Сестринский процесс
Оценка 5

Сестринский процесс

Оценка 5
docx
13.12.2024
Сестринский процесс
УМР Сестринский процесс.docx

Департамент здравоохранения Тульской области

Государственное профессиональное образовательное учреждение

 «Тульский областной медицинский колледж»

Узловский филиал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Дисциплина «ПМ – 04, 07»

Выполнение работ по профессии

младшая медицинская сестра по уходу за больным

(Решение проблем пациента посредством сестринского ухода)

для специальности 31.02.01 Лечебное дело,

                                      34.02.01 Сестринское дело

Раздел – Теория и практика сестринского дела

Тема: «Сестринский процесс: понятия и термины. Документация сестринского процесса»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                  Составил преподаватель:                                           

                                                                                                                   Климова М.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Узловая, 2023

 

 

 

ЗмейТехнологическая карта занятия

Тема: «Сестринский процесс: понятия и термины. Документация сестринского процесса»

Вид занятия (тип урока): теоретический

Цели занятия:

Обучающие:

Развивающие: развивать умения и навыки:  

Воспитательные   способствовать воспитанию:

 

Межпредметные связи:  история, философия, психология

Место проведения занятия: аудитория ТОМК

 

Скругленный прямоугольник: •	  Методическое оснащение: рабочая программа
•	  Раздаточный материал: - методические рекомендации для студентов,  блиц-опрос, вопросы и задания, тестовые задания, карточки-задания, работа с понятиями, ситуационные задачи.
•	  Технические средства обучения: электронные ресурсы (мультимедийная презентация (создана в программе Microsoft power Point), Интернет-ресурсы и другие)

Обеспечение занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемые методы и приемы обучения: словесные, наглядные, проблемно-диалогические, самостоятельная работа студентов

 

Формы контроля: опрос, подготовка сообщений, презентаций, докладов.

Литература:

1.     Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

2.     Мухина С. А. , Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»  Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2008

3.     Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 2002. – (Медицина для вас).

4. Основы сестринского дела: введение в предмет, сестринский процесс. ∕Составитель С.Е. Хвощёва. – М.: ГОУ ВУНМЦ по непрерывному   медицинскому и фармацевтическому образованию, 2001.

5. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

Дополнительная: 

Хетагурова А.К. «Проблемы этики и деонтологии в работе медицинской сестры» Приложение к журналу «Сестринское дело» № 1 2008 г

 

 

 

 

 

 

Студент должен

знать:

- 1 этап – оценка состояния пациента. Заполнение листа первичной оценки.

- 2 этап – выявление проблем пациента. Определение понятия «проблема». Виды проблем. Проблема, как реакция пациента на болезнь и/или своё состояние. Источники проблем.

- 3 этап – постановка целей сестринских вмешательств. Виды целей и ожидаемый результат. Требования к формулированию целей. Условия чёткого выполнения вмешательств.

- 4 этап – Объём вмешательств – тактика сестры, зависящая от состояния пациента и поставленных целей. Вовлечение пациента в процесс ухода. Протокол плана ухода.

- 5 этап – оценка результата. Текущая и итоговая оценка.

 

уметь:

- собирать информацию о состоянии здоровья пациента;

- определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;

- документировать этапы сестринского процесса.

 

 

иметь практический опыт:

- выявления нарушенных потребностей пациента;

- оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;

- планирования и осуществления сестринского ухода;

- ведения медицинской документации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Компетенции

 

 

В процессе изучения темы у студента формируются следующие компетенции:

 

Базовые компетенции:

- способность к системному и логическому мышлению;

- готовность к приобретению новых знаний;

- готовность отвечать за выполненную работу;

- готовность к диалогу с коллегами;

- формирование положительной мотивации к своей деятельности;

- владение информационными технологиями.

 

 

Профессиональные компетенции:

- развитие общей профессиональной подготовленности;

- осознание себя как профессионала;

- способность профессионально действовать в любой ситуации;

- способность принимать правильные решения;

- персональная ответственность;

- способность к совместной работе ради достижения цели;

- умение вести поиск информации по заданной теме;

- активизация сферы чувств и переживаний в процессе принятия решений;

- умение разрабатывать и анализировать основными понятиями.

 

 

 

 

 

Хронологическая карта занятия

 

 

Этапы учебного занятия

Время (минуты)

1.

Организационный момент.

5

2.

