечения.
Долгосрочная цель: пациент отметит исчезновение болей и восстановление функции суставов к моменту выписки.
План |
Мотивация |
1. Обеспечить лечебно-охранительный режим пациенту |
Для создания психоэмоционального комфорта и профилактики возможных осложнений заболевания |
2. Укрыть теплым одеялом, обеспечить его теплом |
Для снятия болей |
3. Обеспечить пациенту обильное, витаминизированное питье (2–2,5 л) |
Для снятия интоксикации и повышения защитных сил организма |
4. Ставить компрессы на область болезненных суставов по назначению врача |
Для снятия воспаления |
5. Следить за диурезом пациента |
Для контроля водно-электролитного баланса |
6. Следить за деятельностью кишечника |
Для профилактики запоров |
7. Осуществлять контроль за гемодинамикой пациента |
Для ранней диагностики возможных осложнений |
8. Провести беседу с родными по обеспечению пациента питанием в соответствии с диетой № 10 |
Для уменьшения задержки жидкости в организме |
Домашнее задание:
· Изучить материалы занятия – конспект
· Приготовить кроссворд «Этапы сестринского процесса»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.