«СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ,
ОБУЧЕНИЕ НА ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСАХ, УЧАСТИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСАХ»
Учитель останется учителем, пока учится сам. Современное общество характеризуется не только бурным развитием и кардинальными изменениями технической и технологической инфраструктуры коммуникаций, но и резким ростом объёмов производимой и потребляемой информации (по разным оценкам, они удваиваются каждые 3-5 лет).
В системе непрерывного образования педагогов значительное место занимают методические объединения учителей предметников. Особенности в развитии системы образования в целом, так и в регионах привели в последнее десятилетие к появлению различных моделей методических служб. В содержание их работы, наряду с традиционными, (образовательной, методической, консультативной, организаторской и др.), все большее место стала занимать информационная, диагностическая, аналитическая, организационно- и учебно-методическая, экспериментальная, прогностическая, научно-исследовательская, инновационно-внедренческая, экспертная, издательская деятельность.
В свое время Девид Стар Джордан (американский педагог (1851 - 1931) - И.Я.) говорил: «Человеку, который знает, куда идёт, мир даёт дорогу». Знаем ли мы, куда идём? Открывает ли нам мир дорогу? Порой кажется, что тебе уже всё знакомо. Но стоит взглянуть глубже, и ты понимаешь, что ничего не знаешь…Пифагор сказал: «Прежде старайся исследовать вещи, находящиеся вблизи тебя, затем те, которые удалены от твоего зрения».
Происходящие в мире и стране события убедительно свидетельствуют о возрастающей роли сетевой педагогики и сетевого взаимодействия в жизни и деятельности учебных заведений.
Под сетевым взаимодействием мы понимаем систему взаимообусловленных действий педагогов, позволяющих им реализовывать совместную деятельность, направленную на профессиональное развитие, где поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.
При традиционной организации методической работы все педагоги в определенном сообществе знакомы друг с другом, непосредственно контактируют между собой. Такие прямые длительные связи минимальны, в результате чего такое взаимодействие исчерпывает себя и становится малопродуктивным, так как ограниченные возможности коммуникации не могут обеспечивать тот уровень обмена информацией, который необходим для плодотворной работы.
При сетевой организации методической работы наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, а, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными.
Сетевая организация методической работы для муниципального образования реализуется с целью:
Ø более полного обеспечения информационной поддержки
образовательного процесса, научной, инновационной работы;
Ø повышение эффективности использования методических и других
ресурсов, обеспечение равных возможностей пользования этими ресурсами всех субъектов образовательного процесса;
Ø объединение усилий и возможностей с другими методическими
организациями для внедрения в свою деятельность современных технологий, в том числе их компьютеризации;
На данном этапе широко применяют на практике возможности Интернета по следующим направлениям:
• Использование электронной почты;
• Поиск в сети нужной информации;
• Создание собственных сайтов;
• Рассылка и/или получение различных нормативных документов, информирование о семинарах и конференциях и т.д.;
• Обмен тематическим опытом и идеями; • Организация сетевых конференций;
• Получение («скачивание») обучающих программ по разным предметам; • Организация собственного методического хранилища;
• Курсы дистанционного повышения квалификации;
• Виртуальные библиотеки;
• Обучающие олимпиады, викторины, проекты;
• Сетевые методические объединения учителей;
• Консультационные виртуальные центры.
Условия для сетевого взаимодействия:
1.
Возможность совместной деятельности участников сети
1.1 возможность проявления собственной инициативы,
1.2 возможность коллективной поддержки и оценки своей инициативы,
1.3 возможность участия в поддержке и оценке других инициатив,
1.4 возможность участия в складывании общей цели, общего этоса, общей системы
ценностей (профессиональных),
1.5 возможность участия в формировании общих критериев эффективности
деятельности,
1.6 возможность представлять совместную деятельность,
1.7 возможность участия в управлении совместной деятельностью, влияния на
распределение ресурсов для осуществления деятельности.
2. Общее информационное пространство
2.1
возможность предоставлять информацию о своей деятельности другим участникам
сети,
2.2 возможность иметь информацию о деятельности других участников сети,
2.3 создавать собственные каналы информации,
2.4 становиться частью других информационных каналов.