Вступление, мотивация изучения темы:

- формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности;

- постановка целей;

- изложение плана лекции, включающего основные вопросы, подлежащие рассмотрению;

- характеристика рекомендуемой литературы.

5

3.

Основная часть лекции (изложение содержания в соответствии с планом).

60

4.

Закрепление нового материал

5

5.

Обобщение и систематизация изученного материала.

5

6.

Подведение итогов.

5

7.

Домашнее задание

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретический материал

 

 

 

Сестринский процесс – это системный подход к оказанию профессиональной медицинской помощи, направленный на восстановление здоровья пациента, исходя из его потребностей.

Термин «сестринский процесс» - английский; означает ухаживать, обслуживать, осуществлять уход за пациентом.

Цель сестринского процесса

Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей его организма.

Цель сестринского процесса осуществляется путем решения следующих задач:
• создание базы информационных данных о пациенте;
• выявление потребностей пациента в медицинском обслуживании;
• обозначение приоритетов в медицинском обслуживании;
• составление плана ухода и обеспечение ухода за пациентом в соответствии с его потребностями;
• определение эффективности процесса ухода за пациентом и достижение цели медицинского обслуживания данного пациента.

 

Этапы сестринского процесса

В соответствии с решаемыми задачами сестринский процесс подразделяется на пять этапов:

Первый этап - сестринское обследование. Для того, чтобы организовать индивидуальный, тщательно продуманный, научно-обоснованный уход за пациентом, медсестра должна ясно представлять себе Кто ее пациент, в этом суть сестринского дела.

Источники информации о пациенте:

            - расспрос пациента;

- физическое исследование пациента по органам и системам;

- знакомство с медицинской  историей болезни;

- беседа с врачом;

- беседа с родственниками пациента;

- чтение медицинской литературы и специальной литературы по уходу.

 

            Встает вопрос – почему медсестра не может воспользоваться данными врачебного осмотра, то есть почерпнуть все необходимое ей для организации ухода сведения из медицинской истории больного. Сестринское обследование является независимым и не может подменяться врачебным, так как врач и медсестра в своей работе преследуют разные цели.

           

Задача врача – поставить правильный диагноз и назначить лечение.

 

 

Задача медсестры – обеспечить пациенту максимальный комфорт, в пределах своей сестринской компетенции постараться облегчить его состояние.

Врач исследует пациента для того, чтобы выявить нарушение функций внутренних органов и систем и установить причины.

Для медсестры важны не причины нарушения функций различных органов и систем, а внешние проявления заболевания как результат глубокого нарушения функций организма.

Медсестра и врач преследуют разные цели, а значит и информация, которую они собирают при обследовании пациента, должна существенно отличаться.

 

 

 

Потребность – это психологический и физиологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека.

Каждый человек имеет 14 основных потребностей.

 

 

 

 

 

 

 

Любое заболевание всегда приводит к нарушению удовлетворения одной, а чаще нескольких потребностей человека, что вызывает у него ощущение дискомфорта. Например, при ангине может нарушаться удовлетворение потребностей ЕСТЬ, ПИТЬ, ПОДДЕРЖИВАТЬ  ТЕМПЕРАТУРУ, РАБОТАТЬ и другие. Поскольку конечной целью деятельности медсестры является обеспечение комфорта и «помощь пациенту в получении недостающего», она должна знать, что именно вызывает дискомфорт, мешает пациенту жить полноценной жизнью. Другими словами, медсестра обязана по определенной методике выяснить удовлетворение каких именно потребностей и в какой степени нарушено у ее пациента.

            Таким образом, первый этап сестринского процесса заканчивается идентификацией нарушения удовлетворения основных человеческих потребностей. После точной документации всех собранных данных в сестринской истории болезни медсестра  в перечне 14 потребностей подчеркивает те из них, удовлетворение которых пострадало в данном случае.

            Сестринская история болезни – это своеобразный научный протокол самостоятельной профессиональной деятельности медсестры, отражающий все 5 этапов сестринского процесса.

Сестринское обследование проводится двумя методами:
• субъективным.
Субъективный метод обследования – расспрос. Это данные, которые помогают медсестре составить представление о личности пациента.
• объективным.
Объективный метод – это осмотр, который определяет статус пациента в настоящее время.
Подробнее о сестринском обследовании

Второй этап - сестринская диагностика.

