Сетевое сообщество как эффективная форма повышения профессионального мастерства в интернет – пространстве.
Информатизация образования в значительной мере связана с приобщением педагогов к применению информационно-коммуникационных технологий как для обучения и воспитания обучающихся, так и для собственного профессионального развития, которое должно влиять не только на совершенствование мастерства педагога, но и способствовать его развитию в социуме. Традиционная методическая работа не может в полной мере обеспечивать сегодня «новому учителю» необходимую и достаточную поддержку. В условиях модернизации становится значимым создание современной системы методической работы, в основе которой – ИКТ, сетевой ресурс.
Интенсивное развитие информационных технологий меняет современный мир, меняются формы общения людей. Электронная почта, факсимильная и сотовая связь позволяют в считанные секунды получить или отправить информацию с любой точки земного шара. Люди становятся ближе друг к другу, характер взаимоотношений меняется: ускоряется процесс обсуждения и принятия решений по многим вопросам, расширяется круг заинтересованных лиц. Интернет с его возможностями общения по электронной почте, участия в чатах, форумах, тематических видеоконференциях, семинарах способствует виртуальному объединению групп людей по интересам. В сети создаются профессиональные объединения и сообщества. Сетевое сообщество обозначает сообщество людей, общающихся между собой при помощи сети Интернет.
Задача сетевого сообщества - организовать дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса – администраторов образовательных учреждений, учителей-предметников, библиотекарей, а также обучающихся. При создании необходимых условий все участники сетевого сообщества будут выступать в роли партнеров. Совместная деятельность в сетевых сообществах призвана приучить людей разного поколения думать и действовать при помощи сети.
Важное направление профессиональной деятельности преподавателей в сети – это, прежде всего, деятельность, направленная на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма. Роль преподавателя в организации учебной деятельности обучающихся в сети очень велика. Преподаватель организует своих обучающихся для участия в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах и направляет деятельность обучающихся в телекоммуникационных проектах.
Среда современных сетевых сервисов дает возможность создавать учебные ситуации, в которых обучающиеся могут естественным образом осваивать и компетентности, необходимые в XXI веке. В ходе сетевого взаимодействия возможно создание, совершенствование и расширение спектра образовательных услуг. Существующие интернет -технологии позволяют преподавателю оперативно получать необходимую информацию, размещенную, в том числе и на сайтах образовательного назначения.
Не менее важное направление профессиональной деятельности преподавателей в сети – это деятельность, направленная на самих преподавателей, на их самообразование, деятельность, связанную с повышением квалификации.
В созданных в настоящее время сообществах педагогов отражены все сферы деятельности преподавателя в реальности – методическая подготовка к урокам, решение педагогических ситуаций, консультации профессионалов, самообразование, участие в Интернет – конкурсах, проведение методических семинаров.
Среда сетевых сообществ дает нам возможность обмениваться опытом с коллегами посредством электронной почты, web – конференции, форумов и чатов, помогает нам думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое и экологическое мышление. Здесь можно получить адекватную оценку своих материалов и своей профессиональной деятельности без предвзятостей, предубеждений. А это очень мощная психологическая поддержка, способствующая профессиональному росту. Ведь не секрет, преподавателю самому нужна мотивация. И работа в глобальной сети является мощным стимулом для творческого подхода к обучению, самосовершенствованию, повышению квалификации.
Идеи профессионального сетевого взаимодействия преподавателей как средства личностного роста, развития способностей, раскрытия индивидуальности, становления профессионализма педагога согласуются с идеями личностно-ориентированного подхода в образовании.
Сетевое взаимодействие проявляется в различных формах сетевой активности педагогов: создание образовательных сайтов в сети Интернет, совместная реализация программы повышения квалификации, представление инновационного опыта в сети, он-лайн общение и взаимодействие в профессиональных сетевых сообществах разного уровня.
Таким образом, участие в сетевых сообществах дает нам возможность:
· поделиться своим бесценным опытом в организации проектной деятельности детей (опубликовать и распространить его);
· получить консультации по вопросам организации групповой работы детей в Интернете и использованию сетевых сервисов;
· создать копилку профессиональных находок;
· принять участие в семинарах, мастер-классах, дистанционных консультациях и тренингах по проблематике сообщества;
· расширить круг профессионального общения;
· обсудить возникающие профессиональные вопросы и проблемы;
· поделиться своим мнением, интересными новостями, высказать пожелания, что не исключает горячих споров по интересующим собеседников вопросам;
· повысить уровень самообразования, обучаясь в мастер-классах различного направления, в том числе изучение новейших информационно –коммуникативных технологий, для практического применения.
Профессиональные сообщества предполагают не просто пассивный просмотр материалов и ресурсов, а активное общение на профессиональной почве. Внутри сообщества единомышленников создана плодородная почва для профессионального самосовершенствования и роста педагога, для совместного, а значит, более объективного, обсуждения и решения возникающих ежедневно педагогических проблем. Начинающие педагоги могут получить квалифицированную практическую помощь, а опытные педагоги – поделиться своими наработками, идеями и широко проявить себя в различных проектах и конкурсах, инициированных сообществом.
Итак, подводя итог, хочу выразить, думаю, общее мнение о роли сетевого профессионального сообщества в системе повышения профессионального мастерства педагога: чем активнее каждый педагог будет работать в сети, чем быстрее он станет «сетевым учителем», тем дальше мы продвинемся по пути создания единого педагогического информационно-коммуникативного пространства. Создадим условия внедрения лучшего из достижений и находок коллег в повседневность обучения и воспитания. Это и есть самая реальная точка роста модернизируемого общества на современном этапе.
Литература
1.Владимирова Л.П. Взаимодействие учителей в сетевых сообществах // Информатика и образование. - 2006. - № 6. - С. 56 - 61.
2.Африна Е. Сетевое сообщество учителей – приоритеты и возможности. Народное образование 2008 № 8 с.132-138
3.Махмудова Р.Ш. Роль сетевых педагогических сообществ в непрерывном образовании. Информатика и образование. 2011 №6 с.103-106
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.