Одной из форм сетевого взаимодействия педагогов являются дистанционные профессиональные конкурсы. Дистанционные конкурсы придают сетевому взаимодействию учителей общность теоретического и методологического характера, позволяют систематически развивать участников сетевого взаимодействия, тем самым повышая их профессиональную компетентность через коллективную рефлексию и обмен результатами деятельности. В условиях перехода на новые образовательные стандарты профессиональное развитие педагога, учителя-предметника возможно лишь если его самообразование, методическая работа носит непрерывный характер.
Новая роль преподавателя в системе дистанционного обучения предполагает, что на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др.
Использование дистанционных технологий дает слушателям возможность заниматься самостоятельно в удобное им время, получать дополнительную информацию и общаться с преподавателями и с другими слушателями через электронную почту и через Интернет, участвовать в сетевых дискуссиях, в работе над групповыми проектами.
Весьма полезным для учителей является и то, что в процессе дистанционного обучения они знакомятся с особенностями использования компьютерных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, выступая в качестве обучаемых.
Дистанционные курсы проводятся для школьных учителей, которые заинтересованы в повышении своей квалификации, в освоении современных методик и интернет-технологий.
Для участия в дистанционных курсах
достаточно наличия адреса электронной почты e-mail, через которую
будут поступать учебные материалы и происходить взаимодействие всех участников
курса. Если вы зарегистрировались на курсах с группой коллег, то у вас есть
свой очный локальный координатор, который поможет вам получить необходимые
материалы и переслать ведущему курса выполненные вами задания.
Для участия в чат-занятиях или веб-форумах желательно иметь возможность доступа
в сеть Интернет.
При участии в дистанционных курсах Вы получаете возможность общения с высококвалифицированными специалистами, с коллегами по курсам из других городов и официальное "бумажное" свидетельство (за отдельную плату).
На базе телекоммуникационных и информационных средств возможно применение различных педагогических форм деятельности. Например, дистанционные деловые игры, лабораторные работы и практикумы, виртуальное посещение недоступных объектов, виртуальные экскурсии, компьютерная переписка школьников, а также педагогов друг с другом, выпуск электронных бюллетеней и многое другое.
Дистанционные курсы способствуют без отрыва от производства:
- профессиональной подготовке и переподготовке кадров;
- повышению квалификации педагогических кадров по определенным специальностям.
Дистанционное (интернет образование), заочное образование на сегодняшний день является особенно актуальным. Дистанционное образование через интернет — это образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью информационных технологий, компьютеров и телекоммуникационных технологий, и средств.
Развитие информационных и коммуникационных технологий привело к тому, что любое второе высшее образование, впрочем, как и первое, можно получить, обучаясь дистанционно. Интернет сокращает расстояния. Дистанционные технологии организуют обучение таким образом, что нет необходимости, во-первых, посещать лекции, во-вторых, выполнять практические работы, находясь в аудитории. Дистанционное образование можно получить, выполняя все практические, лабораторные и курсовые работы дома, в любое удобное время.
Однако внедрению дистанционного обучения в дополнительное профессиональное образование и организации сетевых педагогических сообществ препятствуют различные факторы, среди которых - дефицит «живого» общения, свойственный виртуальному взаимодействию; низкий уровень компьютерной грамотности большинства российских педагогов; особенности зрелого возраста; сложившиеся стереотипы (в том числе и в профессиональной деятельности) и др., что делает актуальной проблему подготовки учителя к сетевому общению в системе дополнительного профессионального образования.
Участие в различных профессиональных конкурсах - один из путей самосовершенствования учителя.
Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в «новом» типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание.
Учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профмастерства педагогов — формирование исследовательской культуры.
Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.
Сегодня существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя. Учителя не загонишь в формулу «знания — умения — навыки», и нет инструмента, которым можно измерить все благородство души учителя, неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе. Ничем не измеряются в труде учителя и озарения, которые не возникают из ничего и ниоткуда, а подготавливаются всем предыдущим опытом учителя, его бесконечными диалогами с самим собой.
Проводимая модернизация российского образования позволяет сегодня создать любую модель развития приоритетных направлений учебного заведения, системы обучения и воспитания, профессионального потенциала педагогов. Мотивация успешного продвижения по инновационному пути гарантирует формирование эффективной системы для всего учебно-воспитательного процесса. Главным ориентиром для педагогов в этом случае становится способность к самоорганизации, активное участие в общественной деятельности и презентация собственных достижений.