Цели второго этапа сестринского процесса:
• анализ проведенных обследований;
• определить с какой проблемой здоровья сталкивается пациент и его семья;
• определить направление сестринского ухода.
Цели второго этапа сестринского процесса:
1. анализ проведенных обследований;
2. определить с какой проблемой здоровья сталкивается пациент и его семья;
3. определить направление сестринского ухода.

Все проблемы пациента делятся на:
• потенциальные;
• актуальные;
• первичные - требующие оказания неотложной помощи;
• промежуточные – неопасные для жизни;
• вторичные – не имеющие отношения к данному заболеванию или прогнозу.

Каждая из проблем может быть:
• соматической;
• психологической;
• социальной.

Проблема пациента (сестринский диагноз)

Проблема пациента (сестринский диагноз) – это состояние здоровья пациента, установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны медицинской сестры.

 

сестринский процессТретий этап - планирование сестринского вмешательства.

Цели третьего этапа сестринского процесса:
• исходя из потребностей пациента, выделить приоритетные задачи;
• разработать стратегию достижения поставленных целей;
• обозначить срок достижения данных целей.
Подробнее о плане сестринского вмешательства

Цели третьего этапа сестринского процесса:
1. исходя из потребностей пациента, выделить приоритетные задачи;
2. разработать стратегию достижения поставленных целей;
3. обозначить срок достижения данных целей.

 – это осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный на восприятии человека, который он испытывает на протяжении всей своей жизни.

Неудовлетворенные потребности пациента - это состояния вынужденной зависимости пациента из-за каких-либо проблем, которые требуют вмешательства со стороны.

Эмоции – это индикаторы потребностей, которые являются положительными или отрицательными реакциями на удовлетворение потребностей.

Для каждой приоритетной проблемы записывается конкретная цель, а для каждой конкретной цели подбирается конкретное сестринское вмешательство.

Приоритетная проблема → Конкретная цель → Конкретное сестринское вмешательство

Цели делят на:
• долгосрочные (стратегические);
• краткосрочные (тактические).

Структура цели:
• действие – исполнение цели;
• критерий – дата, время и т.д.;
• условие – с помощью кого или чего можно достигнуть результата.

План сестринского вмешательства – это письменное руководство к действиям медсестер. Составляющие плана: цели и задачи.

Для составления плана медсестре необходимо знать:
• жалобы пациента;
• проблемы и потребности пациента;
• общее состояние пациента;
• состояние сознания;
• положение пациента в постели;
• дефицит самообслуживания.

Из жалоб пациента медсестра узнает:
• что беспокоит пациента;
• составляет представление о личности пациента;
• составляет представление об отношении пациента к болезни;
• локализацию патологического процесса;
• характер заболевания;
• выделяет актуальные и потенциальные
проблемы пациента и определяет его потребности в профессиональном уходе;
• составляет план по уходу за пациентом.

 

 

Четвертый этап - сестринское вмешательство.

Цель четвертого этапа сестринского процесса:
• сделать все необходимое для выполнения намеченного плана ухода за пациентом идентично общей цели сестринского процесса.

Существуют три системы помощи пациенту:
• полностью-компенсирующая;
• частично-компенсирующая;
• консультативная (поддерживающая).
Подробнее о сестринском вмешательстве

Пятый этап - определение степени достижения цели и оценка результата.

Цель пятого этапа сестринского процесса - определить, в какой степени достигнуты поставленные цели.

На этом этапе медсестра:
• определяет достижение цели;
• сравнивает с ожидаемым результатом;
• формулирует выводы;
• делает соответствующую отметку в документах (сестринской истории болезни) об эффективности плана ухода.

 

 

Скругленная прямоугольная выноска: • хуже прежнего состояния.

Скругленная прямоугольная выноска: • без изменений;Скругленная прямоугольная выноска: • лучше прежнего состояния;Новое состояние пациента может быть:



 

 

 

 

Выноска-облако: • выявить причину – поиск допущенных ошибок;

Если цели не достигнуты медсестре необходимо:

 

Выноска-облако: • ввести необходимые коррективы в план сестринской помощи.

,Выноска-облако: • изменить саму цель – сделать ее более реалистичной;


,Выноска-облако: • пересмотреть сроки достижения цели;
 

 

 

 

 

 

 

 

 


Подробнее об оценке результатов

Цель сестринского вмешательства - сделать все необходимое для выполнения намеченного плана ухода за пациентом идентично общей цели сестринского процесса.

Существуют три системы помощи пациенту:

1. Полностью-компенсирующая:
в ней нуждаются три типа пациентов :
• пациенты, которые не могут выполнить ни каких действий, находясь в бессознательном состоянии;
• пациенты, находящиеся в сознании, которые не могут или которым не разрешено двигаться;
• пациенты, которые не в состоянии принимать решения самостоятельно;

2. Частично-компенсирующая:
распределение задач зависит от степени ограничения двигательных способностей, а также от готовности пациента усваивать и выполнять определенные действия;

3. Консультативная (поддерживающая):
пациент может осуществлять само уход и обучаться соответствующим действиям, но при наличии помощи медсестры (амбулаторное обслуживание).

 

 

 

 

Виды сестринских вмешательств:

Зависимые сестринские вмешательства – действия медсестры, выполняемые по назначению врача, но требующие знания и умения среднего медперсонала (забор биологических жидкостей);

Независимое сестринское вмешательство – действия медсестры, осуществляемые в меру ее компетентности; медсестра руководствуется собственными соображениями (подача утки в постель);

Взаимозависимые сестринские вмешательства – совместные действия медсестры с другими специалистами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестовые задания по теме: «Сестринский процесс: понятия и    термины. Документация сестринского процесса»

Задание - Выберите один правильный ответ!                        Вариант №1.

1.     Краткосрочные цели решают в течение:

а) 1 месяца.         б) 3 недель.         в) 2 недель.

2.     Независимые вмешательства – это

а) Внутримышечная инъекция, назначенная врачом.

б) Беседа медсестры с пациентом по поводу предстоящей операции.

в) Внутривенная инъекция, назначенная врачом.

3.     Цели должны быть:

а) Реальными и достижимыми.       б) Интересными и объемными.

в) Понятными для медсестры.

4.     Сестринский процесс состоит из: а) 3 этапов.   б) 4 этапов.  в) 5 этапов.

5.     В первую очередь решают:

а) Потенциальные проблемы.         б) Настоящие проблемы.

в) Приоритетные.

6.     К социальным проблемам относится:

а) Рвота.              б) Лихорадка.               в) Страх смерти.

г) Беспокойство по поводу увольнения с работы.

7.     Первый этап сестринского процесса называется:

а) Постановка сестринского диагноза.     б) Реализация плана ухода.

в) Обследование пациента.

8.     Информация о пациенте бывает:

а) Субъективная и объективная.     б) Хорошая и плохая.

в) Настоящая и прошлая.

9.     К физиологическим проблемам пациента относиться:

а) Тошнота.         б) Дефицит общения.   в) Социальная изоляция.

10.  К психологическим проблемам относиться:

а) Запор.    б) Социальная изоляция.       в) Чувство ложной вины.

 

Тестовые задания по теме: «Сестринский процесс: понятия и термины. Документация сестринского процесса»

Задание - Выберите один правильный ответ!                        Вариант №2.

1.     Долгосрочные цели решаются в течение:

а) 10-14 дней.     б) в течение 2 недель.   в) более 2-х недель.

2.     Зависимое вмешательство – это:

а) Дать рекомендации о диете.     б) Придать удобное положение

в) Закапывание капель в глаза, назначенное врачом.

3.     Второй этап сестринского процесса называется:

а) Сбор информации.            б) Оценка результатов ухода.

в) Постановка сестринского диагноза.

4.     К физиологической проблеме относиться:

а) Бессонница.    б) Отказ от процедуры

.в) Недоверие к мед. персоналу.

5.     К психологическим проблемам относится:

а) Жажда.           б) Дефицит досуга.                в) Головная боль.

6.     К социальным проблемам относиться:

а) Слабость.       б) Понос.   в) Плохое материальное положение.

7.     Выберите сестринский диагноз:

а) Острый живот.         б) Гипертоническая болезнь.

в) Избыточное питание.

8.     В первую очередь решают:

а) Настоящие.    б) Потенциальные.   в) Приоритетные.

9.     Сестринский процесс состоит из: а) 2 этапов.  б) 6 этапов .в) 5 этапов.

10.  На 3 этапе сестринского процесса медсестра:

а) Реализует план ухода за пациентом.

б) Составляет цели и план ухода за пациентом.

в) Оценивает результат ухода за пациентом.

Эталон ответов.

Тестовые задания по теме:

«Сестринский процесс: понятия и термины.