Первоочередной задачей руководителей является обязательное создание условий для продвижения вперед как в профессиональном, так и в личностном росте каждого отдельно взятого педагога. Таким образом, происходит становление принципиально нового механизма взаимодействия всех участников педагогического процесса, стержнем которого является творческий потенциал, где определённое внимание уделяется конкурсам профессионального мастерства.
Сегодня существует много профессиональных конкурсов для педагогов. Известны всем конкурсы: «Учитель года», Конкурс на получение лучшими учителями денежного поощрения в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», «Лучший работник системы общего образования района», «Самый классный классный» и множество дистанционных конкурсов.
Победить в конкурсе - не значит останавливаться на достигнутом, а значит - развивать достоинства, находиться в постоянном поиске, совершенствоваться.
Участвуя в конкурсах, учитель может рассказать о своём опыте работы и показать педагогическое мастерство.
Конкурсы нужны учителям, потому что
– способствует самореализации, профессиональному росту педагога, дают толчок к дальнейшему творческому развитию;
–создают условия для повышения квалификации педагогов, их профессионального общения;
–выявляют творческих, инициативных людей, способных заниматься методической и административной работой;
– повышают престиж учительской профессии.
Подготовка к конкурсу педагогического мастерства является творческим процессом, потому что во время подготовки к нему, педагог анализирует свою деятельность как учителя - предметника, приводит в систему свой педагогический опыт, документацию, тем самым совершенствует своё профессиональное мастерство.
Серьезным аргументом для участия в конкурсах стало заявление Президента РФ Владимира Путина об учреждении ежегодных поощрений в размере 100 тысяч рублей для 10 тысяч лучших учителей страны, которое подтверждает значимость педагогической профессии. Одним из показателей экспертной оценки в проекте документа, который разработан Министерством образования и науки РФ, является участие в конкурсах. Это своеобразный импульс к популяризации лучшего опыта в области образовательной политики.
Современный учитель вносит много нового в свою работу, но он не может оставаться только в рамках практической деятельности, он вынужден обращаться к исследованиям. Более того, учитель, претендующий на звание мастера, обязан публично демонстрировать результаты своего профессионализма.
Квалификация педагогических работников не всегда характеризует возможность прогрессировать в условиях конкурсной программы. Отсюда и возникает проблема участия в конкурсе «Учитель года»: недостаточная активность и инициатива учителей, непонимание смысла конкурсной программы, слабые навыки публичной самопрезентации профессиональных качеств.
Сетевые технологии — это перспектива современного образования. Осознав значимость этого направления, мы можем обеспечить доступное, качественное образование. Интернет повышает роль "сетевых" педагогов, ведь зона их влияния с помощью телекоммуникаций возрастает в сотни и тысячи раз по сравнению с обычным учебным процессом. Талантливый учитель интересен не только тем людям, которые его окружают; его миссия шире - помочь тем, которые хотят учиться у него, используя для этого дистанционные технологии.
Участие в дистанционных конкурсах даёт многое для повышения профессионального уровня учителя. Во-первых, он учится грамотно использовать учебные ресурсы Интернет, во-вторых, те, кто прошел школу дистанционного конкурса, мыслят и действуют по-другому. Они осознают, что сфера их деятельности – открытое образовательное пространство, люди и ресурсы, находящиеся в разных городах. А это ощущение единства учителей всей страны. Педагоги могут использовать опыт других преподавателей. Самое же главное, увеличивается самоуважение участника конкурса: "Я это могу", "Я это сделал". Повышается внутренняя самооценка, меняется внутренний мир педагога.
Профессиональные конкурсы –то не только профессиональный рост, это и интеллектуальный рост наших учеников. Чтобы подготовиться к любому конкурсу, необходимо самому узнать как можно больше, а как только находишь интересные вещи, хочется поделиться находками не только с коллегами, но и с ребятами, а значит для них появляется возможность обогатить свои знания.
Сегодня школе нужны учителя, остро чувствующие потребности времени и способные выйти на новый современный уровень.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.