 Документация сестринского процесса»

 

 

Тест  

Вариант №1.

1-в

2-б

3-а

4-в

5-в

6-г

7-в

8-а

9-а

10-в

 

Тест

Вариант №2.

2-в

3-в

4-а

5-б

6-в

7-в

8-в

9-в

10-б

 

 

         Критерии оценки:

 

         1 ошибка – «5»

         2 ошибки – «4»

         3 ошибки – «3»

         4 ошибки – «2»

 

 

Кроссворд по разделу: «Сестринский процесс».

 

                       1.

 

 

 

 

 

 

 

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         2.

 

Е

 

 

 

 

                        3.

 

 

 

С

 

 

 

 

 

 

 

        4.

 

         5.

 

 

 

 

 

Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

                6.

 

                7.

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н

 

 

 

 8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                9.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К

 

 

 

10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             11.

 

 

 

Й

 

 

 

 

 

 

 

П

 Р

О

 

Ц

Е

С

С

 

 

1. Источник информации о пациенте.

2.Желаемый результат, формулированный медсестрой для приоритетной проблемы.

3.Личность, разделяющая философию сестринского дела и имеющая право на сестринскую работу.

4.Действия медсестры, направленные на разрешение проблем пациента.

5.Установление задач и очередности предоставляемой сестринской помощи.

6.Четвертый этап сестринского процесса

7.Клиническое суждение медсестры о характере ответной реакции пациента на болезнь и свое состояние.

8.Действие медсестры (автономное).

9. Пятый этап сестринского процесса.

10. Вид проблемы.

11. Один из трех компонентов цели.

 

              Ответы к кроссворду по разделу:   

                        «Сестринский процесс».

 

                       1.

 

Р

 

А

 

С

 

С

П

 

Р

 

О

 

С

 

 

                                         2.

Ц

Е

Л

Ь

 

 

                        3.

М

Е

Д

С

Е

 

С

Т

Р

А

 

        4.

 

         5.

В

М

Е

Ш

А

Т

Е

Л

 

Ь

С

Т

В

О

 

П

Л

А

Н

И

Р

О

В

 

А

Н

И

Е

 

                6.

 

                7.

Р

Е

А

Л

И

З

А

Ц

И

Я

 

Д

И

А

Г

 

Н

О

З

 

 8.

 

Н

 

Е

 

З

 

А

 

В

 

И

 

С

И

 

М

 

Ы

 

Е

 

 

 

                9.      

 

О

 

Ц

 

Е

 

Н

 

К

А

 

 

 

10.

П

О

 

Т

 

Е

 

Н

 

Ц

 

И

А

 

Л

 

Ь

 

Н

 

Ы

Е

 

 

 

                             11.

 

Д

Е

Й

С

Т

В

И

Е

 

 

П

 Р

О

 

Ц

Е

С

С

 

 

 

 

         Критерии оценки:

 

         1 ошибка – «5»

         2 ошибки – «4»

         3 ошибки – «3»

         4 ошибки – «2»

 

 

        

Ситуационные задачи.

 

Задача №1.

         В пульмонологическом отделении находится на лечении пациент Т. 68 лет c диагнозом пневмония.
         Жалобы на выраженную слабость, головную боль, кашель с отделением большого количества зловонной гнойной мокроты, однократно отмечал примесь крови в мокроте.
Пациент лечился самостоятельно дома около 10 дней, принимал аспирин, анальгин. Вчера к вечеру состояние ухудшилось, поднялась температура до 400 С с ознобом, к утру упала до 360 С с обильным потоотделением. За ночь 3 раза менял рубашку. Усилился кашель, появилась обильная гнойная мокрота. Больной заторможен, на вопросы отвечает с усилием, безразличен к окружающим.
         Объективно: при перкуссии справа под лопаткой определяется участок притупления перкуторного звука. Дыхание амфорическое, выслушиваются крупнопузырчатые влажные хрипы.
         Рентгенологические данные: в нижней доле правого легкого интенсивная инфильтративная тень, в центре которой определяется полость с горизонтальным уровнем жидкости.
Задание:
         Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ      Задача №1.

Проблемы пациента

Настоящие: лихорадка, кашель со зловонной мокротой, беспокойство по поводу исхода заболевания.

Потенциальные: ухудшение состояния пациента, связанные с развитием осложнений, кровотечение, дыхательная недостаточность.

Приоритетная проблема: кашель с обильной гнойной мокротой.

Краткосрочная цель: улучшение отхождения мокроты к концу недели.

Долгосрочная цель: пациент не будет предъявлять жалоб на кашель со зловонной мокротой к моменту выписки.

План

Мотивация

1. Обеспечение пациента плевательницей с притертой крышкой, заполненной на 1/3 дез. раствором.

Для сбора мокроты с гигиенической целью.

2. Создание пациенту удобного положения в постели (постуральный дренаж).

Для облегчения дыхания и лучшего отхождения мокроты.

3. Обучение пациента правильному поведению при кашле.

Для активного участия пациента в процессе выздоровления.

 

4. Обучение пациента дыхательной гимнастике, направленной на стимуляцию кашля.

Для улучшения кровообращения и отхождения мокроты.

 

5. Контроль за выполнением пациентом комплекса дыхательных упражнений.

Для эффективной микроциркуляции в легочной ткани.

 

6. Обеспечение доступа свежего воздуха путем проветривания палаты.

Для улучшения аэрации легких, обогащения воздуха кислородом.

 

7. Проведение беседы с родственниками об обеспечении питания пациента с высоким содержанием белка, витаминов и микроэлементов.

Для компенсации потери белка и повышения защитных сил организма.

 

8. Наблюдение за внешним видом и состоянием пациента: измерение АД, ЧДД, пульса, температуры тела.

Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений.

 

 

 

Задача №2

         Пациент 38 лет находится на стационарном лечении в пульмонологическом отделении с диагнозом экссудативный плеврит.        Жалобы на повышение температуры, одышку, боль и чувство тяжести в грудной клетке справа, сухой кашель, общую слабость, головную боль, нарушение сна. Считает себя больным 2 недели, ухудшение наступило в последние 2 дня: усилилась одышка, температура повысилась до 390 С, с ознобом и проливным потом. В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Тревожен,  жалуется на чувство страха, плохой сон. В контакт вступает с трудом, не верит в успех лечения, выражает опасение за свое здоровье.

         Объективно: сознание ясное, состояние тяжелое, больной лежит на правом боку. Кожные покровы чистые, бледные, влажные, цианоз носогубного треугольника. Дыхание поверхностное, ЧДД 40 в мин, правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания. Перкуторно ниже третьего ребра на задней поверхности грудной клетки определяется тупость. При аускультации дыхание справа не проводится. Пульс 120 уд./мин. АД 100/50 мм рт. ст.  Рентгенологически - справа ниже третьего ребра интенсивное затемнение с верхней косой границей, со смещением органов средостения влево.

Задание.

         Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТВЕТ          Задача№2.

Проблемы пациента

Настоящие: одышка; лихорадка; нарушение сна; беспокойство за исход лечения;

Потенциальные: сепсис; легочно-сердечная недостаточность.

Приоритетная проблема: одышка.

Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение одышки на 7-й день стационарного лечения.

Долгосрочная цель: пациент не предъявит жалоб на затруднения дыхания к моменту выписки.

План

Мотивация

1Обеспечить проведение оксигенотерапии.

Для купирования гипоксии.

2Обеспечить психологическую подготовку больного к плевральной пункции.

Для снятия страха перед процедурой.

 Подготовить необходимые инструменты и медикаменты для проведения плевральной пункции.

Для уточнения диагноза и лечения.

 Обеспечить регулярное проветривание палаты.

Для притока свежего воздуха, уменьшения гипоксии.

        Обеспечение обильного теплого витаминизированного питья больному.

Для восполнения потерь жидкости, повышения иммунных сил организма.

6Обучение пациента лечебной физкультуре с элементами дыхательной гимнастики.

Для предупреждения спаечного процесса плевральной полости, осложнений.

7Контроль за выполнением комплекса дыхательных упражнений пациента.

Для эффективной микроциркуляции крови в легочной ткани.

8Объяснить пациенту суть его заболевания, методы диагностики, лечения и профилактики осложнений и рецидивов заболевания.

Для достижения полного взаимопонимания между медицинским персоналом и больным, улучшения сна, снижения тревоги, повышения уверенности в благоприятном исходе лечения.

9Проведение лечебного массажа с элементами вибрации.

Для рассасывания экссудата, предупреждения спаек.

10Проведение беседы с родственниками о рациональном питании.

Для повышения защитных сил организма.

11Наблюдение за внешним видом и состоянием пациента.

Для ранней диагностики осложнений и своевременного оказания неотложной помощи.

 

 

Задача №3

При флюорографическом осмотре у 35 летнего мужчины было найдено слева в подключичной зоне инфильтративное неоднородное затемнение, с нечеткими контурами, диаметром 3´4 см. Направлен в стационар с диагнозом инфильтративный туберкулез верхней доли левого легкого.  В последнее время пациент стал замечать быструю утомляемость, слабость, потливость, особенно по ночам, небольшое покашливание, снижение аппетита. Этому состоянию не придавал значения и никуда не обращался. Пациент обеспокоен своим заболеванием, волнуется за здоровье жены и детей, боится лишиться работы.

Объективно: состояние удовлетворительное, имеется дефицит веса, температура 37,20 С, в легких слева в верхних отделах дыхание ослаблено, хрипов нет.

Задания.

Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТВЕТ       Задача №3.

Проблемы пациента

Настоящие: слабость, утомляемость, потливость, небольшой кашель, лихорадка, тревога за исход болезни и здоровье близких.

Потенциальные: прогрессирование заболевания с развитием осложнений: кровохарканье, плеврит, дыхательная недостаточность.

Приоритетные: слабость.

Краткосрочная цель: уменьшение слабости через 1 неделю.

Долгосрочная цель: исчезновение слабости через 3 месяца, демонстрация пациентом знаний факторов риска, ведущих к обострению заболевания.

 

План

Мотивация

1. Обеспечение достаточного ночного и дневного сна.

Для восстановления работоспособности, активации защитных сил

2. Обеспечение достаточного питания с повышенным содержанием белка, витаминов, микроэлементов.

Для повышения защитных сил организма, повышения уровня специфических антител, активизации репаративных процессов.

3. Обеспечение доступа свежего воздуха в помещение, проветривание.

Для улучшения аэрации легких, ликвидации гипоксии.

4. Прогулки и умеренная физическая нагрузка на свежем воздухе.

Для повышения аппетита, активизации защитных сил организма.

5. Контроль за выполнением комплекса дыхательных упражнений.

Для улучшения микроциркуляции в легких.

6. Проведение беседы с пациентом о необходимости медикаментозного лечения, объяснение правил приема препаратов и их побочных эффектов.

Для повышения эффективности лечения, что приведет к ликвидации слабости.

7. Контроль за своевременной сдачей мокроты, крови для исследования, динамической Rh-графии.

Для контроля эффективности лечения.

 

 

Задача №4.

        

     Пациент Н. 17 лет поступил на стационарное лечение в кардиологическое отделение с диагнозом ревматизм, активная фаза. Ревматический полиартрит. Жалобы на повышение температуры до 37,8°С, боли в коленных, локтевых, лучезапястных суставах летучего характера, неприятные ощущения в области сердца, общую слабость, снижение аппетита. Больным себя считает в течение двух недель, заболевание связывает с перенесенной ангиной. Пациент плохо спит, тревожен, выражает беспокойство за исход болезни, боится остаться инвалидом.

         Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы чистые, коленные, локтевые, лучезапястные суставы отечны, горячие на ощупь, болезненные, кожа над ними гиперемирована, движение в суставах не в полном объеме. В легких патологических изменений нет, ЧДД=18 в мин. Тоны сердца приглушены, ритмичны, пульс 92 уд./мин., АД=110/70 мм рт. ст.

Задание.

          Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТВЕТ

Задача №4.

Проблемы пациента

Настоящие: боли в суставах; лихорадка; неприятные ощущения в области сердца; снижение аппетита; слабость; плохой сон;

Потенциальные: формирование порока сердца; риск развития ревмокардита; сердечная недостаточность.

Приоритетной проблемой пациента являются боли в суставах.

Краткосрочная цель: пациент отметит снижение болей в суставах к концу 7-го дня стационарного лечения.

Долгосрочная цель: пациент отметит исчезновение болей и восстановление функции суставов к моменту выписки.

 

План

Мотивация

1. Обеспечить лечебно-охранительный режим пациенту

Для создания психоэмоционального комфорта и профилактики возможных осложнений заболевания

2. Укрыть теплым одеялом, обеспечить его теплом

Для снятия болей

3. Обеспечить пациенту обильное, витаминизированное питье (2–2,5 л)

Для снятия интоксикации и повышения защитных сил организма

4. Ставить компрессы на область болезненных суставов по назначению врача

Для снятия воспаления

5. Следить за диурезом пациента

Для контроля водно-электролитного баланса

6. Следить за деятельностью кишечника

Для профилактики запоров

7. Осуществлять контроль за гемодинамикой пациента

Для ранней диагностики возможных осложнений

8. Провести беседу с родными по обеспечению пациента питанием в соответствии с диетой № 10

Для уменьшения задержки жидкости в организме

 

 

 

 

 

 

                                 

 

 

 

 

                                                Домашнее задание:

·           Изучить материалы занятия – конспект

·           Приготовить кроссворд «Этапы сестринского процесса»

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Департамент здравоохранения Тульской области

Департамент здравоохранения Тульской области

Технологическая карта занятия

Технологическая карта занятия

Место проведения занятия : аудитория

Место проведения занятия : аудитория

Студент должен знать: - 1 этап – оценка состояния пациента

Студент должен знать: - 1 этап – оценка состояния пациента

Компетенции В процессе изучения темы у студента формируются следующие компетенции:

Компетенции В процессе изучения темы у студента формируются следующие компетенции:

Хронологическая карта занятия №

Хронологическая карта занятия №

Теоретический материал

Теоретический материал

Этапы сестринского процесса

Этапы сестринского процесса

Любое заболевание всегда приводит к нарушению удовлетворения одной, а чаще нескольких потребностей человека, что вызывает у него ощущение дискомфорта

Любое заболевание всегда приводит к нарушению удовлетворения одной, а чаще нескольких потребностей человека, что вызывает у него ощущение дискомфорта

Все проблемы пациента делятся на: • потенциальные; • актуальные; • первичные - требующие оказания неотложной помощи; • промежуточные – неопасные для жизни; • вторичные –…

Все проблемы пациента делятся на: • потенциальные; • актуальные; • первичные - требующие оказания неотложной помощи; • промежуточные – неопасные для жизни; • вторичные –…

Цели третьего этапа сестринского процесса : 1

Цели третьего этапа сестринского процесса : 1

Структура цели: • действие – исполнение цели; • критерий – дата, время и т

Структура цели: • действие – исполнение цели; • критерий – дата, время и т

Четвертый этап - сестринское вмешательство

Четвертый этап - сестринское вмешательство

Новое состояние пациента может быть:

Новое состояние пациента может быть:

Подробнее об оценке результатов

Подробнее об оценке результатов

Виды сестринских вмешательств: •

Виды сестринских вмешательств: •

Тестовые задания по теме: « Сестринский процесс: понятия и термины

Тестовые задания по теме: « Сестринский процесс: понятия и термины

Тестовые задания по теме: « Сестринский процесс: понятия и термины

Тестовые задания по теме: « Сестринский процесс: понятия и термины

Эталон ответов. Тестовые задания по теме: «

Эталон ответов. Тестовые задания по теме: «

Кроссворд по разделу: «Сестринский процесс»

Кроссворд по разделу: «Сестринский процесс»

Ответы к кроссворду по разделу: «Сестринский процесс»

Ответы к кроссворду по разделу: «Сестринский процесс»

Ситуационные задачи. Задача №1

Ситуационные задачи. Задача №1

Ответ Задача №1. Проблемы пациента

Ответ Задача №1. Проблемы пациента

Задача №2 Пациент 38 лет находится на стационарном лечении в пульмонологическом отделении с диагнозом экссудативный плеврит

Задача №2 Пациент 38 лет находится на стационарном лечении в пульмонологическом отделении с диагнозом экссудативный плеврит

ОТВЕТ Задача№2. Проблемы пациента

ОТВЕТ Задача№2. Проблемы пациента

Задача №3 При флюорографическом осмотре у 35 летнего мужчины было найдено слева в подключичной зоне инфильтративное неоднородное затемнение, с нечеткими контурами, диаметром 3 ´ 4…

Задача №3 При флюорографическом осмотре у 35 летнего мужчины было найдено слева в подключичной зоне инфильтративное неоднородное затемнение, с нечеткими контурами, диаметром 3 ´ 4…

ОТВЕТ Задача №3. Проблемы пациента

ОТВЕТ Задача №3. Проблемы пациента

Задача №4.

Задача №4.

ОТВЕТ Задача №4. Проблемы пациента

ОТВЕТ Задача №4. Проблемы пациента

Домашнее задание: ·

Домашнее задание: ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2024